Если же допустить, что освящаются все воды и везде, в том числе в местах скверных и нечистых, то возникает вопрос: разве Дух Святой действует в нечистотах?», передает РИА Новости. Эксперименты продолжают проводиться, однако святая вода так и остаётся не изученной полностью. Окропить жилище святой водой человек может сам, но этот обряд нельзя путать с освящением жилища. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе. 18 и 19 января, на Крещенский сочельник и в сам день праздника Крещения Господня, только и разговоров, что о святой воде. Новости Тайшет24 в Viber!
На Крещение вода становится святой: как, почему и когда именно это происходит
При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Как поясняют священнослужители, святую воду называют и крещенской, и богоявленской. результат работы перегонного аппарата по перегону обычной воды в "святую", аппарат называется "священник",. традицию, как и многие другие, нагло спёрли у язычников. Подробнее о том, когда набирать крещенскую святую воду и о ее целительных свойствах в материале РЕН ТВ. Святая вода долгие годы остается нетленной, имеет свойство не портиться. Святая вода отличается от несвятой тем, что над ней молились, ее благословляли, она прошла через чин посвящения Богу.
Что можно, а что нельзя делать со святой водой
Религия - 18 января 2024 - Новости Омска - Что касается «святой» (то есть «чистой») воды, то рассказываем о том, что она бывает не раз в году, и святой считается не только та, которую христианские священники крестили в проруби. Если же допустить, что освящаются все воды и везде, в том числе в местах скверных и нечистых, то возникает вопрос: разве Дух Святой действует в нечистотах?», передает РИА Новости. Вода святая (агиасма) – 1) обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода, чудесно приобретшая, в результате совершения молебна, именуемого водоосвящением, свойства освящать и исцелять; 2) вода из святого источника. Откуда берется святая вода?» на канале «Мастерство и Самосовершенствование» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 30 сентября 2023 года в 11:13, длительностью 00:04:39, на видеохостинге RUTUBE. Уникальность святой воды в Крещение В праздник Крещения вода становится намоленной, ее называют Великая Агиасма.
О святой воде
Иерей Иоанн Авдюшин рассказал нам, как пьют воду воцерковленные люди. Вячеслав Ланский перечислил нам и другие способы использования святой воды. Она — один из благодатных предметов, которые при правильном употреблении могут помочь человеку в его духовном развитии, борьбе с душевными и физическими недугами, — рассказал Вячеслав Ланский. Священнослужители отметили, что освящать воду может только священник и только во время богослужения. Онлайн-формата в этом процессе нет. Необходимо участие и личное усилие человека, — заключил Вячеслав Ланский. Вячеслав Ланский считает, что ответ на такой метафизический вопрос сформулировать довольно сложно. Что же касается духовной реальности, то у каждого пользователя будет свой опыт встречи со святыней. И вот эта духовная составляющая и ее воздействие на умы и сердца людей — главное и, увы, сложноописуемое, — заключил Вячеслав Ланский.
По словам Вячеслава Ланского, у святой воды срока годности нет. Впрочем, иногда святая вода все-таки цветет, отвечают священнослужители.
Потом она вновь активизировалась.
Ученый с помощью исследований подтвердил влияние на свойства воды астрофизических факторов. А именно, положения Солнца по отношению к Земле. В зависимости от его положения, электромагнитное поле Земли либо снижается, либо повышается.
Это влияет на свойства воды. Солнце имеет свой цикл. Каждые 27 дней оно совершает оборот вокруг своей оси.
Владимир Цетлин провел свои измерения. А именно, успокаивалась не на час, как это происходит ежедневно, а замирала сразу на 6 часов. Это происходит 14 раз в году, а именно: в ночь на 19 января, на 14 февраля, на 11 марта, на 6 апреля, на 2 мая, на 28 мая, на 23 июня, на 20 июля, на 15 августа, на 10 сентября, на 6 октября, на 1 ноября, на 27 ноября, на 23 декабря.
Кстати, на большинство из этих дат выпадают церковные праздники, религиозные деятели подсуетились для усиления веры у паствы. И все-таки именно крещенская вода считается самой сильной.
В англиканских церквях также есть купели. Баптистская церковь Обычно святая вода обычно не используется из-за ее связи с крещением младенцев. Однако некоторые церкви до сих пор используют ее для благословения и исцеления.
Использование святой воды может варьироваться в зависимости от христианской конфессии, но она всегда символизирует чистоту , благословение и святость Церкви и ее таинств. Святая вода в католицизме Святая вода является важным символом в католицизме, поскольку она несет важные смыслы, уходящие корнями в традиции веры. С древних времен вода использовалась как символ чистоты и очищения, и использование святой воды в католической церкви является признанием этого символизма. Значение Святая Троица Одним из важных значений святой воды в католицизме является ее связь со Святой Троицей. Святая Троица является центральным доктринальным верованием католической церкви, в котором говорится, что Бог есть один Бог в трех лицах: Отец, Сын и Святой Дух.
Нас окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах. В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи. Крещенская вода, как и святое Причастие, принимается верующими только натощак. Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают.
Преподобный Серафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленской воды. Преподобный Амвросий смертельно больному послал бутылку со святой водой - и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу Иорданской Крещенской водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, - нет.
Как было впервые совершено освящение воды Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Но первый пример подан Самим Господом, когда Он погрузился в Иордан и освятил все естество воды. Не всегда вода нуждалась в освящении. Были времена, когда все на земле было чисто и свято. Тогда, до грехопадения человека, все созидалось Словом Божиим, все оживотворялось Духом Святым, который носился над водой.
Все на земле было запечатлено всеосвящающим благословением Божиим, и поэтому все земные стихии служили для пользы человека: поддерживали жизнь, предохраняли от разрушения тело. Живя в этом гармоничном, райском окружении, человек, по обетованию Божию, должен был быть бессмертным, ибо «смерти Бог не сотворил» Прем. Но человек сам, через общение с духом нечистым, принял в свою душу семя нечистоты. И тогда Дух Божий отступил от нечистого создания: «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть» Быт. Теперь все, к чему прикасались руки грешников, становилось нечистым, все делалось орудием греха, а потому лишалось благословения Божия и подвергалось проклятию.
Стихии, служившие прежде человеку, изменились. Земля теперь приносит терния и волчцы, пропитанный тлением воздух становится опасным, а иногда и смертоносным. Вода, сделавшись стоком нечистот, стала заразительной, опасной, и теперь в руках Правосудия Божия стала выступать орудием наказания нечестивых. Но это не значит, что человечество было лишено святой воды. Изведенный Моисеем из скалы источник струил, конечно, не простую воду, но воду особую.
Не простой была вода в источнике Самаряныни, ископанном праотцом Иаковом и освященном позднее беседой Спасителя у этого источника. Понятие о святой воде встречается еще в Ветхом Завете: «и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд» Чис. Но совсем особая вода течет в реке Иордан. Господь наш Иисус Христос явился на Иордане, чтобы освятить водное естество и сделать его источником освящения для человека. Так, после грехопадения человека впервые совершилось освящение воды.
Мы, падшие, хотя и обновляемые благодатью Божиею, люди, всегда, до смерти, носим в себе семя древней греховной нечистоты, и потому всегда можем грешить, и тем самым снова и снова вносить в окружающий мир нечистоту и тление. Поэтому Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам свое живое и животворящее слово, даровал верующим право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа истины, Который всегда пребывает в Церкви Христовой, чтобы Церковь, вопреки неоскудеваемому в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни. Храня эту заповедь Господню, Святая Церковь Словом Божиим, таинствами и молитвой освящает всегда не только самого человека, но и все, чем он пользуется в мире. Этим Церковь кладет предел распространению греховных нечистот, предотвращает умножение гибельных следствий наших грехов. Церковь освящает землю, испрашивая ей у Бога благословения плодородия, освящает хлеб, служащий нам пищей, и воду, утоляющую нашу жажду.
Без благословения, без освящения могли ли бы эта тленная пища и питие поддерживать нашу жизнь? Отсюда уже и возникает ответ на вопрос, зачем Церковь освящает воду. Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, низводит на воду, силой молитвы и Слова Божия, благословение Господне и благодать Пресвятого и Животворящего Духа. Почему вода освящается в особых сосудах Как и все в Церкви, сосуд, в котором совершается освящение воды, несет большое символическое значение. Внешне водосвятный сосуд походит на потир для причастия.
Сосуд для освящения воды представляет собой большую чашу на низкой подставке с круглым основанием для поставления ее на стол. С восточной стороны чаши имеются ячейки, куда при начале водосвятия устанавливаются три свечи - во образ Святой Троицы, освящающей и просвещающей людей Божественной благодатью.
Великая Агиасма: как набрать, хранить и использовать крещенскую воду в 2024 году
Подписаться Что такое святая вода, как ее правильно использовать и можно ли на ней готовить? О том, зачем освящают воду и как ее правильно использовать дома, нам рассказал священник Дионисий Костомаров, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Орле, руководитель молодежного отдела Орловской митрополии. Великое освящение совершается только два раза в год — в праздник Крещения Господня и накануне, в навечерие Богоявления, 18 и 19 января. Малые освящения воды бывают разные: например, перед крещением человека, при освящении храма и при совершении божественной литургии, которую возглавляет архиерей. Различается освящение по целям — мы при каждом освящении молимся о том, для чего будем использовать воду. Например, при совершении крещения ребенка или взрослого, во время освящения воды мы молимся об этом человеке. Во время великого освящения, в праздник Богоявления Господня и во время малого освящения святой воды в течение года мы молимся о людях, которые будут ее употреблять пить, использовать для освящения жилищ или каких-то предметов. Зачем освящают воду Символически освящение воды обозначает, что Господь собой освящает этот мир.
Но знайте, что это можно делать 14 раз! В 10-00 и 18-00 электропроводимость самая хорошая, а в 13-00 и 4-00 проводимость воды практически останавливается, она засыпает. И связанно это с активностью молекул воды. Чем они активнее, тем сильнее ее проводимость.
Бывает ли, что святая вода "не помогает"? Что делать, если святая вода испортилась? Правда ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи? Святыня и образ Божией благодати Святая вода - это обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная , которая чудесно приобретает особые благодатные, освящающие и исцеляющие свойства после совершения над ней особого богослужения - водоосвящения.
Воду, освященную по особому великому чину, в праздник Крещения Господня, называют «агиасма», что значит «святыня». Иоанн Златоуст говорит о богоявленской воде: «Происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповреждённою и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников». А святитель Епифаний Кипрский, сравнивает изменение «естества вод» с превращением воды в вино в Кане Галилейской. Никогда нельзя забывать, что освященная вода — это великая церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. Освященная вода - это образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. В таинстве крещения отпускаются и омываются греховные нечистоты человека, он обновляется и возрождается в новую жизнь во Христе. В Православной Церкви святая вода имеет самое широкое применение, как источник Божией благодати в таинственном освящении всех и всего. Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета.
Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах. Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон. Кроме крещенской воды православные христиане используют воду, освященную на молебнах в доме или храме. Святая вода, обычно принимается верующими натощак в небольших количествах, после утреннего молитвенного правила с особым благоговением и молитвой. Однако, при особой нужде в помощи Божией, при недугах или нападениях злых сил, ее можно с молитвой и благоговением пить и в другое время. Святой водой можно также помазывать больные места и окроплять жилище. В Типиконе или Минее за январь под 6 19 числом сделано специальное примечание о крещенской воде: «Известно же буди всем о святой воде. Яко нецыи суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради, не добре творят, ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари.
От всех болезней использовали проточную воду, именно этой воде приписывали оздоравливающие свойства, считая наравне с дождевой и колодезной «живой» водой. Но особенно целебными считалась ключевая и родниковая вода, ее почитали наравне с крещенской и считали святой. После окачивания водой из таких ключей больные часто выздоравливали. Умывание во время первой весенней грозы способно было отвести любую болезнь. Принимать несколько ложек воды прямо из реки, натощак, считалось хорошим средством при многих болезнях. В народе происходило обязательное умывание такой водой всех членов семьи для здоровья. Был известен обычай собирать ночью со стогов в поле и с крыш дворовых строений «крещенский снег»: его топили и использовали для отбеливания холстов и для лечения.
Святая вода - значение символики
Что такое святая вода, как можно получить святую воду, для чего она используется в храме и верующими дома, как можно и нельзя обращаться со святой водой. это вода, которая была освящена членом духовенства или религиозным деятелем, или получена из колодца или источника, считающегося святым. Святая вода помогает человеку вступить в общение с Богом, ощутить действие благодати Божией.
Что такое святая вода, как ее правильно использовать и можно ли на ней готовить?
Святая вода не магическая панацея, она имеет силу только если в нас живет вера, покаяние, смирение и милосердие. «И если обычная вода дала жизнь биологическую, смертную, то святая вода дает жизнь без смерти. Вода святая (агиасма) – 1) обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода, чудесно приобретшая, в результате совершения молебна, именуемого водоосвящением, свойства освящать и исцелять; 2) вода из святого источника. Святая вода — это вода, освященная религиозным деятелем и часто используемая в религиозных церемониях и ритуалах. «Нельзя пить святую воду как волшебное зелье, которое поможет избавиться от болезней и проблем. Эти примеры демонстрируют, что перед употреблением святой воды крайне важно убедиться в ее безопасности и пригодности для питья.
Святая вода. Святыня действия благодати
Становится ли в это время святой вода из-под крана, в реках и других водоёмах? Новости Ну а теперь о том, что такое святая вода, как её можно использовать, а как категорически нельзя. Что такое святая вода? Обычная по происхождению и составу вода, которая после совершения особого молебна приобрела освящающие, благодатные и исцеляющие свойства. Молебен называется водоосвящением, или водосвятием. На основании чего святой воде приписывают такую силу? На основании опыта миллионов.
Специально не стану ссылаться на древних отцов Церкви, процитирую наших современников - людей не чуждых науке. По свидетельству очевидцев, когда кто-нибудь болел, преподобный Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Считал, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет. А вот совет не только священнослужителя и богослова, но и гениального хирурга, основоположника метода региональной анестезии, автора всемирно известного учебника "Очерки гнойной хирургии", врача, спасшего без преувеличения в прямом медицинском смысле этого слова десятки тысяч больных. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Говорю не только как священник, но и как врач.
Из моего опыта в медицине", - учил святитель Лука Войно-Ясенецкий 1877-1961 гг. Но как действует святая вода? Святая вода не магическая панацея, она имеет силу, только если в нас живет вера, покаяние, смирение и милосердие. В молитве на освящение воды есть такое прошение к Богу: "... Только вот автоматизма тут нет: мол, выпил святой воды, окропил ею дом - и порядок.
Молебны совершаются в храме или частных домах. В храме молебны совершаются после литургии и совершаются по просьбам и нуждам верующих. К таким молебным пениям относятся молитвенные чины, совершаемые при благословении различных предметов, об исцелении больного, о направляющихся в далекое путешествие, о воинах и т. На молебнах обычно происходит чин малого освящения воды. Малое водоосвящение совершается Церковью также в день Происхождения изнесения честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине:«кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» Ин. Для малого водоосвящения посреди церкви ставится покрытый стол, на который поставляется чаша с водой и полагаются Крест и Евангелие. Перед чашей возжигаются свечи. После возгласа священника читается псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…». При этом иерей кадит крестообразно воду. После чтения псалома 50-го: «Помилуй мя, Боже…», тропарей и ектении, совершается каждение храма или дома. По окончании произносится прокимен и читается Апостол Евр. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь». Затем читается Евангелие Ин. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». Произносится ектения: «Миром Господу помолимся», в которой возносятся прошения об освящении воды. Обыкновенно при этом совершается каждение воды. Затем священник читает молитву об освящении воды. Иногда читается еще особая молитва: «Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и дождь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстен, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякая скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. По прочтении молитв священник, взяв честной Крест Распятием к себе, нижней частью его делает крестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду. При этом поют тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя…» трижды и «Твоих даров…». Затем иерей целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь. Присутствующие прикладываются ко Кресту, а священник кропит каждого. После водоосвящения каждый, кто заказал молебен, может получить святую воду. Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья… Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что когда Прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая; «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» Пс. И Церковь пламенной молитвой взывает к Господу о вызывании из недр земли воды сладкой и обильной. В колодце, копание которого совершается по особым молитвам священника, — не простая вода: уже «копание кладезя» освящается особым чинопоследованием. Над выкопанным колодцем опять совершается особое моление: «Зиждителю вод и Содетелю всех… Ты Сам освяти воду сию: поели на ню святую Твою силу на всякую сопротивную детель, и даждь всем приемлющим от нее, пития ради, или умовения ради, здравие души и тела, на изменение всякая страсти и всякого недуга: яко да будет исцеление воды и покоя всем прикасающимся к ней и приемлющим ю…» Обыкновенная колодезная вода становится предметом культа и притом предметом чудотворным- «водой исцеления и покоя». Известно множество источников, колодцев, родников, где по молитвам святых изливается вода, имеющая большее благословение, чем воды Вифезды Иерусалимской. Не только питие этой воды, но даже окунание в воды этих источников приносит множество исцелений и чудотворений. Церковь всегда совершала и сейчас совершает освящение вод общественных источников, рек, озер. Эта вода попадает и в водохранилища, а затем — в водопроводы, в наши квартиры. Можно утверждать, что в мире нет ни одной струи воды, ни одной капли, которая не была бы освящена, духовно оплодотворена молитвой, облагодатствована и, следственно, которая не была бы животворна и спасительна для людей, животных, птиц и самой земли. Если бы мы всегда поступали так, как учит нас Церковь и Слово Божие, тогда благодатные дары Святаго Духа постоянно изливались бы на нас, тогда каждый источник был бы для нас источником исцеления от недугов телесных и душевных, каждая чаша воды служила бы очищением и просвещением, «водой исцеления и покоя», святой водой. Но так не происходит. От воды заболевают, вода становится опасной, смертоносной и разрушительной стихией.
Известно, что почитание воды как одной из основных «творческих стихий» мироздания имеет общерелигиозный характер. У разных народов акцентируется при этом святость воды определенных источников и рек, зачастую обеспечивающих само существование народа на данной территории Нил у древних египтян, Иордан у евреев, Ганг у индусов, Рейн у германцев, Дунай у славян. Христианство удержало и дополнило эту символику очистительной воды, получившей особое значение в связи с установлением самим Иисусом Христом таинства крещения Мф 28:19. У православных христиан особым почитанием пользуется т. Именно эта вода и называется «агиасмой» или даже «великой агиасмой». В то же время встречается и выражение «малая агиасма». В чем же различие? Водоосвящение «великое» и «малое» Дело в том, что Православная Церковь различает два вида водоосвящения — «великое» и «малое». Великое водоосвящение непосредственно связано с праздником Богоявления Крещения Господня , отсюда его другое название — «богоявленское», или «крещенское» водоосвящение. Этот обряд восходит, как предполагают ученые, еще к дохристианскому культу священных вод Нила согласно древним источникам, 11 тиби, т. В настоящее время освящение крещенской воды совершается дважды — накануне праздника Богоявления в Крещенский сочельник и в самый день праздника после Литургии. Первая традиция восходит, вероятно, к древнехристианской практике массового крещения оглашенных после Утренней службы Богоявления, со временем превратившуюся в традицию воспоминания крещения Самого Иисуса Христа.
Некоторые особо истовые верующие даже запасают ее на год вперед. Такое мнение может быть связано только с непониманием причин, по которым вода становится непригодной для питья. На самом деле виновником являются бактерии, разлагающие невидимые невооруженным глазом частицы органических веществ, растворенных в воде. Логично, что вода, взятая из чистого источника, тем более при низкой температуре окружающего воздуха, которую хранят в плотно закупоренном сосуде, будет портиться намного медленнее обычной. Еще одним возможным объяснением является частое использование серебряных предметов в церковных ритуалах. Ионы серебра, даже в небольшом количестве попадающие в воду, обладают бактерицидными свойствами и эффективно подавляют размножение бактерий. Кстати, если вода для освящения взята не из чистого источника, то количество бактерий в ней будет вполне себе опасным для здоровья, это было доказано австрийскими учеными. В ходе работы исследователи взяли образцы воды из 21 святого источника и 18 образцов — из специальных сосудов для святой воды, находящихся в церквях Вены. Еще одним любимым обскурантистами «объяснением» загадочных свойств воды являются ссылки на некие «космические воздействия». Тут каждый толкователь дает волю своей фантазии, поэтому абсурдность тезисов ограничивается только количеством знакомых конкретному человеку научных терминов. Здесь можно встретить и нейтрино, исходящие из центра Галактики, который выстроился с Солнцем и Землей в одну линию, и космические лучи, пробуждающие глубоко сидящие в литосфере электроны, и гипотезы про воздействие межпланетного пространства на биоинформационные поля воды.