сказала замминистра. По ее словам, внутренний госдолг растет в последние годы: в 2019 году внутренний долг составлял 9 трлн рублей, в 2020 году - 10 трлн рублей.
Что такое государственный долг России
- Государственный долг
- Госдолг России подскочил до 25 трлн: эксперты оценили риски
- Внешний долг России упал до минимума за 15 лет — Центральный банк РФ
- Госдолг регионов по итогам девяти месяцев 2023 года вырос – рейтинг
Объем госдолга РФ по итогам 2024 г составит 32,503 трлн руб - проект
Исполнение бюджета Федеральный бюджет РФ по итогам 2023 года исполнен с дефицитом в размере 3,24 трлн рублей при доходах в сумме 29,12 трлн рублей и расходах в объеме 32,36 трлн рублей. На счетах Банка России размещено 5,01 трлн рублей, в иных финансовых активах - 6,95 трлн рублей. Положительная курсовая разница и переоценка стоимости золота принесла 2,12 трлн рублей, увеличение рыночной стоимости обыкновенных акций Сбера, "Аэрофлота" и ВТБ - 1,54 трлн рублей, зачисление средств в иностранной валюте и золоте - 1,33 трлн рублей.
Золотовалютные резервы России также значительно сократились. Однако величина активов была явно переоценена: размер только финансовых активов задолженность по советским кредитам, предоставлявшимся зарубежным странам — свыше 140 млрд долл. На практике надежды на финансовые активы оказались во многом не оправданными.
Вступая в Парижский клуб в 1997 году, Россия имела в активе около 150 млрд долл. Кроме того, Россия стала обязанной списывать долги странам, относящимся к разряду «бедных» и «развивающихся». В итоге, после вступления в Парижский клуб оказалось, что Россия может претендовать на сумму менее 8 млрд долл. После принятия на себя в полном объёме долгов СССР Россия столкнулась с необходимостью соблюдения напряженного графика обслуживания внешнего долга. В течение четырёх лет 1992—1995 предстояло погасить почти 60 млрд долл.
Фактически тогда начались первые российские технические дефолты: кредиторы прежде всего, члены Парижского и Лондонского клубов все это время, не объявляя суверенного дефолта , предоставляли отсрочки платежей. Всего до заключения всеобъемлющих соглашений о реструктуризации только в рамках Лондонского клуба была предоставлена двадцать одна 90-дневная отсрочка платежей. В 1992 году страны « семёрки » приняли решение о предоставлении России пакета западной помощи в размере 24 млрд долл. Из этой помощи Россия реально получила 13,6 млрд долл. Положительная оценка Западом российских реформ сказалась в целом на отношении кредиторов к реструктуризации.
Переговоры России с Парижским клубом кредиторов нашли отражение в Соглашении от 2 апреля 1993 года. Данная договорённость касалась только платежей, просроченных в 1992—1993 годах, хотя отсрочка по этим платежам предоставлялась на достаточно продолжительный период — 10 лет, в том числе давался льготный период в 5 лет.
Но в любом случае рост долга — это плохие новости. Когда госдолг начинает расти, то происходит следующее: Возникает риск финансового кризиса. В 1998 году Россия не смогла заплатить по внутреннему долгу, и произошёл дефолт. Рубль рухнул, инфляция молниеносно выросла, банки отказывали людям в выдаче их вкладов , происходили массовые задержки зарплат. Увеличение налогового давления. Для выплат по долговым обязательствам государство вынуждено увеличить налоговые сборы. А это негативно сказывается на экономике, так как уменьшает доступные доходы у населения и предприятий. Это может привести к снижению потребительского спроса и инвестиций, что, в свою очередь, может замедлить экономический рост.
Снижение доверия к финансовой стабильности страны. Постоянный рост долга может породить сомнения у граждан и инвесторов. Ведь если правительство не способно эффективно управлять своими финансами и сокращать дефицит, то как оно вернёт деньги? Инвесторы могут даже увеличивать стоимость заёмных средств для правительства — то есть новые долги будут обходиться стране дороже. Долговые часы Бремена снова тикают. Мы будем тратить всё больше и больше на проценты и всё меньше и меньше на то, на что нам действительно нужно тратить деньги». И хотя речь шла об Америке, но актуально это и для нашей страны. То есть в 6 раз меньше. Столь существенная разница в оценке связана с особенностями учёта. Банк России в сумму внешнего долга включает задолженность не только органов государственного управления, но и самого Центрального банка, коммерческих банков, компаний, граждан и некоммерческих организаций.
А Минфин в структуре внешнего долга учитывает только долг органов государственного управления. Внутренний долг Минфин РФ ведомство оценивает в 21 трлн рублей. Ещё 3 трлн должны регионы, но им две трети задолженности спишут, объявил президент Владимир Путин. В 2019 году, впервые после введения санкций и падения цен на нефть в 2014 году, РФ смогла выйти на отрицательный государственный долг, а это крайне редкое явление для любой страны. Этому показателю ещё есть куда расти, ничего критического здесь нет», — отметил экономист Райффайзенбанка Денис Порывай.
Он пояснил, что у страны в настоящее время нет острой потребности наращивать государственный внешний долг, учитывая относительную финансовую устойчивость. Кроме того, после того как в России начало действовать бюджетное правило на зачисление дополнительных сверхдоходов от экспорта нефти и газа, необходимость категорического заимствования практически отпала.
Масленников уточнил, что Россия является одним из лидеров по минимальному долгу. Он добавил, что общий мировой государственный долг к концу года сравняется с общим объемом глобального ВВП.
Счетная палата: госдолг России по итогам первого квартала составил 23,72 триллиона рублей
В свою очередь, первый заместитель генерального директора Фонда "Центра стратегических разработок" Борис Копейкин подчеркнул в разговоре с "РГ", что уровень российского госдолга относительно размеров экономики действительно очень низкий по сравнению с большинством других стран. Он напомнил, что долг в этом году рос медленнее, чем ожидалось в начале года. Из-за опережающего роста ненефтегазовых доходов бюджета дефицит оказался ниже, а в октябре так вообще сложился месячный профицит, соответственно сократились и потребности в привлечении финансирования. Согласно проекту бюджета на 2024-2026 гг. Однако эксперт отметил, что при сложившемся сейчас уровне ставок расходы по обслуживанию даже такого долга все равно создают заметную нагрузку на бюджет. В 2024 году, как ожидается, более 2 трлн рублей будет направлено на процентные платежи.
Масленников уточнил, что Россия является одним из лидеров по минимальному долгу. Он добавил, что общий мировой государственный долг к концу года сравняется с общим объемом глобального ВВП. Подобное положение дел указывает на уязвимость глобального хозяйства и долговой проблемы в целом, передает « 360 ». Накануне Центробанк сообщил, что уровень внешнего долга по отношению к ВВП в России впервые в истории опустился ниже 15 процентов.
Текущие показатели оценил экономист, политолог и руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. Он пояснил, что у страны в настоящее время нет острой потребности наращивать государственный внешний долг, учитывая относительную финансовую устойчивость. Кроме того, после того как в России начало действовать бюджетное правило на зачисление дополнительных сверхдоходов от экспорта нефти и газа, необходимость категорического заимствования практически отпала. Масленников уточнил, что Россия является одним из лидеров по минимальному долгу.
Москва — Ленинград: Государственное издательство политической литературы, 1945, с. Кстати, заключенный с Германией Брестский мирный договор 3 марта 1918 г. С Антантой также велись переговоры по долгу например, «миссия Буллита» в 1919 году , однако стороны ни о чем не сумели договорится. Ровно век назад, в апреле-мае 1922 года в Генуе проходила международная экономическая конференция, организованная странами Антанты, и на нее была приглашена советская Россия. Кстати, на полях Генуэзской конференции в городе Рапалло прошли секретные переговоры межу делегациями Германии и Советской России, в ходе которых были достигнуты важные договоренности. Одна из них — решение об обнулении встречных требований двух государств, в том числе требований Германии по российским долгам, связанных с довоенными немецкими кредитами и займами. Страны Антанты пытались добиться от советской делегации хотя бы их признания, без немедленных выплат. На начало 1922 года сумма обязательств России перед иностранными кредиторами и заимодавцами за вычетом обязательств перед Германией с учетом набежавших процентов оценивалась в 18,5 млрд. Глава английской делегации Ллойд Джордж на разные лады повторял одну и ту же формулу: «Мы от России не требуем немедленных выплат по долгам. Мы хотим от нее лишь признания долгов». А начать выплаты она может, скажем, через пять лет в 1927 году , когда окончательно встанет на ноги. Конечно, Георгию Чичерину, возглавлявшему советскую делегацию, было не трудно согласиться с такой формулой, поскольку за пять лет много воды утечет. И член английской делегации, известный экономист Джон Кейнс, исходя, прежде всего, из моральных соображений, поддержал позицию советской делегации: «Не думает ли Ллойд Джордж, что ценой ничего не стоящих обещаний Чичерин ухватится за минутные выгоды и преимущества, от которых через пять лет можно было бы отбояриться. Если такова психология всех политиков, то народы рассуждают проще, и с этим надо считаться. Навязать России заведомо невыполнимое обязательство, значит обесчестить себя». Суть «плана Кейнса» по «решению русского вопроса» сформулирована в следующем абзаце его статьи: «Военные долги надо просто списать против русских контрпретензий. Признание де-юре, пятилетняя передышка мораторий в платеже процентов и долга, замена всех прежних долгов новыми 2,5-процентными обязательствами». Начиная с шестого года, Россия выплачивала бы по указанным бумагам примерно по 20 млн. В данном случае англичанин как раз следовал принципу «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Читайте также На Украине поняли, когда и как закончится спецоперация Почему разведка США сообщила о патовой ситуации на фронтах, когда в «незалежной» рушатся тылы Отказываясь от полного или частичного погашения внешних обязательств, которые возникли до октябрьской революции 1917 года, советская делегация апеллировала к историческим прецедентам. В частности, в меморандуме советской делегации от 11 мая, делались ссылки на прецеденты, связанные с буржуазными революциями: «Российская делегация должна заметить, что совокупность претензий, в них формулированных, обусловливается изменениями, вызванными Русской революцией. Не Российской делегации защищать великий акт русского народа перед собранием стран, история которых свидетельствует не об одной революции. Но Российская делегация вынуждена напомнить о том основном принципе права, что революции, составляющие насильственный разрыв с прошлым, несут с собой новые правовые условия внутренних и внешних отношений государств. Правительства и режимы, вышедшие из революции, не обязаны соблюдать обязательства свергнутых правительств.
О компании
- Похожие показатели
- Регистрация
- Эксперт: замена внешних долгов на внутренние пойдет на пользу экономике РФ
- В Минфине назвали неизбежным дальнейшее увеличение госдолга России
- МВФ спрогнозировал госдолг России на ближайшие годы
Госдолг России составляет 20,9 трлн рублей — это сколько?
Государственный внутренний долг России на 1 ноября 2012 года составил 3,931 триллиона рублей, сообщается в официальных материалах Министерства финансов. ВВП (Валовой Внутренний Продукт) в этом году (по паритету покупательной способности). Государственный внутренний долг на начало марта 2024 года составлял 20,99 трлн руб., следует из данных Минфина РФ.
Госдолг России приблизился к 23 трлн руб.
России предрекли взрывной рост госдолга: страдать будут граждане - МК | Отношение государственного долга к ВВП у России на 2022 г. составляет 17%. |
Россия увеличит расходы на обслуживание внутреннего долга / Новости / Независимая газета | В 1998 году Россия не смогла заплатить по внутреннему долгу, и произошёл дефолт. |
Внутренний долг РФ с госгарантиями вырос до 2,52 трлн рублей
Внешний долг России сократился по итогам прошлого года на 21,1% и составил $380,5 млрд. МОСКВА, 19 янв — РИА Новости. Определенный интерес представляет динамика изменения внутреннего государственного долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах по номинальной стоимости (рис. 2). /Экономические показатели — Россия. При этом предполагается нарастить внутренний долг до 25 трлн рублей, внешний — до 4,9 трлн рублей, чтобы покрыть дефицит бюджета Стали известны планы российского Минфина, который намерен увеличить госдолг России до 29,9 трлн рублей. сказала замминистра. По ее словам, внутренний госдолг растет в последние годы: в 2019 году внутренний долг составлял 9 трлн рублей, в 2020 году - 10 трлн рублей.
Профессор Катасонов: О суверенном внешнем долге России в условиях войны с коллективным Западом
Госдолг России к июлю увеличился до 25,1 трлн рублей, или 16,7% ВВП. Объем государственного долга России в 2023 году вырос на 2,775 трлн рублей по сравнению с 2022 годом, говорится в аналитической записке Счетной палаты. Вместе с уменьшением внешнего долга России происходил рост внутреннего долга.
В Счетной палате высказались о состоянии госдолга России
Константин Зусманович уверен, что не менее, чем объем, важна стоимость обслуживания долга. При одном и том же объеме выдерживать «дешевый» долг намного проще, а наш долг достаточно дорог. Для грубой оценки ситуации с внешним долгом и стоимостью его обслуживания полезно посмотреть на такой показатель, как внешний долг к годовому экспорту как источнику валюты , а совсем корректно — сопоставлять график погашения долга и выплаты процентов по нему с денежными потоками, которые «питают» эти выплаты. Но это очень тонкая работа даже на уровне отдельных проектов, не говоря о целой экономике. Тем не менее эксперт уверен, что на данный момент ситуация с российским госдолгом не выглядит угрожающей, хотя и требует внимания — как по его обслуживанию, так и по использованию в качестве инструмента для развития экономики. Как госдолг влияет на экономику Наличие государственного долга одновременно положительно и отрицательно влияет на экономику страны. Положительное влияние выражается в том, что наличие долга означает, что у страны есть возможность занимать деньги у других государств, поддерживая тем самым свою экономику. Отрицательными факторами можно считать сдерживание инвестиций государства в национальное хозяйство, снижение независимости и расходы на обслуживание долга.
Как влияет снижение долга В 2023 году новостные издания стали активно обсуждать снижение госдолга России. Аналитики объяснили это санкциями. Из-за них многие нерезиденты страны покидают российские инвестиционные проекты, в том числе государственные. По словам аналитиков, снижение государственного долга России сводит к минимуму влияние возможных новых санкций и снижает риски потерь при купле-продажи иностранной валюты по разным курсам. Эксперты уверены, что снижение государственного долга ослабит фактор влияния на российскую экономику мировых валют и будет способствовать устойчивости отечественной экономики к внешним влияниям. По их словам, когда валютные риски обострены, для России это грозит минимальными последствиями. Как влияет рост долга Когда государственный долг растет, происходит следующее: Ключевая процентная ставка меняется; Страна самостоятельно не может вносить платежи по долгам, а занимать больше нет возможности, это приводит к долговому кризису; Высокий долг ложится на будущее правительство, так как, как правило, те, кто его берет, не успевают его вернуть за время своего правления.
Эти процессы запускают волны кризиса и приводят к определенным последствиям: Растет сумма процентов по выплате долга, которые могут стать непосильными для страны, если ее экономика находится в стадии стагнации или наблюдается спад производства; Правительство ищет источники погашения долга, это приводит к повышению налогов; Повышение налогов отрицательно сказывается на хозяйственной активности населения. Объем сбережений падает, спрос сокращается; Частное предпринимательство при отсутствии поддержки со стороны государства имеет меньше возможностей для развития. В связи с ростом налогов повышаются цены на продукцию. Рост экономики останавливается или становится отрицательным; Снижается материальное благополучие населения; Население разделяется на группы в зависимости от уровня доходов; Разница в доходах между слоями населения продолжает расти, финансово-кредитная система страны подрывается и в целом негативно влияет на всю экономику. Какой можно сделать вывод из всего сказанного выше? Основная часть внешнего госдолга РФ — это задолженность по облигационным займам, которую государство погашает согласно графику.
Уровень государственного долга РФ по сравнению с ВВП остается относительно низким уже довольно давно. Как следует из бюджета РФ на ближайшие три года, по итогам 2023 года его объем всего долга страны должен вырасти до 25,369 трлн рублей, в 2024 году — до 27,679 трлн рублей, в 2025 году — до 29,94 трлн рублей.
Зам гл.
Как указали в ведомстве, общий объем госдолга России составил 25,6 трлн, из которого внутренний долг — 20,8 трлн рублей. Как в Минфине оценивают объем госдолга Более свежие данные можно посмотреть на сайте Минфина России. Там указаны объемы внутреннего и внешнего государственных долгов РФ, в том числе объем государственного долга субъектов Российской Федерации. Там же можно посмотреть статистику за прошлые годы.
В начале 2022 года он составлял 16,5 трлн рублей, 2023-го — 18,8 трлн рублей, 2024-го — 20,8 трлн. В каких странах госдолг больше, чем у России По сравнению с большинством развивающихся и развитых стран у России объем госдолга по отношению к ВВП небольшой. Сейчас он более чем вдвое уже превышает ВВП страны. По мнению экспертов, обслуживание такого масштабного государственного долга может потребовать от Вашингтона примерно треть бюджетных доходов. Последнее и определяет реальное бремя долга», — объясняет эксперт.
Размер внутренней задолженности в ценных бумагах с начала года вырос на 1,4 трлн и составил 19,5 трлн. Ее увеличение связано в основном с ростом объема заимствований по облигациям федерального займа ОФЗ , а также по ОФЗ с индексируемым номиналом. Подписаться на Банки.
Эксперт прокомментировал рост государственного долга России
В абсолютных значениях 1,7 трлн сопоставимы с тратами на здравоохранение и образование. Госзаимствования дорожают из-за роста их объема, ключевой ставки и ослабления рубля. Появились ли риски для устойчивости казны и велик ли наш госдолг по сравнению с другими странами — в материале «Известий». Теперь траты на погашение планируются в размере 1,73 трлн при общем планируемом объеме расходов казны в 29,2 трлн к концу года , сообщили «Известиям» в Минфине. Наиболее свежая оценка этих расходов в последний раз делалась в сентябре — в пояснительной записке к бюджету на следующую трехлетку. Тогда на обслуживание госзаимствований планировалось направить 1,52 трлн. То есть ожидания этих трат выросли на 210 млрд рублей. Планируемая сумма в 1,7 трлн рублей — довольно крупная для казны. Для сравнения: дефицит бюджета в этом году планируется на уровне 3 трлн рублей.
Государственный внутренний долг России на 1 ноября 2012 года составил 3,931 триллиона рублей, сообщается в официальных материалах Министерства финансов. С начала 2012 года объем госдолга вырос на 384 миллиарда рублей, или на 10,8 процента. Основным источником заимствований стали облигации федерального займа. Суммарно Минфин привлек в бюджет 1,361 триллиона рублей через продажу ОФЗ. Разница уйдет на выплату процентов по кредитам. Учитывая профицит бюджета в 1,6 триллиона рублей, складывается впечатление, что Минфин искусственно создает особый резерв на "черный день". Это может быть следствием ожидания резкого падения цен на нефть или нового санкционного удара, включая запрет на покупку российского долга со стороны США. Подобной платежеспособностью не обладает ни одна страна мира, из числа развивающихся экономик. Огорчает другое - при резком увеличении госдолга курс рубля рискует утратить стабильность. Дело в том, что иностранные инвесторы становятся главной движущей силой, которые способны молниеносно изменить стоимость российской валюты. Так, в случае изменения конъюнктуры долгового рынка и мировой экономической ситуации в целом, зарубежные капиталы молниеносно покидают Россию. Подобное произошло в 2014 году, когда распродажа госдолга на 600 млрд рублей вызвала падение курса рубля с 56 до 70 рублей за доллар. Как говорится в официальных материалах Минфина, в основном рост связан с увеличением задолженности по облигациям до 40,65 миллиарда долларов. За сентябрь долги по облигациям выросли сразу на 18,3 процента. Больше всего — на 15 миллиардов долларов — у России облигаций с погашением в 2030 году. На 2014 год погашений не запланировано, а в 2015-м России предстоит отдать кредиторам два миллиарда долларов. Перед Парижским клубом кредиторов задолженность России составляет всего 185 миллионов долларов, перед бывшими странами Совета экономической взаимопомощи — чуть больше 960 миллионов долларов. По госгарантиям в иностранной валюте долги увеличились до 11,3 миллиарда долларов.
Фото: скриншот с сайта Счетной палаты РФ Поделиться В марте министр финансов РФ Антон Силуанов во время лекции в Финансовом университете отмечал , что госдолг России маленький, а вот расходы по его обслуживанию — большие. Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном. По теме.
Внешние обязательства экономики снизились на 8,1 млрд долларов США: сокращение обязательств по прямым инвестициям обусловлено погашением задолженности перед связанными зарубежными структурами по долговым инструментам, в том числе в рамках механизма выпуска замещающих облигаций; внешняя задолженность в части портфельных инвестиций стала меньше за счет сокращения вложений нерезидентов в российские долговые ценные бумаги; обязательства по прочим инвестициям увеличились в связи с ростом задолженности по незавершенным внешнеторговым расчетам в условиях усложнения логистических цепочек и в результате наращивания задолженности по объявленным, но не выплаченным дивидендам. Чистое принятие обязательств резидентами по функциональным категориям в 2015—2023 годах, млрд долларов США Рост финансовых активов в 2023 году составил 35,2 млрд долларов США: иностранные активы в форме прямых инвестиций выросли в основном за счет активизации инвестирования в иностранные инструменты участия в капитале; портфельные инвестиции уменьшились преимущественно за счет сокращения вложений резидентов в долговые инструменты за рубежом; иностранные активы в форме прочих инвестиций выросли в том числе за счет накопления остатков средств на зарубежных счетах резидентов; резервные активы сократились преимущественно вследствие проведения операций на внутреннем валютном рынке, связанных с бюджетным правилом. Чистое приобретение финансовых активов резидентами по функциональным категориям в 2015—2023 годах, млрд долларов США Международная инвестиционная позиция Российской Федерации по состоянию на дату стандартные компоненты Международная инвестиционная позиция Российской Федерации Более значимое снижение иностранных обязательств по сравнению с активами привело к росту чистой международной инвестиционной позиции Российской Федерации до 857,5 млрд долларов США на 1 января 2024 года с 768,1 млрд долларов США на начало 2023 года. Определяющую роль сыграли отрицательные переоценки финансовых инструментов, а также прочие изменения, обусловленные процессом редомициляции.