Суд постановил окончательно выселить Центр Рерихов из усадьбы Лопухиных. По завершении реставрации в усадьбу вновь вернется Музей Рерихов – филиал Государственного музея Востока.
Выставка «Николай Рерих»
В 2023 году приглашаем слушателей в Музей-институт семьи Рерихов на лекции по новой буддийской теме «Введение в буддийскую теорию познания и традиции её преподавания в. Музей вошел в новый 2014год с 24-миллионным долгом за аренду усадьбы Лопухиных, усадьбы, которую Международный Центр Рерихов (МЦР). Музей Рерихов открылся в пятницу после реэкспозиции на территории ВДНХ в Москве, в трех залах можно увидеть более 200 картин. Музей вошел в новый 2014год с 24-миллионным долгом за аренду усадьбы Лопухиных, усадьбы, которую Международный Центр Рерихов (МЦР). Во времяпроведения Международной научно-практической конференции «Рериховское наследие»будут работать: постоянная экспозиция Музея-института семьи Рерихов.
Дело Международного центра Рерихов
Сектантский Центр Рерихов оцепили, в здании начали обыски | В 2019 году Музей Рерихов переехал на ВДНХ (в бывший павильон «Здравоохранение»), после чего усадьба Лопухиных была передана в пользование Пушкинскому музею[46]. |
Музей Рерихов на ВДНХ открылся после реэкспозиции | Если наследие Рерихов затоптать, если разрушить музей, связи с космической эволюцией мы поддержать не сможем. |
International Roerich Memorial Trust | В 2023 году приглашаем слушателей в Музей-институт семьи Рерихов на лекции по новой буддийской теме «Введение в буддийскую теорию познания и традиции её преподавания в. |
Сектантский Центр Рерихов оцепили, в здании начали обыски | Международный Центр Рерихов - Николай Рерих. |
Русский музей отправил произведения Рериха в Москву | Музей, который потеряла россия: виртуальный тур по залам общественного музея имени , разрушенного в москве. |
Наследство Рериха мечется между наследниками и общественной организацией
В октябре 1957 года он передает в Третьяковскую галерею на временное хранение значительную часть привезенных картин. Остальную часть наследия Ю. Рерих разместил в московской квартире, которая была предоставлена ему после возвращения. Огромные очереди собирались перед выставочными залами. Когда 4 мая думали, что выставку закроют, толпа не выходила до 11 ч. В Министерство культуры поступают заказы на выставку Н.
Рериха от многих музеев страны. Письма, которые сохранились в архиве, присланы из Риги, Таллина, Киева, Одессы, Харькова и других городов. И во всех одно: «…убедительно просим…», «учитывая пожелания общественности», включить в маршрут выставки. Одной из главных забот Юрия Николаевича было создание музея имени своего отца. Михайлову о готовности передать в дар Советскому Союзу картины отца, если будет принято решение о создании музея имени Н.
Рериха и его филиала в Сибири. Рериха, сын художника — Ю. Рерих просит, чтобы передаваемая им коллекция была экспонирована в ряде художественных музеев». Ни в записке министра, ни в проекте ни слова не говорится об условии Ю. Рериха для осуществления дара картин — о музее имени Н.
Более того, министр предлагает разбить цельную коллекцию по шести музеям страны. Принцип «Если что-то пересекло границы СССР, то собственнику уже не принадлежит» стал главным в истории с коллекцией Рерихов и остался руководством для чиновников до сего дня. Даже если это «что-то» — наследие Рерихов. Таким был первый опыт сотрудничества Рерихов с государством. Неделимость передаваемого ими в Россию наследия была главным условием.
Но это не входило в планы чиновников Министерства культуры. При этом и люди, посетившие выставки Н. Рериха, и экспертное сообщество, и директора музеев были на стороне Рерихов. Полную поддержку Юрию Рериху оказал директор Русского музея В. Пушкарев, предложивший все картины передать Русскому музею для организации постоянной выставки Н.
Рериха за год до его смерти. Но и это решение Министерство культуры не выполнило. Приближалась развязка затянувшейся драмы. А 21 мая Юрий Николаевич Рерих скоропостижно умер. Почему же государство так противилось созданию музея Н.
Очевидно, чиновники Министерства культуры даже попытку собственника распоряжаться своими картинами рассматривали как антисоветскую крамолу. Власть рассеяла цельную коллекцию между Русским музеем в Ленинграде, Третьяковкой и Новосибирской галереей. По состоянию на 21 апреля 2006 года в постоянной экспозиции Русского музея находилась лишь одна из 355 картин, переданных в 1960 году — «Борис и Глеб». Этим все сказано. Мнимая наследница Что же осталось после смерти Юрия Николаевича в его квартире на Ленинском проспекте?
Он ушел из жизни, не успев оставить завещания и надлежащим образом распорядиться привезенным наследием, не был женат и не имел детей. Вместе с ним из Индии вернулись сестры Богдановы — Людмила и Ираида, которые длительное время проживали в семье Рерихов и вели хозяйство. В 1927 году в Урге Елена Рерих, единственная женщина в экспедиции, пригласила Людмилу своей помощницей в Центрально-Азиатскую экспедицию Николая Рериха. С ней в Урге находилась ее младшая 13-летняя сестра Ираида, которую Елена Ивановна по многим причинам брать не хотела. Ее должны были забрать родственники из Троицкосавска.
Но родственников не дождались. И Рерихи, чтобы не бросать девочку одну, вынуждены были взять ее с собой, когда караван экспедиции покинул Ургу. Тогда они не могли и предположить, какую роковую роль в последующей судьбе части их коллекции сыграет Ираида. Когда отсутствуют наследники по завещанию, права на наследственное имущество умершего переходят к наследникам по закону. Физически здоровые сестры Богдановы не могли получить наследства: лишь нетрудоспособные иждивенцы в соответствии с законом того времени могли претендовать на него.
Родители Юрия Николаевича умерли, и единственным наследником всего имущества становился его единственный брат — Святослав Николаевич Рерих. Никто из советского руководства этого не отрицал. Святослав Николаевич встретился с высшими чиновниками Министерства культуры. Вскоре позвонил личный секретарь Фурцевой: все вопросы наследования одобрены, и этот вопрос не должен вызывать более беспокойства. Единственным наследником был признан Святослав Николаевич.
Кроме квартиры, дачи, машины и счета в банке, имущество состояло из первой части наследия Рерихов и имело огромное культурное значение. Естественно, что Министерство культуры стремилось к полному контролю над ним. Ничего не подозревающий С. Рерих, отдав необходимые распоряжения по наследственному имуществу брата и написав заявление нотариусу о вступлении в права наследства, которое Минкульт обещал передать по назначению, вернулся в Индию. Первый тревожный сигнал пришел от сестер Богдановых.
В Министерстве культуры Людмиле Богдановой неожиданно предложили подать заявление о вступлении в права всего наследства — как иждивенке. Ведь эти детали были решены до моего отъезда». Аппарат министра на письмо Рериха не ответил. В действительности же 22 ноября 1960 года истек шестимесячный срок для подачи нотариусу заявлений на вступление в права наследственного имущества Юрия Николаевича Рериха. Кто и зачем заставил сестер Богдановых задним числом оформить документы?
Нетрудно догадаться, что это была инициатива Минкульта. Прожив в семье Рерихов с 1927 года, сами сестры никогда бы не решились пойти к нотариусу, о чем и написали Святославу Николаевичу: «Нам сказали, что нужно обязательно подавать заявление. Но мы были уверены, что все дела Вы уже устроили, как Вы нам и говорили». Почему старшая из сестер Людмила была признана наследницей первой очереди спустя 7 месяцев после смерти Юрия Николаевича? Ведь из документов видно, что единственным наследником имущества брата был признан Святослав Рерих.
Если это не так, если при первоначальном рассмотрении была допущена ошибка, то почему его официально не проинформировали? Почему Богданову так настойчиво убеждали подать заявление нотариусу о вступлении в права наследства, хотя все сроки истекли? Почему нотариус в нарушение закона принял это заявление? Она получила права только на вклад в сберкассе и на авторское право Юрия Рериха, как и было установлено его братом Святославом. Но если Людмила была признана наследницей, почему она не получила права на все имущество?
Странным образом в СССР, где любой стул имел инвентарный номер, дорогостоящее наследие Рерихов осталось вовсе без хозяина! По прошествии многих лет очевидно, что Министерству культуры СССР было очень важно не допустить Святослава Рериха к вступлению в права наследства своего брата. Но и домработницам Богдановым ничего отдавать не собирались. Была выстроена временная комбинация, когда права на наследие, оставшееся в квартире Юрия Рериха, в юридическом смысле «повисли в воздухе». Удивительно, но и государство не сделало даже попытки получить права на эту часть наследия.
На его основании сестры Богдановы признаны находящимися длительное время на иждивении у Ю. Этим распоряжением были нарушены не только законы СССР, но и международное право, и официальные обещания советского правительства. Изучение архивных документов свидетельствует: самая ценная часть наследия — картины Рерихов, коллекция древней живописи и бронзы, другие раритеты и научный архив — так и не была поставлена на госучет. Ни Святослав Рерих, ни тем более Богдановы не были допущены к управлению этим имуществом. С 1960 года ни у кого нет полной информации о содержании и стоимости коллекции, оставшейся в квартире.
Хотя для вступления в права наследства необходимо было составить список имущества и определить его стоимость. Но этого сделано не было. Невероятно, но это исторический факт. Герой-любовник, или Бессилие закона Сестры Богдановы, волей судьбы оказавшиеся в незнакомом мире, очень быстро поставили интересы выживания выше обязательств перед семьей Рерихов. Между тем события вокруг коллекции, оставшейся в квартире Юрия Николаевича, развивались по законам плутовского романа: с 1970 года в окружении Ираиды появился весьма темпераментный ухажер Виктор Васильчик, 28 лет от роду.
В 1980-м домработница вышла за него замуж. В 66 лет. Видимо, он сумел убедить ее в искренности своих чувств. В дальнейшем на долгие годы и до сего дня номенклатурная квартира Юрия Рериха в сталинском доме на правительственной трассе, с кабинетом в 30 кв. Итак, на сцене появились новые лица, готовые прибрать к рукам бесхозные ценности.
Они предприняли ряд ошеломительных шагов, дабы закрепить за собой право распоряжаться чужой коллекцией. Дошло до скандала. И деликатный, но озабоченный судьбой наследия своего отца русский интеллигент Святослав Рерих в 1976 году пишет письмо министру культуры СССР П. Остальное имущество, которое мне не хотелось бы дробить, в том числе картины, художественные коллекции, рукописи и другие архивные материалы, до сих пор находятся на бывшей квартире брата, в которой проживает И. В родственной связи с нашей семьей она не состояла и никакого отношения к научной или творческой деятельности моих родителей и брата не имела.
Вместе со своей покойной сестрой она многие годы занималась хозяйством, чем единственно ее связь с членами нашей семьи всегда ограничивалась. Сейчас я вынужден повторно поднять вопрос об имуществе моего брата и о судьбе его архива потому, что некоторые обстоятельства вызывают у меня недоумение и беспокойство. Перечисляю их коротко: 1. С некоторых пор в советской периодической печати стали появляться публикации, в которых И. Богданова называется приемной дочерью моих родителей.
От имени «приемной дочери» появились даже целые интервью, весьма некомпетентные по своему содержанию, так как И. Богданова никогда в курсе деятельности нашей семьи не была и никакого участия в ней не принимала. Вопрос же «удочерения» сестер Богдановых моими родителями вообще никогда не поднимался, и мне непонятно, почему подобная дезинформация получает распространение. За подписью «Богданова-Рерих» в советской печати стали появляться публикации из архивных материалов моего брата. Имела место даже публикация моей статьи, переведенной без моего разрешения с английского языка и выданной за «публикацию И.
Богдановой-Рерих», что вообще беспрецедентно и не укладывается ни в какие нормы.
Святослав Николаевич Рерих 1904—1993 Продолжатель дела своего отца. Создал более тридцати его портретов, писал также портреты деятелей Индии — например, Джавахарлала Неру. Возглавлял естественно-научный отдел института гималайских исследований «Урусвати». Был последователем и идеологом религиозно-философской системы «Живая этика» агни-йога. В 1945 году женился на одной из самых популярных индийских киноактрис того времени и внучатой племяннице Рабиндраната Тагора — Девике Рани. Для его размещения государством было выделено здание усадьбы Лопухиных в Малом Знаменском переулке, находившееся в плачевном состоянии. В 1993 году там был создан Музей им.
Рериха как филиал Музея Востока; к нему у Рериховского музея возникла претензия — требование передать 300 картин, которые в 1970-е Святослав Рерих предоставил СССР для передвижных выставок. Елена Ивановна Рерих 1879—1955 Супруга Николая Рериха, урожденная Шапошникова, — эзотерический философ и общественный деятель. Президент-основатель международного института гималайских исследований «Урусвати». Автор книги «Основы буддизма», переводчица на русский язык «Тайной доктрины» Елены Блаватской, автор серии из 14 книг «Живая этика» агни-йога. Увлекалась спиритическими опытами, автоматическим письмом и столоверчением. На сеансы в дом Рерихов в 1920-х приглашались высокопоставленные лица и представители богемы. Считала, что главной задачей государства должна быть «забота о просвещении народа, иначе гидра тьмы поглотит все». Оказала огромное влияние на последующее развитие философии и религии нью-эйдж в России.
В 1990-х в России возникло движение почитателей «Живой этики», особенно фанатичных представителей которого называли «рерихнутые» пример употребления: «Рерихнутые часами могут рассказывать о Шамбале». Русская православная церковь однозначно считает Блаватскую и Рерихов проводниками сатанизма.
Сейчас в музее представлено около 380 объектов, из которых более 200 — картины. В трех залах можно увидеть представленную Государственным музеем Востока экспозицию «Ковчег будущего», включающую в себя работы Николая Константиновича Рериха и его сына Святослава.
Более того, картины Рериха-старшего «Чудо», «Свет небесный», «Армагеддон», «Ангел последний», «Клад захороненный» и другие работы из серии «Гималаи» также представлены в музее.
We are glad to inform you that admission to Helena Roerich Academy of Arts for Children starts on 31th of March 2024 onwards. Dear friends, We invite you to take part in the Russian-Indian May Festival "Roerichs: Heralds of Culture" dedicated to the jubilee anniversaries of the Roerich family "Cultural properties embellish and elevate the lives of all, young and old.
Музей-институт семьи Рерихов
Мы хотим, чтобы поклонники Рериха получили лучше и раньше, музей в центре Москвы", - добавил он. Говоря о статусе музея, он отметил, что этот вопрос будет решён позже. В 2018 году начал действовать новый общественно-культурный центр Рерихов, ставший филиалом Музея Востока. Николай Рерих - русский художник, путешественник, писатель и общественный деятель.
Об этом сообщает пресс-служба Государственного музея Востока, в чьем оперативном управлении находится объект, где снова планируется разместить Музей Рерихов. Они будут включать в себя усиление фундаментов зданий, устройство гидроизоляции и укрепление грунтов, замену кровли, реставрацию фасадов и интерьеров, полную замену всех инженерных сетей, благоустройство территории», — пояснил заместитель генерального директора Музея Востока по реставрации зданий музейного комплекса Анатолий Гаращук. Сейчас идут подготовительные работы по устройству бытового городка, в связи с чем посещение территории усадьбы временно ограничено. Усадьба Лопухиных признана объектом культурного наследия федерального значения. В последние несколько лет Минкультуры готовило проект по ее реконструкции, здание не эксплуатировалось, музейных предметов и сотрудников музея в нем не было.
И пришли они на Запад с Востока.
У древних культур России и Индии, к слову, одни истоки. Не случайно, в рериховской интерпретации Борис и Глеб больше напоминают буддистских мудрецов. В месте пересечения путей народов сохранилось много тайных знаков и невероятных преданий. Взять хотя бы легенду о пребывании в Гималаях Христа. И у каждой отдельной вершины — свой характер и своя тайна. Пики Нанды-Деви , к примеру, очень эротичны.
Наша цель — неустанный труд ради поднятия Человечества на более высокую ступень Эволюции. Мы затрагиваем в изучении широкий спектр вопросов — от основополагающих законов Мироздания и Духовного совершенствования Человека до обычных физических явлений и проблем современной цивилизации, которые нуждаются в скорейшем осмыслении.
Открылась выставка «Рерихи и Кавказ»
Музей Рерихов в Москве | Об этом сообщает пресс-служба Государственного музея Востока, в чьем оперативном управлении находится объект, где снова планируется разместить Музей Рерихов. |
Русский музей отправил произведения Рериха в Москву | 15 марта 2024 года в столице Киргизии Бишкеке в Кыргызском Государственном музее изобразительных искусств открылась выставка Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. |
Музей Рерихов | Добро пожаловать на канал Музей-институт семьи Рерихов (24962639) на RUTUBE. |
Сектантский Центр Рерихов оцепили, в здании начали обыски | Суд постановил окончательно выселить Центр Рерихов из усадьбы Лопухиных. |
Музей Рерихов вернется в центр Москвы - Мединский
Группа энтузиастов, увлечённых творчеством семьи Рерихов, превратила старое здание на берегу Байкала в музей. На этом деятельность по созданию Музея Рерихов в качестве филиала ГМВ фактически завершилась. Заявление Комитета защиты общественного Музея имени МЦР по поводу издания книги «Машинописные тетради Урусвати.
В Музее Рерихов началась реставрация
Общественный музей имени Н. К. Рериха | Между тем, Минкульт России заявил, что обыски в Международном центре Рерихов проводятся в рамках дела о банкротстве Мастер-банка. |
Наследие семьи Рерихов и Рериховское Движение: международные новости | The official website of the International Roerich Memorial Trust (IRMT) in Naggar, India. |
Новости сайта | В 2019 году Музей Рерихов переехал на ВДНХ (в бывший павильон «Здравоохранение»), после чего усадьба Лопухиных была передана в пользование Пушкинскому музею[46]. |
Открылась выставка «Рерихи и Кавказ»
Выставки Культура. Другое Посетители могут увидеть обновленную экспозицию, в которую вошли работы Николая и Святослава Рерихов, сообщили в музее. Постоянная экспозиция под названием «Ковчег будущего» открылась для посетителей 17 декабря. Она занимает три зала.
Представленные в экспозиции живописные работы Николая Рериха создавались в течение 45 лет: здесь можно будет увидеть знаменитые картины «Строят ладьи», «Идолы», «Голубиная книга», «Земля Славянская», «Ярослав Мудрый», «Святогор», «Ангел последний», «Чудо», «Армагеддон», а также так называемую архитектурную серию этюдов и работы из цикла «Гималаи». Сын Николая Рериха Святослав жил и работал в Индии. Его живопись посвящена быту индийской деревни. На ВДНХ представят такие полотна художника, как «Весна», «Мы тоже ищем», «Канченджанга», «Священная флейта», «Молчание», «Христос с учениками» и другие, а также созданные им портреты отца, жены — актрисы Девики Рани Рерих, индийских знаменитостей, политических деятелей и подвижников.
Всё это говорит о Н. Рерихе как о крупном художнике, мыслителе и патриоте, чьё наследие заслуживает отдельного музея или даже научного центра. Но где понимание уникальности и нужности рериховских проектов для России со стороны Министерства культуры, исповедующего в отношении Рерихов идеологию «оптимизирования»? В советское время институты, учреждения культуры и музеи, временно законсервированные в условиях эвакуации, открывались, даже когда ещё не кончилась война. Бывшему работнику Военно-исторического общества В. Кононову наверняка известны приказы Наркомпроса РСФСР 1941 года «О мероприятиях по сохранению и учёту музейных фондов», «О формах функционирования музеев в условиях военного времени». Ведь тогда 427 музеев, оказавшихся на оккупированной территории СССР, были разграблены, а свыше 100 000 ценных памятников вывезены за пределы страны. Но уже с весны 1942 года музеи прифронтовой полосы и центральные музеи включились в работу по учёту ущерба, и многие из них были восстановлены уже в 1944-1945 годах. Почему же сегодня, когда мы уже более 70 лет живём без войны, а цены на нефть идут вверх, денег на финансирование государственного музея, содержащего самую крупную в мире коллекцию картин Н. Рериха, так и не находится? Интересно, какую бы оценку получила работа современных ответственных работников Минкульта по сохранению музеев и музейных ценностей, если на неё взглянуть глазами военного времени? Но даже если сравнивать такую работу не с высочайшим ответственным трудом и дисциплиной военной эпохи, но с перестроечными стандартами, то насколько всё-таки снизилось умение чиновников мыслить и работать на масштабном государственном уровне! Понимают ли они, что их логика и стратегия выглядят в ряде вопросов неизмеримо слабее, чем поведение советских и постсоветских руководителей страны и культуры, какой бы справедливой критике они сегодня ни подвергались за другие дела и решения? Всё-таки те приняли рериховское наследие, то есть выступили как созидатели, а сегодняшние чиновники работают на принижение, если не на уничтожение. Что значит фактическое закрытие Государственного музея Рерихов для страны? Это ещё один шаг к культурной деградации, насаждающей деловые и развлекательные центры, но закрывающей очаги культуры, объединяющие людей. Музей Рерихов — не первая организация, которую собирается закрыть Минкульт. Можно вспомнить замечательный ансамбль «Боян» под руководством А. Полетаева и немало других высокопрофессиональных, патриотически ориентированных организаций, попавших под тяжёлый каток Минкульта. Это уничтожение романтики, высокой культуры, существующей на бюджетные, то есть на наши с вами, деньги, от которой Минкульт хочет побыстрее избавиться, заменив их развлекательной, коммерчески выгодной псевдокультурой. Закрытие Музея Рерихов означает и урон для восточного направления русской культурной политики, которую олицетворял собой и своей универсальной деятельностью Н. Это, конечно, будет отмечено нашими восточными соседями, той же Индией, однозначно — Россия не торопится развивать с ними культурные связи. На Востоке вообще умеют правильно улавливать тонкие сигналы на государственном уровне. И сколько косвенных потерь для России это вызовет, просчитывал ли кто-нибудь подобные перспективы? Наконец, в основе решения о закрытии музея — глубокое пренебрежение к той части народа, интеллигенции, для которой необходимым условием жизни являются духовный поиск, картины Рериха, увлечение Востоком. Это опасно — любить то, что не входит в чиновничье представление об окружающем мире. Отменяя свое собственное решение о создании Государственного музея Рерихов филиала Государственного музея Востока , министерство расписывается в своём непрофессионализме. Единственно правильный выход из тупика Сотрудники Министерства культуры, к величайшему сожалению, демонстрируют не государственное, а коммерческое и бюрократическое мышление. Ведь на этот раз ликвидируется не общественная организация, а филиал государственного музея. Та часть общественности, которая ратовала за создание именно Государственного музея Рерихов, выступает категорически против его фактической ликвидации. Единственно правильным выходом из сложившейся ситуации она считает предоставление Минкультом твёрдых гарантий, что здание Музея Рерихов в усадьбе Лопухиных не будет передано никаким другим организациям. Если необходим ремонт, то он может быть проведён без выселения музея. Хочется верить, что министр культуры В. Мединский, разработавший программу по воспитанию патриотизма в России, не станет исключать из неё таких просвещённых патриотов, как Рерихи. Надеемся, что министр разберётся с оптимизаторскими планами своих подчинённых и не будет лишать россиян и иностранных гостей, любящих творчество Н. Рериха и его семьи, возможности смотреть любимые картины и общаться с единомышленниками в стенах уже существующего музея.
Прошу во всех необходимых случаях советоваться с ней. Меня беспокоят попытки некоторых лиц, без всяких на то оснований, подвергнуть сомнению ее деятельность и тем самым выразить недоверие к моему решению. Людмила Васильевна остается по-прежнему моим доверенным лицом, и прошу вас всех это учитывать. Нежелание считаться с ее мнением привело к самовольной и несвоевременной публикации таких работ, как «Надземное» и «Напутствие вождю». Такая самовольная издательская деятельность вызывает у меня глубокую тревогу. Время публикации ряда работ, к которым были причастны мои родители Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи, еще не пришло. Когда срок настанет, вам будет об этом сообщено. Также должен отметить, что Людмила Васильевна строго выполняет мои инструкции по использованию и хранению архива моих родителей. Любые другие предложения в этом отношении для меня, как наследника и дарителя, являются неприемлемыми.
Открылась выставка «Рерихи и Кавказ»
В Государственном музее Рерихов состоялась конференция «Наследие Рерихов и восточный вектор российской культуры». Музей Рерихов на выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) вновь открыл свои двери для посетителей после реэкспозиции. Учёные-востоковеды, философы и филологи побывали в краеведческих музеях Бийска и райцентра Алтайское, в Рерих-парке на территории Бирюзовой Катуни, посетили. Мемориал с прахом членов семьи Рерихов распорядились вывезти из усадьбы Лопухиных, где располагается общественный музей Международного центра Рериха. Музей, который потеряла россия: виртуальный тур по залам общественного музея имени , разрушенного в москве.