Новости интересные факты про бажова

Презентация по истории на тему "Интересные факты из жизни Бажова" Чем знаменит Книга неоднократно переиздавалась, пополняясь новыми произведениями. Сказочник Павел Бажов и его ученица: Кем на самом деле была Хозяйка медной горы. Из-под пера Павла Бажова вышли многочисленные публицистические и журналистские тексты, несколько художественных произведений.

Павел Петрович Бажов

Этот неопровержимый факт, как считал Бажов, говорил лишь об одном – нет и никогда не было никакого «уральского языка», а существует смесь различных говоров единого русского языка, горячо писателем любимого. Павел Бажов — интересные факты. П. П. Бажов известен многим людям с самого детства как «уральский сказочник». Интересен факт, что в 20-летнем возрасте Павел Бажов успешно окончил Пермскую духовную семинарию, после чего несколько лет работал учителем русского языка в двух духовных училищах. — Герои видеороликов «Открой Бажова» признавались, что участие в проекте побудило их освежить в памяти произведения писателя. Жизнь Павла Бажова трудно разделить по простейшему черно-белому принципу: после радости – неприятности, негатив обязательно сменяет позитив и т.п. Биография знаменитого писателя состоит из малоизученных периодов, или полос, по выражению самого Бажова. К 145-летию Павла Бажова вспоминаем малоизвестные факты из его работы депутатом.

Детство и юность

  • 14 интересных фактов о Павле Бажове
  • Сказы Бажова: ни с чем не перепутать
  • Какую тайну раскрывает нам Бажов и зачем ему борода
  • Детство, Урал и рассказы деда Слышко
  • 10 ФАКТОВ о Павле Бажове

Павел Петрович Бажов Некоторые факты биографии

Творчество Павла Бажова часто сравнивают со сказками братьев Гримм и Ганса Христиана Андерсена, но оно имеет отчетливо русский колорит. Произведения Павла Петровича Бажова были переведены на множество языков, и он получил международное признание. По мотивам сказов Павла Петровича были сняты многочисленные художественные и мультипликационные фильмы. Павел Петрович Бажов был показан в документальном фильме под названием «Урал кует победу». Сказы Павла Бажова известны своими яркими описаниями, магическими элементами и глубокой связью с уральским ландшафтом и его людьми.

Там часто фигурируют сверхъестественные существа, такие как горные духи, говорящие животные и мифические существа, а также исследуются темы жадности, морали и последствий человеческих поступков. Бажов внес большой вклад в сохранение уральского фольклора, собирая и документируя местные легенды и традиции. Стиль произведений Павла Петровича сочетает в себе элементы традиционных народных повествований с его собственными художественными элементами и изысканиями, что придает им оригинальность и индивидуальность. Труды Павла Петровича Бажова сыграли важную роль в популяризации истории и культуры Урала.

Одним из псевдонимов Бажова был Колдунков. Это связано с тем, что с одного из уральских наречий слово «бажить» переводится как колдовать, ворожить, предвещать. Кроме сказов, Павел Бажов также написал несколько серьезных трудов, которые посвящены истории Урала. В некоторых произведениях Павла Петровича есть упоминания реальных людей, к примеру Ленина.

Сборник сказов «Малахитовая шкатулка» Павла Петровича Бажова входит в список ста книг, которые рекомендованы для самостоятельного чтения школьникам Министерством образования и науки России. Всего Бажов за свою жизнь написал примерно полсотни сказов. У Павла Бажова после войны стало сильно ухудшаться зрение, но несмотря на это, он продолжал свою редакторскую работу и написание сказов. В 1940-годах Павел Петрович находился во главе Свердловской писательской организации.

Кроме того, библиотека хранит сочинения современных Бажову авторов. На книжных полках без труда можно найти издания Агнии Барто, Гладкова, Суркова, Симонова с дарственными надписями. Сундук с приданным Самый старый предмет дома — сундук, который перешел Бажову по наследству от матери, Августы Стефановны. Он мог использоваться как сидячее место для гостей например, когда здесь проходили заседания союза писателей или же как спальное место. Согласно одной из легенд, на нем ночевал поэт Алексей Сурков. Сегодня, как и в годы самого Павла Петровича, сундук хранится в столовой.

Фортепиано Это самое дорогое приобретение Бажова за всю жизнь, или, по крайней мере, о котором известно доподлинно. Инструмент он купил своему внуку Никите в надежде, что тот, когда подрастет — будет учиться играть. Спустя время стало понятно, что ожидания писателя не оправдались, но инструмент не простаивал, а звучал, когда в дом приходили гости и устраивали музыкальные вечера. Стоит отметить, что сам Павел Петрович очень любил музыку. В завершении напомним, что посетить дом-музей можно со вторника по субботу с 9:30 до 19:00; в воскресенье — с 9:30 до 18:00. Музей расположен в Екатеринбурге по адресу: улица Чапаева, 11.

Павел Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, спектакли, сняты фильмы и мультфильмы. Смерть и наследие Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года. Писатель был похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище. В родном городе писателя, в доме, где он жил, открыт музей. Имя писателя носит народный фестиваль в Челябинской области, ежегодная премия, вручаемая в Екатеринбурге. Павлу Бажову установлены памятные монументы в Свердловске, Полевском и других городах. Также именем писателя названы улицы во многих городах бывшего СССР. Другие варианты биографии.

Псевдоним Чипонев означал «читатель поневоле». Использовались также фамилии Хмелинин, Осинцев и Старозаводский. Интересный факт.

На Урале забыли про Бажова: в год писателя разруха даже на его могиле

В этот год и его семья выжили исключительно благодаря своему огороду. Они считаются главным трудом в жизни этого талантливого литератора. Действие многих его сказов разворачивается в окрестностях города Полевской, в котором он жил около трёх лет. На современном гербе Полевского даже можно увидеть образы из его сказов — Каменный цветок и Хозяйку Медной горы. В некоторых сказочных произведениях Павла Бажова упоминаются вполне реальные люди. Так, в двух из них есть упоминание о Ленине.

Литературная карьера его была довольно короткой. Всерьёз Павел Петрович увлёкся ей за 14 лет до смерти, в возрасте 57 лет. До этого он уже собирал фольклор, но сказов ещё не писал. Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях! Отправить оценку Средний рейтинг: 3.

Количество оценок: 134 Оценок пока нет.

А в 1944 году его наградили орденом Ленина за плодотворное творчество К 120-летию писателя в 1999 году было учреждено Премию имени П. Ее ежегодно вручают писателям в Екатеринбурге В период гражданской войны воевал на стороне красных, входил в отряд «Красные орлы», который осуществлял карательную деятельность в отношении как священнослужителей, так и верующих мирян После войны у писателя стало резко слабеть зрение , но он все же продолжал и редакторскую работу, и собирание сказок, и творческое использование фольклора Образы из сказов П. Бажова, а именно «Каменный цветок» и «Хозяйка медной горы» в виде каменного зеленого цветка с золотой коронованной ящерицей изображены на гербе города Полевской в Свердловской области Бажов был депутатом Верховного Совета. Надеемся, что из этой статьи Вы узнали интересные факты из жизни и творчества Бажова. Оцените статью.

Наибольшую популярность писатель Бажов приобрел благодаря сказкам «Каменный цветочек» и «Хозяйка медной горы». В 1999 г. Это были самые интересные факты из жизни Бажова. Если вам понравилась данная статья — поделитесь ею в социальных сетях. Если вы вообще любите интересные факты из жизни великих людей — подписывайтесь на сайт interesnyefakty. Понравился пост? Нажми любую кнопку: Интересные факты:.

Бажов считается первым создателем такого жанра как советский литературный сказ. Женился Павел на своей ученице, в семье родилось четверо детей. Бажов очень любил детей. В этом браке у Ариадны и Тимура родился сын, назвали которого Егор. Он стал затем важным политическим деятелем. Именно, таким было его прозвище в детстве.

Советский журналист и великий сказочник: кем был Павел Бажов, создатель «Малахитовой шкатулки»

Этот переезд имел огромное значение для дальнейшей жизни писателя. В Санкт-Петербурге Бажов познакомился с множеством интересных людей, просмотрел многочисленные выставки и музеи, записал свои впечатления и мысли в дневниках, которые стали важным источником информации для его будущих творений. Также в столице писатель начал сотрудничать с литературными изданиями и печататься в газете «Голос Петербурга». Свои первые произведения он издавал под псевдонимом «Павел Орлов». Однако важно отметить, что переезд в Санкт-Петербург был для Бажова не только радостным событием, но и определённым вызовом.

Он сталкивался с непривычной для себя обстановкой, часто бывал в трудных финансовых ситуациях, но благодаря своей усидчивости и целеустремлённости преодолел все трудности и добился успеха в своей писательской карьере. Участие Павла Петровича Бажова в Первой мировой войне Одним из самых интересных и малоизвестных фактов из жизни Павла Петровича Бажова является его участие в Первой мировой войне. В отличие от многих известных писателей того времени, Бажов был не только талантливым литератором, но и достаточно активным участником военных действий. Он принимал участие во множестве боевых действий, сражался с немецкой армией и австро-венгерскими войсками, а также оказывал помощь раненым солдатам.

Отмечается, что участие в войне оказало огромное влияние на творческую деятельность Бажова. Он увидел множество страшных и героических событий, которые впоследствии нашли отражение в его произведениях. Например, многие истории из «Малахитовой шкатулки» основаны на реальных событиях, которые произошли во время Первой мировой войны. Бажов принимал участие в боях на восточном и южном фронтах России; он сражался с австро-венгерской армией в Галиции и Италии; писатель оказывал помощь раненым солдатам и работал в госпитале в Екатеринбурге; участие в войне сильно повлияло на творческую деятельность Павла Петровича.

Первые шаги в литературе Павел Петрович Бажов начал писать еще в детстве. Он вымышлял различные истории и рассказы, которые затем рассказывал своим друзьям и братьям. Это были его первые шаги в литературе. Когда Павел Петрович Бажов стал студентом, он начал писать стихотворения, которые были опубликованы в журнале «Уральский вестник».

Он также начал писать прозу, которая была опубликована в литературных журналах. В то время Павел Петрович Бажов начал разрабатывать свой индивидуальный стиль письма, который стал основой его литературной работы. В 1933 году Павел Петрович Бажов опубликовал свою первую книгу «Малахитовая шкатулка», которая стала настоящим литературным событием. Книга привлекла внимание критиков и читателей своей необычностью и оригинальностью.

Павел Петрович Бажов стал одним из самых известных советских писателей того времени. Важно отметить, что лексика Павла Петровича Бажова является уникальной и оригинальной. Он использовал множество народных выражений и словарных слов, которые были характерны только для уральского народа. Также интересно, что писатель использовал множество мифов и легенд, которые были переданы ему от его бабушки и других родственников.

Он воссоздавал эти легенды и рассказывал их в своих произведениях. Павел Петрович Бажов активно изучал историю и культуру уральского края. Он путешествовал по всей области, собирал народные обряды, обычаи и легенды. Все это нашло свое отражение в его произведениях.

Сбор и изучение уральских народных сказок Павел Петрович Бажов был заядлым собирателем народных сказок. Он провел много времени среди местных жителей Урала, слушая и записывая их истории и легенды. Бажов был уверен, что народные сказки не только содержат остроумные шутки и увлекательные приключения, но также представляют историческое и культурное значение. Он собрал огромное количество сказок и легенд, которые были устно передаваемыми поколениями.

Бажов не только записывал сказки, но и проводил глубокий анализ их содержания и символизма. Он стремился понять человеческие ценности, которые пораждали сказки, и разгадать загадки, заложенные в словах народных рассказов.

Последние годы жизни и смерть В последние годы жизни Павла Петровича Бажова его здоровье начало ухудшаться. Он страдал от недомоганий и проблем со здоровьем. Однако, несмотря на все трудности, П.

Бажов продолжал работать над своими произведениями и писал новые сказки. Его последние работы можно отнести к циклу «Полевые цветы». Увы, жизнь выдающегося писателя закончилась 3 июля 1950 года. Бажов скончался в возрасте 67 лет, оставив за собой богатое наследие литературных произведений. Наследие и продолжение дела Бажова Павел Петрович Бажов оставил после себя не только замечательные книги с увлекательными историями, но и наследие культуры и фольклора.

Его творчество стало примером для многих писателей и поэтов, которые продолжают его дело до сегодняшнего дня. В наше время многое из того, что П. Бажов собрал и описал, является утерянным или уже не существует. Однако, его наследие продолжает жить благодаря современным исследователям фольклора и людям, которые продолжают заниматься сбором и сохранением народных традиций. Существует множество организаций, посвященных памяти П.

Бажова и его творчеству. Они организовывают выставки, конференции и другие мероприятия, направленные на изучение его наследия и продолжение его дела. В Свердловской области существует Музей народного искусства Урала им. Бажова, который посвящен его жизни и творчеству. Также в Екатеринбурге создан Благотворительный фонд им.

Бажова, который занимается сохранением народных традиций и развитием культуры Урала. В Краснодарском крае действует Общественная организация «Друзья Павла Бажова», которая занимается сбором и сохранением народных обрядов и традиций. Таким образом, наследие и продолжение дела П. Бажова является важным элементом культурного наследия России. И даже спустя столетия после его рождения, его творчество продолжает вдохновлять и вызывать уважение среди людей, заботящихся о сохранении уникальности и богатства нашей страны.

Вопрос-ответ: Какие работы Павла Петровича Бажова считаются самыми известными? Самыми известными работами Павла Петровича Бажова являются сказки из сборника «Малахитовая шкатулка», такие как «Горный цветок», «Змей Горыныч» и «Рукавичка». Чем Павел Петрович Бажов занимался до того, как начал писать сказки? До того, как начать писать сказки, Павел Петрович Бажов работал горным инженером и занимался изучением народных ремесел и промыслов в Уральском регионе. В какой форме и где были опубликованы сказки Павла Петровича Бажова?

Сказки Павла Петровича Бажова были опубликованы в нескольких томах сборника «Малахитовая шкатулка». Они были опубликованы в 1939 году в Свердловске. Какие темы рассматриваются в сказках Павла Петровича Бажова? Сказки Павла Петровича Бажова рассматривают темы народной культуры и фольклора, где главными героями являются гномы, звери, духи и другие мифические существа. Какую роль играла жена Павла Петровича Бажова в его творчестве?

Жена Павла Петровича Бажова, Зинаида Зимина, играла важную роль в его творчестве, помогая ему в сборе и изучении народной культуры и фольклора. Какие награды были получены Павлом Петровичем Бажовым за свои работы?

По мотивам сказов Бажов создано много произведений. Самые известные из них — кинофильм «Каменный цветок», опера К.

Молчанова «Каменный цветок» балет С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке», симфоническая поэма А. Муравьева «Азов-гора». На гербе города Полевской Свердловской области на фоне зеленого малахитового цветка изображена ящерица в короне — Хозяйка Медной Горы.

Впервые начал печататься в 1913 г. Мамин-Сибиряк как писатель для детей». В городе Камышлове в феврале 1917-го был избран в первый Совет рабочих и солдатских депутатов по списку эсеров. В июле того же года — главный редактор городской газеты. С 1918 г. Попадает в плен к колчаковцам, через несколько дней бежит и становится подпольщиком в Сибири, а затем — партизаном.

В период гражданской войны воевал на стороне красных, входил в отряд «Красные орлы», который осуществлял карательную деятельность в отношении как священнослужителей, так и верующих мирян на Урале массовая волна расстрелов духовенства прокатилась в 1918 г. Усть-Каменогорск Казахстан для восстановления разгромленной в ходе неудавшегося восстания узников Усть-Каменогорской тюрьмы большевистской ячейки. Под видом страхового агента осуществлял связь между партизанскими соединениями «Красных горных орлов» в составе Народной Повстанческой Армии Алтая, работая по заданию красной Москвы. Он участвовал в разоружении партизан, которые завоевали власть большевикам, в уничтожении казачьих станиц, в расправах ЧОНовцев с безоружными и вооруженными противниками советской власти. Например, именно Бажов действовавший тогда под псевдонимом «Бахеев» организовал подавление восстания во главе с Козырем — командиром 4-го корпуса Народной Повстанческой Армии.

Полосатая жизнь Павла Бажова

Проект "Мой Урал" продолжает свое изучение истории, литературы и культуры Урала. Павел Петрович Бажов Павел Петрович Бажов — дед по материнской линии политического деятеля Егора Гайдара, который в свою очередь является внуком Аркадия Гайдара и, соответственно, прадед политика Марии Гайдар. Интересные факты из жизни Бажова расскажут вам о главных качествах и достижениях талантливого писателя. Одним из самых интересных и малоизвестных фактов из жизни Павла Петровича Бажова является его участие в Первой мировой войне. Главная» Новости» Интересные факты из жизни бажова.

Интересные факты о Павле Петровиче Бажове

Интересный факт 2017-05-26 07:47:14 Работая в газетах, Бажов использовал целый ряд псевдонимов. Так как его фамилия родственна диалектному глаголу «бажить», имеющему значение «колдовать», он придумал псевдоним Колдунков. Псевдоним Чипонев означал «читатель поневоле». Использовались также фамилии Хмелинин, Осинцев и Старозаводский.

Стоит отметить, что он стал родоначальником такого литературного жанра, как — «советский литературный сказ». Интересен факт, что в 20-летнем возрасте Павел Бажов успешно окончил Пермскую духовную семинарию, после чего несколько лет работал учителем русского языка в двух духовных училищах. Когда к власти пришли большевики, Бажов вошел в состав отряда «Красных орлов», которые преследователи как священников, так и простых верующих людей. Ряд своих произведений Павел Бажов издал под псевдонимом «Колдунков».

К слову, в детстве он имел именно такое прозвище. Настоящее признание писателю принесли такие произведения, как «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка» и «Хозяйка медной горы». В честь Бажова был назван теплоход, курсирующий по Волге.

Премьеры американских фильмов у нас идут в тот же день, что и на родине создателей этих лент. Мы носим те же одежды, что весь мир, потребляем примерно одни и те же продукты. Но в этой большой планетарной деревне очень хочется ощущать свою индивидуальность. А индивидуальность — и человеку, и местности, и времени — даруется прежде всего художником. Бажов — уралец во всем: в выборе тем, сюжетов, героев, ситуаций, но главное, он уралец в языке. Действие сказов Бажова связано с уральскими горами, но парадокс в том, что он вместе с героями устремляется не вверх, в горы, а в гору, в недра. Его персонажи живут в рудничных поселках, работают в шахте, в забое, возвращаются оттуда — и становятся крестьянами.

У жителя Урала связь с землей многожильная, глубинная в буквальном смысле слова. А это очень важно для Бажова. Но Бажов заговорил не просто о человеке труда, не только о работнике, который зарабатывает на жизнь себе и своим близким. Для писателя принципиально важно, что работа, труд требуют профессионализма. Его герои взыскуют мастерства, потому-то горщик Данила и назван мастером. Бажов не подозревал о существовании Булгакова, не знал, что у персонажа «закатного» булгаковского романа даже нет имени, он просто Мастер. Но очевидно, что в системе ценностей у того и другого писателя мастерство было определяющим признаком. Международные конкурсы рабочих компетенций, соревнования специалистов в разных сферах производства показывают, насколько мир нуждается в профессионалах. Когда-то мы довольствовались любыми товарами и продуктами, лишь бы они были, а в условиях товарного изобилия появилась возможность выбирать. Раньше я покупал книгу, вне зависимости от того, на какой бумаге она напечатана, — главное, чтоб был интересен текст.

А сейчас из нескольких изданий той же «Малахитовой шкатулки» выберу то, которое отвечает моему вкусу. Чтоб притягательность строчек поддерживалась притягательностью книги. Книгоиздательство тоже нуждается в мастерах, как любая сфера деятельности. Один из шестиклассников, прочитав «Малахитовую шкатулку», признался, что сказ ему не понравился, потому что написан «неграмотно, на каком-то древнем уральском языке». Означает ли это, что новому поколению Бажов уже «не по зубам»?

В 1999 г.

Это были самые интересные факты из жизни Бажова. Если вам понравилась данная статья — поделитесь ею в социальных сетях. Если вы вообще любите интересные факты из жизни великих людей — подписывайтесь на сайт interesnyefakty. Понравился пост? Нажми любую кнопку: Интересные факты:.

Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова

Ему опять повезло: Павел Бахеев получил место учителя в селе Бергуль Каннского уезда сейчас — Новосибирская область , где и в самом деле учил детей, получив для этой цели бумагу, карандаши и какой-то примитивнейший раздаточный материал. Учил — и при этом устанавливал связь с партизанами. После чего продолжил конспиративную жизнь в качестве организатора подполья и связного. Под видом страхового агента он, немолодой, невысокий, с густой пышной бородой, разъезжал по Алтаю и Сибири, устанавливая связь с партизанскими отрядами, координируя их действия. Наконец удалось связаться с семьей и послать им хоть какую-то весточку. Валентина Александровна, взяв детей, покинула Камышлов и отправилась к нему в Усть-Каменск Семипалатинской губернии. Теперь это Казахстан. Валентина Александровна с детьми жила в том же городке, но встречаться им было категорически запрещено — из конспирации.

Задание Бажова было по возможности способствовать восстановлению партийной ячейки, разгромленной Колчаком. Надо было отыскать тех, кто поддержал бы повстанцев-антиколчаковцев. Власть в Усть-Каменске переходила из рук в руки — то Колчак, то Красная армия, то бандиты, вся политическая программа которых заключалась в грабежах и насилии. Бажов снова был брошен в тюрьму, но казнить арестованных банда не успела — их вышибли из города. Так пишет про это время Н. Анов, писатель и очевидец: «Впервые тогда прозвучало никому не известное имя атамана Козыря. Он пришел в город с буйной вольницей анархистов.

Козыревцы разъезжали по улицам верхом, и красные ленты, прикрепленные к их шапкам, ниспадали чуть ли не до земли. Показывая свою «революционность», они в первый же день вывели из домов протоиерея Дагаева, бывшего владельца типографии Горлова и городского голову Сидорова и «для острастки другим буржуям» зарубили всех троих шашками. Атаман Козырь, в прошлом царский поручик, командовал Четвертым крестьянским корпусом в армии знаменитого руководителя партизанского движения на Алтае Ефима Мамонтова. Одиннадцатый полк корпуса расположился в деревне Согра, в десяти километрах от города; он и поднял мятеж, подхваченный козыревцами. Задача перед Бахеевым стояла чрезвычайно сложная. Он знал, что партизанский полк шемонаихинский в борьбе с колчаковцами выполнит любой его приказ. Но… ведь атаман Козырь привел с собой не белогвардейцев, а тоже партизан, успешно воевавших против Колчака.

Надо было проявить большой такт при разоружении крестьянского корпуса. Павел Петрович решил устроить митинг. В нем приняли участие козыревские партизаны из армии Мамонтова и красные партизаны. Очевидцы митинга в Усть-Каменогорске, на котором председательствовал Бахеев, рассказывали мне, как искусно выступал Павел Петрович, затрагивая самые больные вопросы о власти, волновавшие партизан обоих лагерей. Против Колчака воевали не только бедняки, сочувствовавшие большевикам, но и зажиточные мужики, соблазненные программой эсеров. Павел Петрович блестяще разоблачил авантюрную сущность бывшего поручика царской армии Козыря. Митинг закончился полной победой Бахеева.

Крестьянский корпус принял решение отправиться на польский фронт, помогать Красной армии громить Пилсудского. Все обошлось без кровопролития». Гражданская война в России 1917-1922 гг. Запись добровольцев в Красную Армию. Выступления, пропаганда, работа в ЧК, истребление контрреволюции, организация типографии при отступлении колчаковцев Горлов утопил станки — и добыть их из реки и снова запустить было задачей более чем нетривиальной поглощали все силы Бажова. Занимался он и продразверсткой — оставив себе «подпольную» фамилию Бахеев, и культурой, и решением всяких возникающих вопросов. После установления в Усть-Каменске советской власти Бажов был загружен работой полностью.

Не обходилось без курьезов. Вот один из таких случаев, о котором вспоминает Николай Рахвалов, еще один свидетель той поры: «Вскоре после освобождения города Усть-Каменогорска от колчаковских банд была проведена регистрация коммунистов. Налицо оказалось всего 28 человек членов и кандидатов РКП б , включая руководящий состав советских и партийных организаций. Как распределить кадры?! Приходилось каждому активному партийцу занимать по нескольку ответственных постов, пока не были выявлены кадры сочувствующих, способных вести определенную работу. Коммерческим агентом этого общества был некий Н. Мелихов На пароходе, сразу же национализированном советской властью, имелось пианино.

Предвидя национализацию имущества, Мелихов снял с парохода инструмент и поставил его в квартиру своих приятелей. Про это узнал Николай Степанович Гавриленко — художественный руководитель самодеятельного драмколлектива водников, где, между прочим, принимала участие в качестве суфлера и Валентина Александровна Бажова. Гавриленко стал добиваться, чтобы пианино было отдано клубу водников. Мелихов укрыл пианино в другом месте — на квартире директора городского училища. Гавриленко, взяв в военкомате двух латышей-красноармейцев, явился к директору училища. Но тот заартачился. Латыши, не долго думая, — к председателю ЧК.

Тот, конечно, предложил директору передать инструмент клубу, а самому явиться наутро в ЧК для объяснений. У директора от страха, говорят, тряслись колени. Но все же он нашел в себе силы попросить предчека отсрочить возврат пианино и разрешить ему проконсультироваться у заведующего отделом народного образования, коему по службе подчинен. Предчека разрешил. Павел Петрович Бахеев, заведующий отделом народного образования, принял жалобщика приветливо, сказал ему, что и сам бывший учитель, понимает его с полуслова, но пианино, сказал он, клубу водников нужнее, чем супруге директора училища. Раздосадованный неудачей директор решил найти управу на Бахеева в профсоюзе. В то время явочным порядком было уже создано упрофсоюза работников просвещения.

Директор очутился лицом к лицу с председателем упрофбюро… П. Директор был зол и настойчив. Он решил обратиться к прессе. В Усть-Каменогорске с первых же дней восстановления советской власти стала выходить газета «Известия Усть-Каменогорского ревкома». Облачившись для солидности в парадный вицмундир, директор предстал наконец перед ясным взором редактора газеты — Павла Петровича Бахеева. Павел Петрович встретил его приветливо, с добродушной улыбкой. Водники долго потом вспоминали эту историю с музыкальным инструментом».

Он часто и безотказно выступал. Когда надо было убедить, растолковать, разъяснить, призывали Бахеева. И тот, негромко, улыбаясь, ни в коем случае не свысока, говорил, убеждал, находил необходимые аргументы. Ему, педагогу и словеснику, сделать это было не так уж и трудно. Однажды он читал доклад о выступлении Ленина на Восьмом съезде. Речь шла о необходимости электрификации всей страны, о тех неисчислимых выгодах и расцвете, которые сулит электричество. Доклад проходил зимой, в нетопленом клубе, но все же расстарались: пустили ток, и над головами сияла, как доказательство, лампочка Ильича.

Но вдруг она зашипела и погасла — на электростанции кончились сухие дрова, а сырые гореть не желали. Доклад про электричество, заливающее светом всю Россию, вплоть до самых отдаленных уголков, продолжился при свечах, взятых в соседней церкви. Ни докладчика, ни слушателей это не смутило. И когда Бажова обвиняли в том, что он фантазер, тот спокойно парировал, что фантазии для революционера — вещь необходимая. В июне 1920 года состоялся выпуск на организованных им курсах: в казахские школы отправились восемьдесят семь учителей-казахов, и это была решительная победа. Но самым дорогим и важным детищем для Бажова стал Крестьянский Алтайский университет. В Усть-Каменск, где было все-таки посытнее и полегче, чем в других уголках растерзанной страны, съезжались измученные представители старой интеллигенции — и попадали под опеку Бажова.

В Усть-Каменске закипела культурная жизнь. Оказавшаяся в Усть-Каменске неплохая театральная труппа ставила спектакли, несмотря на жуткую нехватку бумаги, выпускался литературный журнал, а в новообразованном Крестьянском университете читали столичные профессора, которых судьба закинула в Усть-Каменск. Увы, долго оставаться здесь Бажов не смог. Он заболел малярией, та дала легочные осложнения. Врачи настоятельно потребовали, чтобы он сменил климат. Вместе со своей верной помощницей и лучшим другом — Валентиной Александровной — и детьми Бажов получил мандат на поездку в Москву, на 4-й всероссийский съезд профсоюзов. Но в дороге к малярии и воспалению легких прибавился тиф.

От тифа в дороге сгорел трехлетний Ваня, спасти малыша не удалось. Надежд на то, что Бажов поправится, не было ни у кого, Валентина Александровна хотела лишь одного: довезти мужа до Камышлова. Умирать — так дома, на Урале. Но в Камышлове Бажов неожиданно для всех выжил. Его, совсем слабого, выносили в сосновый лес и клали на солнце. Видимо, это и спасло его. Кроме того, в Семипалатинске на легендарного Бахеева постепенно стал копиться компромат — пошли доносы.

Основное обвинение было: недостаточно активные действия в период Колчаковой оккупации. Очевидно, не всех устраивал Павел Петрович, «дельный работник», по отзывам омской парторганизации. В 1923 году семья Бажовых перебирается в Екатеринбург… но их дом оказывается занят и заселен. Все, на что Бажовы могли претендовать, — одна комнатка, в которой им предлагалось разместиться с детьми, там же и работать. Новые жильцы были настроены решительно, и доказывать свои права хозяевам пришлось через суд. Возможно, и суд бы ничего не смог сделать, если бы не заслуги Павла Петровича перед революцией и советской властью. Больше Бажовы места своего жительства не меняли, оставаясь по прежнему адресу.

В Екатеринбурге жизнь пошла, как обычно: журналистская работа в «Крестьянской областной газете», в отделе крестьянских писем, публикации практически на любую тему, школа селькоров, доклады, выступления, организация курсов… Но кое-что новое все же было. В 1924 году были изданы «Уральские были» — первая художественная проза Бажова. Сам он в шутку отзывался о своем «литературном почине» так: «Согрешил книгой «Уральские были», впервые со мной случилось. Показалось удивительно легко. Над словом не думал. Запас слов был. Писать так, как у нас говорят.

Когда пишешь на материнском и отцовском языке да о том, что сам видел, — легко работать». Тот особенный язык, который мы привыкли связывать с Бажовым, еще не проявился.

Среди них — «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Голубая змейка». За всю свою жизнь Бажов написал около 50 сказов. Мировую известность писателю принесла повесть «Малахитовая шкатулка». В 1943 году именно благодаря этой книге он получил Сталинскую премию. А в 1944 году его наградили орденом Ленина за плодотворное творчество К 120-летию писателя в 1999 году было учреждено Премию имени П. Ее ежегодно вручают писателям в Екатеринбурге В период гражданской войны воевал на стороне красных, входил в отряд «Красные орлы», который осуществлял карательную деятельность в отношении как священнослужителей, так и верующих мирян После войны у писателя стало резко слабеть зрение , но он все же продолжал и редакторскую работу, и собирание сказок, и творческое использование фольклора Образы из сказов П.

Работал в редакции крестьянской газеты, увлекался журналистикой, освещал события в книгах, герои которых подверглись репрессиям. В «Уральских былях» описал жизнь горняков из Урала. Был награжден Сталинской премией за успешный сборник. В Великую Отечественную войну произведение находилось на поле боя, но счастливый случай сберег ее в первозданном виде. Черпал информацию из сказочных историй, легенд, преданий, услышанных в народе. Несмотря на позднее писательство, Бажов плотно закрепился в литературе и совершил успешный скачок, зарекомендовав себя незаурядной личностью. Школьные друзья проигрывали перед талантливым и умным учеником, сумевшим запомнить наизусть один из сборников Пушкина. Внимательно выслушивал рассказы из жизни простого сторожа Хмелинина, когда возвращался домой. В произведениях Павла Петровича прослеживается политическая линия. В качестве героев он использовал реальных людей, а не только горных духов. Сказочник, описывающий уральские просторы, богатые на природные недра, затрагивал темы времен крепостного права и более позднего периода. Персонажи Бажова получили вторую жизнь в произведениях зарубежных авторов. Вопреки доносам недоброжелателей, его несколько исключали из коммунистической партии и восстанавливали. К любой работе подходил со всей ответственностью, был добросовестным гражданином. Был назначен на должность комиссариата по просвещению. Влюбился в свою бывшую ученицу, с которой создал крепкую многодетную семью. Павел Бажов воспитывал с супругой семерых детей. Избирался депутатом Верховного Совета.

Как-то Бажова в Свердловске решил навестить известный русский советский писатель, журналист, общественный деятель Борис Полевой, впоследствии вспоминавший: «Вместо могучего, плечистого бородача встречает нас в полутьме прихожей небольшой, сутуловатый старичок с реденькой бородкой, в поношенной, уютной домашней куртке, с трубкой, привычно зажатой сложенными в горсть прокуренными пальцами. Из мягкой рамки шелковистых седин смотрит открытое русское лицо. Бажов глядит на собеседника чуть исподлобья, из-под седых приспущенных бровей, но взгляд у него доброжелательный, ласковый. Когда он улыбается незаметной под усами улыбкой, к глазам сбегаются живые и веселые морщинки, и от них, как это ни странно, лицо как-то вдруг свежеет и будто бы даже молодеет. Он ведет в кабинет, который сейчас вот почему-то хочется назвать лабораторией. И в самом деле — комната, наполовину занятая книжными шкафами, вспоминается именно как лаборатория, где этот мудрый старик переплавлял драгоценную руду народных сказок, легенд и пословиц в свои небольшие произведения, где филигранно оточена каждая строка. Все в этой комнате связанно с неугомонной творческой деятельностью старого уральского литературного мастера: и сборники его сказов, изданные на всех европейских и многих восточных языках, и богатая библиотека по истории края, и коллекции минералов, образцы руд, в разное время преподнесенные Бажову рабочими, инженерами, почитателями его таланта, и чернильница, искусно сделанная специально для него камнерезами из черного змеевика, и даже стулья, на которых мы сидим. И из этих его сказов встает во всей красоте и мощи обобщенный образ рабочего-уральца, смелого, умного человека, художника своего дела, неутомимого новатора и творца». Оставил он потомкам и свои сказы, бажовские сказы — часто называемые по имени того, кто и придал этим самоцветам устного народного творчества ювелирную огранку, собрал и обобщил их, философски осмыслил, ввел в большой литературный мир, воспринявший эти удивительные творения восторженно. Уроженец поселения Сысертский завод Екатеринбургского уезда, сын рабочего, выпускник Екатеринбургского духовного училища и Пермской духовной семинарии, работавший учителем русского языка и литературы, служивший уездным комиссаром просвещения, ответственным редактором и секретарем редакции ряда газет, а также главным редактором журнала «Уральский современник», Бажов самую известную свою книгу, чудесную «Малахитовую шкатулку», принесшую ему известность, отмеченную в 1943 году Сталинской премией второй степени, напишет в шестьдесят лет. Не поздно ли? Да, поздновато, тем более что проживет он после ее издания всего одиннадцать лет, бывших, пожалуй, в творческом отношении для него самыми плодотворными. Почему же так поздно написал Бажов, этот невысокого роста, с большой окладистой бородой уральский сказочник, свое лучшее произведение? Да, Бажову многое в жизни пришлось пережить. Посему, думается, читателями так достоверно и воспринимался волшебный фон его сказов, что сказовая манера повествования никогда не заслоняла в них реального, основанного на глубоком знании жизни содержания, черпаемого Павлом Петровичем из хорошо, даже досконально изученной им уральской мастеровой среды, где творили его излюбленные «каменных дел мастера» — гранильщики и камнерезы. Те самые мастера, которые из малахита и яшмы талантливо, артистически, с любовью к своему непростому делу, вытачивали каменные фигурки, становившиеся прообразами для героев его произведений, воспевавших, как известно, беспокойную пытливость рабочего человека. Ну а в сам волшебный мир уральских сказ Бажов погружал уже живых русских людей, наделенных земной недюжинной силой, способной побеждать условность сказочной волшебности.

Какую тайну раскрывает нам Бажов и зачем ему борода

57. Наследие Павла Бажова живет до сих пор, а к составлению биографии приложила руку его дочь Ариадна, рассказав о неизвестных фактах, характеризующих его удивительным и многогранным человеком. Факт 2. В биографии Павла Бажова отмечается, что он проучился в духовной семинарии целых шесть лет. К 145-летию Павла Бажова вспоминаем малоизвестные факты из его работы депутатом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий