Оптовая цена бензина ведет себя нервно с начала весны: в марте она росла, а в апреле стала резко снижаться. В Российском топливном союзе исключили рост цен на бензин в ближайшее время.
Регистрация
- Новости партнеров
- Что будет с ценами на бензин после атак беспилотников по российским НПЗ
- Откуда возник дефицит бензина в Сибири и на юге России
- 1 октября на топливном рынке появится новый тренд: Как изменятся цены на бензин и дизель
- Россиян предупредили об увеличении цен на бензин
- Популярное
Эксперт Храпач дал прогноз по ценам на бензин в РФ
Стабильность на внутреннем рынке топлива гораздо важнее, чем недополученные налоги. А что касается цен на заправках… - Цены на бензин, конечно, будут расти, но при таком раскладе не быстрее инфляции, - уверен Игорь Юшков. Иными словами, производители должны будут больше солярки продавать на оптовых биржах. Это поможет сдержать рост цен на дизельное: чем выше предложение, тем ниже «топливная инфляция». Ведь на носу посевная, и чем дешевле дизельное топливо, тем ниже себестоимость фруктов-овощей.
Это привело к тому, что на некоторых заправках в этом регионе возник дефицит бензина и дизельного топлива. Но еще на восьми НПЗ, включая крупнейшие в стране Омский, Киришский, Рязанский, Пермский и Волгоградский, ремонтируются отдельные установки, что сокращает их возможности по производству светлых нефтепродуктов, то есть бензина и дизеля. Рост спроса на внутренний туризм. Начиная с 2010-х годов россияне стали больше ездить по стране на личном транспорте, а в последние два-три года этот тренд усилился: в том числе потому, что сейчас полеты по стране и за рубеж слишком дорогие. Это тоже приводит к высокому спросу на бензин.
Сокращение выплат по демпферу. В 2019 году в России для цен на бензин ввели демпфер — специальный стабилизатор, который не позволяет ценам на бензин слишком сильно колебаться. Работает он так: если экспортные цены поднимаются выше определенного уровня, НПЗ не повышают цены, а получают компенсацию из бюджета. Если же экспортные цены падают ниже этого уровня, НПЗ продолжают продавать бензин по прежней цене, но свой излишек прибыли на внутреннем рынке отдают в бюджет. По факту выплаты по демпферу почти все время получали нефтяники, потому что экспортные цены всегда были выше установленного порога.
Бюджет получал выплаты по демпферу только несколько месяцев в пандемию. По итогам августа нефтяники могут получить рекордные за последние полтора года 288—295 млрд рублей. В целом с начала 2019 года выплаты уже составили 3,9 трлн рублей. Высокие выплаты по демпферу удерживали от роста цены на внутреннем рынке. С 1 сентября выплаты по демпферу сокращены в два раза и по факту вообще могут обнулиться.
Это может быть серьезным стимулом к дальнейшему росту цен. Теневой экспорт. Это болезненная проблема, в том числе и для Минэнерго. Теневой экспорт устроен так: НПЗ фактически отгружает нефтепродукты на внутренний рынок, а дальше трейдеры перенаправляют поставки на экспорт. Обычно это невыгодно, потому что трейдер не может легально получить возмещение по акцизу и НДС, которые уплачиваются при поставках на внутренний рынок.
Но сейчас цена на внешних рынках так высока, что делает такие поставки выгодными.
Крэк-спреды, то есть разница между стоимостью бензина и нефти, сильно выросли на рынках Азии. Это серьезно повысило привлекательность экспорта бензина и дизеля для российских нефтяных компаний. Адаптация к санкциям. С 5 февраля 2023 года действует эмбарго на поставки российских нефтепродуктов в Евросоюз. К лету логистические потоки, которые были затруднены в первые месяцы после введения европейских санкций, успели перестроиться. Бразилия стала вторым по объемам после Турции покупателем российского дизеля. Внешний спрос высокий, возможности для экспорта есть.
Ослабление курса рубля. Это привело к тому, что поставлять на экспорт выгоднее, и это тянет вверх цены на внутреннем рынке. Ремонты на НПЗ. НПЗ ремонтируются каждый год, и в основном летом. Это может выглядеть нелогично, потому что летом, как правило, пик спроса из-за отпусков и сельскохозяйственных работ. Но летом проще ремонтировать. Это очевидно для НПЗ, которые находятся в Поволжье и Сибири: зимой там очень холодно, а часть работ нужно проводить на открытом воздухе. Графики ремонтов НПЗ заранее подают в Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса.
