Новости что такое лубянка

Лубянка – это массивное здание в центре Москвы. Что такое Лубянка, улица и площадь в Москве, Лубянская внутренняя тюрьма КГБ в подвале здания современного ФСБ на Лубянке. Слово «Лубянка» стало иносказательно ассоциироваться с органами госбезопасности (так же, как «Петровка» — с уголовным розыском). Версии происхождения топонима «Лубянка» различны: по одной, он возник благодаря расселившимся здесь в 1482 году новгородцам, которые привезли с собою название местности родного города. Лубянка — все самые свежие новости по теме.

Стрельба на Лубянке

Согласно ей, зловещая слава Лубянки связана с гораздо более давними репрессиями. Движение по улице Большая Лубянка было перекрыто фактически сразу, как прозвучали первые выстрелы. К концу ХIХ века Большая Лубянка превращается в улицу страховых кампаний. «Лубянка» — пересадочная станция Сокольнической линии Московского метрополитена. К концу ХIХ века Большая Лубянка превращается в улицу страховых кампаний. Старые названия улицы Большая Лубянка: Сретенка (XVIII век), Встретенская улица (XVII век), улица Дзержинского (с 1926 года).

ФСБ на Лубянке

Лубянка: что это такое и какой исторический смысл он несет? В 1965 году стало известно, что Лубянка должна была стать пересадочным пунктом на планируемую Таганско-Краснопресненскую линию, что ясно давало понять, что станцию необходимо будет достроить.
Стрельба на Лубянке – что это было? с уголовным розыском).

История Лубянки от "Якоря" до ВЧК

От этой точки до стрелка напрямую чуть меньше 200 метров. И огонь он вел именно в этом направлении. Полукруглое здание — как раз управление ФСБ. В распоряжении «Известий» есть кадры драматической развязки. Мужчина в объемной куртке, с рюкзаком прячется за колонной и ведет прицельный огонь. В руках у него что-то похожее на Автомат Калашникова или охотничью «Сайгу». Через несколько мгновений все закончено.

Позже стало известно имя стрелка — это 39-летний житель Подмосковья Евгений Манюров. В руках у него действительно была охотничья «Сайга», но с удлиненным магазином. По сути, единственная разница с Автоматом Калашникова — отсутствие режима автоматической стрельбы. Оружие мужчина купил в магазине в родном Подольске. И магазины. Вот он магазины все время менял.

Выносил мне мозг минут по 40-50 с одним магазином только», — рассказывает продавец. Продавцам Манюров жаловался на то, что один из магазинов, как раз удлиненный, постоянно клинил. Дома у него, во время обысков следователи обнаружили вообще целый арсенал. Это эксклюзивные фотографии — как минимум, две ручные гранаты, гладкоствольное помповое ружье 12 калибра и три охотничьих нарезных карабина на базе Автомата Калашникова. Мама стрелка наотрез отказалась общаться с журналистами. Просит дать ей время.

Ей сейчас очень тяжело. Она не открыла дверь даже полицейским.

В результате появилась угроза завала тоннелей и залов недостроенной «Дзержинской». Через год после начала строительства весной подземный объект признали аварийным, и начались срочные работы по укреплению шахт конструкциями из бетона и стали. В ходе строительства выяснилось, что лубянские глины остаются прочными около четырёх дней, а затем быстро размягчаются. Рабочие были вынуждены выбрать особый способ проходки тоннелей, когда каждые два метра пройденного грунта сразу же бетонируют.

Читайте также: Триумфальная площадь Первоначально на «Дзержинской» планировали возвести пилоны и сделать три свода, но из-за сложности объекта пришлось изменить проект станции. Срочно посовещавшись, инженеры решили, что строительство трёхсводчатого пространства под площадью Дзержинского невозможно. Специалисты рассматривали разные варианты: обход площади с неустойчивым грунтом, отказ от строительства станции в выбранном месте и сооружение двух сводов вместо трех. Начальник строительства Лазарь Моисеевич Каганович настоял на продолжении работ в данном участке. В течение двух лет под Лубянской площадью была построена двухсводчатая станция. Подземное пространство расположилось на большей глубине, чем предполагалось изначально.

Открытие «Дзержинской» состоялось 15 мая 1935 года вместе с другими двенадцатью станциями первой очереди строительства Московского метрополитена. В 70-е годы запланировали сделать пересадку с Таганско-Краснопресненской линии на Кировско-Фрунзенскую под площадью Дзержинского. Для пересечения станцию реконструировали и построили протяженный центральный зал. Особенности названия Станция получила название по площади, под которой расположена. Лубянской она названа в честь старейшего населённого пункта Лубянка, первое упоминание о котором датируется 1716 годом. Ранее в этой местности поселились переселенцы из Новгорода, угнетённые Иваном Третьим в конце 15 века.

Они назвали эту местность в память об одной из новгородских улиц Лубянице. С 1926 по 1990 год мостовая называлась площадью Дзержинского по имени Феликса Эдмундовича Дзержинского — государственного деятеля в СССР, который основал Всероссийскую чрезвычайную комиссию и занимался революционной деятельностью. Архитектура станции Оформлением станции занимались архитекторы из Пятой планировочной мастерской Николая Ладовского при участии Пятой проектной мастерской Даниила Фридмана и Николая Колли. В 30-е годы был расцвет стиля «сталинский ампир», но несмотря на это во внутреннем убранстве станции «Дзержинская» проявились черты «модерна» и «рационализма». Изначально на «Лубянке» не было центрального зала. Вместо него параллельно располагались два перронных тоннеля и общий маленький зал возле эскалаторного наклона.

На этой станции особенно чувствовалось, что пассажиры находятся под землёй. Объясняется это тем, что архитектор Ладовский намеренно подчеркнул «подземность» в оформлении. Зодчий даже намеренно использовал в отделке колонн чёрный цвет, но до наших дней интерьер не сохранился и был переделан во время реставрации в 1970-х годах. Тогда же станцию перестроили и создали переход на станцию «Кузнецкий мост».

Специальный инструментарий для получения признания подследственного — как это было в застенках гестапо — не применялся. В ходу были рукоприкладство и пытка бессонницей. Это когда поочередно сменяющиеся следователи тебя допрашивают в течение нескольких суток кряду с перерывами на краткий, не более часа, сон. После трех суток интенсивных допросов, в промежутках между которыми ты погружаешься не в сон — тревожное забытье — утрачивается чувство времени.

Грань между кошмарной явью и ужасом сновидений, более схожих с галлюцинациями, стирается напрочь. Появляется всеоблемлющий гнетущий страх, переходящий в панику. Еще через двое суток ты, лишенный полноценного сна, уже не ориентируешься не только во времени, но и в пространстве, как бы перемещаясь в виртуальный мир. А дальше... Дальше ты согласишься на все, только бы вновь обрести самого себя и оказаться в реальном мире! К следователям арестованных водили надзиратели под мерный, в такт каждому шагу, звон тюремных ключей. Этот аккомпанемент — не случайный атрибут тюремного быта. Услышав его в коридоре или на лестнице, один из конвойных поворачивал своего арестанта лицом к стене или вталкивал его в специально оборудованный короб и ждал, пока проведут мимо встречного арестанта.

Бывали случаи, когда шедшая на допрос жена проходила мимо стоявшего в коробе мужа и они не могли узнать друг друга. Репрессированная элита Сегодня об условиях содержания заключенных во внутренней тюрьме, о царивших в ней законах и нравах могут беспристрастно рассказать лишь документы, сохранившиеся в правовом управлении ФСБ. Например, учетный журнал регистрации заключенных Лубянской внутренней тюрьм ы за 1937 год. Это толстое, в пятьсот листов дело с картонными обложками под серо-коричневый с красными прожилками мрамор. Красновато-бурую паутину можно сравнить с подтеками крови, запекшейся на тюремном полу. Отметки о фотографии нет. Видимо, в этом не было никакой надобности — редактора «Правды» и «Известий» знали все. Прибыл 28 февраля 1937 г.

Прибыл 5 сентября, убыл 5 октября 1937 г. В Лубянской тюрьме находился дважды: с 23 октября 1937 г. Выбыл в Бутырскую тюрьму. В «нутрянке» с 10 декабря 1937 г. Справка: Отметка в учетном журнале об убытии арестанта в Лефортово или Лефортовскую тюрьму означала расстрел. Все последующие годы советской власти это была единственная в Москве тюрьма, где казнили приговоренных к смерти. В тот роковой год в лубянских застенках оказались сотни известных на всю страну людей. Видные государственные и партийные деятели — распространитель «Искры» и организатор подпольной бакинской типографии «Нина» Енукидзе Авель Сафронович; связной скрывавшегося в Разливе Ленина — Шотман Александр Васильевич; деятель венгерского и международного коммунистического движения Бела Кун...

Выдающиеся конструкторы и ученые — создатель тяжелых бомбардировщиков Петляков Владимир Михайлович; автор теории воздушно-ракетных двигателей Стечкин Борис Сергеевич; основатель советского ракетостроения Королев Сергей Павлович... Писатели и деятели культуры — создатель детского театра Сац Наталья Ильинична, бытописатель революционной эпохи Пильняк Борис Андреевич, драматург Киршон Владимир Михайлович... Всего с 1 января по 31 декабря 1937 года в Лубянскую тюрьму были помещены 2857 человек. Всех допросили, составили протоколы и через некоторое время вручили подорожную — кому в Бутырку, а кому в Лефортово, то есть в вечность. Лишь 24 человека были отпущены домой. Хотя кто знал, надолго ли... Даже в дни революционных праздников не останавливался набравший обороты маховик репрессий.

Лубянка, тюрьма КГБ, Москва

Рядом со зданием ФСБ на Лубянке нашли подозрительный предмет. Слово «Лубянка» стало иносказательно ассоциироваться с органами госбезопасности (так же, как «Петровка» — с уголовным розыском). На протяжении десятилетий комплекс на Лубянке продолжал перестраиваться, пока не приобрёл современный вид, ставший символом советского, а теперь и российского репрессивного аппарата. Сегодня тюрьмы на Лубянке уже нет давно и тайн практически не осталось.

Значение слова "лубянка"

Ежов и Вышинский подписывали так называемые расстрельные списки , составляемые на арестованных в регионах людей. Примечательно, что на зданиях ФСБ до сих пор нет ни одной таблички с указанием на конкретное ведомство. Действительно, просто «административные здания». Рядом с комплексом ФСБ на Лубянской площади стоит Соловецкий камень — первый в своём роде памятник жертвам политического террора — камень с территории Соловецкого лагеря особого назначения, установленный по инициативе Мемориала в память о миллионах жертв тоталитарного режима. Появившийся на площади в октябре 1990-го Соловецкий камень почти год простоял по соседству с памятником Дзержинскому, который в итоге снесли в августе 1991-го. Правда, и тогда памятник основателю ВЧК, развернувшей террор, не разрушили, а перенесли в Музеон, где он находится до сих пор. Рядом на Никольской, 23 стоит «Расстрельный дом» , где с 1933 года размещалась Военная коллегия Верховного суда. Несмотря на название, непосредственно расстрелы здесь, скорее всего, не проводились. Но Военная коллегия послушно оформляла тысячи приговоров по заранее составленным расстрельным спискам. Именно Военная коллегия организовывала судебных процессов над лидерами оппозиции во второй половине 1930-х годов. Показательные суды были заранее срежиссированы: от места и времени проведения до освещения в печати.

Как правило, эти процессы служили основанием для начала более широких репрессивных кампаний — каждый из них запускал цепную реакцию арестов и приговоров по ложным обвинениям. По собственным отчётам Военной коллегии, с 1934 по 1955 год она осудила 47 549 человек. С 1 октября 1936 года по 30 ноября 1938 года 31 456 человек из них были приговорены к расстрелу.

Ряд служащих Кремля, сотрудников кремлёвской комендатуры, военнослужащие обвинялись в создании нелегальной антисоветской организации и подготовке покушения на И. Бутово является «спальным районом» с довольно благополучной экологией.

Политизолятор ы — специальные тюрьмы в Советской России и СССР, предназначенные для содержания эсеров, меньшевиков, сионистов и анархистов, а также членов внутрипартийной оппозиции.

И вот на Лубянской площади, между Большой и Малой Лубянками, вырос огромный дом. Цинковая скульптура ныне находится в фондах Музея архитектуры, а вот часы на современном здании КГБ-ФСБ — не родные, часовой механизм был перенесён с колокольни кирхи в Старосадском переулке. В здании справа, где тогда находились общество "Кавказ и Меркурий" и товарищество "Реддавей", в советские годы находилось Главное управление рабоче-крестьянской милиции.

В 1917 году на Лубянской площади были баррикады. Фотоснимок известного русского и советского фотографа - Петра Адольфовича Оцупа. Дни Октябрьского переворота. Вид от Лубянского пассажа через площадь в сторону слева на права : дом бывшего Рязанского подворья; боковые стены доходных домов Стахеева на Мясницкой и в Лубянском проезде; храм Гребнеской иконы Божией Матери и водоразборный фонтан; купол Торгового дома чаеторговца Некрасова в Лубянском проезде; доходный дом - т.

И, начиная ещё от Лубянской площади, увидел незабываемую картину. По направлению к Театральной и Воскресенской площадям спешили тысячи народа обоего пола, а в особенности много студентов и учащихся.

В таких случаях он начинал читать стихи или громко петь. В знаменитом доме на Лубянке и по сей день отмечаются необъяснимые странные явления: то непонятные тени ползают по стенам, то «не своим голосом» звенит телефон, или деловые бумаги вдруг оказываются не в той папке. Ушедшие в запас сотрудники по секрету рассказывали, как некоторые их бывшие коллеги тайком обрызгивали свой кабинет «на четыре угла» спиртными напитками или святой водой: так, на всякий случай. Госстрах или госужас? В скором времени слово «Лубянка» приобрело зловещее звучание. Верные стражи революции — чекисты вселились в здание бывшего страхового общества СО «Якорь» на Большой Лубянке, 11.

Именно в этом доме разместилась всесильная ВЧК с кабинетом «железного Феликса» и находящейся при ней тюрьмой. Лучшие комнаты были отданы следователям, худшие и подвалы — арестованным. Прогулок заключенные не имели. Электрический свет в одиночках горел и днем и ночью. Арестованные здесь были в вечном напряжении: повсюду чувствовалась близость кровавой расправы. Заключенные называли этот дом «Домом красного террора» или «Домом обреченных». Здесь же на втором этаже находился кабинет ее первого председателя — Феликса Эдмундовича Дзержинского , в котором стоял огромный неподъемный стальной сейф. Он и сегодня стоит на прежнем месте.

По рассказам очевидцев, как-то раз напряженную работу первого чекиста прервала неожиданно влетевшая в окно ручная граната. Дзержинский резво выскочил из-за стола и моментально скрылся в металлическом сейфе. Прогремевший вслед за этим взрыв выбил стекла, повредил мебель и стены. Но сейфу не причинил никакого вреда. По легенде, именно после этого чудесного спасения своего шефа соратники начали называть его «железным». А уже потом биографы обосновали этот псевдоним железной стойкостью «рыцаря революции». Таинственно-мрачный дух и в наши дни витает в этом доме. Поговаривают, что в длинных темных переходах и сегодня можно увидеть призрак первого чекиста.

По крайней мере, такое ощущение возникает, когда внезапно сталкиваешься с самим «железным» Феликсом. Трехметровая статуя в характерной длинной шинели сурово взирает на проходящих мимо. С «легкой руки» чекиста-мистика Глеба Бокия в 1920 г. Москвичи начали неосторожно шутить «был Госстрах, а стал Госужас». Здание, прежде принадлежавшее СО «Россия», держало в страхе всю Россию. К концу 1920 гг. Реконструировли и внутреннюю тюрьму, к ней надстроили еще четыре этажа. Проблему прогулки заключенных архитектор решил оригинальным способом, устроив шесть прогулочных дворов с высокими стенами прямо на крыше здания.

Узников поднимали сюда на специальных лифтах. В Москве в 1930-е г. К примеру, так: «Какое здание выше всех в Москве? Ответ: Лубянская пл. С его крыши видно Колыму». В 1940—1947 гг. Последним арестантом, которого видели ее стены, стал американский летчик-шпион Гарри Фрэнсис Пауэрс. Затем часть тюрьмы переоборудовали под столовую, а из остальных камер сделали кабинеты для сотрудников КГБ.

На закате «эры Андропова» окончательно оформляется Лубянская площадь.

«Слышались автоматные очереди»: что известно о стрельбе у здания ФСБ на Лубянке

Станция метро «Лубянка» была сооружена 15 мая 1935 года. Станция выходит на Лубянскую площадь, поэтому и носит ее название. это популярное название здания, в котором находится штаб-квартира Пограничной службы (агентство ФСБ) и связанная с ней тюрьма на Лубянской площади в Мещанском районе Москвы, Россия. Лубянка – это массивное здание в центре Москвы. А с приходом к власти большевиков Лубянку и вовсе старались обходить стороной. свежие новости дня в Москве, России и мире.

Москва, как она есть. Улица Большая Лубянка

Еще одна тюремная хитрость. Номера камерам присваивались не по порядку, а вразнобой, и заключенные не могли узнать не только их общее количество, но даже определить место своего застенка. В 1983 году, во время краткого андроповского правления, когда камеры начали переоборудовать в кабинеты, пришлось сломать несколько внутренних стен. Оказалось, что все они внутри имели ничем не заполненные полости.

Таким образом узники лишались своей извечной привилегии — возможности перестукиваться друг с другом, используя «тюремный телеграф». Отсюда никогда не было побегов. В шести камерах-музеях, оставленных нетронутыми в назидание грядущим поколениям, нетленный запах карболки, параши, грязного белья и кислых щей.

Гнетущая тишина затаила в себе оцепенение, ужас и отчаяние тех, кто дожидался здесь своей участи. Здесь начинаешь верить в то, что каменные стены обладают энергоинформационной памятью… Лубянские духи Лубянка и Тайная канцелярия. На углу Мясницкой и Лубянки располагалось страшное детище Петра I см.

Интересные факты о Петре I — Тайная канцелярия. В 1762 году воцарившаяся Екатерина учредила Тайную экспедицию, которая помещалась здесь же в начале Мясницкой. Обер-секретарем Тайной экспедиции был назначен сыскных дел мастер Степан Иванович Шешковский.

Его боялись и люто ненавидели, называя за глаза «вездесущим». Все имели грехи, и все верили, что Шешковский об этих грехах знает. Говорили, что даже великосветские дамы за сплетни пробовали кнут из его рук.

Допрос обер-секретарь производил в комнате, уставленной иконами, и во время стонов и раздирающих душу криков читал акафист сладчайшему Иисусу. Злые языки шептали, будто за взятки он освобождал от наказаний и смог нажить таким путем несколько домов в обеих столицах. В этих зданиях он велел оборудовать подвалы и пыточные.

Молва поговаривала, что в кабинете Шешковского находилось кресло особого устройства. Как только гость усаживался в него, тайный механизм защелкивался, и пленник не мог освободиться. По знаку «вездесущего» кресло опускалось под пол.

Только голова и плечи виновного оставались наверху, а все прочее тело висело под полом. Там слуги отнимали кресло, обнажали наказываемые части и усердно секли. Исполнители не могли видеть, кого наказывали.

Все заканчивалось тихо и без огласки. Ни один вельможа не отважился пожаловаться императрице, ведь для этого пришлось бы сознаться, что его выпороли как последнего мужика. После такой унизительной экзекуции гость рассказывал все, что требовалось обер-секретарю.

Но нашелся человек, который сумел отомстить за свою поруганную честь. Он силой усадил «вездесущего» в страшное кресло, захлопнул его, и кресло с хозяином провалилось. Слуги привыкли к душераздирающим крикам и с честью выполнили свою работу.

Слух о конфузе Шешковского облетел всю Россию. Суеверные москвичи уверяли, что это отомстили ему за невинно пролитую кровь подземные духи Москвы, раздосадованные зверствами грозного вельможи. Не допускалось получение информации с воли или передача каких-либо сведений из тюрьмы.

Подследственным были категорически запрещены переписка с родственниками, чтение свежих газет и журналов. За исключением особо разрешенных случаев запрещалось пользоваться письменными принадлежностями. Вопреки расхожему мнению в камерах не избивали и не пытали.

Тела и души подследственных увечили на допросах, которые проводились в кабинетах следователей, где стояли только столы и наглухо прикрученные к полу табуреты. Специальный инструментарий для получения признания подследственного — как это было в застенках гестапо — не применялся. В ходу были рукоприкладство и пытка бессонницей.

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. В 1835 году в центре площади был сооружён фонтан работы Ивана Витали. Фонтан выполнял роль водозаборного бассейна, куда подавалась питьевая вода из Мытищинского водопровода. Память об этом событии хранит мемориальная доска на доме, сообщающая, что с апреля 1918 года по декабрь 1920 года в нём работал на посту председателя ВЧК Ф.

Брюллов переживал период творческого подъема, его переполняли замыслы, за полгода пребывания в Москве он написал столько, сколько удавалось не в каждый год, в том числе такие замечательные работы: портрет юного А. Толстого, портрет Витали, работающего над бюстом художника, портрет знаменитой трагической актрисы Е. Семеновой, портреты А.

Перовского, Л. Маковской, картина «Гадающая Светлана», фантазия на балладу В. Жуковского… Его творческая энергия заражала окружающих и побуждала к творчеству.

Витали затеял изваять бюст Брюллова, но художник, как рассказывает современник, «отговорился тем, что сидеть не может. Однако Витали добился своего, и чтобы развлечь Брюллова во время сеансов, ему читали книги. С той поры Брюллов поселился у Витали».

Но у Витали не только читались книги, художники рисовали, певцы пели, тут горячо обсуждались литературные и художественные новости, к тому же хозяин славился умением готовить настоящие итальянские макароны. В этой творческой атмосфере и происходило общение Пушкина и Брюллова. Художник И.

Дурнов вспоминал об одной из их встреч, при которой он присутствовал: «У них шел оживленный разговор, что писать из русской истории. Поэт говорил о многих сюжетах из истории Петра Великого. Когда Пушкин кончил, К.

К сожалению, мемуарист не сообщает о том, о каких конкретно сюжетах шла речь. Кроме того, у поэта и художника была общая, угнетавшая их печаль, о которой у них также был разговор. Брюллов ехал по повелению царя, это и была та «неволя», которую испытывал на себе и Пушкин.

В рабочей творческой атмосфере мастерской Витали родилась идея создания бюста поэта. Неизвестно, кому она принадлежала, но, видимо, обсуждалась весьма серьезно. Однако Пушкин задумывается над предложением, в его рукописях того времени имеется шаржированный автопортрет в профиль в виде скульптурного бюста, увенчанного лавровым венком и с подписью: «il gran padre АР».

Тогда бюст Пушкина не был вылеплен. Брюллов уехал в Петербург. Знакомство поэта и художника не ограничилось московскими встречами, современники свидетельствуют, что их дружеские отношения продолжились и в Петербурге.

Последний раз они виделись за два дня до роковой дуэли Пушкина. После гибели поэта с новой силой вспыхнул в обществе интерес к нему и его творчеству. Модный петербургский скульптор С.

Гальберг, пользуясь посмертной маской, лепит бюст Пушкина, отливки которого поступают в продажу. В это же время, в марте-апреле 1837 года, идет работа над скульптурным портретом Пушкина в Москве. В письме от 29 апреля 1837 года из Москвы М.

Погодин пишет Н. Вяземскому: «Какой бюст у нас вылеплен! Как живой.

Под надзором Нащокина делал Витали». Заказчиком бюста Пушкина был Нащокин. Этот бюст из белого мрамора изображен на картине Н.

Подключникова «Гостиная в доме Нащокина», написанной в 1838 году. Пушкин изображен увенчанным лавровым венком, как на автопортрете. Впоследствии Витали вылепил вариант бюста без лаврового венка.

Противоположный угол Большой Лубянки и Кузнецкого Моста представляет собой довольно большой для центра Москвы пустырь, используемый под автостоянку. Этот пустырь с полным основанием может быть назван историко-культурным памятником деятельности Моссовета. Здесь находилась церковь XVI века, которой выпала судьба стать первым московским храмом, снесенным по приказу послереволюционной московской городской власти.

Сейчас в соответствующих архитектурных учреждениях обсуждается идея установки памятных знаков на местах снесенных московских церквей, видимо, начинать воплощение проекта в жизнь следует с установки обелиска здесь, на этой автостоянке, и обязательно отметить на нем, что отсюда началось уничтожение московских исторических памятников и святынь городской властью, продолжающееся и поныне. Хорошо бы тут же установить несколько запасных чистых мраморных досок, на которые вписывать все вновь сносимые памятники. О ее постройке имеется летописное сообщение под 1514 годом, в котором идет речь о государственном строительном проекте — возведении сразу одиннадцати церквей в разных районах Москвы: «тоя же весны […] князь великий Василий Иванович всея Руси повеле заложити и сделати церкви кирпичны и камены […] да на Устретенской улице церковь Введения Святыя Богородицы, а всем тем церквем был мастер Алевиз Фрязин».

Напомним, что тогда Большая Лубянка называлась Сретенской, или Устретенской, улицей, а само место, где строилась церковь, было заселено жителями Пскова. В 1510 году, рассказывает летопись, великий князь Василий Иванович «триста семей псковичь к Москве свел […] и подавал им дворы по Устретенской улице, […] не промешал с ними ни одного москвитина». Архитектор Алевиз Фрязин, или Алевиз Новый называемый так в отличие от работавшего тогда же в Москве более старшего по возрасту итальянского инженера и архитектора, его тезки Алевиза Старого , был приглашен на службу еще Иваном III.

Полное его имя — Алозио Ламберти да Монтаньяна. В Россию он прибыл с характеристикой «Алевиз мастер вельми добрый, не как иные мастеры, весьма великий мастер» и скоро оправдал ее на деле. Он строит систему рвов — водных укреплений вокруг Кремля, возводит в Кремле Архангельский собор, наконец, ему поручается строительство церквей, которые должны играть градообразующую роль для всего города.

Автор современной работы об Алевизе Новом определяет его должность как «главного архитектора Москвы». Из построенных тогда Алевизом Новым церквей, при проектировании которых он руководствовался как образцами владимиро-суздальских храмов, сохранилась церковь Владимира в Старых садех, стоящая на Ивановской горке, к которой сходятся четыре переулка. Этот храм представляет собой памятник замечательной красоты и стоит на таком счастливо выбранном месте, что, являясь зрительным центром окружающей разнообразной застройки, превратил этот уголок старой Москвы в один из самых привлекательных и проникновенных московских пейзажей.

Недаром его часто рисуют художники. Такую же роль в окружающем пейзаже играла и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она стояла на высоком берегу Неглинной, видная и с реки, из заречья, и с улиц и переулков, сходившихся к ней: Лубянки, Сретенки, Кузнецкой, Ивановского переулка, который был проложен к ней с Мясницкой мимо церкви Иоанна Предтечи с середины XVIII века этот переулок стали называть Фуркасовским.

Возле церкви росли вековые деревья и было старинное кладбище, на котором погребали ее знатных прихожан. А ее прихожанами были князья Голицыны, князь Дмитрий Михайлович Пожарский на церковном кладбище похоронена его супруга, его самого отпевали в церкви Введения, и погребен он в родовом поместье в Суздале , князья Хованские, московский генерал-губернатор граф Ростопчин… В XVII—XVIII веках этот храм пользовался у москвичей большой известностью и почитанием, поэтому и Кузнецкий Мост от Рождественки до Лубянки в это время в Москве чаще называли Введенской улицей. Только с начала XIX века благодаря модным лавкам, которым для их владельцев и покупателей было престижней находиться на Кузнецком Мосту, чем на Введенской улице, церковное название стало вытесняться названием Кузнецкий Мост — символом суетной моды и роскоши.

Церковь Введения не раз перестраивалась и обновлялась. В начале XVII века, после освобождения Москвы от польских интервентов, князь Дмитрий Михайлович Пожарский ополченскую святыню — образ Казанской Божией Матери, с которой был совершен поход и освобождена Москва, поставил в своей приходской церкви, и она пребывала там до 1630-х годов, до построения Казанского собора на Красной площади, куда и была по завершении строительства перенесена.

Оно передано для дальнейшего расследования в центральный аппарат ведомства. Момент стрельбы В ФСБ ранее подчеркнули, что нападавший был один и проникновения в здание ведомства не было. В Росгвардии заявили, что сотрудники ведомства прибыли к месту инцидента и организовали оцепление для безопасности граждан, а также обеспечили эвакуацию прохожих и осмотр территории. Полиция призывала людей уходить По рассказам очевидцев, инцидент начался около 18:00 мск и продлился около часа. Как уточнил в беседе с RT один из свидетелей происшествия Владимир Адясов, начало стрельбы можно было принять за фейерверк, однако сотрудники полиции сразу велели людям убегать.

Но потом полицейские, которые там были, сделали очень умный ход: они стали кричать людям, чтобы те не стояли и не смотрели, а бежали», — рассказал RT Адясов. По его словам, выстрелов было много, но сама стрельба длилась недолго. Не смогу даже сосчитать, но было много. Настолько часто они шли. Минуту-полторы это продолжалось.

Большая Лубянка

Нападавший нейтрализован, возбуждено уголовное дело. Как рассказали RT очевидцы, стрельба поначалу «напоминала фейерверк», однако полицейские сразу попросили людей покинуть место ЧП. Рассмотревшие злоумышленника свидетели утверждают, что тот вёл прицельный огонь из автомата. Об этом сообщили в самом ведомстве. По данным Следственного комитета, ещё пять человек получили ранения.

СК уточняет, что один из пострадавших — гражданское лицо. По информации ведомства, вечером 19 декабря неизвестный мужчина, находясь у здания ФСБ, открыл стрельбу в сторону сотрудников правоохранительных органов. Злоумышленник ликвидирован», — уточняет СК. На месте происшествия работает следственно-оперативная группа.

Возбуждено дело по статье 317 УК России «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа».

Старожилы уверяют: тень гордого боярина до сих пор бродит по улицам и переулкам Лубянки. С тех пор место это зловещее и пугающее. О названии Лубянка историки спорят и поныне.

Согласно преданию, после насильственного присоединения Новгорода, чтобы уничтожить чересчур независимый дух новгородцев, Иван III переселил более трех сотен наиболее знатных новгородских семей в Москву, на территорию нынешнего лубянского квартала. В память о своем родном городе, где была улица Лубяница, переселенцы принесли в столицу это название. Здесь в Смутное время ополченцы князя Пожарского дали два победоносных сражения польским интервентам. Крови пролилось много, зато те навсегда забыли к нам дорогу.

Через 200 лет на месте двора князя Пожарского разместилась усадьба московского генерала-губернатора графа Ф. В 1812 г. Граф испугался собравшейся перед его домом толпы и перевел стрелку, принеся в жертву невиновного. Пока толпа расправлялась с жертвой, градоначальник удрал с заднего крыльца.

В 1662 году Лубянка стала эпицентром Медного бунта. Восстание было жестоко подавлено, а 30 зачинщиков бунта были казнены на Лубянской площади — расплата настигла бунтовщиков на том же месте, где они провинились. Снова на этом месте пролилась кровь. Дважды в год приходил священник, служил панихиду по всем умершим, и их сообща хоронили в общей могиле.

В глубине двора стоял ее дом-застенок, охраняемый свирепыми караульными и голодными псами. Затем по ее приказанию конюхи били провинившуюся кнутом и плетьми. В случаях особого исступления она морила голодом, привязывала голых девок на морозе, обливала кипятком, пытала горячими щипцами. После суда и заточения Салтычихи в Ивановский монастырь это залитое кровью владение кочевало из рук в руки, пока не перешло к прославившемуся своим милосердием к беднякам доктору Гаазу.

Поговаривают, что именно в лубянских подвалах Салтычихи спрятаны ее несметные сокровища. Сегодня на месте легендарной усадьбы — владения ФСБ. В 1762 году воцарившаяся Екатерина II учредила Тайную экспедицию, которая помещалась здесь же в начале Мясницкой. Обер-секретарем Тайной экспедиции был назначен сыскных дел мастер Степан Иванович Шешковский.

Он создал такую агентурную сеть, что мог в любой час доложить Екатерине о поступках и замыслах ее подданных. Темными потайными переходами обер-секретаря провожали в личные апартаменты императрицы, где она выслушивала его доклад. Екатерина при всей ее терпимости иногда выходила из себя, слыша от Шешковского сплетни о своей особе.

Существует две версии его возникновения, и обе они связаны с существительным луб и прилагательным лубяной. Петровка, Полянка, Солянка и др. В 1612 г. Минина и Д. В XVII в. В начале XIX в. В начале ХХ в.

В частности, здесь располагались, например, здания Московского купеческого общества. Никольская улица, упирающаяся в Лубянскую площадь, была центральной торговой улицей города, — напомнила Самовер. В 1917 году в России сменилась власть.

В революционном порыве различные компании стали национализироваться. В 1918 году здание по адресу Большая Лубянка, 11 было занято Всероссийской чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией и саботажем ВЧК. Спустя год органы госбезопасности переехали в бывший доходный дом страхового общества «Россия», находящийся непосредственно на Лубянской площади.

А саму площадь в 1927 году, через год после смерти Феликса Дзержинского, назвали его именем. Большая часть Китайгородской стены и значительная часть ее башен были снесены, фонтан Ивана Витали перенесли в Александрийский дворец в Нескучном саду. Также подверглись разрушению большинство храмов рядом с бастионами, были утрачены несколько ворот.

Фундаменты этих сооружений можно до сих пор найти как на самой площади, так и вокруг, отметила Самовер. Вместе с тем Лубянка и ее окрестности обрели свой современный вид. В 1935 году здесь открыли одну из первых станций столичного метро.

После войны был построен Центральный детский магазин, реконструированный несколько лет назад. В 1958 году на месте фонтана Ивана Витали поставили памятник Дзержинскому. В 1990 году на фоне общественных перемен в СССР площади вернули ее историческое название.

В том же году обществом «Мемориал» в музейном парке перед Политехническим музеем был установлен Соловецкий камень в память о жертвах Гулага.

лубянка – последние новости

До середины XIX века улица Большая Лубянка была частью Сретенки, которая ее сейчас продолжает. 29 марта в Московском метрополитене на станациях "Лубянка" и "Парк культуры" (радиальная) прогремели два взрыва. Ох, давно у меня не было этой рубрики, но вот наснимал наконец-то и сегодня речь пойдет об улице Большая Лубянка(первая часть).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий