Кин-Дза-Дза это советско-грузинский фильм 1986 года режиссера Георгия Данелии. Смысл фильма «Кин-дза-дза!» понятен далеко не сразу и далеко не всем. Но если фильм "Кин-дза-дза" в прокате смотрела в основном молодёжь, то мультфильм собрал уже более широкую аудиторию. Смысл фильма «Кин-дза-дза!» понятен далеко не сразу и далеко не всем. Смысл фильма «Кин-дза-дза!» понятен далеко не сразу и далеко не всем.
Какой посыл в фильме
- Кин-дза-дза! • Просмотр темы - Психологический разбор фильма Кин-дза-дза
- Смысл фильма «Кин-дза-дза!» Данелия: путешествие на другую планету, сегрегации, советское будущее
- Упорядоченная действительность : Почему "Кин-дза-дза" шедевр отечественной кинофантастики
- Сказка для взрослых
Кин-Дза-Дза !
А актерский ансамбль! А музыка! Впрочем, это все общие места. Все тоже знают фильм наизусть, его прямолинейные посылы и речевые обороты давно вошли в повседневную речь и проросли в ткань национального культурного слоя.
Увы, уже умерли многие из основных создателей и актеров фильма — сам Данелия, композитор Гия Канчели 2019 , художник-постановщик Александр Самулекин как я понял, за изобразительную концепцию в основном отвечал Теодор Тэжик, а за техническое воплощение — Самулекин 1986? Но их шедевр остался с нами и будет еще долго удивлять и радовать зрителей. Кстати, лично для меня эта картина — своего рода тест на вкус и личностные качества человека.
Если кому-то нравится «Кин-дза-дза», значит с ним можно иметь дело. Если нет — он, может, и неплохой парень, но определенные внутренние горизонты ему не мешало бы прокачать. Как ни удивительно хотя че удивительно, вполне закономерно , — никаких продолжений и развитий культовая картина, вошедшая в культурную плоть и кровь нескольких поколений, не получила.
Это если не считать анимационное недоразумение «Ку! Кин-дза-дза», о котором я даже не хочу здесь говорить. Казалось бы, существует детально проработанный мир, интересные герои, идея и более того — наверное, при жизни авторов можно было бы даже разыскать — или восстановить — оригинальную версию сценария, которая, по слухам, весила пять килограмм и переносилась в отдельном портфеле.
Из нее в фильм вошла едва ли треть. Он и без того получился двухсерийным, уже в процессе монтажа было выброшено множество отснятых сцен. В фильме присутствовали дополнительные сюжетные линии и герои, третья инопланетная раса, еще больше приключений и шуток… Все исчезло.
Но нельзя не согласиться с тем, насколько эта картина отличается от общей массы своим названием. Буквально с самого начала знакомства с этим фильмом начинает окутывать определенное непонимание происходящего. Иногда кажется, что режиссеры снимают фильмы такого высокого качества, что даже не осознают, как много они вкладывают философских и социальных вопросов, очень глубоких сцен, образов и диалогов. И, может быть, иногда зритель может увидеть в фильме то, чего не видел сам режиссер, актеры или сценаристы. Это происходит по разным причинам.
Например, та или иная лента может быть настолько актуальной, что вся ее полнота может открыться только со временем. Поскольку кино - это всегда творческий процесс, особенно если он хорошо погружен в соус футуризма и социологии, определенные моменты во время съемок могут быть полностью импровизированными и внезапными. А то, что было запланировано съемочной группой заранее, иногда вообще не попадает в камеру. Так сказать, его Величество грехопадение вмешивается в процесс творения. Даже сами актеры, говорят, не понимали, о чем фильм.
Что сказать об обычном зрителе? Многим людям честно не понравился этот фильм, и они сочли его легкомысленным и глупым, вот и все. Но если вы поймете смысл фильма, то сможете получить эстетическое удовольствие от атмосферы "кин-дза-дза! Какова вероятность того, что вы выйдете из дома за хлебом и макаронами и окажетесь на другой планете? Он небольшой.
Даже незначительно, но все же есть. Плук - планета, на которую попали герои, - встречает их пустыней, которая олицетворяет не только внешнее опустошение, но и внутренний социальный упадок.
Это важно! Мы тогда воспринимали это со смехом, а на самом деле это совершенно точное предсказание будущего. Уэф: а как у вас определяют, кто кому должен кланяться? Дядя Вова: Ну это на глаз. Уэф: Дикари! А тот, у кого очень много чатлов — имеет малиновые штаны, и ему не только пацаки, но и четлане должны кланяться, и эцилопп его не имеет права по ночам бить! Через несколько лет нам начнут объяснять, что мы дикари. Весь цивилизованный мир, живущий по рыночным законам, знает по совершенно четким признакам, кому надо кланяться — именно тому, у кого много чатлов.
А мы все еще на глаз определяем! И разве мы не слышали — «у нас нет цели, только в рыночном обществе у человека есть цель»? И у нас появилась «цветовая дифференциация штанов». Не то, что в советском обществе не было иерархии и требований кому-то «кланяться» — было, герой фильма и не отрицает. Но потом стало все совершенно цивилизованно — те, кому следует кланяться, «у кого много чатлов» — стали отличаться от обычных пацаков людей одеждой, машинами, жилищами, средой обитания, привычками… Общество обрело цель — приобретать и приумножать чатлы. Заодно постепенно исчезли и другие признаки «дикарства» — интернационализм, дружба, благородство, честь… Здравствуй, Плюк! Кстати, и господин Пе…ну вы поняли… тоже появился. Теперь самое интересное — насчет материально-технологического уровня галактики Кин-дза-дза. В то время все это убожество тоже воспринималось как пародия на «наше убожество». Все эти ободранные стены, вонючие колодцы, ржавые скрипучие механизмы… Но в этой версии «сатиры на нашу действительность» чего-то не хватало.
Сидерат фацелия: посадка, уход, полив, подкормка Комедия, по их мнению, такая же смешная, но она и более глубокая. Иностранные зрители часто сравнивают «Кин-дза-дзу» с теми фильмами, которые им ближе по духу: «Один, два, три», «Полицейской академией» и «Чамскраббером». Всем без исключения понравилась игра актеров.
Диалоги очень смешные и проникновенные. Фильм-притча К сожалению, лишь немногие иностранные зрители поняли, что фильм «Кин-дза-дза» - не о планете Плюк, а о близящемся к развалу СССР.
Новый взгляд на старое. Что значит "Кин Дза Дза"?
Однако по ходу фильма они из плохих превращаются в положительных героев. Этим автор фильма показал, что граждане Плюка хоть и некрасивые, но добрые душой. То есть Уэф и Би в фильме являются не злодеями, а жертвами обстоятельств. Главным злодеем в действительности является босс с планеты Альфа, которого сыграл сам Данелия. Это идеально чистая планета, где пестрит растительность и природа находится в безопасности, а все люди живут дружно.
Но больше всего поражают отношения жителей загадочной планеты друг к другу.
На окружающих они смотрят только как на начальников или своих холопов, понятия товарищества и дружбы в их обществе отсутствуют. Владимир Николаевич и Гедеван своим поведением и поступками показывают, что можно вести себя, да и вообще жить по-другому. По-другому не внешне, в этом плане им как раз приходится подстраиваться под требования общества, в котором они оказались, а в первую очередь внутренне — в различных ситуациях делая не корыстный выбор в свою пользу, а этический выбор на понимании того, что такое хорошо и что такое плохо. В фильме есть ряд простых истин, которые показаны в качестве не просто нормы, а того, что и делает человека человеком: товарища в беде бросать нельзя; думай не только о себе, но и об окружающих; помогай ближнему; эгоистичное желание доминировать над себе подобными является смешным и нелепым.
Название Изначально Георгий Данелия планировал назвать фильм «Звёздная пыль». В конце даже должна была быть сцена, объясняющая это название.
Но во время съёмок Евгений Леонов внёс в название свои коррективы. Как рассказывал Данелия, во время съёмок Станислав Любшин поинтересовался у Евгения Леонова, что у него в портфеле. Пребывая в хорошем настроении, Леонов стал петь окончания слов, произносимых Любшиным, а затем ответил, что в портфеле у него кинза. Всю дорогу пел. Песня превратилась в пепел, а вот название осталось» - рассказывал Данелия. С лёгкой руки Евгения Леонова фильм получил рабочее название «Кин-дза-дза».
Затем сцену, где рассказывается о звёздной пыли вырезали, и авторы решили оставить за картиной её рабочее название. Плюк Напомним, согласно сюжету фильма, прораб Владимир Машков и студент из Грузии Гедеван совершенно случайно попадают на планету Плюк, расположенную в галактике Кин-дза-дза. На ней москвичи оказываются после того, как пожалели бездомного на улице, позже оказавшегося инопланетянином, и Владимир Николаевич нажал на предложенную им кнопку. В один миг земляне оказываются на чужой планете, которая их довольно неласково встречает. Пусть цивилизация на Плюке гораздо развитее земной здесь умеют читать мысли и телепортироваться , однако, планета представляет собой выжженную пустыню. Воду здесь можно купить либо за большие деньги, либо получить из электричества.
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail: Тридцать лет назад были завершены съёмки картины «Кин-Дза-Дза», вскоре после выхода ставшей легендой. Десять лет назад в г. Москве начали снимать полнометражный мультфильм «Ку!
Сравнительная история этих двух «Кин-Дза-Дза» крайне актуальна для нас сегодня. Ибо она наглядно иллюстрирует одно из самых страшных последствий большой приватизации, до сих пор не преодолённое. И даже не вполне осознанное.
Как приватизация советской промышленности и советских народов, проведённая кооператорами и секретарями комсомола, привела к распаду производственных цепочек и этническим войнам — наблюдали все. Тот же большой хапок в советской культуре прошёл почти незамеченным. Граждане просто констатировали, что новые произведения любимых деятелей вдруг стали неинтересны.
Две «Кин-Дза-Дзы» объясняют нам с картинками, как именно это произошло. В кинофильме Г. Данелия 1986 г.
Изуродованных настолько, что в мире жёстких эльфов, на планете Альфа, из них делают кактусы, плагая, что людьми быть они вообще не годны. Но для нормальных человеческих людей даже эти, изуродованные люди — всё равно люди. И чтобы спасти их — можно даже отказаться от возвращения домой и вернуться за ними на поганый Плюк.
Мультфильм Г. Данелия и Т. Ильиной взял тот же сюжет и вытряхнул из него прораба и студента.
Хотя и строители, и текстильные вузы по-прежнему существуют среди нас — на Плюк делегированы совсем другие персонажи.
Смысл фильма «Киндзадза»
- Какой посыл в фильме
- Кин-дза-дза! — Википедия
- За кадром «Кин-дза-дза»: почему из фильма пришлось убрать Брондукова и… чачу
- Report Page
Кин-дза-дза или Путешествие на планету Земля
Кадр из фильма «Кин-дза-дза!» Пепелац. Гремящий, страшного вида, ржавый летательный аппарат, который, тем не менее, способен совершать межзвездные полеты (в фильме его сделали из куска старого Ту-104). Кин-дза-дза в чистом виде, прямо по фильму. Сравнительная история этих двух «Кин-Дза-Дза» крайне актуальна сегодня.
Кин Дза Дза - один из самых необычных популярных советских фильмов, он ассоциируется с абсурдом.
- На каком языке говорили в фильме «Кин-дза-дза!»
- Смысл фильма "Кин-дза-дза" | Какой Смысл
- В главных ролях:
- Мнение о жанре фильма «Кин-дза-дза»
В чем смысл фильма «Кин-дза-дза»
2. «Кин-дза-дза!» оказала влияние на современную русскоязычную культуру — вымышленные слова из фильма вошли в разговорный язык, а некоторые фразы персонажей — стали устойчивыми выражениями. Фильм «Кин-дза-дза!» — один из ярчайших примеров того, как произведение искусства может жить и развиваться без воли его создателей или даже вопреки этой воле, неся противоположенный посыл. Разбор фильма «Кин-дза-дза» реж. Кин-дза-дза в чистом виде, прямо по фильму. Кому-то такие фильмы, как Кин-дза-дза!, совсем чужды, другим людям наоборот интересно искать истинный смысл, который пытается передать нам режиссер картины. Кин-дза-дза» вышел в 2013-м, был очень скверно принят и критиками, и зрителями: 25 миллионов рублей сборов при бюджете 140 миллионов.
В чем смысл фильма «Кин-дза-дза»?
Таким образом, фильм "Кин-дза-дза!" начал следовать со мной по жизни, регулярно о себе напоминая. Многие рассматривали «Кин-дза-дза!» как сатиру на СССР, но точно с таким же успехом ее можно рассматривать как мизантропическую, свифтовскую сатиру на человечество — точнее, на то, до чего оно может себя в конце концов довести. Вaша оценка фильму «Кин-дза-дза». Кинокартина Кин Дза Дза увидели экраны в 1986 году и была встречена критиками очень холодно. Кин-дза-дза! кадры из фильма. Информация о фильме Актеры и роли Отзывы Постеры фильма Кадры из фильма Видео Рецензия Новости Смотреть онлайн.
Язык и символизм легендарного фильма «Кин-дза-дза»
Хотя плюкане Би и Уэфу частенько обманывают землян, честный дядя Вова и добрый Гедеван все время им помогают. На первый взгляд кажется, что Скрипач он же Студент совершенно бесполезен, но это не так. Когда у землян появляется возможность вернуться на свою планету, они не бросают инопланетян в опасности. Гедеван, позаимствовав в планетарии гравицапу, помогает пацакам совершить полет на свою планету. Авторы хотели особо подчеркнуть пользу и одновременно вред единственной цели, к которой должен стремиться каждый человек, несмотря на его личные желания. Когда Уэфу предложили лететь на Землю, он отказался по причине отсутствия на планете иерархии пришельцев.
Интересная фраза звучит из уст Би: «Нет, Генацвале! Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели, а когда нет цели…». Так он хотел показать, что если есть цель быть круче и выше других, тогда есть смысл бороться за эту жизнь. В зомбированном обществе нет места самым лучшим человеческим качествам, таким как сострадание, сердечность, дружба, взаимопомощь. Соблюдение установленных норм превыше всего, несмотря на наказания и пожизненный «Эцих».
Картина наполнена сплошной сатирой. Это четко прослеживается, например, в сцене, когда дядя Вова и Гедеван выступают на сцене. У «артистов» нет ни слуха, ни голоса, но при этом они хорошо зарабатывают. То есть бездарности все равно приветствуются. Зрители получают удовольствие от самих себя и от того, что кто-то их развлекает.
Авторы фильма хотели так показать, что когда существует верховенство рангов и денег, ничто не сможет спасти общество от упадка, даже самые высокоразвитые технологии. Плюкане, например, считают, что много воды, лесов и полей — путь к вырождению нации. Откуда взяться цели и смыслу жизни, если всего и так в избытке. В финале герои наконец-то возвращаются на Землю.
Сейчас ситуация изменилась: как и киноведы, так и любители называют фильм культовым и неповторимым в жанре антиутопии. Прежде чем говорить о смысле трагикомедии, окунемся немного в исторический подтекст 1980-х годов. Съемки фильма «Кин-дза-дза! Сначала это мода, а позже и тяга к зарубежной свободе. Зарождается мнение, что «на западе лучше».
А это целое поле для творчества писателям и кинематографистам. Популярными становятся жанры антиутопии и научный фантастики с примесью мечтами «о светлом будущем». Какие проблемы поднимает картина «Кин-дза-дза» одновременно показывает сатиру на советский коммунизм и западный капитализм. На планете Плюк, на которой происходят основные действия картины, царит произвол материализма. Люди должны преклоняться перед человеком из-за цвета штанов, которое показывают социальный статус: «Если у меня много КЦ есть, я имею право носить малиновые штаны и передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин «ку» делать». Проводится параллель с капиталистическим государством, где все блага только за счет пользователя. КЦ — своеобразная валюта на планете. Кадр из фильма Георгия Данелия «Кин-дза-дза! Планета Плюк принадлежит чатланам, поэтому пацак житель другой планеты должен им прислуживать.
Капитализм достиг своего пика, при котором и капитал более не смог воспроизводить сам себя вспомним теорию К. В результате чего ресурсы Плюка были истощены, это привело к внутренним конфликтам в обществе и, наконец, к глобальной войне, истреблению и упадку. На выжженной планете сохранилась жалкая кучка населения, которая, несмотря ни на что, сохранила основные «капиталистические» навыки: эксплуатацию собратьев, классовое разделение, подавление несогласных. Даже после войны у плюкан осталось рабское сознание. И пусть это происходит на фоне пустыни, но при капитализме и в таких условиях кто-то меньшинство занимает лучшие позиции, а кто-то большинство пребывает в ничтожестве. И, самое страшное то, что сами аборигены считают это не просто нормальным, а единственно правильным положением вещей. Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!
А когда нет цели…» Заключение Так что на Плюке капитализм, друзья. Вернее сказать, его новая форма — капитализм-фашизм, к которой в теории идет и наша планета. И у обычных советский людей — дяди Вовы и Гедевана — увиденное вызывает шок и отвращение. Они категорически отказываются принимать существующие правила игры и, как могут, сопротивляются им. А все силы прикладывают к тому, чтобы вернуться домой — в родной СССР. Вот почему, если «Кин-дза-дзу» и можно назвать сатирой, то сатирой на капиталистический строй. Ну и, конечно, в фильме высмеиваются людские пороки: жадность, глупость, раболепие перед начальником, эгоизм, лицемерие… Все это в той или иной степени присутствует в любом обществе, независимо от его политической формации.
Гениальный фильм на все времена… Ку, друзья! Оцените статью.
Основная еда всех жителей планеты состоит из пластмассы. На вершине этой системы, живущей на нефтедобыче, сидит Пэ Же — властитель планеты, скорее всего поставленный, как мы поймём позже. Он, хотя и стоит выше всех остальных жителей планеты, но по уровню умственного и культурного развития не сильно отличается от остальных жителей Плюка. Это мы можем понять по сцене, где он «развлекается в ванне». Он ведет себя как и все — как «безнравственное животное». Господин Пэ Же «развлекается» со своим «другом»-пацаком Ничего не напоминает? Плюк — обыкновенная страна-периферия, с характерной для неё компрадорской буржуазией и «полицейским государством».
Она существует и используется лишь для «выкачивания» из неё ресурсов и в качестве рынка сбыта. Но если есть периферия, есть и центр? Альфа — планета, которую можно охарактеризовать как «мир золотого миллиарда», или планету избранных. Внешне планета кажется раем, но в сущности своей скрывает безмерную жестокость. Все люди на ней живут в полной гармонии друг с другом и с природой. Весь их быт — бесконечные наслаждения и прогулки по цветущим оранжереям. Они не трудятся и, скорее всего даже не знают, что это такое. Вся соль в том, что все растения на этой планете — это умерщвленные жители Плюка скорее всего — ещё многих других, похожих на Плюк, планет.
Кин-Дза-Дза !
Зарождается мнение, что «на западе лучше». А это целое поле для творчества писателям и кинематографистам. Популярными становятся жанры антиутопии и научный фантастики с примесью мечтами «о светлом будущем». Какие проблемы поднимает картина «Кин-дза-дза» одновременно показывает сатиру на советский коммунизм и западный капитализм. На планете Плюк, на которой происходят основные действия картины, царит произвол материализма. Люди должны преклоняться перед человеком из-за цвета штанов, которое показывают социальный статус: «Если у меня много КЦ есть, я имею право носить малиновые штаны и передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин «ку» делать». Проводится параллель с капиталистическим государством, где все блага только за счет пользователя. КЦ — своеобразная валюта на планете. Кадр из фильма Георгия Данелия «Кин-дза-дза!
Планета Плюк принадлежит чатланам, поэтому пацак житель другой планеты должен им прислуживать. Хотя, по сути, они ничем не отличаются. Даже пацак Би, которого играет Юрий Яковлев, напротив, оказывается более развитым, чем чатланин Уэф. Но правила есть правила. Ситуация с превосходством меняется, когда герои попадают на планету пацаков.
Что же создает возможность произвола одних и бесправия других? Вот что является первопричиной всех общественных зол, что организует голод, истребление людей и природы и ставит человека в положение полного бесправия.
Рыночные отношения вытравляют в человеческих душах всякие духовные побуждения. В головах образуется своего рода духовный вакуум. На место всех устремлений личности рынок ставит одно — стремление к материальному благополучию. Но само это стремление есть показатель того, что такой человек есть рабское существо, человек, загнанный в клетку, брошенный на произвол судьбы, где единственным способом жить и выжить является борьба за кусок хлеба. Но даже достижение этой цели — личного благополучия — возможно в таком обществе только в качестве частного случая, но не всеобщей нормы. В условиях господства частной собственности общественное значение человека определяется не его трудовым вкладом или нравственными достоинствами, а количеством принадлежащих ему вещей — количеством рабов, земли или денег, иначе говоря, «малиновыми штанами», «кц» и «чатллами». Труд утрачивает значение всеобщего критерия существования.
Каждый стремится стать собственником, но не тружеником. Если труд и признается, то лишь в значении такой деятельности, которая приносит «кц» и «чатллы». Но деньги и признание приносит только то, что обслуживает интересы «чатлан», то есть господствующей элиты. Поэтому продажность, приспособленчество и преступления становятся всеобщей нормой. Отрицание труда как всеобщей меры достоинства и значения человека приводит к нравственному распаду личности. Такое общество может держаться только на запугивании и применении силы. Вот почему оно сверху донизу пронизано терроризмом: от политического терроризма верхов до духовного терроризма гангстеров от искусства.
Пуля и ложь — заодно. Таковы цивилизационные основы плюканского мира. Знакомая картина, не правда ли? Почему же при всей этой явной узнаваемости зритель в большинстве своем не понял фильма? Потому что видеть и понимать — разные вещи. Люди привыкли воспринимать только внешнюю форму вещей, но не их внутреннюю сущность. Эмпирический характер мышления — вот главное препятствие к пониманию.
Видимость заслоняет для большинства суть, и когда эта привычная видимость разрушена, происходящее начинает восприниматься как бессмыслица. Действительно, фильм от начала до конца построен на одном приеме: авторы везде слегка изменяют в н е ш н ю ю форму проявления общественных отношений. Когда крестьянин снимает шапку перед помещиком и кланяется ему в пояс, кто этому удивляется? Нам не кажется ни странным, ни глупым, когда подданные падают на колени перед царем или когда челядь спешит распахнуть двери перед важной персоной. Почему же два раза «ку» с приседаниями и прихлопыванием кажется зрительской аудитории верхом нелепости? Разве не менее абсурдно падать ниц, ломать шапку или кланяться? Это дело простой привычки.
Если бы у нас было принято приседать перед начальством, то поклоны мы сочли бы смехотворными. Пора подвести итоги. Мы убедились, что «Кин-дза-дза» — не фантастика, а вершина реализма. Но мы вправе задать вопрос: достиг ли фильм своей цели? Ведь он не был понят массовой зрительской аудиторией. И тем не менее, цель — достигнута. И не вопреки непониманию, а именно благодаря ему.
Если бы зрители поняли, что «de te fabula narratur» «о тебе басня рассказывается» , если бы в плюканах они признали себя, а в плюканских порядках — наши собственные, то и реакция на фильм была бы иной — не столь прямой и откровенной. От всего увиденного у зрителя остается впечатление какой-то гигантской бессмыслицы, космического абсурда, запредельной иррациональности происходящего. Это эмоциональное впечатление очень ценно. Зритель еще не осознал, но уже глубоко прочувствовал иррациональность, то есть внеразумность, противоразумность плюканских порядков. Но тем самым он признал и неразумность земных порядков. Получилось как у Гоголя: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!
Осуждение оборачивается самоосуждением. Многие восприняли этот фильм просто как глупую выходку хорошего режиссера. Художник самовыразился — и весь сказ. На самом деле «Кин-дза-дза» — не отрыжка сытого холуя от искусства. Оригинальность формы, глубина и проницательность, с которой изображен современный уклад жизни, великолепная игра блистательных актеров, — все это ставит эту картину в ряд самых выдающихся произведений мирового кинематографа. Конечно, этот фильм — для умных людей. Но кто сказал, что кино должно быть глупым?
В условиях культурного голодания и насаждения дурного вкуса встреча с таким произведением искусства каждый раз — праздник. Фильм сделан, конечно, на «отечественном» материале. Но хотели его создатели или нет, получился гениальный портрет всей современной цивилизации. В этой киноленте словно воплотился завет Шекспира, вложенный им в уста Гамлета: «держать как бы зеркало перед природой, показывать доблести ее истинное лицо и ее истинное — низости и каждому веку истории — его неприкрашенный облик». С поистине шекспировским размахом «Кин-дза-дза» изображает неприкрашенный облик нашего века. И если портрет пришелся не по душе, то, как говорится, «на зеркало неча пенять». Это фильм о нашем рабстве и стремлении отдельно взятых пацаков вырваться из него.
Нежелание работать на чатлан, Пэже, эцилоппов и прочих террористов, отказ принять их мораль, - вот что движет главными героями. Но это требует от человека иных — не чатлано-пацакских — качеств: мужества, нежелания подличать, чувства товарищества, способности к самопожертвованию, — всего того, что называется солидарностью, чувством человеческого братства. Этими качествами наделен и Гедеван, и Машков, — вот почему они оказываются «инопланетянами», маргиналами на Плюке. Вся сюжетная затея с «иной планетой» потребовалась для того, чтобы подчеркнуть вопиющую чуждость таких людей современной цивилизации. Человеческая доблесть и порядочность несовместима с нормами и ценностями потребительского общества. И последнее. Фильм оказался вещим.
Одновременно и зеркалом настоящего и прогнозом на будущее. Действие фильма начинается с того же самого момента, с чего началась так называемая перестройка. Перед героями возникла проблема: как помочь человеку выйти из затруднительного положения босой оборванец зимой на улице просит прохожих о помощи. Прораб Машков, не раздумывая, предлагает нажать первую попавшуюся кнопку в машинке перемещения. Инопланетянин ему кричит: «Нельзя так, знать надо! Но было поздно. Кнопку нажали и … очутились в «капстране» это Машков определил с первого взгляда.
То же самое случилось и с нами. Захотелось жить богаче и лучше, кнопочку нажали и пожалте — теперь процветаем. Мужики, что же вы всё не на те кнопки нажимаете?! Нельзя так. Знать надо! Так-то, родной.
Но как выясняется, именно благодаря ненужному скрипачу стал возможен полет на планету пацаков. Гедеван «взял» гравицапу из планетария. В фильме хорошо показано общество, для которого есть всего одна цель и от которой оно отказаться не в силах. Уэф отказывается от предложения переместиться на Землю, мотивируя отказ тем, что на Земле нет иерархии, Би при этом выдает такую фразу: «Нет, Генацвале! Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели, а когда нет цели…». Если есть цель выглядеть в глазах других крутым и недосягаемым, то и есть за что бороться. Такому обществу непонятно искреннее радушие и дружба, взаимовыручка и сострадание. Оно готово принимать наказание и пожизненный «Эцих», лишь бы не нарушить заведенный порядок. Фильм практически весь состоит из острой сатиры. Например, отрицательное отношение к бездарностям на сцене четко просматривается в выступлениях дяди Вовы и Гедевана, которые, несмотря на отсутствие слуха и голоса все же умудряются неплохо заработать.
Причем зрители явно в восторге, может быть от самих себя, а может быть от того, что кто-то подобострастно их развлекает.
И разве мы не слышали — «у нас нет цели, только в рыночном обществе у человека есть цель»? И у нас появилась «цветовая дифференциация штанов».
Не то, что в советском обществе не было иерархии и требований кому-то «кланяться» — было, герой фильма и не отрицает. Но потом стало все совершенно цивилизованно — те, кому следует кланяться, «у кого много чатлов» — стали отличаться от обычных пацаков людей одеждой, машинами, жилищами, средой обитания, привычками… Общество обрело цель — приобретать и приумножать чатлы. Заодно постепенно исчезли и другие признаки «дикарства» — интернационализм, дружба, благородство, честь… Здравствуй, Плюк!
Кстати, и господин Пе…ну вы поняли… тоже появился. Теперь самое интересное — насчет материально-технологического уровня галактики Кин-дза-дза. В то время все это убожество тоже воспринималось как пародия на «наше убожество».
Все эти ободранные стены, вонючие колодцы, ржавые скрипучие механизмы… Но в этой версии «сатиры на нашу действительность» чего-то не хватало. Сейчас я понимаю, чего. Реально цивилизация Кин-Дза-Дза — вовсе не убога.
Это постиндустриальное, непредставимо развитое технически общество. Это такой постпанк. Ржавые болты и сортир с песком — в звездолете, способном преодолеть световые расстояния за секунду.
Сегодня ты нищий артист, а завтра раздобыл спичку — и покупаешь целую планету. Причем планета стоит всего 60 чатлов, а воздух к ней — 90 чатлов. Парадоксы рынка, вроде нищего с мобильным телефоном.
В принципе любой плюканин мог бы устроить локальный коммунизм, если у него есть немного денег или немного мозгов.