Зачем читать классическую литературу? Пройдемся по классике: как полюбить классическую литературу. Мы часто слышим о пользе классической литературы, но чем она в действительности отличается от любого другого чтива? Недавно интернет взорвала статья Тима Паркса «Зачем читать книги современных писателей?». И почему не нужно читать только профессиональную литературу.
Что мне дает классическая литература?
- Домашний очаг
- ПОЧЕМУ ВАЖНО ЧИТАТЬ КЛАССИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ
- Зачем нужно читать классику
- 5 причин зачем нужно читать классику
- Нужна ли современному читателю классическая литература?
Уроки литературы: устарела ли школьная классика?
Читают ли взрослые классическую литературу или, окончив школу, больше не возвращаются к ней? Читают ли взрослые классическую литературу или, окончив школу, больше не возвращаются к ней? Давайте для начала разберемся, что такое классика и классическая литература в частности. Читая классическую литературу, нельзя не заметить проходящий красной нитью лейтмотив: «Любить значит страдать».
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Так мы учимся основам психологии. Классика показывает нам выход из реальных жизненных ситуаций. Как человеческие типажи, так и жизненные ситуации в нашей жизни имеют свойство повторяться. Вопросы добра и зла, любви и измены, дружбы и предательства относятся к категории вечных.
Человечество из поколения в поколение бьется над их решением. Неудивительно, что фабула многих классических произведений нередко повторяет прозу нашей с вами жизни. Путешествие по страницам книг поможет найти решение насущных проблем, посмотреть на волнующие ситуации со стороны и найти нужное решение актуальных вопросов.
Классическая литература развивает культуру речи, обогащает язык. Признанные мастера слов учат нас искусству размышлять, анализировать, грамотно и изящно излагать свои мысли.
Следовательно, нельзя с одних и тех же позиций рассматривать его лирику периода Царскосельского лицея и те произведения, которые были написаны им в Михайловском и после Михайловского. Это два совершенно разных по мировоззрению писателя и поэта.
Владимир Кошевой Раскольников. Кадр из фильма "Преступление и наказание" Так что, не учитывая разные обстоятельства в жизни писателя и эволюцию его мировоззрения, мы обречены на непонимание и его творчества, и всей русской литературы. Да и мы сами меняемся с каждым годом, значит, изменяется и наше восприятие литературных произведений. Многие произведения я перечитываю если не ежегодно, то раз в два года — несомненно, чтобы обновить в памяти.
И когда готовишься к лекциям и практическим занятиям, чтобы выделить какие-то интересные моменты, то самое удивительное, что каждый раз что-нибудь новое находишь и для себя. В этом и величие, и сила русской словесности! Именно потому никогда не бывает скучно читать классику, ибо она пробуждает твою собственную мысль, приходят интересные озарения, осознание исторической связи прошлого и действительности, открытие многогранной личности писателя. Скажем, через лирику можно лучше понять поэта, через прозаические художественные произведения можно понять его мировоззрение и так далее.
Книга — это общение. Без книги не может развиваться личность В минувшем году у нас широко отмечался юбилей Лермонтова — 200 лет со дня рождения. Но мало кто обращает внимание на то, как много читал Лермонтов. С самого детства, и когда учился в Благородном пансионе при университете, и когда два года был студентом философского факультета Московского университета, он очень много читал.
У него мало было друзей — в общем-то, почти не было друзей, но самым настоящим его другом была книга. И многие отмечали, что на переменах его всегда видели сидящим на подоконнике с какой-нибудь книгой. Потому что книга — это особое общение. Без книги не может развиваться личность — это сразу я могу сказать.
Многие полагают, что интернет может заменить знания, но в интернете нет знаний, есть лишь информация. Во-первых, знания — это определенная система. А во-вторых, в интернете можно отыскать текст, скажем, художественного произведения, но, чтобы его интерпретировать, нужно хорошенько поработать творчески самому, или с кем-то побеседовать из друзей, или поговорить с учителем, или вести дневник. Вот то, что я всегда рекомендую своим студентам, — вести дневник.
Потому что это — самонаблюдение. Это не просто отражение прочитанного, какая-то оценка действительности, но это наблюдение за собою, за своим ростом — каким ты был год назад или каким был 10 лет назад; ты можешь увидеть и круг своего общения, и чтения, и оценить ход своих мыслей, как они развиваются. Лермонтов Если же говорить о тех произведениях, которые непременно нужно прочесть, то это, собственно, вся школьная программа. Это, естественно, Пушкин : и «Евгений Онегин», и «Капитанская дочка», но между ними непременно должен быть и «Борис Годунов».
Потому что в данном случае мы имеем пример переосмысления Александром Сергеевичем и сюжета, и самих исторических событий. И до Пушкина писали на этот исторический сюжет, но, правда, до него в центре внимания драматургов был Дмитрий Самозванец. Пушкин же пишет по-другому, хотя поначалу он тоже думал писать о Дмитрии Самозванце, но в конечном итоге его привлек Борис Годунов, его заинтересовала трагическая судьба такой сильной личности, как Борис Годунов. А трагедия, в чем она заключалась?
Убийца на троне, его нравственные терзания. Это было созвучно его времени, потому что император Александр I взошел на престол после трагической смерти своего отца. Виновен он или не виновен? Александр I всегда ощущал свою вину в гибели Павла I.
Вот Пушкин неслучайно и взял этот сюжет, потому что что-то было в этой атмосфере созвучно Смутному времени. И в отношениях к императору многие видели отражение отношений к Борису Годунову. Но, с другой стороны, Пушкин обращает внимание и на ответственность народа в ходе истории. Потому что народ-то выкрикнул: «Бориску на царство»!
Значит, народ тоже отвечает за преступника на троне, если он его избрал? Почему народ и безмолвствует в конце, понимаете? Он не хочет быть соучастником нового кровавого преступления. То есть каждое произведение нужно уметь истолковать соответствующим образом.
Печорина нельзя воспринимать так, как его «проходят» в школе, — с ореолом романтичности Если говорить о Лермонтове, то это непременно «Герой нашего времени». Но воспринимать его следует только не так, не романтически, как его «проходят» в школе: это герой замечательный, с ореолом романтичности, ну, правда, изгой, «лишний» человек — и всем его жалко. Но почитайте внимательно предисловие Лермонтова к этому сочинению: он свидетельствует, что обобщил все пороки современного ему общества в этом человеке. То есть это самый порочный человек, который только может быть.
Значит, сюжет не столь важен для раскрытия смысла. Важны детали. То есть если мы замечаем детали, то мы тогда сможем понять смысл. Так вот: если мы берем древнерусскую словесность — то в ней нет художественности, там нет образов, и там происходит отражение действительности через идею или посредством идеи — это очень важно. Древнерусская литература — она вся идейна, но она и религиозна, естественно, но вся идейна. Когда в переходный период к Новому времени появляется образ, то тогда уже действительность отражается посредством образа. Посредством художественного восприятия мира и происходит его отражение в произведении. Алексей Владимирович Чичерин Чтобы понять, какую идею несет или вносит писатель XIX века в свое сочинение, нужно обращать внимание как раз на детали.
Когда-то у меня был замечательный учитель — профессор Алексей Владимирович Чичерин, который закончил гимназию еще до революции. И он говорил: «Нас учили медленному чтению — или пристальному чтению». То есть гимназисты не торопились читать, их не обучали скорочтению. Потому что если быстро читаешь, то не замечаешь детали, не постигаешь смысла. И он нас также учил медленному чтению. Поэтому и я своих студентов тоже учу пристальному чтению. Так вот, посредством внимательного и вдумчивого чтения мы можем открывать смыслы. Даже в тех произведениях, которые, казалось бы, нам очень хорошо знакомы.
Скажем, « Преступление и наказание ». Если мы будем говорить о сюжете — это просто детектив. Какой-то юноша-студент убил старуху — вот и преступление, а наказание — каторга; то есть уголовное преступление и уголовное наказание. Второй уровень восприятия — это открытие нравственного преступления, потому что он преступил нравственную черту — заповедь «не убей» — и обретает нравственное наказание — угрызения совести. Он долго мучается и не может вынести «это», как он называет убийство. Он даже не в силах назвать всё своими именами: свое преступление — убийством. Он не может вынести «это», и для него выход самый простой — донести на себя. Но это неверный выход, это не есть покаяние, это не перемена ума или перемена сознания — как переводится с греческого языка слово «покаяние».
Он просто готов понести наказание за совершенное убийство и пойти на каторгу. Третий уровень понимания романа Достоевского — богословский. Потому что Раскольников — это новый Каин И, наконец, третий уровень понимания — богословский уровень. Потому что Раскольников — это новый Каин. Если первый и второй уровни мы еще как-то самостоятельно можем увидеть и осмыслить, то для понимания третьего, богословского, уровня необходимы определенные знания. Чтобы увидеть и истолковать параллели между Раскольниковым и Каином, нужно неплохо знать, во-первых, Священное Писание, во-вторых, очень хорошо знать Евангелие. Вспомним, что Достоевский на каторге имел право читать только Новый Завет, который ему подарила Наталья Фонвизина, жена одного из декабристов. И он за пять лет выучил его чуть ли не наизусть.
Поэтому все произведения, написанные Достоевским после каторги и ссылки, можно читать и раскрывать только с помощью ключа — Нового Завета, и прежде всего Евангелия, иначе не получится. В школе этого не проходят, то есть на этот уровень школьники никогда не выйдут, но даже и в вузах на этот уровень не выходят, поэтому, конечно же, очень многое зависит от преподавателя, как он заинтересует школьника или студента. Но важно также, чтобы была определенная база, потому что любое произведение русской словесности надо рассматривать, во-первых, в контексте своего времени; во-вторых, в окружении других произведений; и в-третьих, с позиции мировоззрения самого писателя. Вот почему нужно знать и мировоззрение писателя. Скажем, Пушкин в юности был атеистом, но стал глубоко верующим человеком. Следовательно, нельзя с одних и тех же позиций рассматривать его лирику периода Царскосельского лицея и те произведения, которые были написаны им в Михайловском и после Михайловского. Это два совершенно разных по мировоззрению писателя и поэта. Владимир Кошевой Раскольников.
Кадр из фильма "Преступление и наказание" Так что, не учитывая разные обстоятельства в жизни писателя и эволюцию его мировоззрения, мы обречены на непонимание и его творчества, и всей русской литературы. Да и мы сами меняемся с каждым годом, значит, изменяется и наше восприятие литературных произведений. Многие произведения я перечитываю если не ежегодно, то раз в два года — несомненно, чтобы обновить в памяти. И когда готовишься к лекциям и практическим занятиям, чтобы выделить какие-то интересные моменты, то самое удивительное, что каждый раз что-нибудь новое находишь и для себя. В этом и величие, и сила русской словесности! Именно потому никогда не бывает скучно читать классику, ибо она пробуждает твою собственную мысль, приходят интересные озарения, осознание исторической связи прошлого и действительности, открытие многогранной личности писателя.
Мы должны не классику отменять, а менять и очень серьёзно подходы к изучению литературы в школе. Прежде всего мы должны разгрузить программу. Тот объём художественных текстов, который предлагает программа, можно пройти. А пройти можно, как понимаете, мимо. Или можно усвоить некую предлагаемую учителем или учебником информацию о произведении, не изучая его, совершенно спокойно. Единственное, что по-настоящему проверяет знание и понимание литературы — это самостоятельный текст по поводу другого текста, классического или современного, какого угодно. Потому что по мере того, что ученик вытянет из повести, романа или короткого рассказа, в какой контекст он погрузит своё а не усвоенное от кого-то высказывание, я могу судить о степени его понимания. Поэтому первая и главная задача — это разгрузка программы. Какие произведения, грубо говоря, мы можем «сбросить с корабля современности»? Это то, как изначально и было задумано. Если мы готовим учителя и даём ему диплом, разрешающий ему педагогическую деятельность, если он работает в школе, которая пролицензирована, то он должен понимать, какие тексты он может читать с детьми, и в каком объёме, и в каком формате. Кому-то достаточно будет просто выслушать фрагмент или избранные главы из «Евгения Онегина». Кому-то нужно знать и об онегинской строфе. В общем, так можно поступить практически с любым текстом. Мы подменяем один вопрос другим, достаточно популистским. А что отменить? А что добавить? Это не вопрос методики. Это вообще не научный вопрос. Потому что в программе по литературе 1920—30 годов Марии Александровны Рыбниковой эти тексты были названы учебным материалом, необходимым для решения конкретных задач. И не надо считать, что у нас такие низкоквалифицированные учителя, которые откажутся от Пушкина, Достоевского и Чехова. Но учитель знает свои возможности и возможности своего класса. Мы должны понимать одно: планируемые результаты обучения по литературе рассчитаны не на конец года и не на конец обучения в школе, они имеют отсроченный характер. Читает человек после школы или не читает? Хоть раз в жизни он взял тот текст, к которому обратился в школе, или нет? Это первый аспект. Второй аспект. Мы должны перестать сосредотачивать массовое внимание на ОГЭ и ЕГЭ, и соответственно, в старших классах отказаться от так называемого историко-литературного курса: ведь на самом деле он таковым не является, потому что мы изучаем только вершины. В-третьих, мы должны очень существенное внимание обратить на младшие классы. Почему ребёнок не читает: ему не интересна вся эта классика, как нам кажется? Потому что не видит все те вопросы, которые она перед ним ставит? А сам их ставить он еще не умеет. Может быть, у него нет просто огромного лексического запаса, чтобы сформулировать свои впечатления от прочитанного. Как считала Мария Александровна Рыбникова, человек воспринимает в окружающем мире гораздо больше, чем понимает. Понимает он только то, что может назвать.
Читайте также:
- Зачем читать классическую литературу?
- 5 причин зачем нужно читать классическую художественную литературу от античности до современности
- Навигатор семейного образования
- Польза от чтения классической литературы
- Библиотека
«Учитесь правильно читать!»
Почему важно в школе изучать произведения классической литературы 19 века. Почему же отказ выходца новейшего времени читать литературу, представлявшую интерес в XVIII-XIX веках, воспринимается нами как нежелание ребенка становиться грамотным? Изучение истории и культуры через классическую литературу открывает перед нами богатый пласт информации о различных аспектах человеческой жизни в разные эпохи. Зачем нужно читать классическую литературу, чему можно научиться.
«Учитесь правильно читать!»
КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА | «Именно русская классика, русская литература — наша национальная религия», — уверен писатель Дмитрий Быков. |
Развивает ли чтение классики? | Вот почему нам кажется, что классическая литература вся сплошь изысканная и качественная, а современная похвастать этим не может. |
8 причин читать больше художественной литературы - Лайфхакер | Читающий классическую литературу человек получает возможность восприятия высоких понятий — таких, как дружба, любовь, честь, верность, доблесть, героизм. |
Почему нужно читать классику 🚩 для чего нужна литература 🚩 Литература | Почему считается, что классическую литературу обязан читать и знать каждый образованный человек? |
5 причин зачем нужно читать классическую художественную литературу от античности до современности | Предлагаем вашему вниманию статью на тему: Нужно ли современной молодежи читать русскую классику: «за» и «против». |
Почему все так носятся с классической литературой, а современную считают полным шлаком
Почему русская литература такая депрессивная. — А не спрашивают, зачем вообще читать? это кладезь разнообразнейших произведений, которые освещают абсолютно все человеческие проблемы с разных позиций. Классическая литература требует вдумчивого и глубокого чтения, ее нельзя читать, чтобы просто заполнить время.
Зачем нужно читать классику
Почему нужно читать классику. Зачем читать классическую литературу? 1. Литература учит нас говорить так, чтобы все слушали. Так что ответ на вопрос, нужна ли современному читателю классическая литература, можно дать только один – да, она нужна, и ее стоит читать, чтобы не упустить важные уроки прошлого и не потерять связь с истинными ценностями. – Давайте договоримся: современная ли, классическая литература, плохие ли, хорошие художественные произведения – это учебный материал. Классическая литература в отличии от современной развивает словарный запас и помогает в общении с социумом.
Почему важно читать книги?
Этот список можно продолжать бесконечно. Почти в каждом произведении классиков освещены исторические события и культурный код того времени. Расширение кругозора Чтение классической литературы знакомит нас с разными жанрами, стилями, идеями и темами. Она предоставляет нам возможность познакомиться с культурой различных стран, с образом жизни героев нетленных произведений, с которыми мы не могли бы столкнуться в повседневной жизни. И эти увлечения были вполне себе в духе того времени. И вот, наш герой хотел стать птицей и полететь, но по чистой случайности был обращён в осла. Да, это метаморфоза без прикрас. Частично автобиографическое повествование одного из самых знаменитых писателей того времени основано, предположительно, на греческих записках эротического характера, не сохранившихся до наших дней. Жанр этого произведения — симбиоз трагедии и хроники, пьеса в стихотворной форме. Это одно из величайших, знаменитейших шекспировских произведений, наиболее часто цитируемое в мировой драматургии.
Развитие эмпатии и социального разума Классическая литература изучает вопросы морали, этики, человеческой психологии, что помогает нам развить эмпатию и понимание различных точек зрения. Мы можем сопереживать героям, понимать их решения и сочувствовать их судьбам. Например, роман «Преступление и наказание» Федора Достоевского позволяет нам заглянуть в душу преступника, понять его мотивы и ощутить этическую дилемму, перед которыми он стоит. Современная релевантность Хотя большинство классических произведений могут быть написаны десятилетия, столетия или даже тысячелетия назад, многие из них до сих пор актуальны и отражают современные проблемы и темы для обсуждений. Например, роман «1984» Джорджа Оруэлла, написанный в 1949 году, затрагивает вопросы индивидуальности, приватности и политического контроля, и все эти вопросы можно смело поднимать и ставить и сейчас, они вполне отражают современную действительность. Во многих странах, в той же Великобритании, где происходят события романа, да и не только там, и сейчас отсутствует свобода слова, а инакомыслие преследуется. И, как многие великие писатели, он оказался провидцем. Строгая цензура, касающаяся освещения политической повестки дня, сегодня имеет место быть и в Туманном Альбионе тоже, как у Замятина — в СССР. А когда, собственно, её не было, этого государственного контроля?
Тогда было очень сложно получить развод, если один из супругов был категорически против. Да даже если оба супруга хотели развестись, они должны были вытащить на обсуждение общественности свою интимную жизнь во всех подробностях. И даже после этого им назначался испытательный срок. Диву даёшься, до какой степени пуританства доходила судебная система этого государства всего-то век назад! Откуда бы я об этом узнала, если бы не читала книг, — задам риторический вопрос. А в наши дни там, на Западе, прописаны законы диаметрально противоположные тем старинным. И они тоже заключают в себе своего рода нравственное насилие над личностью, над теми, кто против таких законов, как однополые браки, например, или закон об уголовном наказании родителей, не дающих согласие на смену пола своих детей.
Отсюда и возникает вопрос, а как тогда классика может влиять на образ жизни современного человека? Итак, старшее поколение воспитано на дореволюционной классической литературе, то есть на Федоре Михайловиче Достоевском, Льве Николаевиче Толстом, Николае Ивановиче Тургеневе и др. Они учили, прежде всего, доброте, порядочности, чувству долга, любви, ответственности за свои поступки, преданности Родине.
Взять к примеру, произведения "Война и мир", "Преступление и наказание", "Отцы и дети", "Мастер и Маргарита". На мой взгляд, все они являются вечными, постоянными учителями, найти замену которым в сегодняшнем мире трудно. Один раз прочитав эти произведения, человек получает знания о добре и зле, о морали и нравственности, о том, как поступить в той или иной ситуации. А у кого можно научится мудрости, конечно, у философов. Бэкон, И. Кант, Р. Декарт, Т. Гоббс, Ф. Вольтер - эти люди в своих трудах заставляют задуматься о вечных проблемах человеческого общества, например, о свободе, государстве, познании. Их высказывания имеют в себе глубинный смысл, который необходимо осознать и принять во внимание.
Например, Ф. Вольтер говорил:" Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу, значит, вновь увидать старого друга"[1] или Ф.
Старший брат был, конечно, наиболее из нас сведущий.
Он знал, во-первых, относившуюся к случаю песню: Ездил белый русский царь, От земли своей далеко Славы добывать… Песня нам нравилась, но объяснила мало. Брат прибавил еще, что царь ходит весь в золоте, ест золотыми ложками с золотых тарелок, и, главное, «все может». Может прийти к нам в комнату, взять что захочет, и никто ему ничего не скажет. И этого мало: он может любого человека сделать генералом и любому человеку отрубить саблей голову или приказать, чтобы отрубили, и сейчас отрубят… Потому что царь «имеет право»… Царь уехал, но отголоски его посещения долго еще составляли значительное содержание нашей жизни.
У нас был далекий родственник, дядя Петр, человек уже пожилой, высокий, довольно полный, с необыкновенно живыми глазами, гладко выбритым лицом и остренькими усами. Когда он поводил кончиками усов, мы хохотали до слез, а когда он говорил, то хохотали часто и взрослые; вообще это был человек с установившейся репутацией остряка. После царского проезда он рассказал несколько анекдотов. Мне особенно запомнился один: перед самым царским проездом полиция заметила в боковой улице корову.
Когда будочники кинулись на нее, она смертельно испугалась, когда же раздались крики «ура! Таким образом, она будто бы пробила себе путь до пустого пространства, оставленного для проезда царя, и попала туда как раз в то мгновение, когда промчалась царская карета. Корова ринулась прямо за каретой и торжественно прибыла к губернаторскому дому, а за нею два запыхавшиеся, насмерть запуганные под-часка. На меня рассказ произвел странное впечатление… Царь, и вдруг — корова… Вечером мы разговаривали об этом происшествии в детской и гадали о судьбе бедных подчасков и владельца коровы.
Предположение, что им всем отрубили головы, казалось нам довольно правдоподобным.
Чтение качественной литературы развивает креативные способности, заставляет мозг работать. Разнообразив словарный запас, вы будете грамотнее выражаться и проще формулировать мысли. Чтобы совершать путешествия в прошлое.
Путешествия в прошлое своей страны или иностранной, дают понимание настоящего. Так же как знание истории помогает понять, что сейчас происходит и спрогнозировать ситуации в будущем. Художественная литература каждого времени — это срез эпохи. Чем больше вы читали классики, тем с большей иронией смотрите на день сегодняшний.
Чтобы решать насущные проблемы. Классика вовсе не устарела. Все советы, которые были актуальны в те времена, остаются актуальными до сих пор.
Почему важно читать Короленко?
Читающий классическую литературу человек получает возможность восприятия высоких понятий — таких, как дружба, любовь, честь, верность, доблесть, героизм. Нам с детства внушают, что читать классическую литературу это очень нужно и без нее не стать интеллектуальным человеком. «Именно русская классика, русская литература — наша национальная религия», — уверен писатель Дмитрий Быков. 1. Литература учит нас говорить так, чтобы все слушали. Говорить о классической литературе, к которой традиционно относят произведения, ориентированные на внутренний мир персонажа, конфликт личности, философские и остросоциальные темы, и вовсе не приходится. Вот почему нам кажется, что классическая литература вся сплошь изысканная и качественная, а современная похвастать этим не может.