29 ноября 2020. Майя Плисецкая: биография, личная жизнь, советы, фото, факты. P.S. Ещё при жизни прима-балерина Майя Плисецкая сделала в завещании указания относительно своих похорон. Краткая биография Майи Плисецкой, личная жизнь, дети, муж — это все всегда интересовало ее поклонников. Майя Плисецкая еврейка история жизни Майя Плисецкая родилась в большой еврейской семье.
Майя Плисецкая: прима-балерина Большого театра
Из Москвы Плисецких эвакуировали в Свердловск, однако Майя вернулась обратно и продолжила обучение. У балерины были отличные физические данные: Майя Плисецкая, рост и вес которой в молодости были идеальными, совершала умопомрачительные по сложности и амплитуде прыжки. Балерине приходилось питаться по особой системе, чтобы не выбиться из сил и остаться в отличной физической форме. Публика сразу же приметила начинающую балерину, а ее страстные па встречала неизменными аплодисментами. Однако уникальная грация движений не сразу принесла ей ведущие роли: например, в спектакле «Спящая красавица» пришлось станцевать две второстепенные партии, прежде чем прима получила главную. Практически сразу начинается многолетнее противостояние Плисецкой с главным балетмейстером, которое закончится уходом балерины из театра. За свою долгую карьеру Плисецкая станцевала практически все ведущие партии, объездила с гастролями весь бывший СССР, участвовала в постановках итальянских, французских и испанских мэтров.
Киноактриса и хореограф Майя Плисецкая знаменита не только как балерина, но и как киноактриса. Актерские задатки достались Плисецкой от матери, и долгое время прима хотела попробовать себя на новом поприще, однако ее кинодебют состоялся только в 1952 году — это была эпизодическая роль юной балерины. А вот в экранизации «Анны Карениной» ей доверили сыграть Бетси, и со своей задачей Плисецкая справилась великолепно. Далее последовали главные роли в фильмах советских и зарубежных режиссеров, среди которых были такие известные работы, как: В «Зодиаке» Плисецкая сыграла музу Чюрлениса. Картина «Чайковский» для балерины стала знаковой, а ее Дезире восхитила критиков. Документальные ленты, посвященные творчеству Плисецкой, начали снимать после того, как прима станцевала знаменитую партию умирающего лебедя в балете «Лебединое озеро».
Балерина стала по-настоящему известной персоной, а интервью у нее брали журналисты из многих стран мира. Сошла со сцены Плисецкая только тогда, когда ей исполнилось 65 лет. Плисецкая была многогранной натурой.
Плисецкая не могла лебезить и подхалимничать, это и стало причиной увольнения из Большого театра. Григорович всячески способствовал, чтобы Плисецкую не брали на зарубежные гастроли. Ее подозревали в шпионстве, поэтому сделали невыездной. Вместо Лондона и Парижа Плисецкая ездила с гастролями по провинциальным сибирским городкам. Григорович пристально следил за дочерью врага народа, аристократическое происхождение не давало покоя директору Большого театра. После его доносов Майю часто вызывали на допросы, но уличить ее в чем-либо, кроме происхождения, не удалось. Но, полностью погруженная в мир балета, именно там она выбирала мужчин. Среди ее партнеров были известные и не очень танцовщики. Но эти романы не продолжались долго. Даже первый брак Плисецкой с солистом Большого Марисом Лиепой продлился всего три месяца. Так продолжалось, пока балерина не встретила свою настоящую судьбу в лице начинающего тогда композитора Родиона Щедрина. Они познакомились на домашней вечеринке у Лили Брик и поначалу не слишком впечатлили друг друга. Майя была на 8 лет старше юноши и держалась слегка заносчиво, как подобало ее звездному статусу. Но, познакомившись ближе, они поняли, что оба влюблены в балет, и это их объединило. На это сближение ушло долгих три года. И лишь в 1958 они решились провести вместе отпуск. Вскоре после возвращения из Карелии они приняли решение пожениться, которое изменило всю судьбу великой балерины. В творческом тандеме начали рождаться спектакли, ставшие балетной классикой. Они сознательно отказались от возможности иметь детей, решив без остатка посвятить себя искусству. Вместе они оставались до самой смерти певицы в мае 2015 года, причиной которой стал сердечный приступ. Проблемы со здоровьем у великой артистки начались еще в 1990-х, но она мужественно боролась с ними. Болезнь заставила супругов перебраться в Мюнхен, где Майя находилась под постоянным присмотром врачей. Она продлили ей жизнь на много лет.
Обладательница множества наград и премий, среди которых три ордена Ленина 1967, 1976, 1985 , ордена "За заслуги перед Отечеством" IV 2010 , III 1995 и II 2000 и I степени 2006 , а также орден Франции "За заслуги в литературе и искусстве" 1984, Командор , орден Почетного легиона 1986, кавалер; 2012, офицер и орден Изабеллы Католической 1991. Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Отец Плисецкой, Плисецкий Михаил Эммануилович, был генеральным консулом на острове Шпицберген, руководящим работником треста "Арктикуголь". В 1937 году Плисецкий был репрессирован, а через год — расстрелян [ 11 ]. Мать Плисецкой, актриса немого кино Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая, была арестована через год после мужа и отправлена в Бутырскую тюрьму вместе с недавно родившимся сыном, после чего была выслана в Казахстан, в Чимкент [ 11 ], [ 13 ]. Плисецкую и ее второго брата воспитывали их тетя и дядя, известные танцовщики Большого театра Суламифь и Асаф Мессереры [ 13 ]. Они сумели добиться смягчения участи своей сестры Рахили: в 1941 году ей удалось вернуться в Москву [ 11 ]. В июне 1934 года [ 13 ] Плисецкая поступила в Московское хореографическое училище педагоги Елизавета Гердт, Мария Леонтьева [ 24 ], Евгения Долинская [ 13 ] , которое окончила в 1943 году [ 12 ]. Еще в 1942 году Плисецкая станцевала миниатюру Михаила Фокина "Умирающий лебедь" на музыку Камиля Сен-Санса, которая прославила ее на весь мир [ 11 ], [ 24 ], [ 14 ]. В апреле 1943 года она была принята в труппу Большого театра, где встретила Агриппину Ваганову, которую позднее Плисецкая называла лучшим своим педагогом [ 13 ], [ 8 ]. В Большом Плисецкая числилась в составе кордебалета, однако вскоре стало понятно, что она вправе претендовать на право называться ведущей балериной театра. Уже тогда начал проявляться присущий ей редкий талант трагедийной балетной актрисы. Позднее в ее репертуаре появились другие ведущие партии. В 1947 года она впервые танцевала Одетту и Одилию в "Лебедином озере" Петра Ильича Чайковского, в 1948 году исполнила роль Заремы в "Бахчисарайском фонтане". Между тем ее творческая судьба складывалась не всегда гладко: в 1956 году, когда основная часть балетной труппы отправилась в Англию на первые в истории Большого театра зарубежные гастроли, Плисецкую не выпустили из страны. Оставшись в Москве, балерина много и успешно выступала - никто бы и не поверил, что ее не взяли на гастроли из-за болезни. Вызывающий успех балерины был расценен как акт гражданского неповиновения и ее самой, и ее публики. После этого Плисецкая на шесть лет она стала "невыездной", а ее саму пытались даже обвинить в шпионаже СМИ писали о том, что председатель КГБ Иван Серов объявил Плисецкую английской шпионкой [ 15 ], [ 11 ], [ 8 ]. Однако на карьеру великой балерины это в итоге не повлияло [ 11 ]: в 1959 году Плисецкой было присвоено звание народной артистки СССР [ 13 ]. В 1960-е годы Плисецкая официально считалась прима-балериной Большого театра. Однако она, не желая останавливаться на достигнутом, хотела танцевать не только классику, но и нечто более современное. В апреле 1967 года была впервые показана "Кармен-сюита" Бизе - Щедрина, поставленная знаменитым кубинским балетмейстером Альберто Алонсо специально для Плисецкой.
Плисецкая наносила на лицо питательный крем и до глубокой ночи раскалыдывала на кухне пасьянсы. Это эталон вкуса, фантазии, красоты… Он никогда не устаревает,» — писала балерина. Живя в Мюнхене, они с мужем не пропускали ни одного матча. В завещании она попросила: после смерти Родиона Щедрина соединить их прах и развеять над Россией. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда — воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте… До последнего мига боритесь… Мои победы только на том и держались. Характер — это и есть судьба».
Майя Плисецкая: муж и дети. Личная жизнь балерины
Брат отца Майи Плисецкой — Израиль Менделевич Плисецкий – в 1912 году всё же сумел эмигрировать в Америку, где он стал Лестер Плезент (1895—1955). В 1959 году в жизни Майи Плисецкой происходит еще одно знаковое событие. Майя Плисецкая ловит рыбу на берегу Москвы-реки, 1956 г. Фото: РИА Новости/ Евгений Умнов. 2 мая 2015 года скончалась великая русская балерина Майя Плисецкая. В раннем детстве Майя Плисецкая с родителями жила на Сретенке, в двадцать третьем доме.
Майя Плисецкая: биография и некролог
Мемуары «Я, Майя Плисецкая», «Читая жизнь свою» и «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки» выпустились небольшими тиражами, однако снискали большую популярность среди поклонников ее творчества. Майя Плисецкая признавалась, что балет «не был страстью ее жизни». Впервые Майя Плисецкая и Родион Щедрин встретились на вечеринке у Лилии Брик в начале 50-х.
Преследование КГБ, вражда с Григоровичем и другие конфликты Майи Плисецкой
Сын Асафа Михайловича, Борис Мессерер, в будущем стал театральным художником. Вот такой большой и творческой была семья Плисецких-Мессерер, целая династия театралов, артистов и танцоров. В 1931 году в семье Плисецких родился второй ребёнок — сын Александр в будущем он тоже будет балетмейстером. А на следующий год отца назначили заведующим советскими угольными рудниками на острове Шпицберген. Вся семья переехала с отцом на остров в Северном Ледовитом океане. Детство На Шпицбергене Майя пошла в школу, научилась хорошо кататься на лыжах и впервые за всю свою долгую творческую жизнь вышла на сцену. Она занималась в самодеятельности, и в местном клубе драматический кружок ставил пьесу Даргомыжского «Русалка». С этого момента девочка не могла успокоиться, она постоянно стала грезить о сцене.
Ей хотелось не просто выступать, она мечтала о большой публике. Любую свободную минуту Майя посвящала пению, танцам и импровизации. Заметив такое творческое наследие в дочери, родители решили по возвращении в столицу отдать девочку на занятия в хореографическую школу. Приехав в Москву в 1934 году, Майя начала учёбу в Московском хореографическом училище. Её преподавателем стала Евгения Долинская, раньше она солировала в Большом театре. В 1937 году был арестован папа Майи по подозрению в измене Родине. Тёплой весенней ночью его увезли чекисты.
Больше Майя никогда не видела отца. Мама Рахиль как раз была беременной в это время. Второй младший брат Майи Азарий появился на свет через два месяца после ареста отца.
Жизненные испытания Настоящие жизненные испытания пришлось пережить юной Майе в 1938 году. Именно в этот период ее отца арестовали и приговорили к расстрелу.
А мать девочки в срочном порядке сослали в Казахстан. Такое положение дел привело к тому, что Майю Плисецкую удочерила ее родная тетя — Суламифь Мессерер. В противном случае подрастающая балерина могла оказаться в детском доме. Но вряд ли ее прельщала такая печальная участь, поэтому от этой судьбы ее и спасла тетя. Но, даже несмотря на такие потрясения, которые могли выбить из колеи кого угодно, в 1943 году Плисецкая успешно оканчивает Московское хореографическое училище.
Фактически здесь она получила тот фундамент знаний, который очень пригодился ей в балетном деле. Откровения Плисецкой В одном своем интервью Майя Плисецкая, биография и фото которой представлены вашему вниманию в статье, призналась, что на балет ее отдали еще совсем маленькой. Ей тогда было всего 8 лет, но главная причина данного шага заключалась в том, что характер у девочки был несколько хулиганистым. И чтобы устранить негативные его проявления в последующем, Майю решили приобщить к прекрасному уже с раннего детства. Плисецкая также рассказала и о том, что очень хорошо ощущала ритм музыки, а также интуитивно понимала, какую позу лучше всего подобрать в определенный момент.
Данные природные задатки во многом стали определяющими для развития ее таланта в балетной сфере деятельности. Возможно, именно они и стали определяющими при выборе будущей профессии! Майя Плисецкая в кино В1952 году биография Плисецкой Майи Михайловны обогатилась еще одним событием — девушка впервые приняла участие в киносъемках. Произошло это при подготовке картины «Большой концерт», которую сняла Вера Строева. И этот дебют во многом способствовал успешным постановкам в других фильмах с ее участием, а их было немало.
Можно вспомнить такие произведения, как кинофильмы-балеты «Анна Каренина», «Сказка о Коньке-Горбунке», «Лебединое озеро». Роль Бетси Майя мастерски исполнила в экранизации романа «Анна Каренина» 1968 года. А звезда балета в фильме «Фантазия» снят в 1976 году настолько великолепно была обыграна Плисецкой, что иногда казалось, будто в данной картине она сыграла саму себя. Немало было у Майи в фильмах и различных ролей с текстами. На память сразу же приходит балет Бежара.
Интересна была и роль Дезирев в картине «Чайковский», с которой отлично справилась Плисецкая. Военные годы Начало Великой Отечественной войны заставил Плисецкую вместе со своей семьей в срочном порядке эвакуироваться в Свердловск. Конечно, те тяжелые годы не могли не отобразиться на деятельности великой балерины. Ей приходилось значительно меньше выделять времени любимому делу, так как посещать балетную школы в те годы она просто не могла. Из-за этого фактически вся карьера балерины у Майи повисла на волоске.
Но спасла ситуацию великолепно сыгранная Плисецкой роль в спектакле «Умирающий лебедь». Тогда она выполняла все «трюки» балерины, стоя к зрителям спиной. Это так сильно поразило зал, что он после завершения представления еще долго громко аплодировал юной балерине! Фактически данный успех помог Майе в послевоенные годы возобновить свою деятельность и с новой силой трудиться на любимом поприще, проявляя большой энтузиазм в творчестве. Можно сказать смело, что война так и не смогла сломить волю Майи Плисецкой и заставить ее навсегда забыть о балете.
Наоборот, маленькие локальные творческие успехи, происходившие с ней в данный период на сцене, укрепляли ее веру в собственный творческий потенциал, который следовало реализовать на практике. Творческое кредо Главным творческим кредо для Майи Плисецкой являлось донести до широкого зрителя все те прекрасные моменты, которыми отличается балет. Чтобы даже самый искушенный зритель, увидев представление с ее участием, мог насладиться его просмотром и получить от этого истинное удовольствие. Поэтому в каждом своем выступлении Плисецкая старалась выкладываться на полную. В этом ей помогал ее природный талант, а также кропотливый труд, которого Мая никогда не боялась.
Известные изречения Плисецкой Чтобы понять мировоззрение Майи Плисецкой, следует изучить ее взгляды на многие жизненные вещи. В этом плане могут достаточно неплохо помочь цитаты из ее высказываний. Здесь они приведены не точно, но основные мысли, которые хотела донести ими Майя, переданы по сути. В одном из своих изречений Плисецкая сетовала на то, что никогда не любила изнуряющие тренировки и репетиции. С ее слов, благодаря этому ей удалось продлить свою сценическую деятельность, так как ноги у балерины были не измученные.
Никогда не любила Майя и лишние слова, а желала все доказывать конкретными поступками. Плисецкая полагала, что самым важным в искусстве является тот момент, который будет трогать душу зрителя. Если его нет, то деятельность балерины или актрисы бессмысленна. В мировоззрении Майи не существовало разделения людей на расы и народы. Она лишь считала, что человечество разделяется на добрых и злых людей, причем хорошие личности — это своеобразный подарок с Неба.
Благодаря своим долголетним наблюдениям, Майя сделала четкий вывод, что бездеятельность губительна для человеческой фигуры. Если люди будут постоянно лежать на диване и ничего не делать, то они станут ленивыми и потеряют хорошую форму тела. Плисецкая понимала, что от естественного процесса старения и образования морщин на лице никуда не деться. Но рекомендовала людям до последнего бороться со старостью и оттягивать данный процесс как можно дольше. Краткая биография Майи Плисецкой, личная жизнь, дети, муж — это все всегда интересовало ее поклонников.
Пришло время поговорить и об этом. Майя Плисецкая. Биография, личная жизнь, дети Первый брак Плисецкой оказался неудачным, ведь в замужестве с Марисом Лиепой она прожила всего три месяца, после чего пара вынуждена была расстаться. Однако в 1958 году Майя выходит замуж во второй раз. Ее спутником по жизни стал композитор Родин Щедрин.
Таким образом был создан своеобразный творческий семейный дуэт. Причем Родин был понимающим и любящим супругом, который никогда в жизни не требовал от Майи бросить балет. Он прекрасно понимал, насколько большое значение в жизни занимает ее любимое занятие. Как признавалась сама Майя, Щедрин был главным ее вдохновителем на творческие свершения, он придавал ей моральные силы для сложных балетных танцев, всегда поддерживал ее добрым словом. Детей у Майи Плисецкой и Родиона Щедрина никогда не было, так как балерина отвергла идею о потомстве как таковую.
Несмотря на то что изначально Родион был не в восторге от этого решения своей супруги, он вынужден был его принять как должное и смириться. Фактически, он никогда не перечил своей жене и всегда старался быть для нее настоящей мужской опорой по жизни. Книги о выдающейся балерине О таких известных людях, как Майя Плисецкая, пишут книги и снимают документальные и художественные фильмы.
Это был драматический театр, без танцев и музыки, но образ главной героини и атмосфера театра так сильно впечатлили ребенка, что после окончания спектакля Майя еще долгое время «разыгрывала в лицах» увиденные сцены, копировала реплики в своей речи, чем однажды вызвала шутливое негодование отца. Также тётя уговорила главу хореографического училища взять девочку к себе на учёбу. Дело в том, что Майе тогда ещё не было восьми лет, и она не имела права поступать на хореографа. Но влияние солистки Большого театра привело девочку в мир искусств. На сцене. Из-за военного положения страны в Свердловске, где находилась начинающая балерина, ни о каких уроках балета не могло быть и речи.
Однако именно тогда состоялось первое выступление будущей легенды. Номер был поставлен её тетей. Суламифь внесла изменения в хореографию, и балерина вышла к залу спиной, а не лицом. Так начался великий путь балерины.
Отца в 1938 году арестовали и расстреляли, маму вместе с младшим братиком отправили в лагерь. Майе повезло немного больше, поскольку ее удочерила тетя Суламифь Мессерер. Именно она повлиляла на дальнейшую судьбу девочки.
Женщина привела Плисецкую в мир балета, поскольку сама была преподавателем. Майя очень заинтересовалась искусством. Ей еще не было и восьми лет, когда она начала учиться танцевать. В стране шла война, а Майя уже готовила свой первый номер. В Свердловске на сцене она танцевала миниатюру «Умирающий лебедь».
Редкие фото и интересные факты из жизни Майи Плисецкой
Кажется, все о знаешь о легендарной русской балерине, но она сама совсем не похожа ни на один рассказ о ней. Документальное кино: самые популярные фильмы.
В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена. Майя просто не видела себя без искусства и большой сцены. Талантливой балерине стали доверять сложные роли, которые она училась играть на высшем уровне.
Особенно зрителям понравилась ее Одилия и Одетта в «Лебедином озере». Прошло немного времени и Плисецкую стали называть прима-балериной Большого театра, она сменила известную Галину Уланову. Работа балерины очень сложная. Майя не просто танцевала, она жила жизнью каждой из своих героинь, вкладывала душу в каждую роль. Одной пластики, изящества и грациозности было мало. Нужен был творческий подход к выступлениям. Майя доводила себя до физического истощения постоянными занятиями, сидела на диетах, заставляла себя постоянно держаться в форме. Она танцевала до 70 лет, выходила на сцену и демонстрировала зрителям грациозный танец.
Плисецкую запомнили не только как выдающуюся танцовщицу, она была талантливым балетмейстером и хореографом. Майя Плисецкая поставила десятки спектаклей на сцене Большого театра, во многих из своих постановок она исполняла главные роли. Но в конце 80-х Плисецкой пришлось оставить сцену Большого театра по причине конфликта с руководством. Плисецкая не могла лебезить и подхалимничать, это и стало причиной увольнения из Большого театра. Григорович всячески способствовал, чтобы Плисецкую не брали на зарубежные гастроли. Ее подозревали в шпионстве, поэтому сделали невыездной. Вместо Лондона и Парижа Плисецкая ездила с гастролями по провинциальным сибирским городкам. Григорович пристально следил за дочерью врага народа, аристократическое происхождение не давало покоя директору Большого театра.
После его доносов Майю часто вызывали на допросы, но уличить ее в чем-либо, кроме происхождения, не удалось.
В память о ней снят этот фильм... Она появилась на свет рыжая, как морковка, и зеленоглазая, как маленькая нимфа. Разумеется, она не могла быть как все… Ходили слухи, что она — английская шпионка, что мужчин меняет с той же страстью и легкостью, как танцует на сцене Большого театра, и, наконец, что ее брак с Родионом Щедриным — всего лишь выгодный альянс балетной примы и композитора.
Такой крутой поворот в их жизни произошел из-за того, что для отца появилась новая должность — его сперва назначили директором «Артикугля», а несколько позже он уже становится консулом СССР. В Шпицбергене юная Майя, которой на тот момент было 11 лет, исполняет свою первую роль в опере. Ей надлежало сыграть в спектакле «Русалка», с чем она весьма прекрасно справилась. Этот успех укрепил веру Плисецкой в свой талант и придал ей стимул совершенствовать свои задатки в балетном искусстве! Майе на сцене все давалось очень легко, возможно, этому способствовала ее стройная фигура и великолепная пластика тела. Она отлично улавливала ритм музыки и скользила по сцене, словно снежинка, стараясь воплотить в себе все то прекрасное, что дает своим почитателем балет. Жизненные испытания Настоящие жизненные испытания пришлось пережить юной Майе в 1938 году. Именно в этот период ее отца арестовали и приговорили к расстрелу. А мать девочки в срочном порядке сослали в Казахстан. Такое положение дел привело к тому, что Майю Плисецкую удочерила ее родная тетя — Суламифь Мессерер. В противном случае подрастающая балерина могла оказаться в детском доме. Но вряд ли ее прельщала такая печальная участь, поэтому от этой судьбы ее и спасла тетя. Но, даже несмотря на такие потрясения, которые могли выбить из колеи кого угодно, в 1943 году Плисецкая успешно оканчивает Московское хореографическое училище. Фактически здесь она получила тот фундамент знаний, который очень пригодился ей в балетном деле. Откровения Плисецкой В одном своем интервью Майя Плисецкая, биография и фото которой представлены вашему вниманию в статье, призналась, что на балет ее отдали еще совсем маленькой. Ей тогда было всего 8 лет, но главная причина данного шага заключалась в том, что характер у девочки был несколько хулиганистым. И чтобы устранить негативные его проявления в последующем, Майю решили приобщить к прекрасному уже с раннего детства. Плисецкая также рассказала и о том, что очень хорошо ощущала ритм музыки, а также интуитивно понимала, какую позу лучше всего подобрать в определенный момент. Данные природные задатки во многом стали определяющими для развития ее таланта в балетной сфере деятельности. Возможно, именно они и стали определяющими при выборе будущей профессии! Майя Плисецкая в кино В1952 году биография Плисецкой Майи Михайловны обогатилась еще одним событием — девушка впервые приняла участие в киносъемках. Произошло это при подготовке картины «Большой концерт», которую сняла Вера Строева. И этот дебют во многом способствовал успешным постановкам в других фильмах с ее участием, а их было немало. Можно вспомнить такие произведения, как кинофильмы-балеты «Анна Каренина», «Сказка о Коньке-Горбунке», «Лебединое озеро». Роль Бетси Майя мастерски исполнила в экранизации романа «Анна Каренина» 1968 года. А звезда балета в фильме «Фантазия» снят в 1976 году настолько великолепно была обыграна Плисецкой, что иногда казалось, будто в данной картине она сыграла саму себя. Немало было у Майи в фильмах и различных ролей с текстами. На память сразу же приходит балет Бежара. Интересна была и роль Дезирев в картине «Чайковский», с которой отлично справилась Плисецкая. Военные годы Начало Великой Отечественной войны заставил Плисецкую вместе со своей семьей в срочном порядке эвакуироваться в Свердловск. Конечно, те тяжелые годы не могли не отобразиться на деятельности великой балерины. Ей приходилось значительно меньше выделять времени любимому делу, так как посещать балетную школы в те годы она просто не могла. Из-за этого фактически вся карьера балерины у Майи повисла на волоске. Но спасла ситуацию великолепно сыгранная Плисецкой роль в спектакле «Умирающий лебедь». Тогда она выполняла все «трюки» балерины, стоя к зрителям спиной. Это так сильно поразило зал, что он после завершения представления еще долго громко аплодировал юной балерине! Фактически данный успех помог Майе в послевоенные годы возобновить свою деятельность и с новой силой трудиться на любимом поприще, проявляя большой энтузиазм в творчестве. Можно сказать смело, что война так и не смогла сломить волю Майи Плисецкой и заставить ее навсегда забыть о балете. Наоборот, маленькие локальные творческие успехи, происходившие с ней в данный период на сцене, укрепляли ее веру в собственный творческий потенциал, который следовало реализовать на практике. Творческое кредо Главным творческим кредо для Майи Плисецкой являлось донести до широкого зрителя все те прекрасные моменты, которыми отличается балет. Чтобы даже самый искушенный зритель, увидев представление с ее участием, мог насладиться его просмотром и получить от этого истинное удовольствие. Поэтому в каждом своем выступлении Плисецкая старалась выкладываться на полную. В этом ей помогал ее природный талант, а также кропотливый труд, которого Мая никогда не боялась. Известные изречения Плисецкой Чтобы понять мировоззрение Майи Плисецкой, следует изучить ее взгляды на многие жизненные вещи. В этом плане могут достаточно неплохо помочь цитаты из ее высказываний. Здесь они приведены не точно, но основные мысли, которые хотела донести ими Майя, переданы по сути. В одном из своих изречений Плисецкая сетовала на то, что никогда не любила изнуряющие тренировки и репетиции. С ее слов, благодаря этому ей удалось продлить свою сценическую деятельность, так как ноги у балерины были не измученные. Никогда не любила Майя и лишние слова, а желала все доказывать конкретными поступками. Плисецкая полагала, что самым важным в искусстве является тот момент, который будет трогать душу зрителя. Если его нет, то деятельность балерины или актрисы бессмысленна. В мировоззрении Майи не существовало разделения людей на расы и народы. Она лишь считала, что человечество разделяется на добрых и злых людей, причем хорошие личности — это своеобразный подарок с Неба. Благодаря своим долголетним наблюдениям, Майя сделала четкий вывод, что бездеятельность губительна для человеческой фигуры. Если люди будут постоянно лежать на диване и ничего не делать, то они станут ленивыми и потеряют хорошую форму тела. Плисецкая понимала, что от естественного процесса старения и образования морщин на лице никуда не деться. Но рекомендовала людям до последнего бороться со старостью и оттягивать данный процесс как можно дольше. Краткая биография Майи Плисецкой, личная жизнь, дети, муж — это все всегда интересовало ее поклонников. Пришло время поговорить и об этом. Майя Плисецкая. Биография, личная жизнь, дети Первый брак Плисецкой оказался неудачным, ведь в замужестве с Марисом Лиепой она прожила всего три месяца, после чего пара вынуждена была расстаться. Однако в 1958 году Майя выходит замуж во второй раз. Ее спутником по жизни стал композитор Родин Щедрин. Таким образом был создан своеобразный творческий семейный дуэт. Причем Родин был понимающим и любящим супругом, который никогда в жизни не требовал от Майи бросить балет.
Майя Плисецкая - великая балерина? Антисоветчица, полная ненависти и снобизма!
Майя Плисецкая называла коллег «недопеченными блинами» и даже в горы ходила на каблуках: 95 лет со дня рождения балерины-легенды Майя Плисецкая. 29 ноября 2020. Майя Плисецкая: биография, личная жизнь, советы, фото, факты. О дружбе Пьера Кардена и Майи Плисецкой давно уже ходят легенды. И эта цель достигнута — я танцевала,» — Майя Плисецкая № 1 Майя родилась в Москве. Биография Майи Плисецкой будет неполной без сведений о личной жизни.
Майя Плисецкая - биография, фото, балет, личная жизнь балерины
Мать Плисецкой была выслана в Казахстан. Чтобы девочка не была отдана в детдом, маленькую Майю удочерила тетя, солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер. В 1943 году Майя Плисецкая окончила Московское хореографическое училище. Сразу принята в труппу Большого театра. Начинала в кордебалете, вскоре перешла на сольные партии. В 1948 году впервые танцевала партию Жизели в одноименном балете. С этого времени Плисецкая утвердилась в статусе прима-балерины.
Я всё это внимательно выслушала и ничего ей не сказала», — описала этот короткий скорее монолог, чем диалог Ольга Григорьевна. После этого крымчанка не встречалась и не общалась с балериной, но многократно любовалась её талантом на сцене. Первый спектакль, который женщина «сознательно» посмотрела в Большом театре в 1970-х годах, была «Анна Каренина» с Майей Михайловной в главной роли. Позже Ковалик имела возможность присутствовать на «Даме с собачкой», «Чайке», «Лебедином озере» и «Умирающем лебеде». Граффити, изображающее Одетту из «Лебединого озера» в исполнении Плисецкой, в Москве. Это были, в основном, балеты, которые ставились под неё и в её взаимосвязи со Щедриным. Могу вам сказать, что это была, вне всякого сомнения, великая балерина. Её искусство было ослепительным, действительно, покоряющим. Она обладала невероятной силой», — поделилась впечатлением Ковалик. Звезда во всём и навсегда Майя Михайловна блистала не только на сцене, но и в обычной жизни, в том числе на отдыхе. Один из примеров, подтверждающий это, привёл режиссёр-документалист, писатель Василий Катанян в книге «Прикосновение к идолам».
Об этом мне не раз намекали», — рассказывала Майя. Им было хорошо вместе. Щедрин понимал Плисецкую с полуслова и был без ума от ее танцев. К тому же ему удавалось с ней уживаться, ведь характер у балерины не простой. Мы совпали. Не могу сказать, что мы оба имеем ангельский характер. Это было бы неправдой. Но мне с Майей просто. У нее есть одно потрясающее качество — она отходчива», — делился в интервью Щедрин. Пожертвовали будущими детьми ради себя И хотя Родион Щедрин и Майя Плисецкая жили душа в душу и красиво смотрелись вместе, родителями они так и не стали. Это было решение балерины. Ей была слишком дорога карьера и востребованность. Мы бы заботились только о нем, думали только о нем, жили бы только ради него. А я тогда к такой жертвенности не была готова», — говорила Плисецкая.
До конца жизни она оставалась стройной, гибкой, в отличной форме и в бодрости духа. Лучшая диета, как считала балерина, более всего любившая хлеб с маслом и селедку — это «меньше жрать». Одним из увлечений Майи было коллекционирование смешных фамилий. Едва наткнувшись на подобную в одном из журналов или газет, балерина сразу ее вырезала и добавляла в коллекцию. Плисецкая всегда выглядела «на все сто» и одевалась с иголочки. Вопреки тому, что в советское время делать это было сложновато, наряды Майи всегда были заметны. Так заметны, что даже Хрущев однажды поинтересовался на приеме — не слишком ли богато живет Плисецкая для балерины. Балерина тепло дружила с Робертом Кеннеди, познакомившись с ним во время тура. У них был один день рождения на двоих, и политик, не скрывавший своих симпатий, часто поздравлял Майю с праздником и дарил дорогие подарки. Майя жизни своей не представляла без жирных питательных кремов. Густо намазав крем на лицо, она раскладывала пасьянсы на кухне — иногда до глубокой ночи, страдая от постоянной бессонницы. Майя часто не могла обойтись без снотворного. Несмотря на нежную и крепкую любовь к Родиону, Майя не спешила замуж. Данная идея пришла к ней вместе с мыслью, что власти наконец-то выпустят ее за рубеж, если она свяжет себя со Щедриным узами брака. За границу Плисецкую не выпускали до 1959-го года. Чтобы пуанты крепче сидели на ногах, Майя перед каждым выступлением наливала в пятки туфель теплую воду. И страшно боялась забыть о своем отражении в зеркале перед выходом на сцену, ведь плохо накрашенная балерина — это «бесцветная моль». Плисецкая обожала футбол и яростно болела за любимую команду — ЦСКА. Майя никогда не курила, не любила самих курильщиков и с алкоголем особой дружбы тоже не водила. Балерина танцевала аж до 65-ти лет! И после еще раз снова вышла на сцену, уже в 70 лет, да к тому же в качестве исполнительницы главной балетной партии!
Биография Майи Плисецкой
Кроме этого, ее младшие братья, Александр и Азарий, также связали свою жизнь с этим видом сценического искусства. Когда Майе Плисецкой не было еще и 8 лет, ее отдали в хореографическое училище. Первая трагедия в биографии Майи произошла в 11-летнем возрасте, когда в 1937 г. Михаила Эммануиловича арестовали и приговорили к расстрелу. Менее чем через год девочка столкнулась с очередным испытанием. Ее мать задержали и вместе с грудным Азарием сослали в лагерь, который располагался в Казахстане. Домой Рахиль Михайловна вернулась в начале 1941 г. В результате, Майя была удочерена тетей Суламифью, а о ее брате Александре позаботился дядя Асаф. С осени 1941 г. Плисецкая вместе с родственниками находилась в эвакуации в Свердловске.
Хотя здесь она не могла продолжать заниматься балетом, тетя составляла для нее номера, стараясь развить в ней весь творческий потенциал. Балет Еще в Свердловске Майя Плисецкая впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети. Ходят слухи будто девушка часами наблюдала за грациозными лебедями, стремясь максимально точно сымитировать их движения. В скором времени после возвращения в Москву, Майя окончила училище и была приглашена в труппу Большого театра. С каждым годом она заметно прогрессировала, вследствие чего ей начали предоставлять сольные партии. Первый настоящий успех пришел к ней, когда она показала «Умирающего лебедя». Майя Плисецкая в юности Плисецкая стала примой-балериной в театре, продолжая удивлять коллег и зрителей своей игрой на сцене. Она исполняла первые роли в ряде балетных постановок: «Ромео и Джульетта», «Анна Каренина», «Кармен-сюита», «Раймонда», «Жар-птица», «Спящая красавица» и многие другие.
Она же была председателем жюри и сама формировала его состав [ 23 ], [ 13 ]. В 1995 году Плисецкая была избрана почетным президентом труппы "Имперский Русский Балет", созданной по ее инициативе [ 12 ]. В январе 1999 года в газете "Московский комсомолец" МК была опубликована статья "Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой", в которой сообщалось о том, что у знаменитой балерины существует тайная дочь. Эта публикация стала поводом для подачи Плисецкой иска о защите чести и достоинства к редакции газеты МК и корреспонденту этого издания Владимиру Симонову. В том же году Пресненский суд Москвы рассмотрел иск и обязал редакцию газеты опубликовать опровержение. Кроме того, он взыскал в пользу истца в качестве денежной компенсации морального вреда 25 000 рублей с газеты и 20 000 рублей с автора публикации [ 20 ]. Плисецкая много снималась в кино и на телевидении. Ее можно увидеть в кинофильме-концерте "Мастера русского балета" 1953 , кинофильмах-балетах "Лебединое озеро" 1957 , "Сказка о Коньке-Горбунке" 1961 , "Анна Каренина" 1975 , в кинофильме-опере "Хованщина" 1959 , в кино — и телеэкранизациях "Кармен" 1978, в 1969 году вышел кинофильм "Балерина" , а также телеэкранизациях балетов "Болеро" и "Айседора" "Поэзия танца", 1977 , "Чайка" 1982 , "Дама с собачкой" 1986. О Плисецкой сняты многочисленные документальные кино- и телефильмы, в том числе "Майя Плисецкая" Василия Катаняна 1964, новая ред. Знакомая и незнакомая" Бориса Галантера 1987 , "Майя" Сакагуши 2000, для японского телевидения , "Майя Плисецкая" Доминика Делюша 2000, для французского телевидения , "Майя Плисецкая assoluta" Элизабет Капнист 2002, для французского телевидения [ 13 ], [ 12 ]. Творчеству Плисецкой посвящены книга "Майя Плисецкая" Натальи Рославлевой, многочисленные фотоальбомы с тем же названием. В 1994 году была издана написанная балериной книга мемуаров "Я, Майя Плисецкая…", которая выдержала несколько изданий в России и была переведена на 11 языков [ 22 ],[ 13 ], [ 12 ]. В 2007 году Плисецкая представила свою новую автобиографическую книгу - "Тринадцать лет спустя" [ 9 ]. Критики много писали о природных данных и технике Плисецкой. Отмечались ее большой шаг, высокий прыжок, великолепные вращениям, мощный артистический темперамент и необыкновенная восприимчивость к музыке. По словам известного французского балетного критика Андре Филиппа Эрсена, для характеристики Плисецкой-балерины достаточно трех слов - "гений", "мужество" и "авангард" [ 11 ], [ 13 ]. Плисецкая — доктор Сорбонны 1985 и почетный профессор Московского государственного университета 1993. Она имеет множество наград различных государств. Плисецкая - кавалер трех орденов Ленина 1967, 1976, 1985 , орденов "За заслуги перед Отечеством" IV 2010, вручен в 2011 году [ 3 ] [ 5 ], [ 4 ], III 1995 и II 2000 [ 17 ], I степени 2006 [ 10 ], орденов Франции "За заслуги в литературе и искусстве" 1984, Командор, награду принимала летом 1985 года вместе с музыкантом Святославом Рихтером [ 21 ] и Почетного легиона кавалер в 1986 году, офицер в 2012 году [ 13 ], [ 1 ], японского ордена Восходящего солнца 2011 [ 2 ]. В июле 1991 года высшую награду Испании - "Орден Изабеллы Католической" Плисецкой вручил лично король Испании Хуан-Карлос и пожаловал балерине дворянское звание. Российская балерина также удостоена звания "Почетного гражданина Испании". Среди многочисленных наград балерины СМИ упоминали премию "Превосходная-1986" ежегодно присуждается мэром Парижа самой элегантной женщине года , премию "Национальная гордость России" 2003 , Большой крест командора Ордена "За заслуги перед Литвой" 2003 и другие [ 13 ], [ 17 ].
Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения. Читайте также: Истинный рост ВВП, или О высоте личности в истории В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена. Майя просто не видела себя без искусства и большой сцены. Талантливой балерине стали доверять сложные роли, которые она училась играть на высшем уровне. Особенно зрителям понравилась ее Одилия и Одетта в «Лебедином озере». Прошло немного времени и Плисецкую стали называть прима-балериной Большого театра, она сменила известную Галину Уланову. Работа балерины очень сложная. Майя не просто танцевала, она жила жизнью каждой из своих героинь, вкладывала душу в каждую роль. Одной пластики, изящества и грациозности было мало. Нужен был творческий подход к выступлениям. Майя доводила себя до физического истощения постоянными занятиями, сидела на диетах, заставляла себя постоянно держаться в форме. Она танцевала до 70 лет, выходила на сцену и демонстрировала зрителям грациозный танец. Плисецкую запомнили не только как выдающуюся танцовщицу, она была талантливым балетмейстером и хореографом. Майя Плисецкая поставила десятки спектаклей на сцене Большого театра, во многих из своих постановок она исполняла главные роли. Но в конце 80-х Плисецкой пришлось оставить сцену Большого театра по причине конфликта с руководством. Плисецкая не могла лебезить и подхалимничать, это и стало причиной увольнения из Большого театра. Григорович всячески способствовал, чтобы Плисецкую не брали на зарубежные гастроли. Ее подозревали в шпионстве, поэтому сделали невыездной.
Девушку постепенно охватывала паника, она жизни своей уже не могла представить без балета. До Свердловска дошли слухи, что часть труппы Большого театра и училище, в котором занималась Плисецкая, были в Москве и никуда оттуда не уезжали. Майя сбежала из Свердловска и отправилась в столицу. Как только приехала, приступила к занятиям немедленно. Её приняли сразу в выпускной класс. В 1943 году на выпускном экзамене Плисецкая получила «отлично» и тут же её зачислили в труппу Большого театра к этому времени в филиале Большого театра она уже исполняла несколько сольных партий. То, что эта личность весьма индивидуальная, было понятно с её первых шагов на сцене Большого театра. Она была невероятно динамичной, страстной и выразительной. Майе не пришлось долго ждать успеха. Первое зрительское признание пришло к ней после балета «Шопениана», где она танцевала мазурку. Любой её прыжок и приземление на сцену взрывали зал бурей аплодисментов. К вершине своего успеха Майя шла так, как поднимаются по лестнице вверх, с каждым шагом всё выше и выше. Балет «Спящая красавица» начался для неё с роли феи Сирени, потом была фея Виолант, и, в конце концов, кроме неё никто не мог так исполнять Аврору. Точно так же получилось и с балетом «Дон Кихот». Майя исполнила в нём почти все имеющиеся женские партии, прежде чем подошла к главной героине Китри. Ей стали подвластными любые балетные партии, будь это мятущаяся острохарактерная героиня либо тонкая и лирическая. Год премьеры.