Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберт Гараев дал зрителям намеки, которые дают ответы на некоторые вопросы. Режиссер Жора Крыжовников в пятой серии напрямую озвучил некоторые прототипы. Криминальный Татарстан 1970-2010-х" от Роберта Гараева – это шедевр криминальной литературы, который нельзя пропустить.
Новости партнеров
- Читать книгу: «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х»
- Роберт Гараев рассказал об угрозах после выхода книги «Слово пацана» - 7 февраля 2024 - Е1.ру
- "Их боялась даже Москва". Роберт Гараев написал историю казанской банды
- Telegram: Contact @modern_ruins
- ОПГ в Татарстане: Роберт Гараев рассказал о женских группировках, войнах и групповых изнасилованиях
Как бандиты из Казани оценили «Слово пацана»? У бывших членов ОПГ есть два любимых героя
В начале 2020-го слова министра республиканского МВД Хохорина о важности борьбы с группировками и авторитетами растиражировала пресса — объявили чуть ли не год борьбы с организованной преступностью. Я слушал его выступление, но причины какие-то птичьи — для того, чтобы объявить год борьбы с ОПГ. Я не знаю о наличии таких группировок в Казани, слышал, что есть в Челнах. АУЕ организация запрещена на территории РФ. Кому нужна организованная преступность прежде всего? Тем, кто с ней борется.
Создается новая структура, бороться с которой легко — через интернет. И не надо ходить куда-то на улицу, морозить себя: заходишь во «ВКонтакте», ищешь ауешников организация запрещена на территории РФ. Непыльненькая работа. Увлечение блатной романтикой у молодых людей не может быть реакцией на окружающую реальность? Мы по-прежнему в чем-то лицемерное общество, делающее вид, что все в порядке, плюс у нас нет социальных лифтов, о которых мы уже говорили, — не видите вы параллелей между 1980-м и 2020-м?
Да, я вижу, как возвращается этот дискурс и страна скатывается в то, что было тогда. А мир-то стал намного прозрачней, есть альтернативные источники информации, в которых говорится совершенно другое, и это очень похоже на лицемерие. Но кто-то считает, что блатная романтика — это рефлексия по 1990-м, хотя это не так. Ведь надо понимать: 1990-е были бандитскими, а не блатными. Блатное и бандитское — это две вещи, противопоставляющие себя друг другу.
Для блатных бандиты — это беспредельщики, не соблюдающие систему понятий, которая зародилась в лагерях ГУЛАГа. А бандиты расцвели в конце 1980-х — начале 1990-х и говорили, что за ними правда, потому что они сильные. Понятно, что девиантное поведение будет всегда, но что тогда может стать панацеей от вступления молодых людей в группировки — всем нам не быть лицемерами, не замалчивать проблемы, которые, например, ведут за собой невозможность честно зарабатывать достойные деньги или ограничивают в правах? Получается так. Хотя у меня нет рецепта, как сделать так, чтобы было по-другому, я считаю, что надо начать говорить.
Должен быть открытый общественный диалог. Я, как ведущий паблика «Казанский феномен», часто сталкиваюсь с такой проблемой: выкладываешь фотографию, где ребята из какой-нибудь группировки стоят рядком, и пишут их родственники или знакомые с просьбой убрать эту фотографию: этот человек стал чиновником, этот депутатом, тот работает в силовых структурах, и им не хочется огласки... Это все такие глубинные родственно-социальные связи — Казань этим просто пронизана. Смотришь на Казань — она здоровая, красивая, классная, но если копнуть поглубже, то в каждой семье есть какая-то травма: родственник, знакомый, одноклассник или ты сам [были связаны с группировкой]. Об этом надо говорить, это надо обсуждать.
Как думаете, все ли подписчики паблика «Казанский феномен» понимают, что ваш проект носит исследовательский характер, и воспринимают героев ваших исследований только как исторических персонажей? Подписчиков 26 тысяч, и я не могу говорить за каждого. Кто-то воспринимает это как романтизацию подвигов былых лет. Я время от времени напоминаю, чтобы они читали шапку группы: я занимаюсь исследованием. Да, я выкладываю фото пацанов, а другие пацаны видят своих знакомых, и у них происходит ностальгический всплеск.
Это немножко такая торговля ностальгией: а как было тогда? Мне, как исследователю, выгодно, когда это вспоминают, — я это не пресекаю.
Перед тем, как встречаться с девушкой «пацаны» проверяли девушек девственница ли они, такие были правила, они не имели права встречаться с не девственницей. Вообще считалось, что пацан правильную бабу не может изнасиловать, с ее стороны должен быть обязательно косяк», - рассказал Гараев. Может ли стать тема ОПГ туристической "визитной" карточкой региона? Почему явление до сих пор себя не изжило? Что должно случиться в России, чтобы власть снова оказалась в руках криминальной прослойки?
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Томске» tomsk.
Новосибирск, ул.
И на этом снимке они выглядят очень похоже — сходства добавили очки и усы. Нельзя не заметить и говорящую надпись на фоне. Гараев также опубликовал в социальных сетях видео от поклонника, который высказал предположение о сходстве автора книги и героя сериала. При этом жизнь у бывшего участника ОПГ сложилась вполне удачно. Я переехал в другой район, поступил в университет, и у меня началась другая, наполненная интересными событиями и людьми жизнь», — делится Роберт Гараев в главе «Как я писал эту книгу». Кровь на асфальте» Харизматичного лидера «универсамовских» сравнивают с одним из главарей «Тяп-ляпа» — Сергеем Антиповым. Он, как и Вова Адидас, имел репутацию честного и щедрого человека, а еще был спортсменом и отличным психологом. Антипов считался авторитетом среди школьников, активно привлекал подростков в ОПГ, следил за их спортивной формой вспоминаем цитату Адидаса: «Я на вас сейчас на всех смотрю — вы не готовы» и даже создал для них качалку в подвале.
Казанский спрут: «Асфальтовые войны», групповые изнасилования, кладбищенские аллеи из пацанов
История болезни Императрица Екатерина I в 1726 году пытается регламентировать древнерусскую забаву — кулачные бои — соответствующим указом: отныне запрещается «пускать пыль в глаза», «класть в рукавицы ядра, каменья и кистени», «бить лежачего». Екатерина не может искоренить бои, но пытается поставить их под надзор полиции: «Кто хочет в Петербурге биться для увеселения, те должны выбрать между собой сотских, пятидесятских и записывать свои имена в Главной полицейской канцелярии». Спустя сто с небольшим лет в 1832 году их все-таки запретит Николай I: «Кулачные бои как забавы вредные вовсе запрещаются». Но народ драться, конечно же, не перестанет. В Казани издавна дрались на Арском поле и льду озера Кабан, пик боев приходился на февраль и март. Дрались Суконная и Плетневская против Татарской слободы.
То есть русские против татар. Фрагмент книги Сергея Аксакова «Собирание бабочек». Написано в 1859 году — описываемые события относятся к началу XIX века Бои эти доходили иногда до ожесточения, и, конечно, к обыкновенной горячности бойцов примешивалось чувство национальности. Бой, который видел я, происходил, однако, в должных границах и по правилам, которые нарушались только тогда, когда случалось одолевать татарам. Бойцы, выстроившись в две стены, одна против другой, на порядочном расстоянии, долго стояли в бездействии, и только одни мальчишки выскакивали с обеих сторон на нейтральную середину и бились между собою, подстрекаемые насмешками или похвалами взрослых; наконец, вышел вперед известный боец Абдулка, и сейчас явился перед ним также известный боец Никита; татарин полетел с ног и вместо него вырос другой.
Группировка — это своего рода аристократия, там было нужно соответствовать требованиям, доказать, что ты можешь стать гражданином пацанского государства. А чушпаны, с точки зрения пацанов, были ближе всего к той категории, которых после революции называли лишенцами. Их можно было ставить на счетчик, отнимать деньги и одежду, всячески третировать. В фильме это показано довольно жестко — задавали вопросы, били. А что в реальности? На нашей улице это было не принято. Меня привели двое пацанов из параллельного класса, они за меня поручились, и этого было достаточно. Ответы на вопросы мы разучили заранее. Бывает, приходишь в новый класс — и сразу контрольная по математике, атмосфера не та. А тут был приятный вечер, все пекли картошку на костре.
Но я все равно волновался. Понимал, что самозванец, отличник, учусь в художке и совсем не силач. Думаю, меня взяли для количества. Когда все побегут толпой, нужно, чтобы силы у улиц были равными, а для этого в возрасте члены группировки определенного возраста, например, от 10 до 14 лет. Самый безболезненный способ — если ваша семья переехала в другой город или просто в другой район. У группировки не такие длинные руки, как у мафии. Кто-то возвращался после армии и считался стариком. Он женился, шел работать на завод и просто по возрасту выпадал из этой битвы за асфальт. Такому человеку могли предложить вернуться, но, даже если он отказывался, его все равно уважали как взрослого, который много сделал для своей улицы. Я отшился через пару лет достаточно легко, меня просто избили.
Не подвергали никаким дополнительным унизительным процедурам. На каких-то улицах людей ставили на счетчик, они должны были платить за выход. Все-таки я регулярно бывал на сборах. Уже году в 1990-м или 1991-м я отшился и переехал в другой район. Мой папа был кооперативщиком, у него имелся видеомагнитофон. Мы слушали пластинки, смотрели фильмы. Я создал музыкальную группу, и моя жизнь вошла в совершенно другое русло. Стоишь, а тебя со всей дури лупят здоровенные лбы. Такое происходило обычно пару раз в месяц в наказание за самые разные провинности. Либо с сигаретой поймают, либо не поздороваешься со старшим, либо на сборы опоздаешь.
Дисциплина была железная, как в армии. Эти злые волчата просят назначить сбор на 17:00, потому что в 18:00 по телеку начинаются мультики. Как это уживается в одном человеке? Честно говоря, я не вижу противоречия. Кому мультики мешают драться? Для кого-то и классическая музыка тоже — источник внутреннего насилия. Ты любишь какое-то произведение искусства, разбираешься в живописи, музыке и литературе, но делает ли это тебя лучше? Нет, необязательно. Дети, подростки вообще жестоки, особенно когда собираются в толпу. Вспомните фильм «Чучело».
Эта книга о тех, кто сделал насилие своим кредо: бил и попадал под раздачу — профессионально, ежедневно, беспощадно. Это пацаны, участники бесчисленных молодежных группировок, наводнивших поздний Советский Союз. Первым городом, в котором явление стало по-настоящему массовым, была Казань. Роберт Гараев, автор этой книги, попал в «Низы», одну из местных банд, еще в средней школе.
Группировки постепенно встают на экономические рельсы. Первыми на новые порядки отреагировали «борисковские». Силовой бизнес трансформируется: крышевание и рэкет из платы за безопасность развиваются до более сложных форм того, что социолог Вадим Волков, изучающий организованную преступность, назвал «силовым партнерством» , где вы и ваш «коммерс» — уже совладельцы и партнеры. Характерны войны внутри группировок за сферы влияния. Многие после этого переезжают в Москву и Петербург.
Comment section
- Группировки из сериала «Слово пацана»: почему в СССР возник «казанский феномен»
- "Говорить о криминале надо честно": на асфальте в Казани была кровь и автора "Слова пацана"
- Пионеры асфальтовых войн. «Казанский феномен» подростковых банд СССР | Аргументы и Факты
- Как выглядели прототипы героев сериала «Слово пацана»: архивные фото | WDAY
"Их боялась даже Москва". Роберт Гараев написал историю казанской банды
«Какое страшное было время». Писатель Роберт Гараев рассказал, как прокуратура проверяла «Слово пацана». Криминальный Татарстан 1970–2010-х годов» (2021 год), которая легла в основу сценария сериала. Её автор Роберт Гараев в 1989 – 1991 годы состоял в казанской группировке «Низы». Криминальный Татарстан". Поделиться. Книга, которая стала основой сценария к сериалу "Слово пацана. Кровь на асфальте" стоит 759 рублей, однако на складах в городе её нет, возможен лишь предзаказ. В Томске раскупили книгу Роберта Гараева "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберта Гараева, по которой сняли нашумевший сериал. Криминальный Татарстан 1970–2010-х скачать в форматах epub, fb2, pdf, txt или читать онлайн.
ФОТОГАЛЕРЕЯ
- Читайте новые книги:
- Роберт Гараев напишет книгу о женских бандах Татарстана — яндекс
- «Слово пацана» напомнило о бандах Казани 70 – 80-х годов
- Часть 151 - Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х
- «Казанский феномен» и КГБ: эксперименты властей могли предопределить силу бандитов в Татарстане
- Автор книги «Слово пацана»: «Никакой ностальгии, только ужас»
Казанский спрут: «Асфальтовые войны», групповые изнасилования, кладбищенские аллеи из пацанов
Хотя Роберт Гараев неоднократно говорил, что сериал — самостоятельное произведение, а не экранизация его труда «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х», известно, что журналист выступал консультантом проекта, так что частично герои могли быть списаны с книги. рассказывает Роберт Гараев. Журналист Роберт Гараев в прошлом диджей с никнеймом Pornosuperstar, собрал и опубликовал в паблике Психо Daily мемуары людей, заставших разгул группировок в Казани в позднесоветские времена. Что такое «казанский феномен». Публикуем их истории — фрагменты из книги Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х».
Группировки из сериала «Слово пацана»: почему в СССР возник «казанский феномен»
Сам Гараев попал в «Низы», когда учился в средней школе. Источник: Роберт Гараев / Instagram*. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Роберт Гараев приводил свидетельства одного из своих знакомых, согласно которым группировки начали складываться в 1940-е и 1950-е годы. «Какое страшное было время». Писатель Роберт Гараев рассказал, как прокуратура проверяла сериал «Слово пацана» на экстремизм. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» журналиста Роберта Гараева вышла на новый уровень после выхода сериала Жоры Крыжовникова. В Татарстане по делу о вымогательстве задержали участников ОПФ «Борисково». Роберту Гараеву 44 года. Он журналист, музыкант, диджей, экскурсовод в Еврейском музее в Москве.
Как выглядели прототипы героев сериала «Слово пацана»: архивные фото
Пионеры асфальтовых войн. «Казанский феномен» подростковых банд СССР | Аргументы и Факты | Жизнь города и важные новости Татарстана, новости, интересные фото, видео, гифки, картинки, истории от читателей. |
«Казанский феномен» и КГБ: эксперименты властей могли предопределить силу бандитов в Татарстане | Бизнес онлайн татарстан криминальные новости. |
Анонимное интервью с участником ОПГ Новотатарская - Фархи (имя изменено) Роберта Гараева. | Криминальный Татарстан 1970-2010-х», Гараев стал консультантом соответствующего сериала. |
Как выглядели прототипы героев сериала «Слово пацана»: архивные фото | WDAY | Криминальный Татарстан 1970−2010-х» Роберт Гараев на фоне успеха его произведения объявил о новом труде. |
Читать книгу: «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» | Книга «Слово пацана» Роберта Гараева посвящена так называемому казанскому феномену — культуре молодежных криминальных сообществ, во многом определявших образ столицы Татарстана на протяжении трех десятилетий, с начала 1970-х до рубежа 1990-х и 2000-х. |
В Екатеринбурге автор книги «Слово пацана» ответил на обвинения о пагубном влиянии сериала
Многие авторитеты и лидеры в то время погибали от пуль, выпущенных близкими. Хотя пацанский кодекс строго запрещал использование наркотиков, в середине 1990-х в городе начали массово употреблять героин — он серьезно выкосил ряды уличных бойцов. А на исходе десятилетия с задержания главаря могущественной группировки «Хади Такташ» Радика Галиакберова и его бригады началась череда громких дел со сроками для руководящего состава по статье 210 УК РФ «Организация преступного сообщества». Надолго сели участники «Жилки» и челнинского «29-го комплекса». В 2007-м та же участь постигла «Низы», а позже — «Севастопольских» [6] , «Квартала», в 2011-м — «Дербышки» и «Мебельку». И это не считая нижнекамских, альметьевских и елабужских ОПГ. Однако название его четырехсотстраничного труда явно было преждевременным: нынешний руководитель МВД республики Артем Хохорин объявил 2020-й Годом борьбы с организованной преступностью. Лидеры и авторитетные пацаны 1980-х и 1990-х из тех, что не лежат на кладбище и не сидят у подъезда с местными алкоголиками, сегодня — уважаемые члены общества и часть городской бизнес-элиты. Но это одна сторона медали.
Ни для кого не секрет, что нынешняя Россия — силовое государство, в котором экономические потоки, которыми в 1990-е рулили ОПГ, теперь завязаны на власти. Поэтому и вследствие давления силовиков современные группировки изменили тактику: немного притихли и существуют скорее на периферии городской жизни, во всяком случае той, что заметна обывателю.
Другая напасть 1990-х — войны внутри группировок.
Выросшие пацаны, получив доступ к экономическим ресурсам, не желали делиться ими с подрастающей молодежью. Молодежь такое положение дел не устраивало. Многие авторитеты и лидеры в то время погибали от пуль, выпущенных близкими.
Хотя пацанский кодекс строго запрещал использование наркотиков, в середине 1990-х в городе начали массово употреблять героин — он серьезно выкосил ряды уличных бойцов. А на исходе десятилетия с задержания главаря могущественной группировки «Хади Такташ» Радика Галиакберова и его бригады началась череда громких дел со сроками для руководящего состава по статье 210 УК РФ «Организация преступного сообщества». Надолго сели участники «Жилки» и челнинского «29-го комплекса».
В 2007-м та же участь постигла «Низы», а позже — «Севастопольских» [6] , «Квартала», в 2011-м — «Дербышки» и «Мебельку». И это не считая нижнекамских, альметьевских и елабужских ОПГ. Однако название его четырехсотстраничного труда явно было преждевременным: нынешний руководитель МВД республики Артем Хохорин объявил 2020-й Годом борьбы с организованной преступностью.
Лидеры и авторитетные пацаны 1980-х и 1990-х из тех, что не лежат на кладбище и не сидят у подъезда с местными алкоголиками, сегодня — уважаемые члены общества и часть городской бизнес-элиты.
Оказалось, что они темой серьезно занимались. Я познакомился с книгой Светланы Стивенсон «Жизнь по понятиям. Уличные группировки в России», где она очень глубоко проанализировала явление. Мне понравилось, что можно с научной точки зрения взглянуть на этот вопрос. Еще была книга «Силовое предпринимательство в современной России» Волкова. Я понял, что у всего этого есть структура. Но моя книга получилась немного другая Кроме того, у меня был опыт существования внутри группировки, я примерно понимал, как она устроена. Чтобы понять, что это такое, надо показать ее структуру, ритуалы, иерархию, понятия, чтобы это стало чуть более понятным незнакомому с темой читателю.
Когда говоришь о группировках на общероссийском уровне, люди путаются, считая, что группировки — это то, что было в 90-х: взрослые ОПГ и бригады, которые крышевали людей. Казанская история — она немного другая и началась намного раньше. Наверное, ты и сам понимаешь, что поначалу ни о каких-либо деньгах и материальной выгоде там речи не шло. Это очень сильно поменяло и участников, и саму структуру группировок. Я хотел узнать, чем твоя книга отличается от других. Есть известная книга Любови Агеевой, к примеру. Я очень люблю эти времена. Когда мне хочется почувствовать, чем отличались советские люди от нынешних, я включаю передачу «Музыкальный ринг» и слушаю вопросы из зала. Это эпоха, когда можно было говорить все, но люди не до конца понимали, что происходит вокруг.
И книга Агеевой как раз интересна как артефакт того времени. У меня был опыт существования внутри группировки, я примерно понимал, как она устроена. Чтобы понять, что это такое, надо показать ее структуру, ритуалы, иерархию, понятия, чтобы это стало чуть более понятным незнакомому с темой читателю — В ней очень много уделяется морально-нравственному аспекту. Было бы глупо осуждать кого-то и вставать на чью-то сторону. Подписчики моей группы «ВКонтакте» выясняли, я на стороне ментов или группировок? Ребята, извините, я исследователь, я вообще сбоку, я не там и не там. Также я прочитал скандальную книгу Асгата Сафарова, где он чуть ли ни в первом абзаце говорит о том, что смертная казнь — это нормально. Она, конечно, самая слабенькая. Есть корпус книг Максима Беляева и Андрея Шептицкого — это люди, у которых есть доступ к уголовным делам, они внутри системы.
Беляев и вовсе заместитель председателя Верховного суда. Там много фактического материала. Их интересно читать, они как детективы.
Криминальный Татарстан 1970—2010-х» А в искусстве нужно добиваться того, чтобы образы условных «бандитов» были выпуклыми, глубокими и убедительными, чтобы они не были просто злыми и беспредельными персонажами. Ведь бандиты — это часть жизни, это тоже люди, и чем достовернее отображаются их образы в литературе и кино, тем честнее разговор о преступности.
Без честности такой разговор был бы бессмысленным. Кто-нибудь из персонажей симпатичен вам? После нашумевшей пятой серии началась серьезная общественная дискуссия, люди стали вспоминать свое прошлое, размышлять над тем, хорошей была их жизнь или плохой. Это очень важный разговор. Я думаю, он обязательно приведет наше общество к необходимым выводам.
Все они выпуклые, объемные, среди них нет однозначно хороших или плохих» Роберт Гараев, писатель Пожалуй, больше всех мне понравился Марат — это такой чертик из табакерки, харизматик, которому хочется подражать. Благодаря ему главный герой сериала и попадает в группировку. Я «пришивался» к своей группировке по тому же сценарию — у меня был такой друг, я хотел быть на него похожим. Марат — самый сложный персонаж сериала, и все события, которые происходят с этим парнем, предельно драматичны. Еще мне кажется ярким образ комсомольца Каневича — он противостоит группировкам.
Конечно, мне нравятся обаятельные образы Вовы-Адидаса и Кощея. Кстати, мои подписчики в соцсетях, бывшие участники группировок, пишут мне: «Как похожи персонажи сериала на тех людей, которые нас окружали в то время! Помню, что в моем детстве тоже был почти такой же милиционер, он так же разговаривал, так же одевался. Как вам кажется, искусство должно быть свободным от социальной ответственности? Главный герой Алекс — эстет и меломан, потрясающе разбирающийся в классической музыке, обожатель Бетховена, но при этом он абсолютный подонок и занимается разбоем.
Этот пример хорошо показывает, что искусство не способно сделать человека лучше. Поэтому создавать исключительно «положительно прекрасные» произведения, избегая каких-то страшных тем, кажется мне напрасной затеей. А еще искусство должно говорить об актуальных проблемах, о сложных вещах. Неслучайно в середине ХХ века много говорили о том, что после Холокоста нельзя заниматься искусством так, как делали это раньше.