Первая пьеса Островского, которая принесла ему известность, хотя с трудом прошла цензуру и долгое время не разрешалась к постановке, — «Банкрот, или Свои люди — сочтемся». Знаменитый драматург Александр Николаевич Островский появился на свет в 1823 г. 12 апреля 2023 г. исполняется 200 лет со дня его рождения.
Ему нет равных: фестиваль «Островский в доме Островского» стартует в Москве
Замечательнее других — вид с левого берега, с бульвара, на противоположную сторону, на старый город, который возвышается кругом городской площади в виде амфитеатра. Хорош также вид с правой стороны, со старинного земляного вала; впрочем, лезть туда найдётся немного охотников. Собственно старый город был на правом берегу: там и соборы, и гостиный двор, и площадь, а левый берег обстроился и украсился только благодаря петербургскому шоссе", — писал Островский в путевом дневнике. Драматург обратил внимание на жизнь местной молодёжи. Удалыми парнями считали тех, кто смог выкрасть невесту и не попасться на глаза её родне, хотя всё происходило с согласия родителей. Затем шёл небольшой спектакль: молодые возвращались к родителям, те напоказ злились, а потом начинался пир. Дороги в губернии вселяли ужас в сердце путешественника.
Его тверские зарисовки косвенно отразились в пьесах "Гроза" и "На бойком месте", а возможно, и в других произведениях.
Стартовые условия у обоих Островских были равные: сыновья крупного судебного чиновника и адвоката Николая Федоровича Островского, оба поступили на юридический факультет Московского университета с намерением продолжить карьеру на госслужбе. Но на пути Александра, в отличие от Михаила, встала зловещая фигура профессора Крылова — вымогателя взяток, по иронии преподававшего право. По протекции отца отчисленный поступил работать письмоводителем во второстепенный Совестный суд, откуда перевелся в более престижный Коммерческий. Сослуживцам рассказывал, из-за чего остался без диплома, а они уже знали — взятки повсеместно обсуждались в московских городских судах и вскоре как тема захватили воображение молодого Островского.
Дом-музей Пушкина в Кишиневе: место, где жил и работал поэт 200 лет назад Как ответственный чиновник, занятый хозяйственными тяжбами, Островский погрузился в работу "словесного стола" — присутствия, имевшего дело с устными показаниями, принимавшимися в краткие сроки. Прения в экспресс-режиме влияли на молодого канцеляриста как их постоянного свидетеля, но подстегивали не интерес к юриспруденции, как рассчитывал его отец, а к драматургии с опорой на яркие жизненные типы. Отношения отца и сына портились: вместо возвращения в университет откуда с запозданием уволили Крылова молодой чиновник сосредоточился на словесности, да еще потомственный дворянин нашел себе спутницу жизни в лице неграмотной девушки Агафьи — ни происхождение которой, ни даже фамилия нам не известны. На этом терпение отца окончательно иссякло, и, чтобы не порывать связей с ним, Островский-младший пошел на сложный компромисс: 20 лет провел в гражданском браке с Агафьей, так и не женившись на ней по закону. Утечки из суда Не увольняясь с основной работы, Александр Островский все более сосредотачивался на драматургии и театральном искусстве.
Судебная практика подпитывала и то и другое. Главный герой Большов стремится избежать выплаты по кредиту, ради чего инициирует ложное банкротство своего дела. Но непредвиденно получает удар в спину от зятя, ставшего номинальным собственником имущества под честное слово, которое отказывается держать. К ужасу Большова, дыру в "схеме" видит и дочь — и она тоже предает отца, чтобы освободиться от наскучившей опеки родителей и стать, пусть незаслуженно, богатой. История о мошенничестве превращается в глубокую семейную драму о конфликте поколений и неблагодарности.
Драматург жил с женщиной из простой семьи — Агафьей, которая не имела образования, но была первой, кто читал его произведения. Она поддерживала его во всем. Все их дети умерли в раннем возрасте. С ней Островский прожил около двадцати лет. А в 1869 году женился на артистке Марии Васильевне Бахметьевой, которая родила ему шестеро детей. Напряженная работа сильно истощала организм, а здоровье все чаще подводило писателя. Островский мечтал о возрождении театральной школы, в которой можно бы было обучать профессиональному актерскому мастерству, однако смерть писателя помешала осуществить давно задуманные планы. Островский умер 14 июня 1886 года в своём имении в селе Николо-Бережки Костромской губернии.
К юбилею писателя в библиотеке подготовлена книжная выставка.
Островский — писатель и талантливый драматург, на произведениях которого строится классический репертуар театров России. Его жизнь полна интересных событий, а литературное наследие исчисляется десятками пьес. Каков мир А. Россия у Островского — страна с просторами и размахом.
ОСТРОВСКИЙ Павел, священник
Островский заговорил купеческим языком, как никто из наших писателей, потому что жил и вращался среди купцов с малого возраста». Выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения драматурга и писателя Александра Островского, откроется 27 мая на улице Арбат, ее подготовили в рамках общероссийской. О самых необычных и малоизвестных фактах из биорафии писателя РИА Новости рассказали в Бахрушинском театральном музее. К 200-летию русского драматурга публике представили цикл мероприятий о жизни и творчестве писателя.
“Тверь в лицах”: писатель Александр Островский и его неудачное путешествие
Россия Островского: «Мало христианства-то в людях» / Культ и культура / Независимая газета | Дом-музей писателя Александра Островского отреставрируют к 200-летию со дня рождения драматурга. |
В Крыму снимают фильм к 200-летию со дня рождения писателя Александра Островского | русского драматурга, театрального деятеля и основоположника современного русского театра. |
Островскому — 200: «Дурного хорошим не назовешь» - Елена ФЕДОРЕНКО | До 16 апреля в Малом театре идет XIII театральный фестиваль «Островский в доме Островского». |
Россия Островского: «Мало христианства-то в людях» | Соавтор драматурга Н. Я. Соловьёв расценивал своё сотрудничество с Островским как «лучшую образовательную школу драматического писателя». |
Сегодня исполняется 200 лет величайшему русскому драматургу Александру Николаевичу Островскому
Вместе с Артистическим кружком он значительно реформировал, развил русский театр. За годы творчества им создано множество произведений, которые стали классикой драматургии и до сих пор не сходят со сцены. Стоит выделить: «Доходное место», «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы». Дом Островского часто посещали известные люди, среди которых И. Гончаров, Д. Григорович, Иван Тургенев, А. Писемский, Фёдор Достоевский, П.
С 1885 года Островский возглавлял театральное училище и был заведующим репертуаром театров Москвы. Нельзя сказать, что личная жизнь Островского была удачной. Драматург жил с женщиной из простой семьи — Агафьей, которая не имела образования, но была первой, кто читал его произведения.
В «Бесприданнице» нет межличностных столкновений, но есть острый конфликт между живым человеком — Ларисой — и всем остальным обществом. Для деловых людей, по преимуществу мужчин, она вещь. Конфликт построен на товарно-денежных отношениях. В этой системе ценностей человек считается таковым, только если у него есть деньги, в противном случае он вещь.
Нужная или бесполезная, пригодная или никчемная, дорогая или дешевая. Именно Островский первым это показал. Не Достоевский, хотя он и изобразил Петербург как буржуазный город, который давит и убивает героя. Но отношение к человеку как к вещи Федора Михайловича не очень интересует, а вот Островский на этом сосредотачивается. В русской жизни были 300 лет крепостного права, когда люди являлись предметом купли-продажи. Но в «Бесприданнице» вещью становится не крестьянка, которая по закону принадлежит какому-то помещику, а абсолютно свободная, как бы равная — того же сословия — женщина. Виновата она только в том, что у нее нет достаточного количества денег.
Сцена, на которой шли почти все его пьесы некоторые из них он писал специально под конкретных актеров , — московский Малый театр. Многие его произведения ставили в Александринском театре — главной драматической сцене страны. А еще они очень хорошо расходились по провинциальным антрепризным труппам. В силу реалистичности и узнаваемости персонажей пьесы отлично игрались опытными, умелыми артистами. Александр Николаевич создавал персонажей, которые требовали от актеров, во-первых, органики, а во-вторых, умения произносить слово, доносить его. Пьесы Островского в наибольшей степени соответствуют тому принципу, который сложился в традициях Малого театра. Он обозначается выражением «петелька-крючочек».
Александр Николаевич Островский — российский драматург и писатель, на произведениях которого строится классический репертуар театров России. Его жизнь полна интересных событий, а литературное наследие исчисляется десятками пьес. Родился Александр Николаевич 31 марта 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла, когда ему было 8 лет.
Островский получал образование дома. У его отца была большая библиотека, где маленький Александр впервые стал читать русскую литературу. Однако отец хотел дать сыну юридическое образование. В 1835 году Островский начал учебу в гимназии, а затем поступил в Московский университет на юридический факультет.
Из-за увлечений театром, литературой, он так и не окончил учебу в университете 1843 г. В судах Островский служил до 1851 года.
Его драмы являются одними из самых читаемых и часто исполняемых сценических произведений в России. Наиболее известные пьесы Островского: «Свои люди — сочтёмся», «Не в свои сани не садись», «Не всё коту масленица», «В чужом пиру похмелье», «Бедность не порок», «Светит, да не греет», «На каждого мудреца довольно простоты», «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники», «Снегурочка», «Гроза», «Лес».
Александр Николаевич Островский — писатель, зародивший великое понятие драмтеатра. Это человек, который сумел пройти сквозь множество осуждений известных личностей и правительства и внести огромный вклад в творческую историю России.
Мир Островского
Уже через 5 дней после входа Христа в Иерусалим люди будут на площади кричать Понтию Пилату: «Распни! Распни Его! Сегодня все вечером и завтра утром встречаемся в храмах, чтобы поклониться Господу нашему в ноги, который идет на вольную смерть ради спасения наших душ. Исповедать сегодня начну с 16.
Островского Одно из важнейших событий 2023 года для российской культуры и всего мирового театрального сообщества - 200-летие со дня рождения выдающегося русского драматурга Александра Островского. Александр Николаевич Островский 1823-1886 — один из известнейших русских писателей, талантливый драматург, основоположник современного русского театра, член-корреспондент Петербургской Академии наук. С именем Островского связана целая эпоха в развитии русского театра. Его драматургия сыграла решающую роль в утверждении на русской сцене самобытного и яркого репертуара, способствовала формированию национальной сценической школы. Островский воплотил в своём творчестве национальный дух и колорит театра, он сделал его особенным, злободневным, реалистичным и истинно русским. Любовь к устной поэзии, народной песне и обычаям заметна на всём протяжении его творческой жизни.
Он — основоположник современного русского театра, основатель Артистического кружка, член-корреспондент Петербургской Академии наук и обладатель премии Уварова. Его жизнь полна интересных событий, а литературное наследие исчисляется десятками пьес.
Каков мир А. Россия у Островского — страна с просторами и размахом.
Литературную известность Островскому принесла комедия « Свои люди — сочтёмся! Погодина « Москвитянин ». Под текстом значилось: «А. Под вторыми инициалами скрывался Дмитрий Горев-Тарасенков, провинциальный актёр, предложивший Островскому сотрудничество, которое не пошло дальше одной сцены, а в 1856 году дало недоброжелателям Островского повод обвинить его в плагиате. Однако пьеса вызвала одобрительные отклики Н. Гоголя , И.
Влиятельное московское купечество , обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II , а пьеса допущена к постановке только в 1861 году. Первая пьеса Островского, которой посчастливилось попасть на театральные подмостки, — « Не в свои сани не садись » закончена в 1852 г. Более тридцати лет, начиная с 1853 года, новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах. С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала « Современник ». В том же году в соответствии с пожеланием великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода. В 1859 году при содействии графа Г.
Кушелева-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Благодаря этому изданию Островский удостоился блестящей оценки Н. Добролюбова , которая закрепила за ним славу изобразителя «тёмного царства». В 1860 году в печати появилась « Гроза », которой Добролюбов посвятил статью « Луч света в тёмном царстве ». Со второй половины 1870-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Н. Начало 1880-х годов В 1866 году по другим сведениям — в 1865 Островский основал Артистический кружок , давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме Островского бывали И.
Ему нет равных: фестиваль «Островский в доме Островского» стартует в Москве
Лучшие и новые книги 2024 автора: Островский Александр Николаевич в интернет-магазине Лабиринт. Александр Николаевич Островский (1823-1886) – один из известнейших русских писателей, талантливый драматург, основоположник современного русского театра. К 200-летию русского драматурга публике представили цикл мероприятий о жизни и творчестве писателя.
В печатном номере
- Гений из Замоскворечья: об основоположнике национального театра Александре Островском
- В Добролюбовке пройдет акция «День с писателем»
- ВЗГЛЯД / Памятник писателю Николаю Островскому демонтировали в Харькове :: Новости дня
- Книжная выставка «Неисчерпаемый Островский»: к 200-летию со дня рождения драматурга и писателя
«Вот мне приют…» Островский в Щелыкове
Тем не менее Островский каким-то чудесным образом умудрился получить медаль Петра Столыпина «за большой вклад» в проведение юбилея. Но священник Павел Островский не пожелал донести свою позицию не то чтобы до эллинов и иудеев, но даже до русских православных, не согласных с его позицией. К 200-летию русского драматурга публике представили цикл мероприятий о жизни и творчестве писателя.
Главархив Москвы опубликовал книгу об Александре Островском
Он взрослел и становился мужчиной во время всех этих событий. Но что бы ни происходило, он всегда свято верил в верность своих идей, он был силен духом и не сдался даже в самый тяжелый момент. В 1930 — 1970-е годы XX века книга Н. Островского «Как закалялась сталь» была одной из самых любимых настольных книг молодежи. С момента начала ее публикации в журнале «Молодая гвардия» прошло 90 лет. Роман называют частично автобиографическим. Он входил в обязательную школьную программу, по нему организовывались конференции, писали сочинения и эссе. Многие критики считают роман «Как закалялась сталь» актуальным и сегодня.
А вот новый художественный руководитель по фамилии Бояков, назначенный вместо Дорониной, русскую классику полностью отменил. Когда же, по прошествии значительного времени, была объявлена премьера «Леса», это оказался просто ужас ужасный. Самая настоящая карикатура, в которой трудно было уловить хоть что-то от подлинного Островского! По телеканалу «Культура»! Посвящена же она была 30-летию театрального фестиваля «Балтийский дом», обосновавшегося в Петербурге. Чем этот примечателен? Подводя итог за три десятка лет, они пришли к выводу, в чём состоит главная их заслуга. Оказывается, посмотрев очередной спектакль по классической пьесе, большинство зрителей уже перестали возмущаться, как раньше: «Да где же здесь Островский? Сколь бы ни был талантлив режиссёр, не имеет он права подменять собой классику, до неузнаваемости переделывать того же Островского, вложившего в пьесы свой гений. Раскрыть максимально глубину этого гения и донести его силу до зрителей — вот наш долг. Хотя вытворяемое им следует называть не культурой, а точнее — антикультурой. Борьба тут неизбежна? Она шла, идёт и, наверное, будет идти. Юбилей — тоже борьба. И большая работа... Скажу вам, что несколько последних дней я провёл здесь, в этом вашем здании, немало узнал и увидел собственными глазами. Я поинтересовался в кассе, как с билетами, и в ответ услышал: «Аншлаг... А Островский, вы правы, у нас по-прежнему вне конкуренции. Сейчас в репертуаре Малого 14 постановок по его пьесам. Три из них — новые, подготовлены к юбилею: «Женитьба Бальзаминова», «На бойком месте» и «Горячее сердце». Хорошей идеей у вас стало проведение дневных экскурсий по Малому театру, и сколько же людей они привлекают! Не только москвичей. В одну из суббот я решил стать участником такой экскурсии. Прибыло, как оказалось, около двухсот человек из города Иваново, и Татьяне Юрьевне Крупениковой, которая возглавляет музейно-информационный центр вашего театра, пришлось разделить их на несколько групп. Сама она вела экскурсию так интересно, что даже я заслушался и узнал немало нового, а гости потом дружно благодарили её от всей души. Наверняка вас познакомили и с нашей новой постоянной экспозицией под названием «Пространство автора». Выставка мультимедийная: можно в электронном виде пролистать на экране прижизненные публикации пьес Александра Николаевича, рассмотреть его рукописи. Но особое значение придаём работе, которая призвана способствовать дальнейшему утверждению творчества Островского в театрах нашей страны и повышению уровня этих спектаклей во всех отношениях. Вы помните, как в суровом 1993-м мы начинали у себя Международный фестиваль «Островский в Доме Островского»? В труднейший момент вы сумели отобрать действительно лучшие постановки пьес Островского в театрах России и других недавних советских республик. Показ их на фоне обострившегося стремления «покончить с Островским» воспринимался как убедительный вызов этому безумству, а вместе с тем приобрёл для участников конкретный учебный характер. Помню, как радовался Виктор Сергеевич Розов, ставший членом жюри... Для участия в нём было подано 78 заявок. В результате отбора взыскательной комиссией в московскую афишу фестиваля вошли 14 наименований. Говорю о режиссёрской лаборатории «Постигая Островского». Постигать — очень важная цель, обозначенная в названии. Мы и поставили эту цель, чтобы помочь начинающим режиссёрам разных театров в освоении глубочайшего классика на основе драгоценного опыта Дома Островского. Назову ещё наш проект под названием «Реальные места вымышленных героев». У нас теперь есть своя киностудия, и мы намерены снять документальный фильм, в котором можно будет увидеть, где происходило действие ряда известнейших пьес Александра Николаевича. Рассматриваем такой фильм как часть нашей просветительской работы. Чем больше нынешние наши современники будут знать о жизненном и творческом подвиге писателя, тем надёжнее гарантия дальнейшего расширения численности его читателей и зрителей. Островского для нас особенный праздник. Но хочется подчеркнуть, что юбилей этот надо воспринимать и как праздник всей нашей страны. Он поднимает гордость за русскую культуру, а одновременно ответственность за её защиту от поруганий. Полвека назад, в 1973-м, когда отмечалось 150-летие достойнейшего сына России, на впечатляющем всесоюзном торжестве выступал народный артист СССР Михаил Иванович Царёв. А завершил он свою прочувствованную речь так: «Островский — драматург на все времена. Он — не только наше вчера и наше сегодня. Он — наше завтра, он впереди нас, в будущем.
А с ощущением, что про тебя думают: «Вор и плагиатор! И появился мотив завистливой сплетни во многих пьесах Островского, где он касается обыкновенной жизни обыкновенных людей. По тому, как разрабатывает эту тему Островский, понимаешь, что ему дорого далось. Он не оправдывался на всех углах, не писал гневные протесты, он как-то стиснул зубы и перетерпел. Вообще в Островском угадывается ценное качество, кстати, очень христианское, — терпение ко злу, которое ты не можешь изменить. Терпение — великая сила, она базируется на убеждении, что правда справдится. У Островского — внутренняя уверенность в том, что все перемелется — мука будет, не стоит гневаться, а надо перетерпеть, и ты доживешь до того дня, когда правда не даст себя забить полностью, загнать и ликвидировать. Она все равно восторжествует. Эта его вера в силу правды восхищает. Он в этом плане обладает мужеством самостояния. И эти личные качества Островского проявляются в интонации, в атмосфере, в тоне его драматургии. Он может взять грустную и безотрадную ситуацию, но окутать ее чувством юмора, шутливостью, мягкой улыбкой, удивлением — потому самые печальные сюжеты вселяют в читателя и зрителя душевную бодрость, надежду на то, что все равно в конечном счете кривда попятится и правда свое возьмет. Ни одна его пьеса, даже та, которая кончается смертью героини или полной личной катастрофой героя, — не наводит уныния и безотрадности. Напротив: поживем еще! Еще дай Бог все будет — наладится, образуется! Жизнь не окончена! А жизнь Островский любил: какая бы она ни была, все равно это жизнь, и в ней есть свои, пусть редкие, но счастливые мгновения. А трудности либо преодолимые, либо терпимые — и отсюда чувство света, сердечности, теплоты, которые исходят от самых безнадежных сюжетов. Она понимает, что идет на страшный грех, — церковь не совершала панихиды по самоубийцам и сейчас не совершает — это неотменимо, но люди, как правило, забывают, что церковь не запрещает молиться о них тем, кто истинно их любит. Когда Катерина на пороге смерти, уже приняв решение, об этом вспоминает, то произносит замечательную фразу: «Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…» И эта вера освещает каким-то высоким настроением этот, кажущийся безнадежным, финал. А уж когда Кулигин говорит, что «тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас! Была такая большая любовь, жила такая прекрасная женщина, и осветилась жизнь города Калинова. В драматургии Островского всегда есть один по-настоящему светлый, сильный, чистый, хороший человек. Хорошего в жизни, может, меньше, чем плохого, но оно важнее — Островский в это твердо верил и никогда не забывал это хорошее показать. Не в примитивном конфликте: тут — хорошие, тут — плохие, а в том, что в каждом человеке это хорошее есть и важно, чтобы оно очнулось, проснулось, заявило о себе. Островский не сомневается, что это возможно, и находит такой момент в жизни каждого своего персонажа, когда скрытый нереализованный избыток человечности — скажется. Знаменитый русский философ Владимир Соловьев сказал про Достоевского, что он всю жизнь искал в людях искру Божию как залог его спасения. Островскому в голову не пришло бы ее искать. Что ее искать? Она не может исчезнуть, потому что она Божия. Она — есть, даже если забита, загнана, замутнена. Это убеждение можно назвать святой верой, и она чувствуется в каждом произведении Островского. И у него бывает сожаление о человеке, даже обида за него, но он никогда не идет на уничтожение человека. Герой Островского — всякий любой человек, и измеряется он не его способностями, не карьерным ростом, не статусом, не происхождением и тем более не его финансовой состоятельностью, он измеряется нормой человечности, и эта норма неколебима, она задана христианским пониманием личности. Это — не Достоевский, у которого герой бабушку убил и потом с гениальной, мощной трагической силой на сотнях страниц доказывает, что был прав. В мире Островского каждый распознает, где добро, а где зло, и знает, что это нисколько не относительные понятия, они — абсолютны. Обыкновенная провинциальная актриса, милая девушка Сашенька Негина говорит об этом просто: «Сама знаю, что хорошо, что дурно». И с ней согласен ее ровесник Ераст из пьесы «Сердце не камень»: «Само собою, дурного хорошим не назовешь». И это знает каждый герой Островского.
Распни Его! Сегодня все вечером и завтра утром встречаемся в храмах, чтобы поклониться Господу нашему в ноги, который идет на вольную смерть ради спасения наших душ. Исповедать сегодня начну с 16. Не бойтесь, друзья мои, исповеди - она принесет долгожданный дождь на истомившуюся душу.
200 лет Александру Островскому: с русской жизнью повенчанный, душой опрятный
Дом-музей Александра Островского будет отреставрирован в честь 200-летия со дня рождения писателя. Кларк считала, что главным объектом имитации для советских писателей были жития святых воинов, однако в случае Островского это так лишь отчасти. В Киеве снесли установленный почти полвека назад памятник советскому писателю Николаю Островскому. цитирует высказывание исследователя творчества Островского Владимира Лакшина РИА Новости. Писатель прекрасно разбирался не только в мужском, но и в женском костюме. В доме было установлено два телефона (один в комнате у писателя); кстати, Островский был 28-м абонентом при переезде в Сочи.
Правила комментирования
- Вперёд, к Островскому!, выпуск №32 (31381) 4—5 апреля 2023 года -
- Островский-канцелярист и первые пьесы
- россия ОСТРОВСКОГО
- Фиаско миссионера
- Таганрогский институт имени А.П. Чехова | Новости