Башкирские народные праздники Праздник по-башкирски называется байрам. 22 июля 2023 года в 10.00 в пос. Южный муниципального района Большеглушицкий Самарской области состоится ежегодный областной башкирский национальный праздник «ЙЫЙЫН». Смотрите видео онлайн «10 Календарные праздники башкирского народа» на канале «БГПУ им. М. Акмуллы» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 11 апреля 2022 года в 12:53, длительностью 00:00:57, на видеохостинге RUTUBE. Традиционные мусульманские праздники в Башкирии объявляют выходными днями. Праздники и традиционные мероприятия — у башкиров много национальных праздников и традиций.
Религиозные праздники башкортостана
Во время праздников башкиры проводят массовые выезды на природу, где они наслаждаются красотой окружающей природы, проводят различные спортивные соревнования и национальные игры. Национальная одежда — башкиры носят свою национальную одежду, которая характеризуется яркими цветами и красивыми узорами. Несмотря на факт фиксации праздника «сабантуй» у башкир уже в 17-18 вв., этнологам и историкам хорошо известно, что у различных башкирских родов праздник назывался по-разному (майдан, йыйын, зиен, жыйын). Вторая часть праздника состояла из праздничных состязаний – скачек, бега, борьбы на кушаках. Уникальный национальный праздник «Барда-Йыйын» прошёл накануне в Пермском крае. С культурой и традициями проживающих в Бардымском районе башкир и татар познакомились и представители делегации из нашей республики.
Когда впервые начали отмечать Сабантуй
- Историческое происхождение и значение Сабантуя
- Традиции башкир – подарки для гостей и запросы невест
- Кто приходит в Новый год к народам Башкортостана? – МБУК Бакалинская межпоселенческая ЦБС
- БАШКИРСКИЙ НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК “ҠАРҒА БУТҠАҺЫ” (ВОРОНЬЯ КАША)
VI Республиканский праздник башкирского фольклора «Ашкадар тандары» продолжил свою работу.
Традиции и Обычаи Башкирского Народа | это народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весен-них полевых работ. Его еще иногда называют праздником плуга (сабан на татарском языке -плуг и туй - праздник). |
Национальный праздник татар и башкир "Сабантуй" | Национальные праздники татар, башкир, казахов, бурятов, удмуртов. |
В Башкортостане отметят День национального костюма народов республики
Доклад о Республике Башкортостан. Бурзянский район река Агидель. Река Агидель Уфа. Бурзянский район Республики Башкортостан природа. Республика Башкортостан река белая. Южный Урал гора Ямантау. Гора малый Ямантау Башкортостан. Гора большой Ямантау Башкирия.
Гора Иремель в Башкирии. Молодежь Башкортостана. Башкиры молодежь. Йыйын молодежи. Молодежная группа Башкортостан. Традиция Башкиров Национальная Башкиров. Национальные праздники башкирского народа Йыйын.
Уральские горы гора Ямантау. Гора Ямантау Башкортостан. Урал гора Ямантау. Ямантау Южный Урал. Конные походы конные Башкирия. Конный туризм Башкирия. Конный тур Белорецкий район Арский.
Башкирия конный маршрут Арский камень. Башкирский национальный инструмент курай. Курай национальный инструмент Башкиров. Курай национальный музыкальный инструмент башкир. Башкирский народный инструмент курай. Тенгри турбаза Белорецкий район. Конная прогулка Белорецкий район Кага.
Конные походы в Башкирии. Урал Башкирия походы. Зианчуринский район Республики Башкортостан природа. Национальный парк Башкирия Нугуш. Природа Башкирии курай. Природа Зианчуринского района Башкортостана. Мишкинский район Республики Башкортостан.
Население Мишкинского района Республики Башкортостан. Русские в Башкирии. Собор русских Башкортостана. Нугушское водохранилище Башкортостан. Водохранилище Башкортостана Нугуш. Нугушское водохранилище парк Башкирия. Смотрящего Башкирии посадили.
Башкирия Белорецкий район. Б елорецкий районелорецкий. Доменные ворота Белорецкий район. Г Белорецк Белорецкий район. Памятник атака. Памятник Салавата Юлаева, Благовещенске, Башкортостан низах.. Сосланбек Тавасиев памятник Салавату.
Экологическая катастрофа. Ужасные дороги в деревне. С днем навоза. Навозом пропахла. Национальный парк Башкирия река Нугуш. Река Нугуш Южный Урал. Пятилистник на реке Нугуш.
Каньон пятилистник Нугуш.
Но когда Ибрахим занес нож над сыном, аллах его остановил и велел принести в жертву барана. Поэтому в этот день правоверные мусульмане вспоминают жертву пророка Ибрахима и раздают милостыню бедным и голодающим. Почему Курбан-байрам всегда проходит в разные дни Ежегодно праздник выпадает на разные дни из-за особенностей мусульманского лунного календаря. По традиции, праздник отмечается через 70 дней после другого большого исламского события — Ураза-байрама и является завершением хаджа. В этом году Курбан-байрам выпадает на 28 июня. В Башкирии этот день объявлен нерабочим праздничным днем. Накануне на оперативном совещании в правительстве региона Глава Башкирии Радий Хабиров поручил ответственно подойти к организации Курбан-байрама. Я знаю, управление ветеринарии подготовило отдельные места для забоя жертвенных животных. Прошу всех ответственных лиц серьезно подойти к организации этого светлого праздника», — отметил Глава республики.
Главными из состязаний были скачки на лошадях, борьба на полотенцах, бег. В каждой деревне варьировались соревнования, в некоторых из соревнований могли принимать участие и женщины, и дети: это бег в мешках, разбивание кувшина палкой вслепую, бой мешками лазание на столб, перетягивание каната, бег с коромыслом с полными ведрами воды. Трудным соревнованием, требующим большой ловкости и силы, было влезание на гладкое бревно, установленное вертикально. Наградой за удачный исход состязания часто были новые кожаные, украшенные кусочками цветной кожи, мягкие сапожки-ичиги, прикрепленные к самому верху. Это был желанный для многих и очень дорогой подарок, только самый ловкий из мужчин мог взобраться на самый верх.
Национальная борьба «куреш» проходила очень ритуально, по своим правилам. Борьбу на кушаках начинали дети, малыши 6-7 лет. Это было своеобразным зачином и подготовкой для остальных участников борьбы. После малышей борются мальчики постарше, подростки, потом юноши, потом уже взрослые мужчины. В качестве кушака используется полотенце, каждый борец, раздевшись до пояса, обхватывает своим полотенцем противника за талию и старается вывести его из состояния равновесия, повалить.
Тот, кто сумеет уложить противника на лопатки, становится победителем.
Победа в таких соревнованиях выдвигала юношу в число уважаемых, выдающихся личностей общины. Он получал звание батыра, а в случае войны возглавлял отряд воинов своего рода. Современные йыйыны Ученые отмечают, что со временем йыйыны были возрождены в пределах волости или в кругу родственных деревень, но их содержание и характер изменились — вопросы политического и экономического развития перестали на них подниматься, а развлекательная часть выдвинулась на первый план. Йыйыны башкиры проводят по сей день. Сегодня это слово употребляется в значении «форум, съезд». Свои йыйыны организуют представители разных родов — тамьянцы, катайцы, минцы и другие. Наиболее известен проводимый летом в Салаватском районе праздник «Салауат йыйыны», посвященный национальному герою башкир Салавату Юлаеву. На празднике выступают представители руководства республики, писатели, известные деятели культуры, почетные гости.
Интересно, что в последние годы йыйыны проводятся и башкирскими диаспорами, проживающими за пределами Башкортостана — в регионах России и за рубежом. В 2019 году в Ишимбайском районе у подножия горы Торатау с большим размахом впервые прошел Республиканский фольклорный праздник «Торатау йыйыны». На мероприятие собралось более 50 тысяч зрителей не только со всей Башкирии, но и из соседних регионов России. Это событие стало настоящим йыйыном башкир, где и обсуждались актуальные вопросы дальнейшего развития и объединения башкирского народа, и были использованы развлекательные традиции, как пришедшие из глубины веков, так и современные. В рамках праздника состоялось заседание исполнительного комитета Всемирного курултая конгресса башкир с участием гостей со всего мира. Этот праздник знаменует собой окончание посевных работ и традиционно проводится с конца мая по июль. Праздник Сабантуй также широко и на государственном уровне отмечается татарами. Похожие праздники существуют и у народов Поволжья чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов , и у казахов чабан-той , и у некоторых тюркских народов Кавказа балкарцев и ногайцев , однако они имеют свои особенности. Праздник в древности способствовал сохранению единства башкирской общины и укреплению межродовых связей.
Традиционно сабантуи проводились в каждом ауле, приглашались также жители соседних деревень. Хотя письменных источников, по которым можно судить об исторических корнях сабантуя, практически не сохранилось, по произведениям устного народного творчества, отдельным записям путешественников и исследователей ученые делают выводы о древности этого праздника.
Историческое происхождение и значение Сабантуя
- Башкирские праздники
- Как празднуют Сабантуй сегодня
- Когда и как отмечают Курбан-байрам в Башкирии в 2023 году - Новости
- Башкирские народные праздники. |
- В Башкирии рассказали о Дне национального костюма
- Муниципальные палаты
В Башкортостане отметят День национального костюма народов республики
Во время праздников башкиры проводят массовые выезды на природу, где они наслаждаются красотой окружающей природы, проводят различные спортивные соревнования и национальные игры. Народный праздник Сабантуй стал общеизвестным и широко отмечаемым среди многих народов, и особенно среди татар и башкир, в настоящее время Сабантуй отмечается и в крупных городах за пределами Татарстана и Башкортостана и в каждом поселении. Псковское агентство информации узнало, что такое Каргатуй, особенности его празднования у башкир, а также выяснило, какие блюда готовят к этому национальному празднику.
На портале «Объясняем.Башкортостан» рассказали о праздниках, посвященных национальному костюму.
- Численность
- В Пермском крае прошел национальный праздник башкир и татар «Барда-Йыйын»
- В Екатеринбурге прошёл фестиваль башкирской культуры
- Башкирские народные праздники «Йыйын» и «Сабантуй»
- Новый праздник в Башкирии отмечается во вторую пятницу сентября
- Кнопка онлайн-видео
Когда и как отмечают Курбан-байрам в Башкирии в 2023 году
Вторая часть праздника включала в себя скачки и другие состязания: бег, борьбу на кушаках. Соревновались не только в серьезных, но и в шуточных дисциплинах: в беге с яйцом на ложке, которую надо было удержать зубами, в гонках с полными ведрами на коромыслах, в скачках в мешке, а также в парной эстафете, связывая вместе ноги участников. Молодые люди сражались мешками с сеном на бревне, а также с завязанными глазами старались разбить палкой горшок. Самым популярным видом состязаний была национальная борьба куреш: двое участников пытались повалить друг друга на землю с помощью полотенца или широкого кушака. По традиции ее начинали два мальчика, затем юноши и мужчины соревновались по старшинству.
Кульминацией становился поединок двух батыров — самых сильных соперников. Победитель получал ценный приз, например живого барана. Проводили во время сабантуя и состязания на силу и ловкость: поднимали гири и штанги, перетягивали канат и палки. Также участники балансировали на подвешенном в воздухе бревне и взбирались на высокий гладкий столб, на вершине которого устанавливали приз, например клетку с петухом.
На сабантуе можно было показать не только физическую силу.
Тканые и вышитые полотенца ценились очень высоко и были самыми дорогими дарами наравне с барашком, которого выделяли богатые члены общины. Сбор подарков мог сопровождать гармонист с гармонью и тогда о переходе «сборщиков» подарков из дома в дом слышно было и на соседних улицах, звучали пожелания богатого урожая и удачного проведения Сабантуя в этом году. Во время обхода собирали сырые куриные яйца, которыми угощали во время Сабантуя участников состязаний.
Основную часть праздника составляли состязания на майдане. Главными из состязаний были скачки на лошадях, борьба на полотенцах, бег. В каждой деревне варьировались соревнования, в некоторых из соревнований могли принимать участие и женщины, и дети: это бег в мешках, разбивание кувшина палкой вслепую, бой мешками лазание на столб, перетягивание каната, бег с коромыслом с полными ведрами воды. Трудным соревнованием, требующим большой ловкости и силы, было влезание на гладкое бревно, установленное вертикально.
Наградой за удачный исход состязания часто были новые кожаные, украшенные кусочками цветной кожи, мягкие сапожки-ичиги, прикрепленные к самому верху. Это был желанный для многих и очень дорогой подарок, только самый ловкий из мужчин мог взобраться на самый верх. Национальная борьба «куреш» проходила очень ритуально, по своим правилам. Борьбу на кушаках начинали дети, малыши 6-7 лет.
Более древнее, доисламское название праздника — туй. Обряд обозначается термином йола. Многие обрядовые действия, ритуалы башкирских народных праздников совершались для того, чтобы содействовать труду скотовода, обеспечить благополучие в природе, вызвать рост трав, хороший приплод скота. Кроме того, различные обряды башкирских праздников йыйын, майдан, сабантуй служили средством передачи от старших молодым поколениям нужных, правильных, с точки зрения башкирского общества, духовных, физических и нравственных качеств.
Праздники джиин, сабантуй, майзан в главных чертах исполнялись одинаково. Обязательный их ритуал — выявление ловких, сильных, смелых джигитов: батыров, наездников, метких стрелков и т. Особенности жизни способствовали, очевидно, возникновению своеобразных форм праздников-соревнований. Это военизированные состязания в стрельбе из лука в цель, в борьбе, беге, скачках.
Из музыкальных инструментов на праздниках часто звучит башкирский курай — башкиская флейта, которой очень гордятся. Башкиры добились того, чтобы курай стал называться исключительно башкирским инструментом. Джиин йыйын Джиин, как летний праздник, был известен всем этнографическим группам башкир. Празднество джиин было распространено на более значительной территории, чем сабантуй и майзан.
Джиины собирались не только межродовые, но и более мелкие, локальные. Например, по случаю приезда гостя. Такой джиин являлся поводом для общения, обмена информацией отдельного родового подразделения или рода. В древности джиины собирались во время поминок влиятельного при жизни члена рода.
Так, например, юго-восточный джиин проводился на летней кочевке в начале июня. А северо-восточный проводился непосредственно после сева. Во всех вариантах праздника неизменными являлись: 1 подготовка к празднику сбор средств, для проведения праздника, украшение площадки ; 2 проведение соревнований, награждение победителей, 3 вечерние молодежные игрища. На джиинах в прошлом решались и брачные вопросы.
Не случайно свадьба у юго-восточных башкир называлась туй йыйьмы или баллы йыйын. Праздник майзан был известен в некоторых селениях северо-восточной Башкирии, а также в Аргаяшском, Кунашакском районах Челябинской области. Следует отметить, что в северо-восточной Башкирии был известен и праздник джиин, но в селениях, где он праздновался, не проводился праздник майзан. В группу «приглашающих» входили обычно самые лучшие танцоры аула, так как они должны были встречать гостей азартной пляской.
Они же оповещали соседние деревни о дне празднества. Обычно гости приезжали непосредственно в день празднования майзана. Многие шли пешком. Праздничную одежду несли в узелках.
Остановившись у реки, гости умывались, переодевались в праздничные одежды, а затем шли к майдану. Лица отбеливали или мазали глиной. На головы надевали шапку из березовой коры, сшитую в форме папахи. В таких одеяниях ряженые поджидали гостей где-нибудь в укромном месте.
Завидев приближение гостей из соседних деревень, ряженые выскакивали из своего убежища и начинали приближаться к гостям в азартном танце. Танцующие изображали всадников, скакали на палках. Площадь на празднике майзан также устраивалась в форме круга. Раньше на месте празднества устанавливались юрты или временные шалаши.
В центре площади устанавливали гладко выструганный столб длиной приблизительно в 10 метров. Вокруг него на расстоянии 20—25 м от центра очерчивали круг, который и назывался майдан площадь. Отличительной особенностью праздника майзан было то, что он был известен на ограниченной территории, о нем нет упоминаний в эпических сказаниях, легендах, народных песнях. Основными элементами майзана северо-восточных башкир были: 1 сбор призов; 2 сбор денег на покупку мяса; 3 подготовка площади праздника; 4 проведение соревнований в беге, борьбе, скачках под руководством старшины, старосты; 5 совместная трапеза, угощение гостей; 6 пляска ряженых во время встречи приглашенных гостей; 7 исполнение песен, плясок; 8 вечерние игры молодежи.
Женская площадка была украшена более красочно, ярко. Женщины соревновались в беге, прыжках, стрельбе из лука,борьбе. В старину женщины участвовали и в скачках. К празднику примыкал и цикл обрядов, совершавшихся в период весенних полевых работ сабанная помощь, сабанная вода, сабанная каша.
Многие исследователи считали, что название праздника произошло от слова сабан — плуг. Для празднования сабантуя чаще выбиралась пятница. Кочевые башкиры в прежнее время, по окончании праздника, начинали готовиться к выезду на кочевку, а оседлые другие к севу. У кочевников рядом с полями оставались дети и старики, чтобы следить за птицами и урожаем.
Известно, что у многих тюркоязычных народов аналогичное празднество проводилось в день откочевки на летние пастбища и знаменовало собой приход весны. Некоторые группы юго-восточных башкир засевали небольшие поля до откочевки на летние пастбища. О древности традиций земледелия у башкир-кочевников говорит наличие блюд из яровых злаков.
Главным божеством у них был Тенгре. А зима подчинялась божеству рангом пониже — Кыш Тонгресе. Народ этого зимнего бога называл Кыш Бабаем. Именно он устраивал в честь Тенгре веселое празднество. Кыш Бабай всегда приглашал на праздник других богов и духов тюркского пантеона. Обязательно присутствовали любимая дочь зимнего волшебника Кар Кызы, лесной дух Шурале, дух воды Су Анасы.
В наше время они материализуются и помогают Кыш Бабаю принимать гостей. Сам праздник Нового года назывался Нардуган и продолжался с 21 декабря по 1 января. Белорусы знают, как задобрить дедушку Зюзю Зюзя со своей внучкой Снягуркой фото из открытых источников В Белоруссии на Новый год всегда ждут Зюзю. Его имя произошло от слова «зюзець» — мерзнуть. Исследователи считают, что позднее некоторые черты Зюзи воплотились в знакомом всем нам образе Деда Мороза. Однако путать этих персонажей не стоит. Бог зимы вовсе не был добрым и миролюбивым.
В Пермском крае прошел национальный праздник башкир и татар «Барда-Йыйын»
Зимние национальные праздники башкир – это особое время, когда жители этого региона отмечают и празднуют свою национальную культуру и традиции. Традиционные национальные праздники. bashkiry 5. Существуют 5 основных праздников у башкир, которые празднуются как издревле и так в настоящее время: Ураза-байрам. День национального костюма народов Республики Башкортостан отмечают дважды в год — в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября. В Башкортостане стало доброй традицией отмечать День национального костюма всех народов, проживающих на территории региона. Праздник проходит согласно Указу Главы республики Радия Хабирова два раза в год: в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября. День национального костюма народов Республики Башкортостан отмечают дважды в год — в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября.