Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Архангельска - Это вообще страшно, — так Агафья Лыкова отвечает на вопрос о том, не хочет ли она перебраться в город. Биография Агафья Лыкова.
Последние новости об Агафье Лыковой: что известно об отшельнице в 2020 году
Лыковы оставались глубоко верующими — у них была сложная схема богослужений, во многом благодаря которой Агафья и научилась грамоте. В семье Лыковых Агафья была самой молодой и самой умной. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Архангельска - Около 20 лет назад у Агафьи появился сосед — Ерофей, бурильщик из геологической партии, обнаружившей Лыковых. Отшельницу Агафью Лыкову могут эвакуировать из-за пуска ракеты.
Тепло встретились и долго разговаривали: у сибирской отшельницы появилась помощница Агафья
Агафья Лыкова, по примеру старообрядческого учения, считает уединённую жизнь вдали от человеческой цивилизации спасительной для души и тела. Это вообще страшно, — так Агафья Лыкова отвечает на вопрос о том, не хочет ли она перебраться в город. жизнь отшельницы, новости, события, рассказы, экспедиции на заимку Лыковых.
Новости, события, экспедиции
- Агафья Лыкова — кто это, почему она живёт в тайге
- Тепло встретились и долго разговаривали: у сибирской отшельницы появилась помощница Агафья
- Агафья Лыкова: что стало с последней отшельницей СССР
- Агафья Лыкова - последние новости -
- Агафья Лыкова — Русская вера
- Курсы валюты:
Популярное
- Побег от советской власти: Биография Агафьи Лыковой
- Последняя в своем роде: рассказываем, кто такая Агафья Лыкова
- АГРОНОВОСТИ.РФ
- Побег от советской власти: Биография Агафьи Лыковой
- Как живет самая известная отшельница России Агафья Лыкова
- Семья Лыковых: первые старообрядцы в верховьях Абакана
Новости по тегу: Агафья Лыкова
История отшельников покорила многих: за каждым выпуском о Лыковых в газетные киоски выстраивалась очередь. Позже очерки Пескова были изданы отдельной книгой «Таежный тупик», которая была переведена на многие языки. Старообрядцы в России всегда терпели гонения, прекратил их лишь царь Николай II. Но после революции советская власть взялась за них с новой силой — заставляла вступать в колхозы, сажала в тюрьмы.
От коллективизации семейство Лыковых забралось подальше в лес, оказались на территории заповедника. В 1930-е годы начальство заповедника запретило им охотиться и рыбачить. Жилище Лыковых в природном заповеднике Хакассии.
Охранники заповедника пошли проверить это и случайно застрелили брата Карпа Лыкова. Однако следствию обрисовали все так, будто это старообрядцы оказывали вооруженное сопротивление. В 1937, самый страшный год большого террора, к Лыковым пришли из НКВД, стали подробно расспрашивать о случившемся.
Члены семьи поняли, что нужно бежать. С тех пор они забирались в тайгу все дальше и дальше, постоянно меняя место жительства, заметая следы.
Согласно имеющимся данным, семья Лыковых бежала в тайгу из-за гонений на религию, начавшихся после 1917 года, и с конца 1930-х годов жила в полной изоляции от внешней цивилизации. Во второй половине 1940-х годов постоянным местом жительства Лыковых стал берег реки Еринат, притока Абакана. Семью случайно обнаружили геологи в 1978 году: к тому моменту уже давно скончалась мать семейства, однако оставались живы отец, старшая сестра и двое старших братьев Агафьи.
Ему хотелось рассказать, как живут люди, совершенно оторванные от цивилизации. К ним стали приезжать, и, вероятно, именно эти визиты погубили семью. Братья и сестра Агафьи скончались по очереди. Есть вероятность, что гости привезли Лыковым инфекции, с которыми их иммунная система была незнакома. Агафья до сих пор живет одна, но к ней постоянно приходят гости: писатели, журналисты, послушницы помогают ей по хозяйству. Феномен Агафьи — это уникальное стечение обстоятельств, при котором целая семья отказалась от жизни в цивилизации, выбрав путь абсолютного затворничества.
По-видимому, по причине изоляции организм не успел выработать иммунитет, и это стало для Лыковых роковым. Им давали лекарства, но все, кроме младшей сестры Агафьи, отказались их принимать. В живых остались лишь Карп Осипович и Агафья. С 1982 года Лыковых часто навещал журналист Василий Песков, опубликовавший о них цикл статей в «Комсомольской правде» и книгу «Таежный тупик», которая впоследствии неоднократно переиздавалась на нескольких языках. Советские отшельники В советском обществе к истории Лыковых отнеслись по-разному. Одни считали их тунеядцами, хотя этим людям удалось без современных орудий труда наладить огромное хозяйство, другие — темными и безграмотными, несмотря на то что они всю жизнь безошибочно вели календарь, а мать научила всех четверых детей читать и писать по Псалтыри, правда, на старорусском. В семье были и книги, и иконы. В 1988 году умер Карп Лыков. Таким образом Агафья Лыкова осталась единственной из семьи саянских отшельников. В 2013 году она воссоединилась с Русской православной старообрядческой Церковью. Несмотря на то что Агафья родилась уже после ухода родителей от мира, она была наиболее грамотным членом семьи, и поэтому именно ей поручали проводить домашнюю церковную службу.
Как отшельница Агафья Лыкова готовится к Новому 2022 году
Как отмечает дни рождения отшельница Агафья Лыкова и что о ней известно в 2024 году | Последние новости об Агафье. |
Агафья Лыкова: почему дочь известных отшельников осталась одна | С 1988 года Агафья Лыкова живет одна в саянской тайге, на Еринате. |
Агафья Лыкова - последние новости на сегодня, 28.04.2024 | Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Красноярска - |
КАК ЖИВЁТ АГАФЬЯ ЛЫКОВА СЕЙЧАС, СПЛАВ, ВЫЖИВАНИЕ 2022 – смотреть видео онлайн в Моем Мире | hj hj | Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Красноярска - |
Агафья Лыкова - биография, новости, личная жизнь, фото, видео - | Красноярский край, Россия, 27 августа 2004 г. Отшельница Агафья Лыкова и журналист Василий Песков идут через реку Еринат. |
Где и как сейчас живет Агафья Лыкова? Биография сибирской отшельницы
Гостья из прошлого: как живёт отшельница Агафья Лыкова - Новости РГО | Агафья лыкова. Что произошло у сибирской отшельницы. Как живут старообрядцы. |
Перед Новым годом у Агафьи Лыковой в Хакасии высадился десант с большой земли | Почему так не не нашла себе постоянного спутника жизни Агафья Лыкова – отшельница из Сибири, о которой писал легендарный корреспондент «Комсомольской правды» Василий Михайлович Песков #агафья #агафьял. |
Отшельница Агафья Лыкова попросила Путина приехать к ней | Ее зовут Агафья Лыкова, и она уже более 30 лет живет в полном одиночестве на заимке возле реки в Тайге. |
Отшельница Агафья Лыкова вновь отказалась переезжать в Москву // Новости НТВ | А его младшая дочь Агафья осталась последней из семьи Лыковых, которая до сих пор живет в тайге в полном одиночестве. |
Отшельница Агафья Лыкова вновь отказалась переезжать в Москву
Муж — местный житель, старовер, который за три дня до приезда гостей улетел из тайги. Мы слушали, не перебивая, пока она выговорилась. Написала матушкам монашкам на Верхний Енисей покаяние и моленье постричь в монахини», - говорится в повести. Уже после Песков узнает: Тропин — старовер по «шестому или седьмому колену», жил в Абазе, неоднократно привозил Лыковой соль, муку, хозяйственные вещи. Был женат.
На пенсии устроился на работу лодочником к геологам. Возражения, как мы поняли, не было. Но Агафья предложила «жить как брат и сестра». Без большого труда 63-летний единоверец сумел объяснить ей, что такое житье невозможно: «Мы же живые люди, да и бог против ничего не будет иметь — надо жить как муж и жена», - сообщается в книге.
Тогда Агафья даже написала письмо монашкам на Енисей с просьбой благословить замужество. В качестве свидетеля был приглашен начальник геологоразведочной экспедиции, которого Агафья хорошо знала. Причина тому, как можно понять, простая. Все, чем начинается супружеская жизнь, для Агафьи оказалось не медом, а горькой полынью.
Возраст, строгости веры, запоздалость всего, испуг — все слилось воедино, все несчастная женщина почувствовала как греховное, ненужное и нелепое, - писал Песков. Вскоре молодожены поссорились. Агафья категорически отказалась переезжать в дом к мужу, а тот не хотел обосновываться в тайге. Следом она написала второе письмо монахиням, в котором и отреклась от Тропина.
Напомним, в январе 2019 года в передаче «Пусть говорят» Первый канал она рассказала о трагедии , произошедшей с ней много лет назад. Его вся Тува знала. Такого натворил, не мытьем, так катаньем.
Он высказал мнение, что проведенные в тайге десятилетия "укрепили ее веру", которой она теперь делится с другими: как следует из заявления Корнилия, отшельница часто принимает у себя гостей. Согласно имеющимся данным, семья Лыковых бежала в тайгу из-за гонений на религию, начавшихся после 1917 года, и с конца 1930-х годов жила в полной изоляции от внешней цивилизации.
Во второй половине 1940-х годов постоянным местом жительства Лыковых стал берег реки Еринат, притока Абакана.
Ее рацион также включает рыбу, которую она сама ловит, а также мясо местных животных. Охотиться на дичь она научилась у своего отца, и у нее до сих пор есть старое охотничье ружье, переданное от него.
Агафья сама делает одежду, используя пряжу, которую она изготавливает из конопляного волокна. Личная жизнь у Агафьи не сложилась, она не вышла замуж, а также не стала матерью. В 1990 году она приняла постриг в женском старообрядческом монастыре и дала обет безбрачия.
Однако из-за разногласий с духовными лицами церкви, Агафья вернулась в свою хижину вскоре после вступления в монастырь, она не пробыла там и года. Каждый год ей все сложнее справляться с хозяйственными делами самостоятельно, и поэтому отшельница с благодарностью принимает помощь от чиновников, поддерживающих постоянную связь с ней, а также от рыбаков и охотников, случайно оказывающихся в этих местах. Несмотря на все трудности таежной жизни, Лыкова не желает оставлять свои родные места.
В своей жизни Агафья придерживается заповедей Не пить и не курить Карп Лыков, как и все старообрядцы, избегал употребления спиртных напитков, запрещено было и курение. Не мыться в бане На заимке Лыковых отсутствовала баня и туалет по запрету главы семьи. В связи с этим, они редко принимали водные процедуры.
Красноярский край, Россия, 27 августа 2004 г. Страшно вспомнить, ели траву, кору,» — цитирует Агафью «Комсомольская правда». Как прославились лесные робинзоны По итогам встреч с Лыковыми Песков написал серию очерков. История отшельников покорила многих: за каждым выпуском о Лыковых в газетные киоски выстраивалась очередь.
Позже очерки Пескова были изданы отдельной книгой «Таежный тупик», которая была переведена на многие языки. Старообрядцы в России всегда терпели гонения, прекратил их лишь царь Николай II. Но после революции советская власть взялась за них с новой силой — заставляла вступать в колхозы, сажала в тюрьмы. От коллективизации семейство Лыковых забралось подальше в лес, оказались на территории заповедника.
В 1930-е годы начальство заповедника запретило им охотиться и рыбачить. Жилище Лыковых в природном заповеднике Хакассии. Охранники заповедника пошли проверить это и случайно застрелили брата Карпа Лыкова. Однако следствию обрисовали все так, будто это старообрядцы оказывали вооруженное сопротивление.
Как живет в сибирской тайге самая известная отшельница России
Последние новости об Агафье. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Оренбурга - В правительстве добавили, что Агафья Лыкова в подробностях рассказала Цивилеву о том, как ей досаждает медведь, и пожаловалась, что у нее болит рука. В 2016 году Агафья Лыкова впервые за много лет покинула тайгу. В 90-м году Агафья Лыкова приняла постриг в женском старообрядческом монастыре и дала обет безбрачия.
Свежих новостей от Агафьи Лыковой не поступает
Хотя события, происходившие вокруг в начале ХХ века, заставили многих старообрядцев покинуть свои дома и бежать подальше от людей, а точнее от революционеров, которые не жаловали религиозно настроенных граждан. Последней каплей, толкнувшей главу семейства на побег, стало убийство брата Лыкова. Большевики расправились с мужчиной прямо на глазах у его родственников. Именно тогда Карп Осипович окончательно и утвердился в мысли о том, что пора уносит ноги. В 1936 году Лыковы обосновались в самой глуши Саянской тайги. Там Акулина родила сына Димитрия и дочь Агафью.
Несмотря на наличие детей, супруги не собирались возвращаться в цивилизацию, а, напротив, все больше отдалялись от нее. Они не изменили своего мнения даже тогда, когда в начале 60-х жена Карпа Осиповича скончалась от голода. Год оказался неурожайным, и организм женщины не выдержал. Возможно, Акулину можно было бы спасти, но Лыковы не обратились за помощью на «большую землю». Младшие дети Лыковых, Димитрий и Агафья, впервые увидели других людей, кроме членов своей семьи, только в 1978 году, когда на территорию «владений» отшельников неожиданно пожаловали геологи.
Несмотря на то, что Карп Осипович подался в леса как раз из-за человеческих злодеяний, отшельник принял визитеров довольно радушно. Спустя 2 года к Лыковым пожаловал профессор, доктор медицинских наук Игорь Назаров, который и стал известен благодаря своим книгам, посвященным исследованиям легендарных затворников.
Карп, входивший в подростковый возраст, вовсю помогал старшему брату.
Карп Осипович Лыков. Первая мировая война мало затронула глухой угол империи. Василий Золотаев нашёл-таки своему Ермиле невесту на стороне, и чепкасовские Кирил и Ефим обзавелись семьями.
Когда же Иван Новиков, живший на Лебяде, пришёл осенью на заимку с новостью о том, что в Петрограде произошёл переворот и к власти пришли какие-то большевики, то расслабленные двумя десятилетиями спокойной жизни кержаки не восприняли это известие всерьёз: «Мы живём далеко от ихнего Питенбурга, в мирские дела не касаемся, а то, что они там из-за власти друг дружку за бороды таскают, так нам какое дело. Одного царя скинули — другого поставят, чай не впервой». Но, когда началась гражданская война, и на заимку потянулся народ в надежде пересидеть в безопасности смутное время, до них наконец-то дошло, что это не просто дворцовый переворот, а нечто большее.
Вспомнили пророчество Исайи о конце света, и что пойдёт брат на брата, а сын на отца… Случай на Малом Абакане с Осипом-подголёшником произошёл в конце тридцатых, в самом разгаре массовых репрессий, чинимых богопротивной властью. Вот что говорит Агафья об этом: «Власть от Ленина такая богопротивная вышла, какой ещё не было». Не сразу докатилось кроваво-красное колесо до верховий Абакана.
До середины двадцатых годов Тиши соответствовали своему названию. Среди бушующего океана страстей людских и событий, вздыбивших страну, на заимке, прикрытой с запада отрогами Абаканского хребта, сохранялось относительное спокойствие. Один лишь раз, летом 1918 г.
Искали большевики сбежавших колчаковцев. Где-то вниз по реке, в районе Таштыпа был бой, и красные захватили в плен 60 человек противника. Разули, раздели, поставили над обрывом и расстреляли.
Потом, когда пересчитали трупы — получилась недостача. Вот в поисках беглецов отряд и вышел на заимку. Естественно, устроили обыск.
Узнав, что Осип Ефимович старший — начали с избы Лыковых. Найдя в доме колчаковские деньги, командир отряда поднял крик: — Ага, Колчака ждёте! Сказывал — щас такие в ходу.
Я не хотел брать, да у него, кроме этих бумажек, ничего больше не было. А мясо шибко просил. Вот и пришлось уступить.
Сказывай дед, а не то худо будет! У нас эти дни никого не было. Не найдя никого и ничего подозрительного, напоследок, командир заставил Лыкова-старшего потоптать деньги с портретом адмирала и отряд завернул обратно.
И после этого случая Тиши лет на пять-семь выпали из поля зрения Советской власти. За это время посёлок разросся ещё на несколько дворов. Приехали искать убежища в надежде, что лихолетье вот-вот закончится и раскрученный маховик классовой борьбы их не зацепит, семьи Рогалёвых, Долгановых, Часовниковых и Берсенёвых, а также отец Ефросин, дедушка Назарий с сыном Исаем.
На Алтае и в предгорной части Хакасии события начала двадцатых годов развивались намного динамичнее и трагичнее. Мама Агафьи — Акулина Карповна Дайбова рассказывала детям, что творилось на Алтае в районе их заимки. После того, как были разбиты основные части адмирала Колчака, а затем и атамана Соловьёва, небольшие, мобильные, хорошо вооружённые отряды стали прочёсывать деревню за деревней, заимку за заимкой в поисках укрывающихся белогвардейцев.
Один такой отряд из тридцати человек после карательного рейда, с награбленным добром, остановился в Дайбово на ночлег. Бахвалились подвыпившие выродки как порубали несколько дворов в деревне Кибезень за то, что селяне дали временный приют нескольким офицерам армии Колчака. Когда красные ворвались в деревню, белогвардейцев на месте не оказалось.
Эта небольшая группа, как и многие другие, пыталась пробиться через Монголию в Китай и остановилась в Кибезени запастись продовольствием. По договору с местными мужиками условились за провиант поработать пару деньков на лесосеке, заготовить дров на зиму. Уверены были колчаковцы, что далеко ушли от преследователей.
Поэтому и приняли это предложение. Выяснив, где белые, отряд двинулся на деляну. По дороге и захватили врасплох незадачливых вояк.
Вернувшись в деревню, за банькой постреляли пленных. После чего стали выяснять: кто кормил, у кого ночевали, кому дрова готовили. Не знали деревенские, что их ожидает, и чтобы смягчить сердца палачей староста сказал: — Вдовой бабе помогали с дровами.
Тем временем отделили ещё нескольких человек, помогавших белогвардейцам. Когда привели несчастную женщину на скорый суд и стали глумиться над ещё нестарой вдовицей — кинулся старший сын защитить мать и рухнул, разваленный надвое комиссарской саблей к ногам матери. От Кибезени до Дайбово километров семьдесят.
Простыли, видимо, вояки после мясорубки, пока ехали. На заимке никого не тронули, только запасы в подполье пострадали — всё варенье и соленья съели. Поутру, опохмелившись, отряд убрался восвояси.
Эти два инцидента были всего лишь отголосками тех событий, которые происходили на юге Западной Сибири. Широко ходил атаман Соловей со своим отрядом, состоявшим из местных мужиков и остатков колчаковской армии. Несколько лет соловьёвцы не давали новой власти утвердиться на местах.
Только после того, как на повстанцев были брошены регулярные части Красной армии и проведены карательные рейды против местного населения, поддерживающего атамана, Соловьёв с отрядом в две тысячи сабель ушёл через Туву и Монголию в Китай. Агафья отрицает причастность кого-либо из жителей Тишей к сотрудничеству с соловьёвцами. И это понятно.
Тятенька об этом или не рассказывал, или строго-настрого наказал детям никому и никогда об этом не сказывать. Однако есть сведения, что Степан Лыков и Софон Чепкасов были проводниками у отряда «белобандитов» и вывели их через верховья Большого Абакана и речки Чульчи в Чулышманскую долину. Какое-то время отряд ещё потрепал нервы красным на Алтае, после чего ушёл за границу.
Отношение старообрядцев к Советской власти вначале, думаю, было, как и большинства народа, выжидательное. Сперва не поняли, что происходит. После надеялись — авось пронесёт.
А потом уже стало поздно. Пока новая власть укоренялась в городах и крупных районах, до таёжных заимок у «советов» руки не доходили. И в этом временном затишье у кержаков возникло обманчивое чувство успокоенности, а круговорот повседневной жизни вернул глубинку к привычному укладу.
Тем более, в Тишах забот прибавилось от пакостившего в округе медведя. Растравившись хуторской кобылой, зверь скараулил телёнка свата Галактиона и вокруг пасеки наследил. Однако не так-то просто оказалось осуществить задуманное.
На редкость хитрым и дерзким был зверюга. Не единожды мужики с собаками по горячему преследовали медведя, но всякий раз возвращались на заимку с пустыми руками. Обход владений — Ну, что ж.
И на этого хитреца приманка найдётся, — сказал Софон, — будем строить кулёму. В том месте, где пакостник задрал первую жертву, построили из толстенных брёвен небольшой, три на два метра, сруб. Потолок тоже заложили охватными сутунками и завалили камнями.
В стенах прорезали бойницы для стрельбы. Вся хитрость состояла в том, чтобы заманить зверя в эту «избушку». Дверь в ней открывалась не как обычно, а наподобие дверей в купейном вагоне, только не в сторону, а вверх.
И вот, если хищник входил внутрь, привлечённый запахом падлы, находящейся в дальнем от входа углу и начинал ворочать приманку, то сбивал насторожку и дверь падала вниз, расклиниваясь в пазах, закрывая пленника наглухо в бревенчатом каземате. Построили, насторожили и стали ждать. Сначала проверяли каждый день, потом через день — медведя всё не было.
Дней через десять стали посылать на проверку парней. При этом строго наказывали: если увидят, что дверь захлопнулась — бегом за мужиками. Уж больно велик был косолапый.
Не стало медведя и в окрестностях. Если прежде, чуть не каждый день, обнаруживалось его присутствие, так что хозяйки детей и скотину боялись за ограду выпустить, то теперь только старые следы напоминали о прежних безобразиях. И вот, однажды, пошли проверять ловушку братья Лыковы.
Хоть и младше на пять лет Евдоким Карпа, но крупный получился парнишка. В свои пятнадцать был выше и плечистее брата, а ведь тот и сам к середнячкам не относился. Увидев, что кулёма пуста, братья завернули обратно и вот тут на ребят выскочил медведь.
В одно мгновение зверь подмял Карпа — тот даже винтовку не успел вскинуть. У Евдокима была старенькая шомполка. Стрельнул раз, да от неожиданности промазал.
Перезаряжать — это целое дело, а Карп орёт, взывает о помощи: «Стреляй, братка, стреляй! Пару раз хорошо саданул по башке — зуб выбил. Конечно, михрянтий такого обращения с собой не потерпел и переключился на меньшого.
Карп в это время дотянулся до винтовки, но не успел как следует прицелиться, как хозяин тайги, почуяв, откуда исходит настоящая угроза, опять ринулся на поверженного. Пару пуль он всё же успел всадить прежде, чем медведь опять навалился на Карпа всей своей тушей. Евдоким, которому досталось меньше только левое плечо изгрыз , вспомнил, наконец-то, про нож и сгоряча, не чуя ни боли, ни страха всадил тесак: в бочину зверю по самую рукоять.
Тот взревел от боли и бешенства, одним разворотом отбросил Евдокима на несколько метров, ринулся опять на младшего брата, отвалившись от Карпа, но замер на секунду и заковылял, орошая свой след кровью, в тайгу. Что остановило медведя, почему не пошёл до конца? То ли не ожидал такого ожесточённого сопротивления?
То ли молитва, творимая Карпом всё это время, помогла? Или раньше братьев слухом своим звериным услышал лай собак и крики людей спешащих на помощь? Так или иначе, но, хищник отступил.
Кинулся Евдоким к лежащему брату: — Карпа, живой?! Осмотрев израненные ногу и руку и не найдя переломов Евдоким сказал: — Надо как-то домой идти. Помог старшему брату подняться на ноги — кое-как тот стоял на ногах и не мог ступить на истерзанную ногу.
Тогда Евдоким взвалил брата на спину и попёр на заимку. На полпути встретили поселковых мужиков с собаками. На заимке услышали выстрелы и поспешили на выручку парням.
Софон со Степаном, забрав собак, ушли добивать зверя. Отец, сват Галактион и Фёдор Самойлов остались оказать первую помощь раненным. Только после того, как Карпа перетащили домой, обработали и перевязали раны — вернулись Степан с Софоном и притащили медвежью шкуру.
После того, как увидели жители Тишей, с каким великаном вступили в борьбу братья Лыковы — даже опытные охотники стали с уважением относиться к ребятам. Ведь надо же: смогли одолеть гиганта и не бросили друг друга в беде. Пятнадцатилетий парнишка, защищая брата, кинулся на пятисоткилограммового зверя!
В дальнейшем выяснилось, почему медведь вёл себя так нагло. Разделывая тушу, нашли старую ружейную пулю. Подранок оказался.
Вот и мстил людям. Полтора месяца проболел Карп. Каждый день промывали раны травяными отварами: использовали и кровохлёбку, и зверобой с подорожником.
Мазь готовили на основе сливочного масла, т. Ухаживала за братом Дарья, приехавшая погостить к родным. Непросто сложилась её жизнь в Турочаке.
Макар старался не давать жену в обиду, но многочисленные невестой и свекровь невзлюбили чужачку. Как ни старалась Дарья — никак не могла принять новый уклад. С самого детства следовала она старому житейскому строю.
Резали ей слух изменённые молитвы и отличия от привычного бытового поведения. День за днём копилось недовольство в душе у Дарьи Осиповны. И начала она потихоньку переучивать Макара на старый обряд.
Муж не стал противиться, так любил и уважал супругу. Но вот родня… Стали возникать сложности. За бездетность вся вина возлагалась, конечно, на Дарью.
Оставался один выход — перебраться в собственный дом, который Макар начал рубить ещё в прошлом году. Вот с таким настроением приехала она к родным. Уход за братом немного отвлёк её от невесёлых дум.
Табличка перед входом к Агафье Лыковой Видя, что дочь чем-то озабочена, родители принялись уговаривать Дарью остаться в Тишах. Не согласилась она на уговоры. Наоборот, стала младшую сестричку подбивать уехать с ней в Турочак.
Анютке — главной радости родительской, исполнилось семнадцать: и послушная, и смышлёная и статью удалась. Росла девочка в других условиях, нежели Даша. Если у старшей, кроме Ермилы да Кирила с Ефимом, больше и сверстников-то не было, то Анютке было из кого выбирать среди многочисленной детворы.
Десятка три дворов к тому времени было уже в Тишах. Как исполнилось Аннушке пятнадцать — отбоя от женихов не было. Многие к ней сватались.
Но главным ухажёром и женихом считался Федька Самойлов, друг Карпа. Да и ей он нравился. Поэтому предложение сестры отвергла.
А после Ильина дня за Дарьей приехал Макар и забрал её… В начале двадцатых годов прошлого века через заимку прошло много народа. Были и колчаковцы, и соловьёвцы и просто «ребята-ёжики — в голенищах ножики». Приходили и останавливались в Тишах и единоверцы и люди других вероисповеданий.
Жил одно время у Софона Марковича латыш. Каким ветром занесло его в такую глушь? Да, наверное, тем же, что и остальных.
Недолго пожил, болезный оказался, вскоре помер. Веротерпимее стал народ, когда все поняли, с кем столкнулись. Конечно, в обрядах и быту не смешивались.
Но такого резкого отторжения «других» на заимке у многих не стало. Советская власть одинаково плохо относилась ко всем, без различия вер. Любая религия была чужда и ненавистна большевикам.
На заимке знали о генеральной линии партии, но большинство поселян надеялось, что до них не доберутся. И только после прихода Ивана Новикова летом 1924 г. Собрались на сход, стали спрашивать Ивана — что да как.
А дело было в следующем. Новая власть принялась переписывать и ставить на учёт всех староверов, объединяя их в артели. Всколыхнула эта новость таёжников.
Заволновались: — Неужели и до нас доберутся? Труженица Услышав такое, вспомнили поселяне дедовское «бегати и таитись». Вспомнить-то вспомнили, но только по прошествии тридцати лет трудной, но вольной и спокойной жизни, а именно столько прожили Лыковы в Тишах.
Ох, как тяжело расставаться с нажитым и оставлять место, где думали дожить до конца своих дней. Однако именно Лыковы были инициаторами уходить дальше. Степан, не раз бывавший в вершине Абакана говорил, что есть хорошее место верстах в восьмидесяти повыше Тишей, где в Абакан впадает речка Каирсу.
Горы там, конечно, повыше и склоны покруче и нет таких покосов, как окрест заимки, но для нескольких семей места хватит. Решили снарядить мужиков и хорошенько обследовать ту местность, а по возвращении уже думать, как поступать дальше. Так как Степан уже не раз бывал в тех местах — решили послать его.
В компаньоны он взял брата Карпа и Исая Назаровича. Об этом новом в повествовании персонаже хочется рассказать подробнее. Когда в 1978 году геологи обнаружили в тайге семью Лыковых, то об этом, вскоре, благодаря публикациям в центральной прессе, узнали в Таштыпе и Абазе.
Некоторые, не совсем сведущие в этой истории люди, взялись уверять местное руководство и спецкоров всевозможных изданий, что Карп Осипович Лыков — бывший офицер царской, а затем и колчаковской армий. И нечего, мол, о нём писать, а надо его, подлеца, погубившего не один десяток борцов за светлое будущее всего человечества и Таштыпского района в частности, предать суду и посадить в тюрьму, а лучше сразу расстрелять. Так вот, заверяю вас, мои читатели — не был Карп офицером.
Офицером, точнее, прапорщиком был Исай Назарович. Он действительно воевал сначала в германскую, а затем и в гражданскую в рядах армии адмирала Колчака. Уроженец города Томска, коренной сибиряк, из челдонов.
Закончил перед Первой мировой школу прапорщиков. После поражения Колчака успел забрать отца и скрыться в Саянских горах. Был схвачен отрядом красных, ранен, бежал.
И уже после этого появился в Тишах. Конечно, об этом тогда никто не знал. Всё вскрылось значительно позже.
В биографии этого человека были и сталинские лагеря, и штрафной батальон во время Великой Отечественной, немецкий плен и концлагерь, затем опять лагерь, но уже советский. Последние лет тридцать Исай Назарович жил в глухой тайге на Енисее. Эта заимка была скрыта от случайных людей и властей даже тогда, когда «Таёжным тупиком» зачитывалась вся страна.
Четыре года не дожил до своего столетия этот, воистину, уникальный человек. Посчастливилось читать его дневники, в которых он описывал не столько свою жизнь, сколько пытался проникнуть в исторический смысл и трагедию раскола и излагал свои взгляды на современную историю. Обладавший энциклопедическими знаниями и совершенной памятью, он цитировал целые абзацы не только из древних церковных, но и светских книг по истории и философии.
За сеном А пока отряд из трёх человек и двух вьючных лошадей на четвёртые сутки добрался до устья речки Каирсу. Два дня ушло на поиски подходящего места для будущего посёлка. Из опасения быть вскоре обнаруженными в пойме Абакана смотреть не стали.
Решили исследовать отлогий юго-западный склон горы. Преобладание в первой трети осинника указывало на плодородные земли. И темнеющий кедровый ложок, пересекающий узкой лентой склон, явно указывал на наличие в этом месте ручья.
Вскоре нашли подходящую поляну и единогласно признали — лучшего места для заимки не найти: земли хорошие, вода рядом. Лес под пашни, конечно, придётся корчевать, а для скотины сено можно накосить в пойме. Уже перед сном Исай засомневался: не слишком ли близко от Тишей?
Если там начнут организовывать артель, то могут и сюда добраться. И предложил поискать ещё где-нибудь выше по Абакану, на что Степан ответил: — По Абакану вряд ли найдём, а вот если перевалить Сельгинские гольцы и по Чульче — точно можно спрятаться. Вот только времени это займёт немало — туда неделя и обратно.
Полмесяца получается. Посадку сделали, а к покосу в самый раз управимся, — включился в разговор Карп. Когда с Софоном отряд проводили, я присмотрел там одно местечко.
Река Еринат На том и порешили. С первыми лучами солнца завьючили лошадей и двинулись дальше. Ближе к вечеру вышли на слияние Сектыозека, Ерината и Абакана.
На следующий день Степан с Исаем занялись рыбалкой, а Карп пошёл осмотреть окрестности. Перед уходом старшой посоветовал: — Карпа, видишь на солнцепёчном склоне за Еринатом прилавочек? Сходи туда, глянь.
Сразу понравилась ему эта, хоть и небольшая, но уютная терраса. Поднялся на склон, поковырял посохом землю — чёрная.
Она знает только того, кого видела. Про кнопку Ещё один штрих к картине «Власть заботится об отшельниках». В своё время те же чиновники завезли Агафье МЧС-овский радиомаяк. Чтобы в случае чего, как худо станет — нажимала б она кнопку и доблестные спасатели мчались ей на выручку. А Лыкова — она ж простая, прихватило почки — жмёт кнопку. Коза сбежала — жмёт кнопку.
В итоге после пары дорогостоящих «спасательных операций» кнопка куда-то пропала. Теперь связи с заимкой никакой. Единственно — Ерофей, как бывалый радиолюбитель, возится с самодельной рацией и периодически чего-то ловит в эфире. Агафья постоянно возвращается к теме помощника, дескать — нужен ей кто-нибудь на подселение. Сама покидать родину она не хочет. Пробовала как-то раз, выезжала к дальним родственникам-староверам. Не выдержала — воздух не тот, и шумит всё вокруг. Даже звук тикающих часов в цивилизации пугает её словно звук приближающегося бронепоезда.
Спрашиваю: «ну хоть что-нибудь понравилось в цивилизации? Вот и вся прелесть нашей цивилизации глазами таёжного жителя: чистые туалеты. Хозяйство У самой Агафьи хозяйство сравнительно большое. Есть своя изба, есть гостевая изба, отдельно стоит строение, выполняющее роль одновременно и бани и кухни. Выше на горе есть «дальняя изба», пара сарайчиков в огороде. А ещё есть землянка, с виду собачья будка. Однако же, глядя на будку, Агафья с теплотой говорит «здесь я родилась». Это первое жильё Лыковых, потерявшее функциональность, но всё же сохранённое через десятилетия как памятник семьи.
По территории рассредоточено несколько лабазов — это будки высоко на деревьях, где хранится провизия. Чтобы зверьё не растащило. Ловлю себя на мысли — а ведь везде использованы доски! Откуда доски? Петрович объясняет, что таёжные жители запросто при помощи одного лишь топора могут выстрогать из бревна идеально ровные доски для строительства. Петрович спрашивает хозяйку: «а где могила Карп Иосифовича, тяти твоего? Вроде здесь же где-то была, в огороде? Агафья почему-то пытается сменить тему, но Петрович не отступает, пока Лыкова не признаётся — да вот же она.
Выясняется, что мы чуть ли не топчемся на могиле главы семейства — она заросла кустами, а крест упал, пожалуй, пару лет назад. Мы ошеломлённо пытаемся воздвигнуть крест на место, на что Агафья испуганно тараторит «нельзя, нельзя». Видимо, ещё одно раскольническое табу. Про конец света Завожу разговор на популярную сейчас тему апокалипсиса. Агафья заученно твердит мне, что сейчас семь тыщ какой-то год, середина пятисотлетнего цикла. А цикл этот последний. Стало быть по представлениям староверов нам осталось примерно 250 лет. Что потом?
Агафья в ответ загробным голосом начинает диктовать про геену огненную, зверьё паче жуткое и тому подобное. От всего этого холодеет ужасом, быстро возвращаю тему календарей. Оказывается, Агафья живёт по дореволюционному времени. У ней не только год семь тыщ какой-то, но и день другой. У нас — 29 августа, два дня до конца лета. У Лыковой — 17-е августа, две недели до конца лета.
Так, говорит хорошо знающий ее Уткин, было всегда. Достаточно познакомиться с Агафьей, и она всегда вспомнит, кто перед ней и откуда он приехал. При всем многообразии прилетающих несколько раз в год чиновников, журналистов и паломников Лыкова умудряется в них не путаться. Кресты и люди Антон привез родственнице гостинцы — три метра ткани, теплый платок. Но особенно рада Агафья церковным свечам. У нее есть фонари, есть бензиновый генератор, и можно включить электрическую лампу, но свечи ведь не простые и для нее имеют сакральное значение. В избе, среди полок, заполненных одеждой и различной утварью, для икон и священных книг отведен отдельный, чистый и ухоженный угол. Евангелие в обитом железом переплете Агафья ставит на полку обложкой вперед, а торцевую часть книги сверху заботливо накрывает чистой тряпицей, чтобы на ней не скапливалась пыль. Лыкова скупа на движения и эмоции — ходит не по-старчески медленно, а степенно, как привыкла. Не повышает голоса, ничем не возмущается и не смеется громко, только улыбается какой-то детской, наивной и по-особому светлой улыбкой. Пока в избе вставляют окна, Агафья показывает Антону свое хозяйство, рассказывает об иконах, листает вместе с ним священные книги и ведет на могилу Карпа Осиповича. Отец таежного семейства похоронен недалеко от дома, под почерневшим от времени простым деревянным крестом. Такой же восьмиконечный православный крест Лыкова заметила совсем недавно, "когда вода ушла", на большом камне на дне мелкой и чистой речушки Еринат, в нескольких десятках метров от заимки. На темном сером камне действительно видны белые прожилки в форме креста, и никто не припомнит, чтобы видел его здесь раньше. Агафья на вопрос о том, считает ли она это чудом, знаком Господним, случайным капризом природы или чем-то еще, лишь улыбается и переводит разговор на другую тему: "Вот, медведь у меня совсем обнаглел нынче. После Покрова прямо в дом приходил. А теперь вот уже и снег выпал". Так и проходит ее жизнь: ждать медведя после Покрова и встречать раннюю зиму, выращивать картофель и заготавливать сено для коз, таскать воду с реки, прясть шерсть, работать на ткацком станке и делать еще множество необходимых дел вдали от человеческого общества, наедине с собой. А ведь на это готов далеко не каждый. Но прямо пожить там — это должен быть крепкой веры человек. А вот этого уже достает далеко не всем". Антон с Агафьей провел всего несколько часов, но по возвращении задумывается о том, чтобы приехать туда надолго. Не столько ради испытания веры, сколько для того, чтобы найти в лице отшельницы духовного наставника.
Агафья Лыкова
В 1990 году женщина сделала попытку перебраться в монастырь и даже приняла постриг. Через несколько месяцев она решила покинуть новое жилье и вновь вернулась в тайгу. Некоторое время отшельнице помогал по хозяйству Ерофей Седов, который также выбрал жизнь в уединении и построил недалеко собственную избу. В 2015 году мужчина серьезно заболел и умер, что лишило Агафью поддержки. Последние известия Известно, что здоровье хозяйки вызывает опасения, а несколько лет назад ей диагностировали остеохондроз. Обострение заболевания стало причиной проблем с ногами, что потребовало срочной госпитализации. После прохождения курса лечения пациентка выписалась и вновь вернулась в тайгу. В процессе обследования у нее были обнаружены опухолевые образования в груди размером 15 см. Онкология была выявлена 26 лет назад и состояние продолжает ухудшаться, но от операции Агафья категорически отказалась. С отшельницей поддерживается постоянная связь, а последнее общение состоялась после Нового года.
Но своих давних знакомых бабушка одаривает не только улыбкой и благословением. Улетая с заимки домой этой осенью, племянник Карповны Антон Лыков получил Богородичную лестовку и банку сливово-смородинового варенья. В прошлом году - рубаху и четки из позвонков красной рыбы. Все это Агафья сделала своими руками. В 2016 году бывшему главе Кузбасса Аману Тулееву отшельница вручила козьи варежки, а директору заповедника "Хакасский" Виктору Непомнящему в начале этого года - именной плетеный пояс.
Многие студенты и волонтеры получали от Лыковой на память красивые камни, найденные ей на берегах Ерината. Эти камни люди хранят дома и стараются ежегодно привезти домой еще один кусочек горной породы, подаренный отшельницей. Картины современных художников стоят огромных денег, хотя красота в них часто сложна для понимания. Простой камень с природным узором, сотни лет омываемый горными реками Хакасии, просто красив. Может, он и не стоит многих тысяч долларов, но ни один человек, получивший такой подарок из рук Агафьи, не согласится его продать.
Каждый камушек - напоминание о том, что истинная красота окружает нас повсюду. Надо лишь суметь ее разглядеть. Тогда на выручку пришли кошки, про которых бабушка часто говорит: "Краси-и-и-и-вые! Усатые обитатели заимки доказали, что не зря получают свою порцию козьего молока. Гадюки после этого не выживают.
Так и отвадили", - вспоминает Агафья. Может, кошки на заимке и не Рикки-Тикки-Тави, но хозяйку в обиду змеям не дали. Порой к ним привыкает настолько, что жизнь по-другому и не представляет, а удивляется чему-то новому совсем редко. Когда Агафья впервые попала в "мир" в конце 1980-х, больше всего ее поразили не многоэтажные дома, машины или полет на вертолете, а конь, поезд и... Еще в лагере геологов младшая Лыкова с отцом Карпом смотрела телевизор, непременно отмаливая "грех" после каждого просмотра, часто видела прилетавшие вертолеты, да и рассказывал глава семьи своим детям о разном, что бывает на свете.
Но впервые увидев лошадь, знакомую лишь по описанию от родителей, Агафья воскликнула: "Конь! Тятенька, конь! Никогда такого не видела". А сегодня в географическом смысле тяжело подобрать слово, более подходящее для Карповны, чем "местная". При этом у отшельницы нет и никогда не было паспорта или других документов.
А вот деньги водились. В свое время ей даже пришлось вести товарно-денежные отношения, хоть и совершенно не так, как это делаем мы в привычной жизни. За деньги у нее покупал картошку бурильщик Ерофей Седов, бывший одним из первых пришлых и долго живший по соседству с заимкой Лыковых.
Так, например, во время страшной зимы 1961 года вымерзла вся морковь, и отшельники лишились последнего источника витамина А. В тот год почти весь урожай погиб, и на семью обрушились муки голода — пришлось съесть кожаную обувь. От недоедания умерла Акулина, ради детей отказавшаяся от еды. По счастью, мороз пощадил один из ростков ржи, от которого удалось получить 18 семян, которые стали основой для нового поля.
Но выращиваемые на огороде рожь, репа, горох и конопляное семя были лишь добавкой к основным продуктам питания — картошке и кедровым орехам. Картошку Лыковы сушили на зиму, а орехи лущили и использовали в самых разных целях: от выпечки своеобразного хлеба до выделки молока из воды и тертых ядер. Фото: aftershock Кстати, о хлебе. Эта смесь, замешенная на воде, без дрожжей и какой-либо закваски, выпекается на сковородке и представляет собою толстый черного цвета блин, — рассказывает «летописец» Лыковых Василий Песков. Конечно, ели Лыковы и рыбу в основном сырой , и мясо, когда удавалось поймать в ловушку кабаргу или лося. Но в основном питание было скудным. Не лучше обстояло дело и с одеждой: из конопли Лыковы делали грубую ткань, летом ее носили на голое тело, зимой делали теплую одежду из двух слоев холстины, проложенной болотной травой.
Обувь изначально делали из бересты, но затем старший сын Савин научился выделывать кожи, и отшельники облачились в некое подобие сапог. Фото: altai-guide О гигиене и не слышали: мылись не чаще раза в год, но болели на удивление редко, зная лишь только три хвори: «надсаду» — смесь усталости и общей слабости, «немочь кишок» и зубную боль. От «надсады» лечились «мятием живота» больной ложился, а «лекарь» массировал ему пресс , от «немочи кишок» — отваром из «корня ревеня», а от зубной боли — молитвами и картофельным паром. Раны мазали смолой. При этом отшельники умели читать и писать. Фото из ЖЖ danlux Одичавшие в тайге Лыковы нашедших их геологов встретили поначалу с опаской.
Маленькое сооружение с крошечным окошком размером с ладонь совсем не походило на жилой дом. Геологов встретил старый человек, который проводил путников в свое скромное жилище. Внутри было темно, а кругом расставлены палки — подпорки для крыши. Было сложно представить, что в таком доме умещалась большая семья: сам 77-летний Карп Осипович и его дети — Савин, Наталья, Дмитрий и Агафья. Жена Карпа Акулина умерла от голода в 1961 году. Отчужденные люди Геологи предложили новым знакомым еду, чай, хлеб, сладости и другие вещи, которые с детства знал Карп, но которых никогда не видели его дети. За свою жизнь Дмитрий и Агафья не встречали никого, кроме своих родителей. Конечно, они знали, что далеко-далеко есть города и люди, которые живут в высоких каменных зданиях, слышали они и о других странах. Но все это было им чуждо. Мать Акулина обучила детей грамоте, а единственными книгами, которые видели и читали дети, были Библия и Евангелие — их родители взяли с собой, когда отправились в тайгу. На фото: слева направо — сын Дмитрий, Карп Осипович и дочь Наталья в 1978 году. С ограниченным инвентарем они с трудом выживали в суровой среде. Одежду Лыковы ткали сами из конопли, а обувь мастерили из бересты.
Таежная отшельница Агафья Лыкова
Последние новости о персоне Агафья Лыкова новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Красноярский край, Россия, 27 августа 2004 г. Отшельница Агафья Лыкова и журналист Василий Песков идут через реку Еринат. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Тольятти - В 1990 году Агафья Лыкова переехала в старообрядческий женский монастырь, принадлежащий часовенному согласию, и прошла через чин «накрытия» (пострижения в монахини). Шесть членов семьи Лыковых жили вдали от людей уже более 40 лет, они были полностью изолированы и находились более чем в 250 километрах от ближайшего города. Агафья Лыкова – отшельница, за судьбой которой давно наблюдают СМИ, о ней снимают фильмы, много говорят и пишут и это неудивительно – 74-летняя женщина.
Агафья Лыкова - женщина легенда!
В Белой Кринице митрополита "перекрестили" в старую веру, а затем он поставил двух епископов, чем и положил начало иерархии. Как попала в тайгу отшельница Агафья Лыкова и почему живёт одна Агафья Лыкова родилась в далёком 1944 году в семье отшельников Лыковых — староверов-беспоповцев, которые ушли в тайгу в 1930-х годах. Особого выбора у неё не было. Агафья Лыкова родилась в далёком 1944 году в семье отшельников Лыковых — староверов-беспоповцев, которые ушли в тайгу в 1930-х годах. До этого они жили на старообрядческой Кержакской заимке — на притоке реки Абакан. Сначала семья Карпа Лыкова ушла на реку Лебедь, а в 1937 году вернулась на Кержакскую заимку. В 1940 году Карп Лыков снова увёл семью в тайгу: местные чиновники слишком навязчиво предлагали ему устроиться на работу. Спустя шесть лет отшельников встречали на Еринате, а потом они пропали на 20 лет.
Когда Лыков ушёл в лес в первый раз, у него были жена, сын Савин и дочь Наталья. В 1942 году родился второй сын — Дмитрий, а спустя два года — дочь Агафья. Если сопоставить даты и места, то получается, что родилась Агафья как раз на реке Еринат, примерно там же, где живёт и сейчас. Её мать Акулина умерла, когда Агафье было 17 лет. Когда в 1978 году на отшельников набрели геологи, Агафье Лыковой было уже 34 года. Появление чужих людей буквально потрясло её и сестру Наталью. Судьба распорядись так, что через три года братья и сестра умерли один за другим, а отец Карп Лыков скончался в 1988 году.
Ему было 79 лет. Быть может, именно поэтому местные жители стараются беречь отшельницу и помогают ей, чем могут. Шефство над таёжницей взяли сотрудники Хакасского национального заповедника. Они навещают отшельницу и связываются с ней по спутниковому телефону. Впрочем, сама Агафья к смерти готова и хотела бы умереть и успокоиться там же — на заимке. Например, в последние годы отшельницу стали тревожить медведи. Некоторые звери даже селились неподалёку от заимки.
Агафья отгоняет их петардами да молитвой.
А сотрудники заповедника «Хакасия», на территории которого расположена заимка Лыковой, каждый месяц приезжают с гостинцами. Часто бывать не получается — добраться до домика Агафьи можно только по воздуху или по реке. Посмотрите короткое видео про быт одной из самых известных отшельниц в мире, которой пишут письма со всего мира, но сама она этот мир пускает в свою жизнь лишь по большой необходимости.
Такая религиозность, по-видимому, традиция, сохранившаяся от предков.
Гуру для послушников Интересно, что иногда к Агафье направляют послушников, но не все из них справляются с суровыми условиями жизни в тайге. Некоторое время у нее жила женщина по имени Надежда, которая познакомилась с журналистом Сергеем, приехавшим делать репортаж об отшельнице. Их знакомство привело к созданию новой семьи, и они некоторое работали егерями в Алтайском заповеднике. Не только люди Однако, по словам Али, большой проблемой для Агафьи становится назойливость непрошеных гостей.
А через две секунды проваливаюсь я сам. Но, слава Богу, попали в пустоты, где нет воды. Однако нас скрыло. Я, честно говоря, испугался за Владимира Николаевича, у него была операция на ноге. Но, к счастью, он упал на другую. Выбрался с юмором, ну и я за ним тоже. Две дыры огромные проделали. Обошли их вокруг, снова пробили тропиночку. Поднимаемся к избушкам — Агафьи нет. Кричим-кричим, никакого отклика. Потом оказалось, она с другой стороны тоже проложила для нас тропинку. Вот такая заботливая. Воркует как горлица - Наконец-то пришла, разобнимались. Улыбается, воркует как горлица. Побеседовали мы с ней. Врач осмотрел, предложил уколы, но она не отреагировала. Может, в следующий раз получится привезти, блокаду поставить, чтобы левую руку разогнула. Жаль, времени мало было. Исповедовалась, причастилась. Ну на наших фотографиях видно, какая у нее реакция. Так улыбается, просто расцвела. Передала всем видеопоздравление с наступающим Рождеством. Выложу к празднику, сейчас рановато. Дорого яичко к Христову дню. Тем временем мы перетаскали сено и продукты с вертолета к берегу. Оттуда наверх по крутому подъему. Снега хорошооо нынче выпало у них! К природе Агафья Карповна относится здраво, по-христиански. Это ее среда. Были моменты, когда отшельницу увозили в Килинск поселок в Таштагольском районе. Она там жить не смогла: тут трактор чихнул, здесь еще что-то. Для нее это уже все, осквернение. А у заимки кристальная чистота: и кедрач, и прозрачная вода. Она в другом месте не сумеет.