Почитание святой Ксении Петербургской началось еще при ее земной жизни, а после ее смерти — усилилось. Молва о строгой подвижнической жизни блаженной Ксении, о ее доброте, смирении, полной нестяжательности широко разнеслась по Петербургy. Итак, схоронив мужа, Ксения Петербургская ушла жить на улицу. Дата в 2024 году: 6 февраля и 6 июня православная церковь отмечает день памяти блаженной Ксении Петербургской.
Блаженная Ксения Петербургская: история любви
А в 1988 году, во время празднования тысячелетия крещения Руси, блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых – спустя почти 200 лет после ее кончины. И вот именно в рассказе Гребёнки, напечатанном Некрасовым, впервые встречается имя некой юродивой подвижницы Ксении, как пишет Гребёнка – Аксиньи, жившей в Санкт-Петербурге во второй половине XVIII века. Ксения Петербургская еще при жизни в XVIII веке снискала любовь, авторитет и уважение всей российской столицы, но святой ее признали лишь в 1988 году. Так Ксения Петербургская взяла на себя тяжелый подвиг юродства Христа ради. Петербурга. Святая Ксения, написанная Александром Простевым.
Житие Ксении Блаженной
Почитание Ксении Блаженной началось при еще при ее жизни, а 1830-е годы над ее могилой на Смоленском кладбище Петербурга обустроили деревянную часовню. Более двухсот лет прошло со дня смерти блаженной Ксении Петербургской. Ксения Петербургская еще при жизни в XVIII веке снискала любовь, авторитет и уважение всей российской столицы, но святой ее признали лишь в 1988 году.
Блаженная Ксения Петербургская
Молодые матери, встретив юродивую, протягивали ей младенцев: считалось, что ее прикосновение даст ребенку защиту от болезней и невзгод. Девушки, мечтавшие о замужестве, искали встречи с ней и просили благословения на брак. Помогала Ксения и делами. При постройке церкви Смоленской иконы Божией Матери строителей удручало то, что работа идет медленно из-за трудностей с поднятием кирпичей на высоту, эта тяжелая работа отнимала много времени и сил. Однако в какой-то момент они заметили, что каждое утро груда кирпичей, подготовленных к укладке, становится выше. Выставили ночной караул и обнаружили, что юродивая Ксения по ночам носит огромные корзины кирпичей на верхние ярусы строящейся церкви. Откуда у женщины, питающейся подаянием, взялась такая сила, осталось загадкой.
А скитания Ксении Петербургской продолжались более четырех десятилетий. Июльским днем 1764 года Ксения бродила по храмам Петербурга, плача и повторяя бесконечно: «Кровь! О том, что предвидела блаженная, стало известно через несколько дней, когда свергнутый Елизаветой Петровной молодой император Иоанн Антонович был заколот стражниками в своей камере. А за день до смерти самой императрицы Елизаветы Петровны блаженная всем встречным велела печь блины: «Ибо завтра вся Россия будет блины печь!
Спустя год после этого, а именно — с 24 на 25 ноября 1741 года, в России произошел государственный переворот. Императрицей была провозглашена дочь Петра Великого, Елизавета Петровна. В 1764 году, уже в царствование Императрицы Екатерины Великой, один из караульных офицеров — Мирович задумал освободить Иоанна Антоновича из заточения и провозгласить Императором. Но попытка Мировича не удалась; другие офицеры остались верными Императрице. Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь», — и еще сильнее начинала плакать.
Никто не понимал, что сталось со всегда спокойной и благодушной блаженной. Никто не понимал и странных слов её. Все стали смотреть на неё как на угодницу Божию, как на великую подвижницу; все стали не только жалеть её, но стали глубоко уважать и почитать её; все стали дивиться и умиляться её строгой, подвижнической жизни. Вот почему и купцы, и мещане, и чиновники, и другие обыватели Петербургской стороны душевно рады были принять блаженную у себя в доме, тем более, что все стали замечать, что в каком бы доме или семье не побывала блаженная, там всегда водворяется какой-то благодатный мир, особливое счастие. Иногда блаженная отказывала просителям: «Нет, брат, ты покупателей обвешиваешь», или говорила: «Не возьму, ты, мил человек, бедных обижаешь! Эти мягкие обличения блаженной побуждали торговцев к добросовестности и помощи бедным, оттого и рынок этот был прозван Сытным. Матери замечали, что если блаженная приласкает или покачает в люльке больного ребенка, тот непременно выздоровеет. Однако, в общении с людьми Ксения была крайне разборчива, безошибочно угадывая «доброго малого» или «бедняка несчастного», или «обидимого правды ради», — таким она всегда помогала. За все это время она не только не имела места, где главу приклонить, но не имела даже одежды, обуви, которыми можно было бы прикрыть и согреть зазябшее тело.
Несмотря на это она была вполне счастлива: «Я так счастлива, как только можно быть счастливой»,— говорила она, в ответ на что окружающие удивленно пожимали плечами. И вот не стало этой подвижницы на земле. Лишь на основании некоторых данных можно с большей или меньшей вероятностью сделать некоторые предположения. Можно, таким образом, было бы предположить, что Ксения скончалась ранее 1777 года. А эта церковь начата постройкою в 1786 году и освящена в 1790 году. Стало быть, в эти годы блаженная Ксения была еще жива. Если это так, то Ксения была отпета не на кладбище, а где-либо в приходской церкви и, вероятнее всего, это был храм во имя Апостола Матфия. Гайдуковой — 1827. Вот именно эти года и можно считать временем смерти Ксении; следовательно, рождение её падает на 1719—1732 годы.
Некоторые исследователи считают годом кончины блаженной 1802 год, а годом рождения её — 1731 год. Во всяком случае, точно определить год рождения и год смерти блаженной, за неимением определенных данных, пока невозможно. Что же касается обстоятельств смерти и погребения рабы Божией Ксении, опять-таки за неимением каких-либо данных, сказать об этом что-либо определенное трудно. Во всяком случае, если бы даже и не было подобных проявлений, чего мы отнюдь не сможем утверждать, тем не менее, все почитатели усопшей, все получившие от нее какую-нибудь помощь, какую-нибудь ласку при жизни, старались молитвами своими отблагодарить её по кончине за все то добро, какое было им оказано, старались не прерывать с ней духовного общения и по её смерти. Вот почему, наверное, можно думать, что с первого же дня погребения блаженной могила её посещалась многими и многими лицами, приходившими помолиться об её упокоении. И на молитвенную память о себе блаженная из загробного мира откликалась делами милости. Тогда и не знавшие блаженную при жизни, стали прибегать к её ходатайству, к её помощи перед Богом. Каждый посетитель могилки Ксении непременно желал хоть что-нибудь иметь у себя с этой могилки, а так как взять с могилки, кроме землицы, было нечего, то брали именно землю, веря, что эта земля — лучшее средство от болезней и горестей.
Пришла она как-то к давнишней знакомой Параскеве Антоновой, которой подарила свой дом, и говорит: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище! У самого кладбища увидела она толпу народа и, подойдя, узнала, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину. Здесь же на земле женщина родила мальчика, а сама скончалась. Все пытались узнать, кто это женщина и где ее родственники, но не преуспели в этом. Увидев в случившемся перст Божий, Параскева взяла мальчика к себе, усыновила и воспитала во всей строгости христианской жизни. Сын ее до глубокой старости содержал свою мать и весьма почитал ее. Параскева же благодарила Бога и рабу Божию Ксению за ее повеление принять на воспитание сына. Блаженная Ксения подвизалась в подвиге юродства около 45 лет, можно утверждать, что она отошла ко Господу в самом начале девятнадцатого века. Погребена была святая угодница Божия на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время помогала строить церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери. Со дня кончины блаженной прошло около двух веков, однако творимые по молитвам угодницы чудеса не иссякают и народная память о ней не исчезает. В 1902 году над могилой блаженной Ксении построили новую часовню с мраморным иконостасом и надгробием. Она всегда была открыта для совершения панихид, и нигде не служилось столько панихид, как на могиле блаженной Ксении. В настоящее время часовня отреставрирована и вновь открыта для доступа и молитвы. Молитвами блаженной Ксении да даст Господь свою милость и благословение всем с верою и любовию притекающим к ее небесному предстательству. Тропарь блаженной Ксении, глас 7.
К ее могиле на Смоленском кладбище Петербурга приходят сотни страждущих. Они оставляют записки, ставят свечи и молятся о чуде. Кто такая Ксения Петербургская Дата рождения Ксении доподлинно неизвестна. Принято считать, что святая родилась между 1719 и 1730 годами в Санкт-Петербурге. История не сохранила подробностей о ее семье, известно лишь, что отца будущей святой звали Григорием. После совершеннолетия девушка вышла замуж за Андрея Федоровича Петрова — придворного певчего, состоявшего в звании полковника, и счастливо прожила с ним в браке несколько лет. Но надежды на долгий и благополучный союз не оправдались — в 26 лет Ксения Григорьевна овдовела. Кончина мужа была страшным ударом для Ксении, она поседела буквально за одну ночь. Особенно переживала Ксения из-за того, что муж умер внезапно, без покаяния. А это один из самых важных моментов для христианина — покаяться перед смертью, чтобы не унести с собой в жизнь вечную земные грехи. И этого таинства Андрей Федорович был лишен. Безвременная, нехристианская кончина любимого мужа глубоко потрясла Ксению Григорьевну. Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания и богатства, и, более того, — от себя самой. Когда в день похорон мужа Ксения надела на себя его одежду — камзол, кафтан, штаны и картуз — и в таком костюме пошла провожать его гроб, родственники и знакомые решили, что от горя у нее помутился рассудок. Ксения утешала их, говоря: "Андрей Федорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла". С тех пор она не отзывалась на свое имя и просила называть ее Андреем Федоровичем. Дом, оставшийся ей после смерти супруга, Ксения подарила Параскеве Антоновой, снимавшей у нее комнату, все свое имущество раздала бедным, деньги же отнесла в церковь за упокой души "рабы Божией Ксении". И ушла жить на улицу. Так началось ее скитание по улицам Петербурга. Где жила Ксения, где спала, что ела — никто не знал. Она появлялась словно из ниоткуда и уходила в никуда. Ее странный костюм и невразумительные речи, ее кротость и незлобивость давали повод злым людям глумиться над ней. Но блаженная Ксения, непрестанно молясь, безропотно несла свой спасительный подвиг.
Блаженная Ксения Петербургская: биография (житие) и день памяти
И как же все удивились, когда пришел ответ, что письмо получено и отслужен молебен. В письме лежал лепесток розы, смоченный в неугасимой лампадке матушки Ксении, его надо было положить в масло и мазать сыночка. Через несколько месяцев нам снова сделали обследование и ничего не нашли. Что тут началось! И ничего не нашли совершенно. Спрашивали, что мы делали, я отвечала, что только молились Ксении Петербургской и мазали святым маслицем. Сейчас сыну, слава Богу, 22 года, каждый год мы проходим обследования, и все замечательно! Каждый день молюсь матушке Ксении. Любим ее всем сердцем!!!
Лепесточек до сих пор с нами, и ничего с ним не происходит. Матушка Ксения постоянно помогает нам, читаем ей акафист с детками. Много лет мечтали поехать к ней в ее часовню и не получалось. Но постоянно получали чудесные приветы от матушки. Наш батюшка Александр побывал у матушки Ксении, покупал иконы и почувствовал, что надо еще купить одну, а для кого — матушка подскажет. Мы с ним разговаривали, и вдруг он говорит: «Это я для вас привез икону Ксении». Теперь она у нас дома. Если кто-то из знакомых едет в Санкт-Петербург, мы самым неожиданным образом это узнаем, просим помолиться, купить от нас цветы.
В 2022 году 20 сентября мы, наконец, сами побывали у матушки Ксении, мечта сбылась! Это удивительные чувства радости, счастья и огромной благодарности! Она все устроила самым чудесным образом! Даже погода была все дни теплая и солнечная. В день отъезда мы снова приехали сюда рано утром, еще раз от всего сердца поблагодарить! Теперь так хочется приехать вместе с детьми! С уважением и огромной благодарностью ко всем служителям храма Ксении Петербургской. Нижний Новгород: — Хочу поделиться историей о помощи святой блаженной Ксении.
Меня зовут Ксения. Сама не знаю, почему, но я очень редко обращалась с молитвами к Ксении Петербургской. Хотя почитаю ее. В марте 2021 года я попала под сокращение на работе. Некоторое время я отдохнула и начала искать работу, но не могла найти подходящую в течение достаточно долгого времени. Я молилась, просила помощи у Господа и святых. Но ни разу не обратилась к Ксении, хотя и ношу ее святое имя. И я тогда подумала, что и правда ни разу не обратилась к своей небесной покровительнице!
Пришла домой, прочитала акафист и попросила о помощи Ксению. Потом в отделе кадров мне сказали, что я одна из первых откликнулась, со мной первой провели интервью, и я очень понравилась руководителю, больше никого и не искали. Это была настолько скорая помощь после почти 1,5 месяцев поиска работы, что я сама не поняла, что произошло!
Видимо она решилась прожить жизнь за своего мужа, чтобы таким образом завершить дело его христианского спасения. Сильнее смерти любовь В то время люди лучше всматривались в жизнь друг друга. Соседи за Ксенией Григорьевной послеживали. Что-то никак она в себя не приходила. В военной форме ходить это одно, а вот отдать бедным свой дом и все имущество — это уже совсем другое дело, даже в XVIII веке. Времена меняются, но людское рассуждение в таких случаях неизменно: «Вы подумайте!
Была приличная женщина, вела дом, следила за собой и на тебе! Ходит в рванье по улицам, несет всякий бред, да еще и сама себе финансовую яму роет». Общественность решила, что пора принимать меры. Организовали встречу Ксении Григорьевны с бывшим начальством покойного мужа. Может быть, они смогут выяснить, что случилось с ее головой, и поместить в какое-нибудь Богоугодное заведение? Но при беседе Ксения вела себя вполне разумно, и начальство вынуждено было признать, что с головой у нее все в порядке. Пришлось добропорядочным горожанам примириться с этой странной женщиной в своем околотке. Так началась история святой, для которой любовь стала сильнее смерти. Как произошло так, что в босоногой, грязной Ксении, в потрепанном всеми петербуржскими ветрами мужнином камзоле, люди стали видеть блаженную, сказать трудно.
Просто постепенно стали замечать, что безумные речи «Андрея Федоровича», как она просила себя называть, имеют свой скрытый смысл. Они стали понимать «шифр». Георгий Победоносец ред. Что потухнет? Зачем пятак? Уже подходя к дому, женщина видит, что ее дом горит. Потушили пожар очень быстро. Даже можно сказать со скоростью чуда. Или однажды зашла Ксения в к Параскеве Антоновой, которой когда-то подарила свой дом, и говорит: «Ты вот тут сидишь, чулки штопаешь, а там, у Смоленского кладбища тебе Бог ребенка послал!
Беги скорее! Параскева была женщина одинокая и страдала от этого, так что призыв блаженной прозвучал для нее, как горн, и она побежала. При приближении к воротам Смоленского кладбища, ныне это улица Камская, ее бег остановили «непредвиденные» обстоятельства. Извозчик сбил беременную женщину, та разродилась, и сразу скончалась. Младенец оказался на руках у Параскевы. Но разве не за ним она бежала на кладбище? Отца и родных искали, да так и не нашли. Так у Параскевы появился сын. Блаженная Ксения дожила до семидесяти двух лет, проведя на улице сорок два года.
Скончалась она не позднее 1806 года. По ночам Ксения стояла на молитве в полях за городом, помогала носить кирпичи на строящуюся колокольню Смоленской церкви, а днем разговаривала с людьми своим эзоповым языком, молилась о них с заботой, по-матерински.
Она откликалась только на имя «Андрей Петров», бродяжничала по городу и просила милостыню у церквей, причем брала исключительно копейки, которые потом раздавала бедным людям. Юродивый с картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова» 1887. Фрагмент Юродивые от старославянского «юрод» — «безумный» — особый тип религиозных подвижников, полностью, и телесно, и духовно отрекшихся от всех благ и удобств земной жизни, всегда почитались на Руси. В Русской православной церкви канонизировано 36 юродивых, самый известный из которых — Василий Блаженный, в честь которого назван знаменитый собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади. Именно Николка по прозвищу Железный Колпак обличает царя Бориса в смертоубийстве ребенка — царевича Дмитрия. Считается, что одной из целей мнимого безумия юродства Христа ради является обличение людских грехов и пороков, поэтому дурные и корыстные люди юродивых боятся, а хорошие, наоборот, стремятся к ним, чтобы получить благословение и попросить о какой-нибудь помощи или спасении.
Ксения Петербургская и стала такой юродивой Христа ради. О ней рассказывали, что она нигде не ночует, а уходит в поле или в пустошь и молится Богу, и никакая непогода ее не берет. Очень скоро стали замечать, что Ксения наделена даром исцеления и способна приносить удачу, подсказывать людям, как нужно поступить, чтобы найти свою любовь или судьбу. Если она заходила в какую-то лавку и брала товар, то торговля у купца становилась особенно удачной; если брала ребенка на руки, то он выздоравливал и долго не болел. Большую известность получило пророчество Ксении о скорой смерти императрицы Елизаветы Петровны. Во время строительства храма на Смоленском кладбище Ксения по ночам носила кирпичи на стены, что рабочие воспринимали как божественную помощь. Вообще, если перевести подвижничество Ксении в бытовую, обыденную плоскость, то оно покажется невозможным: любой нормальный человек умер бы от холода, голода и немощи, однако Ксения Петербургская провела в юродстве долгих 45 лет, что само по себе можно рассматривать как чудо. Одевалась Ксения всегда в цвета формы своего мужа — красный и зеленый, и носила либо красную юбку и зеленую кофту, либо, наоборот, зеленую юбку и красную кофту.
После погребения Ксении Блаженной на Смоленском кладбище верующие люди стали замечать, что, если помолиться святой на ее могиле и о чем-то сокровенном попросить, то просьба обязательно вскоре исполнится. Примерно в сороковые годы XIX века начали появляться устные жития Блаженной Ксении, и постепенно сложился культ ее особого почитания в Русской православной церкви.
И, между прочим, столь быстро провести весьма объемные восстановительные работы стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям, которые сделали ленинградцы. Однако в 1961 году, в эпоху хрущевский гонений на православную церковь, часовню вновь закрыли. На этот раз в ней разместили архитектурную мастерскую, что парадоксальным образом крайне негативно сказалось на внешнем облике часовни.
Вокруг нее даже возвели забор с надписями «Опасная зона! Видимо, руководство города заодно таким образом решило положить и конец паломничеству. Но тщетно. Все вернулось на круги своя: в 1987 году была проведена новая реставрация часовни, после чего она была передана верующим. А в 1988 году, во время празднования тысячелетия крещения Руси, блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых — спустя почти 200 лет после ее кончины.
Традиции и особенности Примечательно и то, что жизненный путь и духовные подвиги петербургской святой имеют своеобразные переклички в истории города. Иоанна Кирикова, трудами которого был возведен в камне собор Владимирской иконы Божией Матери на Владимирской площади, то обратила внимание на то, что этот батюшка был современником Ксении, — отмечает Ольга Ходаковская. Кстати, супруга о.
Рассказы о Святых. Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая
Православные христиане чтят память святой Ксении Петербургской в последнем месяце зимы, 6 числа. Этот день имеет большое значение для верующих, ведь матушка Ксения, как ее многие величали при жизни, является любимой. Почитание Ксении Блаженной началось при еще при ее жизни, а 1830-е годы над ее могилой на Смоленском кладбище Петербурга обустроили деревянную часовню. Ксения Петербургская еще при жизни в XVIII веке снискала любовь, авторитет и уважение всей российской столицы, но святой ее признали лишь в 1988 году. Итак, схоронив мужа, Ксения Петербургская ушла жить на улицу. Люди и сегодня делятся друг с другом историями о том, как им помогла святая блаженная Ксения Петербургская. Ничего удивительного в этом нет, ведь жизнь святой Ксении Петербургской напоминает грустную историю любви.
Блаженная Ксения Петербургской 2024: точная дата, история и традиции праздника
рассказывает, кто такая Ксения Петербургская, не ведающая усталости. Ежегодно 6 февраля Русская Православная церковь отмечает День памяти блаженной Ксении Петербургской — небесной покровительницы семейного очага. День памяти Ксении Петербургской: какого числа, история жизни святой, о чем ей молятся. История жизни Ксении Петербургской собрана по кусочкам из воспоминаний современников, живших в городе, встречавших ее на улицах. О жизни Блаженной – 5 110 просмотров, продолжительность: 11:42 мин., нравится: 35. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
День святой Ксении Петербургской: Что можно и что нельзя делать в праздник
Еще по ночам она носила кирпичи для строящегося тогда храма на Смоленском кладбище. Именно на этом кладбище ее и похоронили позднее. Ксению считали провидицей, обладала она также даром исцелять и приносить счастье в дом, где ее привечали. Особенно успешны становились те, кому юродивая что-то дарила. Она предрекла несколько важных событий в истории России, в том числе кончину императрицы Елизаветы Петровны. Умерла Ксения в возрасте 71 года.
Блаженную похоронили на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга, там же находится и часовня, названная в ее честь. Сейчас часовня Блаженной Ксении — одна из главных святынь Петербурга, куда стекаются толпы паломников. Говорят, что и после смерти святая продолжает помогать людям в их горестях и болезнях, ей молятся и об обретении своей половинки. Традиции праздника Ксении Петербургской В старые времена крестьяне в ночь на 6 февраля оставляли на столе пучок ржи. По нему утром судили о будущем урожае: если число зерен увеличилось, можно ждать хороший год.
Накануне, 5 февраля, всегда пекли хлеб.
Историки, между прочим, до сих пор спорят — может быть где то тут между 15-ым и 17-ым домом, а может быть на углу Лахтинской улицы и Большого проспекта стоял на небольшом казенном участке дом полковника Андрея Федоровича Петрова, который, между прочим, служил и певчим в придворном хоре. Пусть вас это не смущает — певчий во времена веселой царицы Елисавет делали еще и не такие карьеры, достаточно вспомнить графа Разумовского, который вообще из свинопаса через певчие попал в высший свет. Жил полковник с молодой женой Ксенией в ладу, в любви и согласии, да так они хорошо жили, что соседи им завидовали. Только счастье длилось недолго. Через три года Андрей Федорович внезапно умер, да так внезапно, что не успел даже принять последнего покаяния и получить последнее прощение. Слухи ходили, что толи он сгорел в одну минуту от вина, что при царском дворе бывало не редко, особенно среди артистов, толи сделал еще что-то более худшее над собой. Смерть любимого мужа настолько потрясла 26-летнию вдову, что родные, близкие, соседи стали опасаться за ее рассудок.
Да и было с чего - Ксения раздала нищим все свое имущество, а дом подарила знакомой унтер-офицерской вдове Прасковье Антоновой, с тем, что та будет бесплатно пускать ночевать бедных и бездомных. Родственникам, вероятно, стало жалко наследство и они подали соответствующее прошение по начальству, хлопоча о признании Ксении безумной и недееспособной. Но начальство, поговорив с Ксенией, нашло ее в совершенно здравом уме и полном праве распоряжаться своим имуществом. А Ксения надела мундир покойного мужа и перестала отзываться на собственное имя, говорила всем, что это, мол, Ксенюшка умерла и похоронена, а он - Андрей Федорович жив и еще долго жить будет. Так начались ее долгие на сорок пять лет странствия по улицам града Петрова. В своих ежедневных скитаниях по Петербуржской стороне Ксения Блаженная частенько наведывалась к храму святого апостола Матфея, он же Покровская церковь. Это был и ее приход, но ее нещадно гнали с паперти, ряженную в офицерский мундир. Еще действовали указы Петра Первого и последующих правителей и правительниц о недопущении нищих в публичные места, сюда же могли наведаться иностранные представители и сумасшедшие в лохмотьях роняли имидж великой державы.
Однако через 45 лет ее же в этом храме и отпоют с величайшим почтением. В народе к юродивым, блаженным, убогим, к нищим бродяжкам отношение было, мягко говоря, неоднозначное. Могли пожалеть, подать милостыньку, пустить в непогоду переночевать под крышей, а могли и обругать, бросить комком грязи или камнем. Чтобы изгою общества добиться хоть какого-нибудь внимания ему нужно сначала стать привычным, узнаваемым, своего рода местной достопримечательностью, лучше всего начать творить чудеса. И ее уже узнавали. Странная почти анекдотическая нищенка становилась все более популярной личностью. От прочих нищих она отличалась, прежде всего тем, что для себя никогда ничего не просила. Когда окончательно износился и рассыпался полковничий мундир, Ксения Блаженная изредка принимала поношенную юбку или кофту, но обязательно зеленого или красного цвета, потому что мундир, тот полковничий мужнин, был зеленым с красными отворотами и обшлагами.
Из денег Ксения Петербуржская принимала только медные копеечки с изображением Георгия Победоносца — "царя на коне", и то не у всех принимала. На иного посмотрит и скажет — «я у тебя копеечку не возьму, ты людей обижаешь». А те, которые копейки брала, тут же раздавала нищим.
Очень горевала Ксения и смущало ее, что муж умер так неожиданно, не подготовившись к смерти.
Это и толкнуло ее на то, чтобы взять на себя подвиг юродства. Проведя ночь у гроба мужа, 26-летняя вдова на следующий день предстала перед окружающими совершенно неузнаваемой: постаревшая и поседевшая, одетая в костюм, снятый с мужа, она выглядела безумной. Когда в день похорон мужа Ксения в его одежде: камзоле, кафтане, штанах и картузе, — пошла провожать его гроб, родственники мужа и знакомые Ксении решили, что смерть Андрея Феодоровича помрачила ее сознание и весьма сожалели о ней. Ксения же говорила им: «Андрей Феодорович не умер, умерла Ксения Григорьевна, а Андрей Федорович здесь, перед вами, он жив и будет еще долго жить, будет вечно жить».
Если же к ней обращались по имени, она говорила: «Аксинья померла уже давно! Сдалась она Вам! Прости, Господи! А когда её звали по имени мужа, она отвечала: «Ась?!
Отказавшись от своего имени, Ксения освободилась и от всего земного: дом, оставшийся ей после смерти супруга, она решила подарить Параскеве Антоновой, снимавшей у нее комнату, имущество раздать бедным, деньги же снести в церковь за упокой души «рабы Божией Ксении». Узнав о таком решении, родственники мужа подали прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволить Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Однако после соответствующего обследования было вынесено заключение, что она совершенно здорова и вправе распоряжаться имуществом. После этого блаженная Ксения раздала все, что имела, и в одном только мужнином костюме вышла на улицу на своё подвижническое странствие.
Так блаженная Ксения начала тяжелый путь юродства Христа ради. Целыми днями, зимой и летом, в зной и стужу бродила она по Петербургу, подвергаясь нападкам и насмешкам. Её странный костюм и невразумительные речи, её кротость и незлобивость давали повод злым людям, особенно шалунам мальчишкам, глумиться над ней. Но блаженная Ксения, непрестанно молясь, безропотно несла свой спасительный подвиг.
Мало-помалу жители Петербурга стали замечать, что Ксения не просто глупая побирушка, а есть в ней что-то особенное. Милостыню, которую ей предлагали, брала она не у каждого, а только у людей добрых и сердечных. Всегда беря только копейку, она тут же отдавала ее таким же нищим, как и сама блаженная. После того, как мужнина одежда от времени истлела, Ксения стала носить зимой и летом жалкие лохмотья, а на босых, распухших от мороза ногах, у нее были рваные башмаки.
Многие предлагали ей теплую одежду и обувь, но блаженная не соглашалась ничего брать и неизменно одевалась либо в красную кофту и зеленую юбку, либо в зеленую кофту и красную юбку. Днем Ксения, как безумная, бродила по городу, а на ночь, укрываясь от глаз людских, выходила за город, в поле, и там пребывала в молитве, попеременно кладя поклоны на все четыре стороны света. В поле, по ее словам, присутствие Божие было «более явственно».
Летом 2002 года в белорусской деревне Барань Минской области был открыт монастырь, которому впервые дали имя святой Ксении. В начале весны 2010 года первый в России женский монастырь, посвящённый Ксении Петербургской, открыли в Орловской области в селе Долбенкино. Часовня Ксении Петербургской на Смоленском кладбище Явления и помощь И даже отправившись в мир иной, Ксения продолжала являться людям и предупреждать об опасностях. Бедный питерский чиновник Головин был неудачлив в работе и задумал покончить жизнь самоубийством. Блаженная явилась ему и подсказала отслужить панихиду по Ксении на Смоленском кладбище.
Мужчина всё в точности выполнил, и дела у него на работе неожиданно пошли в гору. Подсказала блаженная, что делать и полковничьей вдове, горько рыдавшей о судьбе своих неустроенных сыновей. Выполнив всё, что велела Ксения, женщина теперь плакала от радости, ведь дети её были зачислены в кадетский корпус. Когда российский царь Александр III заболел тифом, его супруге Марии Фёдоровне подсказали набрать на могиле Ксении песочек и положить больному мужу под подушку. Царица послушалась и всё в точности сделала. Той же ночью во сне к ней пришла Ксения и сказала, что Александр теперь пойдёт на поправку и будет здоров. А также блаженная поведала, что у супругов скоро родится девочка, которой следует дать имя Ксения. Так всё и было.
Канонизация В 1988 году Блаженную Ксению Петербургскую за многолетнее почитание народом причислили к лику святых. Память её празднуют в православном мире ежегодно 6 февраля и 6 июня. Церковью Ксения была канонизирована за её любовь к Божьему народу, за бесконечное терпение и молитвы. Она молилась за родной Петербург, за всю Россию, совершая свой подвиг и в лютый мороз, и в знойную жару. Её канонизировали за творение добрых дел, за любовь к обиженным и страдающим людям, за милосердие и служение Богу с полной отдачей. Для современного человека Ксения служит образцом порядочности, нестяжательства, духовной чистоты и искренней молитвы. Она — пример того, как должны жить люди, которые любят Бога по-настоящему. В сегодняшнем мире совершенно другие правила, и повторить в полной мере подвиг Ксении, скитаясь по городу в рваной одежде и босиком, вряд ли получится.
Но можно повторять её духовный подвиг — делать добро и любить людей. Записки для Ксении Существует определённая традиция — нести записки к блаженной Ксении. Сложилась она в результате того, что на протяжении многих лет её часовня в Санкт-Петербурге была огороженной и закрытой. Люди не имели возможности помолиться или заказать молебен, обратиться с просьбами к Ксении и поклониться её гробнице. Они стали нести записочки к часовне, оставлять их в оградке и различных щелях. Сейчас уже необходимость в этом отпала. Можно спокойно зайти в часовню, послушать чтение молебна, подать записки, которые будет читать священник. Но годами сложившаяся традиция так и осталась.
Служители часовни не стали её ломать, а просто сделали для записок специальный ящик. Такие традиции рушить нельзя, потому что человек в записке открывает душу, рассказывает о своих проблемах и просит Ксению о помощи. А она всех слышит и помогает: кому-то отыскать свою вторую половинку и удачно выйти замуж; а другим, уже давно замужним, сохранить свой брак, если возникли разлады и ссоры; тот, кто хочет найти хорошую работу, идёт с этими просьбами к Ксении; матери просят святую о детях, чтобы росли здоровыми, не попали в дурную компанию; многие обращаются с просьбами исцелить от страшной болезни.