Законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия» вносили на рассмотрение в Госдуму несколько лет подряд, однако в настоящее время в России он все еще не принят.
Это нас не защитит: что не так с новым законопроектом о домашнем насилии?
Поводом для рассмотрения конституционности этой нормы стала жалоба жительницы Оренбургской области Людмилы Саковой, которую несколько лет избивал брат. Суд усмотрел нарушение норм основного закона в действующей редакции статьи, которая ставит лиц, имеющих судимость, в привилегированное положение по отношению к тем, кто был подвергнут административному наказанию. Отстаивающие интересы жертв домашнего насилия правозащитники считают этот вердикт победой. По их словам, данное решение суда может стать первым шагом на пути принятия закона о домашнем насилии. По словам Пушкиной, испанская ультраконсервативная платформа CitizenGo также атаковала сайты Госдумы и Совета Федерации сообщениями «Мы против закона о домашнем насилии».
Между тем судебная статистика показывает, что «женским» стал каждый третий приговор за превышение пределов необходимой самообороны. Статс-секретарь ФПА РФ Константин Добрынин напомнил, что до сих пор нет закона о предупреждении семейно-бытового насилия, который мог бы предусматривать меры как специального реагирования, так и профилактики. ЕСПЧ хочет получить ответы по делам трех россиянок, в пользу которых Страсбург вынес решения в 2019—2020 гг. Властям необходимо отчитаться о том, какие меры они принимают для устранения угроз в отношении этих заявительниц. Из самого СЕ также напомнили РФ о законопроекте «О профилактике семейно-бытового насилия», над которым парламент работает давно, но пока безрезультатно. Предложено подумать над тем, не распространить ли сферу действия защитных ордеров на все формы домашнего насилия.
Российские власти должны сообщить о своих решениях к августу этого года.
Кроме того, из него исчезло понятие преследования жертвы. Но даже в таком виде попытки внести его на рассмотрение в Госдуму успехом не увенчались. Суть изначального законопроекта общественников против семейно-бытового насилия заключается в том, чтобы оградить потерпевших до того, как действия агрессора подпадут под какую-то статью УК РФ. В качестве наказания для насильников, которые ещё не наскребли на уголовку, предлагали 15 суток ареста, полицейские и судебные предписания — например, обязанность вернуть потерпевшей её вещи, запрет на преследование, запрет на совместное проживание. Примириться разрешалось на любом этапе, но защитное предписание должно было работать в любом случае: например, агрессору пришлось бы выполнять обязанность ходить к психологу. Ситуация с принятием закона не только не движется к решению, но и в некотором смысле откатилась назад: в 2017 году произошла частичная декриминализация побоев в семье. Из разряда уголовных преступлений они перешли в административные правонарушения в случаях, если проступок совершён впервые. С одной стороны, это перестало быть частным обвинением, и жертве больше не нужно самой собирать доказательства.
С другой стороны, наказывают за такое чаще всего штрафами, а высчитывают их из семейного кошелька, что бьёт и по потерпевшей стороне. В 2019 году Европейский суд по правам человека вынес решение по жалобам четырёх россиянок, пострадавших от бытового насилия, — присудил им компенсации, а также сделал вывод, что российские власти не обеспечили женщинам защиту.
По его словам, эти меры основываются на западном опыте борьбы с домашним насилием и могут негативно отразиться на институте семьи в России. Резонансный законопроект В последнее время в России после нескольких резонансных случаев домашнего насилия вновь заговорили о необходимости усиления борьбы с этой проблемой.
В то же время защитники "традиционных духовно-нравственных ценностей" опасаются, что подобные инициативы могут повредить "традиционной семье". На днях зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина заявила, что законопроект о профилактике семейно-бытового насилия должен быть подготовлен до декабря. Сейчас собираем мнения - ИФ со всех министерств, ведомств. Думаю, к концу следующей недели, срок до 1 декабря, будем понимать про текст все", - сказала Пушкина, отвечая на вопрос "Интерфакса" 23 ноября.
На вопрос о том, когда можно ждать принятия законопроекта, Пушкина ответила: "Это будет война миров. Тут кто кого.
