13 февраля 1945 года с налета 772 самолетов британских королевских ВВС началась бомбардировка Дрездена, которая продолжилась налетом 316 самолетов ВВС США. В городе Дрездене на востоке Германии нашли неразорвавшуюся бомбу времен Второй мировой войны во время строительных работ. В столице немецкой федеральной земли Саксония Дрездене из-за неразорвавшейся американской бомбы времен Второй мировой войны проходит эвакуация 15 тыс. 13 февраля исполняется 70 лет со времени бомбардировки Дрездена, необходимость которой до сих пор вызывает споры.
Бомбардировка Дрездена
Обстановку в Дрездене накануне бомбардировки хорошо описала Бригита Крюгер:«В город прибывали непрерывном потоком беженцы. Они располагались прямо на улицах и, дрожа от холода, разжигали костры. Была масленица. В залах и шатрах циркачи давали представления, туда набивалось множество народа, чтобы хоть немного отвлечься от повседневных тягот. Школьницы в нарядных национальных костюмах ходили по улицам, пели песни, читали стихи. Люди в большинстве своем встречали их с грустными улыбками, но настроение они поднимали. Я до сих пор вздрагиваю при мысли, что все эти девочки заживо сгорели всего через сутки». Жители Дрездена рассказывали, что их город не будут бомбить, так как союзники решили сделать его после войны столицей Германии вместо разрушенного Берлина.
Так успокаивали себя жители многих городов Германии. В Вюрцбурге уверяли друг друга в том, что их не бомбят из-за того, что в местном университете в молодые годы учился Черчилль, жители Ганновера верили, что на них не падают бомбы из-за того, что английская королева принадлежит к Ганноверской династии, а в Вуппертале решили, что их город известен во всем мире своей набожностью и его не тронут те, кто воюет с безбожниками-нацистами. Очень скоро жители всех этих городов узнали, как жестоко они заблуждались. Массированная бомбардировка началась 13 февраля 1945 года в 22 часа и 9 минут. Самолеты наведения сбросили осветительные бомбы, обозначившие центр города. Этот факт доказывает, что англо-американскую авиацию интересовали не промышленные объекты на окраине и не железнодорожный узел, а именно жилые кварталы старого города. Через три часа прилетела вторая волна из 528 бомбардировщиков и начала сбрасывать зажигательные бомбы, уничтожая работающих пожарных и вышедшее из убежищ население.
После первой атаки система оповещения об авианалетах была выведена из строя и вторая, более мощная волна застала дрезденцев врасплох. Люди заметались по улицам, бросились в подвалы и бомбоубежища. Образовался огненный шторм, температура в его эпицентре достигала 1500 градусов. Дьявольский пылесос, засасывающий людей в адский котел, был так силен, что переворачивал грузовики, смахивал с рельс железнодорожные вагоны. Даже английские летчики на высоте 6 км ощущали его температуру. Все небо было ярко окрашено оттенками алого и белого цветов, и свет внутри самолета был жутковатым, каким иногда бывает осенний закат. Нас охватил такой ужас от этого внушающего страх пламени, что, прежде чем лечь на обратный курс, мы довольно долго в одиночестве кружили над городом, совершенно подавленные нашим представлением о том кошмаре, который творился там, внизу.
Яркое свечение, сопровождавшее то массовое уничтожение, можно было видеть еще и полчаса спустя после того, как мы покинули это место». О том, что происходило внизу, рассказали чудом выжившие немцы. Норберт Альт: «Я видел молодых женщин с детьми на руках — они бежали и падали, их волосы и одежда загорались, и они страшно кричали до тех пор, пока падающие стены не погребали их». Артур Бадум: «Люди, попавшие в огненный смерч, умерли страшной смертью: ураганный ветер подхватывал их и бросал прямо в пекло, где горело даже то, что гореть не могло». Некоторые люди пытались спастись в старых колодцах, емкостях для хранения воды — и сварились там заживо. Вода в них испарилась наполовину. Плавился и тек, как лава, асфальт — и люди залипали в нем.
Петер Радеманн написал своей матери через неделю, 22 февраля: «Мне никогда не забыть картины того, что, очевидно, было матерью и ребенком. Они скрючились, впеклись друг в друга и в асфальт. Их только что от него оторвали. Ребенок, скорее всего, находился под матерью, потому что еще можно было ясно различить его контуры и обнимающие его материнские руки». Немецкий солдат Отто Бауманн, участвующий в спасительных работах, вспоминал: «Множество людей на улицах влипли в асфальт, и мы были вынуждены отдирать их от асфальта лопатами. От людей оставались огарки в метр длиной, похожие на короткие обуглившиеся бревна. Не менее страшной была участь тех, кто прятался от бомб в наглухо закрытых бомбоубежищах и подвалах жилых домов.
Наверху ведь бушевал огонь, и температура внутри поднималась настолько, что кухонная утварь, оказавшаяся в убежищах, превращалась в сгустки расплавленного металла. В одном из убежищ обнаружили лишь слегка волнистый слой пепла — это было все, что осталось от двух-трех сотен стариков, женщин и детей, прятавшихся там от бомб союзников». Гюнтер Беннинг: «У трамвайного депо, уткнувшись лицом в меховое пальто, лежала женщина лет тридцати, совершенно нагая. В нескольких ярдах от нее лежали два мальчика, лет восьми-десяти. Лежали, крепко обнявшись. Тоже нагие. Везде, куда доставал взгляд, лежали задохнувшиеся от недостатка кислорода люди.
Видимо, они сдирали с себя всю одежду, пытаясь сделать из нее подобие кислородной маски». Вот как описывал Дрезден через две недели после бомбардировки швейцарец Лотар Брандт, сотрудник Красного Креста: «Я видел оторванные руки и ноги, изувеченные тела и головы, раскатившиеся по сторонам улиц. На площадях тела все еще лежали так плотно, что идти приходилось с предельной осторожностью. Повсюду мертвецы, мертвецы и только мертвецы. Некоторые совершенно черные как уголь. Другие совсем целехонькие, словно во сне. Женщины в праздничных фартуках, женщины с детьми, сидящие в трамваях, как будто они чуть-чуть задремали.
И местные жители, и беженцы поверили в город как в тихую гавань. Сюда стекались десятки и сотни тысяч обычных немцев, бежавших от советских войск, сюда же, в многочисленные госпитали, перевозили раненых с фронтов. Все закончилось в ночь с 13 на 14 февраля 1945 года. Восьмого февраля Верховная ставка экспедиционных сил союзников в Европе включила Дрезден в список целей для нанесения массовых бомбовых ударов.
В тот же день об этом решении была проинформирована и советская сторона. Необходимость ударов была объяснена тем, что город до этого момент вовсе не трогали, а между тем он представляет собой крупный промышленный центр и транспортный узел. Вечером 13 февраля 1945 года первые два удара нанесли более 800 британских бомбардировщиков. На следующий день повторный налет осуществили 300 американских «летающих крепостей» B-17.
Летчики действовали по обычной схеме: сначала сбрасывали фугасные бомбы, вскрывавшие дома внизу как консервные банки, за ними следовали зажигательные бомбы, для которых обнаженные деревянные конструкции зданий становились благодатной средой. Если судить по сухим цифрам, бомбардировка Дрездена была не самой тяжелой за годы войны. В общей сложности на город в эти два вечера и последовавшие месяцы до окончания войны сбросили чуть более 7 тысяч тонн бомб для сравнения, Гамбургу досталось 38 тысяч тонн. Но Дрезден не ожидал этих налетов, был к ним абсолютно не готов, а потому эффект получился катастрофическим.
В находившемся прежде в глубоком тылу городе фактически не было бомбоубежищ, его жители пытались спрятаться в подвалах своих домов, но многим из них это не помогло. Множество пожаров, начавшихся после падения зажигательных бомб, в какой-то момент объединились в один огромный огненный шторм, спасения от которого не было. И как будто этого было недостаточно, пришел и еще один ужас. Мы не могли назвать это ветром, воздух, втягивающийся в это пекло, становился плотным объектом, такова была его сила, — вспоминал британский военнопленный Виктор Грегг, переживший бомбардировку своими же самолетами на земле.
В воздухе летали обломки зданий, которые втягивало в этот огненный водоворот. Мы видели, как людей отрывало от того, за что они держались, и уносило в это красное свечение». Это был смерч. Курт Воннегут тоже его пережил.
Он вместе с другими военнопленными прятался в подвале дрезденской скотобойни. Под впечатлением от увиденного уже в конце 1969 года американец написал свой главный антивоенный роман «Бойня номер пять». В другой своей, уже документальной работе он описывал увиденное на разборе завалов: «Наша инфернальная миссия состояла в поиске погибших. В тот день, как и в последующие, улов оказался богатым.
Проникнув в подвал через пролом в стене, мы обнаружили зловонную залежь — более сотни трупов. Вероятно, прежде чем здание рухнуло, по нему пронесся огонь, так как тела скорее напоминали перезрелые сливы. Наше задание заключалось в том, чтобы выносить на поверхность останки из-под завалов. Подбадриваемые тычками в спину и громкой руганью, мы превратились в своего рода ассенизаторов, работающих по колено в омерзительном болоте из сточных вод и человеческих внутренностей».
Геббельсовская пропаганда немедленно начала работу с этой акцией союзников, утверждая, что в огне погибло до 200 тысяч человек. Муниципальная комиссия, работавшая по горячим следам, и специальный комитет ученых, исследовавшие количество жертв уже во второй половине 2000-х, пришли к выводу, что эта цифра завышена на порядок. По современным оценкам 13—14 февраля 1945 года в Дрездене погибло 25—30 тысяч человек. Погиб и город.
Вперед в прошлое Вопрос целесообразности тех февральских налетов на Дрезден до сих пор остается предметом достаточно оживленной дискуссии как среди специалистов-историков, так и у общественности. Среди британского и американского военного руководства господствовало убеждение, что цель оправдывала средства.
Многие жители Германии были уверены в том, что город, как одна из жемчужин Европы, не будет подвергаться бомбардировкам. К тому же, Дрезден хоть и являлся крупным транспортным узлом, но в нем не было военных заводов. Статья по теме: Ультиматум отвергнут, парламентеры расстреляны.
Операция по освобождению Будапешта Число жертв бомбардировки, которая продолжалась три дня, с 13 по 15 февраля 1945 года, оценивается от 25 000 до 30 000 человек и более. Во время бомбометания город был разрушен полностью. К примеру, площадь зоны сплошных разрушений в Дрездене в 4 раза превысила площадь разрушений в Нагасаки после атомной бомбардировки 9 августа 1945 года. После завершения войны развалины церквей, дворцов и жилых зданий были разобраны и вывезены за город. На месте Дрездена осталась лишь площадка с размеченными границами бывших улиц и зданий.
Восстановление центра города заняло 40 лет.
В результате трехдневных налётов союзных войск, США и Великобритании, с 13 по 15 февраля, в городе погибли 25 тысяч человек. По неофициальным данным до 275 тысяч. Авиация практически сравняла город с землёй, сбросив 7,5 тонн зажигательных и фугасных бомб.
Уничтожение Дрездена. Зачем это было сделано?
Ковровая бомбардировка Дрездена в феврале 1945 года стала самой жестокой акцией союзников во время Второй мировой войны. Разрушение Дрездена остается серьезным предлогом против проведения бомбардировок союзниками. То есть вандализм, поэтому каждый год годовщина бомбардировки Дрездена становится поводом не только для скорби, но и для политических манифестаций немецких. Ковровая бомбардировка Дрездена в феврале 1945 года стала самой жестокой акцией союзников во время Второй мировой войны.
Авианалет на Дрезден в 1945 был совершен союзниками по просьбе Сталина
Для бомбардировки Дрездена у союзников был и ещё серьёзный аргумент. 13 февраля исполняется 70 лет одному из чудовищных событий Второй мировой войны — бомбардировке Дрездена англо-американской авиацией. Разрушение Дрездена остается серьезным предлогом против проведения бомбардировок союзниками. Ну дык, эта самая бомбардировка была использована в пропаганде супротив союзников. Потому и вспоминают чаще всего только Дрезден.
Рукотворный ад на земле: 75 лет со дня бомбежки Дрездена
Он указал на то, что "союзники бомбили Дрезден, хотя в этом не было стратегической или тактической необходимости". В противоположность этому, "в истории с Дрезденом символичным актом стало спасение советскими солдатами коллекции Дрезденской галереи", напомнил Мединский. Российское военно-исторического общество расценивает бомбардировку англо-американской авиацией этого немецкого города как "одно из чудовищных событий Второй мировой войны". Возник огненный шторм, который поглотил десятки тысяч женщин и детей, 19 госпиталей, 39 школ, 70 церквей и часовен… Огненный вихрь буквально засасывал несчастных - поток воздуха в сторону пожара перемещался со скоростью 200-250 километров.
Сегодня бомбардировка Дрездена, продолжавшаяся три дня, воспринимается как военное преступление, репетиция Хиросимы," - говорится в заявлении РВИО. Российские военные историки напоминают, что "важнейшим из уроков войны стала приверженность нашей страны и ее народа гуманизму". Незадолго до бомбардировки Дрездена благодаря героизму наших бойцов был спасен от уничтожения такой же древний город - Краков", - сказано в заявлении.
Такое мнение в пятницу высказал британский ветеран Второй мировой войны и очевидец тех трагических событий Виктор Грегг.
Любопытно, что несколько десятков «Летающих крепостей» заблудились и по ошибке нанесли удар по Праге. В Дрездене погибло свыше 40 тысяч мирных жителей, из которых 28 736 были захоронены на кладбище Хейдельфридхоф. В Дрездене были разрушены бесценные памятники архитектуры. Среди них три дворца, старая ратуша, Цвингер, построенный Земпером, Новая Художественная галерея, четыре музея, Домовая церковь. Знаменитая на весь мир художественная галерея под названием «Зелёные Своды», архитектурный шедевр Шинкеля, Альбертинум с его бесценной коллекцией скульптур и Академия художеств — также сгорели дотла.
Для бомбардировки Дрездена у союзников был и ещё серьёзный аргумент. Число пленных растёт с каждым часом, так как немецкие соединения вследствие своего истощения уже не способны к отходу и, с другой стороны, отсутствие горючего парализует транспортные колонны. Сегодня днём наши танковые колонны находились в 80 километрах от Дрездена». Советские танки имели шанс войти в Дрезден через несколько часов. Позже британцы будут утверждать, что разбомбить Дрезден их просил Сталин на Ялтинской конференции. Однако ни советский главковерх, ни иной крупный военачальник Вооружённых сил СССР не обращался к союзникам с подобной просьбой.
Американцы, в свою очередь, доказывали, что они-де хотели помочь наступлению войск Красной Армии, выведя из строя железнодорожный узел в Дрездене. Но как раз железнодорожные пути и станции в городе практически не пострадали. После окончания Второй мировой американские и британские политики неоднократно пытались свалить вину за варварское уничтожение Дрездена на… Советский Союз. Например, 11 февраля 1953 года Государственный департамент США сдел ал заявление, в котором говорил ось, что «разрушительная бомбардировка Дрездена произведена в ответ на просьбу Советов об оказании усиленной поддержки с воздуха и была предварительно согласована с советским руководством». А в феврале 1955 года, в десятую годовщину бомбардировки Дрездена, английская газета «Манчестер Гардиан» вспоминала эти налёты как операцию, «осуществлённую британскими и американскими самолётами вследствие настоятельной советской просьбы атаковать этот важный центр коммуникаций». К сожалению, советская пропаганда, столь ретиво обличавшая британских и американских «империалистов» по поводу и без повода, на сей раз позорно молчала.
Да и ещё во второй половине 20-го века многим было понятно, что они неубедительны. Тот же Курт Воннегут писал в своём романе: «Ни один человек … не поверит, что это было необходимо с военной точки зрения. Это было страшное несчастье, какие иногда случаются в военное время, вызванное жестоким стечением обстоятельств». Если бы военные цели действительно имели ключевое значение, Дрезден подвергся бы бомбардировкам гораздо раньше и не в таком масштабе, ведь бомбы сотнями тысяч падали на жилые дома и другие совершенно неважные для армии объекты. Гибель десятков тысяч мирных жителей тоже нисколько не приблизила поражение Третьего рейха. Важнейшие элементы тех же железных дорог сортировочные станции и шоссейный мост и большая казарма войск СС остались целы, их не бомбили. Погибли около сотни военных, а главную железнодорожную линию немцы вернули в строй всего через три дня. Историк З. Найтцель пришёл к закономерному выводу: «Союзники не получили никаких военных преимуществ в результате их налётов на Дрезден». Значит, цель состояла именно в уничтожении города и устрашении.
С одной стороны, эта ковровая бомбардировка отчасти была местью немцам за варварские бомбардировки люфтваффе — за Гернику , Роттердам, Ковентри , Лондон, Сталинград и другие разрушенные нацистами города. С другой, — командование союзников стремилось уничтожить волю немцев к сопротивлению, продемонстрировав свою мощь. Вторая мировая война заканчивалась, но приближалась холодная. Бомбардировка Дрездена. Военная необходимость или акт устрашения? Серия: гуманитарные науки. Бойня номер пять.
Бомбардировки Герники и Шанхая потрясли современников, но это был лишь пролог к по-настоящему масштабным атакам.
Даже налёты на британский Ковентри, ставшие у англичан главным символом страдания от бомбардировок, не сравнятся с «ответкой» туманного Альбиона — уровень потерь германских мирных жителей будет больше на порядок. Бомбардировка Ковентри фото: IWM Столица Саксонии До февраля 1945 года Дрезден бомбили буквально несколько раз, и не особенно по меркам других городов серьёзно. Доходило до того, что осколки бомб массово шли на сувениры, а разбомбленные улицы стали объектом экскурсий, организованных ушлыми предпринимателями. Некоторые даже считали, что прошедшие бомбардировки — результат навигационных ошибок, и всерьёз за город браться не будут. Причиной была небольшая для такого крупного города военная ценность Дрездена. Да, тут хватало заводов, и транспортным узлом столица Саксонии тоже была. Но общий вес всего этого богатства не стоил затраченных на него средств разрушения. Город находился слишком далеко на юге, требовалось лететь через ряд районов ПВО , времени на раздумья для точного бомбометания оставалось бы мало. Хорошо нагруженный бомбами «Ланкастер», попавший по пути в непогоду, мог бы позволить себе повисеть над Дрезденом не более 15-20 минут.
Но условия успели поменяться к 1945 году. Стратегическая авиация союзников наработала опыт. Немцы потеряли ряд территорий — а значит, и систему раннего предупреждения о налётах. ПВО рейха слабела с каждым месяцем — опытные пилоты выбивались, зенитки растаскивались на фронт. Английские бомбардировщики над Дрезденом А потом ещё и случилась Ялтинская конференция. К её началу за плечами у русских успел образоваться солидный багаж военных успехов. Черчилля волновали вопросы послевоенного передела Европы. Требовалось обозначить какой-нибудь решительный успех в деле поддержки советских наступлений. И Дрезден из всех транспортных узлов, потенциально имеющих отношение к снабжению Восточного фронта, был выбран из-за размеров седьмой город Германии и своей «нетронутости» — такой успех был бы заметен сильнее.
Правда, погодные условия сложились так, что налёт не смогли осуществить до конца Ялтинской конференции. Но отменять не стали. День Святого Валентина Чтобы Дрезден точно не смог опомниться от бомбардировки, рейд разбили на три волны — две британских и одна американская.
Захарова: НАТО стирает с лица земли памятник жертвам бомбардировок Дрездена
Черчилль не поясняет, зачем была нужна чудовищная «эскалация страха» путём массового убийства беззащитных людей. Аналогичное преступление было совершено 25 июля — 3 августа 1943 г. Всё это не вписывается в образ армий-освободительниц, пришедших в Германию свергнуть нацизм. Кому-то была нужна не просто побеждённая Германия, а Германия запуганная, униженная, где больше не появится сильный народ. Подтверждением этому стала и гибель в 1945-46 гг. Вряд ли и немцы любят вспоминать об этом.
Однако чудовищные бомбардировки Дрездена немцами не забыты. Каждый год погибшие поминаются массовыми траурными мероприятиями. В этом году памятные мероприятия начались с появления в СМИ архивных фотоснимков разрушенного Дрездена с единственной подписью: «Никогда больше». Традиция «живых цепочек» в Дрездене появилась в 2010 году как протест против демонстрации правых из Национал-демократической партии Германии НПД , называющих дрезденскую трагедию немецким холокостом и актом геноцида. На этот раз обошлось без столкновений.
Тем не менее правые позаботились о том, чтобы прозвучал их голос. Представитель «Альтернативы для Германии» АдГ в бундестаге по связям с общественностью Тино Чрупалла дал интервью «Шпигелю», в котором заявил, что число жертв бомбардировки составляет около 100 тысяч человек. Она сравнима с Хиросимой и Нагасаки. У нас хотели отнять нашу коллективную идентичность.
После Великой Отечественной нам пришлось не только восстанавливать разрушенные города и сожженные села, но и создавать оборонный щит. А важнейшим из уроков войны стала приверженность нашей страны и ее народа гуманизму. Не мстить немцам требовали приказы командующих фронтами и Верховного Главнокомандования. Незадолго до бомбардировки Дрездена благодаря героизму наших бойцов был спасен от уничтожения такой же древний город — Краков. А самым символичным актом стало спасение коллекции Дрезденской галереи советскими солдатами. Ее картины были бережно отреставрированы в СССР и вернулись в Дрезден — восстановленный при активной помощи советских специалистов, и частично за наши деньги. Люди XXI века не имеют права забывать про пепел Хатыни и десятков тысяч других русских, украинских, белорусских деревень, про Ковентри, Дрезден, Хиросиму. Их пепел по-прежнему стучит в наши сердца.
Ещё в 1950-е годы авторитетный британский военный историк и генерал Джон Фуллер заявил, что для нейтрализации Дрездена как транспортного узла совсем не обязательно было стирать его с лица земли. Достаточно было завалить бомбами коммуникации на подступах к городу. Ошибка или военное преступление? Полемика вокруг оправданности бомбардировки Дрездена строится вокруг двух противоположных тезисов: было ли это военным преступлением или необходимым шагом для достижения победы. Кроме официальных отчётов ВВС США и современных германских ультралевых, почти никто не говорит о том, что уничтожение Дрездена приблизило победу над Третьим рейхом. Соответственно, разногласия состоят лишь в оттенках негативной оценки. Так, Пол Эддисон и Джереми Крэнг 2006 считают, что бомбардировка Дрездена явилась всего лишь следствием переоценки англо-американским командованием значения ковровых бомбардировок как средства ослабления военного потенциала противника. К этой оценке близок Кристофер Хитченс: пилоты союзнической авиации сжигали жилые кварталы германских городов потому, что только это и были в состоянии делать. Упомянутый Фредерик Тейлор подчёркивает, что бомбёжку Дрездена, при всём её ужасе, нельзя причислять к категории военных преступлений. Большинство историков, называя это военным преступлением, стараются проводить качественное различие между англо-американскими бомбардировками германских городов и преступлениями нацистов. Англичанин Энтони Грейлинг оговаривает, что «если воздушный террор союзников был морально предосудительным, он не может возмущать настолько сильно, как Холокост». В этом же русле высказываются немцы Йоахим Фест, Гюнтер Грасс и Герд Юбершар, англичанин Энтони Бивор, а также американец Грегори Стэнтон, хотя последний и называет англо-американские ковровые бомбардировки немецких и японских городов актами геноцида.
До этого западные союзники Дрезден практически не бомбили, и это пробуждало у коренных жителей и сотен тысяч беженцев из занятых к тому моменту советской армией районов Германии надежду, что город художников и ремесленников, где почти не было военной промышленности, не разделит судьбу Берлина, Гамбурга, Мюнхена, Кельна и других немецких городов. Первую воздушную атаку на Дрезден вели несколько сотен британских «Ланкастеров» в течение 24 минут. Приказ о нападении отдал глава бомбардировочного командования Королевских ВВС Артур Харрис, получивший среди своих сослуживцев прозвище Мясник. Он говорил, что не считает, что все оставшиеся в Германии города стоят жизни одного британского гренадера. Дрезден уничтожали по принятому тогда методу ковровой бомбардировки, причем сначала сбрасывались разрушительные фугасные бомбы, потом зажигательные и снова фугасные, чтобы эффект был наибольшим. Каждый год в Дрездене собираются выжившие в те страшные дни.
Бомбардировка Дрездена спустя 75 лет расколола общество Германии
Bomber Harris и смысл налетов на Дрезден в 45-ом. Как меняется повествование о войне после объединения Германии. Если судить по сухим цифрам, бомбардировка Дрездена была не самой тяжелой за годы войны. Таким образом, число жертв бомбардировки Дрездена не может превосходит цифру в 25 тысяч. Они обсуждали операцию по бомбардировке Дрездена, которая должна была начаться 13 февраля с удара 8-й воздушной армии ВВС США. вспоминает Лотар Мецгер, которому в день бомбардировки Дрездена исполнилось 12 лет. бомбардировке Дрездена англо-американской авиацией во время Второй Мировой войны.
Отвечая на заблуждения и не желая остановиться... Часть вторая)
Бомбардировка Дрездена | Эта цитата относится к бомбардировке Дрездена, где выгоды от бомбардировки и ее последствия не могут уравновеситься. |
Бомбардировка Дрездена до сих пор признаётся неоднозначным решением Союзников - Аргументы Недели | Реакция в мире на бомбардировки Дрездена была быстрой и осуждающей в первую очередь Лондон. |
Мединский: бомбардировка Дрездена 70 лет назад была актом устрашения СССР | Бомбардировка Дрездена союзной авиацией в феврале 1945 года до сих пор остается одним из самых узнаваемых эпизодов Второй мировой войны, в немалой степени благодаря книге. |
Бомбардировка Дрездена — Неолурк, народный Lurkmore | In the raid, major industrial areas in the suburbs, which stretched for miles, were not targeted.[10] According to historian Donald Miller, "the economic disruption would have been far greater had. |
Дрезден в огне: одна из страшнейших бомбардировок в истории Европы
Для бомбардировки Дрездена у союзников был и ещё серьёзный аргумент. Бомбардировка Дрездена была использована министром пропаганды Третьего Рейха Йозефом Геббельсом для последней масштабной акции. 13 февраля исполняется 70 лет одному из чудовищных событий Второй мировой войны — бомбардировке Дрездена англо-американской авиацией.