Он знал, что в первую неделю Великого поста христиане особенно соблюдают себя в чистоте, поэтому повелел в течение этого времени осквернять кровью идольских жертв продукты, продаваемые на рынке. В субботу 2-й седмицы Великого Поста Церковью установлена первая Родительская суббота Великого поста. Сегодня в помощь всем, кто стремится сознательно участвовать в церковной молитве, мы публикуем на нашем сайте чинопоследования Богослужений первой седмицы Великого поста. Проповедь на Литургии в субботу первой седмицы Великого поста 28 февраля 2015 года.
Подготовительные недели к Великому посту
- Великий пост 2024
- Проповедь митрополита Евгения. Суббота первой седмицы Великого поста. Храм-на Крови. 04.03.2023
- Смотрите также
- Сырная седмица (Масленица)
- Великий пост. История и особенности
Суббота первой седмицы Великого поста
Это заповедь. Это не просто, чтоб мы знали, а то, чтобы мы это осознавали, чтобы об этом вспоминали и старались вложить в наше сердце вот это сознание: «без Мене не можете творите ничесоже». Зачем нам это сознание? А затем, что когда мы приобретем смиренное сознание, то действие благодати, которое обязательно смиренному дает Бог. А какое это действие благодати? Плод духовный есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Вот эти все многосторонние действия благодати Святаго Духа в нашей душе обязательно в этом случае будут нами восприниматься как не свои, а как Божий дар, как Божья сила, в нас действующая. А иначе она в нас действовать не будет, Божья сила, если будет это действие, хотя бы в малой степени. Ну, к примеру, помолились внимательно, или милость кому-то оказали, или съели поменьше, или не раздражились. И если это мы будем осознавать, как свое, то у нас это отнимется, потому что Бог гордым противится.
И еще сказано: «не изыдеши, Боже, в силах наших», — говорит Давид см. То есть когда мы осознаем Божью благодать как свое, благодать отнимается. А как еще сказано: «вниду в силе Господне» Пс. То есть что значит «вниду в силе Господне»? Те силы, которые в нас действуют добрые, благодатные. Их надо сознавать, как не свое. Вот это дает нам возможность приобретать Божью благодать. И эти все наши внешние правила, ну не было правила пойти по воскресениям, и человек бы и не ходил. Зачем ходить, если это не обязательно.
А вот когда уже не первое время, а много ходим, но не ради правила. А ради чего мы в церковь ходим? В пасхальном каноне об этом прекрасно говорится. Уже недолго, даст Бог, доживем и услышим: «просвещается божественными лучами и живоносными Воскресение Сына Твоего, Богомати Пречистая, и радости исполняется благочестивых собрание». Если человек пришел в церковь, стал членом нашего благочестивого церковного собора, то обязательно в меру своего благоговения и усердия просвещается божественными и живоносными лучами благодати. И мы из церкви выходим уже не такими, как вошли, а освященными Божьей силою, укрепленными в духовной жизни.
Панихида на первой неделе Великого поста не совершается не только в будние дни, но и в субботу. Вечером совершается всенощное бдение накануне воскресного дня. Дни памяти: Великомученика Феодора Тирона. Пост: По монастырскому уставу разрешена не только вареная пища, но и еда, заправленная растительным маслом.
Предыдущая публикация Песнопения Великого повечерия: «Господи Сил, с нами буди» Свято-Троицкий кафедральный собор Местная православная религиозная организация Приход Свято-Троицкого кафедрального собора г.
Литургия преждеосвященных Даров состоит из великопостных 3, 6, и 9 часов, вечерни и собственно литургии. Великопостные богослужебные часы отличаются от обыкновенных, тем, что, кроме положенных трех псалмов, на каждом часе читается по одной кафизме; отличительный тропарь каждого часа читается священником пред царскими вратами и три раза поется на клиросах с земными поклонами; в конце каждого часа читается молитва св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми; дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу Твоему. Ей Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.
Перед самой преждеосвященной литургией отправляется обыкновенная вечерня, на которой после стихир, поющихся на Господи воззвах, совершается вход с кадилом, а в праздники с Евангелием, из алтаря в царские врата. По окончании вечернего входа читаются две паремии: одна из книги Бытия, другая из книги Притчей. По окончании первой паремии священник в отверстых вратах обращается к народу, делая крест кадилом и горящею свечою, и говорит: свет Христов просвещает всех! Верующие при этом падают ниц, как бы пред Самим Господом, моля Его о просвещении их светом Христова учения для исполнения заповедей Христовых. Пением да исправится молитва моя оканчивается вторая часть преждеосвященной литургии, и сугубой ектеньей начинается собственно Литургия преждеосвященных Даров. Вместо обыкновенной херувимской песни поется следующая умилительная песнь: Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершенна дориносится.
Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа 3-жды. Среди этой песни совершается великий вход. Дискос со св. Агнцем с жертвенника, через царские врата, на св. Предстоящие падают ниц на землю в благоговении и святом страхе пред св.
Во время Великого входа Святая Чаша выносится в безмолвном молчании, все умолкает и слышен только звон кадила, что придает особую торжественность и строгость этого действа. Великий вход на преждеосвященной литургии имеет особенную важность и значение, чем на литургии св. За преждеосвященной литургией в это время переносятся уже освященные дары, тело и кровь Господа, жертва совершенная, Сам Царь славы, поэтому-то освящения св. За этим литургия преждеосвященных даров имеет сходство с литургией Златоуста; только заамвонная молитва читается особая, примененная ко времени поста и покаяния. Но во время Великого поста их поют на Литургии преждеосвященных Даров, которая совершается по средам и пятницам и в первые три дня Страстной седмицы. По традиции во время этого песнопения все молящиеся становятся на колени, а певчие выходят в центр храма к солее.
Протоиерей Дмитрий Смирнов так объясняет смысл этой молитвы: «Кадило -это такой прибор, куда кладется уголь и ладан фимиам, то есть благовонное вещество. И каждение этим благовонным дымом является образом нашей молитвы. Как кадильный дым возносится вверх, к небесам, так и молитва возносится к Богу. Мы люди грешные и наша молитва «неисправна». И мы просим у Бога, чтоб Он исправил нашу молитву». Текст молитвы: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя.
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. И не потому, что позволяется в эти дни есть что-то скоромное. Скоромное для здоровых телесно людей запрещено до самой Пасхи. А потому, что в субботние и воскресные дни служится полная, настоящая литургия.
Так литургия помещается Церковью во главу угла, и от ее наличия или отсутствия дни становятся праздничными или скорбными соответственно. Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб — это литургия Преждеосвященных Даров. Она отличается от традиционной литургии тем, что на ней не приносится Богу Бескровная Жертва. Жертва принесена заранее, дары освящены, и ими можно причаститься.
Вся служба — это приготовление к причастию заранее заготовленными дарами. Главная мысль, которая должна родиться от внимания к поднятой теме, — это тоска по причащению, скорбь разлуки. Это нежелание оставаться даже в течение одной седмицы без святых таин. Пусть нельзя торжествовать, а надо смиряться и плакать. Но все равно не причащаться нельзя, и, значит, надо причаститься хотя бы заранее приготовленными дарами. Невозможно понять литургию Преждеосвященных Даров, ее чин, ее происхождение, необходимость в ней без любви к таинствам и практики частого причащения.
Что хотите, говорите, и, что хотите, думайте, но если бы в Древней Церкви была традиция причащаться пять-шесть раз в год, то литургия Преждеосвященных Даров никогда не возникла бы. Не возникла бы сама нужда в ней. А нужда эта называется: не могу без Христа и причастия. Если причащаться редко, то и литургию служить надо редко, заполняя остальные дни чтением обедницы, псалмопением, акафистами, поучениями и проповедями. Но это - честный путь в никуда, что и незрячему должно быть понятно. Литургию оставлять нельзя.
Она — наше единственное богатство. Нужно, напротив, так крепко полюбить литургию, чтобы через нее понять церковную жизнь вообще. Хомяков совершенно справедливо говорил, что «христианство понимает лишь тот, кто понимает литургию». Мария Египетская не иначе ушла в пустыню на долгие годы, как причастившись. Еще не очищенная от страстей, она словно в залог на будущее получила причащение и благодать, чтобы там, в пустыне, иметь Божественную помощь. Вот и мы, по слову Андрея Критского, должны вселиться «в пустыню страстей покаянием».
Во время поста страсти обнаруживают себя, просыпаются, томят и тревожат душу. Временами не просто тревожат, но жгут и опаляют. Нужда в Божественной помощи становится более востребованной, более ощутимой. Для таких благопостящихся тружеников, ощутивших особо остро свою немощь, и создана литургия Преждеосвященных Даров. По своему чину она соединяется с вечерней, и служить ее хорошо бы вечером. Не спешите возражать — дайте договорить.
Собственно сложность вечернего служения только одна — долгий евхаристический пост. Все остальное — технические детали. Отговорка, что, мол, так уже давно не делали, не работает. У нас много чего хорошего не делали, а ко многому плохому привыкли. Что ж нам, все ошибки маркировать значком «не тронь», а от всего забытого наследия отмахиваться? Непривычно длинный евхаристический пост — единственное серьезное вопрошание на пути к вечерней литургии Преждеосвященных Даров.
Но разве не для этого и существует пост, чтобы ощутить голод и жажду, некую тонкую слабость в теле и легкую сухость во чреве? Разве мы совсем уже отказались от трудов, усилий, воздержания и годны только на то, чтобы ублажать свои немощи? Стоит только попробовать, и людей, готовых к борьбе и молитве, окажется больше, чем мы думали. Дети на этой службе не причащаются. Для них есть суббота и воскресенье. Скажут: мол, старики не могут долго без лекарств и еды.
Но и для них есть суббота и воскресенье. А те, кто может не есть и не пить до вечера, кто силен и крепок, кого по молодости и по избытку сил тревожат плотские страсти, пусть терпят и борются с собой. Скажу вам больше: на поверку оказывается, что старики готовы не есть и молиться в ожидании причащения нередко чаще молодых. Да и молодые люди жаждут подвига чаще, чем нам кажется. Больше сложностей нет. Дальше одни наслаждения.
Стоит однажды в жизни отслужить эту службу вечером, хотя бы ради опыта и ощущения контраста. Стоит пропеть: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний», — не в 8:30, а в 18:00, когда солнце действительно пришло на запад. Стоит ощутить, насколько лучше сочетать свой ум со словами псалма: «Воздеяние руку моею — жертва вечерняя», — во мраке храма, освещенного лишь лампадами, а не при ярком солнечном свете. И «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» несравненно лучше и естественнее произносить поздним вечером, а не до полудня. Стоит телом понять, насколько лучше молиться на совершенно пустой желудок, чтобы потом избрать путь древний и лучший, хотя и более трудный. Все пения, каждения, коленопреклонения, все хождения со свечами и фимиамом вокруг Евхаристического Агнца, все молитвы святого Ефрема предназначены здесь для вечерней поры.
Эта служба таинственна и по-особому интимна. Она чуждается прямых солнечных лучей и электрического света, поскольку на ней причащаются Христу люди, решившиеся на усиленный подвиг, люди, стеснившие себя ради широты Небесного Царствия. Литургия вообще не для чужих глаз. Сущая болезнь и истинное наказание — это наши всегда открытые на службе двери и случайный народ, покупающий свечи и торгующийся у столов с записками в любой момент службы. Читается ли Евангелие, поют ли Херувимскую, всегда кто-то будет блуждающим взглядом искать места на подсвечнике для своей свечи. Дал бы Бог, чтоб мы повзрослели, стали серьезнее и когда-нибудь на возгласе «Двери, двери!
Так на обычной литургии. Но на литургии Преждеосвященных Даров это еще серьезнее. Тут совсем не место случайным людям, забредшим на огонек, «не могущим молиться с нами». Их сразу видно. Они не преклоняют со всеми колен, они пялятся на священника при возгласе «Свет Христов просвещает всех! Их точно нельзя причащать.
Она, литургия Преждеосвященных Даров, поднимает планку требований к духовенству. Нужно многое объяснить, рассказать. Нужно научиться толковать тексты Бытия и Притчей, читаемые на этих службах.
Close Божественная литургия святителя Иоанна Златоустогов субботу первой седмицы Великого поста Сегодня в субботу первой седмицы Великого поста наместник Высоко-Петровского монастыря епископ Луховицкий Евфимий совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоустого. В субботу и воскресенье Великим постом совершаются полные Литургии. Те особенности, которые мы видели за богослужением будних дней, уже нет, но это вовсе не означает, что пост в эти дни отменяется.
Храм в честь Воскресения Христова
Ныне вы ощущаете исполнение этого гласа на самом деле! Поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас — сосуд Божественного таинства; каждый из вас — храм, в котором Сын Божий с Предвечным Отцем Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает. Уже теперь вы не свои: вы — Божии. Вы куплены Богом ценою крови Сына Его 1 Кор. Не можете принадлежать ярму чуждому! Если кто из вас доселе был темный грешник, тот отныне соделался праведником правдою Сына Божия. Эта слава ваша, это богатство ваше, эта праведность ваша неужели пребудут в вас только до того времени, доколе вы во храме, или кратчайшее время по исшествии из храма? Неужели вы опять предадитесь в работу тлению?
Неужели Иисус, вошедший Святыми Тайнами в сердца ваши, принужден будет уклониться из них по причине множества помышлений, намерений, слов, дел греховных, которые вы допустите в себя? Да не совершится эта горестная измена Спасителю, это предательство Спасителя! Пребудьте Храмом Божиим, служите вселившемуся в вас Господу тщательным исполнением Его Святых заповедей — и Он пребудет в вас. Он сохранит вас на пути земной жизни от всякого преткновения, введет вас безмятежной и нестрашной смертью в пристанище блаженной вечности.
Великие Луки Опубликовано: 27 апреля 2024 Просмотров: 64 27 апреля 2024 года, в Седмицу 6-ю Великого поста седмица ваий , Лазареву Субботу, епископ Великолукский и Невельский Сергий совершил Божественную литургию в Свято-Вознесенском кафедральном соборе г.
Великие Луки. Его Преосвященству сослужили: протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Великолукского епархиального управления; протоиерей Димитрий Соловьев, настоятель храма святителя Тихона в Кунье; клирики Свято-Вознесенского собора г. Диаконский чин возглавил иеродиакон Андрей Парфенов , заведующий канцелярией Великолукского епархиального управления.
Святому Апостол, к Тимофею, зачало 292. И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
Ты убо злопостражди яко добр воин Иисус Христов. Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никтоже бо воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
Труждающемуся делателю прежде подобает от плода вкусити. Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Разумей, яже глаголю: да даст убо тебе Господь разум о всем. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
Поминай Господа Иисуса Христа воставшаго от мертвых, от семене Давидова, по благовествованию моему, Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, В немже злостражду даже до уз, яко злодей: но слово Божие не вяжется. За которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. Сего ради вся терплю избранных ради, да и тии спасение улучат еже о Христе Иисусе, со славою вечною. Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. Аллилуиа, глас 4: Праведник яко финикс процветет, яко кедр иже в Ливане умножится.
Стих: Насаждени в дому Господни, во деворех дому Бога нашего процветут. Евангелие от Марка, зачало 10. Во время оно, Иисус в субботу проходил засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся Царю нашему, Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков.
Что можно делать на шестой неделе
- Календарь Великого поста: пятница, суббота Седмицы первой — Свято-Троицкий кафедральный собор
- Правила и традиции
- Какого числа Великий пост в 2024 году
- Читайте также
- Какого числа Великий пост в 2024 году
- Первая неделя Великого поста: советы пастырей
Великий пост 2024
В этот день, в первую субботу Великого поста, мы празднуем дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона, которое имело такую предысторию. В этот день, в первую субботу Великого поста, мы празднуем дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона, которое имело такую предысторию. В субботу 1-й седмицы Великого поста Православная Церковь празднует память св. вмч. Первая неделя Великого поста носит название «Торжество православия» и посвящена победе Православной Церкви над различными ересями. Первая седмица Великого поста имеет народное название «Фёдорова неделя». Первая седмица Великого Поста (в двух томах).
Проповедь в субботу первой седмицы Великого поста. Игумен Анфим (Черный)
Великий пост дается нам, чтобы мы очистили свою душу и в течение года приносили плоды достойные покаяния. Да дарует Господь нам силу, трезвение духовное, чтобы со светлыми чувствами встретить Пасху Христову и благодатно провести весь предстоящий год. Пресс-служба Бузулукской епархии.
Цвет священнических облачений подчеркивает постное время, это еще одна особенность текущего периода. Завершить первую седмицу Великого поста следует конечно же полноценным участием в Божественной литургии, то есть причаститься Святых Христовых Тайн. Следует поисповедаться накануне, в субботу вечером и уже утром в воскресенье быть к началу службы.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, а по ее окончании Владыка прочитал молитву о Святой Руси.
На заупокойной ектении были вознесены молитвы о упокоении безвинно убиенных в результате теракта в подмосковном Красногорске.
Единственная уставная служба с пением Акафиста Лазарева Суббота — отлич. Часть воскресной службы перенесена на субботу, т. Вайи Господский праздник.
Критского на утрене. На 1 седмице канон делится на 4 части и прочитывается в первые 4 дня на великом повечерии - читается первая часть жития Марии Египетской - 50 псалом - канон А. Критского целиком полный канон есть 2 песнь - по 3-й песни седален - читается 2 часть Марии Египетской. В великопостный период Церковь отлагает в богослужении всякую торжественность.
И прежде всего она не совершает самого торжественного христианского богослужения — полной литургии в седмичные дни Великого поста, за исключением суббот и воскресений. Особенно широко используется чтение Псалтири. Во все церковные службы вводится молитва св. Ефрема Сирина с великими поклонами.
Наконец, дневные церковные службы- третий, шестой и девятый час — Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост. С понедельника вечером по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св. Андрея Критского. Внешнее отличие канона св.
Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней включая 2-ю , и к каждому тропарю поется припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь св. Марии Египетской, обратившейся от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были прибавлены тропари в честь творца его — св.
Первая седмица Великого поста
Первая великопостная седмица Великого поста отличается особенной строгостью, а богослужения — особенной продолжительностью. Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Вторник седмицы второй Великого поста. Первая неделя Великого поста носит название «Торжество православия» и посвящена победе Православной Церкви над различными ересями.
Седмица первая Великого поста
Первая неделя Великого поста, она особенная. В канун недели первой Великого поста, Торжества Православия, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил всенощное бдение в Вознесенском архиерейском подворье города Екатеринбурга. Надо стараться провести время Великого поста достойно, поститься постом приятным, чтобы Святая Четыредесятница была для нас радостной весной духовной, чтобы солнце правды согревало наш путь.
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?
Константинопольскому и посоветовал как осквернения избежатьот вкушения идоложертвенного. Вторая, третья и четвертая — относится к одному типу Богослужения. Темы:1 Всех Святых 2 Поминовение усопших Родительские субботы. Служба с «Аллилуйя» по Триоди, Октоиху и Минеи. На Утрене: «Апостоли, мученицы и пророцы…», «Помяни, Господи, яко благ…» Тропари Эти субботы называются малыми родительскими заупокойными субботами. Их Богослужение не такое полное и торжественное, как во Вселенские Родительские: Мясопустную и Троицкую. Особенности: — читаются 16 и 17 кафизмы - тропари по Непорочных заупокойные: «Благословен еси, Господи, научи мя…» - служба носит заупокойный хар-р. Тропари, как на Панихиде и отпевании. Уникальное Богослужение.
Празднование установлено в честь неоднократного избавления Константинополя от арабов персов и россов. Тропарь дня: «Повеленное тайно…» - в тех местах службы где полагаются седальны поется Акафист. Единственная уставная служба с пением Акафиста Лазарева Суббота — отлич. Часть воскресной службы перенесена на субботу, т. Вайи Господский праздник. Критского на утрене. На 1 седмице канон делится на 4 части и прочитывается в первые 4 дня на великом повечерии - читается первая часть жития Марии Египетской - 50 псалом - канон А. Критского целиком полный канон есть 2 песнь - по 3-й песни седален - читается 2 часть Марии Египетской.
В великопостный период Церковь отлагает в богослужении всякую торжественность. И прежде всего она не совершает самого торжественного христианского богослужения — полной литургии в седмичные дни Великого поста, за исключением суббот и воскресений.
И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. И святаго, от Иоанна, зачало 52.
Сказал Господь Своим ученикам: сие заповедаю вам, да любите друг друга. Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Поминайте слово, еже Аз рех вам: несть раб болий господа своего: аще Мене изгнаша, и вас изженут: аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдут: Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего.
Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но сия вся творят вам за имя Мое, яко не ведят Пославшаго Мя. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Аще дел не бых сотворил в них, ихже ин никтоже сотвори, греха не быша имели: ныне же и видеша, и возненавидеша Мене и Отца Моего: Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, писанное в законе их, яко возненавидеша Мя туне.
Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Сия глаголах вам, да не соблазнитеся. Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. От сонмищ ижденут вы: но приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу: Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
Причастен: В память вечную: На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре, святаго Григориа Нисскаго. И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными.
Аллилуиа, глас 4: Праведник яко финикс процветет, яко кедр иже в Ливане умножится.
Стих: Насаждени в дому Господни, во деворех дому Бога нашего процветут. Евангелие от Марка, зачало 10. Во время оно, Иисус в субботу проходил засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.
И фарисее глаголаху Ему: виждь, что творят в субботы, егоже не достоит? И Той глаголаше им: несте ли николиже чли, что сотвори Давид, егда требование име и взалка сам и иже с ним? Како вниде в дом Божий при Авиафаре архиереи, и хлебы предложения снеде, ихже не достояше ясти токмо иереем, и даде и сущим с ним?
Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И глаголаше им: суббота человека ради бысть, а не человек субботы ради: И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; Темже господь есть Сын Человеческий и субботе. Посему Сын Человеческий есть господин и субботы.
И вниде паки в сонмище: и бе тамо человек, суху имый руку. И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И назираху Его, аще в субботы изцелит его, да Нань возглаголют.
И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. И глагола человеку суху имущему руку: стани посреде. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
И глагола им: достоит ли в субботы добро творити, или зло творити? Они же молчаху. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать?
Но они молчали.
Святой Феодор вновь исповедал себя христианином. Его заключили в тюрьму и стали морить голодом. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Когда святого Феодора обнаружили живым, его вновь привели к правителю. Святой Феодор еще раз смело исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Великомученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свой дух Богу. Это было в 305 или 306 году.
Тело святого Феодора, не поврежденное огнем, испросила у властей христианка Евсевия и погребла в городе Евхаитах, недалеко от Амасии.
Суббота первой седмицы Великого поста
В ветхозаветный период Священной истории прообразами Четыредесятницы были 40-дневные посты пророков Моисея Исх. В Церкви Четыредесятница установлена в воспоминание 40-дневного поста Спасителя Мф. Иисус Христос Мф. Святые апостолы также приготовляли себя к службе постом Деян. В «Правилах Святых Апостолов» читаем: «Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу перед Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен.
И действие такой молитвы тоже будет обязательно совершаться в нашей жизни. Когда мы от души молимся, одно из того, что нам это дает то, чтобы мы, помолившись, осознали. Вот это сознание необходимо растворять в наших молитвах, что я почему прошу, потому что сам не могу. Вот, к примеру, Божьей Матери молимся в утренних молитвах: «Ступати право мя настави, путю Христовых заповедей. Бдети к песни укрепи …» почему мы просим, потому что сами не можем. Вот когда это сознание присутствует в наших молитвах, целенаправленно мы это осознаем, это дает плод смирения.
Что это за слова? Это заповедь. Это не просто, чтоб мы знали, а то, чтобы мы это осознавали, чтобы об этом вспоминали и старались вложить в наше сердце вот это сознание: «без Мене не можете творите ничесоже». Зачем нам это сознание? А затем, что когда мы приобретем смиренное сознание, то действие благодати, которое обязательно смиренному дает Бог. А какое это действие благодати?
Плод духовный есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Вот эти все многосторонние действия благодати Святаго Духа в нашей душе обязательно в этом случае будут нами восприниматься как не свои, а как Божий дар, как Божья сила, в нас действующая. А иначе она в нас действовать не будет, Божья сила, если будет это действие, хотя бы в малой степени. Ну, к примеру, помолились внимательно, или милость кому-то оказали, или съели поменьше, или не раздражились. И если это мы будем осознавать, как свое, то у нас это отнимется, потому что Бог гордым противится. И еще сказано: «не изыдеши, Боже, в силах наших», — говорит Давид см.
То есть когда мы осознаем Божью благодать как свое, благодать отнимается. А как еще сказано: «вниду в силе Господне» Пс. То есть что значит «вниду в силе Господне»? Те силы, которые в нас действуют добрые, благодатные. Их надо сознавать, как не свое. Вот это дает нам возможность приобретать Божью благодать.
И эти все наши внешние правила, ну не было правила пойти по воскресениям, и человек бы и не ходил.
Протоиерей Андрей Ткачев призывает всех в пост почувствовать вкус хлеба и воды. Но делать это стоит лишь ради Христа. Пост — своеобразное мученичество, которое человек несет самопроизвольно.
Главная цель поста — в воздержании души от блудных помыслов, осуждения, «похоти очей, похоти плоти и гордости житейской» по словам апостола, то есть отчуждение от духа мира сего 1 Иоанн, 2,16. Мы, христиане, должны в Великий пост стать не от мира сего, не такими, как неверующие люди. Должен быть виден контраст между православными постящимися и нецерковными людьми. И это не должно выражаться в надменности и гордости фарисейской.
Мы должны стать как светлячки, как действительно «церкви Бога Живого» 2 Кор. Для достижения используются все цели: частое посещение храма, участие в Таинствах Церкви , продолжительные молитвы, чтение Библии , акафистов, канонов. И итог этого поста — должен быть очищение души от грехов с помощью покаяния, полное исправление жизни, приближение к Богу и соединение с Ним духом. Что может быть прекраснее!
И это — главная цель Великого поста и первой седмицы в частности. Все это нам нужно для спасения души и достойной встречи самого важного праздника — Светлого Христова Воскресения. Кому разрешается не поститься Святые отцы никогда не делали акцент на телесной стороне поста. Главное — не ограничение в пище, а очищение души от страстей.
Тело лишь должно служить этой цели. Как сказал святой: тело подобно ослику, если не докормишь — не довезет до Царствия Небесного, а перекормишь — взбесится». Мы не должны служить телу, а оно — нам для достижения высшей цели. Святой Пимен Великий сказал: «мы — не плотеубийцы, а страстеубийцы».
Как мы уже и говорили, в субботу и воскресенье Великим постом совершаются полные литургии. Те особенности, которые мы видели за богослужением будних дней, уже нет, но это вовсе не означает, что пост в эти дни отменяется. В субботу вечером совершается традиционное воскресное всенощное бдение. Облачение священников в эти дни — фиолетовое, в отличие от будних дней поста, когда священнослужители были облачены в черные ризы.