«Бить у нас и так запрещено». Почему в России не принимают закон о домашнем насилии
Основным аргументом против принятия закона о домашнем насилии является наличие многочисленных недоработок в законопроекте. До принятия специального закона о домашнем насилии, ответственность по УК РФ может наступать. Позиция разработчиков законопроекта обуславливается тем, что закон необходим ввиду распространённости внутрисемейного насилия. В России законопроект о семейно-бытовом насилии так и не дошел до Госдумы. Закон о домашнем насилии в России: декриминализация в 2021 году.
В Госдуме оценили необходимость принятия закона о домашнем насилии
Сторонники принятия закона о домашнем насилии раскритиковали вариант законопроекта, который был опубликован Советом Федерации 29 ноября. Интерфакс: Закон о домашнем насилии в случае принятия чреват серьезными негативными последствиями для России, заявил глава Патриаршей комиссии по делам семьи протоиерей Димитрий Смирнов. Зампред комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина призвала принять законопроект о домашнем насилии. Закон о домашнем насилии в России: декриминализация в 2021 году. По факту заявления о совершении домашнего насилия в отношении нарушителя может быть вынесено защитное предписание.
«Насаждают инородное». Эксперты обсудили законопроект о домашнем насилии
С одной стороны, это перестало быть частным обвинением, и жертве больше не нужно самой собирать доказательства. С другой стороны, наказывают за такое чаще всего штрафами, а высчитывают их из семейного кошелька, что бьёт и по потерпевшей стороне. В 2019 году Европейский суд по правам человека вынес решение по жалобам четырёх россиянок, пострадавших от бытового насилия, — присудил им компенсации, а также сделал вывод, что российские власти не обеспечили женщинам защиту. Мнения Криминалист МВД одного из крупнейших городов России в комментарии «Секрету» предлагал : «Чтобы ситуация с домашним насилием в стране поменялась, нужно увеличивать уголовную ответственность за нетяжкие преступления, за побои и лёгкий вред здоровью, даже просто за синяки наказывать нужно. Заплатят, да и всё. И это развязывает руки». Мари Давтян, адвокат, соавтор законопроекта против домашнего насилия: «Консерваторы считают, что вот мы примем закон против домашнего насилия, не позволим агрессивному человеку издеваться над членами своей семьи — и всё, традиционная, "скрепная" семья разрушена. Мы пытаемся создать систему, которая уменьшит количество преступлений, а противники законопроекта говорят — нет, давайте оставим всё как есть и будем и дальше наказывать постфактум». Сергей Пашин, заслуженный юрист РФ, федеральный судья в отставке уверен, что у органов МВД есть все возможности оказывать защиту потерпевшим и предотвращать трагедии, но желания нет — из-за «палочной системы»: «В действующем законе в полной мере установлена ответственность за все формы насилия, в том числе и за то, которое происходит в семье.
Да, нужна система защиты пострадавших и потенциальных жертв насилия, но такая система связана не с законом, а с профилактической деятельностью органов МВД».
Женщины с активной гражданской позицией не хотят молчать об этих преступлениях. Они стали чаще привлекать внимание к проблеме, участвовать во флешмобах, открыто писать о проблемах в социальных сетях, устраивать марши и митинги, выступать в СМИ. Благодаря действиям активных и неравнодушных женщин вырос уровень осведомленности о проблеме домашнего насилия среди тех, кого прежде эта проблема не интересовала. В частности, СМИ стали чаще писать на эти темы, привлекать в качестве экспертов профессионалов — адвокатов, психологов, криминалистов, более широко стала распространяться статистика по данному виду преступлений.
Благодаря этому вырос уровень женского самосознания и осведомленности о проблемах насилия. Женщины готовы самостоятельно бороться за свою безопасность, поэтому в последние годы появилось большое количество групп поддержки пострадавших от домашнего насилия, кризисных центров и женских групп взаимопомощи. Долгие годы законопроекты о профилактике домашнего семейно-бытового насилия отклонялись депутатами Госдумы. Все это время государство отказывалось рассматривать проблему как насущную и серьезную. Это привело к тому, что сейчас общество столкнулось с особо жестокими проявлениями насилия в семье, распространенность и формы этого вида преступлений приобрели угрожающие масштабы.
Домашнее насилие — это систематические усиливающиеся акты агрессии. За первым случаем происходит второй, затем третий и т. С каждым разом насилие становится все более опасным: то, что начиналось как побои, может через некоторое время закончиться убийством. Но сегодня нет правовых возможностей обезопасить потерпевших до того, как насилие не станет опасным для здоровья. Поэтому домашнее насилие — угроза благополучию детей, женщин, пожилых.
Оно приводит к проблемам со здоровьем физическим и психическим , к демографическим проблемам ранним смертям, социальному сиротству и др. Эти проблемы невозможно решить, применяя уже имеющиеся законы. Действие административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства неэффективно, потому что не распространяется на профилактику, пресечение преступлений и на работу с потенциальными правонарушителями. Существующие нормы могут быть применены только после совершения правонарушения или преступления. Фактически сотрудники полиции и другие службы вынуждены ждать пока агрессор не совершит тяжкого преступления, даже когда им известно о том, что потерпевшему угрожает опасность.
Они имеют право вмешаться, когда уже есть жертвы. Никаких превентивных мер закон сегодня не предусматривает. Отсутствуют защитные механизмы для потерпевших охранные предписания, психологическая и юридическая помощь, сеть убежищ, реабилитационных центров и т. Нет комплексных программ по реабилитации как жертв, так и преступников. Именно поэтому для решения проблемы домашнего насилия необходим системный подход, который предусмотрен в специализированном законе против домашнего семейно-бытового насилия.
Это доказала мировая практика: специальный закон о профилактике насилия в семье более эффективен, чем отдельные статьи уголовного, гражданского и административного законодательства. Проблема в том, что из-за отсутствия закона о домашнем насилии статистика не ведется: в России отсутствует единая система сбора информации о случаях насилия в семье [3].
В действующем сегодня законодательстве проблема домашнего насилия не определена Суть закона Сущность закона о профилактике семейно-бытового насилия ориентирована на сохранение семьи, поддержание семейных ценностей уполномоченными лицами. Органы исполнительной власти в сфере труда и социальной защиты населения. Органы прокуратуры. Уполномоченный по правам человека в РФ. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка.
Региональные органы исполнительной власти. Органы местного самоуправления. Центры психологической и социальной помощи. Каждый из указанных органов имеет право на наложение соответствующих взысканий к нарушителю, а также на рассмотрение заявлений, обращений потерпевшего. В рамках закона планируется вести профилактический контроль и учет, разрабатываются специализированные программы помощи и поддержки. Цели и задачи закона Главная цель законопроекта — недопущение насилия в семье в любой его форме Цели и задачи закона о семейно-бытовом насилии 2019 года прямо не отражены в нем. Их можно определить только в результате анализа положений законопроекта, что существенно снижает социальную значимость правового акта.
Так, основной целью законопроекта выступает защита чести, достоинства, физической неприкосновенности личности, а также сохранение семьи, восстановление семейных отношений. В качестве задач можно выявить следующие: Оказание помощи гражданам, подвергшимся насилию. Применение мер воздействия в отношении лиц, причиняющих страдания членам семьи. Поддержка и сохранение семьи. Ведение профилактического учета или контроля, посредством которого ведется мониторинг настоящей ситуации. Проведение индивидуальной профилактической работы. Организация реабилитационных центров, на базе которых будут содержаться пострадавшие.
Законодатель отмечает, что реализация всех задач и целей возможна только при условии взаимодействия и совместной деятельности уполномоченных органов. Это еще раз подчеркивает важность и значение профилактики семейного насилия в РФ.
Жгутова: Нашей демографии, да, конечно. Путин: «Последним гвоздём в крышку гроба» — так говорят. Жгутова: Да, да, прошу прощения. Путин: Ничего страшного, я понял, что Вы хотели сказать. Жгутова: Вопрос: Ваше отношение, читали ли Вы сам проект, потому что это самая большая … Опрос Совета Федерации показывает, что большинство из этих 11 тысяч против, а ВЦИОМ публикует, что 70 процентов граждан «за». Но вциомовский опрос не подразумевает знакомства с законопроектом, а вот опрос Совета Федерации его подразумевает.
В неволе не размножаются люди, мы же знаем об этом. Путин: В неволе не размножаются — это правда. Жгутова: Я назвала это ювенальной юстицией для взрослых. Путин: В неволе размножаются: есть рождение в тюрьмах и в местах лишения свободы. Но это не важно. Вообще моё отношение, да? Законопроект я не читал, но Валентина Ивановна Матвиенко мне совсем недавно о нём достаточно подробно рассказывала.
Закон о домашнем насилии
Этот пункт депутаты Госдумы во время обсуждения проекта называли спорным , отмечая, что без желания потерпевшего нельзя обращаться в полицию, так как это может нарушить его права. В специализированных центрах для пострадавших должны разработать индивидуальную программу, в соответствии с которой они смогут получить социально-бытовые, психологические, медицинские, правовые, экономические и педагогические услуги. Создание таких центров поддержала уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Какие меры предлагается применять в отношении агрессора? С нарушителем должны будут провести профилактическую беседу, в ходе которой полицейский будет выяснять причины его поведения, разъяснять возможные последствия и убеждать в необходимости законопослушного поведения. Если полиция установит факт совершения домашнего насилия, выписывается защитное предписание — с согласия пострадавших.
Этот документ может запретить совершать семейно-бытовое насилие, вступать в контакт с пострадавшим или пытаться выяснить его местопребывание. Срок действия защитного предписания — 30 суток, но может быть продлен до 60. На этот период агрессора должны поставить на профилактический учет и контроль — наблюдать за его поведением. Согласно предлагаемым поправкам в КоАП, идущим "в пакете" с законопроектом, за нарушение предписания предусмотрен штраф в размере до 3 тыс. Если есть опасения, что обычное предписание не позволяет обеспечить безопасность пострадавшего, полиция может обратиться в суд за судебным защитным предписанием.
Оно предусматривает те же ограничительные меры, а также может обязать нарушителя пройти специализированную психологическую программу, покинуть место совместного жительства с пострадавшими при условии, что у него есть возможность проживать в ином жилом помещении , вернуть пострадавшим их личное имущество и документы. Судебный ордер выдается на срок от 30 суток до одного года. За его нарушение грозит штраф до 5 тыс.
Однако уголовное дело мы возбудить так и не смогли. В итоге мы дошли с этой женщиной до Комитета ООН по лик видации дискриминации в отношении женщин. Он признал, что в отношении нее были нарушены права. У нас все это в комплексе заняло 10 лет. Безусловно, в первую очередь мы работали над обеспечением ее безопасности.
Кризисный центр уже был в Москве, но женщина жила на другом конце города. У нее было трое детей, из которых один был детсадовцем и двое школьников. Я понимала, что даже если мы сейчас поместим ее в кризисный центр, то у нее не будет возможности возить детей в школу. Нам удалось расторгнуть брак, взыскать алименты и разделить имущество. Сейчас она живет в безопасности. Женщина в течение года смогла привести свою жизнь в порядок. Это был один из самых приятных моментов, когда ты видишь, как человек изменился в лучшую сторону. Я никогда не забуду нашу первую встречу.
Она пришла в сером свитере, который был ей явно не по размеру, с длинными рукавами, напоминающими одежду Арлекина. Как оказалось, сама она не имела права покупать себе вещи — иx выбирал муж. Ее лицо было такого же цвета. Через год это была совершенно другая женщина: свежая, похорошевшая и уверенная в себе. Как он работает сейчас? Я же не могла одна вести все дела. Для этого нужна была организация, которая будет оказывать юридическую помощь по всей стране. Однако возможность создать такую модель у меня появилась только в 2013 году.
Мы попробовали скоординировать сотрудничество адвокатов с региональными некоммерческими организациями и оказывать помощь. Этот метод заработал.
То же самое говорят оппоненты этого закона: что это будет вторжение в семью. Анастасия Беренова: Я думаю, что закон детально доработают и более чётко пропишут психологическое насилие, потому что сейчас это очень размыто. Психологическое насилие — это не просто конфликт мужа и жены, а конкретно давление, преследование, непроизвольная агрессия, гнев, шантаж, клевета. Это то, что действительно очень страшно влияет на психику. Чтобы это определить, нужна очень тонкая, прямо ювелирная психологическая экспертиза.
Опасен ли закон Лично я не боюсь, что институт семьи будет поколеблен из-за закона. Если институт семьи, в котором всё держится на финансовой зависимости, развалится, то и хорошо. Пусть будет новый институт, где люди действительно живут друг с другом, потому что хотят этого, потому что им комфортно друг с другом. А не потому, что страшно уйти. Не думаю, что этот закон как-то изменит степень вмешательства в семейные дела.
Летом 2019 года в поддержку законопроекта запустили флешмоб. Его участницы делали фотографии с макияжем, которым на были изображены последствия побоев на телах. Фотографии сопровождались личными историями участниц, хештегом ЯНеХотелаУмирать и призывами поддержать законопроект.
Акция собрала более 30 упоминаний в СМИ, включая зарубежные, и вовлекла общество в дискуссию о необходимости закона. Более 70 правозащитных организаций и благотворительных фондов потребовали принять закон о домашнем насилии. В противодействие 181 общественная организация подписала открытое письмо В. Путину, направленное против закона о «домашнем насилии». Противники законопроекта включили в свой арсенал и так называемые «молитвенные стояния "За семью"». Статистика Официальной статистики, раскрывающей проблему, в России нет. В сборнике "Мужчины и женщины России", который раз в два года выпускает Росстат, есть данные о потерпевших. Так, в 2021 году, потерпевшими в делах о домашнем насилии признали 22,6 тыс.
Новый проект закона о домашнем насилии. Какие подводные камни он хранит?
Семейное дело: как в России менялось наказание за домашнее насилие. Законопроект о декриминализации побоев в семье был внесен в Госдуму 27 июля сенатором Еленой Мизулиной. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявляла, что правительство и российский парламент считают, что в РФ нужны дополнительные меры по борьбе с домашним насилием. Уголовная ответственность за домашнее насилие. Уголовный кодекс Российской Федерации призван защищать граждан от всех форм насилия, в том числе и семейно-бытового. До принятия специального закона о домашнем насилии, ответственность по УК РФ может наступать.
Верховный суд предложил новый способ защиты жертв домашнего насилия
Какого рода это было насилие, как сильно пострадали жертвы и кем они приходились агрессорам — неизвестно. Если ориентироваться на Семейный кодекс РФ, то к членам семьи относятся дети, родители и супруги, в Уголовно-процессуальном кодексе используется термин «близкие родственники» — к ним относят супругов, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. Как и в Казахстане, в России неоднократно поднимался вопрос о том, чтобы принять отдельный закон о домашнем насилии. В 2016 году законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия» был внесен на рассмотрение Госдумы, но Совет Государственной думы вернул его авторам на доработку. После этого законопроект долго разрабатывался специальной рабочей группой, и в 2019 году Совфед опубликовал новый проект закона , но до Госдумы он так и не дошел. На сегодняшний день законодательных инициатив на этот счет в парламенте нет. Об этом сообщила Городским порталам зампредседателя комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая. Понимаете, бить запрещено, убивать запрещено, издеваться запрещено, в том числе и морально издеваться — тоже запрещено. Что тогда выносить отдельно в этот закон? Если смотреть на аналог закона о семейно-бытовом насилии, который на днях был принят в Казахстане, то там речь идет об ужесточении наказания за домашнее насилие. Так, за умышленный тяжкий и средней тяжести вред здоровью вместо ограничения свободы теперь предусмотрены реальные сроки, за изнасилование или убийство детей — пожизненное заключение, за истязание — лишение свободы на срок до трех лет.
При этом уточняется, что все положения в документе неокончательны, а в дискуссии по их доработке может участвовать любой желающий. Исходя из текста документа, будущий закон направлен на защиту жертв насилия в семье: женщин, мужчин, детей и стариков, которые подвергаются физическому или психическому страданию или получают угрозы на этот счет. В тесте законопроекта также вводятся такие понятия, как "примирение" и "запрет на общение с жертвой". Защитным предписанием нарушителю может быть запрещено: совершать семейно-бытовое насилие, вступать в контакты, общаться с лицом, подвергшимся семейно-бытовому насилию, в том числе по телефону, с использованием информационно-телекоммуникационной сети интернет, предпринимать попытки выяснять место пребывания лица, подвергшегося семейно-бытовому насилию, если это лицо находится в месте, неизвестном нарушителю, — сказано в тексте законопроекта. В документе также сказано, что виновного в домашнем насилии могут обязать покинуть место совместного проживания с жертвой или же добровольно позволить жертве самостоятельно покинуть общее жилье.
Законопроект о декриминализации побоев был принят Госдумой 27 января 2017 года. Речь шла о побоях, причиненных в результате бытовых ссор среди родственников, знакомых, друзей, соседей, коллег по работе и т. Теперь любые побои, нанесенные впервые, перестали считаться преступлением. Этот законопроект якобы развязал руки домашним насильникам и породил слух, что теперь бить супруга или ребенка законом не воспрещается. На самом деле это не так.
Декриминализация бытовых побоев не означает безнаказанность семейного насилия — за подобные деяния по-прежнему предусмотрены меры юридической ответственности. Что такое «декриминализация»? Давайте сначала разберемся, что такое «декриминализация» — понятие, которое часто употребляют неправильно. В уголовном праве «декриминализация» означает исключение из уголовного закона тех деяний, которые перестали представлять общественную опасность. То есть о декриминализации побоев можно говорить, только когда это понятие исчезнет из Уголовного кодекса и правоотношения, связанные с побоями, перестанут охраняться уголовным законом. Но в Уголовном кодексе по-прежнему есть статья 116. Важно понимать, что никакой декриминализации побоев в семье никогда не было и никаких исключений для близких родственников закон не делал — любое семейное насилие может повлечь уголовное наказание. Изменения коснулись только порядка привлечения к уголовной ответственности, когда для первого случая предусмотрено административное наказание и только для повторного — уголовное. Что такое административная и уголовная ответственность? На сегодняшний день любые конфликты с рукоприкладством, которые не повлекли последствий, предусмотренных Уголовным кодексом, квалифицируются как административные правонарушения, причем причинение побоев должно быть совершено впервые, или с момента прошлых побоев, за которое лицо уже привлекалось к административной ответственности, прошел один год срок, когда лицо считается привлеченным к административной ответственности.
В этой истории сейчас разбирается следствие, но голова Никольского уже пострадала — как сообщил Следственный комитет, прибывший на место преступления родственник нанес ему «травмы в области головы, с которыми последний в бессознательном состоянии доставлен в медицинское учреждение». В партии «Справедливая Россия — За правду! Но какую помощь ни оказывай — Екатерину Никольскую к жизни не вернешь.
Как и других убитых мужьями и бывшими женщин — к несчастью, насилие в семьях встречается чаще, чем хотелось бы. Официальной статистики, раскрывающей проблему домашнего насилия в деталях, в России нет, однако в статистическом сборнике «Мужчины и женщины России», который Росстат выпускает раз в два года, есть данные о потерпевших по насильственным преступлениям, совершенным в отношении члена семьи. По данным Росстата, в 2021 году потерпевшими в делах о домашнем насилии были признаны 22,6 тысячи женщин и 9,9 тысячи мужчин.
Какого рода это было насилие, как сильно пострадали жертвы и кем они приходились агрессорам — неизвестно. Если ориентироваться на Семейный кодекс РФ, то к членам семьи относятся дети, родители и супруги, в Уголовно-процессуальном кодексе используется термин «близкие родственники» — к ним относят супругов, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. Как и в Казахстане, в России неоднократно поднимался вопрос о том, чтобы принять отдельный закон о домашнем насилии.
В 2016 году законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия» был внесен на рассмотрение Госдумы, но Совет Государственной думы вернул его авторам на доработку. После этого законопроект долго разрабатывался специальной рабочей группой, и в 2019 году Совфед опубликовал новый проект закона , но до Госдумы он так и не дошел.
Близко не подходить. Что новый закон изменит для жертв домашнего насилия
Понимая, что жертва уходит всерьёз, обидчик перестаёт себя контролировать. Но вместо него Совфед опубликовал свой законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации». Авторы изначального варианта сочли слишком мягким новый текст. В частности, понятие семейно-бытового насилия свели к угрозам, не содержащим признаки административного правонарушения или уголовного преступления.
Кроме того, из него исчезло понятие преследования жертвы. Но даже в таком виде попытки внести его на рассмотрение в Госдуму успехом не увенчались. Суть изначального законопроекта общественников против семейно-бытового насилия заключается в том, чтобы оградить потерпевших до того, как действия агрессора подпадут под какую-то статью УК РФ.
В качестве наказания для насильников, которые ещё не наскребли на уголовку, предлагали 15 суток ареста, полицейские и судебные предписания — например, обязанность вернуть потерпевшей её вещи, запрет на преследование, запрет на совместное проживание. Примириться разрешалось на любом этапе, но защитное предписание должно было работать в любом случае: например, агрессору пришлось бы выполнять обязанность ходить к психологу. Ситуация с принятием закона не только не движется к решению, но и в некотором смысле откатилась назад: в 2017 году произошла частичная декриминализация побоев в семье.
На мой взгляд, вполне достаточный арсенал способов наказания домашних тиранов. Другое дело, что наши правоохранительные органы далеко не всегда эффективно реагируют на заявления о домашнем насилии, но здесь нужен не новый закон, а усиленный контроль надзорных органов, повышение квалификации сотрудников полиции, расширение штата полицейских, работающих «на земле». Когда сторонники принятия нового закона говорят о том, что сейчас многие женщины не обращаются с заявлениями в полицию и терпят издевательства, потому что боятся своих мужей, то возникает резонный вопрос: а не будут ли они так же бояться обращаться в полицию и на основании нового закона. Что здесь принципиально изменится?
Внятного ответа я пока не услышал. Если прочитать законопроект, размещенный Советом Федерации, то сразу бросается в глаза неопределенность многих формулировок, что открывает широкое пространство для манипуляций. Семейно-бытовое насилие предлагается трактовать, как «умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и или психического страдания и или имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления». Сразу возникает вопрос: а как будут доказывать факты таких угроз и психического воздействия?
Мы знаем, что чаще всего семейные конфликты происходят без свидетелей, с глазу на глаз. И если ориентироваться только на заявление потерпевшей стороны, как предписывает проект нового закона, то мы получим колоссальное количество ложных обвинений, направленных на сведение счетов за какие-либо обиды, или просто мошеннические схемы, нацеленные на последующее завладение имуществом супруга. Полиция и так сегодня испытывает серьезный кадровый голод, участковых не хватает, районные ОВД завалены работой. И кто в такой ситуации будет что-то проверять?
А ведь законопроект предусматривает, что по заявлению потерпевшей стороны полиция может выносить защитное предписание, которое налагает на предполагаемого «домашнего насильника» серьезные ограничения и предусматривает серьезную ответственность за нарушение этих ограничений.
Профилактика семейно-бытового насилия включает в себя оказание помощи лицам, подвергшимся насилию, выявление и устранение причин и условий его возникновения, пресечение насилия как явления, привлечение к ответственности виновных лиц. Профилактическое воздействие осуществляется в формах правового информирования, профилактической беседы, учета и контроля, помощи в социальной адаптации и реабилитации лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, применения специализированных психологических программ, выдаче защитного предписания, а также судебного защитного предписания. Одновременно могут применяться несколько форм профилактического воздействия.
К примеру, защитным предписанием нарушителю может быть запрещено совершать семейно-бытовое насилие, вступать в контакты, общаться с лицом, подвергшимся насилию, в том числе по телефону, с использованием сети "Интернет", предпринимать попытки выяснять место пребывания лица, подвергшегося насилию, если это лицо находится в месте, неизвестном нарушителю.
Мы, представили многодетных семей, категорически против него». Адвокат Анна Швабауэр заявила, что законопроект превращает семейные отношения в отношения бизнес-партнеров: «У нас сейчас вообще-то есть все определения насилия: включая «побои, клевета, оскорбления». По новому закону отнять у ребенка планшет — это тоже насилие». Андрей Комухин, представитель православного движения «Сорок сороков», считает, что общество должно культивировать идею многодетной семьи, а люди, которые разрабатывали этот закон, «не совсем многодетные»: « У меня бы не было девяти детей, если бы этот закон был принят. Потому что многодетность при этом законе не норма. Это чудовищный закон, который приведет к геноциду семьи». Алена Попова в разговоре с DW заявила , что шансы у него высокие.
Однако очень важно, в какой редакции он будет принят. А глава комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева не смогла назвать примерные сроки внесения документа в Госдуму: «Будем смотреть, будем думать, что там лишнее» Что можно сделать, чтобы поддержать законопроект Посмотреть видео авторов и сторонников законопроекта о домашнем насилии и поделиться им в соцсетях. Подписать петицию на сайте Change. Принять участие в голосовании , опубликованном в группе Госдумы в «ВКонтакте». В сети появилась информация , что преподаватели ОмГПУ обязуют студентов голосовать «против» закона, объясняя это тем, что такой «закон уже есть, это все просто бизнес». Написать письмо Вячеславу Володину через сайт Госдумы и в администрацию президента.