Минэнерго знает об этих графиках и может даже попросить провести какие-то работы в другой период — такие случаи бывали. Это привело к тому, что на некоторых заправках в этом регионе возник дефицит бензина и дизельного топлива. Но еще на восьми НПЗ, включая крупнейшие в стране Омский, Киришский, Рязанский, Пермский и Волгоградский, ремонтируются отдельные установки, что сокращает их возможности по производству светлых нефтепродуктов, то есть бензина и дизеля. Рост спроса на внутренний туризм. Начиная с 2010-х годов россияне стали больше ездить по стране на личном транспорте, а в последние два-три года этот тренд усилился: в том числе потому, что сейчас полеты по стране и за рубеж слишком дорогие. Это тоже приводит к высокому спросу на бензин.
Еще одна причина — изменение порядка выплат нефтяникам компенсаций по демпферу из бюджета. С 1 сентября их урезали вдвое, из-за чего продавать топливо тоже стало намного выгоднее за границу.
Логистические проблемы также подхлестнули рост цен, прежде всего, в регионах, где нет своих НПЗ, а поставки топлива идут авто- или железнодорожным транспортом. Так, губернатор Ростовской области Василий Голубев связал нехватку топлива в регионе с реконструкцией Астраханского газоперерабатывающего завода, ростом трафика через область, увеличением сроков доставки топлива по железной дороге и традиционной загрузкой донских дорог. Между тем, глава Минэнерго Николай Шульгинов обвиняет в нехватке бензина на юге России недобросовестных участников рынка, которые пытаются создать, по его словам, искусственный дефицит. Логистика повлияла на ситуацию в меньшей степени, чем те, кто закрывал заправки и набивал свой карман, заметил Шульгинов. Правоту его слов отчасти подтверждают и сами фермеры, которые сейчас вынуждены закупать дизель у перекупщиков по бешеной цене. Руководитель Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств Ставропольского края Сергей Колесников назвал цену на дизель в регионах просто «космической» — цена за литр уже превысила 90 рублей. Так происходит потому, что на заправке его не купить или оно ограниченно.
Удручающая новость: эксперты предупреждают о росте цен на бензин в ближайшее время
Именно так в России сдерживается рост стоимости бензина. Сумма компенсации нефтяникам динамическая. Если за границей бензин дорожает, то из бюджета нефтяникам выплачивают сумму, которую они теряют, не поднимая цены в России. Реформа демпфера Зимой 2022 года страны Запада установили потолок цен на поставку российской нефти. Этот потолок решили соблюдать не только страны Европы, но и такой крупный покупатель, как Индия. Это привело к значительному снижению цен на российскую нефть.
Всё это вынудило российские власти искать способы компенсировать потери бюджета. Один из вариантов — урезать выплаты по демпферу.
На этот счет высказался и экономист Николай Кульбака. Он считает, что подобное решение — «выбор из двух зол», который призван снизить темп инфляции на рынке топлива. Решение кабмина призвано остановить эту тенденцию. Это не самый лучший вариант, потому что ограничит поступления валюты в страну. По сути, из двух зол выбирают меньшее, — сказал он в разговоре с MSK1. Он также отметил, что доллары, поступая в Россию, здесь не задерживаются из-за нестабильной экономической ситуации и инфляции. А он хочет вывести много, потому что ситуация в российской экономике неустойчива. Риски растут.
Это нормальная реакция, тут ничего не сделаешь, — подчеркнул Кульбака. Откуда возник дефицит бензина в Сибири и на юге России Высокие цены на бензин обусловлены нехваткой производства на внутренний рынок, рассказал MSK1. RU Василий Колташов. Наши цены беспредельно далеки от мировых, — уточнил он. При текущем курсе рубля цена на топливо в России в долларах беспрецедентно низкая. Компаниям невыгодно работать на российский рынок. Но этот комфорт понятен лишь иностранцам с зарплатой в валюте. Но проблема в том, что мы зарплату получаем в рублях.
Это приведёт к уменьшению предложения и дальнейшему росту цен. Но сейчас готовятся меры, чтобы предотвратить этот сценарий. В октябре цены на бензин могут снизиться. Резкий взлёт цен вряд ли произойдёт. Более точный прогноз затруднён из-за высокой неопределённости ситуации и разных цен в регионах, — пояснил Владислав Антонов. С 1 октября пройдёт масштабная индексация зарплат: Кому сделают прибавку и на сколько Установив неделю назад запрет на экспорт нефтепродуктов, правительство стабилизировало внутренние цены на бензин, несмотря на продолжающийся рост нефтяных котировок. Срок действия этих мер — "до отмены", поэтому в краткосрочной перспективе текущий уровень цен и будет превалировать на топливном рынке. Такой прогноз сделал финансовый аналитик маркетплейса "Финмир" Александр Соловьёв. С 1 октября бензин перестанет дорожать.
Как итог такого решения — прибыльность нефтеперерабатывающих заводов НПЗ сократилась ровно в 2 раза, поэтому компании и начали повышать цены. Когда выплаты уменьшатся сразу в 2 раза, это будет подстегивать нефтяные компании не идти навстречу государству и не сдерживать рост цен. Конечно, биржевые цены рядовому потребителю не так интересны, но они давят на цену топлива и на заправках. Ведь в сентябре — октябре автомобильный сезон подходит к концу, сельхозработы заканчиваются, — делится своим прогнозом эксперт. Да и какие, к черту, тут эксперты? Все мы прекрасно знаем, что никакого снижения цен не будет! Знаем, потому что за последние 30 лет такого ни разу не было. Как мы и писали выше: Ну, может, снизят на 50 копеек — и будут трубить везде о гениальности нашего руководства. Но, как опять же мы писали выше, с повышением цен на бензин и дизельное топливо сразу произойдет удорожание всех перевозок, а значит повысятся цены НА ВСЁ! И коснется это ВСЕХ! Так что не теряйте свои пояса… Цены на бензин и дизель взлетели: Почему в России резко подорожало топливо и что будет дальше Почему дорожает бензин и когда это закончится. Такого российские фермеры не помнят — дизельное топливо ДТ этим летом буквально взлетело в цене. Ассоциация «Народный фермер» провела в последних числах августа мониторинг в 18 регионах страны. На Кубани ситуация еще хуже. В прошлые годы цена летом, бывало, подскакивала, но в пределах нескольких процентов, — рассказал председатель ассоциации «Народный фермер Кубани» Константин Юров. Как нам объясняют поставщики, на рост цен влияют два фактора — подскочивший курс доллара, в результате чего выросли экспортные цены поэтому производителям стало выгоднее продавать нефтепродукты за границу, а не внутри страны. По итогам мониторинга ассоциация «Народный фермер» обратилась в Федеральную антимонопольную службу ФАС с просьбой провести проверку обоснованности резкого подорожания. Но основной рост пришелся как раз на летние месяцы. По мнению экспертов на ситуацию повлияло сразу несколько факторов. Не случайно еще в 2020 году глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов предлагал заранее публиковать графики ремонта НПЗ. Независимый топливный союз также выступал за изменение графика ремонтов НПЗ, как и за то, чтобы сведения о них стали публичными. В конце июля даже вице-премьер правительства России Александр Новак объяснял дефицит топлива и рост цен профилактическими остановками НПЗ. Но в августе цены на топливо продолжали расти. Выходит, что дело не только в ремонтах.
Как изменились цены на бензин за год
- Правительство ограничило экспорт бензина: зачем это нужно
- Популярное за неделю
- Новости партнеров
- Почему «скакнули» цены
- Нефтяники и кабмин РФ договорились о дальнейших действиях на рынке топлива
Почем литр лиха. Правительство и нефтяники будут снижать цены на бензин
Отмечается, что средняя цена за литр бензина АИ-95 в конце августа в России составляла 54,85 рубля. Если Россия в ближайшее время не отменит запрет на дизельное топливо, ее нефтеперерабатывающим заводам придется временно закрыться из-за переполненных хранилищ. Отмечается, что средняя цена за литр бензина АИ-95 в конце августа в России составляла 54,85 рубля. Прогнозы экспертов предсказывают возможное увеличение цен на бензин и дизель до 10 процентов в ближайшее время. Однако вряд ли в ближайшее время стоимость бензина и дизтоплива станет той, которая была на начало 2023 года. Что будет с ценами на бензин?
Закрыть дыру в границе
- Литр бензина за 100 рублей может стать новой российской реальностью?
- Правительство ограничило экспорт бензина: зачем это нужно
- Факторы влияния
- Что будет с ценами на топливо в 2024 году
- Публикации по теме
- Россиян предупредили об увеличении цен на бензин
В России готовятся к запредельным ценам на бензин: стоит ли казахстанцам беспокоиться
Это серьезно повысило привлекательность экспорта бензина и дизеля для российских нефтяных компаний. «В ближайшее время стоимость топлива будет стабилизирована», — подчеркнул Арский. В 2024 году цены на бензин и дизель в России могут увеличиться, но рост не превысит 7-10%. Стоимость бензинов по сравнению с максимумом 19 сентября снизилась на 19,7% (18 сентября этого года была достигнута максимальная цена АИ-92 за всю историю биржевых торгов в России — 70 500 рублей за тонну), АИ-95 снизился на 24% по сравнению с пиком 7 сентября, когда. Авто - 31 августа 2023 - Новости Нижнего Новгорода -
В Минэнерго ответили на вопрос о возможности дефицита топлива на рынке РФ
Последние новости. Экономика - 10 сентября 2023 - Новости Тюмени - 9 августа министр промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Илья Волынский рассказал на брифинге, что перебои с бензином и другими видами топлива на 22 газпромовских АЗС связаны с плановым ежегодным ремонтом мощностей Астраханского. Но это регулируемая позиция в целом производители и правительство договорились, как будут действовать в ближайшее время», — сказал Владимир Путин. на 41 коп., но темпы роста постепенно ускоряются.
Удручающая новость: эксперты предупреждают о росте цен на бензин в ближайшее время
Причин для возникновения дефицита было несколько: Задержки поставок по железной дороге — особенно это актуально в Крыму. Сети РЖД перегружены из-за переориентации с западного направления на восточное, а также из-за высокого туристического сезона. В итоге составы с топливом могут находиться в пути вдвое дольше, чем в прошлом году, из-за чего ритейлерам не хватает запасов. Ремонты на НПЗ — они обычно проводятся в летний период каждый год, и на время ремонта завод не работает.
Высокий спрос на топливо — это и автомобильные туристы, и аграрии. Власти регионов и представители сетей АЗС обещают решить проблемы уже в ближайшее время.
Но в целом производители и правительство договорились, как будут действовать в ближайшее время", - подчеркнул Путин.
Сейчас физически оно появилось, вопрос в регулировании цен", - добавил президент. В 2009 году, когда я возглавлял правительство РФ, было принято решение - толстое, фолиант целый - о взаимодействии компаний ТЭК и правительства. И все там было детально расписано.
Оно действует сейчас, но не применяется. Сейчас применяются другие механизмы, так называемый демпфер.
Возврат к нему поможет скорректировать цены на бензин; Снизить налоговую нагрузку для предприятий по нефтепереработке. Как планируют решать проблему Чтобы стабилизировать рынок, правительство уже предприняло ряд мер: Ограничили экспорт ДТ и бензина по трубопроводам в морские порты.
И это не пустые слова: в сентябре 2023 года представители Федеральной антимонопольной службы сообщили, что уже возбуждены первые дела по факту продажи топлива по завышенным ценам. На спекуляциях попались компании из Ростовской, Белгородской областей и Ставропольского края. Прогнозы экспертов По мнению экспертов, ждать быстрого понижения цен не стоит, хотя они уже потихоньку возвращаются к привычным значениям. Однако вряд ли в ближайшее время стоимость бензина и дизтоплива станет той, которая была на начало 2023 года.
Александр Апостолов, заместитель директора департамента нефтепродуктов компании E1 CARD, добавляет: «Розничные цены на бензин в России вплоть до конца 2023 года останутся на текущем уровне. Роста цен, на мой взгляд, не будет. Во-первых, развитие ситуации полностью зависит от действий правительства России. Первые меры по сбалансированию рынка были приняты еще 21 сентября с ограничением экспорта топлива.
С одной стороны, стране нужны деньги, а экспорт нефтепродуктов их дает. Но, с другой стороны, дефицит топлива и его подорожание на бирже в конечном итоге ведет к уменьшению его потребления и разгоняют инфляцию. ПРИЧИНА 4 Повлияло на цены и намеченное на сентябрь сокращение субсидий нефтяникам от государства — так называемая корректировка демпферного механизма. Демпфер, если говорить простыми словами, это компенсация из бюджета тем производителям, которые поставляют топливо на внутренний рынок вместо зарубежного, когда цены в России ниже, чем на мировых рынках. А если цены на бензин в стране становятся выше экспортных, то наоборот: уже нефтяные компании перечисляют деньги в бюджет. Такая схема работает с 2019 года, но в конце июля Госдума приняла закон о корректировке механизма. Экономия бюджета, таким образом, составит около 30 млрд рублей в месяц, но для производителей нефтепродуктов экспорт топлива становится еще более привлекательным. ПРИЧИНА 5 Одним из ключевых факторов роста оптовых цен стал «высокий сезон» потребления топлива, к которому рынок почему-то никак не может привыкнуть.
Невольно вспоминается гениальный афоризм Черномырдина: «Никогда такого не было, и вот опять». А в 2022 году она была усилена тем, что многие аэропорты на юге страны закрылись, и люди поехали отдыхать к морю на автомобилях. В последнее время внутренний туризм рос еще и потому, что рубль ослаб, ездить за границу в рублевом выражении стало гораздо дороже. Эти факторы порождают рост потребления на внутреннем рынке, особенно 92-го и 95-го бензина. Рост цен на дизельное топливо, по мнению эксперта, связан с тем, что август — период интенсивных сельхозработ, особенно на юге страны. Поэтому потребление дизеля здесь в это время резко растет, что влияет на цены. Все живут в старой парадигме, отрасль не адаптировалась к изменившемуся спросу. Ведь нефтяники, лишившись субсидий, заинтересованы в том, чтобы держать внутренние цены на высоком уровне.
Однако многие эксперты уверены, что они не допустят резкого увеличения цен. Во-первых, сокращение потребления топлива на внутреннем рынке, которое последует в случае его резкого подорожания, не на руку в том числе и производителям. Во-вторых, если цены продолжат расти, государство будет вынуждено реагировать. Например, могут быть увеличены нормативы биржевых продаж внутри России. В арсенале у правительства есть и другие меры. Например, Минэнерго для недопущения так называемого серого экспорта предложило два варианта: создание списка экспортеров и лицензирование экспорта. И буквально на днях стало известно, что правительство намерено утвердить список спецэкспортеров нефтепродуктов — об этом сообщил вице-премьер Александр Новак. Те, кого в списке не окажется, продавать топливо за рубеж не смогут.
Почему в России дорожает бензин
Это очень больно бьет не только по карманам водителей, но и по экономике в целом. Президент поставил в числе главных задач недопущение роста цен. А как ее выполнить, если в каждом без исключения товаре в РФ — тот самый бензин? И рост цен на него быстро раскручивает маховик инфляции. Сезонное распухание Стоимость дизтоплива подвержена сезонному влиянию. Так, она выросла на три рубля в период с ноября 2022-го по январь 2023 года. Весной наблюдалось незначительное снижение, затем к началу августа стоимость вернулась на январские уровни, но за неполный август уже прибавила больше рубля. Сейчас средняя по России цена дизтоплива составляет около 60 рублей за литр, при этом, например, на Дальнем Востоке она подбирается к 70 рублям за литр. Сезонный фактор дополнительно давит на стоимость дизтоплива, и 22 августа Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям сдерживать мелкооптовые цены для сельхозпредприятий. В правительстве обещали урегулировать и вопрос с поставками топлива по железной дороге. С бензином ситуация чуть попроще, поскольку заканчивается сезон отпусков, а с ним и повышенный спрос на топливо, однако эксперты сходятся во мнении, что речь может идти не о снижении цен, а лишь о нормализации их роста, под чем, видимо, понимается удорожание на уровень инфляции.
Но даже для этого необходимо снижение биржевой стоимости топлива, потому что практическое равенство оптовых и розничных цен создает ненормальную ситуацию, в том числе для независимых АЗС. Интересно, что когда биржевая цена топлива весной прошлого года рухнула, никакого «отрицательного роста» цена на бензин не показала. Зафиксированное тогда удешевление бензина носило лишь символический характер.
Более того, подорожание учитываемого при определении средней инфляции товара уже заложено в этот показатель. То есть если бы бензин не дорожал или дешевел, то и инфляция была бы ниже. Важно понимать, что даже если цена выросла ниже инфляции, то ровно настолько же выросли ваши расходы, вне зависимости от того, компенсировались они повышением зарплаты или нет. Вас в любом случае заставили тратить больше на конкретный товар.
С тем, что таки опережает, выше разобрались, так что теперь про "неинфляционный фактор". Не знаю, на каких идиотов это вообще рассчитано, но думаю все прекрасно отдают себе отчет в том, что фактический рост стоимости бензина автоматически влияет вообще практически на всё от общественного транспорта и такси до грузоперевозок. Если раньше фирма закладывала в накладные расходы условно 100 000 рублей на закупку дизеля в месяц, то теперь она потратит на покупку того же количества солярки 111 100. И естественно всё это будет включено в конечную цену.
К чему приведет повышение цен на бензин? Как оно повлияет на стоимость продуктов в магазинах, на проезд в транспорте, на другие сферы жизни? Разобрались в этом вместе с экспертами. Что происходит с ценами на бензин В августе биржевая стоимость АИ-95 несколько раз обновляла рекорд и достигла 72 тысяч рублей за тонну. В переводе на человеческие цифры, бензин стал стоить 52—56 рубля за литр вместо 47—50. Попутно в августе наблюдались перебои с поставками топлива на АЗС, что в основном коснулось южных регионов страны : Астраханской и Волгоградской областей, Калмыкии, Крыма.
Однако проблема возникала и в других регионах, например на нее указывали представители топливного рынка в Новосибирской области. В Министерстве энергетики ситуацию увязали с перегрузкой железных дорог в туристический сезон. На стоимость топлива серьезно влияют курсы валют, поскольку оно отгружается и на экспорт. В правительстве считают, что цены внутри страны растут из-за дисбаланса между поставками в Россию и за рубеж. Всё потому, что при таком курсе нефтяным компаниям выгоднее поставлять топливо за рубеж, из-за чего ограничиваются поставки внутри страны, а биржевые цены растут. Правительство рассматривает ограничение экспорта топлива как один из вариантов нормализации обстановки — обсуждается лицензирование экспорта, запрет на экспорт через посредников, увеличение пошлин и другие меры. Много лет одним из механизмов стабилизации был топливный демпфер: нефтяные компании получали налоговый вычет, который компенсировал часть «упущенной выгоды» от непродажи топлива за рубеж. С 1 сентября его размеры сократились вдвое, что лишает нефтяные компании миллиардных компенсаций. Эксперты уверены, что происходящее на топливном рынке тесно связано именно с этими урезанными компенсациями. Глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов уверен, что ключевой фактор роста цен на топливо — высокий внутренний и внешний спрос при недостатке предложений.
По его словам, крупные нефтяные компании своеобразным образом шантажируют правительство: — Сам по себе механизм демпфера не сказать, что сильно воздействует на биржевые котировки, но он позволяет сдерживать цены в рознице, потому что компании получают возможность компенсировать убытки, которые у них возникают из-за дисбаланса оптовых и розничных цен, — говорит специалист.
По словам эксперта, бензин по новой стоимости некоторые регионы страны смогут получить только примерно через месяц, так как физически невозможно его доставить раньше. И эта ситуация не может разрешиться моментально, потому что невозможно по всей стране быстро развезти бензин, который будет оплачиваться по новым котировкам. Автомобилисты в стране, конечно, пока смотрят на ситуацию негативно, потому что для них пока нет очевидного выигрыша от запрета экспорта. Но парадокс в том, что о потребителе заботятся, потому что если бы сдерживания цен не произошло, то и сейчас цены на бензин были бы ещё выше», — указал Фролов. С ним согласился и генеральный директор фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Он отметил, что, как рассказывал вице-премьер Александр Новак на совещании с президентом, эффект от запрета на экспорт есть, потому что биржевые цены довольно резко пошли вниз. Меры приняты всего неделю назад, они жёсткие. Они привели к обвалу цен в опте.
Это уже эффект. Решения приняты, цены начали стабилизироваться.