В 1981 году его фильм «Москва слезам не верит» (1979) был удостоен премии «Оскар» Американской академии кинематографических искусств и наук за лучший фильм на иностранном языке; о награде узнал случайно от коллег[9]. Печальная новость пришла утром, 5 июля. Скончался знаменитый актер, народный артист СССР, режиссер — обладатель «Оскара» за фильм «Москва слезам не верит» Владимир Меньшов. Интересные факты о том, как снимали фильм «Москва слезам не верит» (год выпуска — 1979).
Умер Владимир Меньшов: Пять откровений режиссера
Статья не содержит слез, и ей можно верить. Хотелось бы, Да Мосфильм не позволяет... В любом случае «Москва слезам не верит» посмотрели 90 миллионов советских зрителей и еще миллионы из ста зарубежных стран, в которых он официально прокатывался. При всем этом наши кинокритики встретили картину без особого энтузиазма, восприняв ее как банальную мелодраму. Мнение прессы радикально изменилось лишь после того, как картина не только была номинирована на «Оскар», но и получила его в категории «Лучшая картина на иностранном языке». Режиссер Владимир Меньшов услышал эту новость первого апреля и, само собой, решил, что его разыгрывают. Фильм спас от надругательства и резни приватный показ руководству КПСС. Сам Леонид Брежнев пришел от картины в восторг, а с генсеком никакой, даже самый вредительский, худсовет спорить не смел. Награду принял наш культурный атташе, поэтому немудрено, что в американской прессе писали, будто «Оскар» пришел получать сотрудник КГБ во многих шпионских фильмах и романах именно культурные атташе при посольствах вечно оказываются резидентами разведки.
Статуэтку, которая много лет хранилась в Госкино, в итоге все же отдали Меньшову, но это случилось очень нескоро, уже при Горбачеве в 1989 году.
Однако, Владимир Валентинович дебютировал в кино только в 30 лет. Как мы помним, многие актеры начинали сниматься в 17 - 18, а некоторые и вовсе в детстве. К тому времени, как в руки Меньшова попал сценарий "Дважды солгавшая", он снял только один фильм - "Розыгрыш" с Табаковым, Харатьяном, Гердтом и другими знаменитыми актерами. Владимиру Меньшову сценарий про трех подруг сначала показался неинтересным, но режиссеру очень понравилось, как героиня, засыпая, ставит будильник, а просыпается через 20 лет. Меньшов даже подумал, что пропустил или потерял несколько страниц, а когда понял, что это такая задумка сценариста - это его подкупило. Вообще «Москва слезам не верит» изначально был обречен на провал. Ни сюжет, ни сценарий никому не нравился. В общем «мура» - очередная сказка про Золушку-лимитчицу приехавшую покорять Москву, достигшую невиданных карьерных высот, и встретившую своего принца-электросварщика по сценарию Гоша был электросварщиком на стройке. Самому сценаристу Валентину Черных его опус под названием «Дважды солгавшая», тоже не особо нравился.
Вообще он корпел над пьесой, но тут узнал, что проводится конкурс на фильм о Москве. За 19 дней по быстрому, пьесу переписал на киносценарий, который на конкурсе занял третье место. Правда, два первых никому не присудили: не нашли достойных. Но сценарием никто из режиссёров не заинтересовался. Тогда супруга сценариста Людмила Кожинова предложила мужу показать его их другу, Владимиру Меньшову, за спиной которого был только один снятый фильм — «Розыгрыш», и который как раз искал материал для следующей картины. Меньшову сценарий тоже не понравился. Нет, он не отказал другу, но в вежливой форме, сославшись на другие планы, обещал подумать. Он решил посоветоваться и показал сценарий Дунскому, Фриду, Фрэзу и другим уже маститым мастерам. И все советовали молодому режиссёру не связываться с этим «ничего из себя не представляющим сценарием». И даже супруга, Вера Алентова, чьё мнение тоже было интересно Меньшову, прочитав его сказала: «Ну и мура!
Но Меньшова за живое зацепила одна сцена - временной прыжок с будильником, где главная героиня засыпает в слезах, а просыпается через два десятка лет другой женщиной. Он занимался другими делами, искал другие сценарии, но в мыслях постоянно возвращался к истории про Золушку-лимитчицу. Ведь это он, и его Вера пережили. Так же приехали в Москву из провинции, так же жили в общежитии... И Меньшов решил переделать сценарий на основе своих воспоминаний и впечатлений молодости. Вот только Черных переделывать свою работу отказался. Ему она казалась вполне законченной. Поэтому на просьбу друга он ответил: «Не нравится — переписывай сам, а я лучше напишу что-нибудь новое». И Меньшов сел за доработку. Первое, что он изменил, это сцену, где подружки Екатерина и Людмила должны были наблюдать, как к аргентинскому посольству подъезжают приглашенные на дипломатический прием.
Боливийского посла и военно-морского атташе США он заменил кинозвездами 50-х Юматовым и Конюховой, а «форды» и «бьюики»- отечественными «ЗИСами» и «Победами», подъезжающих на фестиваль французского кино. Появилась сцена со Смоктуновским, который "поздновато начинает" актерскую карьеру. Именно в этом моменте появилась главная тема фильма — в сорок лет жизнь только начинается. Кстати, Юматов и Смоктуновский, к тому времени ставший суперзвездой, снятся в крошечном эпизоде не очень желали, но потом согласились — это же очень интересно сыграть самого себя молодых. То же самое было и с Андреем Вознесенским. У Черных главная героиня - депутат Моссовета - вела прием избирателей. Изменил профессию Гоши, который стал у него «слесарем-интеллигентом». Ввел в сюжет спившегося хоккеиста Гурина. Появились новые сюжетные линии и герои. В результате первоначальный сценарий увеличился на треть.
С этим сценарием Меньшов пошел к директору «Мосфильма» Николаю Сизову, человеку суровому и жесткому, до этого работавшего начальником московского УВД. А тому, пожалуй, единственному из кинодеятелей, сюжет о трех провинциалках, приехавших покорять Москву, неожиданно понравился. Сизов сам писал, правда, не очень удачные, книги про милицию. Он разрешил снимать кинокартину, благо бюджет «Москва слезам не верит» был небольшим — всего 550 тысяч рублей. Не сравнить с другими фильмами с миллионными бюджетами. И Меньшов стал подбирать актеров. И с этим возникли самые большие трудности. Никто особо не горел желанием сниматься в «неинтересной» и заведомо провальной «сказке» у малоизвестного режиссера. Маргарита Терехова, которую Меньшов видел в роли главной героине Катерине, категорически отказалась - молодой и неопытный режиссёр, сам фильм мыльная опера не приглянулись актрисе. К тому же ее позвал Юнгвальд-Хилькевич в «Три мушкетёра» на роль Миледи.
А отказать другу детства Терехова не могла. Тогда Меньшов решил пригласить на главную роль Ирину Купченко. Но и ту сценарий не заинтересовал. Были проблемы и со второй подругой. По сценарию Людмила была очень красивой девушкой, и поэтому на её роль в фильм руководство Мосфильма порекомендовало Меньшову попробовать Жанну Болотову, Валентину Титову или Людмилу Савельеву. Сам же Меньшов видел в этой роли Анастасию Вертинскую. Но все они ответили отказом. И тут Меньшов на одном из спектаклей случайно увидел Ирину Муравьеву. Сразу понял, что она идеально подходит на роль. Пусть не красавица, но в ней была необходимая для Людмилы искорка.
Муравьева, тогда малоизвестная актриса, согласилась, но позже признавалась, что даже плакала от обиды. Все, что я ненавидела в жизни и в людях, вылезло на экран». Ей казалось, что Болотова, Вертинская, которые отказались, поступили мудрее. Не подозревала дурында, что получит за эту роль Государственную премию, а главное любовь зрителей — на несколько лет станет самой востребованной и популярной актрисой, под нее даже фильм «Карнавал» напишут. Проблемы были даже с милой и тихой Тосей: Галина Польских чуть ли не обиделась за эту столь пошлую, как ей показалось, предложенную роль. А вот Нина Русланова, которую на роль Антонины в итоге Меньшов не взял, обиделась тоже, но совсем по иной причине: что не утвердили. Утвердили Раису Рязанову, но она-то мечтала о роли Кати или Людмилы!
Но Гошу и переживания из-за него американцы не поняли. Фильм был настолько популярен в США, что Рональд Регайн посмотрел его 8 раз перед первой встречей с Михаилом Горбачевым в надежде лучше понять менталитет советских людей. Не всем актерам нравились их роли Раисе Рязановой была по душе ее роль скромной Тоси, а Ирина Муравьева говорила о своей роли Людмилы так: «Грубая, неотесанная, местами пошлая. Все, что я ненавидела в жизни и в людях, вылезло на экран». Жена режиссера фильма Вера Алентова согласилась сыграть Катерину только после того, как три другие актрисы отказались. Алентова решила поддержать мужа. Кстати, сегодня Алентова и Меньшов по-прежнему состоят в браке, а их дочь, телеведущая Юлия Меньшова, подарила родителям внука и внучку. Алексей Баталов не проникся своей ролью Гоши и относился к нему с подозрением. Говорил: «Женщина с ним в финале, конечно, счастлива, но через три дня он её по голове бутылкой может начать бить». Хотя после премьеры Гоша стал самым запоминающимся героем Баталова, его обожали зрительницы нескольких поколений. Даже сценарист Валентин Черных говорил про Гошу так: «Это моя мечта и мои комплексы, я хотел бы, чтобы женщины видели меня таким». Белые носки с туфлями — новый тренд Обувь для съемок нашли старую, 1958 года, с загрубевшей кожей. Чтобы ноги у актрис не натирались, художник по костюмам Жанна Мелконян предложила им надевать белые носки под обувь. Эта деталь впечатлила американцев.
Похороны пройдут на Новодевичьем кладбище. Владимир Меньшов начал сниматься в кино в начале 1970-х. В качестве режиссёра полнометражной картины дебютировал в 1976 году с фильмом «Розыгрыш». О его творческом пути — в видео RT.
"Москва слезам не верит" - повторный прокат
Отмечается, что повторный прокат фильма «Москва слезам не верит» приурочен к 40-летию с того момента, как его наградили «Оскаром» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». К выходу картины в прокат «Мосфильм» выполнил полную реставрацию изображения и звука. Двухсерийная мелодрама «Москва слезам не верит» была выпущена в советский прокат в феврале 1980 года. Владимир Меньшов поставил картину по сценарию Валентина Черных.
Важно рассказать о ценностях, о становлении личности. Сюжет вечный и сейчас актуален как никогда! Напомним, что началось все в обычной школе с идеи лидера класса Олега Комаровского сорвать контрольную. Кому из школьников в наше время не приходили такие мысли в голову? Сказано — сделано. Сговорившись, ученики обманывают учителя математики Марию Васильевну, уверяя, что о контрольной их не предупредили. Довольно жестоко.
Но для удержания лидерства, по мнению Комаровского, все средства хороши. И затея почти удалась. Но в классе оказались честные ребята, которые не смогли соврать. Обман раскрылся, участники заговора получили по единице. Сюжетная линия развивается дальше: в классе появляется новый ученик — Игорь Грушко. Парень талантлив, играет на гитаре и мечтает создать свой ансамбль. И ему это удается к великому недовольству Комаровского: он утрачивает свои лидерские позиции. О чем фильм? О взрослении, о дружбе и любви, о соперничестве и таланте. Но, главное — жизненные ценности.
Именно это показал нам режиссер.
Кто бы из тех людей, которые считали сценарий Валентина Черных неинтересным, а снимающийся фильм Владимира Меньшова — дешевой мелодрамой, что «Москва слезам не верит» получит столько наград и станет вторым в истории советского кино фильмом по количеству посмотревших его зрителей. Первое место - у «Пиратов XX века», которых посмотрели 120 миллионов человек. Второе - у «Москва слезам не верит» с 90 миллионами зрителей. Май 2017 года Источник: wikipedia. И влюбилась бы она не в героя Алексея Баталова, а в совсем иного мужчину. А ее закадычных подруг, которых сыграли Муравьева и Рязанова, невозможно вообразить какими-то другими.
Но как раз никто из этих артистов и не планировался в мелодраму Меньшова. Но первый так и не добрался до проб, а одобренный худсоветом Соломин не понравился режиссеру. Тогда пригласили Леонида Дьячкова, но и его кандидатура не подошла. Леонид Дьячков в фильме «Середина жизни» Меньшов уже задумывался о том, чтобы сыграть слесаря-интеллигента самому, как вдруг ему улыбнулась удача. По телевизору показывали фильм «Дорогой мой человек». И Владимир Валентинович увидел на экране Алексея Баталова. Режиссер понял, что нашел своего Гошу, но ему еще предстояло уговорить актера.
Сценарий Баталову не понравился, да и герой показался каким-то надуманным. Меньшову пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить Алексея Владимировича поработать в этой картине. Алексей Баталов не хотел сниматься у Меньшова. Но Меньшов предложил ему небольшую роль женатого любовника главной героини Владимира, которого впоследствии сыграл Олег Табаков. Существует и другая версия участия Тихонова в пробах для «Москва слезам не верит». Говорят, Вячеслав Васильевич отказался сыграть Гошу, потому что поклонники обвиняли его том, что он когда-то «бросил» Наташу Ростову в «Войне и мире».
Редактор отдела новостей На 82-м году жизни умер кинорежиссер Владимир Меньшов, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Мосфильм. Меньшов заразился коронавирусом в конце июня.
Режиссёр "Москва слезам не верит" Владимир Меньшов умер от COVID-19
Его картина «Москва слезам не верит» стала хитом советского проката, а также получила «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Его картина «Москва слезам не верит» стала хитом советского проката, а также получила «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Умер Владимир Меньшов: Пять откровений режиссера
Артист заразился коронавирусом в конце июня. Меньшов был не только режиссером, чьи фильмы были широко известны в СССР «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби» , но актером и сценаристом. Он снялся в более чем 100 теле — и кинопродукциях. Меньшов поддерживал политику Владимира Путина и его партии «Единая Россия», но в то же время был сторонником коммунистов.
Об этом сообщается на сайте «Мосфильма». Уточняется, что Меньшов умер от последствий коронавируса. Дата и место прощания с режиссёром будут названы позднее.
Их было много по нынешним ковидным временам, когда почти не приходят прощаться даже коллеги, те, с кем рядом прошла целая жизнь. Все боятся заразиться в плотной толчее.
Именитые коллеги и родственники проходили через служебный вход, в обход множества камер и журналистов. Около 11 начали пускать в большой зал. На экране сменяли друг друга фотографии, на которых Владимир Меньшов был молодым и прекрасным, с маленькой дочерью Юлей, любимой женой и актрисой Верой Алентовой, с Жераром Депардье и Валентиной Теличкиной. Именно там познакомился со своей будущей женой Верой Алентовой, а тогда Верой Быковой. Пушкина, где играла Вера Быкова так и указано в титрах , а на экране у него в основном дети, которые смотрят на сцену широко открытыми глазами. Столько любви в этой картине к любимой Вере. Он вспомнил уходящее поколение — Табакова, Гафта, теперь и Меньшова — и сказал: «Мы мельче». Внук Меньшова Андрей Гордин, завершивший прощание, рассказал, как дед настаивал на его поступлении именно в этот вуз.
Говорили «дед». Он хорошо готовил и меня этому научил. Юлия Меньшова и Вера Алентова. Фото: Геннадий Черкасов Вера Алентова появилась на панихиде не сразу. Близкие семьи Меньшовых сказали «МК», что «тетя Вера не придет». И это понятно. Откуда силы после реанимации. И вдруг Алентова пришла — гордая походка, прямая спина, мужественная и спокойная.
Чего ей это стоило, можно только догадываться. Смотрите видео по теме Меньшову ведь долго пришлось доказывать, что он чего-то стоит.
Сценарий Баталову не понравился, да и герой показался каким-то надуманным. Меньшову пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить Алексея Владимировича поработать в этой картине. Алексей Баталов не хотел сниматься у Меньшова. Но Меньшов предложил ему небольшую роль женатого любовника главной героини Владимира, которого впоследствии сыграл Олег Табаков. Существует и другая версия участия Тихонова в пробах для «Москва слезам не верит».
Говорят, Вячеслав Васильевич отказался сыграть Гошу, потому что поклонники обвиняли его том, что он когда-то «бросил» Наташу Ростову в «Войне и мире». Женский батальон С ролями героинь было еще сложнее. Прошла пробы Маргарита Терехова. Но в тот момент к актрисе обратился Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который позвал ее на роль Миледи Винтер вместо утвержденной, но забеременевшей Елены Соловей. И, конечно же, Терехова выбрала «Трех мушкетеров». Хороша была в роли Катерины Наталья Сайко, но, когда она встала в кадре вместе с Алексеем Баталовым, но стало ясно, что они визуально не подходят друг другу. И отчаявшись, Меньшов предложил попробоваться своей жене Вере Алентовой.
Наталья Сайко в фильме «Зигзаг» Интересно, что только за роль Тоси, единственной замужней подруги Катерины, разыгрался настоящий турнир. Но больше всех режиссеру понравился образ, который показала Раиса Рязанова. Говорят, Русланова сильно обиделась на Меньшова за то, что тот ее не утвердил. А вот Ирину Муравьеву Меньшов увидел на каком-то спектакле и сразу понял, что она идеальный кандидат для роли неунывающей Людмилы. Правда, когда актриса увидела фильм полностью, то горько расплакалась, настолько ей не понравилась сыгранная ею героиня. Кстати: Вере Алентовой на момент съемок было 37 лет. Ирине Муравьевой — 30, Раисе Рязановой — 35.
КУЛЬТОВЫЙ ФИЛЬМ «МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ» ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА БОЛЬШИЕ ЭКРАНЫ
Но именно фильм «Москва слезам не верит» принес ему мировую известность, один из немногих «Оскаров», которые получали наши отечественные кинематографисты за всю историю, достался ему. В первой версии сценарий фильма «Москва слезам не верит» был написан на 60 листах, а после внесенных изменений вырос до 90. Создатель фильмов «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли» скончался от последствий коронавирусной инфекции на 82-м году жизни, сообщил киноконцерт «Мосфильм».
Умер режиссёр фильма «Москва слезам не верит» Владимир Меньшов
А в "Москва слезам не верит" Александра взяли, по его словам, из-за внешнего сходства с Владимиром Ильичом. Отреставрированный фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1980) выйдет в повторный прокат 26 августа. Ради съемок в фильме «Москва слезам не верит» Баталов отказался от участия в других картинах, хотя изначально эта работа не показалась ему очень привлекательной.