Новости цифровая медицина

По мере приближения 2023 года к концу, здравоохранение продолжает осваивать цифровую сферу, а термины Digital Health Innovation и Mhealth по-прежнему занимают лидирующие.

Инновации в области здравоохранения

Это помогло за очень короткое время создать цифровую систему, которая помогает персонифицированно помогать каждому пациенту на всех этапах лечения от коронавируса. Основа цифровой платформы — сервис лабораторной диагностики COVID-19, созданный менее чем за месяц, включивший 600 учреждений — как городские, так и частные и федеральные учреждения. Это позволило иметь единую актуальную базу всех жителей Москвы с подтвержденным диагнозом. Еще один важный информационный сервис — единый цифровой регистр заболевших коронавирусной инфекцией, включающий около 250 организаций здравоохранения. Он обеспечивает персонифицированный учет, маршрутизацию и ведение пациентов с момента выявления вируса. Регистр доступен в режиме реального времени всем звеньям системы здравоохранения. Вот как это работает: сразу после подтверждения диагноза пациента данные о тяжести его состояния попадают в регистр.

С ними связываются и уточняют состояние. К тяжелым пациентам выезжает скорая, а лечение пациентов с симптомами ОРВИ или пневмонией, не требующей госпитализации, осуществляет телемедицинский центр. На помощь медикам пришел и искусственный интеллект ИИ — используя новые технологии, врачи-рентгенологи получили возможность не пропускать патологии в большом потоке исследований и быстрее определять стадии развития пневмонии на снимках компьютерной томографии легких. На помощь медикам пришел и искусственный интеллект ИИ Алгоритмы удалось обучить благодаря цифровизации и обезличенным данным, накопленным за последние несколько лет. Ее обучили на данных полумиллиона пациентов — алгоритмы теперь могут помочь врачам и миллионам людей, которые обратятся за помощью с такой же проблемой. Кроме того, за счет внедрения голосового ввода и технологии компьютерного зрения, а также объединения лучевого оборудования в единую цифровую сеть, время расшифровки КТ-снимков сократилось до нескольких минут.

При этом результаты всех исследований автоматически поступают в электронные медкарты пациентов. Врачам потребовались не знающие усталости цифровые помощники, — отмечает Анна Мещерякова. В конечном счете рентгенологическое звено оказывается в состоянии обработать больший поток исследований». В случае, если бы этим занимались врачи, — им не хватило бы времени уделить внимание пациентам, которым это необходимо, а нагрузка была бы в разы больше. Опыт горожанина Чтобы проверить, как алгоритмы и цифровые сервисы помогают пациенту, корреспондент «Хайтека» записала своего ребенка к врачу через приложение с электронной медкартой. Раньше, чтобы попасть на прием, ей нужно было рано утром прийти в поликлинику и взять талон.

В день приема — отстоять очередь в регистратуру, чтобы получить бумажную медкарту, а потом дождаться очереди к врачу. После приема — снова подождать, чтобы вернуть карту в регистратуру. Если специалист выписал направления на дополнительные обследования или сдачу анализов — становилось еще сложнее, документы нетрудно потерять. С введением цифровых технологий процесс записи занимает несколько минут — для этого нужно ввести код доступа, зайти в приложение и выбрать ребенка на стартовой странице. Найти врача легко — можно выбрать его через специальность или по фамилии.

Алгоритмы машинного обучения позволяют выявлять закономерности и аномалии, которые порой просто невозможно отследить невооруженным глазом. Особенно это касается обнаружения рака, диабета и сердечно-сосудистых заболеваний. Робототехника Роботизированная хирургия совершает революцию в операционной. Врачи получили возможность выполнять сложные операции с помощью автоматических систем, обеспечивающих улучшенную визуализацию и ловкость рук. Так, аппарат da Vinci, разработанный компанией Intuitive Surgical, считается одним из пионеров в данной области. Эта роботизированная платформа позволяет хирургам проводить операции с крошечными разрезами и 3D-визуализацией, сводя к минимуму травматизацию тела пациента. Одно из наиболее значимых преимуществ роботизированной хирургии — уровень точности, ведь даже у самых опытных врачей дрожат руки. Робототехника позволяет устранить это, обеспечивая устойчивость движений. Эта функция особенно полезна при микрохирургических кардио- и нейро- операциях с минимальной погрешностью. Благодаря им врачи отрабатывают хирургические операции в виртуальной среде перед проведением их непосредственно на пациентах. Используя AR-гарнитуры, хирурги накладывают цифровые изображения на тело пациента, что позволяет им в режиме реального времени следить за состоянием критических структур — кровеносных сосудов или опухолей.

Цифровой контур здравоохранения в России полностью сформирован, осталось решить еще несколько задач до конца 2024 года, сообщил заместитель министра здравоохранения России Павел Пугачев. Уже, на самом деле, можно подводить многие итоги, где мы сейчас находимся, но есть задачи, которые нам необходимо завершить до конца этого года. Но самое главное - можно уже сегодня сказать, что цифровой контур создан, сформирован", - сказал он во время XXXI Российского национального конгресса "Человек и лекарство".

В Москве уровень информатизации выше, а регионы в этом плане отстают, — отметил Михаил Эльянов. Вместе с тем Россия практически не зависит от Запада по части цифровизации медицинских услуг, добавил президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий. Единственная сфера, где зависимость заметна, это обработка изображений. Но, как я узнал недавно, те компании, которые якобы ушли с российского рынка, они на самом деле остались, но некоторые работают под другими наименованиями. Но мы всегда об этом говорили — уровень отечественных разработок высочайший», — подчеркнул он. Цифровизация уже показывает высокие результаты в области оказания медицинской помощи населению, считает Дмитрий Домарев. Это существенный социальный и экономический эффект», — сказал директор по развитию «СберЗдоровье». Игорь Шадеркин отметил, что медицинские технологии сильно шагнули вперед. В сравнении с ситуацией в конце 1990-х годов, когда он начал врачебную практику, произошли существенные изменения. По его словам, главная проблема, с которой России приходится сталкиваться — ее территории. Комментируя внедрение нейросетей в медицину, заведующий Лабораторией электронного здравоохранения в Сеченовском университете посоветовал аккуратно относиться к подобным решениям. На мой взгляд, это выглядит неразумно. Первое, что я бы порекомендовал здравоохранению — не обращать внимание на хайп. Любые технологии, будь то искусственный интеллект или телемедицина, требуют выдержки — как вино. Нужно примерно 5—10 лет, чтобы технология стала по-настоящему хорошо работать», — заявил эксперт.

Рубрика «Медицина»

На Международном форуме по цифровой медицине ведущие эксперты обсудили достижения и перспективы развития цифровой медицины в России. Озолотившимся на ковидных вакцинах представителям «большой фармы» открыли доступ ещё к одному доходному бизнесу — медицинской цифровизации. Одно из медицинских AI-решений Сбера — это цифровой помощник врача «ТОП-3» с использованием ИИ для постановки предварительных диагнозов на основании жалоб пациентов.

Thank you!

Цифровая медицина вместо традиционной: Правительство будет дистанционно мониторить и «лечить» наши цифровые двойники с помощью нейросети. В идеале медицина должна не лечить болезни, а поддерживать здоровье – эту мысль высказали многие наши собеседники. Согласно выводам ученых, следствием цифровой трансформации стал постепенный переход медицины к модели 4-П: предсказание заболевания, профилактика. Медицинская школа Уэйк Форест разработала принтер, который спасает людей с большими ожогами: непосредственно на ране он печатает клетки кожи, выращенные из тканей пациента.

В Смольном рассказали, как внедряют в медицину искусственный интеллект

С помощью мобильного приложения сами пациенты могут самостоятельно следить за своим состоянием и вовремя принимать лекарства, а приложение для опекуна позволяет контролировать, принято ли лекарство вовремя, когда будет следующий прием, как чувствует себя пациент, какие записи он оставляет в аудио- и видеодневниках. Если прием лекарства пропущен или оно принято не в той дозировке, то опекуну на мобильное приложение приходит уведомление. То есть появляются персонализированные "умные" девайсы, позволяющие составлять планы лечения и реабилитации, а также отслеживать прогресс. Возможно, это позволит свести на нет и риск врачебных ошибок. Перспективы обнадеживают - Национальный проект "Здравоохранение" определил цифровизацию системы как одну из ключевых задач, - подчеркивает руководитель Школы медицинского бизнеса Анна Соломахина. Поставлена задача к концу 2024 года усовершенствовать систему не только для сбора и анализа данных, но и разработать для этого необходимые цифровые устройства, платформы и технологии. О возможностях, которые предоставит здравоохранению экспериментальный правовой режим, и его ограничениях "РГ" рассказал директор по развитию бизнеса компании "Техлаб" Артем Магницкий. Сама консультация может быть посвящена только продолжению лечения, его коррекции и дистанционному наблюдению за пациентом, если диагноз ему уже был поставлен ранее врачом на очном приеме. Проводить телемедицинскую консультацию сможет врач той же медицинской организации, куда ранее обращался пациент очно, но со стажем работы по специальности не менее 7 лет. Консультация будет проводиться в формате видеосвязи, ее длительность - не менее 20 минут.

Одновременно с этим в медицинских организациях усилится контроль за сбором и обработкой персональных данных пациентов. Гражданско-правовая ответственность за неправомерный доступ к таким данным будет возлагаться на организации, ответственные за их обработку. Качество телемедицинских консультаций будут оценивать с помощью анкетирования пациентов и выполнения плановых показателей. Взаимодействие в формате "врач-врач" должно происходить между лечащим врачом и, например, консилиумом специалистов из профильного медучреждения - чаще всего это научные медицинские исследовательские центры НМИЦ , - продолжает эксперт. В большинстве случаев это также телемедицина в формате видеосвязи. На первый план выходит такой формат, как "врач-куратор", который призван охватить ситуации, когда пациент, требующий особого внимания, оказывается вне зоны ответственности своего лечащего врача - например, в силу территориальной удаленности или отсутствия профильных специалистов поблизости. Например, после протезирования сердечного клапана и выписки из стационара пациент должен периодически наблюдаться у врача-кардиолога. А что делать, если он приехал на операцию из отдаленного села и не имеет возможности прийти к своему кардиологу? Но первый его визит к врачу по правилам должен состояться уже в течение суток после выписки.

В таком случае нужна возможность провести телемедицинскую консультацию, когда на месте провести осмотр может врач-терапевт или даже фельдшер, а кардиохирург и кардиолог с помощью телемедицинской системы - дать все необходимые рекомендации по ведению пациента и наблюдению за ним. Режим "врач-куратор" может быть необходим, если речь идет о наблюдении беременных, относящихся к группе риска, а также после процедуры ЭКО.

В случае положительных результатов пилот будет распространен на все медучреждения и станет новым важным этапом в развитии телемедицины - фактически узаконит широкое применение дистанционных технологий обследования и лечения. С чего все начиналось Сегодня слово "телемедицина" стало привычным. Но ее началом можно считать 1905 год - именно тогда состоялась первая в мире трансляция электрокардиограммы на расстоянии. С развитием технологий передачи видеосигнала появилась и первая видеоконференцсвязь: врачи и пациенты смогли обмениваться информацией, общаться, проводить консультации и лекции, разбор конкретных клинических случаев по видеосвязи. Первая в мире цветная видеоконференцсвязь между медицинскими работниками прошла в 1949 году.

В СССР с1960 по 1990 годы прошло огромное количество дистанционных консультаций, в основном в космической, морской и военной сферах. В частности, телемедицинские технологии активно использовались во время полета Юрия Гагарина - он был подключен к различным устройствам, которые передавали его данные, а врачи на Земле контролировали состояние космонавта. В практическом здравоохранении России первые видеоконсультации были проведены в 1995 году в Санкт-Петербурге на базе Российской военно-медицинской академии. В 1999 году была создана московская корпоративная телемедицинская сеть, объединяющая 32 медицинских учреждения. С 2000 года началось проведение выездных коллегий Минздрава России с применением телемедицинских технологий. Наконец, в 2001 году стартовала интеграция российских телемедицинских сетей с мировым информационным пространством - российские врачи могли обмениваться опытом и консультировать своих пациентов с зарубежными коллегами. Сегодня ясно, что вопросы обеспечения лечебно-профилактических учреждений новейшим оборудованием постепенно решаются, но вот обеспечить каждую районную больницу специалистами высочайшего уровня невозможно.

Решить эту задачу можно только при внедрении телемедицинских технологий в практику работы учреждений здравоохранения. Это особенно важно для нашей страны с ее огромной территорией, неравномерным распределением населения и концентрацией ведущих специалистов-медиков в крупных городах. Кроме того, телемедицина предоставляет новые возможности для реорганизации и интенсификации системы управления здравоохранением. Дистанционное повышение квалификации и обучение позволяет ускорить внедрение новых медицинских технологий и привлекать высококвалифицированных научных работников к преподавательской деятельности без отрыва от основной работы. Сегодня телемедицинские возможности отдельных медучреждений уже перерастают в целостные цифровые экосистемы, объединяющие деятельность множества участников: поставщиков медицинских услуг, разработчиков ИТ-продуктов, пациентов, организаторов здравоохранения, социальных работников, координаторов и разработчиков долгосрочных медицинских программ лечения и сопровождения пациентов. И это становится условием быстрого и высококачественного развития здравоохранения в целом. Основные форматы телемедицины Телемедицинские технологии используются в различных целях.

Прежде всего, это диалог между пациентом и врачом или между врачами в режиме реального времени. Во-вторых, это технологии записи, хранения и дальнейшей передачи данных, которые используются, если врач в данный момент недоступен или занят.

В рамках области интересов нашего Портала, нам наиболее близок четвертый пункт данного списка. Вопрос качественного и доступного медицинского образования стоит сегодня остро, как никогда. Причем как для студентов, так и для уже практикующих специалистов. Темп развития науки сегодня так высок, что постоянная поддержка и актуализация знаний просто необходима специалисту здравоохранения в его ежедневной работе.

Системы на основе искусственного интеллекта уже активно применяются в клинической практике, мы используем ИИ для диагностики рака кожи в Кожной клинике МедСтандарт с 2020 года. Также мы видим активное использование ИИ для диагностики рентгенограмм, в частности маммографии и компьютерной томографии в РФ и мире. Для сравнения: врач анализирует снимки КТ 15 минут, ИИ — 1-2 минуты. По нашему мнению, ИИ не может заменить врача, но его возможности впечатляют, главное — найти им эффективное применение. На конференции были рассмотрены ключевые тематические блоки вопросов: медицина будущего — сервис, управление, клиентоцентричный подход, какие технологические решения будут особенно востребованы и чего хотят современные пациенты.

Еженедельный выпуск №16

  • Робототехника
  • Цифровая медицина
  • Искусственный интеллект модифицировал медицину
  • На страже вашего здоровья
  • MedSoft-2022: цифровая медицина сегодня и завтра — СП.АРМ
  • Будущее медицины: как технологии изменят диагностику и лечение болезней

Эксперты цифрового здравоохранения

электронный персонифицированный учет медицинской помощи. Вы успешно подписаны на новости ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России. Основное препятствие, мешающее развитию цифрового здравоохранения консервативность медицинского сообщества и недоверие к новым технологиям. Исследование: не знающие английский люди лишились благ цифровой медицины. Саммит является платформой, способствующей развитию цифровой медицины и созданию связей между исследователями, специалистами в области IT-технологий, индустриальными. В Москве открылся Международный конгресс «Цифровая медицина и информационные технологии в здравоохранении».

Персонализированная медицина

  • Рынок цифровой медицины существенно вырастет к 2023 г.: экспертное мнение
  • Цифровая медицина 2023 - конференция
  • Цифровая стоматология и как она меняет медицинский бизнес
  • Персонализированная медицина
  • Получать анонсы мероприятий

Цифровая трансформация российской медицины: основные тренды в 2023 году

25 апреля на вебинаре «Цифровая медицина: ИИ и облачные технологии» расскажем. Впереди — развитие цифровых медицинских сервисов на базе накопленных данных, внедрение искусственного интеллекта и расширение возможностей удаленного мониторинга. В России активно используют цифровые технологии и ПО для обучения студентов медицинских ВУЗов и повышения квалификации врачей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий