Новости действующая толпа подразделяется на спасающуюся стяжательскую

1. Дать определения понятиям: социальный конфликт, народные массы, социальное поведение, социальные движения, масса, толпа, поведение, социальное поведение личности, публика, коллективное поведение, девиантное поведение. Действующая толпа.

6.2. Социальное поведение

То, насколько быстро формируется толпа, а также её размеры, зависит от информационной ценности и необычности случившегося. Допустим, на дереве застрял котёнок — вряд ли соберётся хотя бы сотня человек, чтобы посмотреть, как его будут оттуда доставать. А если внезапно кто-то посреди улицы поставит чемодан с миллионом рублей и скажет, что через 10 минут отдаст его тому, кто ему больше всех понравится? Люди, наверное, и с работы убегут ради такого. Экстатический тип Нельзя не упомянуть и его. Экстатическая толпа — это скопление людей, которые доводят себя до исступления посредством совместных ритуальных или молитвенных действий.

Произошло данное понятие от слова «экстаз». Истории известен поразительный пример. Речь идёт о танцах святого Витта — празднике, возникшем в эпоху средневековой чумы. Люди устали от происходящего и так хотели забыть этот кошмар, что обезумели и танцевали до смерти. Причём в прямом смысле слова.

Литература Рассматриваемый феномен отлично обрисован великим поэтом М. Лермонтовым в его стихотворении под названием «Как часто пёстрою толпою окружен…». В данном произведении литератор умело изобразил презираемое им общество, обличив жизненный «маскарад» и холодную бездушность светского общества. Ему удалось как нельзя лучше передать нагромождение образов, а такие речевые фигуры, как «приличье стянутых масок», «бездушные люди», «давно бестрепетные руки» и «дикий шёпот затверженных речей» будто бы переносят читателя в ту атмосферу — да что там, в тот зал, где и происходил бал. Про стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружен…» на самом деле можно рассказать больше, провести намного более подробный и глубокий анализ.

Впрочем, каждый и так найдёт в нём нечто цепляющее, берущее за душу. Обязательно стоит его прочитать хоть раз. Признаки толпы Их тоже нелишне отметить вниманием. Виды толп отличаются по условиям и обстоятельствам, но признаки у них одинаковые. Вот какие считаются основными: Многочисленность.

В малых группах не возникают психологические феномены, являющиеся типичными для толпы. Повышенная контактность. Все люди находятся на минимальном расстоянии друг от друга. Иногда его и вовсе нет. Так что каждый индивид входит в персональное пространство своего «соседа».

Эмоциональная возбуждённость. Как уже было сказано ранее, неуравновешенные динамические состояния и волнения — это типичные психологические состояния толпы. Толпы образуются стихийно. В них нет организованности, а если она появляется, то теряется очень быстро. Этапы формирования В толпе у человека формируются и проявляются новые качества.

Иногда они могут кардинально отличаться от тех, что присущи индивиду в повседневной жизни. Сознательная, умеющая думать и отвечать за свои действия личность исчезает. На ее месте возникает общее чувство, сформированное из идей и предпочтений разных личностей. Читайте также: Как перестать постоянно краснеть при волнении и разговоре: полезные советы В таком случае сборище людей уже не является простой, стихийно созданной толпой. Образуется «коллективная душа» — база для формирования организованного столпотворения.

Участники становятся одухотворенными. Они подчиняются всеобщему закону единства толпы. Но случайного нахождения в одном месте в одно время недостаточно, чтобы масса обрела организованный характер. Нужно влияние каких-либо возбудителей. Согласно поведению коллектива и роли общественного мнения определяют виды формирования групп.

Образуется случайно по поводу разных событий, обычно негативного характера ДТП, задержание правонарушителя, драка. Типичное место формирования — улица. Поведение массы часто носит агрессивный характер. Через некоторое время в ней может появиться лидер. Но признаки организованности нестабильны.

Как только происшествия окончится, толпа расходится. Образование с нечеткими границами. Отличается от толпы более высоким уровнем организации. Ее главный признак — сознательность участников. Характеризуется неустойчивостью.

Роль организатора более важна, чем в толпе. Обычно он не выбирается спонтанно, а известен заранее. Отличительная черта — люди собираются с определенной целью для кратковременного совместного времяпрепровождения. Цель сбора — зрелище. Публику объединяет психическая связь.

Из-за наличия общей цели публикой проще управлять, чем толпой или массой. Но любой инцидент может сделать ее практически неуправляемой бойня, ссора. Публика собирается из-за желания потребления одинакового духовного или информационного продукта. В отличие от толпы или массы, формируется не на территориальной, а на духовной базе. Поведение человека в толпе Оно тоже представляет собой определённый интерес.

Поведение человека, находящегося в толпе, меняется из-за окружающих его обстоятельств. И вот что наблюдается в подавляющем большинстве случаев: Снижение интернальности. Пропадает самоконтроль — у индивида усиливается зависимость от толпы, он бессознательно подчиняется влиянию толпы. Способность регулировать собственное поведение пропадает. Утрата индивидуальности.

Все участники толпы постепенно приходят к одинаковому уровню психолого-поведенческих проявлений. Какими бы разными они ни были — каждый в итоге становится похож друг на друга. Неспособность концентрироваться на одном объекте. Проявляется некритичность мышления, внимание легко переключается. Быстрое усвоение и последующее распространение полученной информации.

При этом человек может ещё и непроизвольно исказить, преувеличить услышанное. Так в толпе появляются слухи. Под влиянием внешних обстоятельств человек легко верит в то, что при другом раскладе счёл бы бредом. Сюда относится ложь, дезинформация, заведомо невыполнимые обещания, абсурдные лозунги, призывы и т. Повышенная активация.

Когда человек находится в толпе, все его ресурсы мобилизуются. Именно поэтому нередко люди в таких условиях проявляют такие физические и психологические качества, которые казались ему недоступными. Иными словами говоря, человек сам удивляется тому, на что он, оказывается, способен. Нетипичность поведения. Иногда человек, находясь в толпе, может начать делать то, чего никогда бы ни совершил.

А потом, вспоминая случившееся, будет отказываться в него верить. И это — лишь некоторые причины, по которым феномен толпы представляет интерес для изучения специалистами. Ведь это не просто скопление людей. Толпа представляет реальную опасность — причём как для окружающих, так и для тех, кто находится внутри неё. Психология толпы явные и скрытые угрозы Массовые мероприятия — форма социального общения между людьми и способ выработки единства установок личности Любое массовое мероприятие обладает тремя признаками: большое количество людей, степень организованности действий и наличие цели.

При любом массовом мероприятии большое значение имеет организация его проведения, чтобы оно не привело к нарушению общественного порядка, не создало угрозу общественной безопасности, не помешало бы деятельности органов власти и управления, не повлияло бы на нормальную работу транспорта и систем жизнеобеспечения граждан. Другими словами, важно, чтобы организованное массовое мероприятие не превратилось в скопление большого количества людей со всеми признаками толпы. Есть определенное противоречие между необходимостью обеспечивать силами органов внутренних дел личную и общественную безопасность при проведении массовых мероприятий и недостаточными знаниями сотрудниками ОВД психологии толпы и специфики её разновидностей. Недостаток таких знаний может привести к неправильному принятию решений в экстремальных ситуациях и к неверному выбору стратегии профессионального поведения при обеспечении общественного порядка. Разновидности толпы с точки зрения психологии Рассмотрим основные положения, касающиеся психологии толпы и её разновидностей, как с точки зрения классической психологической науки, так и с позиции современных научных подходов к классификации и сущности данного феномена.

Под толпой в психологии понимают временное бесструктурное скопление в большинстве случаев незнакомых между собой людей, как правило, не имеющих конкретно осознаваемой общей цели, но взаимосвязанных сходным эмоциональным состоянием и общими объектами внимания. Первые и до настоящего времени наиболее точные теоретические подходы к пониманию психологии толпы представили в своих работах французский психолог, антрополог и социолог Г. Лебон и австрийский психиатр, создатель психоанализа З. В частности, Г. Лебон характеризовал толпу как «психологическую массу», способную растворить в своей среде любую индивидуальность: «В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие её индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятие, их характер и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы».

В этой же работе Г. Лебон приводит утверждение, которое стало известным афоризмом «Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится её повелителем; кто же стремится образумить её, тот всегда бывает её жертвой». Фрейд, разделяя такие сходные феномены, как «психологическая масса» и «толпа», отмечал, что толпа — просто бесструктурное сборище людей, в то время как психологическая масса представляет собой сообщество индивидов, где существует либидозная привязанность к вождю лидеру , личность которого подменяет собственные сознание, интеллект и ответственность. Фрейд считал, что индивиды, составляющие психологическую массу, регрессируют к более ранней ступени развития цивилизации, «… которую мы привыкли находить у дикарей». Лебон и З.

Фрейд впервые в науке описали такие характеристики толпы, как «заражаемость» и «внушаемость», которые рассматривались ими как феномены суггестивного порядка: «Заражаемость есть… феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода.

Особенность толпы состоит и в специфике социально-психологических явлений, определяющих единообразие поведения ее участников. Дело в том, что толпа создается главным образом на базе противопоставления данной общности объекту недовольства. Толпу делает общностью нередко именно то, что «против них». Это, конечно, не слепая ненависть ко всему, с чем люди себя не идентифицируют.

Тем не менее, в толпе противопоставление «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко весьма опасной величины. У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» — «мы» безупречны, во всем виноваты «они». Толпа считается только с силой, и доброта ее мало трогает, для толпы доброта — одна из форм слабости. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность.

Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными. В темпераменталъной сфере психологические особенности толпы проявляются в физической активности и диффузности. Физическая активность. Стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи — характерный признак толпы.

Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу, весьма разнообразны — этим объясняется ее чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно нарождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно. Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают наиболее важное свойство толпы — ее легкую превращаемость из одного вида или подвида в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно.

Знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях либо в целях сознательного предотвращения ее особо опасных действий. В моральной сфере психологические особенности толпы чаще всего обнаруживаются в моральности и религиозности. Толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, очень возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и др. Все убеждения толпы имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству. Толпа нуждается в религии, так как все верования усваиваются ею лишь в том случае, если они облечены в религиозную оболочку, не допускающую оспаривания.

Верования толпы всегда имеют религиозную форму. Психологические особенности индивида в толпе В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе. Человека в толпе характеризуют следующие черты. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности.

Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю.

Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.

Состояние единения ассоциации. В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать или, напротив, не сделать то, чего они никогда бы не сделали или, напротив, что непременно сделали бы при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы.

Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Существу ют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, слившийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе. Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта.

Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности. Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности.

Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе — здесь понятия о невозможности не существует. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость.

Утрачивается психическая надстройка каждой личности и вскрывается и выходит на поверхность аморфная однородность. Поведение индивида в толпе обусловливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией.

Их полностью поглощает страх. Спасающуюся толпу, являющуюся более предсказуемой, можно подчинить организации, так как у её участников какое-то время сохраняется способность регулировать своё поведение и осознавать происходящее. Экспрессивный тип Само название определяет характеристику данного вида толпа. Экспрессия — это яркое проявление мыслей, настроений и чувств. А ещё темперамента. Что представляет собой экспрессивная толпа? Скопление людей, которое ритмически выражает определённую эмоцию.

Это может быть что угодно — возмущение, радость, гнев, энтузиазм. Яркий пример — люди, скандирующие на митинге лозунг. Или футбольные фанаты, всей своей толпой поддерживающие кричалкой любимую команду. В некоторых случаях ритмическое выражение эмоций принимает интенсивную форму, в связи с чем появляется феномен массового экстаза. По характеристике и по образованию экспрессивная толпа людей похожа на действующую. Её участники тоже утрачивают самосознание, они также начинают контактировать с неосмысленной и быстродействующей отзывчивостью. Но есть принципиальное различие. Дело в том, что участники экспрессивной толпы не вырабатывают образа той или иной цели. Соответственно, внушение не приводит к созданию плана действия и к его осуществлению непосредственно.

Можно выразить и простым языком. Экспрессивная толпа не действует — она просто поддаётся возбуждённым движениям. В таких случаях внешнее выражение чувств и является самоцелью. Духовное единство Многие исследователи, предметом изучения которых стала психология масс, сходятся на том, что толпа — общество неорганизованное. Основной ее характеристикой всегда было духовное единство. В этом случае его можно сравнивать с чем-то наподобие крайне заразного инфекционного заболевания. Главным «симптомом» заболевания является состояние аффекта, которое в момент сильного эмоционального всплеска распространяется с высокой скоростью. В качестве исключения, подтверждающего вышеописанное правило, можно рассматривать толпу, которая сформировалась в результате объединения людей, имеющих похожий образ мышления. Интегрироваться смогут только единомышленники, а не все те, кто был заражен общим эмоциональным состоянием.

Особенностью любой, особенно агрессивной группы, является категоричность убеждений и консерватизм. Их так же можно расценивать, как фундамент для духовного единства. На основании того, что толпа абсолютно уверена в правильности проведенной границы между истиной и заблуждениями, ей присуща нетерпимость. Конвенциональная толпа Она состоит из людей, которые собрались в определённом месте в конкретное время не просто так, а с заранее поставленной целью. Примеры данного явления окружают нас повсеместно. Взять, к примеру, зрителей театрального спектакля, слушателей симфонического концерта или же футбольных болельщиков. Особенность данного типа скопления заключается в том, что его участники соблюдают правила и общепринятые нормы, регулирующие их поведение. Это делает толпу предсказуемой и упорядоченной. Можно даже сказать, что такое скопление людей близко к публике.

Под этим понятием также подразумевается совокупность лиц, являющихся объектом воздействия чего-либо — просвещения, литературы, мероприятия, рекламы, искусства, действий выступлений и т. Психологические свойства толпы Психология массы толпы построена большей частью на неосознаваемых процессах, возникающих вследствие возбуждения тех или иных мозговых центров под влиянием изменений важных ценностных категорий. Масштабные бунты начинаются, когда для многих людей были задеты моменты возможности заработка, организация для реконструкции чего-то появляется после разрушения важных памятников или строений — всегда социум объединялся для того, чтобы совместными усилиями справиться с тем, что одному человеку преодолеть будет не под силу. Особым свойством обладает коммуникация в толпе, через которую осуществляется подготовительное влияние. Никто не поддаётся внешнему воздействию тех, кто не транслирует близкие ему идеи, не идёт за противоположным мнением. Чтобы включиться в картинку мира другого человека сознательно или случайно используются совершенно иные коммуникационные механизмы, чем непосредственный разговор, что характерно для диалога. Большую роль играют массовые коммуникации, охватывающие большую аудиторию — газеты, интернет, телевидение и прочие СМИ. Это официально признанные каналы взаимодействия больших масс людей, к неофициальным относят сплетни и слухи, а также любые источники, где большую роль играет субъективное мнение человека, а не фактическое событие. Основное свойство толпы в том, что в сознание попадает информация и мнение, схожее с винегретом — там и слухи, и последние новости и теории художественных фильмов.

Толпа бессознательна, а люди в ней действуют на уровне базовых инстинктов. Тут большую роль играет импульсивность, захваченность эмоциями, вместо разумного анализа ситуации, а тот кто, находясь в толпе, попытается подвергнуть критике происходящее, включить рациональный подход либо сам покинет общую структуру, либо будет ею растоптан. Стадный инстинкт, служащий для того, чтобы весь вид выжил, является ключевым — он необходим в экстремальных ситуациях войны, голода, обороны, но также включается и при других общих целях. Из-за инстинктивности поведения сужается вариативность реакций человека, и он экономит время на всём, действуя более интуитивно. Сдержать или перенаправить действия толпы можно только командой, причём авторитет лидера должен быть абсолютен. Находясь в большой группе, человек мыслит в основном образами, его воображение работает сильнее, чем в одиночестве или в диалоге. Не возникают моменты обдумывания или критики, образы, навязываемые извне, воспринимаются как реальные, при этом они категорически просты.

В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта, т. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действий. На следующей стадии стороны переходят к активным враждебным действиям. Способы разрешения конфликта могут быть различны. Если соглашение достигается путем взаимных уступок, то говорят о компромиссе. В тех случаях, когда стороны не хотят идти на уступки и даже начинать переговорный процесс, не желая показать свою слабость, можно прибегнуть к посредничеству, т. Такой способ часто применяется при разрешении политических конфликтов. Существует множество видов конфликтов. Так, в зависимости от числа субъектов выделяют внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Внутриличностные конфликты происходят в сознании человека, когда ему нужно принять то или иное решение. Выбор в некоторых случаях может быть очень сложным. Социальные конфликты происходят между группами людей. При этом не обязателен непосредственный личный контакт между членами противоборствующих групп. Политические конфликты возникают между властными субъектами. Это могут быть государства, имеющие определенные интересы на международной арене. Внутри страны - это различные политические силы, например: партии, профсоюзы, государственные органы и др. Эти конфликты могут носить характер богословского спора, но история знает примеры силовых мер по насаждению среди «неверных» «истинной» веры. Указанные виды конфликтов не исчерпывают всех подходов к их классификации. Чем различаются понятия «поведение» и «социальное поведение»? Кто является субъектом социального поведения?

Вы точно человек?

В свою очередь, психология поведения активной толпы подразделяется на агрессивный тип, спасающийся и стяжательский. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную.

Источники и литература

  • Содержание
  • Курс лекций по социологии. Массовое социальное поведение, его субъекты и разновидности
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Виды толпы и их характеристики

Социальное поведение. Внутренняя регуляция социального поведения субъекта

Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления и реабилитации. Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. Убеждение - это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения.

Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное. Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Он сам отбирает ни себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт. Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами.

Социальный конфликт - это сложное явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее, в протекании любого конфликта можно выделить три стадии - предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта , то есть то явление, предмет, отношение и т. На этой стадии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздействия на соперника. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения, они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действий.

На второй стадии стороны переходят к активным враждебным действиям. Они могут носить характер открытого столкновения, а могут содержать скрытые от противника акции, имеющие целью навязать ему определенный образ поведения. Способы разрешения конфликта могут быть различны. Такой способ часто применяется при разрешении политических конфликтов. Существует множество видов конфликтов.

Так, в зависимости от числа субъектов выделяют внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Часто человеку приходится выбирать между тем, что сделать необходимо, и тем, что хочется. В принятии решения большую роль играет сила воли человека. Межличностные конфликты - это столкновение двух и более людей. При этом не обязателен непосредственный личный контакт между членами противоборствующих групп.

Политические конфликты возникают между властными субъектами. Внутри страны - это различные политические силы, например партии, профсоюзы, государственные органы и др. Экономические конфликты возникают между субъектами экономической деятельности по поводу распределения ресурсов и рынков сбыта.

Для толпы свойственна высокая степень конформизма составляющих ее индивидов, на которых она оказывает сильное психологическое влияние.

Социально-психологические особенности толпы: 1 подавление чувства ответственности за собственные поступки; 2 повышение групповой внушаемости и снижение эффективности контрвнушения; 3 повышение эмоциональности восприятия действительности; 4 появление чувства силы и осознания анонимности. Механизмами формирования толпы являются слухи и циркулярная реакция, под которой понимают нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение. Механизмами воздействия на толпу также являются заражение, внушение, убеждение и подражание.

Спасающаяс я толпа объединяет людей, находящихся в состоянии паники.

В отличие от толпы для публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений. Политические движения выражают требования по отношению к государству. Они могут переходить от мирного выражения своих требований к решительным действиям в виде пропаганды своих взглядов, призывов к сопротивлению власти и даже восстаний. Революционные движения стремятсяк установлению нового социального порядка путем разрушения прежнего социального строя.

Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе. Человек, попадая в толпу, заражается ее страстями. Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, им да они включено в общение с другими людьми.

Социальное поведение личности всегда разумно и обдуманно. Все это называется социальной установкой. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер.

Чтобы определить сущность девиантного поведения, нужно четко выделить вес его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы правила , которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение. Выделяется пять типов поведения : конформизм, инновация, ритуализм, рстритизм, мятеж. Все другие относятся к разновидностям девиантного поведения.

Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя». Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Социальный контроль бывает формальным и неформальным.

Формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления и реабилитации. Неформальный контроль характерен для небольших групп.

Поведение массы часто носит агрессивный характер. Через некоторое время в ней может появиться лидер. Но признаки организованности нестабильны. Как только происшествия окончится, толпа расходится. Образование с нечеткими границами.

Отличается от толпы более высоким уровнем организации. Ее главный признак — сознательность участников. Характеризуется неустойчивостью. Роль организатора более важна, чем в толпе. Обычно он не выбирается спонтанно, а известен заранее. Отличительная черта — люди собираются с определенной целью для кратковременного совместного времяпрепровождения. Цель сбора — зрелище.

Публику объединяет психическая связь. Из-за наличия общей цели публикой проще управлять, чем толпой или массой. Но любой инцидент может сделать ее практически неуправляемой бойня, ссора. Публика собирается из-за желания потребления одинакового духовного или информационного продукта. В отличие от толпы или массы, формируется не на территориальной, а на духовной базе. Поведение человека в толпе Оно тоже представляет собой определённый интерес. Поведение человека, находящегося в толпе, меняется из-за окружающих его обстоятельств.

И вот что наблюдается в подавляющем большинстве случаев: Снижение интернальности. Пропадает самоконтроль — у индивида усиливается зависимость от толпы, он бессознательно подчиняется влиянию толпы. Способность регулировать собственное поведение пропадает. Утрата индивидуальности. Все участники толпы постепенно приходят к одинаковому уровню психолого-поведенческих проявлений. Какими бы разными они ни были — каждый в итоге становится похож друг на друга. Неспособность концентрироваться на одном объекте.

Проявляется некритичность мышления, внимание легко переключается. Быстрое усвоение и последующее распространение полученной информации. При этом человек может ещё и непроизвольно исказить, преувеличить услышанное. Так в толпе появляются слухи. Под влиянием внешних обстоятельств человек легко верит в то, что при другом раскладе счёл бы бредом. Сюда относится ложь, дезинформация, заведомо невыполнимые обещания, абсурдные лозунги, призывы и т. Повышенная активация.

Когда человек находится в толпе, все его ресурсы мобилизуются. Именно поэтому нередко люди в таких условиях проявляют такие физические и психологические качества, которые казались ему недоступными. Иными словами говоря, человек сам удивляется тому, на что он, оказывается, способен. Нетипичность поведения. Иногда человек, находясь в толпе, может начать делать то, чего никогда бы ни совершил. А потом, вспоминая случившееся, будет отказываться в него верить. И это — лишь некоторые причины, по которым феномен толпы представляет интерес для изучения специалистами.

Ведь это не просто скопление людей. Толпа представляет реальную опасность — причём как для окружающих, так и для тех, кто находится внутри неё. Психология толпы явные и скрытые угрозы Массовые мероприятия — форма социального общения между людьми и способ выработки единства установок личности Любое массовое мероприятие обладает тремя признаками: большое количество людей, степень организованности действий и наличие цели. При любом массовом мероприятии большое значение имеет организация его проведения, чтобы оно не привело к нарушению общественного порядка, не создало угрозу общественной безопасности, не помешало бы деятельности органов власти и управления, не повлияло бы на нормальную работу транспорта и систем жизнеобеспечения граждан. Другими словами, важно, чтобы организованное массовое мероприятие не превратилось в скопление большого количества людей со всеми признаками толпы. Есть определенное противоречие между необходимостью обеспечивать силами органов внутренних дел личную и общественную безопасность при проведении массовых мероприятий и недостаточными знаниями сотрудниками ОВД психологии толпы и специфики её разновидностей. Недостаток таких знаний может привести к неправильному принятию решений в экстремальных ситуациях и к неверному выбору стратегии профессионального поведения при обеспечении общественного порядка.

Разновидности толпы с точки зрения психологии Рассмотрим основные положения, касающиеся психологии толпы и её разновидностей, как с точки зрения классической психологической науки, так и с позиции современных научных подходов к классификации и сущности данного феномена. Под толпой в психологии понимают временное бесструктурное скопление в большинстве случаев незнакомых между собой людей, как правило, не имеющих конкретно осознаваемой общей цели, но взаимосвязанных сходным эмоциональным состоянием и общими объектами внимания. Первые и до настоящего времени наиболее точные теоретические подходы к пониманию психологии толпы представили в своих работах французский психолог, антрополог и социолог Г. Лебон и австрийский психиатр, создатель психоанализа З. В частности, Г. Лебон характеризовал толпу как «психологическую массу», способную растворить в своей среде любую индивидуальность: «В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие её индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятие, их характер и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы». В этой же работе Г.

Лебон приводит утверждение, которое стало известным афоризмом «Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится её повелителем; кто же стремится образумить её, тот всегда бывает её жертвой». Фрейд, разделяя такие сходные феномены, как «психологическая масса» и «толпа», отмечал, что толпа — просто бесструктурное сборище людей, в то время как психологическая масса представляет собой сообщество индивидов, где существует либидозная привязанность к вождю лидеру , личность которого подменяет собственные сознание, интеллект и ответственность. Фрейд считал, что индивиды, составляющие психологическую массу, регрессируют к более ранней ступени развития цивилизации, «… которую мы привыкли находить у дикарей». Лебон и З. Фрейд впервые в науке описали такие характеристики толпы, как «заражаемость» и «внушаемость», которые рассматривались ими как феномены суггестивного порядка: «Заражаемость есть… феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом». Анализ современной научной литературы отечественных и зарубежных авторов позволяет заключить, что психологическая наука также исходит из того, что толпа образуется из совокупности индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу, не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных какими-либо общими более или менее постоянными интересами.

Таковыми оказываются массовые увлечения спортивные и развлекательные мероприятия, распродажи , массовые миграции, митинги, патриотические, религиозные или идеологические мероприятия, демонстрации и т. Как и все иные социальные феномены, толпу можно классифицировать по различным основаниям. В современной психологии толпа классифицируется по управляемости и характеру поведения. По управляемости толпа делится на следующие типы: — стихийная неуправляемая ; — ведомая; — организованная. Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретных лидеров, организаторов и иных физических лиц. Отличается абсолютной непредсказуемостью и неуправляемостью.

Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее организатором и или лидером. Поведение толпы с определённой вероятностью можно предсказать, если заранее известны цели организаторов. Ведомая толпа образуется вокруг «ядра» — организаторов зачинщиков и увеличивается за счёт людей, которые ранее ничего общего друг с другом не имели. Ведомая толпа характеризуется наличием циркулярной реакции или эмоциональной контаминации , побуждающей проявлять схожие эмоции и поведенческие проявления. Организованная толпа возникает за счёт спланированного организаторами объединения индивидов, которые могут быть незнакомы между собой, но действуют по известному заранее плану или предварительным объявлениям, рекламным кампаниям или политическим акциям. К таким видам толпы можно отнести флэшмобы, заранее объявленные распродажи, митинги и т.

Кроме того, отдельно выделяют четыре основных вида толпы: — толпа окказиональная; — толпа экспрессивная; — толпа действующая. Толпа окказиональная от лат. Окказиональная толпа, спонтанно образуясь, может также спонтанно и расформироваться при исчезновении объекта интереса. Изначально пассивно-нейтральная и не представляющая по своей психологической природе какой-либо опасности окказиональная толпа в некоторых случаях может превратиться в иной, более агрессивный подвид. Такие превращения возможны в ситуациях, когда толпу пытаются разгонять неадекватно жесткими методами, или она становится объектом манипуляций со стороны каких-либо заинтересованных лиц. Кроме того, окказиональную толпу может охватить паника, если объект спонтанного интереса начнёт представлять мнимую или реальную угрозу. К примеру, паническую атаку в окказиональной толпе может вызвать информация, что пожар явившийся причиной формирования скопления людей в ближайшее время вызовет сильный взрыв или распространение отравляющих веществ.

Толпа конвенциональная от лат conventio — договор, объявление. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. К примеру, конвенциональной толпой можно считать народные гуляния, карнавалы, масленицы, городские праздники, массовые спортивные состязания и т. Конвенциональная толпа, как правило, следует диффузным нормам поведения. Как и окказиональная, конвенциональная толпа по психологической природе изначально не представляет угрозы, но диффузность её структуры также оставляет вероятность перерождения в другие, несущие угрозу виды. Известны случаи, когда объявленные распродажи, рекламные акции ритейлеров при неправильной организации недостаточное количество товаров, на которые были объявлены скидки, отсутствие охраны оканчивались актами воровства, мародёрства и даже погромами. Нередки случаи пьянства, массовых драк в местах проведения массовых праздников при ненадлежащем обеспечении подобных мероприятий необходимым количеством сотрудников ОВД или профессиональной охраны.

Конвенциональная толпа способна оказывать эффект эмоциональной контаминации или синдрома заражающего поведения как и все иные виды толпы, что необходимо учитывать при организации и проведении любых массовых мероприятий, даже культурного или патриотического характера. Толпа экспрессивная от лат. Часто формируется как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию радость, энтузиазм, возмущение, социальный протест и пр. Очевидно, что наибольшую потенциальную угрозу заключает в себе экспрессивная толпа, в которой преобладают негативные эмоции и агрессия. Общеизвестны случаи, когда политические митинги, стачки, забастовки переходили в акции гражданского неповиновения, в нападения на представителей закона, а нередко и в вооружённые попытки свергнуть действующую власть. Особым подвидом экспрессивной толпы является толпа экстатическая от греч.

В пространстве экстатической толпы у образующих её индивидов интеллектуальные, волевые, а в большинстве случаев и сознательные составляющие психики полностью растворяются в поле массового экстаза. Толпа превращается в «либидозную массу влекомую стадным инстинктом». В таких ситуациях способность контролировать свои действия, нести личную ответственность за собственные поступки и поведение у людей утрачивается полностью. Действующая толпа отличается наличием активных действий и включает в себя подвиды: — агрессивная толпа — характеризуется слепой ненавистью к конкретному объекту какому-либо религиозному или политическому движению, структуре ; обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т. Необходимо отметить, что любая толпа характеризуется общностью эмоционального состояния и спонтанно возникающей направленностью поведения; нарастающим самоподкрепляющимся психическим заражением —распространением повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта. Отсутствие ясных целей и организационная диффузность толпы может превратить ее в объект манипуляций или в инструмент давления и противоправных действий.

Толпа это в обществознании

Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту какому-либо религиозному или политическому движению, структуре. Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т. Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых например, банковских учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей.

Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы. Лебон различает виды толп по признаку гомогенности:- разнородная;- анонимная уличная, например ;- персонифицированная парламентское собрание ;- однородная:- секты;- касты;- классы. Современные представления на типологию толпы несколько отличаются от взглядов Г. Об организованной толпе уже шла речь выше. Так же сложно рассматривать в качестве толпы персонифицированное собрание людей типа производственного совещания, парламентского собрания, присяжных суда Г. Лебон относит эти образования к категории «толпа» , которые лишь в потенции могут превратиться в толпу, но изначально таковой не являются. Классы тоже трудно отнести к разряду толп — о них речь уже шла. Все-таки основной системообразующий признак толпы — ее стихийность. Психологический портрет лидера стихийных скоплений людей Лидер задает тон поведения толпы.

Он может появиться стихийно, в результате выбора, но чаще лидер продумывает создание толпы заранее, подстраиваясь под настроения людей Человек, завоевавший внимание толпы, может управлять ей, навязывая свою волю. Люди, потеряв способность адекватно оценивать информацию, инстинктивно ищут того, кто направит их Потеряв в толпе индивидуальность, человек больше не несет ответственности за свои действия. Он нуждается в лидере, которому подчинятся, безоговорочно верить. Человек, способный стать лидером толпы, должен обладать определенными психологическими качествами. Чаще всего он — психопат, не способный осмыслить собственные идеи. Его стремления с точки зрения адекватного человека может выглядеть настоящим безумством. Но безоговорочная вера в свою правоту делает человека лидером. Он не размышляет, он действует. Готовность к радикальным действиям привлекает к нему последователей.

Выделяют две разновидности лидеров: стихийные — энергичные и активные, но их активность проявляется время от времени. Неотъемлемое качество лидера — обаяние Способность восхищать, привлекать и завоевывать внимание некоторым людям дана от рождения, другие получают ее благодаря личным заслугам. Харизматичность человека помогает ему транслировать любые социальные сообщения: от призыва к миру и любви до необходимости срочно начать военное наступление Прирожденный лидер интуитивно догадывается, как воздействовать на людей, чтобы получить нужную реакцию. Он изучает настроения в обществе, интересы и желания, чтобы сыграть на этом. Подстроившись под желания толпы, он постепенно перепрограммирует ее, продвигая свои идеи. Выступая перед толпой, лидер погружается в состояние, близкое к экстазу. Он использует сильные речевые обороты, намерено гипербализирует, использует сильные выражения. Его задача — добиться от толпы состояния полного подчинения. Для этого лидер многократно повторяет лозунги, пока они не станут для людей непреложной истиной.

Все влиятельные политики используют этот прием для воздействия на потенциальный электорат. Понятие толпы в психологии Психология дает следующее определение понятию: «толпа» — это неорганизованное, бесструктурное скопление людей, которых объединяют один объект внимания и одни чувства по отношению к нему. Отличительной особенностью такого скопления является отсутствие или потеря четкой, осознанной общей цели. Классическая толпа в социальной психологии — скопление людей во время военных учений, стихийных бедствий, акций протеста, зрелищ массового характера или транспортных перипетий. Каждый из нас хоть раз в жизни наблюдал за поведением толпы или был ее участником. И в первом, и во втором случае не заметить «эффект толпы» невозможно. Он заключается в том, что люди, попавшие в нее, «заражаются» общим настроением и поведенческими реакциями. Часто даже в ущерб своим желаниям и принципам. Человек буквально вливается в толпу, становясь с ней единым целым.

В данном случае, предлагается указать типы неформального контроля, которые включают социальные вознаграждения поддержка, поощрение , социальное поощрение подтверждение и поддержка социально приемлемого поведения , социальное наказание критика, отказ от общения и переоценку норм изменение и пересмотр общепринятых правил и ценностей. Обоснование: Конфликт - это ситуация, в которой возникает противоборство интересов или противостояние между различными сторонами. В данном случае, предлагается указать три стадии протекания конфликта, которые включают эскалацию увеличение или усиление конфликта , высшую точку наиболее интенсивный момент конфликта и разрешение стадия, на которой конфликт урегулирован и прекращается.

Обоснование: Методы разрешения конфликта основываются на нахождении компромиссов и урегулировании противоречий между сторонами. В данном случае, предлагается указать методы разрешения конфликта, которые включают переговоры диалог и поиск взаимовыгодного решения , посредничество участие третьей стороны в урегулировании конфликта , компромисс достижение соглашения, учитывающего интересы обеих сторон и примирение восстановление доброжелательных отношений после конфликта.

Такая толпа может объединять от нескольких десятков до нескольких сотен лиц. Поводами для скопления ее служит какое-либо происшествие, как правило, дорожно-транспортное, поведение лиц, не соответствующее общепринятым нормам, необычное явление и т. Экспрессивная толпа — это группа людей, совместно выражающих чувства радости, горя, гнева и т.

Так, поклонники рок-музыкантов, эстрадных звезд отличаются высокой экзальтированностью в поведении. Подобные группы нередко складываются из числа зрителей, присутствующих на спортивных состязаниях и выражающих восторг успехами спортсменов, а также любителей острых ощущений, возникающих под воздействием азартных игр, наркотиков. Праздничные шествия во время больших событий, похоронные и иные процессии носят характер экспрессивной общности. Особое внимание органы внутренних дел уделяют экспрессивной толпе при похоронах людей, погибших в результате аварий, катастроф и т. Конвенциональная толпа образуется, например, во время спортивных состязаний.

Болельщики на стадионе неистовствуют так, как никогда не ведут себя в других ситуациях. Это обстоятельство является далеко не безобидной вещью. Действующая толпа распадается на спасающуюся, стяжательную и так называемую агрессивную. Спасающаяся толпа — это толпа, находящаяся в состоянии паники реакции массового страха при мнимой или реальной угрозе при стихийных бедствиях, пожарах, авариях, эпидемиях и террористических актах в местах массового скопления людей. Паника может возникать в организованных и неорганизованных группах.

Отвечая на запросы общества, социологи стремится выяснить, чем обусловлена та или иная форма массового поведения. Любое общество нуждается в стабильности, поэтому является актуальной и проблема массового социального поведения. Распространенное отождествление массового социального поведения с какими-либо потрясениями методологически неверно. Это прежде всего образ жизни и действий миллионов людей, которые не участвуют ни в войнах, ни в революциях, ни в уличных беспорядках. Категория «поведение» с трудом поддается определению. Это тончайшая смесь самоограничения и импульса, идеализма и эгоизма, руководимое перспективной целью, с одной стороны, и навязанное повседневным давлением, с другой.

Поведение — процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованный их внешней двигательной и внутренней психической активностью. Массовое социальное поведение — это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения семью, микрогруппы, круги межличностного общения. Термин «массы» употребляется тогда, когда мы имеем дело с людьми, которых в силу их количества, либо равнодушия, либо сочетания обоих этих факторов нельзя объединить ни в какую организаций, основанную на общем интересе: политические партии, профессиональные и иные организации. Массы в таком понимании существуют в каждой стране. Они состоят из тех огромных количеств нейтральных, политически равнодушных людей, которые никогда не присоединятся ни к одной партии, ни к одному социальному движению, а также в большинстве своем не ходят к избирательным урнам.

В социологии чаще всего употребляется термин «народные массы».

Сущность и субъекты массового социального поведения

— Действующая толпа подразделяется на: просмотровую; протестующую; стяжательскую; демонстрационную. — Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное; коллективное поведение; групповое. это большое число людей, поведение которых определяется гневом, их стремления направлены на уничтожение и разрушение. Он подразделяется на агрессивную, паническую, стяжательскую и мятежную толпы. Действующая толпа подразделяется на спасающуюся стяжательскую. Так называемая действующая толпа отличается активными действиями делинквентно-го характера и подразделяется на агрессивный и стяжательский подвиды [11; 12; 13]. Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа.

Популярно: Обществознание

  • СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  • Схема социального поведения
  • Социальное поведение. Внутренняя регуляция социального поведения субъекта
  • Виды толпы
  • Психология толпы - Д. В. Ольшанский
  • Любые данные

Поведение людей в толпе

Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Действующая толпа может быть спасающейся, стяжательской и так называемой агрессивной. Спасающаяся толпа — это толпа, находящаяся в состоянии паники (реакции массового страха при мнимой или реальной угрозе). 12. Действующая толпа подразделяется на: Стяжательскую это мародеры. — Действующая толпа подразделяется на агрессивную, стяжательскую и паническую, в зависимости от ее поведения и целей.

Презентация, доклад по обществознанию Социальное поведение

Позаимствуем пример у В. Перед Сенатом выступает Брут, и Сенат рукоплещет его планам и предложениям, явно одобряя их. Но вслед за Брутом выступает Марк Антоний. И тот же самый Сенат, с той же самой силой, рукоплещет теперь уже его предложениям, в итоге одновременно одобряя прямо противоположные планы. Теперь — реальный исторический пример.

Французский историк И. Тэн так описывал заседания Конвента: «Они одобряют и предписывают то, к чему сами питают отвращение; не только глупости и безумия, но и преступления, убийства невинных. Единогласно и при громе самых бурных аплодисментов левые, соединившись с правыми, посылают на эшафот Дантона, своего естественного главу, великого организатора и вдохновителя революции. Единогласно и также под шум аплодисментов правые, соединившись с левыми, визируют наихудшие декреты революционного правительства.

Равнина и гора, большинство и меньшинство кончили тем, что согласились вместе содействовать собственному самоубийству» Бехтерев, 1919. Как справедливо указывал все тот же Г. Лебон, «при определенных условиях — и притом только при этих условиях — собрание людей представляет совершенно новые черты, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает.

Собрание становится тем, что, я сказал бы, не имея лучшего выражения, организованной толпой, или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющееся закону духовного единства толпы» Лебон, 1908. Однако, несмотря на весь авторитет Лебона, трудно не согласиться и с Я. Щепань-ским, утверждавшим, что собранная публика может выступать в нескольких видах1. Прежде всего, он выделял публику, собравшуюся случайно, или «сборище».

Другой вид — публика, собравшаяся преднамеренно, которая тоже может выступать в двух различных формах: как публика отдыхающая, ищущая развлечений и как публика, ищущая информации в том числе на митингах и политических собраниях. В целом же, «собранная публика — это скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. Это общая заинтересованность и поляризация установок вокруг одного и того же предмета или события — основа ее обособления. Следующей чертой является готовность к реагированию некоторым сходным образом.

Это сходство установок, ориентации и готовности к действию — основа объединения публики» Щепаньский Я, Элементарные понятия социологии. Механизм психологического объединения, в общем, вполне очевиден. После внешнего, физического соединения в одном помещении публика редко действует на улице , под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов среди публики образуются определенные сходные или общие реакции, переживания или устойчивые ориентации. Такая публика обычно быстро осознает рождающиеся у нее настроения, что усиливает впечатления, вызванные действием общего стимула.

Однако Щепаньский делает вынужденное признание: «Таким образом, в публике могут возникнуть такие же явления, как и в толпе, а именно общее эмоциональное напряжение, утрачивание рефлексивности, ощущение единства, солидарности. Поэтому некоторые виды публики, как, например, сборища, собрания или митинги, могут легко превратиться в экспрессивную или агрессивную толпу» Щепаньский, 1969. Значит, при наличии определенных различий между толпой и «собранной публикой» есть и немало общего. Особое значение разных видов толпы и собранной публики проявляется в периоды социальных волнений, развития революционных настроений, войн, забастовок, когда любое собрание или сборище может превратиться в агрессивную толпу, а она, в свою очередь, в толпу повстанческую, если ею овладеют организованные группы, которые сумеют направить ее действия в желательном для них направлении.

Примеров единства такого рода со стороны элитной «публики» и «низких» массовых толп в истории было очень много. Из последнего времени — в ходе целой серии «бархатных революций» в Восточной Европе на рубеже 80-х-90-х гг. XX века. Несобранная публика.

По мнению Я. Щепаньского, несобранной публикой являются, например, читатели одних и тех же газет, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телевизионных программ, читатели одних и тех же журналов. Не без причины в Польше укоренился термин «культура "Пшекруя"» «Kultura "Przekroju"» , имеющий в виду способы выражения, поведения, мышления и деятельности, созданные этим популярным еженедельником. Примером российской действительности 1990-х гг.

Однако развитие прогресса порождает все новые общности. Сегодня уже необходимо всерьез рассматривать в качестве несобранной часто уже достаточно единую публику «жителей Интернета». С внешней точки зрения, несобранная публика — это всего лишь «поляризованная масса», т. Это сходство может проявляться не только в бытовых, но и в более социально важных вопросах — в идеологии и политике.

В несобранной публике внешне не проявляются феномены, характерные для толпы или собранной публики. Не проявляется в таком объеме «эмоциональное заражение», не исчезает полностью рефлексивность и не развивается в полном объеме процесс деиндивидуализации. Хотя заражение и идет, но это — заражение со стороны радио или телевидения. Разумеется, и электронные, и печатные средства массовой информации активно способствуют снижению рефлексивности и деиндивидуализации аудитории, однако в полной мере, как в толпе, для них это трудно достижимо.

Всякие виды «поляризованных масс», несобранной публики, представляют собой базу для выработки сходных взглядов, готовности к некритичному восприятию определенной информации, базу для создания мнения по некоторым вопросам, готовности к реагированию сходным образом на идентичные стимулы.

Революционные движения стремятсяк установлению нового социального порядка путем разрушения прежнего социального строя. Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе. Человек, попадая в толпу, заражается ее страстями.

Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, им да они включено в общение с другими людьми. Социальное поведение личности всегда разумно и обдуманно. Все это называется социальной установкой.

В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Чтобы определить сущность девиантного поведения, нужно четко выделить вес его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы правила , которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение.

Выделяется пять типов поведения: конформизм, инновация, ритуализм, рстритизм, мятеж. Все другие относятся к разновидностям девиантного поведения. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя».

Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления и реабилитации. Неформальный контроль характерен для небольших групп.

Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. Убеждение — это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения.

Это прежде всего образ жизни и действий миллионов людей, которые не участвуют ни в войнах, ни в революциях, ни в уличных беспорядках. Это тончайшая смесь самоограничения и импульса, идеализма и эгоизма, руководимое перспективной целью, с одной стороны, и навязанное повседневным давлением, с другой.

Поведение — процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованный их внешней двигательной и внутренней психической активностью. Массовое социальное поведение — это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения семью, микрогруппы, круги межличностного общения. Массы в таком понимании существуют в каждой стране.

Они состоят из тех огромных количеств нейтральных, политически равнодушных людей, которые никогда не присоединятся ни к одной партии, ни к одному социальному движению, а также в большинстве своем не ходят к избирательным урнам. Народные массы — это социологическая категория, означающая наличие в обществе трудящегося большинства населения как решающей силы социального прогресса. Толпа — контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма то есть приспособленчества, пассивного принятия господствующих мнений составляющих ее индивидов, связанных сходным эмоциональным состоянием и общим объектом внимания. Это понятие количественное и видимое.

Если масса инертна по своей сути, то толпа всегда активна. Выделяют несколько разновидностей толпы: случайная, экспрессивная, конвенциональная, действующая. Случайную толпу составляют зеваки, собравшиеся около места уличного происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест, либо поддержку какому-либо лицу или группе лиц.

Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения. Например, неиствующие болельщики на стадионе. Действующая толпа — это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную.

Первый проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы, а второй — в стремлении ее совершенствовать. Чтобы определить сущность девиантного поведения, нужно четко выделить все его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы правила , которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение. Выделяется пять типов поведения: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Из них только конформизм не является девиацией.

Все другие относятся к разновидностям девиантного поведения. Конформизм подчинение означает приятие ценностей данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Инновация нововведение выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения. Ритуализм от слова «ритуал» выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей.

Ретритизм уход проявляется в полном отрицании ценностей, целей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя». Мятеж выражается в полном отрицании провозглашаемых обществом ценностей, целей и средств и попытке заменить их на новые, установить новый социальный порядок. Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Биологический подход указывает на врожденную предрасположенность человека к совершению девиантных поступков, психологический — объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии, социологический — учитывает влияние социальных и культурных факторов.

Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка, который представляет систему, включающую взаимоотношения индивидов, правила поведения, способствующие выполнению различных видов деятельности. Нормальному функционированию общества и установлению в нем социального порядка способствует социальный контроль, который обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного регулирования, включающего социальные нормы правила и санкции поощрения и наказания. Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления и реабилитации. Изоляция имеет целью устранение контактов индивида с обществом и применяется к лицам, совершившим преступление.

Обособление —это также прекращение контактов индивида с другими людьми, но на ограниченный срок, с перспективой его возвращения в общество, например арест. Реабилитация — это подготовка девианта к возвращению в общество и выполнению необходимых социальных ролей. Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. К типам неформального контроля относятся социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм.

Социальные вознаграждения выражаются в одобрении поведения человека. Наказание отражает недовольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии. Убеждение — это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное. Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения.

Часто человек даже не задумывается о сущности своего поведения, так как реализует его на уровне привычки. Он сам отбирает для себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Кроме этого, человек, включенный в ту или иную группу, испытывает на себе ее воздействие и в связи с этим не позволяет себе совершать девиантные поступки. Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт. Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами.

Социальный конфликт — это сложное «явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее в протекании любого конфликта можно выделить три стадии — предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение. Предконфликтная стадия может быть довольно продолжительной.

Поведение людей в толпе

10. Действующая толпа подразделяется на: Агрессивную, например, представляет толпа щуюся объединяет людей, находящихся в состоянии паники. Действующая толпа. 4) действующая толпа – осуществляет действия относительно конкретного объекта. • Видами толпы являются. Он подразделяется на агрессивную, паническую, стяжательскую и мятежную толпы. -убегающая (спасающаяся) толпа.

Найдено схем по теме — 2

  • Сущность и субъекты массового социального поведения
  • Схема социального поведения
  • Понятие и классификация толпы — Студопедия
  • Популярные статьи:
  • Психология толпы (часть 2)
  • Популярные статьи:

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий