Амбициозный проект бизнесмена Вадима Мошковича — школа «Летово» — вызывает живой интерес у учителей, родителей и общественности. Православная гимназия Святителя Василия Великого Новости гимназии за 2023 год Кубок школы Летово по лыжным гонкам.
Школа «Летово». Кампус, на который стоит равняться
говорит директор школы Михаил Мокринский, ранее возглавлявший лицей 1535 и выведший его на первую строчку рейтинга школ Москвы. Амбициозный проект бизнесмена Вадима Мошковича — школа «Летово» — вызывает живой интерес у учителей, родителей и общественности. Главная • О школе •Новости.
Letovo School | Школа «Летово»
Школа «Летово». Кампус, на который стоит равняться | | обзор частной школы России изнутри» на канале «Гарвард Оксфорд» в. |
Какой он, ваш ребенок? | Первая в мировом топе уже второй год подряд: школа "Летово" из Новой Москвы снова возглавила рейтинг учебных заведений с программами по международному бакалавриату. |
Выпускница — о школе «Летово»: «Во главе – ученик и его интересы» | Школа для способных и мотивированных детей (7-11 классы) из всех уголков России. Школа «Летово» в Likee. |
9 фактов о новой школе для мотивированных детей «Летово»
И чтобы темы, которые школьники проходят, например, на уроках биологии и географии, пересекались и дополняли друг друга. Лаборатория химии, физики и биологии. Главное, что в «Летово» реализованы мечты нашего детства: в коридорах есть питьевые фонтанчики, а учебники не надо таскать в огромных сумках — для них оборудованы шкафчики прямо как в фильмах. Семиклассники и восьмиклассники живут в комнатах по 3-4 человека, девятиклассники — по двое. Прямо как в Хогвартсе. Это полноценная культурная история на стыке развлечения и образования.
У них есть возможность купить завтрак, обед и ужин. В основном, родители дают детям одну из своих карт и следят за расходами. Питание не входит в стоимость обучения. По задумке Михаила Мокринского, директора школы, учителя должны работать в команде. Переговариваться, придумывать что-то новое и создавать инновации на стыке дисциплин.
Первую половину дня — обязательные предметы, регулируемые в зависимости от выбранного профиля. Вторую половину — внеакадемические курсы, то есть дополнительные предметы, интересные ребенку.
Личный план обучения «Кампус школы планировали прежде всего исходя из потребностей ребенка. Там не будет больших неуютных пространств, которые могут красиво смотреться на фотографиях, но где ребенок никогда не будет сидеть, так как пространство ему не соразмерно. Двери из классов открываются в специальные ниши, чтобы случайно не задеть пробегающего мимо ребенка. Мы продумывали каждый маршрут ученика и каждый сантиметр пространства — имея в виду, что ребенку должно быть предоставлено максимальное богатство образовательных возможностей, неважно, решит ли он после «Летово» учиться в российском или зарубежном университете.
По обязательным предметам можно выбирать уровни глубины изучения, дополнить программу курсами по выбору из более 100 вариантов. Дети смогут изучать дисциплины в разном темпе, в разной последовательности, на разных уровнях, самостоятельно или на уроке». Концепция «4К» «При работе над образовательной моделью мы учли, что сейчас радикально меняется рынок труда — можно только гадать, какие профессии будут востребованными в середине XXI века, но очевидно, что кроме суммы академических знаний, для успеха нужны новые навыки. В основу образовательной модели наши педагоги заложили целенаправленное развитие навыков «4К»: Критическое мышление, Креативность, умение работать в Команде и Коммуникации. Плюс способность к самостоятельной работе и самоорганизации». Образовательная модель: нужное из лучшего Арт-класс школы «Летово» «Образовательная модель: мы взяли нужное из лучшего.
Традиции лучших физико-математических и гуманитарных школ России соседствуют с опытом учебных программ школ-пансионов Великобритании и США, умноженным на лучшие практики школ новой формации Скандинавии, Сингапура и Австралии. Консультанты «Летово» — из топ-школ мира. Raffles Institution — мировой чемпион по статистике поступлений выпускников в топ-10 мировых вузов, они имеют колоссальный опыт в предсказательной аналитике успехов учеников.
Честно говоря, школа удивляет и радует свои отношением к учащимся. В «Летово» царила атмосфера полного взаимопонимания и взаимоуважения, а критическое мышление только поощрялось. Нас никогда не порицали за мнение, отличное от учительского, учили быть неравнодушными к окружающим людям. А если ученик хотел попробовать себя в каком-то новом деле — музыке, рисовании, спорте — это всегда приветствовалось. Проявить себя и заявить о своих талантах можно было во время школьных праздников. Мы сами все организовывали, придумывали форматы, развлечения, конкурсы, сами украшали школу и залы. Больше всего запомнился традиционный школьный бал, к которому мы долго и кропотливо готовились. На фоне богатой внеучебной деятельности ни я, ни другие студенты не забывали о том, зачем они поступили в «Летово». А поступали люди за знаниями, за тем, чтобы проложить себе дорогу в лучшие российские и зарубежные вузы. Учеба в «Летово» подарила мне уверенность в своих силах и знаниях, желание заниматься проектной деятельностью. Углубленные знания предметов, которые я получила в этой школе, помогают в нынешней учебе и наверняка пригодятся в магистратуре. Кроме того, выпускники «Летово» — это очень дружное коммьюнити. И, несмотря на то, что многие мои приятели разъехались по разным уголкам Земли, мы все равно поддерживаем связь, общаемся, узнаем культуру и обычаи других стран. Я считаю, если у школьника сформировалась потребность в качественных знаниях, если он видит и чувствует поддержку семьи, то реализовывать эту потребность лучше всего в «Летово». Это абсолютно прекрасное место, где обучение доступно семьям с разным уровнем достатка.
Частное учебное заведение открыто для любого учащегося: социальное положение и достаток поступающих не важны. Главное — хорошо сдать экзамены и быть готовым к получению знаний. В «Летово» Арина поступила в 2018 году, ей тогда было 14 лет. Арина Ефимова — Я искала возможность уехать из родного города для получения качественного образования, — рассказывает Арина. К тому же, это великолепно оснащенная школа-пансион с отличной инфраструктурой. В Братске Арина училась в физико-математическом классе на отлично, но того, что давали на уроках, любознательной девочке было мало. Она искала новые источники знаний, участвовала в олимпиадах, пробовала себя в музыке, литературе, физике. Например, мне очень запомнились интересные задания по литературе и русскому языку: при анализе текста нужно было выдвинуть свои предположения о мотивации героев в конкретном эпизоде. В «Летово» я пришла как физик, потом уже сменила направление на гуманитарное. У всех учеников за время обучения менялся дискурс обучения.
Школа «Летово» в Новой Москве
Партнер и соучредитель архитектурного бюро «Дружба» Белла Филатова, руководившая подготовкой проекта с российской стороны, полагает, что «при проектировании школ и детских садов все архитектурные решения должны стать прямым воплощением образовательных принципов школы и ее идентичности. Не архитектор, а школьное сообщество — главный творец в этом процессе. И именно в этом творческий интерес и инновационный путь развития образовательной архитектуры». Проектом школы предусмотрено размещение пяти компактных модулей: двух образовательных, культурного, спортивного и центрального. Они связаны «большой аллеей», которая объединяет все функциональные зоны. Детский сад устроен по тому же принципу, но содержит три модуля. Архитектурные решения в концепции воплощают максимальную свободу организации пространства для педагогов и детей, которая стимулирует одновременно и развитие универсальных компетенций XXI века, и освоение академических знаний.
Вы можете быть блестящим физиком, но не умеете общаться с людьми; можете быть прекрасным лингвистом, но не обладать багажом терминов для написания научной работы. Для устранения пробелов детям проводятся семинары, ворк-шопы, могут индивидуальные занятия». При поступлении в ТОП-25 вузов мира выпускник может обратиться в Стипендиальный фонд школы для получения гранта на оплату обучения. Комиссия рассмотрит заявку, банк-партнер проанализирует доходы семьи выпускника и при положительном решении учащемуся может быть выделен грант при условии, что он вернется в Россию и поработает тут не менее трех лет.
Жизнь в «Летово» На территории в 20 га — 10 двухэтажных корпусов, у каждого — свои спортивные площадки и террасы. Руководит жизнью в корпусе куратор из числа сотрудников школы, следящий за соблюдением правил внутреннего распорядка. Проживание в школе «Летово» устроено по принципу полного или частичного пансиона. Полный выбирают дети из далеких от Москвы регионов. Также на территории школы расположены корпуса для преподавателей из регионов. В зависимости от числа членов семьи учителям предоставляются одно-, двух— или трехкомнатные квартиры. Рядом с корпусами — футбольная и баскетбольная площадка, беговая дорожка, теплицы, процессы в которой автоматизировали сами студенты с помощью искусственного интеллекта, мастерская. За периметром школьной территории — сосновый лес с прудом и речкой. В школе «Летово» — пятиразовое питание. Столовая школы работает по принципу шведского стола.
На каждого ученика заводится электронный каталог. Взял книгу -- отметил через терминал, теперь она числится за тобой. При возвращении так же чекнул, поставил на место. Интересный факт: на особом почетном месте в библиотеке «Летово» стоит книга Владислава Крапивина «Голубятня на желтой поляне». Собственный экопарк.
Парк школы «Летово» находится за забором, ученики могут гулять по нему в сопровождении наставников. Сюда же иногда забредают грибники из дач неподалеку. На территории парка есть пруд, река и биостанция. Теплица для выращивания учениками экзотических растений. К примеру, кто-то решил в ней выращивать папайю.
Со спортом у школы особые отношения. Здесь есть полноценный стадион, более двадцати спортивных объектов, включая бассейн, тренажерные залы. Техническая лаборатория. Просто для творчества. Кто-то делает модели самолетов на радиоуправлении, кто-то осваивает 3D-принтер, а кто-то разбирается в тонкостях деревообработки с помощью ЧПУ.
Все помещения школы соединены между собой подземными коридорами. Чтобы ученики могли свободно переходить из корпуса в корпус, не замерзая зимой и не промокнув под дождями. Досуговые зоны оборудованы в главном помещении. Тут и гончарная мастерская, и уголки для любителей музыки, и кабинеты для оригами, и многое, многое, многое… Привет, Тюмень В «Летово», среди 716 школьников, учится Даниил. Он перешел в десятый класс, увлекается иностранными языками.
Один из сотен таких же детей. Но для нас он выделяется. Дело в том, что Даниил приехал из Тюмени. Даже не из Тюмени, а из поселка Винзили. Он учился в обычной средней школе, но выделялся среди одноклассников высоким интеллектом и тягой к знаниям.
И родители решили подать заявление на перевод его в самую престижную частную школу страны. Теперь парня ожидает блестящее будущее: после выпускного наставники и представители школы помогают бывшим ученикам подать документы в наиболее крутые вузы страны и мира. Свой шанс уцепиться за успех Даня не упустил. Учится с удовольствием и признается, что до сих пор с трудом верит в происходящее. Опыт школы может пригодиться при строительстве тюменского межвузовского кампуса.
Конечно, есть существенная разница между жизнью и обучением школьников и студентов, однако основные тенденции могут и повторяться. Например, при обсуждении тюменского кампуса всерьез предлагалось проведение канатной дороги к нему. По примеру школы «Летово» становится очевидно, что и без пафосных излишеств проект кампуса может получиться при внешней простоте очень сложным объектом. Многое из перечисленного выше было бы здорово реализовать в Тюмени. Например, технические зоны или химлаборатории с современным оборудованием.
Забавно, но в лаборатории «Летово» для обучения приезжают учителя из разных городов. Кто знает, а вдруг у нас появится не менее грандиозный проект. Во всяком случае, ожидания от тюменского кампуса очень большие. А пока будем набираться опыта и ждать реализации проекта, которая уже не за горами — совсем недавно стало известно, что идея строительства межвузовского кампуса была одобрена на федеральном уровне. Наш проект справился с большой конкуренцией — из 39 заявок одобрены только девять.
Глядишь, так и представители «Летово» будут приезжать в Тюмень для обмена опытом.
В школе высоко ценится междисциплинарный подход к обучению. Биология тесно связана с химией, химия — с историей, история — с английским. Дети не только получают теоретические знания, но и осознают, как можно их использовать на практике. Большое внимание уделяется проектно-исследовательской работе, как самостоятельной, так и в группе.
Классов в привычном понимании этого явления в «Летово» не будет. Ученики самостоятельно определяют для себя область научных и исследовательских интересов, темп освоения материала, поэтому состав и количество учащихся в учебной группе — величины подвижные. Для этого уже сейчас команда «Летово» находится в постоянном контакте с руководителями ряда ведущих зарубежных школ. Для тех, кто заинтересован в поступлении в иностранные вузы, предусмотрена возможность учебы по обмену в одной из международных школ, которая организовывается и оплачивается отдельно. В «Летово» делают акцент на том, что ребенок всегда имеет выбор и возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Это касается и процесса обучения, и успеваемости, и областей научных знаний. Однако лениться в школе не дадут: ведь право исключать нерадивых учеников администрация оставляет за собой. Первый этап вступительных экзаменов уже прошел. Мы поговорили с несколькими ребятами о том, почему они остановили свой выбор на «Летово». Я окончательно не определился, но, думаю, что стану IT-инженером.
Михаил, 12 лет: «Я пока не выбрал направление своей будущей профессиональной подготовки, потому что я не могу сказать, что какие-то предметы нравятся мне больше, а какие-то не так сильно. Например, я люблю математику, информатику, естественные науки, но, в то же время, мне нравится изучать языки и историю.
Выпускница — о школе «Летово»: «Во главе – ученик и его интересы»
Там не будет больших неуютных пространств, которые могут красиво смотреться на фотографиях, но где ребенок никогда не будет сидеть, так как пространство ему не соразмерно. Двери из классов открываются в специальные ниши, чтобы случайно не задеть пробегающего мимо ребенка. Мы продумывали каждый маршрут ученика и каждый сантиметр пространства — имея в виду, что ребенку должно быть предоставлено максимальное богатство образовательных возможностей, неважно, решит ли он после «Летово» учиться в российском или зарубежном университете. По обязательным предметам можно выбирать уровни глубины изучения, дополнить программу курсами по выбору из более 100 вариантов. Дети смогут изучать дисциплины в разном темпе, в разной последовательности, на разных уровнях, самостоятельно или на уроке».
Концепция «4К» «При работе над образовательной моделью мы учли, что сейчас радикально меняется рынок труда — можно только гадать, какие профессии будут востребованными в середине XXI века, но очевидно, что кроме суммы академических знаний, для успеха нужны новые навыки. В основу образовательной модели наши педагоги заложили целенаправленное развитие навыков «4К»: Критическое мышление, Креативность, умение работать в Команде и Коммуникации. Плюс способность к самостоятельной работе и самоорганизации». Образовательная модель: нужное из лучшего Арт-класс школы «Летово» «Образовательная модель: мы взяли нужное из лучшего.
Традиции лучших физико-математических и гуманитарных школ России соседствуют с опытом учебных программ школ-пансионов Великобритании и США, умноженным на лучшие практики школ новой формации Скандинавии, Сингапура и Австралии. Консультанты «Летово» — из топ-школ мира. Raffles Institution — мировой чемпион по статистике поступлений выпускников в топ-10 мировых вузов, они имеют колоссальный опыт в предсказательной аналитике успехов учеников. Выпускные экзамены международного формата Библиотечный класс школы «Летово» «Чтобы принять итоговое решение, какие экзамены международного формата ученики «Летово» будут сдавать вместе с ЕГЭ, мы поехали в приемные комиссии лучших вузов мира: Princeton University, Columbia, MIT, Harvard, Yale, Oxford, Cambridge, Imperial College и др.
Программы рассчитаны на учеников 8—11-го класса, а записаться на занятия смогут дети из любых школ. Школьники будут разрабатывать модели машинного обучения и пилотировать роботизированные аппараты — квадрокоптеры и машинки. Биокласс в школе имени Достоевского в «Люблинском парке» В школе имени Достоевского в «Люблинском парке» открылся класс для изучения биотехнологий.
Ученики смогут освоить основы профессий городского фермера и агробиотехнолога.
Новости по теме.
Программы рассчитаны на учеников 8—11-го класса, а записаться на занятия смогут дети из любых школ. Школьники будут разрабатывать модели машинного обучения и пилотировать роботизированные аппараты — квадрокоптеры и машинки. Биокласс в школе имени Достоевского в «Люблинском парке» В школе имени Достоевского в «Люблинском парке» открылся класс для изучения биотехнологий. Ученики смогут освоить основы профессий городского фермера и агробиотехнолога.
Лето закончилось. Открылось «Летово»!
Логотип школы Летово. Проектом школы предусмотрено размещение пяти компактных модулей: двух образовательных, культурного, спортивного и центрального. Для открытия школы «Летово» был изучен опыт лучших российских и зарубежных школ США, Великобритании, Сингапура, Финляндии, Китая. Парк школы «Летово» находится за забором, ученики могут гулять по нему в сопровождении наставников. Школа «Летово».
Московская школа "Летово" заняла первое место в международном рейтинге частных школ
В кампусе много разнообразных пространств, где детям будет удобно заниматься помимо фронтальной работы с педагогом. Масса света, открытых пространств, вариативность маршрутов из одного места в другое. Просторные светлые аудитории, мощная техническая база, удобные рекреационные зоны с розетками для зарядки гаджетов, индивидуальные кодовые шкафчики для учебных пособий. Проект разработан голландским бюро «Atelier Pro», генеральный проектировщик — архитектурная мастерская «Атриум». Президент бизнес-школы «Сколково» Андрей Шаронов: «Мы заинтересованы, чтобы таких школ было больше в России, чтобы они конкурировали» Сколько же стоит обучение в этой прекрасной школе? Безусловно, такое образование стоит дорого. Но стипендиальный фонд школы составляет 7 миллиардов рублей! И за стипендией могут обратиться родители любого школьника. Рейтинг ученика на размер стипендии не влияет. Только материальное положение семьи. Стоимость обучения составляет: 110 тысяч руб.
Остальные вместе с руководством школы нашли баланс и достигли договоренности в размере оплаты. Так что финансовые затруднения не могут помешать действительно одаренному ребенку попасть в школу «Летово». Главный корпус школы.
Сложно выстроить систему выбора, потому что выбор по интересам им прекрасно знаком, выбор в любимом предмете тоже прекрасно знаком. Мне кажется, сложно взять планку, которую ты себе наметил. Михаил Мокринский: Конечно. Так что мы фактически режиссируем для них систему проб и ошибок, в которой за два-три года они сначала меняют профильные предметы, думают о том, окончательный ли у них выбор будущего, и мы получаем очень зрелых ребят к десятому классу, которые готовы вложиться очень концентрированно в то, чтобы сделать по основным предметам какой-то запланированный набор достижений, но в остальных предметах получить удовольствие от дополнительного образования, от изучения литературы, например, как красивого и классного предмета.
Отчисления бывают? Михаил Мокринский: Да, конечно. И бывают они по нескольким причинам. Первая — очень небольшая часть ребят, поступив, обнаруживают, что они очень эмоционально привязаны к семье и для них пребывание в школе вдали от родителей — это испытание. Вот это, кстати, важный вопрос. Почему именно пансион выбран? Или полупансион, но в любом случае вы за городом находитесь.
Это отрыв от родителей. Михаил Мокринский: Мы очень верили в то, что мы создаем не просто образовательную, но и культурную среду, сообщество, в котором ребятам будет хорошо. Так и оказалось. Но все-таки 13 лет. Или это уже возраст, когда птенец вполне себе вылетает из гнезда, самое время? Михаил Мокринский: Седьмой-восьмой классы — это время, когда дети начинают предпочитать общение со сверстниками, и родители в этом смысле выигрывают, потому что возвращающиеся к ним на субботу-воскресенье дети получают большой объем семейной любви, поддержки, совместных выходов. То есть в общем семейное общение на выходные в большей степени праздник и сплочение семьи, чем еженедельный рабочий контроль.
Нам даже пришлось построить новое общежитие на 370 мест для того, чтобы соответствовать выбору ребят. Москвичи тоже предпочитают жить с понедельника по субботу в общежитиях в пансионе школы. А такая форма жизни действительно подталкивает их лучше учиться? Михаил Мокринский: Она сначала подталкивает их учиться друг у друга. Одно из самых таких ярких выступлений ребят, которые я слушал, — это был рассказ гостям о том, как они помогают друг другу учиться. Но возраст опасный и не без глупостей, даже у самых умных детей. Михаил Мокринский: Естественно, в том-то и задача педагога, чтобы это предвидеть и сопровождать.
Нельзя пресечь ошибки, можно сделать так, чтобы не было больших негативных последствий, а были позитивные последствия, потому что на чем еще ребенку учиться, кроме как на собственных, а иногда и все-таки на чужих ошибках. Вернемся к отчислениям. Одну причину мы поняли. Итак, вторая причина — есть действительно ребята, которые открывают, что они горят одним предметом. Они попробовали разнообразие, но сказали: нет, среди моих друзей все про этот предмет, и я туда. Мы считаем, что мы свое дело сделали, за пару лет мы этим ребятам дали очень большое разнообразие, они потом сумеют этим воспользоваться, а сейчас они выбирают ту форму жизни, в которой формируются будущие исследователи, будущие инженеры, ученые. Слава богу, это их осознанный выбор.
А есть те, которые просто не справились? Которые не берут планку? Михаил Мокринский: Скорее они экономят силы, скажем так. Потому что я верю, что абсолютное большинство справится с этой комплексной планкой. Но ведь есть проблемы взросления, проблемы предпочтений. Если кто-то предпочел пахать по любимому предмету, то кто-то предпочел немножко сэкономить силы. И есть два типа правил, по которым можно.
Вот у нас был замечательный случай не так давно, когда у парня был выбор: после победы на всероссийской олимпиаде идти снова на подготовку и претендовать на международную олимпиаду или заняться чем-то другим. И он сказал: хочу вот это, а также японский язык и гитару. Пока я выбил свои запланированные результаты по академическим достижениям, хочу развиваться в разных направлениях, и девушкам нравиться самое время. Напоследок два дежурных вопроса, которые относятся к людям, которые занимаются школой. Про форму и про гаджеты. Михаил Мокринский: Формы у нас нет. Потому что мы попробовали по-разному, и первое — мы просто закупили на первый год для ребят небольшой выбор стандартных предметов одежды, которые могли бы им служить как идентификатор и как способ быть на равных.
Ведь у вас все-таки разного достатка семьи и совершенно из разных регионов, москвичей-то меньшинство. Михаил Мокринский: Чуть меньше половины.
Учителя «Летово» работали в лучших школах и гимназиях Москвы, но оставили свои коллективы, чтобы создать школу будущего. Директор Владимир Мокринский говорит, что отбор учителей был не менее строгим, чем отбор учеников.
Всем кандидатам предстояло делать не только то, что они хорошо умеют, но и то, что требует поиска и даже ошибок. Таким образом, отсев был довольно серьезным, но, по словам директора, осталось ядро коллектива — люди, способные учить детей-лидеров. В школе на 7 учеников приходится 1 педагог, поэтому у детей есть возможность индивидуально заниматься с преподавателями любого профиля, изучая интересующие их предметы. Психологическая служба школы за первую неделю адаптации сдружила детей из разных частей России так, что они смогли слаженно выступить на концерте в честь открытия.
Глядя на детей в коридорах, можно было подумать, что они знают друг друга не первый год. Все обращались друг к другу по имени, шутили и вели себя дружелюбно и расслабленно. Отвечая на вопрос о том, как школе удается избегать буллинга и проблем, неизменно возникающих в коллективе, где встречаются люди разных социокультурных слоев, директор сказал, что гарантия того, что в коллективе будут здоровые отношения — это соотношение ценностей и порядок. Порядок должен быть реалистичный, а взрослые, которые за него отвечают, должны быть готовы постоянно объяснять происходящее.
Нарушение правил возникает, когда дети и взрослые понимают порядок каждый по-своему. Ценности у детей могут быть очень разные. Но в школе должна быть та атмосфера, за которую всем захочется побороться. Это то, что называется «институт саморегуляции».
Именно это помогает избежать буллинга. Школьная столовая организована по принципу «шведского стола», здесь нет газировки и вредных блюд. Детей кормят 4 раза в день, есть полдник.
В «Летово» учатся 594 ребенка с 7 по 11 класс из 58 субъектов РФ. Из Новосибирской области в «Летово» учатся пятеро ребят. Еще один выпускник, окончивший школу в этом году, поступил в Кембриджский университет. Поступление в «Летово» По словам президента «Летово» Михаила Дмитриева, руководство школы не смотрит на социальное положение и достаток потенциальных студентов. Школа открыта для любого учащегося, хорошо сдавшего экзамены и настроенного на учебу. После успешной сдачи вступительных экзаменов и рекомендации к зачислению в «Летово» родители могут обратиться в Стипендиальный фонд школы для получения стипендии, которая полностью или частично покрывает стоимость обучения. Решение о назначении стипендии принимается после скоринга, проводимого партнером школы — Сбербанком, — на основании заполненной анкеты и предоставленных документов о доходах и расходах семьи.
Размер стипендии назначается индивидуально для каждого, ее назначают на год, потом скоринг повторяют. Образовательная модель Центр образовательной модели «Летово» — дети и их предпочтения. Любой студент термин «школьник» отсутствует вправе сам выбрать индивидуальную учебную траекторию, изучая предметы в удобном для него темпе, в разной последовательности, на уровнях от стандартного до углубленного. При этом преподаватели не ограничивают выбор, корректируя его и указывая на новые возможности в учебном процессе. Коммуникация между преподавателями и студентами выстроена в форме уважительного диалога: нет единственно верного решения задания — дети предлагают свои способы. Если достигается нужный результат — их принимают. Часть учебного процесса проводится на английском языке.
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ЦЕНТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Детский сад обустроят по этому же принципу, но он будет с тремя модулями. Учебные классы обставят мобильной мебелью, там не будет строгой схемы рассадки: парты можно расставлять рядами или рабочими группами по пять столов, а с помощью трансформируемых перегородок преподаватели при необходимости смогут разделить класс на небольшие помещения. Архитекторы учли и особенность ландшафта, из-за которой перепад высот на территории будущего центра достигает 14 метров. Так, детский сад разместится на самом высоком уровне в северной части — для комфортных прогулок малышей в солнечную погоду. Начальная и средняя школы займут большую часть территории в центре образовательного пространства.
Мне это очень нравится и помогает по жизни. Помню, в начале года были накладки по времени. Стоял выбор: не учить немецкий или не ходить на кружки. Мама сказала: «Давай ты просто попробуешь все устаканить». В итоге я попросила у преподавательницы немецкого перевести меня в другую группу и стала везде успевать. Конкуренции с другими учениками в Летово нет. Каждый человек доказывает что-то только себе. И работает на себя. Про оценки В Летово восьмибалльная система оценивания. Все, что ниже, — надо исправлять. Но это еще не все. В системе оценки есть еще критерии. Например, критерии могут быть такими: знание и понимание, исследование, критическое мышление. Критерии по каждому предмету разные. Работы, которые нам даются, могут быть оценены по одному, двум или всем критериям. В течение полугодия мы пишем несколько работ — так набираются оценки по каждому критерию. По критериальным оценкам выставляется итоговая. В школе «отличников» почти нет. Нет человека, который учится на одни «восьмерки». Учителя с самого начала года сказали: «Мы жадные на «восьмерки». Их ставим, только если работа идеальная. В другом случае мы ставим «семь». Можно получать «семерки-восьмерки» по одному предмету, а по другому «тройки-четверки». Я стараюсь соотносить свои оценки с тем, насколько реально понимаю тот или иной предмет. Например, с историей у меня были проблемы, поэтому сейчас «пятерка» по истории — это вау. Конкуренции с другими учениками в Летово тоже нет. Если что-то не сделал — это на твоей ответственности. Получил плохую оценку? Это все ты. Если для кого-то «семь» по русскому — это плохо, то для тебя «четыре» — это хорошо. Помню, как один раз я получила «семь» на устном зачете по геометрии — очень легком для меня предмете — и очень расстроилась. Но вообще моя успеваемость постоянно скачет: вверх-вниз, вверх-вниз. Когда что-то идет особенно плохо, я стараюсь это исправить. В «Летово» есть просто учителя, а есть тьюторы-наставники. Мы встречаемся с наставником раз в неделю, обсуждаем то, как повысить продуктивность, как подтянуть оценки, какие спецкурсы добавить или убрать, чтобы все успевать. Наставник всегда поможет, всегда выслушает. Про уроки Наши учителя придумывают разные форматы проведения уроков. Мы можем во что-то играть, можем смотреть видео. Когда стало тепло, мы стали проводить уроки на улице. Причем ученики могут сами выбрать место, где будет проходить урок. Часть урока может пройти в классе, а часть в коридоре, оборудованном всем необходимым. В школе есть огромный круглый стол, за которым поместятся все ученики, есть амфитеатр с панорамным окном. В наших уроках очень много межпредметного. По физике нам рассказывают что-то из химии и биологии, иногда даже русский затрагивают. А по русскому мы недавно обсуждали артикли в языках на примере английского, немецкого, греческого и китайского. Все учителя очень-очень любят свои предметы и погружаются в них с головой. В обычных школах из-за разного уровня учеников приходится изучать тему на минимальном уровне. Мы же можем погружаться бесконечно. Наша программа — это очень странное и прекрасное. Очень здорово разбираться в вещах не только поверхностно. У нас даже домашние задания на выбор: тем, кто хочет углубиться, могут дать что-то дополнительное. При этом есть помощь и тем, кто что-то не понял или упустил. После уроков учителя находятся в кабинетах какое-то время: ученики могут подойти и спросить. Когда мы начинаем проходить новую тему, сначала задают не очень много. Потом все больше и больше. Перед итоговыми тестированиями домашки бывает особенно много — ее дают, чтобы мы подготовились и хорошо написали работы. Я обычно делаю домашку после кружков или когда есть окошки между курсами. Домашнее задание может выглядеть так: написать эссе по биологии, посмотреть фильм по английскому, выучить иероглифы по китайскому, снять видео по русскому языку. Мне нравится свобода выбора. Например, темы эссе практически ничем не ограничены. И сейчас я пишу эссе по биологии на тему «Насколько корректно изображено устройство жизни пингвинов в мультике "Приключение пингвиненка Лоло"». На уроках не то, что можно пользоваться телефоном. Им нужно пользоваться! Еще у каждого есть компьютер. Многие уроки проходят с помощью электронной системы. Например, на доску выводится вопрос и варианты ответа, а на каждом устройстве четыре кнопки — нужно выбрать правильный ответ. У нас нет звонков. За временем следят или учитель, или ученики. На переменке можно сходить в кафешку, хотя можно отстоять все время, но так и не дождаться очереди. Если учитель отпустит на две минуты раньше, мы радуемся: «Ура, успеем что-то купить». Про высшее образование В школе действует программа, которая позволяет нам поступать за границу. С 9 класса некоторые уроки начинают вести на английском языке. Такая практика у нас уже была: алгебру вел преподаватель из Индии. Мне очень хотелось бы, чтобы еще больше предметов преподавали на английском. Примерно половина учеников хочет поступать за рубеж, другая половина — в российские вузы. Про инициативы В Летово мы можем сами предлагать кружки, которые хотели бы открыть. Например, мы с подругой хотим заниматься бально-спортивными танцами. Если мы найдем еще желающих и место в расписании, школа будет искать для нас преподавателя. У нас есть школьное самоуправление.
Проект был запущен в 2021 году, как отдельный для младших классов. В 2025 году все ученики начальной школы переедут в новый кампус «Летово. Джуниор» на проспекте Вернадского, который рассчитан на 960 учеников. Открыл мероприятие учредитель Level Group и основатель образовательных проектов Летово и «Летово. Джуниор» Вадим Мошкович: «Сегодня мы официально откроем стройку, которая уже идёт — котлован готов. Будут построены три блока зданий, включая подготовительный корпус, фундамент которого мы с вами начнём заливать уже сегодня. Мы уверены, что в 2025 году все дети перейдут в «Летово. Джуниор» и получат образовательное пространство, которое их достойно.
У тебя есть базовые предметы, по которым ты должен просто показать стабильный результат. И это то, что может обеспечить любая хорошо, устойчиво работающая школа, — русский язык, базовая математика, английский. Иногда бывают серьезные проблемы, особенно для ребят, которые приходят из физмат-школ. Надо подтянуть какие-то предметы, для этого выложены учебные материалы, есть автоматизированная обратная связь, ты можешь быстро, ориентируясь на нее, подтянуть любой из трех предметов — русский, английский, математика. Ну, вот английский, возможно, наиболее сложен, потому что это то, что нельзя сделать быстро. Язык не преодолеть в три прыжка, даже если заниматься с утра до ночи. Михаил Мокринский: Вы знаете, у нас чудесная статистика уже за несколько лет поступления, и первое — мы видим массовые рывки в качестве знания этого предмета за полгода. То есть если ребенок зашел и понял, что у него что-то не так, за полгода при усидчивости, настойчивости и нормальных способностях вполне себе поправимая ситуация. Но есть и выдающиеся результаты, когда к нам приходят ребята, пытаясь поступить с немецким, с французским языком, и мы с удивлением обнаруживаем, что их способности таковы, что рывок за лето бывает с тройки с минусом на пятерку с минусом. И это просто огромное трудолюбие, желание и языковые способности. Все-таки как вы отбираете? Это очень сложный и во многом ответственный процесс, потому что здесь не решают деньги, здесь решает оценка способностей ребенка. А между прочим, дети в этом возрасте, в 13 лет, у них зачастую многое скрыто из того, что раскроется со временем. Михаил Мокринский: Процесс проходит в три этапа. Последний — это очный, или за тобой наблюдают во время сдачи экзамена в электронной форме. Предшествующий — это сдача очень стандартных экзаменов, как первичное сито. Если последний дифференцирующий, то промежуточный просто отсекает тех, кто точно не готов. И дальше самая интересная первая фаза, бывает у ребят самоотбор, потому что по факту, занимаясь на ресурсе, который мы открыли для всех абитуриентов, часть понимают, что быстро надо что-то делать, часть понимают, что это им неинтересно и не нравится, часть понимают, что у них есть любимый предмет, но тут, оказывается, надо еще и нелюбимыми заниматься устойчиво. И вот эта система отбора, самоотбора, после нее процентов 60-70 ребят сами принимают решение, что они либо к нам не поступают, либо поступают на следующий год, когда будут готовы. А поступят они все также в седьмой класс или могут уже в восьмой добраться? Михаил Мокринский: В седьмой, восьмой и девятый. И тут очень важно, что психологическая готовность ребенка учиться, зрелость, чтобы побороться за свои возможности и свое будущее, наступает у всех в разном возрасте, и мы только приветствуем тех, кто первый раз оступился, но собрался с силами, и они оказываются часто самыми нашими сильными учениками со второй, с третьей попытки. Я скажу для тех, кто не знает, наверное, таких большинство, что у вас за плечами уже есть очень серьезный и успешный опыт, вы больше десяти лет, по-моему, может быть, даже лет 20 возглавляли школу, которая стала очень знаменитой в Москве, из числа бесплатных общегосударственных школ — 1535-ю, которая возглавляла всероссийские рейтинги. Скажите, пожалуйста, во-первых, почему вы оставили ту школу, которая состоялась именно под вашим руководством, почему вы пошли делать новую и чем она принципиально отличается? Михаил Мокринский: Вы знаете, 20 с лишним лет в государственной школе и работа с молодых лет — это такой период становления в профессии, когда школа растет вместе с тобой. И я был очень счастлив, что у меня в лицее номер 1535 был чудесный коллектив учителей, сложились традиции, сложились мощные основы, которые уже будут, наверное, навсегда. Но в какой-то момент стало понятно, что сильные стороны, они же и инерция, которую не надо ломать, надо оставить у этой школы те преимущества, которые закладывались десятилетиями. А новая про то, что есть нереализованные возможности интеграции в среднюю школу тех находок, которые по миру, по стране, по моей профессиональной истории были найдены и должны были быть реализованы несколько в ином ключе. Международный бакалавриат, из которого мы взяли многие рамочные методические решения, — это международная система, которая, не принадлежа никакой стране, исследует весь международный опыт, как пылесос, и не навязывает никаких решений национальным образовательным системам, каждая школа остается школой, работающей по требованиям, по стандартам той страны, где она существует. Но к этому добавляются многочисленные возможности строить не просто развивающие элементы в системе образования, а строить параллельную систему экзаменов, не ломая основной учебный процесс, и готовить ребят к тому, что они будут хорошо оснащенными студентами. Для студенчества ведь нужны очень важные навыки самоорганизации, смысла образования, то есть ты не просто идешь по программе, которую тебе диктуют, ты должен выбирать, и выбирать проактивно. Ты должен смотреть, кем ты хочешь стать через год, два, три, и чем дальше ты заглядываешь, тем мощнее твоя студенческая карьера. Я правильно понял, что в «Летове» студенты седьмых-одиннадцатых классов не живут классами по расписанию, а самостоятельно формируют свои учебные модули, в которых они могут пересекаться с более старшими или более младшими студентами. Они прямо сами все делают или все-таки им как-то помогают сделать выбор? Михаил Мокринский: Им помогают правила в первую очередь, потому что для того, чтобы сделать выбор, тебе надо разобраться. Тебе надо разобраться, что в седьмом классе, в потоке, в котором ты будешь учиться, ты сначала выбираешь очень немногое, зато у тебя много дополнительных возможностей, через которые ты оснащаешь себя именно этим умением быстро и четко выбирать и выполнять решения по выбору. Дальше в восьмом классе начинается дифференциация, в девятом она больше. С десятого уже идет глубокое разделение на индивидуальные учебные планы. И означает это просто, что каждый ребенок оказывается в группе того уровня, на который он претендует и который он может поддерживать. И нужно по каким-то предметам, направлениям выходить на самый высокий уровень, а по каким-то не претендовать. Ну и меньше тратить времени на это. Это тот баланс, при котором физика и математика у тебя могут быть в топовых группах, химия и биология могут быть базовые, но по интересам. Ты можешь из химии выбрать дополнительный курс, который просто даст тебе умение строить лабораторные практические работы и проекты, что тебе как физику пригодится, и то же самое у гуманитариев в их области. А гуманитарное и физико-математическое, естественно-научное направления равноценны в школе? Или все-таки акцент на естественные науки от математики до биологии? Михаил Мокринский: Вы знаете, я всю жизнь не любил формальных показателей. Поэтому, когда лицей номер 1535 стал при введении рейтинга первым, я искренне расстроился, потому что все, кому надо, знали цену его образовательной программе, а так узнали и те, кто эту цену мог видеть только формально. Так вот, что мне на самом деле дает чувство гордости относительно гуманитарной и естественно-научной программ?
Хогвартс по-русски. Почему школа «Летово» — будущее образования в России
Парк школы «Летово» находится за забором, ученики могут гулять по нему в сопровождении наставников. В школе «Летово» состоялась научно-педагогическая конференция, приуроченная к 5-летию учебного заведения. Об этом рассказали в учебном заведении. Курс «Путешествие в „Летово“» — подробное знакомство с нашей школой, для которого не нужно никуда ехать. Вы сможете познакомиться со всеми кафедрами «Летово», виртуально погулять по территории кампуса, узнать, как в школе проходят уроки и праздники. Проектом школы предусмотрено размещение пяти компактных модулей: двух образовательных, культурного, спортивного и центрального. Разработала учебные программы и подготовила учителей школа «Летово», которая в 2023 году заняла первое место среди частных школ мира, обучающих по системе Международного бакалавриата. Школа «Летово» — уникально организованное пространство для учебы и жизни, не имеющее аналогов в России, позволяющее участникам проекта реализовать все академические, спортивные и творческие запросы.