Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО в пятницу потребовал от Турции предоставить к следующему году отчет о действиях по охране мечети Айя-София в Стамбуле, преобразованной из собора Святой Софии, передает агентство Франс Пресс.
Глава РПЦ назвал ситуацию с Айя-Софией "наказанием Божьим" Варфоломею
Собор Святой Софии переделают из музея в мечеть - Экспресс газета | Где находится собор Святой Софии в Стамбуле и как до него добраться. История строительства, архитектурные особенности и мозаики мечети Айя-София. Часы работы и цены на билеты. |
Мечеть Айя-София Стамбул: фото, часы работы 2022, история | Начался второй этап реставрационных работ в стамбульской мечети Айя-София, цель которого – защита здания от землетрясения. |
Посещение храма Святой Софии в Стамбуле для иностранцев и молящихся будет раздельным | МК-Турция | Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. |
«Мы на пороге культурной катастрофы». Храм Святой Софии в Турции хотят превратить в мечеть | Собор Святой Софии в Стамбуле в 2020 преврати в мечеть Айя-София. Время работы мечети Айя Софья в 2022 году, ФОТО, история храма, фрески. |
Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть? | Правительство Реджепа Тайипа Эрдогана приняло решение о закрытии Святой Софии для проведения ремонтных работ. |
Больше не музей: Святая София в Стамбуле снова стала мечетью
Вход в мечеть Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле сделают платным для иностранных туристов со следующего года. О таком решении рассказал глава турецкого Минкульта Мехмет Нури Эрсой. В самом центре Стамбула тысячи сторонников турецкого президента собираются у стен собора Святой Софии. Там уже начался шумный праздник. Величайший собор Святой Софии в самом центре Стамбула разрушается на глазах все новостные обзоры на сегодня на на
Что посмотреть в Айя-София
- Айя София в Стамбуле: описание, фото, история, советы по посещению
- JavaScript is Disabled in your browser. Please Enable the JavaScript to continue.
- Мечеть Айя-София в Стамбуле защитят от землетрясения
- Регистрация
Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
Эрдогана охарактеризован как «удар по делу объединения религий». Возможно, что это только неудачное выражение, что в виду имелась солидарность людей, принадлежащих к разным религиозным общинам, но отстаивающих при этом некоторые общие ценности. А вот «объединение религий» — это вредоносная утопия, к реализации которой могут сознательно стремиться лишь люди, лишенные религиозной веры. Но что будет со Святой Софией, когда исполнение указа Эрдогана примет конкретные черты? Какими станут реальные условия ее посещения? С турецкой стороны сделаны заверения, что доступ в Айа-Софию останется свободным и даже будет бесплатным, каким он не был до сих пор. Пессимисты и скептики могут сказать: лиха беда начало.
Но реалистичный взгляд на ситуацию не дает оснований, по меньшей мере в близкой перспективе, для опасений, что, став мечетью, храм будет закрыт для его посещения «неверными». Главная обеспокоенность ныне — о сохранности софийских мозаик. Известна традиционная нетерпимость ислама, равно как и иудаизма, к священным изображениям, которая в прошлом шла дальше — до запрета всех видов фигуративного искусства, так что талант художника мог реализовываться в неистощимой изобретательности при создании орнаментальных украшений. Современная Турция далеко ушла от былой идиосинкразии по отношению к изображениям: они присутствуют в ее городах и весях на каждом шагу — там до сих пор нет, наверно, города, который не был бы украшен статуей Кемаля Ататюрка, — но в мечетях никаких священных и иных фигуративных изображений, как и встарь, не допускается. С обращением Святой Софии в мечеть на этот счет будут, конечно, приняты решения. Какие именно — пока не ясно.
Сделаны, однако, официальные заверения, что режим охраны памятников, предусмотренный Юнеско для объектов «Всемирного наследия», каковым Святая София признана была еще в 1985-м г. Хорошо, если в этом отношении перемена ограничится занавешиванием мозаичных панно на время мусульманской молитвы. Чудовищная перспектива уничтожения софийских мозаик на сей день не просматривается: умеренный исламизм, влиятельный в современной Турции, далеко отстоит от фанатизма вандалов из Игила, Алькаиды или Талибана. Умеренный исламизм далеко отстоит от фанатизма вандалов из Игила Есть мудрая народная поговорка — после драки кулаками не машут. А вот анализировать причины поражения всегда полезно и уместно ради уроков на будущее. За печальным для нас, христиан, решением, принятым в Турции, видятся, по меньшей мере, два основных фактора.
Никто не может прокормить свои семьи. Он пытается сменить тему разговора в международных и внутренних СМИ. Он не первый раз так делает Джейлан Озгюль По словам политолога, Эрдоган проиграл местные выборы во всех больших городах и знает, что проиграет общие выборы, когда они наступят. Теперь политик пытается заполучить хоть какую-то поддержку со стороны верующих людей, говоря о том, что Софию нужно превратить в мечеть. Когда Россия, Греция и другие страны говорят, что не позволят превращения собора в мечеть, что наложат санкции на Турцию, внутри государства это сразу вызывает отрицательные эмоции», — заявила Озгюль. Иногда святыня находилась в совместном пользовании мусульман и христиан. Есть и редкие примеры, когда мечети были обращены христианами в храм.
Таких святынь достаточно много в Испании, напомнил «360» религиовед Сергей Антоненко. Что касается собора Святой Софии, это один из древнейших храмов, прекрасно сохранившийся до наших дней. Это здание — всемирно известный памятник византийского зодчества и символ золотого века Византии. И до 1930-х годов оставался мусульманским местом поклонения. Там эпизодически бывали христиане, но они не чувствовали себя на своем месте. Им там не было уютно, потому что интерьер был полностью переделан под вкус мусульман», — добавил собеседник «360».
Днем ранее Госсовет Турции единогласно проголосовал за изменение статуса собора на мечеть. Собор Святой Софии был основан 27 декабря 537 года. После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году храм был переделан в мечеть, но с 1934 года объект по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стал музеем и был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
По нынешней официальной позиции Анкары, храм был собственностью Султана Мехмеда Фатиха, который затем передал его в вакф — мусульманский фонд, а имуществом этой организации министры не имели права распоряжаться.
Более того, под вопрос ставят подлинность подписи основателя турецкого государства Кемаля Ататюрка на документе о музейном статусе. Как ожидается, глава государства выступит в прямом эфире с обращением по этому вопросу. Репортеры турецкого телевидения, присутствовавшие возле храма с самого утра, сообщают, что возле него собрались жители Стамбула. Они пришли поддержать решение государства: на кадрах с места видно, как группа мужчин выкрикивает мусульманские религиозные лозунги. Реджеп Тайип Эрдоган 2 Святая София останется доступной для туристов Турецкий президент отдельно подчеркивал, что Айя-София, наряду с другими историческими мечетями столицы, будет доступна для туристов. Представитель Эрдогана ранее заверил, что «иконы» храма останутся нетронутыми — имелись в виду православные мозаики и росписи на стенах.
Посещение храма Святой Софии в Стамбуле для иностранцев и молящихся будет раздельным
В 1935 году решением основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка храм преобразовали в музей. Но в начале июня 2020 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поручил изучить возможность превращения собора Святой Софии в мечеть. Предложение поддержали министр юстиции Абдулхамит Гюль и министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу. Против уже высказались представители Константинопольской и Греческой Православных Церквей и высокопоставленные дипломаты разных стран. Суд признал законным указ первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка от 1934 года, которым собору придали статус музея. Решать вопрос об изменении либо сохранении этого статуса имеет право глава государства — Реджеп Тайип Эрдоган. Вопрос о будущем собора также рассмотрел Госсовет Турции. Слушания по этому поводу заняли всего 17 минут. Официальное решение обнародуют в течение 15 дней. Турецкие СМИ считают, что первая мусульманская служба в Софии может состояться уже 15 июля.
Вид на Святую Софию. Фото: unsplash. И Русской Церкви он особенно дорог. Послы великого князя Владимира, переступив порог этого храма, пленились его небесной красотой. Услышав их рассказ, святой Владимир крестился и крестил Русь, которая вслед за ним шагнула в новое для себя духовное и историческое измерение — в христианскую цивилизацию», — заявил Патриарх Кирилл. Но это внешняя правота, за которой — глобальная неправда. Святая София Константинопольская — главный символ. Причем с самых разных точек зрения — духовной, культурной, исторической.
После критики со стороны религиозных организаций и ряда стран глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу подчеркнул, что его страна имеет право изменить статус собора, превратив его в мечеть, не учитывая мнения других государств. Вскоре состоялся телефонный разговор президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Эрдогана, в ходе которого последний пообещал гарантировать доступ для всех желающих к этому памятнику культуры и сохранность христианских святынь. Напомним, собор Святой Софии был построен в 537 году. В 1453-м после захвата города османами Софийский собор был обращен в мечеть, но с 1934 года здание по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стало музеем.
Из внутреннего притвора в главное помещение ведут 9 дверей. До разграбления во время 4-го крестового похода 1204-1261 гг. Средние известны как Императорские ворота. Отсюда императоры входили в собор Святой Софии. Говорят, что он был сделан из дерева Ноева ковчега. Ореа Порта Orea Porta, что означает «Красивая дверь», — ведет в здание с бокового входа. Изначально она не поместилась, пришлось выкопать землю и установить. Колонны, капители и мрамор Всего 107 колонн: 16 из них в основной части были привезены из храма Артемиды в древнем городе Эфесе, 8 красных — из Гелиополя в Египте, а остальные — из храма Баальбека в Ливане и других частей империи. В интерьере собора Святой Софии стены и пол полностью покрыты мрамором. Желтый мрамор доставили из Сирии, белый — с острова Мраморного, зеленый — из Греции. Пол полностью выложен мрамором, привезенным с острова Мармара. Мозаики собора Святой Софии Мозаика Сретения В конце коридора при входе через Красивые ворота можно увидеть мозаику Сретения, датируемая 8 веком. Её обнаружили во время ремонта, проведенного Фоссати в 1849 году. Мария держит на руках младенца Иисуса, слева от нее — Константин I, основатель города, держащий в руке модель Константинополя, а справа — Юстиниан держит модель Айя Софии, которую нужно подарить Иисусу. Над Красными воротами установлено большое зеркало, чтобы посетители не пропустили мозаику Сретения, покидая здание. Мозаика Богородицы На полукуполе апсиды расположена 5-метровая мозаика. Мария восседает на мягком троне, украшенном драгоценными камнями. На руках у нее ребенок Иисус. Эта мозаика и рядом расположенная с ней мозаика Гавриила во время молитвы закрываются электронной шторкой. Они молятся о прощении человечества. Выражения лица на правой и левой половинах лица Иисуса различны. На фото видно, что половина произведения утеряна. В центре композиции находится изображение Марии с младенцем Иисусом на руках. Между императором и императрицей — Христос. Императрица Зоя, которая три раза выходила замуж, чтобы остаться на троне, каждый раз обновляла на мозаике лицо мужа. Одержимая красотой и молодостью, Зоя трижды просила мастеров омолодить ее портрет. Мозаика Императорских ворот Она, датируемая IX веком, находится на верхней стене Императорских ворот. Посередине расположен Христос, Гавриил — в правом медальоне, а Мария - в левом. Бородатый человек в левом нижнем углу — византийский император Леон. Он женился четыре раза, чтобы родить наследника. За это его отлучили от религии. В то время допускался брак не более 3 раз. Поэтому он на картине извиняется перед Иисусом. Что посмотреть в Айя Софии Ангелы на подвесках На подвесках выгравированы изображения четырех ангелов. Состоящие из головы и шести крыльев, они защищают Божий престол на небесах. Ангелы на востоке сделаны из мозаики, а два ангела на западной стороне повредились в период Восточной Римской империи и их обновили как фрески. В период Османской империи лица этих ангелов были закрыты металлической крышкой. Их покрывают во время молитв. Кубы Святой Софии Кувшины эллинистического периода, найденные в древнем городе Пергаме. Кубы, изготовленные из моноблочного мрамора, вмещающие в среднем 1250 литров жидкости. В этих кубках раздавали шербет публике во время праздничных молитв. В остальное время их использовали как фонтан с водой. На самом деле до Махмуда II таких кувшинов было три. Самый богато украшенный находился в хамаме Куплю в Бергаме. По просьбе короля Франции Махмуд подарил ему куб. В настоящее время его можно увидеть в Лувре в Париже.
Некоторые вещи из убранства до сих пор хранятся в Венеции. Православный патриарх Константинополя был изгнан и заменён латинским. Святая София была превращена в католический собор, в котором 16 мая 1204 года фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой Латинской империи. В 1261 году после падения Латинской империи собор вновь стал православным. В XIV веке после очередного землетрясения купол обвалился и был заменён существующим. В те годы лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас. Османское завоевание и дальнейшая судьба собора. Падение Константинополя картина неизвестного венецианского художника конца XV — начала XVI века В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение, описание которого на основе византийских источников составил английский историк Эдвин Пирс: Император и его свита приобщились Святых Тайн и попрощались с патриархом. Служба была, по сути своей, заупокойной литургией. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме… При завоевании Константинополя, собор был в неухоженном состоянии, что подтверждается европейскими посетителями тех времён, такими как Перо Тафур из Кордовы и флорентийским монахом путешественником Кристофором Буондельмонти. Согласно историческим записям, храм был захвачен турками 29 мая 1453 года. Султан Мехмед II направился прямо к собору Святой Софии, восхитился величием и великолепием храма и помолился там. Мехмед Завоеватель приказал немедленно превратить церковь в мечеть и приказал своим солдатам не повреждать священные мозаики и реликвии. По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения… а также одежды святой трапезы… Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». Согласно позднейшим описаниям, все молящиеся в храме были убиты, и, по сохранившемуся преданию, их кровь достигла уровня, обозначенного ныне на одной из колонн красной полосой. Историк-византинист С. Иванов считает, что легенда о том, что Фатих верхом въехал в собор и что конь поскользнулся на горе трупов не имеет под собой никаких оснований. У греков сохранилось предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут православным; тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение. Султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, 30 мая 1453 года вступил в собор Святой Софии и пропел в нём 48-ю победную суру Корана, после чего собор был обращён в мечеть, что потребовало пристройки четырёх минаретов. Поскольку здание ориентировано по христианской традиции алтарь на восток , мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора направление на Мекку , с неприглядным скосом вправо[10]. Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой. Фрагмент карты «Byzantivm sive Costantineopolis», составленной Джованни Андреа Вавассоре в 1535 году Фрагмент карты «Byzantium nunc Constantinopolis», составленной Георгом Брауном[de] и Францем Хогенбергом в 1572 году Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула значительно превосходящие её по величине. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айя-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года. Братья Фоссати провели работы по усилению колонн, а также укрепили своды и купол храма железной цепью. Ими было обнаружено, что на стенах под слоями извести хорошо сохранились византийские мозаики. Частично они расчистили их в верхней галерее и показали султану Абдул-Меджиду, который повелел оставить открытой часть орнаментов, но повторно забелить все лики святых. Тогда же на колоннах были размещены восьмиметровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Мухаммада. Часть византийских мозаик, зарисованных Фоссати, осыпалась во время землетрясения 1894 года.
Собор Святой Софии
Собор Святой Софии станет действующей мечетью. Государственный совет Турции — высший административный суд — единогласно объявил незаконным и отменил решение кабинета министров от 1934 года, присваивающее православной святыне статус музея. Святая София. Собор Святой Софии в Стамбуле это выдающийся памятник византийской и мировой архитектуры, символ «золотого века» Византии, который иногда называют «восьмым чудом света». Собор Святой Софии возведен в 537 году. Собор Святой Софии был основан 27 декабря 537 года. После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году храм был переделан в мечеть, но с 1934 года объект по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стал. Собор Святой Софии в Стамбуле в 2020 преврати в мечеть Айя-София. Время работы мечети Айя Софья в 2022 году, ФОТО, история храма, фрески.
Комментарии →
- В ЮНЕСКО потребовали от Турции доклада по Святой Софии
- Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии
- Собор Святой Софии в Стамбуле: как менялось сакральное место в течение своей долгой истории
- Не все доступно даже мусульманам: новые правила посещения собора Святой Софии
Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз
15.55, Москва Tochka Zрения Вчера президент Турции Реджеп Эрдоган подписал указ, отменяющий декрет правительства Кемаля Ататюрка от 1934 года, о превращении мечети Святой Софии (Айя София) в музей. Собор Святой Софии — Премудрости Божией был построен в VI веке в столице Восточной Римской империи при императоре Юстиниане I. Возведение собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. При успешном достижении соглашения с турецкими властями о передаче Святой Софии православным, взамен открыть сбор пожертвований в России, для строительства не менее значимой и грандиозной мечети в Стамбуле.
Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть?
Раньше Габриэль сталкивался с мозаикой Архангела Михаила на другой стороне апсиды, но теперь она почти полностью исчезла. Самые известные мозаики собора Святой Софии находятся на верхнем этаже среди галерей. Южная галерея, где находятся великие мозаики, использовалась для церковных соборов. Когда собор Святой Софии ещё являлся мечетью, галереи служили местом, где женщины сидели во время богослужений. Сегодня галереи предоставляют посетителям захватывающий вид на неф со всех сторон, включая крупный план некоторых из лучших византийских мозаик, которые можно увидеть где угодно. Самая известная мозаика называется Мозаика Деэзиса, и это первая мозаика, к которой вы приходите, входя в Южную галерею через Мраморную дверь. На нем изображен торжествующий и царственный Христос известный как «Христос Пантрокрактор» , окруженнный Девой Марией и Иоанном Крестителем. В конце Южной галереи две золотые византийские мозаики. Современный выход из Собора Святой Софии находится через Вестибюль Воинов, названный так потому, что именно там телохранители императора ждали, пока он поклонялся.
Высоко и позади вас, когда вы выходите, великолепная мозаика Богородицы с Константином и Юстинианом: Константин Великий представляет Деве модель города Константинополь Стамбул , который он основал, а император Юстиниан представляет церковь Собор Святой Софии, который он перестроил. Эта мозаика датируется, вероятно, 10 веком. Есть несколько интересных вещей, которые можно увидеть за пределами Святой Софии, включая три мавзолея султанов, баптистерий церкви, а также раскопанные останки Святой Софии Феодосии. Прежде чем посетить этот святой храм, вы должны знать факты и историю Святой Софии, чтобы обеспечить более просвещенное посещение. История собора Святой Софии в Стамбуле омрачена владениями многих религий. С 360 по 1453 гг. На короткое время он служил римско-католическим собором области. Собор Святой Софии известен своим большим куполом.
Говорят, что этот купол «изменил облик архитектуры Византийской империи». Собор Святой Софии играл важную роль среди других византийских построек. Посещая собор Святой Софии, остановитесь в любом из отелей Стамбула, Турция — отличное место, чтобы насладиться чудесами мечети. Некоторые из них расположены достаточно близко, чтобы дойти пешком до зданий и садов мечети. Один из лучших фактов о соборе Святой Софии — это мозаика ручной работы, покрывающая весь храм. Детализация, а также точность мозаики подарят посетителям уникальные художественные впечатления. Многие из мозаик сохранились после реконструкции мечети с 1453 года. Чтобы увидеть собор Святой Софии с воды, попробуйте одну из прибрежных экскурсий по Стамбулу.
Эти экскурсии проведут посетителей по различным достопримечательностям Стамбула, включая по собору Святой Софии. Один из скрытых артефактов мечети — минареты. Один из них спроектирован известным османским архитектором Мимаром Синаном. Часть фактов о Святой Софии, которые посетители должны знать как прошлое, — высокая скульптура из песчаника. Один из самых известных фактов Святой Софии связан с окнами, окружающими могучий купол. Сорок окон закрывают внешнюю часть купола, имеющего форму ракушки, включая внутреннюю часть зонтика.
Отныне Айя-София, один из крупнейших в мире архитектурных памятников христианства и символ золотого века Византии, спустя 86 лет снова стала мечетью. А по ним мусульманин не может молиться в христианских храмах, так как там есть изображения людей. А это значит, что под угрозой уникальные мозаичные изображения Христа Спасителя, Богоматери, Иоанна Крестителя и ангелов, а также другие фрески и настенная живопись, украшающая интерьер Святой Софии.
Она предназначена для служителя мечети, который призывает с минарета к молитве. Идём дальше вперед. Прямо вверху видим мозаику Дева Мария и младенец Иисус. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, смотрите ниже. Под мозаикой находится михраб 15 — украшенная ниша, которая показывает направление на Мекку. Справа от михраба находится минбар 14 — высокая трибуна со ступенями, откуда имам читает проповедь. Омфалион Центр Мира : здесь короновали византийских императоров. Левая часть первого этажа. В левой части находится плачущая колонна 10 , нижняя часть которой покрыта медными пластинами. Загадайте заветное желание, просуньте большой палец в небольшое углубление и прокрутите ладонь три раза по кругу, не отрывая ладонь от поверхности медных листов. Выглядит это со стороны забавно. По преданию, если ощутите влагу, то ваше желание якобы сбудется. Этому поверью несколько веков. Правая часть первого этажа. Здесь находится библиотека 17 султана Махмуда I. Книги привезены были сюда при правление этого султана. Сейчас они выставляются на обозрение в другом музее, и можно только полюбоваться узорной решёткой арочных окон. Подъём по лестнице без ступеней рампе на второй этаж собора. Второй этаж. Теперь пора подниматься на второй этаж. Идём во второй притвор и по лестнице рампе 2 поднимаемся на верхнюю галерею. Когда-то здесь несли императрицу, поднимая её в императорское ложе. Пройдите по периметру, рассмотрите сверху нижнюю часть собора. Одновременно поищите на парапетах каменных ограждениях надписи, сделанные скандинавскими рунами. Ищите их на парапетах с южной стороны собора. Руны — это письменность древних германцев. Надписи эти были выцарапаны варяжскими наёмниками, которые служили у византийского императора по найму. В правом южном крыле второго этажа отыщите пустующую гробницу дожа Энрико Дандоло — правителя Венеции. Это ниша в полу, которая закрыта каменной крышкой с именем дожа. На самом деле, гробница пуста — останков правителя Венеции в ней нет. Энрико Дандоло «прославился» тем, что в возрасте 97 лет, будучи почти слепым, захватил Константинополь во время четвертого крестового похода. По иронии судьбы его гробница находится в том самом соборе, в разграблении которого она лично принимал участие. По легенде, султан Мехмед II Завоеватель Фатих приказал вынуть кости бывшего правителя Венеции и выбросить их на съедение собакам. Скандинавские руны, вырезанные на каменных парапетах. Напротив гробницы находится мозаика Последний суд. Другие две мозаики расположены в дальней части южного крыла. И ещё четыре мозаики — в северной части второго этажа. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, читайте ниже. Здесь часто упоминалось императорское ложе. Оно находилось на втором этаже прямо над императорскими воротами 9. В этом ложе во время богослужений сидела императрица со своими фрейлинами. В период раннего христианства женщины и мужчины находились в соборе раздельно друг от друга. Где в соборе искать мозаики Первые мозаики появились в соборе через три века после его строительства. Некоторые хорошо сохранились до сих пор, и вы их можете увидеть. Кстати, в Стамбуле есть целый музей мозаик, которые были найдены на месте раскопок Большого дворца сам дворец практически не сохранился. Расположение мозаик в Соборе Айя-София в Стамбуле. Находится во втором притворе над императорскими воротами 9. Это в западной части собора. На мозаике изображен Христос, который сидит на троне. В руках Он держит книгу с надписью: «Мир тебе. Я свет миру». Пред Ним преклонился император Лев VI. Изображение символизирует вечную власть, которую Господь дал императорам. Есть мнение, что император Лев VI стоит на коленях потому, что просит прощение за свой четвертый неканонический брак. Из-за этого патриарх не пустил императора в собор и не стал венчать. Находится в правой части второго притвора над первыми воротами во двор. На мозаике слева — император Юстиниан строитель собора. В руках у него — собор Святой Софии, который он преподносит Богоматери. Посередине — Богоматерь с ребенком на руках, она сидит на троне. Справа — император Константин основатель города. В его руках — Константинополь, который он преподносит Богоматери. Мозаика «Последний суд». Находится на полусводе над михрабом в восточной части храма. Хорошо видна практически из любой части здания — не заметить её сложно. Находится на втором этаже собора южная часть напротив гробницы правителя Венеции Энрико Дандоло. На мозаике в самом центре изображен Христос, слева — Богоматерь, справа — Иоанн Креститель. Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род. Считается, что часть мозаики была уничтожена крестоносцами. Фрагмент мозаики «Последний суд». Лик Иисуса Христа. Находится на втором этаже в восточной части собора южной галереи. На мозаике в центре изображен Христос, слева — Константин Мономах муж Зои преподносит Ему дары мешочек с деньгами , а справа — императрица Зоя преподносит дарственную грамоту. При правлении пасынка Зои лицо императрицы на мозаике было сколото.
Это Слово, как пишет Евангелист, «стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» Ин. По Вочеловечении мы знаем Его как Иисуса Христа. Но до Воплощения, в вечном существовании у Слова не было человеческого имени. И София, Премудрость — не имя, но качество, через которое люди пытаются определить неопределимое, невместимое умом. Именно Ему в предвечном существовании посвящен был главный храм Византийской империи. Интересный факт Впоследствии не один Софийский храм появится также на Руси. Однако, под Премудростью здесь чаще всего будут понимать Богородицу — именно на Ее дни будут приходиться престольные праздники русских Софийских храмов. Таким образом, Премудрость Божия могла в древности толковаться различным образом. Предыстория собора Первый храм на месте нынешней Софии возвел император Константин Великий, вероятно, в 1 пол. Эта небольшая базилика храм прямоугольной формы была уже тогда посвящена Премудрости Божией. Известно, что в 404 г. Новое разрушение последовало в 532 г. Император Юстиниан по ряду свидетельств, славянин по происхождению уже собирался покинуть Константинополь — но на помощь подоспели войска полководца Велизария, которым и удалось восстановить порядок. Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии Вдохновленный, Юстиниан не просто решил заново отстроить старый храм. На его месте предполагалось возвести собор, который бы затмил своей красотой все храмы столицы империи. Его закладка состоялась уже 23 февраля 533 г. Архитектор Согласно Прокопию Кесарийскому, проект храма принадлежит двоим зодчим: известному математику, инженеру, Анфимию из города Траллы; по свидетельствам современников, именно он разработал основную часть проекта, а также уникальное архитектурное решение купола; Исидору из Милета, которого Прокопий называет «механиком»; хотя он работал в подчинении Анфимия, сам Исидор впоследствии был известен как ученый, инженер, математик; стоит отметить также, что Анфимия не дожил до окончания строительства, так что его завершал Исидор. Интересный факт Кроме Софии, архитекторы могли также принимать участие в возведении по крайней мере двух других Константинопольских храмов — посвященных 12 Апостолам и мчч. Сергию и Вакху. Однако, этот вывод историки делают на основании сходства стиля этих церквей с Софией, документальных же подтверждений проектирования архитекторами этих церквей не сохранилось.
Греческие археологи призывают ЮНЕСКО спасти собор Святой Софии в Стамбуле
Софийский собор в Стамбуле. Мечеть Айя-София находится в историческом центре Стамбула. Святая София, а по-турецки Айя-София, стала символом толерантности, объединяющим мусульман и христиан. Побывав в Стамбуле и не зайти в Собор Святой Софии просто непростительное упущение! Собор Святой Софии Константинопольской находится под угрозой необратимого разрушения после его преобразования в мечеть.
подписаться на новости
- Плачущая колонная в Соборе Святой Софии (Стамбул, Турция)
- История Собора Святой Софии
- Cookie is Disabled in your browser. Please Enable the Cookie to continue.
- В Кремле оценили заявление Турции о смене статуса собора Святой Софии