«Малолетнее отделение Московского Императорского воспитательного дома как отдельное и самостоятельное заведение учреждено 15 августа 1842 года. Императорский Воспитательный дом развивался как комплексное образовательное учреждение, реализующее прогрессивные идеи воспитания, и опирался на традиции благотворительности и меценатства. Справка: Двухэтажное здание одного из корпусов Императорского воспитательного дома на набережной Черной речки, 1, было построено в 1913 году в стиле «эклектика». Корпус Императорского Воспитательного дома построен в 1913 году, архитектурный стиль — «эклектика».
Как функционировали Воспитательные дома в царской России
Реконструкция Императорского воспитательного дома в Москве — когда началась и как проходит | Грудное отделение Императорского воспитательного дома. Санкт-Петербург. |
Императорский воспитательный дом на Черной речке переместили на несколько метров в бок | Работы по реставрации Московского императорского воспитательного дома рядом с парком «Зарядье» в центре столицы займут три-четыре года, заявил первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия столицы Сергей Мирзоян. |
Как функционировали Воспитательные дома в царской России
В каждый из них полагалось принимать 25 воспитанниц 11-12 лет. Девочек обучали «закону веры», арифметике, русскому, французскому и немецкому языкам, чистописанию и рисованию, истории, географии позднее добавили логику, риторику, педагогику и дидактику , музыке, танцам и «всяким женским рукоделиям», которые могли понадобиться для воспитания дворянок. По окончании теоретического курса воспитанницы проходили педагогическую практику в младших классах дома, а также в Смольном институте и училище ордена св. Екатерины Фруменкова 2008. Латинские классы Способные воспитанники поступали в университеты и академии, прежде всего в Медико-хирургическую. Однако их успехи останавливались незнанием латинского языка. Для подготовки воспитанников в 1805 г. Из наиболее способных к наукам мальчиков разного возраста было отобрано 20 человек, в 1806 г.
Эти воспитанники составили два Латинских класса — 1-й низший и 2-й высший. В первый Латинский класс поместили тех воспитанников, которые еще не знали грамоты, но уже выделялись способностями среди остальных. Во второй класс были зачислены дети, уже проявившие успехи в начальных знаниях, и особенно те, кому легко давалась латынь. Первоначально в обоих Латинских классах преподавали Закон Божий, чтение и письмо на трех языках — русском, немецком и латинском, грамматика этих языков и арифметика. Когда ученики второго Латинского класса начинали относительно свободно ориентироваться в этих предметах, то приступали к сочинениям и переводам на русском, немецком и латинском языках. Изучались также новые дисциплины: алгебра, геометрия, география, всеобщая история, история России, рисование, анатомия и физиология человека. Нагрузка учеников была достаточно большой и неравномерной, т.
Первый выпуск из Латинских классов состоялся в 1811 г. Несколько учеников высшего Латинского класса по приказанию императрицы поступили в Медико-хирургическую академию Тарапыгин 1878. Прием осуществлялся по результатам экзамена в присутствии министра народного просвещения графа А. Разумовского, президента Медико-хирургической академии Я. В последующие годы экзамены посещали попечитель учебного округа С. Уваров и статс-секретарь Марии Федоровны Г. Из 22 студентов первого набора изначально поступило 25 человек, из них 2 умерло, 1 отчислен по болезни 13 окончили академию со званием лекарей, 3 — кандидатами.
Отчисление студентов происходило как из-за нерадения, так и по причине обнаружившегося у некоторых из них природного отвращения к анатомии и хирургии — таких молодых людей определяли в писари Фрумен-кова 2012. Очевидно, это имело в своей основе недостаточно продуманное зачисление в Латинские классы без учета личностных склонностей воспитанников. Впоследствии отношение к неуспевавшим студентам ужесточалось. Некоторые объясняли свое отставание в учебе нелюбовью к анатомии. Так, в 1827 г. Николай Векман подал прошение об увольнении из академии якобы потому, что он чувствует себя неспособным заниматься медициной. Однако Совет на основании мнения преподавателей постановил, что причина исключительно в нерадении.
Воспитаннику не разрешили поступить в писари, что открывало ему путь к гражданской службе, а «употребили в фельдшеры». Во второй половине 1820-х — начале 1830-х гг. По сведениям о выпусках студентов набора 1811-1815 гг. Три воспитанника Филипп Депп, Станислав Корнонский и Иван Шереметевский получили звание лекарей 1-го отделения, которое присваивалось «за превосходные успехи», 12 человек стали лекарями 2-го отделения «хорошие успехи» , 9 — лекарями 3-го отделения «посредственные успехи» , 4 — кандидатами «по слабым успехам». Особым покровительством Марии Федоровны пользовались два ее первых пансионера — Ф. Депп и С. Лучших выпускников награждали книгами и хирургическими инструментами.
Молодые врачи получали от Воспитательного дома капитал, положенный на имя каждого из принятых в академию. Воспитательный дом заботился и о трудоустройстве выпускников, их старались определять на места в учреждениях опекунского совета, где они были обязаны прослужить по назначению не менее 6 лет. Однако скоро штатных вакансий стало не хватать — таких невостребованных воспитанников передавали медицинскому начальству для распределения. Долго не могли получить места выпускники 1816 г. Так, лекарь Андрей Филисов был определен при Александровской мануфактуре подразделение Воспитательного дома , кандидат Кирилл Андреев помещен «при доме», еще двух кандидатов направили в Костромскую и Симбирскую губернии. В 1820-1830-е гг. Выпускник 1832 г.
Александр Маклерой год провел на стажировке в военном госпитале, еще два года находился при Александровской мануфактуре в помощь медикам. Отчаявшись получить штатное место, он попросил уволить его из Воспитательного дома для службы по морскому ведомству, на что немедленно получил согласие Фруменкова 2012. Многие воспитанники Санкт-Петербургского воспитательного дома всю жизнь отдали служению медицине и внесли серьезный вклад в ее развитие. Прежде всего, следует упомянуть о первом пансионере императрицы Марии Федоровны в Медико-хирургической академии Филиппе Филипповиче фон Деппе 1793-1855 рис. Именно по отношению к нему впервые в России прозвучало слово «педиатр». Филипп Филиппович родился 2 октября 1793 г. Когда Филипп окончил уездную школу в Везенберге, родители, не имея средств к дальнейшему обучению сына, обратились за помощью к императрице Марии Федоровне.
В 1805 г. Филипп Депп оказался самым способным учеником этого класса, и Мария Федоровна до конца своих дней гордилась им, считая Деппа наглядным примером справедливости своих педагогических взглядов. Окончив гимназию, но оставаясь под патронажем Воспитательного дома, Депп поступил в Медико-хирургическую академию. Он окончил ее в 1814 г. Далее была недолгая служба ординатором в Мариинской больнице для бедных. Шла война с Наполеоном, и Депп обратился к императрице с просьбой принять его добровольцем в Русскую армию. С 11 марта 1815 г.
Депп находился в походах во Франции, Германии и Польше. Вначале он служил в госпитале, затем был прикомандирован к главной квартире фельдмаршала Барклая-де-Толли. Депп возвратился в Санкт-Петербург, чтобы продолжать службу в Мариинской больнице. В 1816 г. В 1817 г. Портрет семьи Депп. Август Георг Вильгельм Пецольд, 1845 г.
Portrait of the Depp family. August Georg Wilhelm Pezold, 1845. В 1821 г. Депп удостоился ордена св. Владимира 4-й степени, в 1827 г. Анны 2-го класса Никитин 1855. В 1823 г.
В 1829 г. По существу, именно здесь была создана первая в России детская больница, правда, пока только для нужд самого Воспитательного дома. Бичом Воспитательного дома были детские инфекции, и изучению их эпидемиологии и течения Депп уделял особое внимание, определяя длительность заразного и инкубационного периодов при кори, скарлатине, дифтерии и многих других детских инфекциях. При Воспитательном доме Депп открыл первую детскую амбулаторию «для приходящих детей», где независимо от сословий ежедневно вел прием всех, кто обращался за помощью. Еще не существовало понятия «лейб-педиатр», но Деппа нередко приглашали ко двору для лечения детей августейших особ Копытов 2018. В то время еще отсутствовала кафедра детских болезней в Медико-хирургической академии. Санкт-Петербургский воспитательный дом стал тем местом, где врачи столицы могли специализироваться в области педиатрии.
В середине XIX века в стенах Воспитательного дома начинали свою педиатрическую карьеру многие практикующие врачи Петербурга. За особые заслуги на посту главного доктора Воспитательного дома, масштабную научную и просветительскую деятельность, существенный вклад в борьбу с эпидемией холеры 1831 г. Медицинский совет Медико-хирургической академии в 1839 г. Он был возведен в ранг придворного доктора, ему было пожаловано имение Муромницы в Ямбургском уезде Петербургской губернии. В 1841 г. Скончался он в 1855 г. Главным помощником Филиппа Филипповича долгие годы оставался его однокашник по Воспитательному дому и Медико-хирургической академии, детский врач Александр Никитич Никитин 1793-1858 , один из основоположников петербургской педиатрической школы.
После выпуска из академии был определен на службу в грудное отделение Санкт-Петербургского воспитательного дома. Однако вскоре по распоряжению императрицы был переведен лекарем в одно из подразделений Воспитательного дома — Александровскую мануфактуру. Здесь А. Никитину пришлось иметь дело с подростками, изучая специфику физиологии и заболеваемости в этом возрасте. Это был уникальный опыт системы патроната, когда детей Воспитательного дома до достижения ими семилетнего возраста за плату размещали в специально подобранные крестьянские семьи Петербургской губернии. Тщательно отбирали семьи, их обучали уходу и воспитанию, а затем постоянно контролировали состояние здоровья и развитие малышей. Для заболевших детишек, находящихся под опекой «деревенской экспедиции», по всей губернии была создана сеть лазаретов.
К сожалению, эта система после смерти Деппа была разрушена. Позже ее восстанавливали вновь Копытов 2018. Всего А. Никитиным было издано 62 труда, 16 из которых — переводы французских и немецких авторов. Оставил большое количество сочинений по различным направлениям медицины, в том числе: «О весеннем лечении болезней» 1825 , «Врачебный словарь, изъясняющий принятые в медицине греческие и латинские термины с прибавлением кратких биографических очерков известных древних врачей» 1835 , «Болезни рабочих с указанием предохранительных мер» 1847 , «Диетика беременных, родильниц и детей» 1846 , «Наставление о пособии больным до прибытия врача» 1846 , «Популярная диетика, или указание средств к сохранению здоровья» 1851 , «Краткий обзор состояния медицины в России в царствование императрицы Екатерины II» 1855 , «Исторический очерк введения, водворения и развития оспопрививания в разных странах» «Друг здравия», 1855 Змеев 1886. В сентябре 1832 г. Никитин стал одним из учредителей Общества русских врачей в Санкт-Петербурге и первым его секретарем.
В 1834 г. Медико-хирургическая академия без экзамена присудила ему степень доктора медицины. В 1848 г. Скоропостижно скончался 22 июня 4 июля 1858 г. Поступивший в Медико-хирургическую академию в 1813 г. Принимал участие в борьбе с холерной эпидемией 1831 г. Занимался переводами медицинских сочинений с английского языка.
Дослужился до чина коллежского советника Фруменкова 2012.
Но в последнее время об этой идее периодически говорят. Например, отодвинуть хотят электростанцию Варшавского вокзала на Обводном канале, 118а, которая мешает прокладке Измайловского бульвара. В прошлом году мысль посетила и вице-губернатора Игоря Албина — после того как снесли здание на Ремесленной улице, 3, ради создания подходов к мосту Бетанкура. Сейчас разговоры хотят по поводу двух старинных домов на Пионерской улице, 46 и 48, тормозящих расширение дороги. Октябрь 2017 года:.
Отличительная особенность нашего проекта — технология переноса здания. Как правило, строители используют так называемую немецкую технологию, чтобы передвинуть дом, но в таком случае на несущие стены, хоть и заключенные в «клетку», оказывается значительное воздействие внешних сил. В нашем же случае все силы прилагались к бетонной плите, что полностью исключило вероятность повреждений стен и конструкций здания. Кроме того, такой способ переноса здания оказался экономически выгодным: вместо полумиллиарда рублей, которые пришлось бы вложить в перенос по немецкой технологии, мы инвестировали в него около 100 млн рублей», — сказал генеральный директор холдинга «Первая мебельная», в структуру которого входит СК City Solutions Александр Шестаков.
Сейчас дом находится в аварийном состоянии. В дальнейшем его отремонтируют и вновь будут сдавать в аренду под офисы. Добавим, что перемещение здания — один из этапов реализации проекта строительства на набережной Черной речки, 1, нового жилого комплекса бизнес-класса. Фото: пресс-служба City Solutions Грамотное конструктивное решение Добавим, что проект переноса корпуса Воспитательного дома одобрили в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры КГИОП в апреле 2023 года. Это нужно, чтобы обеспечить современные инфраструктурные условия в историческом городе. Безусловно, это должно быть крайне осмысленно, чтобы не нарушить историческую планировочную структуру, но в отдельных случаях вполне оправданно, — сказал председатель КГИОП Сергей Макаров. Данный подход требует крайне грамотного конструктивного решения». Без фанатизма По словам журналиста, автора проекта «Ратная палата» Дмитрия Ратникова, сама технология переноса здания, которую использовали инженеры, практика хорошая, поскольку она позволяет сохранять здания без их демонтажа. Есть понятие средовой застройки, поэтому переносить небольшие дома на границы участков, давая места новым ЖК, может эту среду нарушить, — считает Дмитрий Ратников.
Памятником не числится.
В марте стало известно, что нынешний владелец земли Александр Шестаков, собственник ЗАО «Первая мебельная фабрика», решил разместить на этом участке жилой дом. К реализации проекта он привлек группу AAG. Сейчас она занимается подготовкой документации. Но дом могут подвинуть.
Крейцер А. В. - "Мария Феодоровна и Императорский Воспитательный Дом".
Так, построенный в 1913 году Императорский воспитательный дом, передвинулся на 52 метра. В Петербурге исторический корпус Императорского воспитательного дома, который находится на набережной Черной речки, 1, решили не сносить при строительстве многоквартирного дома, а перенести на 52 метра. Восстановление исторических статуй обещают закончить в 2023 году, после чего их передадут в музей Московского императорского воспитательного дома. Градостроительному совету Санкт-Петербурга продемонстрировали проект передвижки Императорского воспитательного дома 1913 года постройки. Градостроительному совету Санкт-Петербурга продемонстрировали проект передвижки Императорского воспитательного дома 1913 года постройки. Работы по реставрации Московского императорского воспитательного дома рядом с парком «Зарядье» в центре столицы займут три-четыре года, заявил первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия столицы Сергей Мирзоян.
В Петербурге впервые передвинули целый дом
Остальные, вероятно, умерли. Интерьеры воспитательного дома. Начало XX века В управление Марии Федоровны смертность удалось уменьшить: императрица ограничила прием детей, стала направлять их в приемные семьи, а еще расселила воспитанников по более просторным комнатам. Воспитательный план Бецкого и вправду оказался не слишком эффективным. Взрослеющие воспитанники были скорее беспризорниками, нежели людьми «новой породы». Мария Федоровна стала направлять питомцев на мануфактуры и в госпитали для помощи местным управлениям. Она же открыла при Воспитательном доме ремесленное училище, в котором воспитанники проходили трехлетнюю практику и становились подмастерьями или учеными мастерами.
На базе этого училища появился Московский государственный технический университет им.
Здесь А. Никитину пришлось иметь дело с подростками, изучая специфику физиологии и заболеваемости в этом возрасте. Это был уникальный опыт системы патроната, когда детей Воспитательного дома до достижения ими семилетнего возраста за плату размещали в специально подобранные крестьянские семьи Петербургской губернии. Тщательно отбирались семьи, их обучали уходу и воспитанию, а затем постоянно контролировали состояние здоровья и развитие малышей. Для заболевших детишек, находящихся под опекой «деревенской экспедиции», по всей губернии была создана сеть лазаретов. К сожалению, эта система после смерти Деппа была разрушена. Позже ее восстанавливали вновь. Всего А. Никитиным было издано 62 труда, 16 из которых — переводы французских и немецких авторов.
Оставил большое количество сочинений по различным направлениям медицины, в том числе: «Врачебный словарь, изъясняющий принятые в медицине греческие и латинские термины с прибавлением кратких биографических очерков известных древних врачей» 1835 , «Болезни рабочих с указанием предохранительных мер» 1847 , «Диетика беременных, родильниц и детей» 1846 , «Наставление о пособии больным до прибытия врача» 1846 , «Популярная диетика, или указание средств к сохранению здоровья» 1851 , «Исторический очерк введения, водворения и развития оспопрививания в разных странах» «Друг здравия», 1855. В сентябре 1832 г. Никитин стал одним из учредителей Общества русских врачей в Санкт-Петербурге и первым его секретарём. В 1834 г. Медико-хирургическая академия без экзамена присудила ему степень доктора медицины. В 1848 г. Скоропостижно скончался 22 июня 4 июля 1858 г. Фельдшер Иосиф Ионович Ионин 1802 - 1868 в 1821 г. Вскоре главный доктор дома попросил устроить Ионина на вакансию младшего фельдшера «в приносном отделении». В 1826 г.
Сначала он делал прививки в Петербургской губернии, а в 1827-1830 гг. В 1843 г. Распространил оспопрививание и между горцами, заслужив их полное доверие. В 1846 г. В 1863 г. Станислава III степени. Совершенно очевидно, что первым и крайне важным шагом к успехам медиков — воспитанников Воспитательного дома послужило обучение в Латинских классах и прочный фундамент полученных знаний, прежде всего, анатомо-физиологических. Училище повивальных бабок или Повивальный институт Одновременно с Воспитательным домом, согласно Генеральному плану, был открыт Родильный госпиталь на 20 коек, где анонимно оказывалась акушерская помощь всем без исключения родильницам. Новорожденные дети при этом поступали в Воспитательный дом. Ввиду крайнего недостатка в России повивальных бабок И.
Бецкой, ознакомившись с устройством заграничных повивальных училищ, в 1781 г. На обер-директора Фрезе было возложено поручение о приобретении необходимых инструментов и учебных пособий для учреждения Повивального училища, а также исчислить расходы. Для устройства училища и преподавания в нем воспитанницам повивального искусства из-за границы был приглашен акушер Моренгейм, а из Вены, Страсбурга, Флоренции и Болоньи получены необходимые рисунки и фантомы муляжи. И в 1784 г. Повивальное училище было учреждено. Первыми воспитанницами училища были 8 питомиц, и так как Моренгейм читал лекции только на немецком языке, при Воспитательном доме были открыты немецкие классы для подготовки повивальных бабок. Двухгодичная программа занятий для воспитанниц Повивального училища была составлена Моренгеймом и включала обучение Закону Божию, русскому и немецкому языку, географии, истории, арифметике, геометрии, рисованию женских тел и повивальному искусству. Теоретическую часть повивального искусства, включавшую лекции по анатомии и физиологии, профессор излагал словесно с объяснениями на фантоме муляже , также объяснял болезни беременных, родильниц и новорожденных и наставлял в составлении и употреблении лекарств. Практические познания воспитанницы приобретали в Родильном госпитале под руководством повивальной бабки, обучались принимать роды, лечить болезни, делать кровопускания и перевязки. Воспитанницам, достаточно усвоившим теоретическую и практическую часть повивального искусства, Медицинская коллегия назначала публичное испытание.
Окончившие курс воспитанницы определялись повивальными бабками в родильных госпиталях Воспитательного дома. В 1788 г. В связи с этим обучение в Повивальном училище надолго приостановилось. В качестве акушера был нанят Гамен, по его смерти в 1790 г. Он оказывал помощь беременным, родильницам и новорожденным младенцам и читал лекции по теории повивального искусства как воспитанницам Воспитательного дома, так и приходящим слушателям. Однако преподавание не носило официального характера. Нестор Максимович первым из акушеров начал читать лекции на русском языке, однако это было затруднено отсутствием в русском языке научной медицинской терминологии. Максимович-Амбодик написал несколько медицинских терминологических словарей, тем самым положив начало русской медицинской терминологии. Его капитальный труд «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» по праву можно назвать первым отечественным руководством по акушерству. Часть 5 «Искусства повивания», по сути, является первым руководством по педиатрии на русском языке.
Он проводил занятия на акушерском фантоме, применяя его для демонстрации биомеханики как нормальных, так и патологических родов, а также для обучения различным акушерским приёмам и операциям. В 1797 г. Максимович-Амбодик по прошению был уволен от должности. На его место акушером при Родильном госпитале был принят доктор Сутгов. В 1804 г. Однако по встретившимся препятствиям Училище повивальных бабок или Повивальный институт возобновил свою работу только в 1811 г. В нем обучалось 12 воспитанниц на счет Воспитательного дома и 18 девушек - на счет Министерства полиции. Флигель Воспитательного дома, в котором помещался родильный госпиталь, был обустроен для Повивального института. Директором Повивального института был назначен действительный статский советник акушер Сутгов, профессором же определен штаб-лекарь Моллет, репетитором - штаб-лекарь Гейль. В 1819 г.
Родильный госпиталь с Повивальным училищем был переведен в новое помещение на пересечении набережной реки Мойки и Гороховой улицы — смежный с Воспитательным домом каменный дом, выкупленный у купца Фридриха Битепажа современный адрес: наб. Новое здание позволяло вместить больше воспитанниц, и их число было увеличено на 30 человек. Согласно Высочайше утвержденным правилам, распорядок в Повивальном институте был таков. Воспитанницы вставали в 6 часов утра, умывшись и одевшись, вслух читали утреннюю молитву. После завтрака, в 7 часов, до 9 повторяли читанную им накануне лекцию по повивальному искусству. Потом до 11 утра упражнялись в чтении и письме на русском языке, арифметике и чистописании. С 11 до 12 часов профессор читал лекцию по повивальному искусству. В 12 воспитанницы обедали и были свободны до 2 часов. С 2 до 3 часов готовились к лекции репетитора, повторявшего им с 3 до 5 часов лекцию профессора с объяснением непонятого. С 5 до 7 часов воспитанницы занимались рукоделием.
После этого гуляли в саду, в 8 часов ужинали, в 9 часов, прочтя вечернюю молитву, ложились спать. Каждую субботу в 7 до 10 часов священник обучал их Закону Божию. Подготовкой воспитанниц по вопросам ухода за новорождёнными, диагностики и лечения болезней детей раннего возраста занимался Ф. По окончании теоретического и практического курса повивального искусства воспитанницы подвергались публичному испытанию, производившемуся членами Медико-хирургической академии в присутствии министра полиции, министра духовных дел, министра народного просвещения и почетных опекунов. После принятия присяги воспитанницы выбирали города, где были вакансии повивальных бабок, и обязывались прослужить не менее 6 лет. С 1815 по 1835 гг. Санкт-Петербургское повивальное училище выпустило и распределило по губерниям 104 повивальные бабки из воспитанниц и 64 выученных за счет департамента. Кроме того, повивальные бабки направлялись в войска. Одновременно расширялась сфера деятельности Родильного госпиталя. В 1814 г.
Его заменил штаб-лекарь Гейль. Он был уволен в 1822 г. В 1835 г. Родильный госпиталь и Повивальный институт при Воспитательном доме были преобразованы в Родовспомогательное заведение. Санкт-Петербургский Императорский воспитательный дом стал одним из первых многопрофильных образовательных учреждений, готовивших как поступающих в высшие учебные заведения, так и специалистов со средним специальным образованием.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации. Главный редактор: Солдатова Софья Олеговна. Учредители: ООО "Региональные медиа", 197136 г.
Ранее в Петербурге, в отличие от Москвы, не было ни одного примера передвижки зданий. Но в последнее время об этой идее периодически говорят. Например, отодвинуть хотят электростанцию Варшавского вокзала на Обводном канале, 118а, которая мешает прокладке Измайловского бульвара. В прошлом году мысль посетила и вице-губернатора Игоря Албина — после того как снесли здание на Ремесленной улице, 3, ради создания подходов к мосту Бетанкура. Сейчас разговоры хотят по поводу двух старинных домов на Пионерской улице, 46 и 48, тормозящих расширение дороги.
Воспитательные дома и приюты - Архивы Санкт-Петербурга
В 1867 году в структуре Воспитательного дома была создана Мариинская учительская семинария. В Петербурге передвинули двухэтажный корпус Императорского воспитательного дома на набережной Черной речки. Градостроительному совету Санкт-Петербурга продемонстрировали проект передвижки Императорского воспитательного дома 1913 года постройки. Воспитательный дом в Санкт-Петербурге и Флоренции. Императорский московский воспитательный дом с самого момента своего основания мыслился не. Воспитательный дом в Санкт-Петербурге — учреждение для призрения незаконнорождённых детей, сирот и детей бедняков, учреждённое в 1770 году по инициативе просветителя.
Территорию Императорского воспитательного дома обещают открыть для москвичей после реставрации
Воспитательный дом стал одним из первых в Петербурге учреждений, подготавливающих специалистов со средним специальным образованием. Санкт-Петербургский Императорский воспитательный дом стал одним из центров российской педагогики, основанной на идеях Просвещения. 2 мая 1764 года по приказу Екатерины II был заложен Императорский Воспитательный дом, принимавший жить и учиться сирот, подкидышей и беспризорников. История Московского императорского воспитательного дома начинается с человека, который на собственном опыте познал трудности жизни незаконнорожденного ребенка.