Новости что означает сухоядение в пост

Когда Великий пост в 2024 году у православных христиан? Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и длится 48 дней. Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания. 22 марта -сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.

Сухоядение в пост: что можно есть и как правильно готовить блюда

Сухоядение — термин в православном Уставе, обозначающий разрешение на вкушение только неварёной пищи во время поста. Под определение поста, в частности, подпадают практически все среды (в память о предательстве Иисуса Христа) и пятницы. Сухоядение (греч. ξηροφαγία) – одна из строгих степеней поста, употребление растительной пищи без масла в холодном виде. Когда Великий пост в 2024 году у православных христиан? Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и длится 48 дней. объясняем принципы питания, предлагаем оригинальные и простые рецепты. Сухоядение. Это одна из строгих степеней поста: употребление растительной пищи без масла в сыром виде. В сухоядение можно есть любые продукты неживотного происхождения и не подвергшиеся термической обработке.

Великий пост: что можно есть в дни сухоядения

Во вторую-шестую недели поста на понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, на вторник и четверг — горячая пища без масла, а на субботу и воскресенье — горячая с маслом. Что означает сухоядение и каково его предписание в пост? Для православных христиан Великий пост имеет огромное значение.

Популярные материалы

  • Когда начинается и заканчивается Великий пост в 2023 году
  • Сухоядение в пост - что можно кушать: список продуктов и готовых блюд 2021 :: Рецепты :: Клео.ру
  • Великий пост - что можно есть постящимся, основные правила соблюдения
  • Богослужения на седьмой неделе Великого поста
  • Сухоядение

Даты и особенности шестой недели Великого поста в 2024 году

  • Подробно рассказываем, что можно и что нельзя есть постящимся.
  • Сухоядение в пост — что это такое в православии
  • Священники рекомендовали придерживаться календаря питания в Великий пост — Новости Хабаровска
  • Что такое сухоядение в пост и что можно кушать?
  • Великий Пост по Типикону - Православие.фм

Великий пост в 2024 году

В остальные дни также имеются определенные ограничения. Выходные дни являются наиболее мягкими, а среда и пятница считаются самыми строгими. В среду Христа предали, а в пятницу был распят. Рацион постящегося по неделям Первая неделя 18—24 марта - одна из самых строгих. В первый день — полный отказ от пищи, разрешено пить только неподогретую воду. Со вторника по четверг предполагается сухоядение нетермически обработанная пища без масла , а в выходные можно готовить на плите с добавлением растительного масла. Вторая неделя 25—31 марта - менее строгая.

В понедельник, среду и пятницу — сухоядение, в напитках можно пить чай. Во вторник и четверг — горячая пища без масла, а в выходные — горячие блюда с небольшим количеством постного масла. Третья неделя 1—7 апреля - практически аналогична второй. В понедельник, среду и пятницу употребляются сырые овощи и фрукты, а во вторник и четверг — горячая пища без масла. В субботу разрешено добавление растительного масла к вареным и тушеным овощам и крупам, а также небольшое количество вина. В воскресенье, 7 апреля, празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы, поэтому можно включить в рацион нежирную рыбу.

Четвертая неделя 8—14 апреля - в понедельник, среду и пятницу — сухоядение, во вторник и четверг — горячая пища без масла, а в выходные можно употреблять горячую пищу с растительным маслом и небольшое количество вина. Пятая неделя 15—21 апреля - аналогична четвертой. В нечетные дни — сухоядение, в четные — готовятся овощи и крупы на воде, а в выходные — горячая пища с растительным маслом. Шестая неделя 22—28 апреля - в понедельник, среду и пятницу можно употреблять сырое и свежее, но необработанное растительное, пищу, во вторник и четверг — горячую пищу без масла.

Допускается употребление рыбной икры, но не рыбы в Лазареву субботу. Согласно каноническим правилам поста в будние дни пища принимается один раз в день - в вечернее время. В субботу и воскресенье пища принимается дважды - в обеденное время и вечером. Соблюдать эти правила можно только после консультации с врачом и священником. Важно понимать, что в современных реалиях нет возможности формально установить единый канон поста, одинаково приемлемый для монашествующих, духовенства и мирян, для здоровых и болеющих, для детей и пожилых людей.

В правилах поста православной церкви указаны наиболее строгие ограничения, на которые следует ориентироваться, но не воспринимать их как непреложный закон, не допускающий исключений. К посту, как и к любой деятельности, направленной на самосовершенствование, следует подходить разумно и поэтапно. Начиная занятия спортом, мы не ждем от себя результатов, являющихся обычными для профессиональных спортсменов. Никто в трезвом уме не подступится к штанге в 100 кг, если до этого поднимал только 30. Если же рискнет, то, без сомнения, не только не достигнет результата, но и подорвет здоровье. А вот если заниматься регулярно, постепенно увеличивая вес снаряда, через несколько лет сможет без труда поднять недоступный в начале вес. Зачастую начинающие постящиеся, не имея достаточного опыта в соблюдении пищевых ограничений, допускают во время Великого поста ряд ошибок в питании. Часто именно самый строгий и продолжительный пост стремятся соблюдать люди, формально относящие себя к православным верующим, но фактически не живущие церковной жизнью, не имеющие практики соблюдения многодневных постов.

Сок лимона — 3 ст. Соль — по вкусу Редьку, морковь и яблоки натереть на крупной терке и приправить чесноком и соком лимона. Немного подсолить 2. Тыква с яблоками и медом Вам понадобится: 300 г тыквы, одно яблоко кислого сорта, 4 ст. Тыкву нарезаем тонкими ломтиками. Яблоко натираем и смешиваем с медом или лимонным соком и семечками. Этой массой заливаем тыкву и даем настояться около 2 часов. Редька с медом. Натереть редьку на тёрке и приправить медом. Добавить кунжут или грецкие орешки. Получится остро, но очень вкусно и питательно. Салат "Весна" Огурцы, помидоры свежие, зелень, соль, лимонный сок или соевый соус. Картошка с зеленью. Печеную картошку в мундире 3 шт. Все перемешать. Помидоры с сыром тофу.

Растительное масло и вино, хотя и приготовлены без тепловой обработки, употреблять в эти дни не разрешается. Горячие напитки: чай, кофе, отвары и компоты так же не разрешены. Из напитков могут употребляться только вода и соки. Под определение поста, в частности, подпадают практически все среды в память о предательстве Иисуса Христа и пятницы в память о распятии Христа. Сухоядение указывает на весьма строгую форму поста. Распространяется преимущественно на монашествующих.

Врач объяснил, как правильно поститься в Великий пост и не потерять при этом здоровье

Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней Согласно церковным традициям, сухоядение в Великий пост соблюдается по понедельникам, средам и пятницам.
Сухоядение. Что это такое? | Здоровое питание Для православных христиан Великий пост имеет огромное значение.
Седьмая неделя Великого поста: что можно делать и как питаться — 09.04.2024 — Статьи на РЕН ТВ Церковный устав предписывает воздержание от еды в первые дни поста, а в остальные дни — сухоядение.
Как прожить без растительного масла: сухоядение без самоистязания Великий пост в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая (включительно).
Священники рекомендовали придерживаться календаря питания в Великий пост Когда Великий пост в 2024 году у православных христиан? Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и длится 48 дней.

Рецепты для периода сухоядения в Великий пост

  • Популярные материалы
  • Великий пост 2023: даты, суть, календарь питания
  • Сухоядение в пост — что это и зачем
  • Сухоядение в пост: что это такое?
  • Что можно делать на шестой неделе
  • Великий пост: что можно есть в дни сухоядения

Священники рекомендовали придерживаться календаря питания в Великий пост

Лишь соединение духовной составляющей отказ от греховных помыслов с телесной отказ от скоромной еды даст хороший результат. Сухоядение Незнающий человек может помыслить, что сухоядение — это пища всухомятку. Но по сути это потребление термически необработанной еды. Что можно есть в сухоядение, а в чем необходимо себя ограничивать? Мирянам следует взять благословение священника перед сухоядением. Ограничение в еде подразумевает исключение последующих товаров: мясных и продуктов из молока; жиров и растительных масел; спиртных товаров. Также запрет касается тепловой обработки всех товаров, в том числе и жарких напитков. Но испеченный хлеб потреблять разрешается — это исключение.

Если у вас нестабильное давление, при резком изменении питания могут быть проблемы, вплоть до гипертонических кризов. Любое стрессовое состояние сопровождается повышением гормона кортизола, что, в свою очередь, ведет к повышению артериального давления, росту тревожности, нарушению сна, повышенной возбудимости... Или, например, пациент, который принимает сахароснижающие лекарства вдруг переходит на вегетарианство: не факт, что в этой ситуации лекарств ему будет достаточно, ведь инсулин вырабатывается из животного белка. Поэтому колоссальный гормональный сбой в организме будет однозначно. Для них даже церковь делает послабления. Как и для путешественников и больных. Однако все должны помнить о том, что из нашей тарелки произрастают все болезни, питание крайне важно — не только в определенные периоды года, а постоянно. Каши с небольшим количеством растительного масла, овощи, которые едят в пост — хорошее питание, но без животного белка вы начнете испытывать дефицит не только аминокислот, но и витаминов, и минералов. Причем, ощущаться эти дефициты начнут через 3-4 недели поста. Проявления могут быть различными: нарушения в работе ЖКТ, тусклые волосы, серый оттенок кожи... Их надо правильно готовить: грибы — обязательно отваривать и желательно пюрировать, чтобы не очень нагружались поджелудочная и ЖКТ. Орехи же нужно замачивать на 5-6 часов, чтобы полезные вещества из них усваивались. И, конечно, мясо ни грибы, ни орехи не заменят. Да, это устоявшиеся обряды, но по факту они сильно вредят здоровью. Я вообще считаю, что это варварская традиция — на протяжении недели постоянно есть блины, да еще и с жирными начинками, маслом, сметаной, рыбой, икрой.

Молочный шоколад и шоколад с пралине не допускаются, так как в их составе есть молочные жиры. Макароны разрешены, если в их составе нет яиц. Растительное масло можно использовать в пост в определенные дни. Монахам и священнослужителям разрешается принимать в пищу растительные масла только по выходным, а также 5 апреля в честь стояния Марии Египетской. Мирянам разрешают послабления, они могут готовить блюда на растительном масле без ограничений. Сливочное масло, даже топленое, запрещено в постные дни. Этот скоромный продукт можно подавать на стол только в Пасху. Вино можно пить в умеренном количестве по субботам и воскресениям и в Благовещение Пресвятой Богородицы. Кофе можно пить в пост, кроме дней, когда нужно соблюдать сухоядение. От кофе с молоком придется воздержаться либо заменить коровье молоко на кокосовое или овсяное. Во время поста в сутки рекомендуется выпивать полтора-два литра чистой воды. Мозг часто ошибочно воспринимает жажду за голод. Как только возникает желание перекусить, нужно выпить стакан воды. Это предотвратит переедание. Нельзя употреблять животные жиры, яйца и продукты, для производства которых они используются. Из рациона исключают молочные продукты: молоко, кефир, йогурт, сметану, сыры, сливочное масло. Следует ограничить пищу с интенсивным вкусом: слишком соленую, сладкую, пряности. Фаст-фуд, шоколад, сдоба — под запретом. Что делать, если угощают непостной пищей Во время Великого поста верующий может оказаться в гостях, где будет накрытый скоромными продуктами стол. В виде исключения можно попробовать пищу, запрещенную в пост, чтобы не обидеть хозяев. После стоит помолиться, покаяться и продолжить следовать посту. Рыба и морепродукты во время Великого поста Рыба разрешена в Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем можно полакомиться рыбной икрой, но не рыбой. Можно ли есть в пост другие морепродукты? Мнения об этом расходятся. Кто-то считает, что и рыбу, и все прочие морепродукты можно есть лишь два раза за время поста. Другие уверены, что морепродукты допустимы во все субботы и воскресенья Великого поста. В этом вопросе нужно ориентироваться на свое здоровье и образ жизни. В любом случае необходимо придерживаться главного правила поста — употреблять простую пищу.

Пост освобождает дух человека от влюбленной привязанности к вещественному, от постоянной обращенности к земному. Сознательное самоограничение служит средством достижения духовной свободы… Пост увеличивает духовный потенциал свободы: делает человека более независимым от внешнего и способствует сведению к минимуму его низших потребностей. При этом освобождается энергия, возможность и время для жизни духа. Пост представляет собой волевое действие, а религия во многом — дело воли. Тот, кто не сможет ограничить себя в пище, не сможет победить и более сильные и утонченные страсти. Распущенность в еде ведет к распущенности и в других областях человеческой жизни. Мы коснулись личностного аспекта поста, но есть еще и другой, не менее важный — церковный. Посредством поста человек включается в ритмы храмового богослужения, становится способным реально переживать через священные символы и образы события библейской истории. Церковь — это духовный живой организм, и, как всякий организм, она не может существовать вне определенных ритмов. Посты предшествуют великим христианским праздникам. Пост — одно из условий покаяния. Без покаяния и очищения человеку невозможно пережить радость праздника. Вернее, он может испытать эстетическое удовлетворение, подъем сил, экзальтацию и т. Но это — только суррогат духовности. Истинная, обновляющая радость, как действие благодати в сердце, останется для него недоступной. Ряд постов посвящен скорбным событиям библейской истории: в среду Христос был предан Своим учеником — Иудой; в пятницу претерпел Распятие и смерть. Тот, кто не постится в среду и пятницу и говорит, что любит Бога, обманывает себя. Истинная любовь не будет насыщать свое чрево у гроба любимого. Те, кто постится в среду и пятницу, получают как дар способность более глубоко сопереживать Страданиям Христа». Святитель Лев Великий: «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... Исаак Сирин: Дух не покоряется [кресту], если прежде не покорится ему тело. Игнатий Брянчанинов : «Глава добродетелей — молитва; их основание — пост. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей — пост. Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы. Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, то есть вводят человека по душе и телу в плотское состояние. Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму, он не способен не только к духовному наслаждению и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо — мертв душою». Польза поста Святые отцы пишут о благотворном действии поста на душу христианина, созидающей себе постом господство над похотями тела, исцеление от страстей, очищение грехов и богообщение: Св. Иоанн Кронштадтский: K чему ведет пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению перед Господом. Есть из-за чего попоститься и от всего сердца исповедаться. Награда будет неоценимая за труд добросовестный. Игнатий Брянчанинов : …пост вводит христианина в состояние духовное. Очищенный постом — смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати. Слово 5. Помысл чревообъядения. Под именем рая здесь должно разуметь благодатное молитвенное состояние, а под именем смерти состояние страстное. Благодатное состояние человека, во время пребывания его на земле, служит залогом вечного блаженства его в небесном Едеме; ниспадение во власть греха и в состояние душевной мертвости служит залогом ниспадения в адскую пропасть для вечного мучения. Иоанн Златоуст: Поэтому прошу… чтобы, зная пользу от поста, вы не лишились ее по нерадению, и при его наступлении не печалились, но радовались и веселились: потому что, как говорит блаженный Павел, если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется 2 Кор. В самом деле, пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять о горнем, и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни. Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом утопают, так и пост, делая ум наш более легким, способствует ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и к предметам небесным и не уважать настоящее, но считать ничтожнее тени и сонных грез. Посмотри теперь на благотворные действия поста. Великий Моисей, проведя сорок дней в посте, удостоился получить скрижали закона; когда же сойдя с горы, увидел он беззаконие народа, то бросил эти скрижали, полученные с таким усилием, и разбил, почитая несообразным сообщить заповеди Господни народу, пьянствующему и почитающему беззаконие. Потому чудный этот пророк должен был поститься еще сорок дней, чтобы удостоиться опять получить свыше и принести народу скрижали, разбитые за его беззаконие см. И великий Илия постился столько же дней, и вот он избег владычества смерти, вознесся на огненной колеснице как бы на небо, а до ныне еще не испытал смерти см. И муж желаний [Даниил] уже после того, как провел в посте много дней, удостоился чудного видения; он же укротил и ярость львов и превратил ее в кротость овец, не переменив впрочем природы их, но изменив расположение, между тем, как зверскость их оставалась та же см. И ниневитяне постом отклонили определение Господне, заставив поститься вместе с людьми и бессловесных животных, и таким образом, отстав все от злых дел, расположили к человеколюбию Владыку вселенной см. Иона 3, 7-8. Но для чего мне еще обращаться к рабам можем ведь насчитать множество и других, которые прославились постом и в Ветхом и в Новом Завете , когда можно указать на всеобщего нашего Владыку? Ибо и Сам Господь наш Иисус Христос после уже сорокадневного поста вступил в борьбу с диаволом и собою подал всем нам пример, чтобы и мы вооружились постом, и, укрепившись им, вступали в борьбу с диаволом см. Но здесь, может быть, кто-нибудь — человек с острым и живым умом — спросит: почему Владыка постится столько же дней, сколько и рабы, а не больше их? Это сделано не без причины и не без цели, но премудро и по неизреченному Его человеколюбию, чтобы не подумали, будто Он явился на земле призрачно и не принял на Себя плоти или не имел природы человеческой, для этого Он постился столько же дней, а не больше, и таким образом заграждает бесстыдные уста охотникам до споров… Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и бодрым духом молится, угашает злые пожелания, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Потому-то апостолы всегда почти постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра. Если жена могла преклонить жестокого начальника, который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился, то тем более может преклонить Бога тот, кто непрестанно предстоит пред Ним, укрощает чрево и отвергает утехи. А общий всех нас Господь, как чадолюбивый отец, желая очистить вас от грехов, сделанных нами в какое бы то ни было время, и даровал нам врачевство в святом посте. Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет, делает легкою и парящею горе. Святой праведный Иоанн Кронштадтский: Kак велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время поста душа становится господствующей над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а через плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть, и диавола — значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии. Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественной природой, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвой. Kто постится по-христиански, разумно, свободно, тот по неложному обещанию Господа удостаивается воздаяния за свой подвиг от Отца Небесного. Отец твой, сказал Спаситель об истинном постнике, видящий тайное, воздаст тебе явно Мф. А воздаяние это, без сомнения, всегда бывает щедрое, истинно отеческое, служащее к самой существенной нашей пользе. Если будешь с жадностью много есть и пить, то будешь — плоть, а если будешь поститься и молиться, то будешь — дух. Постись и молись — и совершишь великие дела. Сытый не способен к великому делу. Имей простоту веры — и совершишь великие дела: ибо «все возможно верующему» Мк. Имей тщание и усердие — и совершишь великие дела. Ефрем Сирин: Царствие Божие близко теперь ко всякому, кто служит Богу в правде; потому что настали дни чистого поста для того, кто действительно в чистоте постится. Итак, возлюбленные, будем содержать пост сей с ревностию и с чистым сердцем; потому что он сладостен и приятен для провождающих дни сии свято. Сей святой пост употребим на брань с диаволом; потому что без поста и молитвы никто не может победить лукавого. Сей пост употребим, возлюбленные, чтобы просить и молить милосердия у Всеблагого и Милосердого, Который не отвергает просящего. Сей пост, возлюбленные, отверзает дверь небесную, потому что подъемлет нас с земли и возносит на высоту. Сим святым постом человек прославляет Бога, и всякому, кто ревностно соблюдает пост, отверзает Он дверь милосердия». Амвросий Оптинский: Хотя свободно рассуждающие и думают, что мало различия, пить ли чай или настой мяты, а на самом деле это имеет немалое значение. Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному во Евангелии: «нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают оное» Мф. И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста: «имже Бог чрево, и слава в студе их» Флп. И в псалмах сказано: «заблудиша от чрева» Пс. Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются. Симеон Благоговейный: Мерное воздержание необходимо и для тех, кои прошли за средину подвигов и простираются к области высшего созерцания. Оно — мать здравия, друг целомудрия, сотоварищ смиренномудрия. Святитель Феофан Затворник: Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни, — и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни... Каким должен быть пост Церковь учит, что телесный пост должен соединяться с постом духовным, с борьбой со страстями телесными и душевными , делами милосердия, с молитвой и смирением. Телесный же пост - это не только ограничение себя отдельными видами пищи, но и умеренность в питании, отказ от разносолов и роскошного пусть и постного стола, ради борьбы и над страстями и похотями плоти. Иоанн Кассиан Римлянин пишет о правильном основании подвига поста: «Мы не можем презреть удовольствия пищи, если ум, предавшись божественному созерцанию, не будет услаждаться любовью к добродетелям и красотою небесных предметов. И таким образом всякий будет презирать все настоящее, как скоропреходящее, когда непрерывно будет устремлять взор ума к непоколебимому и вечному, еще будучи в теле, будет созерцать блаженство будущей жизни». Варсонофий Оптинский говорит: "Второе [после молитвы] средство для получения спасения — это пост. Пост бывает двоякий: внутренний и внешний. Первый есть воздержание зрения, слуха и всех наших чувств от всего скверного и нечистого, второй — воздержание от скоромной пищи. Тот и другой пост неразрывно связаны друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего. Приходит такой человек куда-нибудь в общество и в разговорах там сплошь и рядом принимает деятельное участие в осуждении ближних, и много похищает от их чести. Наступает время ужина. Ему предлагают скоромную пищу: котлеты, поросеночка. Он долго отказывается. Вот отчего так необходимо трезвение над собой и хранение своих мыслей и вообще всех чувств. Трудясь для своего спасения, человек мало-помалу очищает свое сердце, и вместо прежних зависти, ненависти и злобы в нем рождается любовь". Рафаил Карелин : По учению Церкви, телесный пост должен быть соединен с постом духовным: воздержанием от зрелищ, от пустых, а тем более нескромных разговоров, от всего, что возбуждает чувственность и рассеивает ум. Пост должен сопровождаться уединением и молчанием, размышлением о своей жизни и судом над самим собой. Пост по христианской традиции начинается взаимным прощением обид. Пост со злобой в сердце похож на пост скорпиона, который может оставаться без пищи дольше всех существ на земле, но при этом вырабатывает смертельный яд. Пост должен сопровождаться милостью и помощью бедным. Пост должен быть соединен с молитвой. Молитва — обращенность души к Богу, мистическая беседа творения со своим Создателем. Пост и молитва — два крыла, поднимающие душу к небу. Иоанн Златоуст: «И воздержание от пищи принято для того, чтобы ослабить силу плоти и этого коня сделать нам покорным. Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистая пожелания, представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего. Вот это истинный пост, как и Исаия говорит от лица Божия: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Какой же, скажи? И когда это сделаешь, говорит, «тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет» ст. Видишь, возлюбленный, в чем состоит истинный пост. Такой-то пост будем совершать, не полагая его, подобно многим, в том только, чтобы пробыть без пищи до вечера. Не это главное, но то, чтобы с воздержанием от брашен соединили беседы на книгу Бытия мы и воздержание от вредного для души и показали великое попечение о совершении духовных дел. Постящемуся надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, презирающим славу настоящей жизни. Как презрел он душу свою, так должен презреть и суетную славу, и взирать только на Того, Кто испытует сердца и утробы, с великим усердием творить молитвы и исповедания пред Богом, и, сколько возможно, помогать себе милостынею. Эта, эта именно добродетель особенно может изгладить наши грехи и исхитить нас из геенского огня, если мы будем исполнять ее щедро, а не на показ людям. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Иоанн Кронштадтский: Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? Если хочешь быть с Богом, если хочешь быть вечно благополучным, то ты должен согласиться, что тебе надобно попоститься душой своею, собрать свой ум, помышления исправить, мысли очистить, вместо рубища дел неправедных украсить себя драгоценной одеждой добрых дел. Телесный пост установлен для того, чтобы легче было поститься душе. Или считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают или осуждают ближнего, например, знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте. О лицемерие, лицемерие! О непонимание духа Христа, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш? Не внутренние ли скляницы и блюда надо очистить, чтобы внешнее было чисто? Не в помощь ли внутренней добродетели дается наружный пост? Зачем же мы извращаем божественный порядок? Феофан Затворник: Пост — не есть досыта, а немножко голодною себя оставлять, чтоб ни мысль, ни сердце не были отягчены. Макарий Оптинский: Вот уже и преддверие святого поста! Приближился и почти наступил пост; как же мы будем поститься? Чувственного поста от брашен не можем сохранить так, как сохраняли оный отцы наши и учители; но хоть бы и сохранили оный, то что воспользует без поста духовного, о котором Церковь нам воспоминает: "постимся постом духовным, благоприятным Господеви" и прочее стихира Триоди. Итак, надобно стараться, воспоминая свои грехи: во-первых, иметь сердце сокрушенно и смиренно Пс. Желаю вам подвигом добрым подвизаться, "поститься духовно и телесно, постом приятным, богоугодным Господеви": затворяйте двери келлии от людей, дверь языка от глаголания и дверь сердца от лукавых духов. Воздерживаясь от брашен, должны воздерживаться и от страстей. В прибавлении правил на пост я с вами не согласуюсь, при слабом вашем здоровье, да и потому, что вы печетесь о выполнении только количества, а о качестве не имеете попечения; в оскудении обоих смирение да заменит оные. А при оных когда нет благоухания смирения, то нимало не воспользуется ими человек , но тщеславием и мнением еще и вред приимет. Игнатий Брянчанинов : "Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней. Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва. Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога. Кто, не обработав земли, засевает ее: тот погубляет зерна, и вместо пшеницы пожинает терние. Так и мы, если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти: то вместо правды плодопринесем грех. Молитва будет уничтожаться и расхищаться различными суетными и порочными помышлениями и мечтаниями, оскверняться ощущениями сладострастными. Плоть наша произошла от земли, и, если не возделать ее подобно земле, никогда не может принести плода правды. Напротив, если кто обработает землю с великим тщанием и издержками, но оставит ее незасеянною: то она густо покрывается плевелами. Так, когда тело будет истончено постом, а душа не возделается молитвою, чтением, смиренномудрием: тогда пост делается родителем многочисленных плевелов — душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презрения. Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть... Иоанн Кассиан Римлянин: "… один телесный пост не может быть достаточным для совершенства сердца и чистоты тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пишу, насытившись которой, и без обилия телесной пищи впадет в сладострастие. Злословие есть пища ее и притом приятная; гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая: на час насыщает душу несчастной пищей, а вместе с тем поражает и смертоносным вкусом. Зависть есть пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками и непрестанно мучит ее, бедную, благополучием чужого успеха. Тщеславие есть пища ее, которая приятным вкусом на время услаждает, а после делает душу пустой, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, лишенной всех духовных плодов: не только губит заслуги необычайных трудов, но еще навлекает большое наказание. Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца есть корм души, питающий ее вредными соками, а после оставляет ее не причастной небесного хлеба. Итак, воздерживаясь при посте от этих страстей, сколько у нас есть сил, мы будем иметь полезный пост телесный. Труды плоти, соединенные с сокрушением духа, составят приятнейшую жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа. Но если, постясь телесно, мы будет опутаны гибельными пороками души, то изнурение плоти не доставит нам никакой пользы, при осквернении драгоценнейшей части души , которая бывает жилищем Св. Ибо не столько тленная плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Св. Следовательно, постясь по внешнему человеку, нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему человеку, которого святой апостол особенно убеждает предстать чистым Богу, чтобы удостоиться принять в себя гостя — Христа Еф 3, 16, 17 ". Авва Дорофей: Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, т. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Святитель Василий Великий: При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней: Принцип поста великолепно объяснял святитель Иоанн Златоуст: подсчитай, сколько денег у тебя уходит на скоромный стол. Подсчитай, во сколько тебе будет обходиться постная трапеза без мяса и молока. И разницу отдавай нищим. Если же с началом поста начинаются кулинарные изыски, а в итоге еда становится более дорогой и вкусной - то это извращение самой сути поста. Митрополит Филарет Вознесенский : Конечно, пост не есть только воздержание от телесной пищи. Церковь в дни поста поет: "постящиеся телесне, постимся и духовне... Дадим алчущим хлеб и нищия, безкровныя введем в домы... Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления"... Так, для христианина пост - время воздержания и самовоспитания во всех отношениях. И потому-то надлежащий христианский пост дает верующим такое нравственное удовлетворение. Великий учитель светлого христианского аскетизма, Епископ Феофан Затворник, говорит о посте следующее: "Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни"... Игумен Никон Воробьёв : В наступившие дни святого поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Аще бы восхотел ecи жертвы — дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу — дух сокрушен. Почему искушения во время поста усиливаются Христиане знают, что во время поста всегда усиливаются искушения. Это происходит по нескольким причинам, о которых пишут богодухновенные святые отцы: 1 подвиг поста, очищая нас, выявляет все немощи нашей души, наши грехи и страсти, что должно стать для нас поводом не к отчаянию, а к борьбе с грехом, 2 духи зла ополчаются на христиан за делание, совершаемое ради Христа и спасения, за оставление их путей, - и пост, привлекающий к нам Божию благодать, показывает нам их злобу и коварство. Иоанн Кронштадтский: "Если бывает радость на небесах об одном грешнике кающемся Лк. И как много содействуют этой их радости священники, тщательно, отечески исповедующие своих духовных чад! Но, с другой стороны, для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому-то они с особенной силой свирепеют во время поста и с особенной лютостью нападают на священников, содействующих искреннему раскаянию во грехах людей Божиих, и с особенной силой стужают в храме и на дому благочестивым христианам, ревнующим о молитве, посте и покаянии. Kто из благочестивых священников и мирян не знает бесовской ярости, на них устремляемой во время самого совершения Таинства Покаяния? Время Четыредесятницы — время борьбы, подвигов против врагов невидимых, против всяких грехов и страстей, обладающих нами. Таково оно должно быть по смыслу Церкви. Четыредесятница установлена по подражанию нашему Спасителю, давшему нам во всем образ и пример, а Он во время поста был искушаем от диавола и победил его Словом Божиим. Kто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего — козни диавола, действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль, особенно тем, которые еще не тверды и несовершенны в христианской жизни". На этот вопрос святые отцы отвечают однозначно: христианин, верный сын Церкви Христовой, должен соблюдать посты, помня, что всё в Церкви устанавливается Самим Богом ради нашего спасения. Соблюдение поста христианином — не добродетель, но долг послушания Богу. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Макарий Оптинский: «Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Он Церковь Свою облек такою властию, что ежели кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь Мф. То токмо одно покаяние может примирить нас с преступлением сим; а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать. Это не есть добродетель, но долг. За добродетель бывает награда, а за неисполнение долга наказание».

Великий пост: что можно есть в дни сухоядения

Что значит строгий пост? Духовные отцы трактуют значение таких дней, что время воздержания от пищи помогает достичь гармонии между духовным и физическим телом. Соловецкий устав допускает вкушение рыбы по всем дням Полиелейного служения в Великом посту, а значит, каждое воскресенье и памятные дни почитаемых святых. Во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешены рыба, грибы, крупы с растительным маслом и т. д. В Сочельник – самый строгий пост, сухоядение. Священник Александр Востродымов рассказал, как следование посту позволяет усилить работу над собой и взять под контроль свои желания. Значение суходеяние в пост Сухоядение делится на два типа строгое и простое. Самый длинный и строгий семинедельный Великий пост начинается у православных 18 марта и продлится до 4 мая.

Врач призвала не путать Великий Пост с диетой: семь недель — слишком долго

Почему в пост нельзя молочные продукты, и другие вопросы про пост Сухоядение - значение узнать на Календарь постов и трапез, постные рецепты и меню в посты 2020, отзывы.
Что такое сухоядение, описание термина, кому оно разрешено и рецепты Сухоядение — это самый строгий и сложный пост.
Сухоядение в пост - что это такое в православии Для православных христиан Великий пост имеет огромное значение.

Священники рекомендовали придерживаться календаря питания в Великий пост

Барнаульский врач рассказала, как соблюдать пост, чтобы быть сытым и довольным За время Великого поста, который у православных продлится до 2 мая, можно не только очиститься духовно, но и получить обострение хронические заболеваний и, вопреки ожиданиям, изрядно потолстеть. Эндокринолог алтайского диагностического центра Анастасия Артюшенко рассказала, как правильно питаться в пост. Великий пост. Каша СС0 Каша и белок — Чем опасен резкий переход от одного принципа питания к другому, когда вчера мы ели шашлыки, а сегодня кашу на воде? Если этого не сделать и резко перейти на другое питание, это может спровоцировать проблемы, прежде всего со стороны желудочно-кишечного тракта.

Пост в полном его объеме — для полностью здоровых людей. Церковь дает послабления для детей и беременных женщин. А людям с хроническими заболеваниями стоит посоветоваться и с врачом, и с духовником. Главное, чтобы было разнообразие.

Например, сейчас в продаже есть огромный выбор круп. Это не только знакомые нам рис и гречка, но и булгур, киноа, кускус. Крупы предпочтительнее, чем какие-то виды постного хлеба. Что касается овощей, сейчас достаточно дороги огурцы и помидоры, но вполне доступны капуста, морковь, свекла.

Фрукты также должны обязательно входить в рацион. Если хочется сладкого, можно заменить конфеты сухофруктами. Необходимо ко всему этому добавить продукты, богатые белком. Например, сою — есть заменители молока, сыра, мяса из нее.

Сюда же относим орехи и бобовые. Они увеличат количество белка и дадут чувство сытости, так организму будет легче перенести какие-то лишения. Не обязательно весь пост сидеть на одной картошке. Великопостный устав предполагает деление не только по неделям, но и по дням.

В зависимости от этого определяется постное меню. По уставу можно рыбу, а также немного вина. Анастасия Артюшенко, эндокринолог. Кухонные фантазии — Чем плоха картошка?

Это хороший, здоровый продукт. Вопрос лишь в том, как она будет приготовлена и насколько велика порция.

Вы думаете, это указание можно перенести на русскую почву? От нашего пива можно быстро захмелеть, а греческое пиво совсем не похоже на наше традиционное пиво, оно невероятно легкое, пьется как вода, и в нем алкоголя не больше, чем в нашем квасе. Греки пьют свое пиво, как мы с вами пьем квас.

И по поводу пить «неподогретое питье» повторюсь: руководствуйтесь только календарем Патриархии. Великим постом верующий может пить как квас, так и горячий чай. Что в пост точно есть нельзя и что в какой-то мере допустимо? Все остальное — по человеческим и финансовым возможностям. К примеру, в некоторых случаях можно молочное, но кому?

И только с разрешения духовника. В свое время Патриарх Алексий II всем учащимся разрешил в пост есть творог и молоко. Даже семинаристам. Кстати, в семинарии Великим постом разрешается и рыба. Но благочестивые семинаристы ее не едят, а те, кто послабее, вкушают.

Если бы мы с вами были святы, вопросы еды нас так не волновали бы. Вот вам еще одна история из патерика. Однажды святые старцы пришли в гости к местному царю, и царедворцы решили над ними подшутить — подали им на обед мясо. Святые старцы его съели, и царедворцы начали над ними насмехаться: «Как же так? Вы святые, а едите мясо».

На что старцы ответили, что они не ведали, что едят мясо, и были уверены, что им подали овощи. Для человека святого абсолютно все равно, что есть. Сам он мясо не выберет, а если ему подсунут, то он и не заметит, что съел мясо. Хочу подчеркнуть один важный момент: для поста еда — не главное. Она вообще не важна!

Вопрос: для чего мы постимся? Едим мы что-то или не едим — это нас не приближает к Богу и не отдаляет от Него. Еда — это только средство, а не самоцель. И не стоит думать, что голодающий человек ближе к Богу. Я могу вам расписать постный стол таким образом, что вы будете сыты и при этом не нарушите канонов.

Немало есть блюд питательных и вкусных и в то же время постных. Когда я прихожу к себе на подстанцию «Скорой помощи» и приношу с собой свою постную еду, то мои коллеги смеются, говоря: «Так, как питается наш батюшка, никакого мяса не нужно». Работа на «Скорой» очень тяжелая, и на одних финиках далеко не уедешь. Постный стол можно сделать очень разнообразным: каши, макароны, картошка, грибы в разных видах, соленья, овощные рагу, фаршированный рисом и овощами перец… В воскресные и праздничные дни всякие омары-кальмары… — Кстати, по поводу «омаров, кальмаров»... Греки их в пост едят.

А для нас они допустимы — все эти креветки, мидии, кальмары, омары? Если, конечно, человеку они по средствам. На Благовещение и Вербное допустима рыба. Греки, кстати, во все дни едят неочищенную рыбную икру. А в другие дни верующему остаются каши, картошка, макароны… — …Отец Феодорит, простите, что перебиваю.

А если человеку по здоровью мучное противопоказано. Сразу выпадают макароны, хлеб и прочее. Как тогда ему питаться? Кто мешает ему есть кабачки, баклажаны, овощное рагу? Надо только понимать: Богу нужно наше сердце, а не наш больной желудок.

Не надо себя изводить, чтобы в пост оказаться в больнице, но не надо искать себе и лишних поблажек. Вот я, к примеру, диабетик и не могу есть булки. Так я легко приготовлю себе тушеные баклажаны или овощное рагу. При каждом заболевании существует своя определенная диета. Если у человека, к примеру, больной желудок, то он, как минимум, должен часто питаться, и в этом случае монастырское правило вкушать пищу один раз в день для него категорически не подходит.

Если человек по медицинским показаниям должен пить куриный бульон или есть творог, то он должен так питаться и во время поста. Зачем вредить своему организму и вгонять себя в гроб? При этом верующий должен понимать, что раз он — пусть и по медицинским показаниям — идет на ослабление поста телесного, то должен усилить свой пост в чем-то другом: в молитве, помощи ближнему… Порой мы забываем еще об одном важном нюансе. Во время поста мы не только меняем свою пищу качественно, но и количественно. И те деньги, которые не тратим на еду, мы можем отдавать на благотворительность, на помощь другим людям.

И совсем уж глупо, когда человек накупает себе каких-то сверхдорогих продуктов только потому, что они постные. Одно дело, если омара ест французский рыбак, только что выловивший его в море. Для французских рыбаков омары, возможно, самая дешевая еда. И совсем другое дело, когда состоятельный москвич в пост выбирает себе омарную диету. Вот это совсем не постный подход, не христианский.

Шестая неделя Великого поста 3 апреля — 9 апреля Неделя носит название Вербной и приближает светлую Пасху. В понедельник и среду придерживаемся сухоядения. Во вторник и четверг — едим вареное и тушеное. А вот питание в пятницу, субботу и воскресенье существенно отличается. На пятницу 7 апреля выпадает Благовещение. Стол пусть будет постным, но праздничным — разрешается послабление в виде рыбы. В Лазареву субботу православным разрешены горячие постные блюда с растительным маслом, рыбная икра и вино, а в Вербное воскресенье — рыба и вино.

Довести до кипения, убавить огонь под кастрюлей и прикрыть крышкой. Периодически помешивая и подливая в случае необходимости воду, варить кашу в течение 40-50 минут, накрыть крышкой и дать настояться. Добавить изюм, мелко нарезанные курагу и чернослив. Есть другой способ приготовления цельнозерновой овсянки. Вечером промыть овёс, довести до кипения, закрыть крышкой и снять с огня. Утром снова довести до кипения, добавить воды, если требуется, и варить до готовности полчаса. Приправить по вкусу. Очень полезен для поддержания сил овсяный отвар. Стакан зерна залить литром воды, довести до кипения, варить в течение 15-20 минут, дать настояться под крышкой. После настаивания процедить, можно добавить мёд и лимонный сок. Она продаётся в виде целых зёрен и продела, а ещё из неё делают муку. Многие знают, что гречка очень богата содержанием железа, что она применяется при лечении заболеваний крови и кровеносных сосудов. Но мало кому известно, что кроме хорошо знакомой нам коричневой, прожаренной перед продажей, гречки, есть еще и зелёная — необработанная. Зелёная гречка при приготовлении выделяет большое количество киселеобразной слизи, так что каша из неё получается очень вязкой. Вегетарианцы и сыроеды проращивают гречку и полученные хрустящие зёрна с ростками добавляют в салаты и каши.

Сухоядение в пост: что можно есть и как правильно готовить блюда

Что значит строгий пост? Духовные отцы трактуют значение таких дней, что время воздержания от пищи помогает достичь гармонии между духовным и физическим телом. Сухоядение предписано Уставом в большинство дней Великого поста: кроме суббот, воскресений. Некоторые миряне даже не начинают поститься, боясь, что не выдержат, не зная, что значит сухоядение в пост. Многие не понимают, что означает “сухоядение”. Великий пост у православных в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая.

Великий пост в 2024 году

Недаром Успенский пост в народе издавна называется Лакомкой. В 2024 году Великий пост начался 18 марта и продлится до 4 мая включительно. Что значит строгий пост? Духовные отцы трактуют значение таких дней, что время воздержания от пищи помогает достичь гармонии между духовным и физическим телом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий