Новости кто прорвал блокаду ленинграда

Давайте Али поздравим, прорвал блокаду Ленинграда». Прорыв блокады Ленинграда — это уникальная воинская операция Волховского и Ленинградского фронтов.

Петербург — город решений. День прорыва блокады Ленинграда. 18 января 2024

Артиллерия береговых и корабельных установок, бомбардировочная и штурмовая авиация наносили удары по укреплениям противника. Наступление началось с мощной артиллерийской подготовки, она продолжалась около двух часов. Семь дней шли ожесточенные бои южнее Ладожского озера. Блокада Ленинграда была прорвана. В материалах экспозиции рассказывается о боевых действиях войск, участвовавших в прорыве блокады.

Представлено трофейное оружие, предметы обмундирования германских войск, захваченные у противника во время операции «Искра».

Выходов катеров на выполнение боевых заданий было очень много, но результатов весьма мало: один сторожевой катер противника, застигнутый на рассвете на близком расстоянии от побережья 200 метров , был потоплен огнём артиллерии береговой обороны; другой сторожевой катер получил повреждения от попадания снарядов во время боя с нашим катером MAS, но не затонул; обстреляна была также канонерская лодка". Вообще разговоры о пассивности финских войск сильно преувеличены. Трусливыми они были, а вот пассивными стали только в 44 году, когда наши войска взяли Выборг. Дело в том, что за два с половиной десятка лет, прошедших после отделения Финляндии от России, эта северная страна прошла через стремительную нацификацию. Самые оголтелые, агрессивные лозунги самых правых, фашиствующих партий о построении "Великой Финляндии до Архангельска" и даже до Урала повторялись на самом высоком уровне. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, что ни на какой "старой границе" войска Маннергейма не остановились. Напротив, они продвинулись глубоко на восток и юг, а возглавлявший их Карл Густав Маннергейм навсегда покрыл свою седую голову несмываемым позором, приказывая создавать концентрационные лагеря для этнических русских в Карелии, снова и снова бросая подконтрольные ему части на то, чтобы уже двойным кольцом охватить и без того погибавший от голода многомиллионный город, в котором он когда-то проходил службу. Чтобы перерубить единственную нить, связывавшую "блистательный Петербург" со страной. Дорогой жизни шёл к нам хлеб, дорогой дружбы многих к многим.

Ещё не знают на земле страшней и радостнй дороги, — как писала Ольга Берггольц. Где есть жизнь, там есть и смерть — простая диалектика, оборачивавшаяся тысячами смертей и трагедий для тех, кто встал на Дорогу жизни. Говорят, в хорошую погоду кое-где до сих пор можно видеть сквозь толщу ладожской воды лежащие на дне полуторки. Они сотнями уходили под лёд — сколь ни были суровы морозы 1941-го, даже они не могли проморозить Ладогу настолько, чтобы по ней беспрепятственно прошли тысячи тонн грузов, необходимых городу. Периодически трасса менялась: льду давали схватиться по новой, щели заливали водой. Вообще на Дороге жизни работали десятки тысяч людей, в том числе тех, кто буквально жил на льду. Тем не менее вовсе исключить трагедии не удавалось. Но самые страшные из них связаны со временем рождения Дороги жизни — летней и осенней навигацией 1941 года. На борту баржи кроме 408 курсантов Дзержинки находилось ещё около 800 человек — из Военно-морской медицинской академии и Главного гидрографического управления, Военно-инженерного, Гидрографического и нескольких ремесленных училищ. Некоторые ехали с семьями — жёнами, детьми и стариками.

Ничто не предвещало беды. Но около трёх часов ночи разразился шторм, доходящий до девяти баллов. Деревянная посудина не выдержала напора стихии, её корпус треснул, в трюм, где находились люди, хлынула вода. Несколько часов, наполненных ужасом гибнущих людей, открытыми навстречу смерти глазами тонущих женщин, мужчин, детей. Каждый час ознаменовывался новой трагедией. Множество женщин и детей, чтобы защитить их от волн, собрали в шкиперскую рубку баржи, по сути — в сруб, установленный на палубе. Но в какой-то момент всю рубку целиком просто смыло за борт, она камнем ушла в воду. Отдавший буксирный трос "Орёл" постоянно слал сигналы SOS, но первыми на них среагировала немецкая авиация. К неистовству волн добавились бомбы, сброшенные с немецких штурмовиков. Всего капитану "Орла" удалось спасти 162 человека.

Позже пришла на помощь канонерская лодка "Селемджа", которая подняла из воды и спасла ещё 26 человек. Остальные погибли в неверных волнах бушующей Ладоги. Никакой современный мегаполис не может выживать без электричества, топлива и связи с внешним миром. Со связью сложности у Ленинграда создались, когда 30 августа немецко-фашистские войска захватили станцию Мга и проводная связь по самой современной в СССР постоянной воздушной линии, построенной от Ленинграда через Волхов и Лодейное поле перед самой войной, оказалась прерванной. По воспоминаниям наркома связи СССР, начальника Главного управления связи Красной армии Ивана Терентьевича Пересыпкина, к началу сентября единственным направлением проводной связи от Ленинграда к левому берегу Невы, а следовательно, к Москве, оставался подводный кабель, проложенный в районе Шлиссельбурга. Но 8 сентября прервалась и эта линия. Попытки отбить Шлиссельбург у противника не увенчались успехом, и в дальнейшем связь блокированного нацистами города с "большой землёй" осуществлялась исключительно по кабелям, проложенным по дну Ладожского озера. Однако полевые кабели не всегда пропускали силу тока, достаточную для связи по аппарату Бодо — на тот момент основному средству связи Ставки ВГК с фронтами. Проблема вскрылась при назначении Георгия Константиновича Жукова в качестве представителя ставки на Резервный фронт. К этому времени ситуация под Ленинградом стабилизировалась, и воля и решимость "главного пожарного" Сталина потребовались под Москвой.

Директива об отзыве Жукова с Ленинградского фронта была подписана 6 октября, но передать её по аппарату Бодо удалось только 7-го: проблема была в тех самых полевых кабелях, проложенных по дну Ладоги. Получив серьёзный нагоняй от Сталина за проволочку, нарком связи приказал решить проблему кардинально — прокладкой специального подводного кабеля. Однако его ещё предстояло найти, поскольку на балансе наркомата он не значился, хотя до войны в Ленинграде такой кабель производился и не мог быть весь израсходован. В результате нужное количество действительно было найдено в Ленинградском торговом порту.

Вскоре и началась операция «Искра». В ночь на 12-е по немецким позициям ударила артиллерия и начала работать авиация РККА. Русская артиллерия била великолепно: я никогда не слышал, чтобы немецкая артиллерия стреляла так здорово», — вспоминал один из немецких пленных. Удивили врага и бомбардировщики: геббельсовская пропаганда утверждала, что советская авиация совершенно обескровлена. Слава храбрым и отважным воинам, не знающим страха в борьбе!

Смело идите в бой, товарищи! Помните: вам вверены жизнь и свобода Ленинграда! Пусть победа над врагом овеет неувядаемой славой ваши боевые знамена! В бой, в беспощадный бой с врагом, мужественные воины! Командир 136-й стрелковой дивизии генерал-майор Николай Павлович Симоняк на наблюдательном пункте Фото: waralbum. В сражениях отличилась 136-я дивизия генерал-майора Николая Симоняка. Забирались на крутые ледяные откосы с помощью кошек и багров, закрепляли там лестницы. В тяжелых боях под Ленинградом бойцы 2-й ударной армии захватили новейший немецкий танк «Тигр», который незамедлительно отправили в Москву для изучения. А сколько подвигов совершили в те дни защитники Ленинграда!

Вспомним лишь несколько эпизодов из многих. Герои прорыва Штурмовая группа, в которую входил красноармеец-стрелок Дмитрий Молодцов, 13 января должна была обойти тяжелую артиллерийскую батарею немцев с фланга и захватить ее. Бойцы ползли по глубокому снегу. Путь им преградил пулеметный огонь с высоты, которую красноармейцы называли Подснежником. Молодцов не растерялся, с тыла подполз к немецкой огневой точке и попытался забросать дзот гранатами. Тщетно: немцы продолжали обстрел. Тогда Молодцов бросился своим телом на вражеский пулемет, приняв огонь на себя. Его товарищи бросились в атаку и захватили батарею. Вскоре его подвиг повторил командир пятой роты 533-го полка 128-й стрелковой дивизии старший лейтенант Яков Богдан.

Группа штурмовиков Ил-2 в воздухе Фото: waralbum. Их встретил огонь зениток. Ил-2, которым управлял летчик Иван Пантелеев, загорелся. Пламя подбиралось к кабине, но пилот вместе со стрелком Петром Сологубовым продолжали атаковать вражеские позиции. Они хладнокровно сбросили по целям все снаряды, а потом Пантелеев направил пылающий Ил-2 в гущу вражеских машин. Вместе с бойцами Орлов заставил замолчать огневую точку гитлеровцев. Его не остановило ранение. После боя Орлова нашли на огневой позиции вражеского пулемета.

И прорвал эту блокаду Али. Это дорогого стоит, важно, что ребята берут на себя ответственность в таких тяжёлых ситуациях. А дальше другие подтянулись, он повёл команду за собой. Ребята выполнили установку, нам оставалось только реализовать моменты, сегодня это удалось. Есть над чем работать, есть моменты, которые нас не устраивают. Всё отработаем, все детали улучшим», — передаёт слова Ротенберга корреспондент «Чемпионата» Елена Кузнецова.

Но ведь блокаду можно было снять раньше?

  • Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта
  • 80 лет назад погибла героическая группа на "Невском пятачке" Ленинграда
  • Книга памяти блокадного Ленинграда
  • Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны

Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год

Фото: РИА Новости/Давид Трахтенб. История Великой Отечественной войны распорядилась так, что две важные даты стоят в календаре почти рядом, хотя их разделяет год. 18 января 1943 года советские войска прорвали блокаду Ленинграда. Главная» Новости» 80 летие снятия блокады ленинграда в 2024. День прорыва блокады Ленинграда Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего поселка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда (операция "Искра"). В преддверии 81-ой годовщины начала блокады на портале «Книга Памяти блокадного Ленинграда» добавлены тысячи новых имен эвакуированных блокадников, данные о которых до этого были утеряны либо неизвестны.

«Прорыв блокады Ленинграда». Ротенберг — о конце серии поражений СКА

«Прорыв блокады Ленинграда». Ротенберг — о конце серии поражений СКА - Чемпионат Сегодня отмечается героическая дата – 79 лет со дня прорыва блокады Ленинграда.
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории? Блокáда Ленингрáда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны.
Прорыв блокады Ленинграда показал несокрушимость советского народа - Парламентская газета Сегодня, 18 января, отмечается 74 годовщина прорыва Блокады Ленинграда.
Оборона Ленинграда советская военная операция в январе 1943 года во время Второй мировой войны, направленная на прорыв блокады Ленинграда вермахтом.

Прорыв и снятие блокады Ленинграда: как это было?

Разорвать кольцо: как 18 января 1943 года прорвали блокада Ленинграда Прорвать блокаду Ленинграда советским войскам удалось только в январе 1943 года.
Кто виноват в блокаде Ленинграда Прорвать блокаду Ленинграда советским войскам удалось только в январе 1943 года.
Прорыв Блокады Ленинграда. 74 года прошло 8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска с юга и финские с севера замкнули кольцо блокады вокруг Ленинграда.
«Быт, который уносится с собой в могилу»: как выживали и от чего умирали в блокадном Ленинграде Давайте Али поздравим, прорвал блокаду Ленинграда».
Прорыв к победе. Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады А спустя два года в его левобережном пандусе открылся Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда».

Информация

  • Смотрите также
  • Разорвать кольцо: как 18 января 1943 года прорвали блокада Ленинграда - Новости
  • Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
  • Поделиться
  • Блокада Ленинграда

Первая искра победы: как Красная армия прорвала блокаду Ленинграда

Нужно работать дальше, не обращать внимания на эмоции. Да, хоккей - игра эмоций. Мы видели сегодня и как Ледовый выдохнул, и как ребята завелись. Такой прорыв блокады Ленинграда произошёл сегодня. И прорвал эту блокаду Али. Это дорогого стоит, важно, что ребята берут на себя ответственность в таких тяжёлых ситуациях.

Говоров и Волховского генерал армии К. Мерецков фронтов в районе Шлиссельбурга прорвана блокада Ленинграда. Летчики ПВО совершили 917 боевых вылетов, провели 89 воздушных боев, в результате которых уничтожили 54 вражеских самолета. Благодаря этой операции был освобожден сухопутный коридор, через который в кратчайшие сроки была проложена железная дорога.

Программа передач На сайте функционирует система коррекции ошибок. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель соучредители — федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания».

Сколько защитников города проживают сегодня в Петербурге? Какие им положены выплаты? На какую помощь они могут рассчитывать?

Юлия Кантор: Правды о блокаде советские власти боялись всегда

В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, но не снята полностью. Сегодня, 18 января, отмечается 74 годовщина прорыва Блокады Ленинграда. Таким образом, войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда». Это была пятая по счету попытка прорыва блокады Ленинграда, и права на ошибку уже не было.

Прорыв Блокады Ленинграда. 74 года прошло

Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны «Невозможно забыть о жертвах и лишениях»: В Ленинградской области почтили память героев, 80 лет назад прорвавших блокаду.
«Прорыв»: герои и потомки Главная» Новости» 80 лет снятие блокады ленинграда 2024 погибло.

18 января - День прорыва блокады Ленинграда!

Первые баржи с продовольствием для Ленинграда доставил на осиновецкий рейд 12 сентября 1941 года пароход "Орёл". Из-за сильного волнения их не удалось завести в бухту и пришлось оставить на буксире у "Орла", стоящего на рейде. Усилившийся ночью шторм разбил и эти баржи: одна затонула, а другую выбросило на берег. Но большую часть груза удалось спасти. Шторма и неподготовленные для приёма больших объёмов грузов пирсы были, конечно, далеко не единственной проблемой для моряков Северо-западного речного пароходства. Главной проблемой стала нехватка плавсредств. Почти все озёрные баржи и буксиры оказались запертыми в Неве.

Суда, дерзавшие выскочить из горловины, тонули от огня прямой наводки немцев, расположившихся на левом берегу реки. Привести суда из Онеги не давали перехватившие реку Свирь финны. В затонах Новой Ладоги находилось несколько десятков озёрных барж, брошенных в мирное время на слом как не пригодные к плаванию по нормам регистра. Вот к этим прожившим свой век списанным судам и были обращены все надежды. При помощи военных моряков было восстановлено в общей сложности 27 барж под сухие грузы. Ремонт вели посменно, однако машинисты, слесари и токари трудились с раннего утра до поздней ночи.

Когда ремонтная комиссия приняла суда, сдаточная команда попросила лишь одного — выспаться. Но и этим утлым судёнышкам, с трудом пробивавшимся сквозь волны бушующей Ладоги, непрерывно грозил враг: немцы — постоянными налётами авиации, финны — надводным флотом. По-настоящему мощной военной флотилии у финнов, конечно, на Ладоге не было: ей просто неоткуда было взяться в 1941 году, поскольку по результатам Зимней войны вся акватория Ладожского озера отошла Советскому Союзу. Но кто знает, как бы сложилась судьба первой военной навигации на Ладоге, будь там у финнов хоть сколько-нибудь значительный флот. А весной 1942 года на помощь финской флотилии были переброшены ещё и торпедные катера союзников: немцев и даже итальянцев. Правда, до Лахденпохьи — города на севере Ладоги — они добрались только в июле, поскольку перевозка катеров была связана со множеством сложностей.

Так, итальянские катера на транспортных платформах проделали путь по всей Европе от Специи до Штеттина, откуда их на пароходе перевезли в Хельсинки, затем на буксире по шхерам довели до Выборга. Далее по Сайменскому каналу и, наконец, довезли грузовым поездом до Лахденпохьи, где располагалась главная база финско-немецко-итальянской флотилии. Основной их целью была Дорога жизни. Так, например, 22 октября объединённая эскадра попыталась захватить остров Сухо, чтобы тем самым закупорить "бутылочное горлышко", однако вылазка эскадры была отбита с большими потерями для неё, и очередная попытка прервать снабжение города не удалась. Вот свидетельство из захваченных донесений итальянских офицеров, участвовавших в боевых действиях на Ладоге в скобках примечания советского военного : "Последующие выходы катеров MAS... Между тем движение на наших коммуникациях не прекращалось, конвои по большой трассе шли беспрерывно.

Безрезультатными были также боевые походы совместно с немецкими вооружёнными паромами, а также выходы для выполнения других задач... Выходов катеров на выполнение боевых заданий было очень много, но результатов весьма мало: один сторожевой катер противника, застигнутый на рассвете на близком расстоянии от побережья 200 метров , был потоплен огнём артиллерии береговой обороны; другой сторожевой катер получил повреждения от попадания снарядов во время боя с нашим катером MAS, но не затонул; обстреляна была также канонерская лодка". Вообще разговоры о пассивности финских войск сильно преувеличены. Трусливыми они были, а вот пассивными стали только в 44 году, когда наши войска взяли Выборг. Дело в том, что за два с половиной десятка лет, прошедших после отделения Финляндии от России, эта северная страна прошла через стремительную нацификацию. Самые оголтелые, агрессивные лозунги самых правых, фашиствующих партий о построении "Великой Финляндии до Архангельска" и даже до Урала повторялись на самом высоком уровне.

Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, что ни на какой "старой границе" войска Маннергейма не остановились. Напротив, они продвинулись глубоко на восток и юг, а возглавлявший их Карл Густав Маннергейм навсегда покрыл свою седую голову несмываемым позором, приказывая создавать концентрационные лагеря для этнических русских в Карелии, снова и снова бросая подконтрольные ему части на то, чтобы уже двойным кольцом охватить и без того погибавший от голода многомиллионный город, в котором он когда-то проходил службу. Чтобы перерубить единственную нить, связывавшую "блистательный Петербург" со страной. Дорогой жизни шёл к нам хлеб, дорогой дружбы многих к многим. Ещё не знают на земле страшней и радостнй дороги, — как писала Ольга Берггольц. Где есть жизнь, там есть и смерть — простая диалектика, оборачивавшаяся тысячами смертей и трагедий для тех, кто встал на Дорогу жизни.

Говорят, в хорошую погоду кое-где до сих пор можно видеть сквозь толщу ладожской воды лежащие на дне полуторки. Они сотнями уходили под лёд — сколь ни были суровы морозы 1941-го, даже они не могли проморозить Ладогу настолько, чтобы по ней беспрепятственно прошли тысячи тонн грузов, необходимых городу. Периодически трасса менялась: льду давали схватиться по новой, щели заливали водой. Вообще на Дороге жизни работали десятки тысяч людей, в том числе тех, кто буквально жил на льду. Тем не менее вовсе исключить трагедии не удавалось. Но самые страшные из них связаны со временем рождения Дороги жизни — летней и осенней навигацией 1941 года.

Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото. Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого. Тогда в осажденном Ленинграде уменьшилась бы потребность в продовольствии и плохое питание не осталось бы спутником горожан до снятия блокады. Почему это не было сделано? Однозначного ответа на этот вопрос в документах нет.

Но нет в них и другого: следов понимания руководством осажденного города того, что даже осенью 1942 года и даже весной 1943 года и далее смертность на душу населения, с учетом возрастных когорт, в Ленинграде оставалась много выше уровня лета 1941 года. Небольшие самоходные немецкие суда с сильным зенитным вооружением появились на Ладоге в 1942 году тогда же сделан и снимок. Немцы и финны применяли их для борьбы с перевозками в блокадный город. На пути туда они пытались топить суда и баржи продовольствия, а на пути обратно детей и иных эвакуируемых. Однако к этому времени из-за эвакуации численность населения в городе уменьшилась так сильно, что абсолютные цифры вводили в заблуждение.

Сегодня мы хорошо знаем, что множество смертей от болезней в условиях недоедания вызваны именно голодом ослабленный организм слабо сопротивляется инфекциям. В 1940-х в количественном смысле это явление было слабо изучено даже учеными и вряд ли было вполне ясным для ленинградского руководства Как легко видеть из этого автографа, внимание руководства государства воздушному мосту и другим аспектам снабжения города было большим. По записям его переговоров с командирами на фронте видно: с сентября 1941 года он постоянно подталкивает их, иной раз недвусмысленно угрожая, наступать с целью прорыва блокады города. Огромный объем сил, выделяемый для Ленинградского и Волховского фронтов, а также высокий уровень потерь в их наступательных операциях по деблокаде города, превышает показатели для любого другого города СССР. Все это ясно указывает: Кремль был готов на очень многое, чтобы снять или хотя бы облегчить блокаду.

Если бы городское руководство яснее понимало, что происходит в его епархии, и информировало бы Москву о том, что с весны 1942 года голод не прекратил убивать, а лишь стал делать это реже, весьма вероятно, что из Ленинграда сперва вывезли бы людей, а уже потом станки. Но ясного понимания масштаба проблемы в этот период у местного градоначальника, судя по документам архивов, никогда не было. Но ведь блокаду можно было снять раньше? Сталин 12 декабря 1941 года одобрил план Шапошникова по удару под Ленинградом. В нем ключевую роль должен был сыграть Волховский фронт, развернутый восточнее и южнее отрезанного города.

Весь Ленинград был украшен флагами. Впервые за много дней город выглядел весело. Выступают писатели, поэты, рабочие, инженеры. На заводах митинги. На улицах чуть ли не целовались слушатели у репродукторов», — рассказывал в частном письме начальник станции оперативной связи Ленинградского фронта Виктор Житомирский. А вскоре прозвучал по радио знакомый каждому ленинградцу голос поэтессы Ольги Берггольц: «Третье письмо на Каму», 18—19 января 1943 года... О дорогая, дальняя, ты слышишь? Разорвано проклятое кольцо! Ты сжала руки, ты глубоко дышишь, в сияющих слезах твое лицо.

Мы тоже плачем, тоже плачем, мама, и не стыдимся слез своих: теплей в сердцах у нас, бесслезных и упрямых, не плакавших в прошедшем феврале. Да будут слезы эти как молитва. А на врагов — расплавленным свинцом пускай падут они в минуты битвы за всё, за всех, задушенных кольцом. За девочек, по-старчески печальных, у булочных стоявших, у дверей, за трупы их в пикейных одеяльцах, за страшное молчанье матерей... Прорыв блокады Ленинграда, встреча солдат Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года. Отвоевать удалось лишь узкую полоску болотистой земли. С февраля по апрель части Волховского и Ленинградского фронтов пытались развить успех и продолжали атаковать мгинско-синявинскую группировку вермахта. Но продвинуться дальше не удалось. И всё-таки после «Искры» положение дел под Ленинградом изменилось.

Восстановилась сухопутная связь осажденного города со страной. Восстановилось дыхание Ленинграда, укрепилась вера в Победу. К весне 1943 года сломить ее было уже невозможно. А главное — в город пошло продовольствие, и тысячи людей смогли избежать голодной смерти. На следующий день после прорыва блокады, 19 января 1943 года, в освобожденном Шлиссельбурге началось строительство новой железнодорожной трассы, которую назовут Дорогой Победы. Из них 8 км — по прифронтовым районам. Приказ был строг: дорогу нужно было построить за три недели. Это и в мирное время немыслимо, а зимой, в прифронтовых условиях от строителей требовались нечеловеческие усилия. А они не просто успели, но на три дня перевыполнили план.

Хватило 17 суток. Поезд направляется в освобожденный город Шлиссельбург, 1944 год. Железнодорожники совершили настоящий подвиг.

По планам нацистов, Ленинград должен был погибнуть. Начало блокады До войны Ленинград был крупнейшим центром советской промышленности, средоточием культурных ценностей. В политическом смысле город считался «колыбелью революции». Все эти факторы предопределяли гитлеровский план первоочередного захвата Северной столицы. Финская армия должна была помочь немцам взять Ленинград и соединиться с войсками вермахта группой армий «Север» у Финского залива и восточнее Ладожского озера. После того как группа армий «Север» вышла к Пскову, наступление на Карельском перешейке начали финские дивизии. Положение города на Неве стало критическим.

И хотя противнику не удалось взять Ленинград с ходу, город оказался отрезанным от Большой земли. Началась блокада. Снабжение могло осуществляться отныне только по воздуху или Ладожскому озеру. Немцы вошли практически в пригороды Ленинграда и могли рассматривать в бинокли Исаакиевский собор. Организация обороны Уже 1 июля 1941 года в Ленинграде была создана Комиссия по обороне, которую возглавил партийный деятель А. К моменту окружения города эвакуация населения проводилась недостаточными темпами. Около двух с половиной миллионов горожан, к числу которых надо прибавить беженцев из Прибалтики, Ленинградской области, бойцов Ленинградского фронта, оказались в блокаде. Ежедневно враг обстреливал город из артиллерийских орудий, в результате бомбёжек сгорели продовольственные склады, в том числе крупнейшие — Бадаевские. Сталин в срочном порядке назначил командующим Ленинградским фронтом генерала Г. Жукова, который жёсткими мерами укрепил оборону на ближних подступах к городу и предпринял ряд контрударов.

В результате уже в конце сентября командующий группы армий «Север» докладывал, что своими силами немецким войскам Ленинград не взять. Однако и командованию Ленинградским фронтом прорвать блокаду не удалось.

Дорога сквозь смерть. Как спасали блокадный Ленинград

Это была воистину выстраданная радость! Около полуночи по радио прозвучало специальное всесоюзное сообщение о прорыве блокады: «Наши войска имели задачей разрушить оборону противника и этим прорвать блокаду города Ленинграда... Таким образом, войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда».

Найти на это нужные слова Путину было непросто: он признался, что «хочется низко склонить голову перед подвигом людей», о которых рассказала блокадница. Это — самое главное», — заметил президент. В музее обороны Ленинграда Владимир Путин рассказал историю, как у его мамы во время блокады украли самое ценное — карточки на хлеб Фото: kremlin. Защитник Ленинграда Валентин Богданов сказал «спасибо» «за организацию боевых действий по освобождению Украины от неонацистов». А первый замруководителя Военно-исторического центра СЗФО Сергей Мачинский представил отрывок из нового фильма «Нюрнберг» о трибунале над гитлеровскими нацистами и сказал, что «о войне, о преступлениях надо говорить честно» и доводить то «до каждого жителя страны, чтоб вбить в голову, как это страшно». Президент подчеркнул, что Россия не могла не отреагировать на события, которые начались на Украине, в Донбассе после госпереворота 2014 года. Тогда, по словам Путина, «людей начали истреблять только за то, что они считают себя связанными с русской культурой, русским языком и традициями своих предков». Нас просто водили за нос, обманывали.

Мы пытались урегулировать ситуацию мирными средствами. Это по определению было невозможно. Противник готовился перевести конфликт в горячую фазу. СВО — это попытка прекратить эту войну и защищать наших людей, которые проживают на этих территориях. Это наши исторические территории», — заявил Путин. После встречи с ветеранами и блокадниками президент пообщался с сотрудниками легендарного Обуховского завода, с которого в первые же дни войны на фронт ушло около 6 тысяч рабочих. Их заменили женщины и подростки. Они снабжали войска боеприпасами, орудиями, несмотря на постоянные обстрелы и бомбежки. Завод выжил тогда под натиском немцев, выжил и в «лихие 90-е». И сегодня Путин заверил работников, что предприятиям оборонного комплекса хватит работы на годы вперед.

Более того, их сотрудников, возможно, даже освободят от призыва на срочную службу, как уже освободили от частичной мобилизации. Работников Обуховского завода президент Путин заверил, что им, оборонщикам, работы хватит на годы вперед Фото: kremlin. Это единство и сплоченность русского и многонационального российского народа.

Ещё до того, как кольцо вражеской блокады сомкнулось, было прервано железнодорожное сообщение Ленинграда и остальной страны. Поэтому 54-я армия получила приказ начать наступление в направлении посёлка Мги, чтобы завладеть железнодорожным участком и восстановить связь с Ленинградом. Пока армию перетягивали на это направление, немцы завладели Шлиссельбургом, замкнув этим кольцо окружения. В связи с этим, задание 54-ой армии сразу изменили. Они должны были прорвать блокаду, пока немецкие части не успели основательно укрепиться. Действовать начали немедленно.

Десятого сентября советские солдаты стали наступать на противника. Они смогли отбить несколько участков земли, но спустя всего лишь два дня мощными контрударами противника были отброшены на исходные позиции. День за днём красноармейцы возобновляли атаки. Они нападали в разное время, и пытались пробиться через разные участки фронта. Но всё было безуспешно. Прорвать вражескую блокаду не удалось. За такой провал с должности был смещён маршал Советского Союза Кулик. Маршал Советского Союза Кулик Григорий Иванович Тем временем Жуков, задачей которого была непосредственная оборона города от попыток неприятеля захватить Ленинград, не решался ослабить основные силы и выступить на помощь. Однако он выделил часть Невской оперативной группы для прорыва кольца.

Им удалось отвоевать небольшой кусок земли, площадью всего лишь два километра. Позже его назвали Невским пятачком. Эти несколько километров стоили жизни 50 000 советских бойцов. Хотя, как и в случае со многими другими сражениями Великой Отечественной войны, эти данные оспариваются. Есть те, кто называет цифру в 260 тысяч человек. По статистике, прибывающие сюда солдаты жили от 5 минут до 52 часов. На Невский пятачок за сутки попадало 50 тысяч снарядов. Атаки шли одна за другой. За период в 43 дня было произведено 79 атак.

Задним числом можно говорить, что эти ужасные жертвы были напрасны. Пробить брешь в немецкой обороне не удалось. Но в то время, когда происходили эти кровопролитные бои, этот клочок земли был единственной надеждой на прорыв блокады Ленинграда. А в городе от голода буквально умирали люди. И умирали тысячами, просто идя по улице. Поэтому сражались без оглядки. Для выполнения этой задачи Ленинградский и Волховский фронт должны были, слаженно действуя, выступить навстречу друг другу. Седьмого января выступили Волховским фронтом.

Для этого требовалась только одна справка от управхоза домохозяйства. Надо сказать, эти справки, подтверждающие право на жильё, стали предметом многочисленных спекуляций. А если квартира оказывалась занятой, вернуться в неё в некоторых случаях было возможно только через суд. Только в одном 1945 году в юридические консультации Ленинграда обратились 150 тысяч граждан. А за два месяца 1946 года было зафиксировано 36 тысяч обращений. По этим цифрам можно судить, насколько массовыми тогда были жилищные разбирательства. При этом обращение в судебные инстанции не всегда помогало доказать право на жилье. В фондах Центрального государственного архива Санкт-Петербурга вместе с делопроизводственными документами хранятся материалы множества судебных дел, в которых фигурируют обращения граждан к главе города как к последней инстанции. И основная часть заявлений связана с просьбой помочь решить жилищный спор. Из этих документов видно, как постановления городских властей в сфере жилья применялись в каждом конкретном случае. Была, например, долгая судебная тяжба — одна из сотен — между гражданами Л. Герцман и В. Началась она в 1945 году, продолжалась восемь лет, и всё это время городское законодательство постоянно менялось. Жилищный вопрос в то время стоял во всей остроте. Ведь были еще разрушены, сожжены тысячи жилых зданий, деревянные дома во многих районах в лютые зимы разобрали на дрова. Возвращавшимся людям нередко заселяться было некуда. Практически всё обустройство сотрудников ложилось на плечи работодателей. Обеспечить людей жильём — это было в те дни самым главным. Не помню, как наша семья переживала то время. Осенью 1942 года мы с мамой и старшим братом уехали к бабушке. Она жила на Украине, на оккупированной территории, но мама повезла нас туда, потому что хотела оставить у родного человека. Мы добирались не одну неделю. Вскоре мама умерла — не смогла оправиться после истощения. В 1944 году погиб от взрыва снаряда мой брат. Не вернулся с войны отец. Бабушка и дядя уговаривали его съехать. Но он отказывался. Кто-то посоветовал пожаловаться домоуправу.

Путин раскрыл, для чего России нужна спецоперация на Украине

Вопреки распространенному мнению, первая попытка прорвать блокаду состоялась уже на третий ее день. советская военная операция в январе 1943 года во время Второй мировой войны, направленная на прорыв блокады Ленинграда вермахтом. Кольцо блокады было прорвано 12 января 1943 года: во время операции «Искра» удалось прорвать позиции германской армии в районе Шлиссельбурга.

Как высекали «Искру» и спасали Ленинград

  • Ленинградская «Искра»: 5 фактов о начале прорыва блокады - Православный журнал «Фома»
  • Ротенберг после победы над "Северсталью": произошёл прорыв блокады Ленинграда
  • День прорыва блокады Ленинграда | Победа РФ | Новость от 18.01.2023
  • Герои прорыва
  • Прорыв Блокады Ленинграда. 74 года прошло
  • Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»

РАССЕКРЕЧЕННАЯ ПРАВДА О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА

Быстро форсировав Неву, части дивизии взломали передний край обороны противника и к исходу 12 января продвинулись на 3—4 километра. Удачно действовала в первый день наступления 268-я стрелковая дивизия. К исходу дня дивизия продвинулась до 3 километров и создала угрозу окружения городокского узла обороны и 8-й ГЭС. Не так благоприятно складывалась обстановка на флангах. Не подавленные огневые точки в полуподвалах здании и на пристанях вынудили ее подразделения залечь на льду Невы. Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H. К исходу первого дня наступления войска 2-й ударной армии продвинулись на 3 километра. Разведчики Ленинградского фронта во время боя у проволочных заграждений.

Фотография сделана во время первого дня операции по прорыву блокады Ленинграда 13 января 1943 года С утра бои приняли особенно упорный и ожесточенный характер. К исходу второго дня операции войска 67-й армии Ленинградского фронта почти вплотную подошли к рубежу намеченной встречи с войсками Волховского фронта. Последние за 13 января продвижения практически не имели. Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона: 123-ю стрелковую дивизию совместно со 152-й танковой бригадой, 102-ю отдельную стрелковую бригаду и один полк 13-й стрелковой дивизии. Стараясь удержать шлиссельбургско-синявинский выступ, вражеское командование еще накануне усилило здесь группировку своих войск 96-й и 61-й пехотными дивизиями и перебросило в район Синявино 5-ю горнопехотную дивизию. Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки. На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось.

За сутки войска 67-й и 2-й ударной армий незначительно продвинулись вперед. Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров. Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом.

Главный тренер СКА Роман Ротенберг после победы над "Северсталью" 4:1 сравнил окончание пятиматчевой серии неудач армейцев с прорывом блокады Ленинграда. Огромная благодарность болельщикам, в каждой игре аншлаг. Отрезками мы играем очень хорошо, но должны заставить себя играть всю игру стабильно. Сегодня получилась целостная игра. Но сегодня вы видели рождение новой команды, с этого момента начинаем работать по нарастающей.

У нас тяжёлый график, завтра мы вылетаем в Хабаровск в девять утра.

Это была воистину выстраданная радость! Около полуночи по радио прозвучало специальное всесоюзное сообщение о прорыве блокады: «Наши войска имели задачей разрушить оборону противника и этим прорвать блокаду города Ленинграда... Таким образом, войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда».

Тяжелое положение в Ленинграде и настойчивые требования Ставки как можно скорее освободить Тихвин вынуждали к переходу к решительным действиям, — отмечал в мемуарах маршал Мерецков. Как детей учили выживать при бомбежках Ленинград, в котором, помимо войск, оставались более 2,5 миллиона жителей более 30 процентов из них составляло нетрудоспособное население , в том числе около 400 тысяч детей, регулярно подвергался массированным бомбардировкам. По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя.

Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией , тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог. Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность. Газоны перекапывали, золотые купола перекрашивали серой краской или делали специальные чехлы, как в случае со шпилем Адмиралтейства.

Мосты и здания вокзалов маскировали деревянными конструкциями, что должно было создать иллюзию руин. Бережно прятали исторические памятники, в избытке имевшиеся в Ленинграде, — так от нацистских атак уберегли, например, монументы Петру I и Николаю I, а коней Клодта с Аничкого моста в целях спасения закопали в землю. Блокада привела к резкому ухудшению ситуации с продовольствием в городе и на фронте.

К началу ноября 1941 года нормы выдачи основных продуктов питания людям неоднократно сокращались. Так, с 20 ноября были введены самые низкие нормы выдачи хлеба за всю блокаду — всего 250 граммов хлеба рабочим и 125 — служащим и иждивенцам Разразился страшный голод, что приводило к летальным исходам. Катастрофически не хватало также топлива и сырья для промышленности, снизилась выработка электроэнергии.

При этом в Ленинграде функционировали школы, вузы и НИИ. В театрах игрались спектакли, после которых изможденные недоеданием зрители выносили артистам не цветы, а ломтики хлеба. Дорога жизни В январе 1942 года Государственный комитет обороны направил в Ленинград будущего советского премьера, а тогда зампредседателя правительства Косыгина — ему поручалось руководство и принятие решений по всем вопросам, касающимся обороны города, эвакуации населения и оборудования.

В качестве уполномоченного ГКО он выполнял работы по снабжению, участвовал в деятельности местных советских и партийных органов. Их удалось вывезти в период по 15 апреля благодаря хорошо организованной работе ледовой трассы, что ставится исследователями в заслугу Косыгину. С большими трудностями проходила в холодных зимних условиях доставка ослабленных голодом людей поездами к Ладожскому озеру, а далее по Ледовой трассе через Ладогу в автобусах или открытых грузовых автомобилях на восточный берег озера, — писал он десятилетия спустя.

Налаживанию этой коммуникации предшествовала колоссальная работа по строительству подъездных путей, оборудованию портов и причалов, углублению фарватеров и гаваней.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий