«Жестокий романс» остается одним из самых любимых наших фильмов. Когда «Жестокий романс» вышел на экраны, на режиссёра обрушилась критика со стороны литературных и театральных кругов. Фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс», снятый в 1984 году по пьесе Островского «Бесприданница», вызвал восторг у зрителей.
«Жестокий романс»: почему местные жители и актеры с содроганием вспоминали съемки фильма
«Жестокий романс»: почему прославивший Гузееву фильм получил такое название | Смотрите онлайн фильм Жестокий романс на Кинопоиске. |
Интересные факты о съемках фильма "Жестокий романс" (14 фото) | Смотреть онлайн фильм «Жестокий романс. Фильм 1». В онлайн-кинотеатре PREMIER с оригинальным российским контентом вы можете посмотреть тысячи сериалов, фильмов и шоу в формате Full HD, 1080 и 720 на телевизоре SmartTV в Ultra HD 4K и с любого устройства. |
Рязановская "Бесприданница": воспоминания режиссера о съемках культового фильма "Жестокий романс" | Режиссер Эльдар Рязанов говорит о съемках своего фильма по пьесе ского "Бесприданница", о легендарном фильме режиссера Якова Протазанова, о главной т. |
Умер один из создателей фильма «Жестокий романс» | — Название фильма “Жестокий романс” появилось сразу, как только я принял решение об экранизации, — утверждает режиссер. |
Сентиментальный плейбой и «мадам Бовари» – как снимали и критиковали картину «Жестокий романс»?
Легендарный фильм «Жестокий романс» снимали в Костроме. Режиссер Эльдар Рязанов ходил по грани. Содержание фильма «Жестокий романс» не полностью соответствует пьесе Островского “Бесприданница”, однако на смысл произведения это не повлияло. — В “Литературной газете” она написала: “Жестокий романс” поднимает историю Ларисы-бесприданницы до трагедии, и это главная победа всего творческого коллектива.
Андрей Максимов – о том, можно ли отыскать критерии опошления классики
А когда съемочной группе задержали зарплату, Никита Михалков, у которого была охотничья лицензия, еще неделю кормил голодающих творцов дичью. Рязанов тогда отметил, что Михалков «опять жеребцует». Андрей Мягков на съемках чуть не погиб. В сцене, где ему нужно было близко подплыть к пароходу, он угодил в воронку, которую создали лопасти двигателя. С актером уже фактически попрощались, но через пару минут он вынырнул без единой царапины. Они обвиняли его в «опошлении пьесы и в глумлении над русской классикой». Игру Гузеевой, которой и по сей день очаровывается зритель, тоже называли слабой. Особо рьяного критика по имени Евгений Сурков ждала особая расплата режиссера — его именем Рязанов назвал отрицательного персонажа фильма «Забытая мелодия для флейты» Евгения Даниловна Сурова.
Несмотря на в целом негативную оценку от людей, причастных к миру кино, фильм посмотрело 22 млн человек и его признали лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран». А на международном кинофестивале в Дели он и вовсе взял главный приз.
Но в начале своего творческого пути будущая звезда просто боялась видеть себя в кадре, пишет Попкорньюс. Слава к Гузеевой пришла после фильма «Жестокий романс»по пьесе Островского, в котором она сыграла роль Ларисы Огудаловой. Фильм дал юной актрисе билет на всю жизнь. Но кто бы мог подумать, что этой девушке было трудно выполнять свою работу. Были сцены когда я вдруг тупела, смотрела в пол как баран и не могла сдвинуться», — вспоминает Гузеева.
А меня это не устраивало. Я хотел показать в фильме большой волжский город, передать впечатление от Волги, которые у меня, урожденного самарца, остались с детства. Повторюсь: я снимал дворянскую картину, а в Суздале она бы получилась купеческой. Обычно инсценировки делаются из романа или повести. Обратный же путь, выбор романной, повествовательной формы для переложения пьесы, — случай редкий… Если во время написания сценария я старался освободиться от Островского, от пиетета перед драматургом, от пут, которые возникали из-за почтения к классику, то во время съемок происходил обратный процесс. Вот я и решил заменить их рассказ показом. Позже я выяснил, что пионером в этом смысле не был. На основе его рассказов по тексту Горького получилась картина о том, как блистательный аристократ дошел до нищенской жизни в ночлежке. Возникло ощущение вторичности. Потом перечитал моих любимых поэтесс: Цветаеву, Ахмадулину. И понял — то, что надо. Не столь архаично. Для Пономаревой это был не совсем обычный опыт. А тут ей приходилось петь серьезные тексты. Тогда не было принято указывать, кто поет в фильме, а Валентина об этом не знала. Не увидев своего имени в титрах, обиделась, и мы потом долго не общались. Несмотря на то что в производственном плане в тот день значилась съемка других сцен, я все переиграл, и мы успели снять финал в настоящем тумане.
Одной из главных особенностей фильма является дебют Ларисы Гузеевой в главной роли. Ее талант и профессионализм поразили зрителей, и она стала одной из самых ярких актрис своего времени. Кроме того, в фильме звучат романсы, исполненные Валентиной Пономаревой и Никитой Михалковым.
Андрей Максимов – о том, можно ли отыскать критерии опошления классики
В Доме Гоголя, известном месте для культурных событий, будет показан фильм «Жестокий романс», который был снят Эльдаром Рязановым в 1984 году. Этот фильм режиссер снял по мотивам пьесы ского «Бесприданница». Однако поклонники звезды до сих пор помнят ее успех, возникший благодаря съемкам в картине «Жестокий романс».
Съёмки «Жестокого романса» запомнились весёлыми гулянками и приездом милиции
География кино | По следам съемок фильма | Подозреваю, что фильм Эльдара Рязанова "Жестокий романс" видело больше людей, чем читали саму пьесу. |
Жестокий романс | Легендарный режиссер Эльдар Рязанов называл актрису Ларису Гузееву «бездарностью» во время съемок фильма «Жестокий романс». |
Как снимали Жестокий романс (Александр Щербаков 5) / Проза.ру | Фильм "Жестокий романс" Пароход "Спартак" на Волге в 1987 году. |
Где снимали "Жестокий романс", в каком городе?
В киноклубе «Эльдар» 27 марта расскажут об истории ленты «Жестокий романс» | Для фильма "Жестокий романс" режиссер подбирал композиции, которые бы сочетали в себе цыганские мотивы и дворянскую сдержанность. |
Съёмки «Жестокого романса» запомнились весёлыми гулянками и приездом милиции | Народный артист России, кинооператор Вадим Алисов, снявший несколько десятков фильмов, в том числе "Жестокий романс" режиссера Эльдара Рязанова, скоропостижно скончался. |
Умер один из создателей фильма «Жестокий романс»
— В “Литературной газете” она написала: “Жестокий романс” поднимает историю Ларисы-бесприданницы до трагедии, и это главная победа всего творческого коллектива. Романсы в фильме исполняла не Гузеева, а Валентина Пономарева — джазовая певица, которую режиссер долго уговаривал поработать с ним. Этот фильм режиссер снял по мотивам пьесы ского «Бесприданница».
Андрей Максимов – о том, можно ли отыскать критерии опошления классики
В качестве ответа тем, кто принял в штыки фильм «Жестокий романс», Рязанов дал имя критика Суркова отрицательному персонажу своей следующей картины «Забытая мелодия для флейты»: Евгения Даниловна Сурова — так «похоже» зовут героиню Ольги Волковой. Прошло уже 36 лет с того момента, когда на экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс». «Жестокий романс», 1984 г. Фото: Кадр из фильма.
Интересные факты о съемках фильма "Жестокий романс" (14 фото)
В результате он отделался только несерьёзной раной на руке. Рязанов Эльдар Рязанов с самого начала видел в роли Паратова только Никиту Михалкова , однако тот собирался снимать драму «Очи чёрные» и не гарантировал своё участие. В качестве альтернативы Рязанов рассматривал Сергея Шакурова , но замена не понадобилась, так как у Михалкова отложилась работа над фильмом. На съёмках актёр вжился в образ разгульного барина Паратова и устраивал регулярные банкеты всей съёмочной группе, а однажды даже получил лицензию, сходил на охоту в костромские леса и потом угощал всех медвежатиной. Как-то раз местные жители даже вызвали милицию, чтобы утихомирить гуляющих в ночи актёров, но приехавший наряд был настолько поражен застольем с участием Никиты Михалкова , Александра Панкратова-Черного , Алисы Фрейндлих , Георгия Буркова и других звёзд советского кино, что милиционеры попросили разрешения посидеть в их компании. Рязанов Когда «Жестокий романс» вышел на экраны, на режиссёра обрушилась критика со стороны литературных и театральных кругов.
Его обвиняли в опошлении пьесы и глумлении над классикой, сравнивали Ларису Огудалову с мадам Бовари, Паратова называли «чувствительным суперменом», которого режиссёр явно не критикует, Ларису Гузееву — беспомощной актрисой. Почти единственным человеком из театральной среды, похвалившем экранизацию стала Нина Алисова — исполнительница роли Ларисы Огудаловой в первой экранизации «Бесприданницы».
Фрейндлих и Мягков сдружились во время съемок Фото: кадр из фильма В фильме героиню Алисы Фрейндлих называли «мымрой» и «старухой». Но саму актрису это не смущало. Это ведь был настоящий эффект Золушки, это гениальное преображение. Весь фильм быть одной, а потом всех потрясти совершенно другим видом. И в «Жестоком романсе» актриса уже сама была наставницей для молодых. Обучала Алиса Бруновна и Ларису Гузееву, для которой, как позже признавалась актриса, она стала «кино-мамой».
Фрейндлих пришлось дать Гузеевой пощечину Фото: кадр из фильма - В фильме была очень сложная задача. Рязанов начинает нервничать: «Лариса, соберитесь! Алиса Бруновна смотрела на это, а потом говорит: «Мотор! Камера начинает снимать. И Алиса Фрейндлих как вмажет Ларисе пощечину. Та заплакала, и тут Алиса Бруновна кричит: «Смейся! И она засмеялась! После сцены Алиса Бруновна подошла к Ларисе и со слезами на глазах попросила прощения.
Лариса ее благодарила. Подбадривать своих коллег по съемочной площадке Алисе Бруновной приходилось часто.
А в Одессе на 77-м году жизни умер советский актер Александр Казимиров. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA.
RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей!
Каждый большой писатель в своих сочинениях создает собственный мир. Этот мир подчас населен однотипными или родственными по характеру персонажами. Героями произведений управляют законы, созданные властителем этого мира, то есть автором. Недаром говорят «мир Шекспира», «мир Бальзака», «мир Достоевского». Вспомните — таких субъектов, как сухой и недобрый мистер Домби, можно встретить во многих диккенсовских книгах. Так же кочуют по страницам его книг мальчуганы вроде Оливера Твиста или Пипа-Филиппа, которым выпадает угрюмое, полное тяжких ударов судьбы детство.
Зловещие старухи, беспечные шарлатаны, добрые бродяги и моряки, сухари-стряпчие населяют «землю» Диккенса. Или возьмем, к примеру, неистовое пространство, которое заселил гениальный Достоевский. При разнообразии сюжетов и огромной плотности населения его романов — если вглядеться попристальнее — можно обнаружить сходство между иными героями. Рогожин и Митя Карамазов очень близки друг другу. Духовное родство, несомненно, связывает Алешу Карамазова и князя Мышкина. А Грушенька и Настасья Филипповна, по сути, разновидности одного женского типа и характера. Можно привести еще немало примеров.
Островский тоже создал свою, непохожую на мир других писателей вселенную. Его пристальный, наблюдательный глаз извлек из суеты жизни и поместил в драматургическое зеркало своего времени множество самых разных типов. Тут и купцы-толстосумы с их дремучими женами-купчихами, их наивные или, наоборот, практичные дочки-барышни, предприимчивые приказчики, вздорные барыни-старухи, оборотистые, пронырливые свахи, хитрые карьеристы-чиновники, глупцы-генералы, надутые самодуры-богатеи, пылкие вдовушки, игроки, соблазнители, выпивохи-артисты, воротилы-миллионщики, разорившиеся дворяне... Чтобы только перечислить всю эту персонажную галерею, понадобится очень много бумаги. Представление об Островском как о знатоке купечества, разумеется, верно, но оно справедливо только по отношению к первому периоду его творчества. А потом в «доме Островского» селились и размножались персонажи из других социальных слоев. У драматурга были не только острый глаз и чуткое ухо, он душой улавливал быстротекущие изменения тогдашней российской жизни.
Его пьесы, конечно, великая энциклопедия нравов того времени. Менялись нравы — менялись и пьесы Островского. Разумеется, в шестидесяти произведениях драматурга, конечно же, существовали типы, которые попадали в аналогичные ситуации, были близки духовно или социально, говорили похожим языком. Нужно было только найти то, что нужно. То, что требовалось для сценария. А для этого надо хорошо знать все, что написал Александр Николаевич. Я принялся перечитывать огромное драматургическое наследие великого писателя.
Но главное свое внимание я уделил поздним его вещам, которые примыкали к «Бесприданнице» по времени с двух сторон — до и после. И мне действительно почти удалось избежать дописывания новых текстов. В основном в новых эпизодах говорятся слова, взятые из других пьес Островского. Существовали для меня еще кое-какие отправные точки, когда я приступил к сценарию. Произведения Островского, как и всякого другого классика, обросли в театральных и кинопостановках немалым количеством привычных представлений, а попросту — штампов. Дно любого большого корабля за долгое время покрывается ракушками, моллюсками, водорослями, которые прилипают очень прочно. Вот так же и штампы.
Содрать их бывает тяжело, в первую очередь и потому, что они сидят в тебе самом. Бытующее мнение об Островском как «купеческом» драматурге породило соответствующий стиль интерпретаций. Но тут я сразу решил: это будет не «купеческая» картина, а, скорее, «дворянская» термины, конечно, очень приблизительные. Выдуманный город Бряхимов характеризуется самим автором как большой город на Волге. Значит, для прообраза, прототипа надо брать Ярославль или Нижний Новгород, который был тогда третьим городом Российской империи. Отсюда и масштаб происходящего. Не захудалый уездный городишко с лужами, коровами и курами, а крупный промышленный центр, с фабриками, торговыми рядами, богатыми особняками нуворишей, с портом, с пароходствами.
Из одного только перечня действующих лиц ясен социальный срез, общественный фон, на котором разворачиваются события. Среди героев — «крупный делец с громадным состоянием», «блестящий барин из судохозяев», «представитель богатой торговой фирмы». Да и семья Огудаловых тоже дворянская, идущая, правда, на дно, но цепляющаяся за, как говорится, «прежнюю роскошь». Кнуров, Вожеватов, Паратов — хозяева жизни, сильные, несомненно, талантливые финансовые тузы. Им свойственно ощущение, что все можно купить, что с деньгами все дозволено. Это дает возможность и, более того, диктует необходимость вывести пьесу из камерных рамок, развернуть широкую картину жизни России. Действие происходит на Волге.
В пьесе много говорится о красоте великой реки, о быстроходном пароходе «Ласточка», который принадлежит Паратову. В кино можно и нужно показать и Волгу, и пароходы. Значение Волги в ту эпоху было огромно. Железных дорог было мало, они еще не покрыли своей сетью страну. Волга оставалась главной транспортной магистралью, как пассажирской, так и грузовой. Плоты, баржи, буксиры, пассажирские пароходы, лодки, парусники, паромы, рыбачьи баркасы, прогулочные вельботы сновали по волжской поверхности. С реки доносились разноголосые гудки, крики бурлаков, рыбаков и грузчиков, шлепанье пароходных колес по воде, судовые команды, звон склянок, на нарядных пассажирских пристанях играли оркестры, а с плотов слышались протяжные, как стон, тягучие песни.
Река жила круглосуточно бурной, трудовой, насыщенной жизнью. Река — это всегда особый мир с изменчивым освещением, с водой разного цвета, с криками чаек, вечерними огнями пароходов. Река всегда поэтична, даже тогда, когда она тусклая, серая, угрюмая и живет обычными, прозаичными буднями. Река — это всегда движение воды, которое завораживает и манит. Лариса выросла на берегах великой русской реки, да и все персонажи пьесы пропитаны насквозь волжскими пронзительными ветрами. Значит, Волга должна стать одним из главных действующих лиц нашей картины. Здесь, может, сказалось и то, что я сам родился на Волге, в Самаре.
И хотя жизнь провел в Москве, вдали от легендарной реки, какие-то волжские гены все же сказались... Так же как и река, одним из героев нашей будущей ленты стал пароход «Ласточка». Вообще перенос последнего действия пьесы на «Ласточку» дал режиссерское решение финальным сценам. Тут и особенного насилия над пьесой не было. Вместо прогулки за Волгу состоялась прогулка на приобретенный Вожеватовым пароход, где предстояло «обмыть» покупку. А подсказанное нашим художником решение снимать последние эпизоды фильма в тумане усугубило, как мне кажется, трагизм происходящего и придало этим сценам картины некую остраненность. Но «Ласточка» стала у нас не только местом действия, она в некоторых эпизодах, где Паратов отсутствовал, как был подменяла героя...
Как же выстраивалась романная структура? Из каких эпизодов складывалась? Временное построение вещи можно обозначить так: первая половина — это год, предшествующий роковому дню; вторая половина — это подробный показ последнего дня жизни Ларисы. Один год и один день. События, которые являлись как бы предысторией, но на самом деле были уже сюжетом, интригой, развитием отношений, протяженных во времени, я, по сути, вынул из экспозиционной беседы Кнурова и Вожеватова, из разговоров Ларисы и Карандышева. Вот, например, откуда взялась сцена ареста кассира в доме Огудаловых: «Потом вдруг появился этот кассир. Вот бросал деньгами-то, — рассказывает Кнурову Вожеватов, — так и засыпал Хариту Игнатьевну.
Отбил всех, да недолго покуражился: у них в доме его и арестовали. Скандалище здоровый!.. Сергей Сергеич дает ему пистолет, ставит себе стакан на голову и отходит в другую комнату, шагов на двенадцать. Дает мне держать какую-то монету, равнодушно, с улыбкой стреляет на таком же расстоянии и выбивает ее». Или вспомним неудачную попытку самоубийства Карандышева. И она заложена в текстовой ткани пьесы: «Откуда взялся этот Карандышев? Когда перемешка случалась, никого из богатых женихов в виду не было, так и его придерживали, слегка приглашивали, чтобы не совсем пусто было в доме.
А как, бывало, набежит какой-нибудь богатенький, так просто жалость было смотреть на Карандышева... Раз застрелиться хотел, да не вышло ничего, только насмешил всех». Или отъезд старшей сестры после венчания с кавказским князем. Предпосылка для этого эпизода, с которого начинается наша лента, тоже была заложена в пьесе: «Старшую увез какой-то горец, кавказский князек. Вот потеха-то была! Как увидал, затрясся, заплакал даже — так две недели и стоял подле нее, за кинжал держался да глазами сверкал, чтоб не подходил никто. Женился и уехал, да, говорят, не довез до Кавказа-то, зарезал на дороге из ревности».
И внезапный отъезд Паратова в разгар ухаживаний за Ларисой, и то, что другая сестра попала в беду, выйдя замуж за иностранца, который оказался шулером, — да практически все сюжетные перипетии я вынул из драматургического первоисточника. Но тут было важно одно: чтобы все эти сцены, эпизоды, случаи не стали серией иллюстраций, своего рода диапозитивами или слайдами. Сценаристу требовалось сплести события в драматургический узел или несколько узлов. Так возник, в частности, эпизод дня рождения Ларисы. Тут завязывались воедино все взаимоотношения. Сюда можно было органично вставить историю со стрельбой, показать влюбленность Ларисы и Паратова, его явное неравнодушие к ней, наглядно проследить линию поведения Карандышева от его радостного прибытия на семейный праздник Огудаловых до попытки самоубийства. Другой драматический узел — непредвиденный отъезд Паратова, ожидание писем от него, тоска, очередное унижение с ухаживанием и арестом кассира, решение выйти замуж за первого, кто посватается.
Пьеса Островского — это не драма положений, ситуаций, а драма характеров. Именно они, персонажи, двигают фабулу, придают сюжету неожиданные повороты. Именно их поступки приводят действие к трагической развязке. И поэтому, реконструируя предысторию, необходимо было прояснить, что же представляют собой герои пьесы, определить собственную трактовку каждого действующего лица. Пьеса давала возможность множества толкований. Я стремился понять каждый персонаж в зависимости от его социальной принадлежности и материальных условий жизни, уяснить взаимоотношения героев, их устремления, страсти, желания, руководствуясь при этом одним только критерием — правдой каждого характера. Хотелось не скользить по поверхности, а попытаться не пропустить ни одного нюанса, которые и составляют человеческую неповторимость и уникальность.
Так вот в цепи эпизодов, составивших практически большую часть первой серии, не хватало одного, очень существенного момента, события. Важно было показать, что намерения Паратова были серьезными, что он по-настоящему увлечен Ларисой, что его ухаживание не являлось маневрами соблазнителя. Вспомните паратовскую фразу после возвращения: «Ведь я было чуть не женился на Ларисе...
«Жестокий романс»: почему местные жители и актеры с содроганием вспоминали съемки фильма
«Жестокий романс», 1984 г. Фото: Кадр из фильма. Культовый фильм советского режиссёра Эльдара Рязанова «Жестокий романс» покорил сердца миллионов зрителей. Народный артист России, советский и российский кинооператор Вадим Алисов, снявший «Вокзал для двоих» и «Жестокий романс», ушел из жизни в возрасте 80 лет.
информация о фильме
- Смысл финала
- «Жестокий романс» - сюжет, актеры и роли, кадры из фильма
- О чем и какой смысл фильма «Жестокий романс»
- 12 фактов о фильме «Жестокий романс», который называли пошлым все, кроме благодарных зрителей
- Михалков не скупился на банкеты
- Почти случайный выбор
В шаге от гибели: «Жестокий романс» мог стать последним фильмом Мягкова
Все актеры — партнеры героини — проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом и как бы всегда пропускали ее вперед. Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но, когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче», — говорил о работе с Гузеевой сам Рязанов. В интервью Лере Кудрявцевой 71-летний Александр Панкратов-Черный также рассказал, что во время работы над фильмом съемочная бригада устраивала весьма бурные посиделки, которые обычно проходили в номере Никиты Михалкова.
Кроме обнажённого Буркова, съёмочная группа прославилась пирушками, которые с поистине купеческой широтой устраивал молодой Михалков. В Кострому Михалков, у которого неожиданно сорвались съёмки с Мастроянни, приехал всего на две недели, но... А когда его позже спрашивали о причинах задержки, пожимал плечами: "Со мной действительно что-то произошло! Кто знает...
Поговаривали, что иногда шумные гулянки актёров всё же надоедали жителям Костромы, и тогда кто-то из них вызывал милицию. Но всё было зря. Наряд милиции приезжал в гостиничный номер Михалкова и присоединялся к отдыхающим актёрам. Тут же наполнялись рюмки, звучали уже общие тосты, и выпивали то за милицию, то за успех, а потом и на брудершафт. А когда оказалось, что киностудия задержала актёрам зарплату, Михалков раздобыл лицензию на медведя, сходил на охоту и угостил всю съёмочную группу медвежатиной. Единственный актёр, который никогда не участвовал в пирушках, был Андрей Мягков.
Он очень серьёзно относился к работе, был погружён в неё с головой и часто уезжал в Москву, где был занят в театральных постановках. Видимо, на съёмках ей пришлось несладко. Ещё бы! Играть рядом с такими мэтрами дебютантке наверняка было очень трудно. Да и Рязанов на съёмочной площадке часто срывался на крик. За актрису вступался Михалков: "Она замечательная партнёрша!
Это была её первая картина. Дебют среди таких высокопрофессиональных монстров, как Мягков, Фрейндлих, Петренко, стал невероятным испытанием". Поговаривали, что и Гузеева была буквально очарована красавцем Михалковым, она называла его брутальным и талантливым мужчиной и признавалась, что "талант действует на меня завораживающе".
Ведь старинный русский пейзаж создал удивительный фон для трагической истории бесприданницы и сыграл немалую роль в успехе картины. В каком городе снимали "Жестокий романс"? Островский, как правило, в своих произведениях не использовал названия реально существующих населённых пунктов.
Персонажи пьесы "Бесприданница" обитают в городе Бряхимове, которого на карте России нет. Рязанов полагал, что это должен быть Нижний Новгород или Ярославль. Последний показан лишь в начальных титрах. Нижегородских достопримечательностей и вовсе нет в "Жестоком романсе". Как снимались в советские времена фильмы? Режиссёр должен был действовать в рамках бюджета, который, как правило, был небольшим.
А значит, съёмки не всегда проводились там, где, по его мнению, имелись наиболее подходящие условия. Рязанов должен был сделать выбор - снимать киноленту в Суздале или Костроме. В Нижнем Новгороде не удалось создать ни одной сцены. Однако фильм от этого не стал хуже. Одну из сцен - на фоне посадского храма XVII столетия. Церковь Воскресения на Дебре В конце первой серии, где показана снежная зима, Лариса вместе со своей матерью приходят на могилу к отцу, которая находится, как и положено, на территории церкви.
Затем, по дороге домой, они обсуждают ее судьбу. Харита Игнатьевна снова уговаривает дочь выбрать, наконец, жениха. Ведь с каждым днём шансы Ларисы уменьшаются. Девушка отвечает, что выйдет замуж за того, кто первый сделает ей предложение. Этот эпизод снят на фоне Церкви Воскресения на Дебре. Женщины выходят из ворот храма, садятся в пролетку, а у дома Ларису поджидает герой Мягкова.
Одна из древнейших улиц Костромы, где снимали "Жестокий романс", называется Нижняя Дебря. Отсюда и название храма. Недалеко протекает река, берега которой когда-то были покрыты густыми зарослями. Расписана вскоре после завершения строительства. В советские времена самую известную церковь Костромы, как и другие православные храмы в стране, закрыли. Здесь устроили зернохранилище.
Но уже после Великой Отечественной войны храм снова открыли. В Костроме, где снимали фильм "Жестокий романс", в восьмидесятые годы прошлого века находилась одна из немногих действующих церквей в Советском Союзе. Большая часть храмов была полуразрушена и находилась в плачевном состоянии. Здесь протекает Волга, на набережной которой во второй серии фильма Эльдара Рязанова Мокий Парменыч беседует с матерью Ларисы Огудаловой. За долгую историю Кострому не раз грабили, сжигали. Самое страшное опустошение произошло в 1609 году.
Но к счастью, достопримечательности города сохранились. Одна из них церковь, о которой сказано выше. Здесь также находится Ипатьевский монастырь, являющийся частью историко-архитектурного музея-заповедника.
Рязанов молча включил сцену у парохода. Мягков, тоже без единого слова, посмотрел, после чего молча сел в машину и укатил в гостиницу. Вечером он уезжал на пару дней в Москву на спектакль. Как коллеги потом узнали, его место в плацкартном вагоне оказалось занято другим пассажиром, но Андрей не стал ничего выяснять, а просто всю дорогу простоял в тамбуре. Видимо, ему было о чем подумать... А через неделю с небольшим один из операторов застал Мягкова в местном ресторанчике. Увидев его, Андрей мрачно сообщил: "Сегодня девятый день".
Оказалось - Мягков отмечает свое возвращение с того света... Часть сцен снимали в Москве - в Доме ученых на Кропоткинской. Однажды после окончания смены Михалков подвез оператора Вадима Алисова и Ларису Гузееву на своем "мерседесе". Вадим ехал домой, а Лариса в гостиницу киностудии "Мосфильм", где ее временно разместили. Автомобиль произвел на нее огромное впечатление, и всю дорогу Гузеева грустила: "Как же вам повезло - вы в Москве живете, я бы все отдала, чтобы тут остаться!.. Не хотелось ей туда... Надо сказать, что Ларису на главную роль утвердили почти случайно. Рязанов снял пробы нескольких претенденток и показал заместителю председателя Госкино. Про Гузееву тот сказал, что у нее шея слишком длинная и вообще она похожа на еврейку. А Эльдар Александрович антисемитов на дух не переносил, вот и показал характер: раз так, значит, будет Гузеева, и только она!
Ну а поскольку Рязанов был уже признанной величиной, то смог настоять на своем. Неизвестно пожалел ли он потом. Лариса ведь была не очень опытной актрисой. Как-то раз никак не могла заплакать в кадре, но Фрейндлих влепила ей пощечину, и слезы потекли ручьем. Гузеева, молодец, не обиделась, а сыграла сцену. После выхода картины Гузеевой досталось от критиков: писали, что Лариса все провалила. И они пытались ее воспитывать. Позже Гузеева признавалась, что не любит вспоминать "Жестокий романс". Лариса была расстроена, что Рязанов ее переозвучил ее героиня говорит голосом Анны Каменковой , что не дал петь - романсы за кадром исполняет профессиональная певица Валентина Пономарева. Но тем не менее своей славой Гузеева обязана Рязанову.
Остального Лариса добилась сама. Во всяком случае, как она и мечтала, давно живет в Москве. Исполнительницей романсов в фильме стала цыганская певица Валентина Пономарева, которая ранее подобный репертуар не пела.