Предлагаю сегодня посмотреть, что происходит с человеком при экстремальной информационной перегрузке: ее симптомы, последствия и перспективы адаптации. PDF | RUS // В статье рассматривается динамика информационной перегрузки как социальной и коммуникативной проблемы. Характеризуется традиционный подход | Find, read and cite all. Информационная перегрузка приводит к возникновению проблем с памятью и к общему ухудшению работоспособности мозга. Далее я хочу представить свои рекомендации по производительности, которые помогут вам устранить информационную перегрузку.
Информационная перегрузка: скрытая угроза современной эпохи
Суть перегрузки информацией заключается в следующем: количество поступающей полезной информации превосходит возможности ее восприятия человеком, т.е. Однако информационная перегрузка постепенно приводит к бездействию – человек не может принять решение, так как его парализует обилие вариантов. Рассеянность один из первых признаков информационной перегрузки. Это может привести к информационной усталости, перегрузке и думскроллингу. Весь этот объем контента из интернета и социальных сетей, безусловно, отражается на здоровье человека, создавая информационную перегрузку.
Apple News: удобство или информационная перегрузка?
Миллер, директор института исследования душевного здоровья при Мичиганском университете, решительно заявил, что «насыщение человека информацией в количествах, больших чем он в состоянии переработать… ведет к срыву». Он заявил, что уверен в том, что информационная перегрузка может быть причиной различных форм душевных заболеваний[273]. Например, одна из поразительных черт шизофрении — «неточная ассоциативная реакция». Идеи и слова, которые должны быть связаны по аналогии в мозгу субъекта, не соединяются, и наоборот, соединяются те, которые у нормальных людей совершенно не ассоциируются друг с другом. Шизофреник стремится думать в случайных или чересчур субъективных категориях. Если дать набор различных фигур — треугольников, кубов, конусов и т. Шизофреник, которого попросят классифицировать их, скорее всего скажет: «Это все солдаты» или «Они все наводят на меня уныние». В книге «Беспорядки в информации» Миллер описывает эксперименты, в которых использовались тесты на ассоциации слов, позволившие сравнить нормальных людей и шизофреников.
Нормальные испытуемые были разбиты на две группы, у них просили найти ассоциации различных слов с другими словами или понятиями. Одна группа работала в своем естественном ритме. Вторая работала под давлением ограничения по времени, то есть в условиях убыстряющегося поступления информации. Испытуемые, находящиеся в условиях ограничения времени, выдали реакции, более похожие на реакции шизофреников, чем на реакции нормальных испытуемых, работавших в собственном ритме[274]. Аналогичные эксперименты, проводившиеся психологами Г. Уздански и Л. Чапменом, сделали возможным более тонкий анализ типов ошибок, которые совершали испытуемые, работавшие под давлением ограничения времени и высокой скорости предъявления информации.
Они тоже заключили, что возрастание скорости реакции среди нормальных людей дает ошибки того же характера, что и ошибки, характерные для шизофреников. Шизофреники, таким образом… испытывают трудности при получении информации, входящей с обычными скоростями, точно так же как нормальные люди испытывают трудности при получении информации с увеличенными скоростями. В результате шизофреники при обычных скоростях поступления информации делают такие же ошибки, какие делают нормальные люди при ускоренных темпах поступления информации». Короче, Миллер доказывает, что механизм человеческого поведения ломается под действием перегрузки информацией, что может быть связано с психопатологией, а это мы еще не начинали изучать. Но уже сейчас, не понимая ее потенциального влияния, мы увеличиваем скорости изменений в обществе.
Есть и другие последствия информационной перегрузки: зачастую человек становится не таким социально активным, как раньше, перестает чувствовать удовлетворение от работы, теряет мотивацию. Общий эмоциональный настрой в условиях информационной перегрузки становится негативным. Наконец, в таком состоянии люди недостаточно критически оценивают информацию этот навык в целом притупляется , а принимать решения становится сложнее.
Как распознать информационную перегрузку?
Вы быстро забываете информацию, которую только что получили. Также, несмотря на то, что весь день читаете материалы в интернете или смотрите телевизор, ощущаете пустоту. Внешней информации вокруг вас настолько много, что вместо того, чтобы помогать, она мешает вам концентрироваться на работе, делать что-то от начала до конца, не отвлекая. Появляется боязнь пропустить что-то важное, если отключаете ненужное приложение на своем телефоне или удаляете учетную запись в социальной сети. В Вашем сознании постоянно крутятся бесчисленные мысли, картины, впечатления.
При том, что кибербезопасность должна быть источником надежды, а не страха. Подверженные тревоге, люди могут преувеличивать факты, цифры и угрозы, поспешно делать выводы, например, об информационных утечках. При этом с каждой новостью об очередном инциденте потенциальные жертвы могут чувствовать себя все более незащищенными и беспомощными, тем самым прокладывая путь для более успешных кибератак или возможностей быть обманутыми мошенниками. Поэтому именно человеку — обычному пользователю, сотруднику компании, родителю — нужно позаботиться о себе и близких. Работники компаний, родители и дети не должны бояться сделать «что-то не то» — не ответить на письмо, не взять трубку от неизвестного номера. Пользователям стоит повышать уровень цифровой грамотности и разобраться, какие бывают угрозы и как их предотвратить. Признаки информационной тревожности Человек реагирует на новости несвойственным для него образом. Например, становится раздражительным или впадает в апатию, но при этом не может прекратить листать ленту. У человека появляется ощущение, что в мире происходят только негативные события. Ему сложно вспомнить какие приятные моменты случились с вами в течении дня. Его беспокойство может быть несоизмеримо с поводом. Уже по одному слову из заголовка вы можете спрогнозировать невероятную катастрофу, даже не проверив правдивость вашего предположения. Возникают сложности с концентрацией внимания, памятью, вы чувствуете себя измотанным и уставшим. Возможно изменение пищевых привычек — отсутствие аппетита или, наоборот, заедание дурных новостей. Обратите внимание на соматические симптомы: нарушения сна, головные боли, расстройство ЖКТ — частые спутники тревог. Даже самая невинная просьбы родного человека или друга, может вызвать вспышку гнева или агрессии. Как справиться с информационной тревожностью и думскроллингом? Чтобы оставаться бдительным и критически настроенным, стоит сократить уровень информационной тревожности. Для этого нужно: Отбирать источники информации, выбрать своих лидеров мнений, научиться отключать гаджет на ночь, отключать уведомления, пользоваться авиарежимом. Для самостоятельного преодоления стресса от негативного инфополя хороши различные техники самоуспокоения, например, дыхательные упражнения, медитации, методики переключения внимания, а также занятия спортом. Можно заранее оценить источники информации и выбрать только те, которым вы доверяете.
Большинству не мешает информационная перегрузка
Только несколько десятилетий назад «информация» в России была большим дефицитом. Люди жили в очень ограниченной информационной среде. И вряд ли тогда кто-то мог предположить, что в обозримом будущем человечество будет подвергаться радикально противоположной реальности — перенасыщенности сведениями, способными привести к абсолютному отстранению от мира и невозможностью справиться с простыми жизненными ситуациями без предварительного чтения стопки книг, статей и публикаций. По словам ученых и психологов, информационная перегрузка возникает, когда объем поступающего материала, который попадает в область восприятия, значительно превышает перцептивную способность. И это приводит к всевозрастающим трудностям в принятии адекватных решений и решении проблем вокруг нас. Также, несмотря на то, что весь день читаете материалы в интернете или смотрите телевизор, ощущаете пустоту. Каждый может попасть в ловушку информационной перегрузки: от бездельников, которые задаются вопросом «как убить время», до действительно активных и занятых людей, для которых чтение, изучение новых вещей и саморазвитие являются приоритетом; от маленьких детей до взрослых — людей, которые просто знакомятся с бесконечными возможностями интернета и средств массовой информации — во всех их разновидностях и формах. Особое внимание следует уделить этому синдрому студентам. Последствия информационной перегрузки Независимо от возраста и социального статуса она приносит с собой ряд ухудшений в работе мозга и тела в целом, что может вызвать ряд проблем: бессонницу, расстройства центральной нервной системы, проблемы с сердцем, иммунную недостаточность и т. Чрезмерное количество поступающей информации негативно сказывается и на качестве производительности.
Если вы честно и объективно подсчитаете, сколько часов тратите на чтение абсолютно ненужных новостей, то узнаете время, которое остается на выполнение работы полностью сосредотачиваясь и концентрируясь. И убедитесь в том, что оно уменьшается до не значительного количества. И последнее, но не менее важное — много информации убивает очень ценное свойство: человеческая интуиция.
В психологии информационная перегрузка относится к переизбытку входящей в наше сознание информации. По Тоффлеру, информационная перегрузка - это сенсорная перегрузка в Информационную эпоху. Сенсорную перегрузку понимали как причину дезориентации и отсутствие ответной реакции. Американский философ Элвин Тоффлер утверждал, что информационная перегрузка имеет подобного рода эффект только на более высоком когнитивном уровне, он пишет: «Когда человек погружается в быстро и нерегулярно меняющуюся ситуацию или новый насыщенный контекст, его предсказательная точность падает. Он больше не может сделать достоверную оценку, от которой зависит рациональное поведение».
По мере того как мир входит в новую эпоху глобализации, все большее число людей подключается к Интернету, чтобы провести собственное исследование и получить возможность производить и потреблять данные со все большего количества сайтов. Участники теперь классифицируются как активные пользователи, потому что все большее количество людей становится охваченным цифровой эпохой.
Зато самокритичность повышается в разы. Доступность общения Социальные медиа зачастую ведут к бесконечной самокритике, сравнению и отчаянию. Учеными было доказано, что начинать день с социальных сетей — нездоровая практика для психики.
От этой привычки у нас повышается уровень раздражения и депрессивных эмоций. Высокая продуктивность А причем тут продуктивность? Благодаря смартфону мы можем сделать больше работы и затратить меньше времени! К сожалению, это не совсем так. Современные исследования установили, что после того, как во время работы мы отвлеклись, чтобы проверить почту или пролистать новостную ленту, нам нужно около 25 минут, чтобы вернуться к прежнему уровню продуктивности.
Иллюзия выбора Кажется, что интернет предлагает бесконечный выбор, но так ли это? С точки зрения антропологии, наш мозг не сильно отличается от мозга человека, жившего 500 лет назад. Как тогда, так и сейчас, в среднем нам доступны 5—8 позиций, между которыми мы способны сделать объективный, вдумчивый выбор. Клиповое мышление Это способ восприятия окружающего мира в виде мозаики, пазлов, когда в сознании формируется яркий, но фрагментарный и кратковременный образ, который тут же сменяется другими, похожими. В конечном счете мы утрачиваем возможность воспринимать большой текст целиком, улавливать его смысл.
Также мы утрачиваем возможность излагать своими мысли полно и ясно, без сокращений. У нас уменьшается словарный запас, что приводит к появлению новых, коротких, емких слов, которыми пестрым интернет-пространство. Фото автора Roberto Nickson: Pexels В конечном счете любая наша мыль сжимается до поста в 140 символов. Чем опасна информационная перегрузка Обилие информации, которое на нас валится нескончаемым потоком привело к такому явлению современного мира, как информационная перегрузка. Одним из первых о информационной перегрузке заговорил Элвин Тоффлер в 1970 году.
Он называл это явление «сенсорной перегрузкой в Информационную эпоху». И первым предположил, что с развитием технологий и доступностью информации у человека может случиться «передоз». Впоследствии его теория была доказана.
Мы вынуждены слушать или смотреть на рекламу в общественных местах, соцсети заботливо автоматически загружают нам новостную ленту, ютуб — сам запускает следующее видео, сайты новостей — делают подборки с учётом наших интересов. Всё создано для того, чтобы удержать нас наше внимание. Обилие каналов передачи информации тоже играет свою роль. Радио, телевидение, баннеры, вывески, многочисленные мессенджеры, приложения, сайты — такое разнообразие делает человека уязвимым для перенасыщения информацией. Можно изучать новое и контролировать нагрузки. Но есть признаки, которые говорят о том, что происходит перегрузка мозга информацией. Признаки и последствия переизбытка информации 1.
Человек плохо запоминает полученную информацию или просто частично не замечает её. Становится сложно принимать решения, т. Сложно сосредотачиваться на одном занятии в течение длительного времени, человек хватается за разные дела, но не доводит их до конца. Из-за постоянных отвлечений сложно работать, постоянные переключения снижают качество и скорость работы. Это сказывается на ощущении самоэффективности и может снизить самооценку. Возникает ощущение безнадёжности или отчаяния из-за того, что нужно многое сделать или успеть, но у вас никак не получается сдвинуться с мертвой точки. Человек становится раздражительным, быстро устаёт, не ощущает себя отдохнувшим даже на выходных или в отпуске. Возникает фоновое ощущение тревоги, страха, появляются сложности с засыпанием, напряжение и скованность в теле. Фактически человек находится в состоянии постоянного стресса. Человек стремится к получению новой информации, постоянно проверяет почту или соцсети, чувствует себя некомфортно, когда такой возможности нет.
Нередко с самого рождения ребёнка водят на кучу «развивашек» и занятий, в итоге к первому классу он может совмещать учёбу и 3-4 секции. Естественно, это также приводит к переизбытку получаемой информации, ухудшению здоровья и постоянной усталости. Подросткам тоже приходится нелегко. Студенческая нагрузка в обычные дни составляет около 12 часов, и если добавить к ним еще 3-4 часа в интернете, то получится, что студенты находятся в информационном потоке практически круглосуточно. Это приводит к нервному напряжению, недовольству собой, чувству вины, повышению раздражительности. Так, взрослые могут принимать неверные решения, основанные на недостоверных данных из интернета. Известен случай, когда мать грудничка, который заболел воспалением лёгких, в поиске лечения обратилась к интернету, а не к врачам. В итоге драгоценное время было упущено, и ребёнок погиб. Как избавиться от информационной перегрузки Как же справиться с информационной перегрузкой и избежать негативных последствий? Первый шаг.
Выявите источники перегрузки.
С информационной перегрузкой предложили бороться так же, как с загрязнением воздуха
Феномен информационной перегрузки оказывает значительное негативное влияние и на человека, и на бизнес, и на общество в целом. Итак, по словам Пентины и её соавтора, в ответ на информационную перегрузку, связанную с потреблением новостей, людям «следует отказаться от дальнейших поисков информации. В 2010 году День информационной перегрузки был перенесен на 20 октября и с тех пор продолжает отмечаться в этот день. Советы, как избавиться от информационной перегрузки, научиться выбирать нужное из массива данных и повысить свою эффективность.
Информационная перегрузка: чтение может навредить?
Причины информационной перегрузки Мы испытываем напряжение от потока сообщений не из-за наличия гаджетов, которые рядом на работе, в дороге, утром за завтраком или вечером у подушки. Смартфоны и ноутбуки — это инструменты для получения информации. А причины ее перепотребления в другом. Выделю две основные: Первая — непрерывное потребление информации. Когда человек интенсивно думает, осмысливает задачу и приходит к выводам — это полезно. Но когда этот процесс становится перманентным, он перестает стимулировать мозг и создает обратный эффект. Вторая — это хаотичное потребление информации. Мы потребляем не просто много сообщений, часто мы делаем это бессистемно, быстро переключая внимание.
Это утомляет и выбивает из колеи. Неочевидные риски информационных перегрузок Утомляемость, утрата навыка долгой концентрации — это самые первые следствия, которые мы испытываем на себе от информационных перегрузок. Я хочу рассказать о более долгосрочных эффектах. Иллюзия деятельности Когда ты постоянно включен в несколько информационных процессов — написали в чате, прочел громкую новость, а затем и комментарии под ней, — создается ощущение постоянной сопричастности к реальным ситуациям. А между тем никакой созидательной деятельности не осуществлялось. Это создает колоссальный отрыв от реальности. Можно перестать оценивать качество своих компетенций, свой социальный статус, подменить понятие профессионализма обсуждением поверхностных тем на форумах.
Потеря себя Появляются «я какой есть» и «я виртуальный», который в Сети ведет себя иначе, чем в жизни. Плохо, когда второе «я» начинает доминировать. Информационный перегруз ведет к дефициту времени, у нас не остается моментов на то, чтобы почувствовать себя, услышать свои внутренние стремления. Читая самые популярные новости, открывая первые ссылки в поиске, мы ходим по кругу вслед за миллионами потребителей легких и доступных сообщений, поэтому становимся очень похожи друг на друга и лишаем себя собственной глубины и идентичности. Снижение эффективности Здесь речь не только о быстрой усталости, причина которой уже объяснялась. Когда на мозг обрушивается информации больше, чем он способен переработать, он перестает адекватно ее воспринимать и переходит в упрощенный режим работы — выполнение самых элементарных задач. Это ослабляет способность думать и снижает творческий потенциал.
Что касается интернет-зависимости: если человек часто залезает в соцсети, но посмотрев очередное сообщение, выключает компьютер и занимается другими делами, значит, с ним, вероятнее всего, пока все в порядке. Сколько времени современные люди проводят в соцсетях! Вывешивают там фотографии, с нетерпением ждут лайков... Лайк - это знак, что тебя заметили, похвалили. И было обнаружено, что если лайков много, активируются зоны мозга, которые связанные с вознаграждением и подражанием.
А еще в этом же исследовании подросткам показывали картинки с рискованным поведением. Например, кто-то катается на крыше поезда. Так вот, было замечено, что при большом количестве лайков снижается активация контроля в областях мозга, связанных с управлением собственным поведением. А если лайков мало, этого не происходит. Получается, что мы как бы делегируем ответственность за поведение тем, кто уже пролайкал подобное.
То есть, эти простенькие значки из социальных сетей значительно перестраивают работу мозга. Человек воспринимает это как новую социальную реальность, в которой ориентируется на те знаки, которыми определенная соцсеть пользуется. Любому приятно, когда его похвалят. Конечно, хочется, чтобы похвалили ещё и еще, поэтому человек ждет большего количества лайков. Вот только что я ехал в лифте с девчонкой, которая, как только вошла, тут же уткнулась в смартфон - Вы зависите от ложки?
Но вы же не можете есть суп без ложки. В 2013 году психолог Эдриан Уард провел исследование: он просил людей припоминать факты из школьной географии. При этом одна половина вспоминала самостоятельно, а другая могла загуглить. После завершения эксперимента их просили оценить, насколько хорошо они помнят школьную программу. Имевшие возможность загуглить оценивали свою память выше.
То есть получается, что грань между собственной памятью и интернетом стирается. А когда этим же людям предлагали заучивать новые факты, то те, гуглившие и оценившие свою память выше, запоминали хуже. Выходит, человек считает, все что он может найти в сети - это его собственная память. То, что на экране подсвечивается в качестве ключевых слов - его собственное внимание, путь, который прокладывает навигатор - его собственная пространственная ориентация. Но снижается ценность того, что мы называем эрудицией - ценность знания большого количества фактов.
Потому что эту информацию теперь легко найти. Поэтому не будем прилагать усилий для того, чтобы запомнить то и это. Как и не будем прилагать усилий, чтобы запомнить чей-то номер, если телефон сам его за нас наберет.
Спокойствие, только спокойствие. С теми, кто считает информационную перегрузку продуктом исключительно информационного общества — раньше, мол, информационной перегрузки не было — можно поспорить. Информационная перегрузка — обязательная часть нашей жизни, нашей культуры.
Она была, есть и будет всегда. Уже упомянутый нейрофизиолог Торкел Клингберг, в своей книге рассказывает, что человеческий мозг всегда занимается фильтрацией информации, которая к нему поступает. Это его априорное свойство. А гарвардский историк Эн Блэр исследует различные упоминания информационной перегрузки до Нового Времени. Автор приходит к выводу, что первые зафиксированные жалобы на перегрузку встречаются еще в античности. Рафаэль Санти «Афинская школа» Можно сказать — надеюсь когда-нибудь эту гипотезу доказать — что в разные исторические эпохи культура по-разному адаптируется к информационной перегрузке, и через эти способы адаптации можно изучать культурные изменения.
Поэтому, с одной стороны, от информационной перегрузки нельзя избавиться совсем — это тот challenge, который держит нас в тонусе, но, с другой стороны, есть многообразие практик, которые помогали человеку подстроиться, адаптироваться к перегрузке и помогают сейчас. Не кажется ли вам, что если ранее стояла проблема, как передать информацию, сейчас важнее договориться, по какому каналу, в каком приложении, ее ждать? Как не потерять важное письмо, детали беседы, начатой по телефону и продолженной в мессенджере? Как ни парадоксально, люди находят спасительный ключ в том, «что нас не убивает». Также формируются новые этические правила общения, которое ведется одновременно по нескольким каналам. Отфильтровать , не успеваю , читать Пожалуйста, расскажите о своем исследовании информационной перегрузки.
Каковы первые результаты? Мое текущее исследование подчинено цели — выявить, какие формы адаптации к информационной перегрузке есть у современного человека. Не могу сказать, что я ее уже достигла. Для начала я выбрала узкую группу людей — студентов, связанных по своей специальности с медиа. Выбрала потому, что высшее учебное заведение — это рассадник информационной перегрузки, и студенты, если они туда ходят, подвержены ей в обязательном порядке. Сфера работы с медиа также требует активизации умений адаптироваться к потоку информации.
Правда, коллеги шутят надо мной, что я выбрала самых доступных информантов. В дальнейшем я планирую расширять выборку. Один из первых результатов состоит в том, что нет единого понимания, что есть информационная перегрузка. Я специально не давала информантам своего видения, а начинала интервью с вопроса о том, чувствуете ли вы информационную перегрузку, если да, то как. В итоге получилось, что совсем разные ощущения воспринимаются как информационная перегрузка, а, что еще интереснее, что для одного — перегрузка, для другого — вовсе нет. Пока что я выделяю два множества практик, связанных с ощущениями информационной перегрузки.
Возможно изменение пищевых привычек — отсутствие аппетита или, наоборот, заедание дурных новостей. Обратите внимание на соматические симптомы: нарушения сна, головные боли, расстройство ЖКТ — частые спутники тревог. Даже самая невинная просьбы родного человека или друга, может вызвать вспышку гнева или агрессии. Как справиться с информационной тревожностью и думскроллингом? Чтобы оставаться бдительным и критически настроенным, стоит сократить уровень информационной тревожности. Для этого нужно: Отбирать источники информации, выбрать своих лидеров мнений, научиться отключать гаджет на ночь, отключать уведомления, пользоваться авиарежимом. Для самостоятельного преодоления стресса от негативного инфополя хороши различные техники самоуспокоения, например, дыхательные упражнения, медитации, методики переключения внимания, а также занятия спортом. Можно заранее оценить источники информации и выбрать только те, которым вы доверяете. Включите в свое расписание то, что будет переключать вас на позитивные эмоции: прогулки, хобби, встречи с друзьями. Выработайте привычку анализировать поступающую информацию.
Как с вами связано то, что вы сейчас читаете или видите в новостях? Что вы можете сделать для исправления ситуации? Если ничего, то может быть существуют другие ситуации, требующие вашего внимания, например, вам необходимо доделать проект или кому-то из ваших друзей срочно нужна помощь. Уметь снижать информационную нагрузку и правильно ее распределять — это тоже важный навык. Избавиться от лишних подписок. Как это повлияло на Вашу жизнь? Во-вторых, самостоятельное формирование своего эмоционального фона — доставляйте себе удовольствие, радуйте себя. В-третьих, справиться с синдромом информационной усталости вам поможет улучшение контакта с собственным телом, которое сможет стать вам надежной опорой. Как позаботиться о собственном теле? В помощь телесные практики: массаж, баня, спа-процедуры, медитации, дыхательные и голосовые практики, физические нагрузки, прогулки, общение, контакт с природой и конечно же сон.
А, возможно, и телесно-ориентированная психотерапия.
Ставим фильтры: как управлять потоками информации
Это может привести к информационной усталости, перегрузке и думскроллингу. Весь этот объем контента из интернета и социальных сетей, безусловно, отражается на здоровье человека, создавая информационную перегрузку. Феномен информационной перегрузки оказывает значительное негативное влияние и на человека, и на бизнес, и на общество в целом.
Информационная перегрузка мозга: кто виноват, и что делать?
Техники восстановления Грамотное восстановление — один из главных способов защиты от информационных перегрузок. Отстроить себя от источника усталости — потоков информации — и найти другой источник наполнения. В этом принцип всех техник для подобных ситуаций. Информационное голодание Речь не о дауншифтинге на острове без вайфая. Устраивать временное информационное голодание важно с определенной периодичностью. В масштабе дня это несколько часов без доступа в Сеть, когда вы занимаетесь отвлеченной деятельностью — печете пирог, разбираете бумаги на рабочем столе, пьете кофе, обедаете. Создайте для себя ежедневные ритуалы — несколько минут медитации, нахождение в приятной обстановке аромасвечи, комната релаксации. В масштабе недели полезно выбирать день или два офлайн-жизни без взаимодействия с Интернетом. Это позволит избавиться от ощущения гонки. Информационное голодание не означает ограждение себя от любых поступающих извне сообщений.
Пусть их характер будет иным. Встречи с друзьями, семейные беседы восстанавливают и придают сил. Флоатинг Флоатинг — один из моих личных способов «перезагрузки». Это продолжительное нахождение в комнате без света, цвета и иных отвлекающих факторов, в течение часа или двух. Это оставление себя наедине с собой и отсечение от внешнего мира дают очень хороший эффект расслабления и наполнения энергией. Физическое развитие Такой же эффект дают занятия спортом, любым, который вам по вкусу. Речь идет не о целенаправленных и трудоемких тренировках с целью увеличить мышечную массу или пробежать марафон, а о занятиях в удовольствие. Физическое расслабление — спа, массажи, успокаивающая ванна дома — позволяет снять общее напряжение. Взаимодействие с природой Самый эффективный источник сил для человека — это природа.
Вода, земля, огонь, воздух — взаимодействие со стихиями лежит в основе многих восстановительных практик. Если нет возможности выбраться на лесную прогулку, рыбалку, восстановиться можно, наблюдая за пламенем свечи, гуляя в городском парке. Творчество руками Зафиксируйте себя в пространстве и времени — больше тактильных активностей.
Данное утверждение позволяет выявить взаимосвязь роли информационной перегрузки в дисфункциональном принятии решений и поведении человека с происходящими изменениями во внутренней и внешней среде. При росте информационного потока человек утрачивает возможность действовать эффективно и демонстрирует нерациональное поведение в попытках справиться с объёмом поступающей информации. Проблема информационной перегрузки неоднократно рассматривалось в трудах отечественных и зарубежных экспертов, таких как: А. Тоффлер, А. Еляков, С. Милгрем, В. Жмуров, О. Золотова, Л. Пронина, А. Ильюшенко и других, но до сих пор данный феномен не является предметом отдельного исследования. В рамках настоящей работы мы раскроем особенности влияния информационной перегрузки на способности личности принимать решения. Для понимания особенностей информационной перегрузки обратимся к различным теоретическим подходам к определению данного понятия. В когнитивной психологии информационная перегрузка понимается как «ситуация, в которой индивиду приходится обрабатывать слишком большой объём информации за определённое время или слишком много запоминать в отведённые для этого сроки» [7]. Ценность данного определения заключается в очевидном диссонансе между скоростью поступления новой информации и линейностью времени, в котором находится человек. На индивидуальном уровне информационная перегрузка провоцирует чувство неоднозначности знаний и ощущение отсутствия инструментов для принятия рациональных решений. Так, философ эпохи Просвещения Дени Дидро предсказал этот феномен в своих работах ещё в XVIII веке, сравнивая процесс поиска, скрытого в постоянно растущем количестве книг, с поиском доли правды, скрытой в природе от непосредственного изучения всей вселенной [8]. Научный интерес к феномену информационной перегрузки появился после того, как 1974 году был проведен эксперимент, подтверждающий гипотезу о том, что потребитель обладает конечным пределом объема информации, которую он может эффективно использовать. Суть эксперимента заключалась в том, что испытуемые должны были выбрать из списка брендов наиболее оптимальные товары для их нужд. С ростом числа брендов участникам всё тяжелее давался выбор, а процесс принятия решения занимал всё больше времени. Гипотеза подтвердилась: объем информации влияет на качество принимаемых решений. Эта информация также легла в основу настоящей работы [3]. Последующие исследования помогли установить связь способности человека принимать оптимальные решения под влиянием информационных потоков. При этом информация, получаемая человеком сверх допустимого объема, перестает учитываться, вследствие чего начинается резкое падение качества принимаемых решений, что является отражением влияния информационной перегрузки. Помимо этого, информационная перегрузка приводит человека к стрессу и нервному истощению, негативно влияет на способность определять приоритеты и удерживать в памяти значимую информацию [2]. Также следует отметить влияние «ошибочного восприятия» на принятие решений, спровоцированного попыткой проанализировать информацию под руководством привычных, шаблонных действий.
В конце XVIII века бристольский врач Томас Беддоуз яростно критиковал информационное перенасыщение, называя его «тиранией быстрого и отрывочного чтения», что, по его мнению, вызывало мозговые расстройства. Проблемы мышления обсуждались всерьез в том числе и потому, что обрывочное и легкое чтение рассматривалось как один из симптомов общественного упадка. Беддоуз утверждал, что его эпоха больна хроническим информационным перенасыщением: «Все эти памфлеты, статьи, повести и газеты — как запутывают они разум! Читали ли вы новую пьесу, новую поэму, новый памфлет, последний роман? Нельзя посетить образованную компанию, не будучи готовым отвечать на эти вопросы и все те вопросы, которые они, в свою очередь, порождают! Тогда, так и сейчас, перед человечеством встал вопрос — а каково значение информации? Как использовать ее для получения знания? Сама фраза «слишком много информации» поднимает вопрос о сравнительной важности разных фактов по отношению друг к другу, заставляет задуматься над тем, как отличить полезную информацию от бесполезной. Не всем удается разрешить эту проблему. Массив информации можно превратить из тяжкого груза в имеющее пользу знание только при помощи выбора и интерпретации. Любопытно, что современные термины вроде «Информационная Эра», «Информационное Перенасыщение», «Информационный Взрыв» — все они имеют отношению к абстрактному количеству информации, а не ее качеству. Мы исчисляем данные, считаем их в байтах, знаках, дюймах, газетных колонках, но не рассматриваем с точки зрения пользы. Эта пассивность по отношению к информации особенно пугает в образовании: преподаватели пишут свои учебные программы с учетом дефицита внимания, от которого якобы страдает молодежь Информационной Эры. В высших учебных заведениях все чаще говорят о том, что ученики просто неспособны читать серьезные, сложные, большие тексты. Подобное отношение к проблеме «отрывочного внимания» в высших учебных заведениях, видимо, стало ответом на сложности, с которыми сталкивается студент, страдающий от «синдрома информационной усталости». Пока что на вопросы, поднятые информационным перенасыщением, пытаются дать лишь один ответ: ускорение и облегчение каталогизации информации. Но новые технологии хранения и доступа к информации не отменяют стоящего перед потребителями вопроса: а зачем вообще нужна эта информация? В чем ее ценность? Смысл — это вопрос культуры, а не технологии. Но к сожалению западные общества больше не желают утруждаться поисками смысла. Это желание часто облекается в популярную фразу «too much information», или ее аббревиатуру — TMI. Фраза часто используется в качестве шутливого предостережения, когда человек рассказывает о личной жизни или высказывает неуместные суждения. Но сам факт того, что в ежедневных разговорах заходит речь о количестве информации, получаемой из личной беседы «too much» , показывает, что наши современники слишком легко принимают роль пассивного потребителя информации. Нико МакДональд, британский писатель, изучающий интернет-культуру, считает информационное перенасыщение следствием явления, которое он называет Paradigm Underload нехватка парадигмы. МакДональд отмечает, что перед обществом сегодня стоит не вопрос количества информации, а вопрос разработки инструментов и парадигм, позволяющих «фильтровать, приоритизировать, структурировать и понимать информацию». Без новой парадигмы поиск Больших Идей вытеснит слепое поклонение Большим Данным. С сокращениями - источник.
В 2007 году блог New York Times описал e-mail как причину, по которой экономика теряет 650 миллиардов долларов. В апреле 2008 года New York Times сообщила, что "электронная почта стала бичом некоторых людей в профессиональной жизни" из-за перегрузки информацией, но "ни один из современных громких интернет-стартапов, сосредоточенных на электронной почте, в действительности не устраняет проблему перегрузки, потому что никто не помогает готовить нам ответы". Компилируя статистические данные с комментариями экспертов, она сообщала, что в 2010 году 294 млрд сообщений отправлялось ежедневно, в 2009 — 50 млрд. Цитируя автора: Маша Эган, эксперт по рабочей продуктивности, заявила, что люди должны понимать разницу между работой с электронными письмами и их сортировкой. Это означало, что прежде, чем сразу же отвечать на каждое письмо, следует удалить ненужные электронные письма и рассортировать остальные. Потом Эган говорит: мы более проводимые, чем когда-либо прежде, и в результате мы должны быть более внимательны, управляя электронной почтой, иначе она будет управлять нами. The Daily Telegraph цитирует Николаса Карра, бывшего исполнительного редактора Harvard Business Review и автора книги «Пустышка: Что интернет делает с нашими мозгами», в которой говорится, что электронная почта эксплуатирует наш основной человеческий инстинкт поиска новой информации, делая людей зависимыми, заставляя их «бездумно нажимать рычаги в надежде получить дозу социальной и интеллектуальной пищи». Его озабоченность разделяет Эрик Шмидт , исполнительный директор Google , который заявил, что «мгновенные устройства» и обилие информации, воздействию которой люди подвергаются посредством электронной почты и других технологических источников может оказывать воздействие на мыслительный процесс, препятствуя глубокому мышлению, пониманию, тормозит формирование воспоминаний и затрудняет процесс обучения. Это состояние «когнитивной перегрузки» уменьшает возможность удержания информации и не позволяет соединить воспоминания, переживания, хранящиеся в долговременной памяти, оставляя мысли «тонкими и рассеянными». Это отражается и в образовательном процессе.
День информационной перегрузки
Вывод из исследования объясняет как должна быть распределена медицинская информация и как должны проводиться информационные кампании для предотвращения распространения в интернете неуместной или некорректной информации. Кроме того, существует множество книг, публикующихся, чтобы способствовать более глубокому пониманию информационной перегрузки и обучить читателя обрабатывать информацию более осознанно и эффективно. Это такие книги как «Выживание в информационной перегрузке» Кэвина Миллера, «Управление информационной перегрузкой» Линн Лайвели и «Принцип релевантности» Стефании Лучетти, продуктивно рассматривающие эту тему. Проблема организации Некоторые ученые-когнитивисты и графические дизайнеры подчеркивают различие между сырой информацией и информацией в той форме, в которой мы можем использовать ее в мыслительных операциях. С этой точки зрения информационную перегрузку нагляднее будет показать как организацию недогрузки. То есть, они предполагают, что проблема заключается не столько в объеме информации, но в том, что мы не можем понять, как ее использовать в сыром или предвзятом виде, в котором она предстает нам. Авторы, которые приняли этот курс, художник-график и архитектор Ричард Соул Вурман человек, который придумал фразу «информационный архитектор» и статистик и когнитивный ученый Эдвард Тафт. Вурман использует термин «информационная тревога», чтобы описать наше отношение к объему информации в целом и наши ограничения на ее обработку. Тафт, в первую очередь, фокусируется на количественной информации и анализирует способы организации больших сложных наборов данных визуально облегчающих ясное мышление.
Согласно исследованиям американского социолога, А. Инкелеса, современную личность следует рассматривать как совокупность определенных личностных характеристик человека, складывающихся в процессе модернизации, под влиянием средств массовой коммуникации, образования и индустриального опыта. Исследователь обнаружил, что отличительными характеристиками современной личности является внутренняя независимость, открытость к инновациям и изменениям, а также развитость чувства социальной ответственности [13].
Большое значение в развитии современной личности играют процессы внутренней и внешней среды. В данном контексте можно отметить, что в начале XXI века произошел толчок для кардинальных изменений мыслительной деятельности общества. Повсеместное внедрение научно-технических и инновационных достижений привело к возникновению такой проблемы, как информационная перегрузка.
Иными словами, увеличение информационных потоков привело к проблемам общества, связанным с восприятием и мышлением, дезориентаци е й человека в пространстве, формированием скептического отношения к информационным источникам и, как следствие, отсутствию адекватной ответной реакции. Элвин Тоффлер писал: «Когда человек погружается в быстро и нерегулярно меняющуюся ситуацию или новый насыщенный контекст, его предсказательная точность падает. Он больше не может сделать достоверную оценку, от которой зависит рациональное поведение» [6].
Данное утверждение позволяет выявить взаимосвязь роли информационной перегрузки в дисфункциональном принятии решений и поведении человека с происходящими изменениями во внутренней и внешней среде. При росте информационного потока человек утрачивает возможность действовать эффективно и демонстрирует нерациональное поведение в попытках справиться с объёмом поступающей информации. Проблема информационной перегрузки неоднократно рассматривалось в трудах отечественных и зарубежных экспертов, таких как: А.
Тоффлер, А. Еляков, С. Милгрем, В.
Жмуров, О. Золотова, Л. Пронина, А.
Ильюшенко и других, но до сих пор данный феномен не является предметом отдельного исследования. В рамках настоящей работы мы раскроем особенности влияния информационной перегрузки на способности личности принимать решения. Для понимания особенностей информационной перегрузки обратимся к различным теоретическим подходам к определению данного понятия.
В когнитивной психологии информационная перегрузка понимается как «ситуация, в которой индивиду приходится обрабатывать слишком большой объём информации за определённое время или слишком много запоминать в отведённые для этого сроки» [7]. Ценность данного определения заключается в очевидном диссонансе между скоростью поступления новой информации и линейностью времени, в котором находится человек. На индивидуальном уровне информационная перегрузка провоцирует чувство неоднозначности знаний и ощущение отсутствия инструментов для принятия рациональных решений.
Так, философ эпохи Просвещения Дени Дидро предсказал этот феномен в своих работах ещё в XVIII веке, сравнивая процесс поиска, скрытого в постоянно растущем количестве книг, с поиском доли правды, скрытой в природе от непосредственного изучения всей вселенной [8].
И это приводит к всевозрастающим трудностям в принятии адекватных решений и решении проблем вокруг нас. Также, несмотря на то, что весь день читаете материалы в интернете или смотрите телевизор, ощущаете пустоту. Каждый может попасть в ловушку информационной перегрузки: от бездельников, которые задаются вопросом «как убить время», до действительно активных и занятых людей, для которых чтение, изучение новых вещей и саморазвитие являются приоритетом; от маленьких детей до взрослых — людей, которые просто знакомятся с бесконечными возможностями интернета и средств массовой информации — во всех их разновидностях и формах. Особое внимание следует уделить этому синдрому студентам.
Последствия информационной перегрузки Независимо от возраста и социального статуса она приносит с собой ряд ухудшений в работе мозга и тела в целом, что может вызвать ряд проблем: бессонницу, расстройства центральной нервной системы, проблемы с сердцем, иммунную недостаточность и т. Чрезмерное количество поступающей информации негативно сказывается и на качестве производительности. Если вы честно и объективно подсчитаете, сколько часов тратите на чтение абсолютно ненужных новостей, то узнаете время, которое остается на выполнение работы полностью сосредотачиваясь и концентрируясь. И убедитесь в том, что оно уменьшается до не значительного количества. И последнее, но не менее важное — много информации убивает очень ценное свойство: человеческая интуиция.
При рождении она очень хорошо развита, но по той или иной причине, на протяжении многих лет подавляется. И одной из причин является неразборчивый поток информации. Как не допустить информационных перегрузок К счастью, интуиция, производительность и здоровье могут быть возвращены в норму. Для этого необходимо установить приоритеты и придерживаться их.
День информационной перегрузки — это напоминание о необходимости отключиться и вернуться к истокам. Отфильтруйте входящую информацию Не вся информация жизненно важна. Отдохните от информационного беспорядка, фильтруя информацию, которую вы получаете.
Открывайте только самые важные электронные письма и не открывайте слишком много вкладок одновременно. Сделай перерыв Если есть возможность, выключите на время свои устройства и сделайте информационный перерыв. Согласно Encyclopedia. Время переоценить важность Этот день дает нам возможность изучить наши цифровые привычки и оценить, насколько полезна информация, которую мы отправляем и получаем. Время подключения Количество отправленной и полученной информации не отражает реальной ситуации.
Информационная перегрузка: скрытая угроза современной эпохи
Однако информационная перегрузка постепенно приводит к бездействию – человек не может принять решение, так как его парализует обилие вариантов. «Информационная перегрузка возникает тогда, когда в систему вводится больше информации, чем она способна обработать. Однако в случае с Apple и их приложением Apple News существует риск внедрить себя в привычки людей, потребляющих новости, и попытаться изменить поведение клиентов.