На следующий день к власти пришел Путин и вскоре подписал награждение Элия Белютина орденом Почета. В Калининграде открывается выставка выдающегося советского художника Элия Белютина (1925-2012). Об этом в четверг, 26 ноября 2020 года, сообщили в Музее изобразительных искусств*. А Элию Белютину, преподавателю Полиграфического института, разрешили создать студию экспериментальной живописи еще в 1954 году. Предыдущий герой Элий (Елигий) Михайлович Белютин. Художник ХХ века. Одаренный, судя по всему, хороший педагог, наверное, интересный теоретик. На 87-м году жизни в Москве скончался художник-авангардист, преподаватель и мистификатор Элий Михайлович Белютин, основатель знаменитой студии своего имени и участник легендарной выставки в Манеже 1962 года.
Art Investment
Государственное бюджетное учреждение культуры Тверской области «Тверская областная картинная галерея» является государственной некоммерческой организацией в форме государственного бюджетного учреждения культуры далее Галерея , осуществляющей культурную, просветительскую и научную деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Оплата банковской картой Для выбора оплаты товара с помощью банковской карты на соответствующей странице необходимо нажать кнопку «Оплата заказа банковской картой». Соединение с платежным шлюзом и передача информации осуществляется в защищенном режиме с использованием протокола шифрования SSL.
Тогда с этим связываться не стали, и она решила, что хочет подарить, завещать эту коллекцию государству. В общем-то, сейчас, когда она умерла и все вспомнили, что завещание-то на Владимира Путина, и в этом-то вся загвоздка, потому что это юридически обязывающий акт. Администрация президента должна решать, что с этим делать».
От коллекции Белютина отказался также Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. Несмотря даже на то, что о собрании в 1990-х была пара высоких отзывов со стороны зарубежных специалистов. Известный французский независимый эксперт в области старой живописи Эрик Тюркен сказал, что в Белютинской коллекции есть десяток более или менее интересных картин. Но реальной экспертизы так и не было, отмечает директор галереи «Элизиум» Марина Молчанова: — По-настоящему коллекцию никто не изучал. Она не проходила никаких исследований, сказать, что там на самом деле, на сегодняшний день, наверное, все-таки преждевременно.
К ней приходили в разные годы из-за рубежа, о ней писали, например, во французских ежедневниках. Приходили какие-то специалисты из аукционных домов и говорили о том, что там, конечно, не миллиарды, но несколько сотен миллионов долларов может быть. Но исследования как такового, соответствуют эти произведения музейному уровню, представляют они какую-то историческую или музейную ценность, в настоящий момент нет данных никаких. Она сама атрибутировала эти вещи.
Введенная информация не будет предоставлена третьим лицам за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Проведение платежей по банковским картам осуществляется в строгом соответствии с требованиями платежных систем МИР, Visa Int.
Я ознакомлен Мы используем cookie.
Героя французского сопротивления Жана Кассу интриговали опыты советского педагога с творческой интеллигенцией и массовый рисовальный психоз. Возникла переписка двух эспериментаторов. Какой может быть арест, если вас сопровождает советник Кремля Виктор Луи? Не опасаясь ареста за нарушение границы, в Абрамцево приезжали поляки и французы, итальянцы и американцы. Приглашенные с женами восторгались старинными картинами, висевшими на бревенчатых стенах салона. Гости, развалившись в плетеных креслах, оживленно обсуждали опалу Хрущева, надгробные монументы Неизвестного, коллективное руководство страны, нашествие поп-арта в Европу.
Работа с профессором Римского университета Франко Миеле была особенно приятной и продуктивной. Профессор взялся составить историю неофициального искусства в современной России. Работали практически вчетвером. В 1973 этот уродливый труд вышел в Италии и доставил большую радость опальному гуру. Волна еврейской эмиграции, охватившая страну и увлекшая за собой его друзей — Феликса Збарского, Марка Клионского, Юрия Красного, Владимира Галацкого — не смутила прозорливого артиста. Жизнь в Совдепии казалась невыносимо скучной и серой, но здесь стояли свои стены, украшенные старинными картинами и надеждой на лучшее будущее, а на Западе — сплошная неизвестность без пенсии и родных стен. Вылазки на природу обставлялись как языческое богомолье, с выпивкой и закуской, под музыку Баха.
Расчетливая экспрессия на полпути к лирической абстракции. Он их не продавал, а дарил. Белютин отлично знал, что нелегалы Зверев, Рабин, Яковлев живут своим искусством, но опуститься до них он не мог, не хватало ни смелости, ни желания. Раздвоение личности? Нет, органический оптимизм! Белютин родися барином и богачом. Хитроумный дед оставил ему клад — картины известных европейских мастеров, стоившие большие миллионы в твердой валюте.
Белютинцы рассыпались, притихли на своих штатных местах, поджидая момента для решительной атаки. В последний раз я видел его на похоронах его любимой ученицы Гаяны Каждан холодной осенью 73-го года. На пригорке возвышался Белютин, плотно одетый в заграничное пальто с пояском, черная шляпа и неизменный красный шарф через плечо, а вокруг могилы стояли сплошные кандидаты в эмиграцию. Доходили слухи об эмигрантских успехах Владимира Галацкого. В Швеции его сравнивали только с Рембрандтом. Супруги Белютины не играли в диссидентские игры, а вкалывали, сочиняя книжки одну за другой. Книжек вышло очень много, около 400 — статьи и романы, трактаты и переводы, монографии и биографии, искусство России и Запада.
В раннюю перестройку, когда над нищей страной блеснул социализм с человеческим лицом, видную роль играл Борис Жутовский, рисовальщик и полиграфист с большими связями в старом и новом официозе, от генералов государственной безопасности до директоров центрального телевидения. Он без промедления занялся выставками белютинцев, распределяя фотоматериал и тексты по своему усмотрению. Откуда-то вылезла темная подвальная шелупонь — Кантор, Брускин, Капустянский — и завернула валюту в свой бездонный карман. Он, Белютин, лидер мирового искусства, живет на нищенскую пенсию учителя, а эти молодцы гребут деньги лопатой. Скажите — где же справедливость? К этому славному времени народных митингов и решительных общественных перемен имя Белютина как дилетанта и провокатора обросло легендами о непримиримом борце с косностью и мракобесием в культуре России. Мелочиться он не стал.
Знай наших! Не американец, а русский — первый, как в космосе, так и в мировом искусстве! И самое удивительное — так и было на самом деле, но работы Поллока дорого оплатила Америка, а Белютина Россия обозвала провокатором и мерзавцем. Умеренный успех, первые закупки. Молева творила литературные чудеса. В 1991 году супругов выпустили с выставкой в Америку. Об успехе говорить не приходится.
Получилась не выставка 88 картин, а русская самоделка. Белютина уличили в подделке своих собственных работ. Он решил, что можно не только людей, но и время повернуть назад, как поворачивают автомобиль. Картины, нарисованные в 90-м, он подписывал 50-м годом. Получался обыкновенный фальшак вместо музыки. Личное явление Белютина народу спотыкалось о чудовищные преграды : иная жизнь и новые люди. Его крики о спасении священной русской культуры не принимали всерьез.
Где сладкие советские времена? Где мусора и стукачи, фарцовщики и бомбилы? Где незабываемый Никита Сергеевич Хрущев? Где русская интеллигенция? С кем взяться за руки, чтоб не потеряться? Не с кем! И — зловещий факт налицо!
Надвигалась глубокая старость, а с ней и невзгоды. К середине 90-х годов у русских людей появились деньги. Ясно обозначились бедняки и богачи. Прямолинейно мыслящие разбойники порешили, что пора образумить сумасбродного старика и освободить его от родительского наследства. Они атаковали квартиру Белютиных сверху, сбросив на спящих хозяев потолочную люстру. Конечно, взломщиков не нашли, но мэр Москвы предложил сдать антикварное наследство в верные городские руки, что походило на вымогательство. Картины и скульптуры классиков, китайские вазы и комоды идут в музей, а Белютиным чинят потолок за казенный счет, без перевода их в старческую богадельню.
Драться с такой силой они не смели. Несмотря на многолюдство, друзей у Белютина не было, а с подчиненным доверительно не поговоришь.
Эксперт Перченко сомневается в подлинности завещанной РФ коллекции Молевой
В музейном сообществе обсуждают, что будет с коллекцией картин, среди которых, как сообщала сама владелица, есть даже Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан. Однако в подлинности этих вещей много лет сомневаются ее коллеги-искусствоведы. Нина Молева — специалист известный и авторитетный, исследовала историю русского и зарубежного искусства. Состояла в браке с художником-авангардистом Элием Белютиным, участником той самой скандальной выставки в Манеже, разгневавшей Никиту Хрущева. Это от мужа Нина Молева унаследовала коллекцию живописи из 200 картин, история которой достойна приключенческого романа. Нина Молева успела написать о ней книгу «В саду времен. Собирать ее начал еще дедушка Элия Белютина — Иван Гринев.
Он работал художником императорского театра, тогда и увлекся покупкой живописи. В советские годы в его квартире, где хранилась коллекция, была коммуналка, картины спрятали в тайник. В конце 1960-х часть квартиры вернули прежним хозяевам, тогда Элий Белютин и Нина Молева и обнаружили коллекцию. Она много говорила о том, что в собрании есть работы Леонардо да Винчи, Микеланджело, Диего Веласкеса, Тициана, Антонио Росселино и других мастеров старой школы и что стоит она 2 млрд долларов. В 1990-х супруги решили завещать картины России, но страна не может быть получателем наследства — это должно быть физическое лицо или госучреждение.
Гринёв много ездил по Европе и скупал местное искусство. Когда коллекция разрослась, он даже построил для неё на Арбате специальный дом. Перед революцией он предусмотрительно спрятал коллекцию в особой потайной комнате. Отец Элия, выходец из Италии Микеле Беллуччи по словам Нины, четвероюродный родственник Моники Беллуччи , продолжил дело Гринёва, который в 1919 году умер от тифа. По словам Нины, Микеле приобрёл на аукционах конфискованные из царского двора картины Веронезе и Тициана. В некогда шикарном особняке который стал обычным коммунальным домом поселился сам Элий который стал известным неофициальным художником. Элий Белютин и художники студии "Новая реальность" в Ярославле. Кстати, именно Элий был организатором разгромленной Хрущёвым выставки 1962 года — в Манеже выставлялись его ученики, белютинцы из студии художника "Новая реальность".
Но была и любовь к родине! Настоящая любовь и настоящий патриотизм. Кстати, мой отец, Михаил Молев, приехав из Ставрополя вместе с женой, моей мамой, получил в Москве инженерное образование и работал одним из первых инженеров-электриков. Так вот в его профессиональной среде, в отличие от актерской и писательской, «не взяли» вообще ни одного человека. И нас не тронули. Потому что, возможно, понимали, что без техников страна пропадет! Мы едины в беде. И вопрос о национальном самосознании, национальной идее — вот он, народ нашел на него ответ сам. Это наша земля, земля наших дедов, и мы ее не отдадим». Чеховское «Предложение», «Медведь» — они у нас прошли под громовой хохот. Мы играли по три-четыре выступления в день. С ума сойти от повторения одних и тех же слов. Потом уже брала истории из жизни госпиталей, штабов, «подсматривала» за солдатами, нашими зрителями... От места к месту они перемещались в открытом «ГАЗ-40», едва-едва утепленном какими-то одеялами. Нина сидела в шоферской кабине, рядом с водителем, на коленях — учебники по истории и математике за 9—10-й класс, над которыми она, бывало, засыпала между переездами. Фронтовые гастроли длились подчас и неделю, и десять дней. И все это время семья не знала: жива ли? Писали письма на Второй Белорусский фронт. Ватные штаны. Видели бы свою внучку ее аристократические прабабушки, в нарядах с пышными кринолинами, как в корсеты, утянутые в тысячи дворянских условностей. Перед выступлением она наскоро переодевалась во взятые под расписку платья из депо театральных костюмов в саду «Эрмитаж». Единственный главный приказ Нины самой себе был один: «До конца войны — никакой любви». Какая уж тут любовь, и в самом деле?! После Парада Победы 24 июня 1945 года в Кремле был прием, в котором принимали участие атташе стран-союзников. Там же поляки вручали пять своих золотых крестов — высшие символы воинской славы страны, красоты неимоверной, их внешний вид не менялся с XVII века. Вручали эти награды маршалу Рокоссовскому, Жукову, Коневу, лейтенанту Элию Белютину и старшему лейтенанту, «артистке» и, теперь уже можно это писать, разведчице Молевой. Тогда она впервые увидела своего будущего мужа. Который в свои 16 лет вывел из окружения 400 красноармейцев, раненый, едва избежавший ампутации, рисовавший потом в госпитале только левой рукой, через боль, чтобы восстановить ее функции. Но в ту первую встречу в Кремле никакого впечатления, если честно, она на него не произвела. И он на нее, кстати, тоже. А моя война уже кончилась, я была свободным человеком... Вертится, вертится калейдоскоп. Что должно — сбудется, как бы ни старались мы сами избежать приготовленного специально для нас чуда... Второй раз они встретились уже в 49-м. Спустя четыре года. В Исторической библиотеке. Элий заканчивал аспирантуру, Нине оставалось еще учиться. Оба окоченевшие, — написала она потом в одной из сотни своих книг. В густеющий сумрак пустынной аллеи вышли будущие супруги Белютины». Они закончили этот разговор только 63 года спустя. Неспособная превратиться в быль... В этом доме много десятилетий жили совсем другие люди. Хлопали входными дверями работницы заводов и фабрик, сбегали по стертым мраморным ступенькам комсомолки и комсомольцы, гуляли с колясками ширококостные советские мадонны, работяги, вытягивающие из жен в день получки пару десяток, пережившие «хлебные карточки» и войну старухи с запавшими глазами. Целую пятикомнатную квартиру за стеной одна занимала Фотиева, секретарша Ленина. Невозможно, немыслимо было представить в этом обычном доме... Да и был ли он там еще? Как проверить? Поездки художника Ивана Гринева во Францию — были ли и они? Сама Франция, оставшаяся за «железным занавесом», тоже превратилась в сказку. Отель «Друо» — Париж, Монпарнас, — в котором находился один из любимых дедом Гриневым аукционных залов, элегантный, ставший прообразом громких и шумных аукционов уже нашей эпохи. Купил в каком-то частном, распродававшемся собрании. Картину датируют 1478 годом, заканчивал ее уже не Леонардо, а его современник и ученик Бернардино деи Конти». Элий Белютин на фоне древнегреческой скульптуры. Фотография из личного архива Иван Гринев женился только в 73 года. До этого не считал возможным, отдавая всю силу и страсть коллекции. Его супруга, 45-летняя княжна Мария Курбатова, через девять месяцев подарила ему очаровательную и единственную дочь Лидочку. Та в свою очередь вышла за итальянца Микеле Белуччи. И так далее, так далее... Заполучить дедову квартиру назад казалось совершенно невозможным. Но Моссовет по просьбе редактора журнала «Вопросы истории», где работала Нина Михайловна, вдруг предложил вернуть ей часть жилплощади деда мужа. Три комнаты из двенадцати. Мама Элия, та самая дочь княжны Курбатовой Лидочка, которой сравнялось уже 98, объяснила детям, где спрятан клад. Как его искать. На дворе стоял 68-й год...
Словом, не будем опережать события. Завещания на сегодняшний день никто не видел, и обстоятельств не знаем. Мы руководствуемся тем, что были близки с Ниной Михайловной, она передала нам самую большую часть коллекции работ Элия Белютина. Нам было передано все из его мастерской: от работ и кистей до мебели и личных вещей. Сегодня в нашем музее более 1,5 тысячи единиц хранения белютинского фонда. Мы — единственный музей в России, который представляет творчество Белютина и группы «Новая реальность» в рамках постоянной экспозиции. Если в завещании не оговорено каких-то особенных условий, наш музей сможет иметь право претендовать на семейную коллекцию. И ее разделяла Нина Михайловна. Пока не вскроется завещание, утверждать нельзя, но она говорила, что не сделает выбора в пользу какого-то конкретного музея, пока не будет решен вопрос о том, а может ли эта коллекция остаться в квартире. А ее мечта, чтобы все собрание осталось в квартире. Но и квартира-музей может быть филиалом музея изобразительных искусств Калининграда. Если уж и развивать эту тему. Почему нет? Вооруженная охрана там до последнего была? До последнего дня Нину Михайловну охраняли, и она была рада, что она и ее коллекция под присмотром. Все время Нина Молева жила в трехкомнатной квартире на Никитском бульваре в окружении замечательных вещей. Оригиналы или копии?
Картины Элия Белютина — мужа Нины Молевой, которая отдала Путину коллекцию картин на $2 миллиарда
Коллекция мировых шедевров художника Элия Белютина и его вдовы Нины Молевой вызывает немало пересудов. Еще бы! Ведь, по словам, владелицы, стоимость собрания, которое хранится у нее в квартире, составляет $2 млрд. Одно. говорил Элий Белютин (1925-2012), живописец, педагог и теоретик искусства, один из самых ярких мастеров Оттепели. В картинах художников студии Элия Белютина нет традиционной картинной композиции фигуры удерживаются на плоскости только благодаря равновесию их эмоционального наполнения. Итак, картины Элия Михайловича Белютина — художника и коллекционера, который собрал коллекцию стоимостью в 2 миллиарда долларов. Модульное письмо Элия Белютина стало завершающим этапом его творчества, а многолетняя педагогическая практика оформилась в философский трактат «Теория всеобщей контактности» — о коммуникативной связи произведения искусства и человека.
Охота за московским Да Винчи
Я смотрю на картины и ничего такого не вижу. Но я вижу монстра, нависающего над человеком - как все-все невыполненные дела, которые над тобой висят. Вижу тёмно-красные страдания на соседней композиции. Уверенный в себе человек - всё такое прочное, фундаментальное у него - из "модулей" на стене напротив. Буду уверенной, как этот человек. Для начала попробую встать со стула. Через какое-то время уже активно разговариваю с посетителями. Мужчина зелёный, и женщина несёт такую же зелёную книгу про то, как его понять! Минуту назад она хмурилась, читая описания картин. Понимание делает людей счастливее.
У женщины аж голова красная. А мужчина стоит, терпит, - это про эту же картину. Выставка "Контакт" провоцирует разные реакции. Когда я спускаюсь на первый этаж, в залы классической живописью, то вижу одинаково серьёзных людей. А так у вас нет никаких подсказок, - говорю мужчине. Он рассказал, что раньше никогда не увлекался абстрактной живописью, но побывал в Галерее Тейт и впечатлился абстрактными экспрессионистами. Теперь он пытается проникнуться живописью в Пермской Галерее. Да, некоторые всё-таки называет. Даёт подсказки.
На картине Белютина "Девушка и мать" - две абстрактные фигуры. Я прошу посетителей подумать, кто тут девушка, а кто мать.
Москва: Новая реальность, 2006; Белютин Э. Рисунки и стихи. Правда Памяти. Картины и люди.
Из записных книжек художника 1937—2007. Абрамцево — Остров Свободы. Март первый — февраль последний. Мир добра и света. Альбом рисунков. Ветер с Атлантики.
Пространство чувств. Чао, Америка.
По многочисленным просьбам посетителей «Гражданская война» экспонируется на выставке подарков Ленинскому мемориалу. Узнать больше о русском авангарде начала XX века и увидеть воочию труды мастеров русского «неофициального искусства» вы можете в Музее-мемориале В. Ленина ежедневно с 10. Картина представлена до 31 октября 2019 года.
Тем более что, по воспоминаниям современников, темы успеха, посещений мастерской руководителями партийной верхушки СССР, близости к властным структурам часто всплывали в разговорах Белютина. О коллекции знали друзья художника, ее видели гости, приходившие к нему в дом. Имена великих мастеров, которые называли хозяева, безусловно, производили впечатление, особенно на тех, кто понимал, насколько трудно не то что купить, а просто физически найти в СССР вещи авторов такого уровня. Удивляло, как безбоязненно хозяева демонстрировали свое собрание, ведь обычно советские коллекционеры, даже принадлежавшие к кругам художественной и научной элиты, были осмотрительны и не стремились афишировать собственные коллекции.
Для Москвы того времени было несколько странно слышать открытое хвастовство коллекцией: вот Тинторетто, а вот Тициан, тут у нас Рубенс и так далее. Картины у них висели везде, даже на потолке. Они жили тогда где-то недалеко от Маяковки в странном большом сером доходном доме в полуподвальной квартире. Все задавали себе вопрос о происхождении коллекции, но никто не осмеливался произнести его вслух. Все заведомо знали, что любой ответ будет враньем. Как только кто-то заводил разговоры о политике, хозяева их тут же пресекали. Супруги Белютин и Молева производили впечатление профессионалов, которые хотят выглядеть любителями. Создавалось впечатление об их высоком уровне на тайных этажах власти». Об атмосфере таинственности, окружавшей дом, вспоминал и художник Владимир Янкилевский, бывавший у Белютина, но, что удивительнее, не было информации и о самих вещах, а ведь в тесном кругу московских коллекционеров советского времени хорошо знали цену собраниям друг друга. Знали уровень крупных частных коллекций и музейные специалисты — но не работ, хранившихся в квартире Белютина — Молевой.
Даже сейчас мы можем судить о домашней картинной галерее только на основании противоречивых отрывочных впечатлений и оценок тех, кто когда-то видел собрание.
Арт-галерея Путину: подарок на миллиард от старушки
Вдова художника Элия Белютина, хранительница крупнейшей в Европе частной коллекции живописи, в которой Рубенс, Эль Греко, Микеланджело, разматывает ниточку их удивительной истории. Нина Михайловна живет в Москве и является хранительницей наследия художника Элия Белютина. Утром 27 февраля ушел из жизни Элий Михайлович Белютин (Билютин) — художник, историк и теоретик искусства, педагог, основатель и руководитель художественной студии «Новая реальность», автор «теории всеобщей контактности». Нина Молева была вдовой известного российского художника-авангардиста, педагога и теоретика искусства Элия Белютина. Выставка произведений Элия Белютина – дань огромного уважения и почтения к художнику и его вдове, которая на протяжении многих лет является покровителем и добрым другом Музея.
Элий Белютин
Во вторник, 13 февраля, пришла печальная новость: в Москве на 99-м году жизни умерла искусствовед Нина Молева, вдова художника-авангардиста Элия Белютина. Сообщалось, что Польша обратилась к вдове художника Нине Молевой, ставшей после смерти Элия Белютина его единственной наследницей, с просьбой передать собрание этой стране и захоронить художника на польской земле. Как сообщает издание, коллекция принадлежала художнику Элию Белютину, который вместе с женой нашел уникальные картины в тайнике дома на Никитском бульваре в Москве. Коллекция мировых шедевров художника Элия Белютина и его вдовы Нины Молевой вызывает немало пересудов. Еще бы! Ведь, по словам, владелицы, стоимость собрания, которое хранится у нее в квартире, составляет $2 млрд. Одно. В Москве в понедельник, 27 февраля, на 86-м году жизни умер художник и теоретик искусства Элий Белютин.