Чтобы понять, кто такой дьякон в церкви, достаточно побывать на богослужении и увидеть, сколь много обязанностей на него возлагается. Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно. 1 Дьякон — это представитель низшей степени духовенства, как в православии, так и в протестантской церкви. Диаконы также должны быть честны, не двуязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. Формально диаконы занимали самое низкое, подчиненное место в иерархии старшего клира.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Диа́кон (через церк.-слав. диꙗконъ, от м. р. и ж. р. др.-греч. διάκονος — «слуга»), также разг. дьяк, дья́кон, уменьш.-ласк. дьячо́к (через диꙗкъ, от διάκος, διάκων, укр. дя́кон) — лицо. О диаконах и их служении рассказывает протодиакон Андрей Килин.01:22. степени священства03:04 обязанности диакона05:53 обязанности диакона в настоящее время0. Кто такой диакон и каковы его функции? — Священник, в принципе, может обойтись и без диакона, но все-таки диакон — это большой помощник. Дьякон является священнослужителем в православной церкви, который помогает священнику в совершении богослужений, а также имеет право на чтение Евангелия и на проповедь. Кто может стать дьяконом?
Таинство священства. Рукоположение во диаконы
КТО ТАКОЙ ДИАКОН часть 1. Кто и как может им стать, каковы требования к кандидату, с какими трудностями он может столкнуться, в чем заключаются его обязанности. О диаконах и их служении рассказывает протодиакон Андрей Килин.01:22. степени священства03:04 обязанности диакона05:53 обязанности диакона в настоящее время0. Диа́кон (через церк.-слав. диꙗконъ, от м. р. и ж. р. др.-греч. διάκονος — «слуга»), также разг. дьяк, дья́кон, уменьш.-ласк. дьячо́к (через диꙗкъ, от διάκος, διάκων, укр. дя́кон) — лицо. То есть диакон приходил на дом к болящим мужчинам, а к женщинам шла непременно диаконисса.
Белое духовенство
- Кто такие игумен и дьякон. Ресурсы Интернета для духовно-нравственного воспитания детей
- Диакон — Википедия
- ДИАКОН | Энциклопедия Кругосвет
- ДИАКОН | Энциклопедия Кругосвет
- Происхождение и развитие
- Диаконы — Православный календарь
Богослужебные функции
- Права и обязанности диаконов (Иван Валерьев) / Проза.ру
- Содержание
- Ликбез: священник, диакон, чтец, алтарник — в чём разница?
- Кто такой диакон в православии?
Ликбез: священник, диакон, чтец, алтарник — в чём разница?
Поручи, надеваемые на руки посвящаемого, служат видимым знаком особенной силы и помощи Божией для преемлющего Священство, потому что они, по толкованию Симеона Солунского , изображают и «всезиждительную силу Божию, и то, что Иисус Своими руками совершил священнодействие собственного Тела и Крови», а равным образом и «те узы, в которых, по предательству, Спаситель был веден к Пилату». Рипида, вручаемая диакону, знаменует крылья ангелов, херувимов и серафимов, которые на ней изображены, «во образ тех, которые были во времена закона и осеняли кивот и так называемое святое святых. Ибо, если ангелы были тогда, когда была тень, тем более им следует быть здесь, при открытой Истине. И действительно, здесь присутствует множество ангелов, как многие из отцов наших и видели их, наполняющих храм Божий» Симеон Солунский.
Взяв рипиду, рукоположенный целует руку и плечо архиерея в знак благодарности за получение через архиерея благодати Священства и становится около левой стороны престола, держа рипиду над дискосом до возгласа «Святая святым», то есть до времени Причащения. Он причащается первым из диаконов вслед за протодиаконом , ибо в нем совершилось обновление и исполнение Божественной благодати. По окончании Причащения народа и перенесения чаши со Святыми Дарами на жертвенник новопоставленный диакон произносит ектению «Прости, приимше», показывая народу, что он поставлен служителем Бога и получил от Него благодать творить прошения и призывать собравшихся к молитвам и молениям, вознося их к Богу».
Вне богослужения диаконы, по назначению епископа, раздавали из церковных средств вспомоществования бедным, надзирали за низшими клириками и исполняли разные другие поручения епископа, были ближайшими его служителями по выражению некоторых церковных учителей, — были очами, ушами, устами, сердцем, десницей епископа ». Певцов, «Лекции по церковному праву» «Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви».
Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей. В него входят: Алтарник послушник Этот человек является мирским помощником священнослужителя. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь. Псаломщик чтец Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из Писания. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью — бархатную шапочку. Иподиакон Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу.
Протодиакон Это самый главный дьякон при соборе или церкви.
Не идём ли мы тем же путем? Кроме того, есть и технический вопрос: там, где есть диакон, легче осуществлять в современных условиях уставное Богослужение. Как правило, утреня предшествует Литургии. И священнику нужно свободное время, чтобы исповедовать людей перед Литургией. Именно в это время на себя основную тяжесть служения берет диакон, оставляя священнику только возгласы.
Так что можно сказать, что там, где есть диакон, там есть и служба. Ранее, в Российской империи, в штате каждого храма, даже сельского, была должность диакона. На сегодняшний день в Русской Православной Церкви число диаконов меньше, чем священников более чем в 7 раз. Только на одном из восьми приходов есть диакон. И количество их будет убывать ещё из-за непонятного статуса. Чаще всего диаконом сегодня становится тот, кто по непонятным причинам не мог стать священником.
Такое обоснование диаконского служения нельзя считать убедительным.
Святой Иоанн Златоуст , объясняя настоящее место Евангелия, обращает внимание на то, что в доказательство любви Господь потребовал не иного подвига, а именно подвига пастырства. Почему же так велико в очах Господних пастырское служение? Потому, что пастыри, по выражению апостола Павла, суть «Богу... Христос пришел на землю восстановить осквернившийся образ Божий в человеке, призвать людей, соединить их во единого человека, едиными усты и единым сердцем прославляющего своего Творца. Задача каждого пастыря привлекать людей к тому единству, перерождать и освящать их. Что может быть более великим, чем воссоздать создание Божие! Какую большую пользу можно принести своему ближнему, чем подготовив его к вечной жизни!
Нелегко выполнение сей задачи — приходится бороться с испорченной грехом природой человека. Часто встречается непонимание, а иногда сознательное сопротивление, ненависть со стороны тех, кого любишь и о ком заботишься. Велико должно быть самопожертвование пастыря и велика любовь к своему стаду. Все готов должен быть перенести он ради его пользы, и каждая овца должна найти место в его сердце, к каждой должен он применить соответствующее врачевание, сообразуясь с особенностями характера и обстоятельствами каждого. Если же столь трудны и сложны обязанности обычного пастыря и велика его ответственность за спасение им пасомых, что можно сказать об архипастыре? Поистине к нему обращены речи Господни, сказанные некогда пророку Иезекиилю: «Сыне человечь, стража дах тя дому Израилеву» Иез 3. Архипастырь ответствен не только за всех агнцев, Богом врученных ему, но и за пастырей. Взыщется с него за каждого грешника, которого во время не образумил, за каждого, кто шел путем правды, но совратился с него.
Долг его болеть болезнями своих овец и тем исцелять их, подобно Пастыреначальнику Христу, «раною Которого мы исцелехом» Ис 53. Нет у него личной жизни, весь должен он отдаться делу спасения душ человеческих и водительству их в Царство Небесное. Он должен быть готов перенести все озлобления, гонения и самую смерть ради истины, пить чашу Христову и креститься Его крещением Мф 20. Он должен заботиться не только о приходящих к нему, но и сам искать и возвращать стаду заблудших овец, нося их на раменах своих. Долг его возвещать Христово учение его незнающим, памятуя заповедь Господню: «шедше в мир весь проповедите Евангелие всей твари» Мк 16. Будучи проникнут сознанием вселенскости Церкви, он не должен ограничиться заботой только о тех, кто непосредственно поручен ему, но должен духовным оком озирать всю вселенную Церковь Христову, желать просвещения всех народов и преуспеяния их в вере истинной, ибо в Церкви «несть еллин, ни иудей,... Заботясь о спасении людей, должно применяться к их понятиям; дабы привлечь всякого, подражая в том апостолу Павлу, и подобно ему нужно быть способным сказать: «Быть Иудеем яко иудей, да иудеи приобрящу,... Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу: всем бых вся, да всяко некия спасу» 1 Кор 9.
Заботясь о спасении душ человеческих, нужно помнить, что люди имеют и телесные потребности, громко заявляющие о себе. Нельзя проповедывать Евангелие, не проявляя любовь в делах. Но при том нужно опасаться, чтобы заботы о телесных потребностях ближних не поглотили все внимание пастыря и не шли бы в ущерб попечению о духовных нуждах, помня слова апостолов: «не угодно есть нам оставльшим слово Божие служити трапезам» Деян 6. Все должно быть направлено к снисканию Царства Божия и исполнению Христова Евангелия. Истинное христианство не состоит в умоотвлеченных рассуждениях и учениях, а воплощается в жизни. Христос сходил на землю не для того, чтобы преподать людям новые знания, а чтобы призвать к новой жизни. К вечной жизни мы приуготовляемся в жизни земной. Обстоятельства и события временной жизни влияют и на духовную жизнь человеческую.
Сильные характером преодолевают влияние окружающей среды, а слабые поддаются ему. Сильные духом закаляются при гонениях, но слабые падают. Потому нужно, насколько возможно, создавать условия, в которых бы возможно больше людей могло духовно созидаться. Пастырю нельзя уклоняться от участия в общественной жизни, но участвовать в ней нужно в качестве носителя Христова закона и представителя Церкви. Священнослужитель не смеет превращаться в обыкновенного политического или общественного деятеля, забывая главную сущность своего служения и его цель. Христово Царство «не от мира сего» Ин 18. Не делаясь политическим вождем и не вдаваясь в партийные распри, пастырь может давать духовное освящение явлениям жизни, дабы его пасомые знали путь, которого держаться, и являлись бы христианами как в своей личной жизни, так и в общественной. Архипастырь должен уметь каждому дать совет духовный: и монаху отшельнику, очищающему душу от помыслов, и царю, устрояющему державу, и военачальнику, идущему на брань, и обычному гражданину.
Особенно это нужно пастырю Русской Церкви, личная жизнь которой ныне тесно связана с событиями на Родине. Мало кто из русских людей остался незатронутым явлениями, которые глубоко потрясают душу всякого человека, думающего о них. Разве можно безучастно взирать на то, как над священным Кремлем исполнились горькие слова пророка Исаии: «Како бысть блудница град верный Сион полн суда? Какая верующая душа не содрогнется, размышляя об осквернении святынь и неслыханном гонении! Все сыны Руси тем или другим образом ощущают на себе дыхание красного зверя, враждующего против Невесты Христовой. Христиане от первых веков переносили гонения за Христа, но никогда не радовались им, а возвышали свой голос против них. Целый ряд апологетов и мучеников изобличал гонителей в первые века, а за ними последовал великий сонм святителей и исповедников. В мирные времена святители и подвижники поучали, а в злые, изобличали носящих власть.
Русь устроялась при непосредственном влиянии ее великих пастырей и молитвенников. Не можем мы не скорбеть, видя разрушение великого дома Богородицы, каковое имя носило некогда Русское государство. Мы не можем не испытывать боли, когда терзаются души и тела наших близких, когда страхом смерти принуждены к молчанию наши архипастыри и пастыри, находящиеся на Родине. И за пределами Руси мы остаемся ее сынами. Изгнанные из земного Отечества мы продолжаем быть духовным стадом святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена. Мы остаемся частью Русской Церкви, страдающей и гонимой, облитой кровию священномучеников Владимира Киевского, Вениамина Петроградского, Гермогена Тобольского, Митрофана Астраханского, Андроника Пермского и безчисленного множества других новых священномучеников и мучеников.
Патриарх Кирилл лишил сана бывшего дьякона Андрея Кураева. Подробности
Диакон - православная энциклопедия «Азбука веры» | Кто такой диакон Звание диакона в христианской Церкви установлено апостолами, которые для служения трапезе в Иерусалимской общине предложили избрать семь. |
Церковная иерархия в русской православной церкви | Библейские дьяконы, таким образом, подобны защитникам общины, чья работа заключается в защите атакующего игрока. |
Рукоположение во диаконы
- Литература по теме
- Богослужебные функции
- Диаконы — Православный календарь
- КТО ТАКИЕ ДЬЯКОНЫ И В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ИХ СЛУЖЕНИЕ?
Дьякон в церкви: его роль и обязанности
Диаконат Восточной православной церкви | Диакон — это священнослужитель третьего, низшего священнического чина, который помогает священнику или епископу при богослужении или совершении таинств. |
Что такое дьякон? | Герой рубрики «Без лица» четыре года был дьяконом (помощником священника) в одном из соборов Московского патриархата. |
Кто такой дьякон
Творящих же это возвращать к собственной их церкви, к которой начально рукоположены, и там только им служить. Если же кто от одной церкви в другую переведен, такой да не имеет никакого участия в принадлежащем прежней церкви, как то в зависящих от нее мученических храмах, или в богадельнях, или в странноприимных домах. А дерзающих после определения сего великого и Вселенского Собора делать что;либо ныне воспрещаемое святой Собор определил низлагать с их степени. IV Всел. Если же какой;нибудь епископ после этого определения примет клирика, принадлежащего другому епископу, то суждено нами быть вне общения церковного и принятому, и принявшему до тех пор, пока перешедший клирик не возвратится в свою Церковь. Ибо мы слышали от самого гласа Господня, что никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть Мф.
То есть в их обязанности входила помощь сиротам, вдовам, бедным семьям; борьба с несправедливостью; распределение денег, которые были определены для благих дел. Все это делалось для того, чтобы священнослужители, которые занимались непосредственно обрядами, всецело отдавали и посвящали себя этому действу, не отвлекаясь на другие дела.
К слову говоря, диаконом могла быть и женщина. Она должна была оказывать помощь сиротам. Также она осуществляла уход за больными и готовила людей к таинствам, которые проводились в церкви. Существуют своего рода ступеньки этого сана — это иподьякон, иеродьякон и протодьякон. Самым старшим является последний. У протодьякона больше всего привилегий и возможностей. Обязанности Итак, мы узнали, что диакон — это служитель церкви.
Также мы выяснили, что он не выполняет какой-то значимой функции. Теперь разберемся, каковы обязанности дьякона. Он принимает непосредственное участие в действиях, осуществляемых священником. Также именно он перед таинствами распространяет по храму благовония. Руководство церкви стремится к тому, чтобы диакон выполнял как можно больше функций. Большинство стремятся выполнять свою работу хорошо. Это впоследствии даст возможность достичь более высокого сана.
Также в обязанности данного служителя входит мытье атрибутов церковных таинств.
Ушакова, и по сей день является одним из самых известных и подробных толковых словарей русского языка. Его популярность можно сравнивать разве что с популярностью словаря Ожегова. Словарь был подготовлен в рамках реализации государственного заказа на унификацию норм русского литературного языка, испытавшего серьезные изменения в начале прошлого столетия.
Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей. В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов. Помощник священника, имеющий первую степень священства.
О словаре Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков — справочный словарь, содержащий устойчивые слова и выражения, встречавшиеся в русскоязычной литературе периода 18-19 веков — времени, когда русский язык претерпевал существенные изменения и происходило замещение слов новой лексикой. Словарь включает более 7 тысяч слов и выражений, а также более 500 иллюстраций, помогающих читателю лучше понять контекст. В словарных статьях приведена информация о происхождении выражения, а также — цитаты из художественной литературы, в которой это выражение употреблялось. Словарь адресован широкому кругу читателей, интересующихся русской классической литературой.
Подобно и диаконам иметь честь от иподиаконов и от всех причетников. Творящих же это возвращать к собственной их церкви, к которой начально рукоположены, и там только им служить. Если же кто от одной церкви в другую переведен, такой да не имеет никакого участия в принадлежащем прежней церкви, как то в зависящих от нее мученических храмах, или в богадельнях, или в странноприимных домах. А дерзающих после определения сего великого и Вселенского Собора делать что;либо ныне воспрещаемое святой Собор определил низлагать с их степени.
IV Всел. Если же какой;нибудь епископ после этого определения примет клирика, принадлежащего другому епископу, то суждено нами быть вне общения церковного и принятому, и принявшему до тех пор, пока перешедший клирик не возвратится в свою Церковь.
Кто такие игумен и дьякон. Ресурсы Интернета для духовно-нравственного воспитания детей
Telegram: Contact @ruschannelrybin | Обязанности диакона четко не перечислены и не указаны в Писании, но они, предположительно, включают все, что не входит в обязанности руководителя или пастора. |
КАКОВА РОЛЬ ДЬЯКОНА ИЛИ ДЬЯКОНЕССЫ В ЦЕРКВИ? - ХРИСТИАНСТВО - 2024 | Во время богослужения диакон совершает каждение (обходит весь храм с кадилом, которое разжигается при помощи раскаленного угля. |
ДИАКОН • Большая российская энциклопедия - электронная версия | — Священник, в принципе, может обойтись и без диакона, но все-таки диакон — это большой помощник. |
Что такое дьякон? | Совершать его могут также священники и диаконы, но не без соизволения епископа, дабы сохранить уважение к Церкви в ее начальнике и соблюсти мир чрез сию подчиненность. |
Большой энциклопедический словарь (БЭС) | Здесь можно узнать, что такое лампада и келья, кто такие игумен и дьякон. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Итак, кто служит в храме? Пожалуй, начну со служителей, чтобы легче было воспринимать дальнейшую информацию. Служащие в храмах называются священнослужителями и церковнослужителями, все священнослужители в конкретном храме называются клиром, а вместе церковнослужители и священнослужители называются причтом конкретного прихода. Священнослужители Таким образом, священнослужители — это люди, которые посвящены особым образом главой митрополии или епархии, с возложением на них рук рукоположением и принятием священного духовного сана. Это люди, принявшие присягу, а также имеющие духовное образование.
Тщательный отбор кандидатов перед рукоположением посвящением Как правило, кандидатов рукополагают в священнослужители после длительной проверки и подготовки зачастую 5 — 10 лет. Предварительно этот человек проходил послушание в алтаре и имеет характеристику от священника, у которого в храме он послушался, далее он проходит ставленническую исповедь у духовника епархии, после чего митрополит или епископ принимает решение о том, достоин ли конкретный кандидат принятия сана. Женатый или Монах... Но венчаный на Церкви!
Перед рукоположением ставленник определяется, будет он женатым служителем или монахом. Если будет женатым, то он должен заранее жениться и после проверки отношений на крепость совершается рукоположение второженцами священникам быть запрещено. Итак, священнослужители получили благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, а именно: совершать богослужения, учить людей христианской вере, доброй жизни, благочестию, управлять церковными делами. Существует три степени священства: епископы митрополиты, архиепископы , иереи, диаконы.
Давайте проверим. Вдруг все-таки найдем что-то общее? Итак, декан. Как сообщает нам Историко-этимологический словарь П. Черных, в русском языке слово декан в современном значении известно с начала ХIХ века. Но знали его намного раньше, уже в Петровскую эпоху, только значило оно другое. Деканом тогда называли - внимание! Немецкое Dekan, итальянское и испанское decano, французское doyen, английское dean произошли от латинского decanus - десятник от decem - десять : "десятый, старший начальствующий монах в монастыре, десятник". Что касается дьяка и дьякона, у них источник другой - греческий язык.
Тимофею 2 Тим. В смысле тесном имя диак. Павла лиц, принадлежащих к церковной иерархии. Так, в 1 гл.
Такое же точно значение имеет, по мнению некоторых, рассказ 6 гл. Деяний Апостольских, об избрании и рукоположении апостолами семи лиц для служения при столах и попечения о бедных. Понимая его в смысле повествования об учреждении иерархической степени диак. Такой практики держалась, напр.
Имя диак. Деяний Ап. Трульского собора, толкования канонистов Зонары и Аристина, но, в противоположность памятникам западным, не считают их лицами иерархическими. В том же духе высказываются и два вышеупомянутых канониста.
Несмотря однако на это, ни отцы Трульского собора, ни отцы и учители более раннего времени не сомневаются в богоучрежденном характере диак. По словам Киприана Карфагенскаго, служение диак. У писателей позднейшего времени встречаются, наконец, прямые указания на то, что диаконы составляют третью степень церковной иерархии «Три чина, замечает Евсевий Кесарийский: первый чин предстоятелей, второй — пресвитеров, а третий — диакоиов». Занимая третье место в иерархии, диак.
Низшее положение их выражается главным образом в том, что они посвящаются, по выражению 4 пр. IV Карфагенского собора, не для священства, но на служение, т. В роли помощников они действительно и выступают, за все время своего существования. Так, на литургии диак.
Постановлений; 76 пр. Когда эти два простые акта превратились впоследствии в более сложные, первый — в проскомидию, а второй — в великий вход, диак. Кроме акта приношения даров, диак.
Что может быть причиной для решения иметь в церкви дьякона? Правильно ли, что брат совершает служение в нескольких населенных пунктах, совершая служение пасторское, но он рукоположен дьяконом? На ваш взгляд, что является принципиальной функцией дьякона в поместной церкви? Обильных Вам благословений. Ответ Библейское откровение даёт нам ясное указание об устройстве и жизни евангельской церкви. Вот что мы читаем в книге Деяния апостолов: «Итак, братья, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу» Деян. Конечно, данный текст говорит о избрании изведанных братьев, исполнять особую службу в церкви, оказывая внимание, особенно вдовам. Здесь даже нет слова диакон, но уже в 21 главе этой же книге мы читаем: «А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа, благовестника, одного из семи диаконов, остались у него» Деян. Что же стало причиной для избрания диаконов в церкви Иерусалима? Читаем: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у эллинистов ропот на евреев из-за того, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном обслуживании. Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, печься о столах».
Кто такой диакон в православии?
это тот, кто уже женат или намеревается жениться, и не может продвинуться до степени священника, поскольку для родителей существует запрет на брак. Кальвин различал два класса диаконов: тех, кто собирает пожертвования, и тех, кто заботится о бедных и больных. Ваш вопрос о служении диакона в нескольких сёлах одновременно показывает не нарушение Божьих установлений диаконом, а равнодушие христиан. Диакон (разговорная форма дьякон; др.-греч. διάκονος — служитель) — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства.
ДИАКОНАТ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Отец Сергий успел-таки в свой родной храм к середине нашей службы. В конце Херувимской шепот: «Приехал! Никто не ропщет: все знают, что Серега облачается в ризнице. Символ веры поем со слезами — так ждали мы этого дня! Подстраиваюсь под тон диакона.
Теперь, Бог даст, у нас будет время и возможности притереться друг ко другу и по тону, и по темпу. Но сегодня не до технологий. Сегодня главное — радость рождения нового диакона! Отче наш.
Прихожане старательно и с охотой выводят молитву под новым для них управлением. И, наконец, служба закончена. Поздравление нашего настоятеля, о. Вместо «Многая лета» снова звучит «Аксиос» — но теперь не по уставу, а вырвавшись изо всех наших радостных сердец!
Ну все, трапеза. Можно расслабиться. Последние наставления в формате тостов от священников, старосты, регента… ну, в смысле, меня, грешного.
С другой стороны, я понимаю, о чем меня хотели спросить: не происходят ли слова декан и дьякон от одного корня? Ведь они действительно чем-то похожи... Давайте проверим. Вдруг все-таки найдем что-то общее? Итак, декан. Как сообщает нам Историко-этимологический словарь П. Черных, в русском языке слово декан в современном значении известно с начала ХIХ века.
Но знали его намного раньше, уже в Петровскую эпоху, только значило оно другое. Деканом тогда называли - внимание!
Поверх ризы священник надевает наперсный то есть нагрудный крест. За особые заслуги священники могут быть награждены камилавкой — бархатным головным убором цилиндрической формы. В качестве награды иерею может быть дан вместо белого восьмиконечного креста желтый четырехконечный. Также священник может быть награжден степенью протоиерея. Некоторым особенно заслуженным протоиереям как награда дается крест с украшениями и митра — специальный головной убор с иконами и украшениями. Епископ — третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия.
Епископы также называются архиереями и святителями святые епископы. Еще епископа называют владыкой. Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — глава, предстоятель Церкви — имеет титул патриарха. Епископа, по церковным правилам, рукополагают несколько епископов. Детали облачения епископа Епископ облачается во все облачения священника, только вместо фелони надевает саккос — одежду, напоминающую короткий стихарь. На него надевается главный признак епископской власти — омофор. Он представляет собой широкую ленту, лежащую на плечах, — она символизирует ту заблудшую овцу, которую Пастырь Христос нашел и взял на Свои рамена плечи.
На голову епископа надевается митра, она одновременно изображает царскую корону и терновый венец Спасителя. На облачении архиерей вместе с крестом носит образ Богородицы, именуемый Панагией в переводе с греческого Всесвятая. В руках как знак святительской власти епископ держит жезл, или посох.
Не делаясь политическим вождем и не вдаваясь в партийные распри, пастырь может давать духовное освящение явлениям жизни, дабы его пасомые знали путь, которого держаться, и являлись бы христианами как в своей личной жизни, так и в общественной. Архипастырь должен уметь каждому дать совет духовный: и монаху отшельнику, очищающему душу от помыслов, и царю, устрояющему державу, и военачальнику, идущему на брань, и обычному гражданину.
Особенно это нужно пастырю Русской Церкви, личная жизнь которой ныне тесно связана с событиями на Родине. Мало кто из русских людей остался незатронутым явлениями, которые глубоко потрясают душу всякого человека, думающего о них. Разве можно безучастно взирать на то, как над священным Кремлем исполнились горькие слова пророка Исаии: «Како бысть блудница град верный Сион полн суда? Какая верующая душа не содрогнется, размышляя об осквернении святынь и неслыханном гонении! Все сыны Руси тем или другим образом ощущают на себе дыхание красного зверя, враждующего против Невесты Христовой.
Христиане от первых веков переносили гонения за Христа, но никогда не радовались им, а возвышали свой голос против них. Целый ряд апологетов и мучеников изобличал гонителей в первые века, а за ними последовал великий сонм святителей и исповедников. В мирные времена святители и подвижники поучали, а в злые, изобличали носящих власть. Русь устроялась при непосредственном влиянии ее великих пастырей и молитвенников. Не можем мы не скорбеть, видя разрушение великого дома Богородицы, каковое имя носило некогда Русское государство.
Мы не можем не испытывать боли, когда терзаются души и тела наших близких, когда страхом смерти принуждены к молчанию наши архипастыри и пастыри, находящиеся на Родине. И за пределами Руси мы остаемся ее сынами. Изгнанные из земного Отечества мы продолжаем быть духовным стадом святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена. Мы остаемся частью Русской Церкви, страдающей и гонимой, облитой кровию священномучеников Владимира Киевского, Вениамина Петроградского, Гермогена Тобольского, Митрофана Астраханского, Андроника Пермского и безчисленного множества других новых священномучеников и мучеников. Заветы их — святыня наша, которую мы должны сберечь до того времени, когда Богу угодно будет явить силу Свою и возвысить рог христиан православных.
А до тех пор мы должны пребывать в духовном единстве с гонимыми, молитвой укрепляя их. Заочно лобызаем узы их, скорбим о тех кто поколебался. Знаем, что колебались иногда и древние исповедники истины. Но имеем примеры непоколебимости: пример Феодора Студита , изобличившего всякое отступление от церковной правды, пример Максима Исповедника, пример патриарха Ермогена. Страшимся отступить от путей, которыми они шли, ибо если находящиеся под игом выставят в оправдание человеческую слабость, что скажем мы, если испугаемся одних угроз?
Находясь в сравнительной безопасности, мы должны укрепляться духом, чтобы воссозидать разрушенное, если Господь благоволит «возвратити... Ради того прежде всего мы должны хранить между собой единодушие и единство, представляя единую Русскую Церковь , а в то же время продолжать ее великое дело среди других народов. С самых первых веков христианства в России из нее шли проповедники в другие края. Теперь рассеянный русский народ сделался проповедником веры во всех краях вселенной. Задача Русской Заграничной Церкви позаботиться о том, чтобы просветить возможно большее число людей из всех народов.
Ради выполнения сей цели Русский Архиерейский Заграничный Синод посылает меня в страну, откуда восходит чувственное солнце, но которая нуждается в просвещении лучами мысленного Солнца Правды. Сознаю свои слабые силы; из послушания церковной власти и моему духовному руководителю покоряюсь сему избранию не ради чести и власти, а всего себя отдавая на служение Церкви. Молюсь Господу Богу, чтобы Он помог мне и укрепил меня до смерти подвизаться за истину. В сей великий для меня час молюсь о тех, кто воспитывал меня и назидал своими наставлениями и примером, молюсь о тех, среди которых проходило до сих пор мое церковное служение, о молодежи, которую воспитывал, о моей будущей пастве, о вселенской Церкви, о страждущей земле Русской! Уповаю на молитвы и предстательство великого сонма небесных поборников рода христианского.
Прошу и Вас Святители Божии, а заочно и моего Архипастыря преосвященного епископа Виктора, помолиться о мне и преподать Божие благословение. Белград, 27 мая 1934 г. И слово епископа Пантелеимона Шатова : Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Достойные преемники апостолов Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в этот мир спасти грешников, из которых я первый!
Вы собрались сегодня, чтобы назвать меня своим собратом и сослужителем, чтобы меня возвысить до участия в вашем собрании. Мне стыдно и неловко что-то говорить в вашем кругу, кругу святителей Божиих, богомудрых хранителей веры Православной, через которых на земле является воля Божия. Послушание Святейшему Патриарху и Священному Синоду понудило меня прийти в ваше собрание. Отвечая на Ваш призыв, Ваше Святейшество, кающимся грешником пришел я к Вам, и Вы не возгнушались моей нечистотой, но разрешили меня от грехов, облекли в ангельский образ , даровали мне новое драгоценное имя, богомудрым словом наставили на путь монашеского жития и возвели в сан архимандрита. Вот и сегодня Вы, Ваше Святейшество, вновь призвали меня для наречения во епископа Орехово-Зуевского.
Со страхом и трепетом и сознанием своего крайнего недостоинства пришел я сегодня сюда. Когда Вы, Ваше Святейшество, впервые сказали мне о своем намерении призвать меня на новое служение, на все мои недоумения и вопросы Вы ответили кратко: «Доверьтесь Патриарху». Почти сорок лет тому назад Бог, в Которого я не верил, но Которого уже вопрошал и Которого призывал в самые трудные моменты жизни, явил мне во сне, но явственней, чем наяву, куда ведет меня моя греховная, исполненная гордости и беззакония жизнь. Я падал в бездну, кромешная тьма окружала и пронизывала меня. С каждым мгновением нарастал ужас, и ничто не могло мне помочь.
Видение кончилось, какая-то сила вернула меня в наш обычный мир, который по сравнению с реальностью пережитого казался мне картонной декорацией. Я поверил в Бога и крестился, и вот уже почти сорок лет я погружаюсь в иную бесконечную бездну — бездну Божественной любви. Господь покрывает все мои грехи, Господь самые тяжелые скорби претворяет в радость, Господь в болезни дает утешение большее, чем в здравии. Перед этой бездной Божественной любви все мои грехи оказываются ничтожными и ничего не значащими. Послушанием Святой Церкви я должен ответить на эту любовь.
Я знаю, что Господь призывает меня не к славе и богатству, не к почестям и успокоению, а к самоотвержению и служению людям, нуждающимся в любви и заботе.