Новости металлический сосуд на ножках для раскаленных углей

Сосуд для горящих углей; жаровня.

Частная охрана (ЧОП)

  • Старинное ведро для угля или зонтница. Европа. Начало 20 века
  • Словарь музейных вещей: 1_9_6_3 — LiveJournal
  • Значение слова «конфорка»
  • Как правильно конфорка ударение

Все об угольной колонне для очистки самогона

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками. Самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские — в фабрики. В 1785 году было открыто самоварное заведение А. Морозова, в 1787 году — Ф. Попова, в 1796 году — Михаила Медведева. В 1808 году в Туле работало восемь самоварных фабрик. Василий Ломов вместе со своим братом Иваном выпускали самовары высокого качества, по 1000—1200 штук в год, и получили большую известность. Самовары тогда продавались на вес и стоили: из латуни — 64 рубля за пуд , из красной меди — 90 рублей за пуд. В 1826 году фабрика купцов Ломовых выпускала за год 2372 самовара, Никиты Лисицына — 320 штук, братьев Черниковых — 600 штук, Курашева — 200 штук, мещанина Маликова — 105 штук, оружейников Минаева — 128 штук и Чигинского — 318 штук. В первой половине XIX века стали производить изделия из заменителей серебра, которые нашли массовый сбыт и в кругах среднего по достатку городского населения — буржуазии, чиновничества, разночинной интеллигенции, и в семьях дворян.

Для изготовления предмета накладного серебра брались две небольшие пластины одинакового размера — медная, более толстая, и серебряная, значительно тоньше, которые пересыпались порошком буры, накладывались одна на другую и закреплялись неподвижно, после чего накаливались докрасна. При этом бура, плавясь, вызывала размягчение серебра, которое плотно приставало к меди. Полученную медную пластинку, покрытую серебром с одной или с двух сторон, не давая ей остыть, подвергали прокатке между двумя вальцами. Отдельно изготовленные части спаивались, а украшения напаивались из штампованных накладок. К 1840-м годам в Россию приходит мода на так называемое «второе рококо», для которого характерна богатая пышная орнаментация. Основание, ручки, верх тулова и края оформлены бордюрами из стилизованных затейливых растительных завитков и цветов. Самовар имеет двойной поднос, оформленный также очень нарядно. Открытие Якоби принципа гальванопокрытия приводит в 1880—1890 годах к широкому распространению никелировки, которая подражала более дорогим изделиям из серебра, а также удешевляла продукцию. Самовар с чашками на подносе, конец XIX века В 1850 году в Туле было двадцать восемь самоварных фабрик, которые выпускали около ста двадцати тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий. Так, фабрика Я.

Лялина вырабатывала в год более десяти тысяч штук самоваров, фабрики И. Ломова, Рудакова, братьев Баташевых — по семи тысяч штук каждая. К концу XIX века формы самоваров становятся более массивными, тяжёлыми, зачастую грубоватыми. Свою самоварную фабрику он открыл в 1885 году, на углу улиц Протопоповской и Логачевской ныне Плеханова и Степанова. Фабрика Капырзина была небольшой, в 1890 году здесь работали около двадцати человек и выпускали около ста видов самоваров. Среди них — разнообразные вазы «рококо», «ренессанс», самовары варительные, разборные дорожные , магазинные и других типов. Выпускали рукомойники, кофейники, резервуары для воды. Делали водогреи из листовой латуни, меди, томпака, белого металла, мельхиора, серебра, иногда золотили. Ручки и самоварные шишки хватки на простых самоварах изготовляли из орехового или яблоневого дерева, на парадных, подарочных изделиях для знати, царских особ — из слоновой кости. На фабрике были устроены токарный, чистильный цех, лудильное отделение, сарай с соломой, чтобы укладывать самовары в ящики для транспортировки и продажи.

В начале XX века почти на каждой фабрике происходили волнения рабочих. Из-за этого в 1903—1905 годах фабрика понесла большие убытки, но в 1907 году самоварному королю Капырзину удалось поднять оборот фабрики до 60 тысяч рублей в год. Вершиной карьеры Капырзина стало избрание его в 1909 году членом Городской думы.

Первый металл, из которого они создавались — медь. Но медные сосуды быстро портились после чистки. Поэтому мастера начали изготавливать их из латуни, мельхиора и томпака. Сегодня объект популярен в искусстве. Утварь притягивает современных ценителей антикваривата. Самовары увековечены, их рисуют художники, используют для инстаграмма и других соцсетей.

Селфи с ними — роскошно, оригинально ароматно. Самое дорогое приспособление для заваривания чая изготовил Карл Фаберже, тот самый, что и коллекцию золотых яиц. Шедевр создавался несколько лет — с 1899 по 1908 год. В 2004 году он был продан с лота аукциона в Лондоне за весьма внушительную сумма — 274 000 фунтов стерлингов. Купил его наш соотечественник из России. Изготовлен сосуд был из чистейшего серебра. Создатель проявил креативность и создал изделие в красивой форме лешего. Наиболее популярны объем русского «чайника» — 3-8 литров. Самовары на 1 стакан называются «эгоистами», для двоих «тет-а-тет».

Сегодня популярны картинки с самоваром. Их вешают не только на стенах кухонь, многим нравится лицезреть красивые расписные сосуды или классические на дачах повсюду. Очень востребована реплика копия картина женщина с самоваром, написанная известным русским художником Борисом Ксутодиевым. Можно приобрести гобелен с барышней, пьющей чай, картину, в том числе по номерам, фото, плакат и даже ковер на стену. Картина Кустодиева «Купчиха за чаем» Русский и советский живописец Борис Кустодиев любил писать картины с купчихами. Он олицетворял их в различных интерпретациях. Картина купчиха пьющая чай — самое любимое его творение. Писал знаменитый холст он с соседки, натурщицей выступила астраханская баронесса Галина Адеркас. На первый взгляд сюжет не примечательный, но в нем завуалировано отображение общества, социальные пробелы и личные проблемы художника.

Мало кто знает, купчиха за чаем Кустодиева — не просто персонаж из народа. Галина Владимировна была известной советской певицей хора и циркачка и славилась красивой внешностью. Современное время В последние несколько лет самовары стали вновь вызывать интерес. Их уже не воспринимают только как сувениры для туристов. В домах все чаще они появляются, хотя не так популярны, как электрические чайники. Выпускают сегодня с 2005 года современные «чайники» в Туле.

К изготовлению утюга некоторые кузнецы подходили творчески, превращая его в произведение искусства: утюг приобретал, например, вид дельфина, льна или корабля. Простые утюги отливали из чугуна, а более дорогие — из бронзы, которую инкрустировали медью или серебром.

Ручки утюгов, чтобы они не нагревались, могли делать из дерева. Своими утюгами прославились, например, Демидовские заводы. Ассортимент гладильных приспособлений был очень разнообразен: выпускали утюги для шляп, кружев, манжет и даже бильярдных столов утюжить сукно. Еще делали маленькие металлические подошвы в виде капли или овала на длинной ручке, приваренной к подошве под углом — это приспособления для утюжки рукавов. Были даже специальные «утюги» для перчаток — в виде металлической руки. И если цельнолитые утюги для толстого сукна и других подобных материалов весили десяток килограммов, то вес утюжка размером с пол-ладони был около 100 граммов. На Руси, глядя на то, как будущая невеста утюжила одежду, решали, готова ли она к семейной жизни. Если одной рукой — девушка сильная и станет хорошей хозяйкой, если двумя — слабая, и замуж ей еще рано.

Утюг с металлическим вкладышем. Практически одновременно с началом промышленного производства утюгов в XVIII веке появился утюг с вкладышем. Это металлический утюг из меди или железа, полый внутри. В него укладывался заранее разогретый вкладыш в комплекте их было 2-3 штуки — металлическая болванка с небольшим отверстием. Из огня вкладыш извлекали специальным прутом, который вдевали в это отверстие. Коэффициент полезного действия такого утюга был ниже, чем у цельнолитого, так как разогретый вкладыш нагревал не только подошву, но и весь «футляр», в который его помешали. Тем не менее он просуществовал до начала ХХ века. Угольный утюг.

Самым популярным все-таки стал утюг с горящими углями, который пришел на смену цельнолитому в середине ХVIII века. Он был более сложным в изготовлении, что отразилось и на его цене. Утюг изготавливался полым с боковыми дырочками для вентиляции, чтобы угли лучше грели. Раскаленные угли как правило, березовые помещали внутрь корпуса, у которого было двойное дно для удобства чистки от золы , и закрывали крышкой. Удобство такой конструкции было относительным. Утюгом нужно было постоянно размахивать, усиливая вентиляцию.

Этот метод имел большой плюс, так как материя была довольно грубая, а после такой «прокатки» она становилась мягче. Но часто бывало, что ткань растягивалась и одежда теряла свою форму.

Что интересно, этот принцип применяется до сих пор в некоторых гладильных машинах. В глухих деревнях рубель и скалку применяли вплоть до середины ХХ века. Вообще до появления первого утюга в качестве разглаживающего приспособления использовали то, что было под рукой: стеклянные шары, отрезанные донышки от бутылок, железные кружки, которые наполняли горячей водой, и т. Это было оправдано, так как одежда делалась простая по крою из грубых материалов. С появлением же более деликатных тканей и сложных фасонов возникла острая необходимость в более совершенном устройстве. Первые утюги Утюг, похожий на современный, был известен в Китае около двух с половиной тысяч лет назад. Первое упоминание о металлическом утюге на территории России найдено в книге записей расходов монаршей особы в 1636 году: кузнец Иван Трофимов получил 5 алтын за изготовление утюга в царские палаты. Железные, бронзовые и чугунные утюги вошли в наш быт в эпоху Петра I и просуществовали в России вплоть до 1967 года.

Первые утюги были цельнолитыми. Разогревались они на открытом огне на печи, позднее на газовых плитах. Такие утюги были довольно тяжелыми, их вес мог достигать 12 кг. Нагревались они не менее получаса, а остывали гораздо быстрее. Неудобной была и металлическая ручка, которая нагревалась вместе с утюгом. Поэтому со временем цельнолитые утюги были усовершенствованы: их стали делать парными одним утюгом утюжили, второй в это время нагревался на печи с одной общей съемной ручкой. Ручка либо вдевалась в утюг, как ремень в шлевки брюк, либо крепилась по принципу прищепки. Эти новшества сделали процесс глажения непрерывным, расход металла более экономным, а также исключили нагрев съемной ручки.

Утюги были вещью достаточно дорогой. Их передавали по наследству от матери к дочери. Наличие этого предмета в доме считалось символом достатка и благополучия. Иногда его даже выставляли в качестве украшения на салфетке рядом с самоваром. К изготовлению утюга некоторые кузнецы подходили творчески, превращая его в произведение искусства: утюг приобретал, например, вид дельфина, льна или корабля. Простые утюги отливали из чугуна, а более дорогие — из бронзы, которую инкрустировали медью или серебром.

Свод мусульманских правил основанный на коране кроссворд

Ободок режущих частей бура. Наличие у игрока трех и более карт одной масти, следующих подряд по старшинству и заканчивающихся тузом в карточных играх. То же, что: зубоскал. Часть футбольного, хоккейного и т. Штрафная часть, штрафная рота.

ИГРЕК - 1. Название буквы латинского алфавита. Неизвестная величина, обозначаемая такой буквой в математике. Список, перечень книг, рукописей, картин, музейных экспонатов и т.

Систематизированный перечень объектов изучения какой-л. БАКЕН - Разновидность буя - сигнальный знак, укрепленный на якоре обычно на реках и озерах , для указания фарватера, обозначения мелей, подводных камней и т. То же, что: бакенбарда. КОШКА - 1.

Домашнее животное, ловящее мышей и крыс. Мех, шкурка такого животного. Изделия из меха, шкурки такого животного. Якорь с несколькими лапами.

Название особых крюков, скребков и т. КОШКА - местн. Песчаная или каменистая отмель, коса.

Если вы знаете ответ и хотите помочь остальному сообществу, отправьте свое решение Аналогичный Источник Простая, но захватывающая игра CodyCross — это такая игра, в которой каждый рано или поздно нуждается в дополнительной помощи, потому что по мере прохождения простых уровней новые становятся все сложнее и сложнее. Эта веб-страница с CodyCross Весельчак, заводила в компании ответами — единственный источник, который вам нужен, чтобы быстро пройти сложный уровень. Эта игра была создана командой Fanatee Games, которая придумала много отличных игр для Android и iOS. Суть этой игры проста и понятна абсолютно любому.

Подобный ролик был опубликован у одного путешественника. Там видно, как работник в костюме небрежно поворачивает связанную фигуру на вертеле. Ясно, что тело весит не очень много, потому что он поворачивает вертел только одной рукой. Еще один такой рекламный ролик был опубликован в 2018 году.

О подобных сосудах сообщается в письменных источниках, а их изображения часто встречаются в стенописях, на иконах, в миниатюрах и в декоре церковной утвари. Однако в результате каждения в открытой чаше существовала опасность выпадения частиц раскаленного угля и возникновения пожара, открытые кадила часто переделывались или же к ним добавлялась верхняя часть — кровля. В 1930 году в собрание Радищевского музея в числе практически сотни религиозных предметов поступило данное серебряное кадило. Форма церковного атрибута достаточно сложная: вверху восьмигранное, круглое в нижней части, с низкой ножкой, гладким квадратным основанием, оно приподнято на ножках-шарах. Тулово — основная часть кадила — богато декорировано чеканными и резными узорами: по граням разделано чередующимся орнаментом круглых розеток и ромбов с растительным орнаментом по сторонам.

Как правильно конфорка ударение

История самовара. Интересные факты Легкая металлическая плоская коробка с углями, для приготовления пищи на рынках, базарах.
История самовара. Интересные факты Раскаленные угли (как правило, березовые) помещали внутрь корпуса, у которого было двойное дно (для удобства чистки от золы), и закрывали крышкой.
Переносные грелки и печи с горячими углями. ♨ устар. металлический сосуд на ножках для раскалённых углей или спирта, замещавший печку; жаровня Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Как правильно конфорка ударение

Печка в виде железного сосуда, наполненного горячими углями. легкая металлическая плоская коробка с углями, для приготовления пищи на рынках, базарах. Металлический сосуд на ножках для раскаленных углей. Раскаленные угли. В этом видео расскажу об очень классном девайсе, который придётся по нраву всем любителям мангалов и шашлыков. Речь пойдет о чаше для роозжига угля. Раскалённый уголь, положенный на металлическую пластину, быстро гаснет, а на деревянной доске он продолжает долго тлеть (доска при этом не обгорает).

Сосуд для горящих углей, заменяющий печку

Голландская жаровня: чугун, созданный для огня 4. устар. металлический сосуд на ножках для раскалённых углей или спирта, замещавший печку; жаровня.
Как правильно конфорка ударение Металлическое изделие определенного профиля? Металлическое ребро горной лыжи?
Сосуд для горячего древесного угля 7 букв первая Ж Металлическая коробка с углями для приготовления пищи.
Поиск по вопросам заполните малый нижний отсек под конусом бумагой, а верхний углем для мангала и через несколько минуты после поджога бумаги у вас есть раскалённые до красна угли.
Металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан 6 букв ароматическая смола, дающая при сгорании благовонный мы: богор смотреть.

Емкость для горячего древесного угля - слово из 7 букв

Раскаленные угли. Решения для определения СОСУД ДЛЯ ГОРЯЩИХ УГЛЕЙ, ЗАМЕНЯЮЩИЙ ПЕЧКУ. для кроссвордов или сканвордов. Узнайте правильные ответы, синонимы и другие полезные слова. сосуд для горячего древесного угля, а так же железная печка, нагреваемая углем.

История самовара. Интересные факты

Детализируйте работаться металла работая на кузнице кузнеца. Она представляла собой высокий кувшин, внутри которого помещали жаровню для раскаленных углей, согревающих воду. В соцсетях расходится видео со связанными человеческими фигурами, вращающимися на вертелах над ямами с раскаленными углями. Для розжига лучше использовать горячие угли, но можно и лучины, шишки или древесные щепы. 1. Металлический обруч на ножках, под которым разводят огонь, ставя на него котелок с едой.

Емкость для горячего древесного угля - слово из 7 букв

Похожие вопросы в кроссвордах и сканвордах Сосуд для горячего древесного угля, так же железная печка, агреваемая углем 7 букв Сосуд для горячего древесного угля, жара 7 букв Печка, либо сосуд для горячего древесного угля 7 букв Другие вопросы к слову Жаровня Сосуд для горячего древесного угля, жара 7 букв Российский фармаколог российский физиолог 1893-1951 7 букв Железная печка, нагреваемая углем 7 букв Металлическая коробка с углями для приготовления пищи 7 букв Печка в виде железного сосуда, наполненного горячими углями 7 букв Печка, либо сосуд для горячего древесного угля 7 букв Что такое "мангал 7 букв Сосуд для горячего древесного угля, так же железная печка, агреваемая углем 7 букв.

Вам будет интересно: Сколько бы стоило строительство египетской пирамиды сегодня? Почему Кутубова колонна не ржавеет Объяснить стойкость Кутубовой колонны можно и с научной точки зрения. В первую очередь, отсутствие на ее поверхности ржавчины можно связать с идеальными для этого окружающими условиями. К тому же, железная колонна хорошо сохраняет тепло. Если учесть эти два фактора, получается, что ржавчина может не образовываться из-за постоянной сухости поверхности колонны. Кутубова колонна располагается во дворе мечети Кувват-уль-Ислам Также Кутубова колонна может быть защищена от коррозии образовавшимся на ее поверхности слоем сторонних веществ. Из-за большого скопления людей и животных, воздух в Дели наполнен аммиаком — в результате взаимодействия железа с таким воздухом, поверхность колонны может быть азотирована естественным образом. К тому же, возле огромного столба часто проводили религиозные обряды и она могла покрыться слоем масел и благовоний.

Кутубова колонна в 1875 году Возможно, внешняя оболочка колонны покрыта мисавитом — соединением из кислорода, водорода и железа. Когда древние умельцы получали железо из руды, они наверняка сжигали древесину. Если они использовали чайное дерево, железо могло насытиться фосфором, который со временем и мог стать причиной формирования мисавита на поверхности столба.

Однако в результате каждения в открытой чаше существовала опасность выпадения частиц раскаленного угля и возникновения пожара, открытые кадила часто переделывались или же к ним добавлялась верхняя часть — кровля. В 1930 году в собрание Радищевского музея в числе практически сотни религиозных предметов поступило данное серебряное кадило. Форма церковного атрибута достаточно сложная: вверху восьмигранное, круглое в нижней части, с низкой ножкой, гладким квадратным основанием, оно приподнято на ножках-шарах. Тулово — основная часть кадила — богато декорировано чеканными и резными узорами: по граням разделано чередующимся орнаментом круглых розеток и ромбов с растительным орнаментом по сторонам.

Крышку кадила украшают фигурные прорези в виде цветочного и геометрического орнамента.

Серебряная антикварная кувшин. Сосуд металлический риеты.

ДПИ древнего Востока. Искусство Ирана. Иранская чеканка по металлу «галямзани» Иран.

Кувшин чеканка по металлу. Изделие арабских ремесленников. Потир Византия.

Чаша Грааль. Антиохийский потир. Потир древняя Греция.

Сосуд для кипячения воды. Сосуд для углей. Чаша Крупп Берндорф.

Чаша Николо Пеллипарио 1521. Бронзовая чаша 1персона фабриканта Ваташева. Старинная чаша.

Металлический сосуд диаметром 4 см. Старый металлический сосуд с надписью Garantirt. Металлический сосуд с дырочками как Оплетка.

Монгольский кувшин Домбо. Монгольский чайник Домбо. Тувинский кувшин когээржик.

Тыва аяк. Емкость подземная 25м3 РГСП-25м. Резервуар СУГ 3м3 башавтономгаз.

Резервуар СУГ 2 м3. Резервуар для СУГ 10 м3 двухстенный. Сосуд из нержавейки.

Бачки из нержавейки высокого давления. Бак из нержавейки высокого давления. Эрмитаж Кубачи.

Старинная Восточная посуда. Персидские вазы. Древняя серебряная посуда.

Старинная посуда из серебра. Антикварное столовое серебро. Рукомойник двуносик глиняный.

Рукомой Северная Двина 19 век. Старинный рукомойник двуносик. Рукомойник с двумя носиками.

Кувшин серебро антиквариат. Серебряный сосуд. Серебряная ваза старинная.

Металлическая посуда 19 века. Средневековая посуда. Средневековая серебряная посуда.

Посуда в стиле средневековья. Сосуд цилиндрический ЦС-113. Мерный цилиндрический сосуд СЦ -113.

Стальной цилиндрический сосуд ЦС 113. Потир Оружейная палата. Потир Юрия Долгорукого.

Серебряный потир Юрия Долгорукого Оружейная палата. Водосвятная чаша. Сосуды под давлением.

Корпус сосуда на высокое давление. Резервуары под избыточным давлением. Ресивер это сосуд под давлением.

Шаровый резервуар 600 м3. Шаровый резервуар Газгольдер. Шаровые резервуары 5000 м3 Таманьнефтегаз.

Шаровый резервуар 2000. Керамика сарматов. Посуда скифов и сарматов.

Глиняная посуда сарматов. Посуда бронзового века.

Угольница - ведро из металла с крышкой для горячих углей — 15890308

Нескончаемый поток разномастных машин устремился по прибрежному гудрону в сторону Севастополя. Поповкин, Семья Рубанюк. Гудрон не подвергается дистилляции при пониженном давлении и может подвергаться гидрокрекингу, газификации либо коксованию.

Такое сжигание ладана называется каждение.

Оно бывает полным когда священнослужитель обходит весь храм или малым когда кадят алтарь и иконостас. В общехристианской традиции кадило появилось не ранее IV века. На Русь оно впервые попало из Византии вместе с другими предметами богослужебной утвари.

Эти предметы, выкованные из серебра или отлитые из бронзы, были особенно распространены на территории Великого Новгорода и Русского Севера.

В 1930 году в собрание Радищевского музея в числе практически сотни религиозных предметов поступило данное серебряное кадило. Форма церковного атрибута достаточно сложная: вверху восьмигранное, круглое в нижней части, с низкой ножкой, гладким квадратным основанием, оно приподнято на ножках-шарах. Тулово — основная часть кадила — богато декорировано чеканными и резными узорами: по граням разделано чередующимся орнаментом круглых розеток и ромбов с растительным орнаментом по сторонам. Крышку кадила украшают фигурные прорези в виде цветочного и геометрического орнамента. Навершие представляет из себя четырехконечный крест.

Затем чаша торжественно переносится с престола на жертвенник, во образ Вознесения Христова, причем в царских вратах ею крестообразно осеняется народ. Чаша является воистину вместилищем Невместимого, и потому сама по себе знаменует Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, во чреве Которой образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа, Тело и Кровь Которого Он благоволил затем отдать в пишу и питие верующим в Него. Как в Ветхом Завете, особый сосуд стамна по повелению Божию хранил в себе в Моисеевой скинии манну, Божественную пищу, ниспосланную с Неба для питания Израиля в пустыне, так Богородица носила в Себе истинную пищу и истинное питие — Господа Иисуса Христа Ин. Поэтому в церковных песнопениях Матерь Божия часто именуется Стамной, носящей манну, Божественной стамной манны, Чашей, черплющей радость. Если ветхозаветная стамна являлась таинственным прообразом Девы Марии, то новозаветная чаша потир тем более есть знамение Приснодевы. Церковный потир — это образ чаши, которую Господь Иисус Христос на Тайной вечери преподал Своим ученикам со словами «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» Мф. В самом широком смысле потир является образом той таинственной чаши, в которой Премудрость Божия растворила вино и предложила на своей трапезе Притч. Древнее пророчество объемлет этим образом и Таинство Причащения прежде всего, и тайну Рождества Христова от Приснодевы Марии, и ту чашу страданий за грехи всего мира, о которой Христос, молясь, говорил: «Отче Мой! Причащаясь Тела и Крови Христовых, верующие сами становятся частицами естества Сына Божия, участниками Его подвига, смерти и Воскресения, причастниками Его Божественной жизни и через это наследниками Царства Небесного. Поэтому чаша, как и дискос, знаменует также Церковь Небесную и земную, питающую людей духовной пищей в жизнь Вечную. Чаша как символ Церкви смыкается в своем значении с чашей как символом Божией матери, ибо Приснодева есть Матерь Церкви. Дискос и потир берут свое начало от Тайной вечери. С самой глубокой древности эти сосуды старались делать соответственно величию Таинства, на них совершаемого, — из золота или серебра. Даже во времена гонений христиане имели золотые и серебряные сосуды. Употреблялись также сосуды из стекла, олова, меди, железа, даже дерева. Такого рода сосуды вошли в употребление особенно в период широкого распространения веры и Церкви, когда многие отдаленные и бедные приходы не могли приобрести или изготовить дорогие дискосы и потиры, что было и в Русской Церкви, где в древности в отдаленных храмах и обителях употреблялись при богослужении сосуды из простых металлов и дерева. Знамениты деревянные дискос и потир Преподобного Сергия Радонежского. Такого рода сосуды благословлялись лишь в силу крайних обстоятельств, так как деревянная чаша неизбежно впитывает в себя часть Крови Христовой, ее невозможно отереть дочиста; кроме того, дерево — очень ломкий и хрупкий материал; стекло еще более хрупко, хотя обладает гладкостью и чистотой; железо и медь окисляются. Евхаристические сосуды делались из яшмы, агата, обрамлялись серебром и золотом, украшались драгоценными камнями. Когда церковная жизнь в России достигла высокого уровня развития, в середине XVII века, церковными распоряжениями было установлено делать дискосы и потиры из золота или серебра или в крайних случаях из олова, но не из дерева и меди. В древности не было единства в изображениях и надписях на священных сосудах. На дискосах изображались Богомладенец в яслях, Крест, дева Мария; на потирах — Пастырь добрый с заблудшей овцой на раменах, Агнец, несущий Крест. Позднее в изображениях на сосудах достигалось все большее единообразие, так что ныне обычно на дискосах изображают Ангелов или Крест; на потирах с западной, лицевой по отношению к священнику стороны — образ Христа Спасителя, с северной стороны — образ Матери Божией, с южной — Иоанна Предтечи, то есть деисис, с восточной — Крест. Любовь православных людей к Евхаристии и благоговение перед святостью богослужебных сосудов вдохновляли многих старинных мастеров на создание таких дискосов и потиров, которые по праву считаются вершиной ювелирного искусства, давно стали достоянием общечеловеческой культуры. Следует заметить, что создание золотых или серебряно-вызолоченных украшенных евхаристических сосудов диктуется отнюдь не стремлением к роскоши и ошеломляющему блеску в мирском смысле. Небесной славе и величию таинства Евхаристии должны соответствовать по мере возможности и самые материалы, из которых изготовляются сосуды для этого Таинства, ибо редкие драгоценные металлы и камни являются земным отображением небесных, Божественных достоинств, качеств, различных добродетелей и духовных дарований Святой Христовой Церкви. При правильном отношении к красоте, как к одному из явлений Софии — Премудрости Божией, дорогие священные сосуды могут преподать сознанию человека множество глубоких духовных уроков. Звездица — богослужебный предмет из двух металлических крутых дуг, соединенных в центре пересечения болтиком или винтиком с гайкой так, что дуги могут соединяться вместе, покрывая одна другую, и раздвигаться крестообразно. Свое название звездица получила оттого, что по окончании проскомидии ее, раздвинув крестообразно и окадив фимиамом, поставляют на дискос со словами из Евангелия: «И пришедши звезда, ста вверху, идеже бе Отроча» Мф. Звездица при этом ставится так, что под пересечением ее дуг оказывается Агнец, находящийся в центре дискоса. Этим обозначается Рождество Христово, при котором таинственная звезда, указывавшая волхвам путь к месту Рождества Царя мира, остановилась над Вифлеемской пещерой. Введение звездицы в литургическое употребление единодушно приписывается святому Иоанну Златоусту. В молитве на освящение звездицы говорится о том, что она должна служить святым Тайнам, и в частности воспоминанию «Боготелесного от Девы Рождества» Требник, ч. Ближайшим образом обозначая Вифлеемскую звезду, звездица в сложенном положении означает два естества во Едином Господе Иисусе Христе, пребывающие совокупно, в нераздельном, но и неслитном единстве. В развернутом положении она ясно обозначает Крест. Все значения этого предмета, напоминающего о Рождестве по плоти Сына Божия, то есть о совмещении в одном Лице Рождшегося Спасителя двух естеств, и Крест как орудие подвига Его за спасение мира находятся в тесном духовном единстве. Действительно, уже само соединение Божества с человечеством человеческим естеством духовно содержит в себе понятие Креста как крайнего уничижения Сына Божия чрез распятие за грехи всего мира. Так как служба проскомидии содержит в себе одновременно воспоминания о рождении и смерти Иисуса Христа, поэтому соответственно и звездица изображает собою и соединение двух естеств во Христе Рождество и Крест страдание Спасителя. То и другое в своем неразрывном духовном единстве суть для мира воистину Новое Светило, Солнце правды, воссиявшее с высоты Небесного Востока, путеводящее человечество к познанию истины, к правде и спасению в Боге. Догматическая точность звездицы исключает мысль о том, что она была создана только для практических целей: для предохранения Агнца и частиц, лежащих в определенном порядке на дискосе, от передвижений и смешения при покрытии дискоса покровами. Звездица действительно выполняет и эту практическую задачу, но лишь как сопутствующую главной духовно-символической цели. Даже тогда, когда исторически предмет вводился в церковное употребление прежде всего из практических соображений, он, по смотрению Божию, оказывается уже обладающим большим символическим значением, которое может открыться сознанию широкого круга людей лишь впоследствии. Если бы забота была только о том, чтобы предохранить частицы на дискосе от смещений и смешения, можно было употреблять твердую крышку или звездицу из нескольких полос, что больше бы и походило на лучистую звезду, или, наконец, звездицу из двух полос сделать наглухо соединенной. Во время евхаристического канона четырьмя концами развернутой звездицы крестообразно осеняется дискос с возгласами священника «Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще», что, по Апокалипсису означает служение Богу высших Небесных сил, в частности четырех таинственных животных, которые были посреди Престола и вокруг Престола трона Бога Вседержителя: орла, тельца, льва, существа в облике человека Откр. Для вырезывания агнца из первой богослужебной просфоры, а также для вырезывания частиц из других просфор употребляется копие — плоский железный нож в виде наконечника копья, заостренный с двух сторон, вставленный в деревянную или костяную рукоять. Он является образом того копья, которым воин, желая удостовериться в смерти Христа на Кресте, пронзил Его в ребра. При воспоминании страдания Спасителя на службе проскомидии Агнец слегка пронзается копием с правой стороны со словами: «Един от воин копием ребра Его прободе». Как образ одного из орудий казни Спасителя и как вообще орудие войны и смерти, острое железное копие, режущее мягкий хлеб просфор, является символом жестокости мира сего. Силы жестокости и смерти стремятся поразить и умертвить в земном все Божественное и небесное. Но по смотрению Божию они оказываются орудиями выделяющими, извлекающими из среды человеческого мира все то, что не от мира сего, что, будучи в миру, нуждается в испытании, дабы оказалась явной или видимой всем принадлежность этого к иному миру, богоизбранность испытуемого. Иными словами, орудия жестокости мира сего промыслительно, против воли диавола и аггелов его служат ко славе Божией, обращаются в орудия Промысла Божия о спасении человеческого рода, в орудия, которые позволяют обнаружить и явить глубину любви Божией к Своим созданиям и их ответной любви к Богу. Поэтому церковное копие, с другой стороны, означает именно орудие Промысла Божия, выделяющее из среды человечества избранных Его. В этом смысле копие подобно тому мечу, образ которого использует в Своей проповеди Иисус Христос, говоря, что не мир, но меч принес Он на землю, меч, который духовно как бы рассекает человечество на тех, кто принимает и кто не принимает Христа Мф. В своем духовном значении копие в некоторой мере подобно также Кресту Христову, ибо как Крест был прежде орудием позорной казни, а во Христе сделался орудием спасения и славы Божией, так и копие, будучи орудием смерти, становится во Христе орудием спасения верных для жизни Вечной в славе Царства Небесного. Последнее обстоятельство сообщает освященному церковному копию благодатную силу, способную оказывать целительное действие. В Требнике содержится краткое «Последование на страсть недуга... Духовное значение копия становится особенно ясным при рассмотрении символического значения просфор, из которых копием извлекаются частицы. Просфора греч. Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе, прилипая одна к другой. Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному плотскому составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи — животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто. Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть мука и вода и душу дрожжи и святая вода , находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым. Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человечества до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство. Просфора поэтому является также знамением Господа Иисуса Христа, соединившего в Себе Божественную и человеческую природу. Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, вообще в знак того, что человек сотворен для вечной жизни. Нетрудно видеть, что просфора знаменует также творение Божие в единстве небесной и земной областей бытия и небесную и земную Полноту Церкви Христовой. Просфора, являясь символом обоженной твари, может приобретать разные значения в зависимости от хода богослужения, знаменуя собою и отдельного человека, и все человечество в целом. Когда из первой служебной просфоры вырезывается четверочастный агнец, то это одновременно символизирует и рождение Иисуса Христа из пречистого чрева Девы Марии, и отделение безгрешного и очищенного Божественным естеством человеческого естества Иисуса Христа от среды грешного человечества, от среды мира сего, от земной жизни. Это отделение было произведено посредством злобы самих людей, преследовавшей Христа от рождения и приведшей Его к крестной смерти. В связи с этим находится то, что агнец вырезывается копием. Мудрость устройства просфоры позволяет ей быть и символом Церкви, и восстанавливаемой в ней через Причастие Христу Богозданной человеческой природы. Просфоры в основном являются знамением обоженной твари, знамением Церкви как вечного Царства Божия, частицей которого стремится стать человек, приносящий просфору, и чего он желает тем, за кого вынуты из нее частицы. Железное острое копие, вырезающее эти частицы, соответственно означает жизненные испытания, которые попускаются Богом со стороны враждебных человеку демонских сил, так что сами по себе эти испытания оказываются, вопреки враждебной воле, необходимым в условиях земной жизни орудием спасения человека, отсечения его греховных привязанностей и соединения с Церковью избранников Божиих. Копие не создано только для удобства вырезывания частиц из просфор. Если бы выделение агнца и частиц имело иной духовный смысл, оно могло совершаться или руками священника посредством отламывания, или предметом, означающим что угодно, только не орудие жестокости и телесной смерти. Лжица — небольшая ложка с крестом в конце рукояти, употребляется для преподания Причастия из чаши потира мирянам. Так же, как дискос, потир и звездица, лжица делается из золота, серебра, олова или из металлических сплавов, не дающих окиси. В Древней Церкви до V века миряне причащались иначе. Епископ или священник преподавал частицы Тела Христова мужчинам в руки, женщинам в чистые платки, а диакон затем давал всем им приобщаться Крови Христовой прямо из чаши. При этом рука священнослужителя, преподающая Тело Христово, символически означала клещи, которыми Серафим взял уголь с алтаря Небесного и коснулся им уст пророка Исаии, очистив их Ис. Этот уголь пророчески изображал Тело Христово, которое должно было преподаваться и преподается теперь в Новозаветной Церкви. Край чаши, к которому прикасался причастник, означал ребро Спасителя, из коего истекли Кровь и вода, когда воин пронзил Его на Кресте. Так что причащающийся Крови Христовой как бы приникал устами к прободенным ребрам Господа Иисуса Христа. Такой порядок причащения существует и сейчас для священнослужителей при архиерейском богослужении, когда епископ преподает служащим с ним священникам и диаконам своей рукой в их руки части Тела Христова, а затем дает им приобщиться Крови Христовой от чаши, которую держит в своих руках. Когда служит священник с диаконом, то первый преподает второму таким же образом Тело и Кровь Спасителя. Во время святительского служения Иоанна Златоуста женщина унесла частицу Тела Господня в платке домой и пыталась использовать ее для колдовства. Узнав об этом, святой Иоанн Златоуст дал распоряжение по всем церквам причащать мирян посредством ложечки лжицы , которой извлекаются из чаши частицы Тела Христова, предварительно погруженные в Кровь Его и пропитанные Ею. При этом было введено в обычай тут же запивать Причастие теплой водой с вином для ясного свидетельства того, что каждый мирянин действительно причастился Святых Таин. Так, казалось бы, случай способствовал появлению в каноне богослужебных предметов лжицы. Однако это был промыслительный случай, благодаря которому причащение мирян приобрело должное символическое соответствие духовным истинам. Древние толкователи обратили внимание на то, что Господь, Сам совершая на Тайной вечери претворение хлеба и вина в Свои Тело и Кровь, дал Своим ученикам сначала Тело, а затем Кровь Свою из чаши. Причащение Святых Таин прочих уверовавших людей началось уже после Воскресения Христа, после страданий Господа на Кресте, где всем людям, миру, было явлено обагренное Кровью Тело Распятого Спасителя. В соответствии с этим и пришел теперь по велению святого Иоанна Златоуста весь порядок причащения. Сперва в алтаре, как в сионской горнице, священнослужители, которые в данном случае изображают ближайших ко Христу учеников, апостолов, приобщаются Святых Таин раздельно как они были преподаны Христом на Тайной вечери, что вполне соответствует и другим церковным и богослужебным отличиям, выделяющим освященное духовенство из общей среды верующих. Затем через отверстые царские врата чаша, в которой частицы Тела Христова уже обагрены Его Кровью, торжественно выносится к мирянам, что в целом знаменует Воскресение Господа Иисуса Христа. Миряне причащаются, таким образом, Тела и Крови, соединенных вместе. Кроме того, причащение мирян посредством лжицы духовно означает, что верующие во Христа соединяются с Богом через посредство Церкви, питающей их духовной пищей. Поэтому лжица означает посредничество Церкви в духовном окормлении людей в самом широком смысле. При богослужении употребляются также небольшие тарелочки, без подставок, как правило серебряные. На одной из них на дне изображен Крест, на другой — образ Божией матери с Предвечным Младенцем в лоне. Первая тарелочка предназначена для вырезывания на ней агнца из первой служебной просфоры. Вторая служит для вынимания на ней частиц из других просфор в честь Богородицы, святых, о здравии и о упокоении членов Церкви. На тарелочке с Крестом по краю делается надпись: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий