В интервью Токаев заговорил о дружбе и верности в рамках ЕАЭС и ОДКБ, отметил, что "русские и казахи должны находиться вместе", но также заявил, что Казахстан будет соблюдать. Богатое прошлое и блестящее будущее — так накануне визита Владимира Путина в Казахстан президент этой страны Касым-Жомарт Токаев охарактеризовал основные особенности. Ни одну мировую проблему нельзя решить без России, заявил Токаев. В эфире телеканала «Хабар 24» вышло эксклюзивное интервью Главы государства Касым-Жомарта ент ответил на волнующие общество вопросы о причинах. Анонсированный Акордой официальный визит президента Касым-Жомарта Токаева в Поднебесную, который должен состояться 17-19 мая, предварило интервью, которое.
Полное видео интервью Касым-Жомарта Токаева о январских событиях
Наши слушатели Все права защищены. Предназначено для лиц старше 16 лет. Адрес: 123298, Москва, ул. Территория распространения — Российская Федерация и зарубежные страны.
В своем Telegram-канале Газиз Абишев прокомментировал внешнеполитический курс, который был провозглашен президентом в большом интервью. Он по-прежнему остается многовекторным. Отношения с Россией названы стратегическими, несмотря на войну с Украиной. Страны связывают более 300 договоров и соглашений. Кроме того, Казахстан продолжает конструктивную работу во всех международных организациях с учетом собственных национальных интересов и активно развивает партнерство с Китаем, в том числе из-за прицела на собственный транзитный потенциал.
Проекты "Один пояс — один путь", Транскаспийский международный транспортный маршрут, железная дорога Аягоз — Тачэн, все это элементы большого экономического проекта, выгодного Казахстану. При этом глава государства отмечает бессмысленность синофобии. Китай превратился в технологически развитое государство, отношения с которыми чрезвычайно важны, а сотрудничество перспективно», — пишет Абишев. Эту же мысль в своем посте в Telegram развивает главный эксперт Казахстанского института стратегических исследований Адиль Каукенов. Он обращает внимание на стремление Токаева избавить казахстанское общество от сложившихся ранее стереотипов в отношении восточного соседа. Скрин Telegram-канала "записки казахского китаеведа" Казахстанский политолог Данияр Ашимбаев увидел в интервью президента прозрачные укоры в адрес правительства, и рассуждает о судьбе кабинета министров. С другой стороны, заявил, что для него "макроэкономические показатели не являются первостепенными по своему значению", а "главное — это реальное благополучие граждан".
Затем им на смену пришли молодые люди, которые просто хулиганили, кидались на полицейские щиты и прочее.
Затем пришла третья волна. Это уже мародеры, причем их было очень много, убийцы, насильники, но, самое главное, ими руководили профессиональные боевики, которые прошли специальную подготовку, хорошо ориентировались на местности. Они также хорошо знали месторасположение зданий силовых органов, и они атаковали эти здания. Этих людей, естественно, материальные ценности не интересовали. Они руководили атаками на административные здания, их интересовали уголовные дела, досье на сотрудников правоохранительных органов. Это была тщательно спланированная операция, по сути своей террористическая, с привлечением боевиков из-за рубежа. Вы, наверное, обратили внимание, что боевики организовали захват аэропорта в Алматы. Сейчас следствие показывает, что аэропорт был захвачен для того, чтобы обеспечить проход через него граждан, прилетевших из одного центрально-азиатского города.
Это были подготовленные боевики, командиры. Они, естественно, прилетели под видом гастарбайтеров, их провели через пограничные стойки, запустили в город, и они приступили к руководству операцией. Затем, после того как правоохранительные органы перехватили инициативу, дали отпор, они были эвакуированы опять же через алматинский аэропорт, после чего аэропорт был сдан законным властям. Это была, я повторяюсь, тщательно спланированная операция. Ее целью была ликвидация государственных институтов, подрыв конституционного строя и, в конечном счете, как мы полагаем, захват власти. Вы, наверное, хотите задать и такой вопрос: «Почему это стало возможным? Мы сейчас, как я уже выразился, ведем «разбор полетов». Выяснилось, к сожалению, отсутствие единого, четкого алгоритма действий правоохранительных органов в подобного рода ситуациях.
Я сам как Глава государства участвовал в некоторых учениях — командно-штабных, военных. Эти учения никакого отношения к реальной ситуации, в частности, к той, которая случилась в Алматы, не имеют. Алгоритма действий не было. Мы же исходим из того, что оружие не должно применяться в отношении демонстрантов. Полицейские не имеют оружия при себе. Они были вооружены шумовыми гранатами, слезоточивым газом, и в их распоряжении были водометные машины. Эти машины не были использованы, потому что были тут же захвачены бандитами. Они знали, что у полицейских есть четкая инструкция не применять оружие в отношении так называемых «демонстрантов».
Это тоже говорит о том, что операция была подготовлена надлежащим образом с их стороны. Сильно пострадали молодые ребята — десантники, которые тоже не имели при себе оружия и были вооружены лопатками и дубинками. Они их раздели и использовали в качестве «живого щита» при атаке на резиденцию Президента. Это раз. Во-вторых, использовали женщин. Сейчас следствие показывает, что бандиты, которые непосредственно участвовали в боевых действиях, находились под воздействием наркотиков, у них пропало чувство боли. Если уже на заключительном этапе силовые органы стали применять оружие, стреляли, во всяком случае, по ногам, они падали и не чувствовали той боли, которую обычно чувствуют раненые. Это еще раз говорит о тщательности спланированной операции.
Кроме того, интересный факт. Одна из бандитских группировок, довольно многочисленная, проживала в пятизвездочном отеле в Алматы. Кто оплачивала им это все? Она расположила свой командный штаб на первом этаже гостиницы «Казахстан». Сейчас ведется следствие, допрашиваются люди. Вскрываются такие факты, которые раньше трудно было себе представить. Я не хочу предвосхищать ход следствия. Это было бы неправильно.
И работы очень много. Дело в том, что очень многие боевики, в том числе и их командиры, покинули Алматы. Кто-то растворился в сельской местности, кто-то переехал через границу, ушел в соседние республики, кто-то по-другому замаскировался и ушел в подполье. Есть факты, когда они сбривают бороды, меняют внешность, превращаются в гражданских лиц и, если их арестовывают, они кричат: «Мы случайные прохожие». Но так не бывает. Масштаб погромов Вы сами видели, будучи в Алматы. Вдруг все оказались случайными прохожими. Естественно, все случаи незаконного содержания граждан и, тем более, применения в отношении их силовых методов будут тщательно расследоваться.
Нужно очень серьезно с этим разбираться. Вы реагируете, даете поручения Генеральной прокуратуре, в том числе через Твиттер. Все мы это видим, слышим. Тем не менее социальные сети «взрываются» постами, что мирных людей избивают, пытают. И истерии вокруг событий в Алматы, конечно, очень много. Люди обеспокоены, можно понять. Поэтому я дал поручение Генеральной прокуратуре по каждому случаю проводить расследование. Кроме того, из средств массовой информации я узнал, что создана Общественная комиссия во главе с известным правозащитником адвокатом Айман Умаровой.
Я приветствую это решение. Действительно, нам нужно привлечь независимую общественность с тем, чтобы она объективно разобралась в том, что сейчас происходит, и что происходило в те трагические дни. Я знаю, что омбудсмен по правам человека Эльвира Азимова и известная правозащитница Жемис Турмагамбетова посещают СИЗО, встречаются с задержанными, выясняют условия их содержания, выслушивают их жалобы и т. Считаю, что это очень полезная работа. Я сам как Глава государства заинтересован в том, чтобы права граждан не нарушались. И каждый случай, я повторяюсь, должен быть расследован. Но одно дело говорить, а другое — это реалии. Считаете ли Вы, что правоохранительные органы «не перегибают палку» в этих обстоятельствах?
В конце концов, нам нужно найти тех людей, которые реально участвовали в бандитских акциях против мирных граждан и жителей Алматы. Это первое. С другой стороны, права граждан не должны нарушаться. Я же говорю, участвовали тысячи бандитов в этих акциях, и вдруг все превратились в «случайных прохожих». Я не оправдываю незаконные действия полиции, если таковые имеются. Соответствующее замечание министр внутренних дел уже получил. Пользуясь возможностью, заверяю граждан, жителей Алматы, что их права нарушаться не будут. Откуда они, куда они высадились?
Бой за здание департамента полиции продолжался две ночи. Две ночи полицейские отбивались от бандитов. Во-вторых, взяли численностью полицию и военнослужащих. Это говорит о том, что бандитов было очень много. В-третьих, шли с трех направлений на Алматы, там, где были расставлены блокпосты полицейских — они были просто смяты бандитами. И говорить о том, что бандитов было мало, смеяться по этому поводу, я считаю, что это просто неумно. На самом деле они шли как бы волнами. Ими командовали.
Одна волна пошла — пограбила, ушла, вторая пришла. Оно вызвало волну возмущения среди демократической общественности, особенно в США и Европе. Что стояло за таким жестким решением? И кинуться на амбразуру, наверное, «дорогого стоило»? Была «неразбериха», я должен откровенно признать. Руководители правоохранительных органов опасались брать на себя ответственность — полная безынициативность. Я им сказал: слушайте, если бы маршал Рокоссовский или маршал Жуков каждый день спрашивали бы разрешения у Сталина на те или иные действия, они бы выиграли войну? Это была настоящая война.
Нужно было брать на себя ответственность. Поэтому еще до публичного заявления я сказал, что по вооруженным бандитам мы должны открывать огонь. Я взял ответственность на себя. А уже в своем заявлении я повторил это публично, потому что люди опасались. Я считаю, что Президент, Глава государства именно в таких ситуациях должен брать ответственность на себя. Я профессиональный дипломат.
Мы будем соблюдать санкции. Несмотря на то, что мы являемся частью Экономического союза с Россией, Беларусью и другими странами, мы также являемся частью международного сообщества.
И третье — обсудить пути расширения нашего сотрудничества с ЕС». Казахстан всегда выступает против санкций как метода международного давления, только если эти санкции не приняты ООН, но, чтобы самим не заработать вторичные санкции, мы не будем помогать обходить их», — сказал глава казахстанского МИДа. Незначительная сумма, но это символический жест, направленный как раз Вашингтону и Брюсселю с целью показать лояльность и покорность казахстанской элиты. В этом же ракурсе надо рассматривать и отказ казахстанского правительства от предложенных Москвой инвестиций в рублях в предприятия государственного фонда «Самрук-Казына», свидетельствующее о том, что заявленная приватизация активов стратегических компаний РК пройдет без участия российских компаний. Наоборот, в отношении же американских, британских и европейских инвесторов — сохраняется самые благоприятные условия. Так, неделю назад в рамках Совета иностранных инвесторов при президенте РК состоялись отдельные встречи Токаева с руководителями компаний Chevron, Exxon Mobil, Cameco, Condor Petroleum, в которых он подтвердил прежние кабальные соглашения о разделе продукции и контракты по недропользованию и предоставил дополнительные льготы. То есть система внешнего управления, когда диктуют условия казахстанскому правительству западные корпорации, контролирующие две трети добывающего сектора и три четверти нефтегазового сектора, сохранилась неизменной. И поэтому нечего удивляться, когда в упомянутом выше интервью российскому ТВ Касым-Жомарт Токаев выразил откровенную неблагодарность в отношении Кремля — он фактически отверг главную роль России в спасении собственного трона во время известных январских событий.
В России некоторые лица перевирают эту ситуацию, утверждая, что вот Россия спасла Казахстан, а Казахстан теперь должен вечно служить и кланяться в ноги России. Считаю, что это совершенно неоправданные рассуждения, далекие от реальности.
Интервью Президента Казахстана К.-Ж.Токаева телеканалу «Россия 24»
Поэтому власти республики не признают ни « Южную Осетию , ни Абхазию », ни такие «квазигосударственные объединения», как Луганск и Донецк. По мнению политика, проблема заключается в том, что лидер среднеазиатского государства высказался о своем отношении к вопросу в присутствии президента РФ Владимира Путина. Он считает, что это было «честно, публично, но [... Выглядело как вызов находящемуся рядом с ним президенту».
По его словам, нет ни одной проблемы в международном сообществе, которую можно было бы решить без участия российского государства. Такое заявление он сделал в интервью газете Egemen Qazaqstan. Президент России Владимир Путин - человек, который влияет на глобальный климат и словом, и делом. Не секрет, что весь мир учитывает позицию России.
Ни одна проблема в мире не может быть решена без участия этого государства.
Но между тем Алмазбек Атамбаев, когда уходил с президентского поста в 2017 году, ведь тоже попытался сохранить за собой власть и создать вокруг себя центр управления государством с помощью своей политической партии, с помощью преемника. Другое дело, что этот сценарий у него не получился. Нурсултан Назарбаев оставался одним из руководителей государства, так он и позиционировался, несмотря на то, что он официально объявил о передаче властных полномочий Касым-Жомарту Токаеву. Но я думаю, что система двоевластия из тех примеров, которые есть, именно транзитов, она является не только нерабочей, но она выливается в межэлитное противостояние, которое может иметь трагические последствия для государства. На мой взгляд, Токаев не пытался говорить дипломатическим языком, хотя он один из опытнейших дипломатов постсоветского пространства на сегодняшний день, он достаточно откровенно отвечал на вопросы, говоря о тех чиновниках, которые попытались извлечь для себя максимальные "дивиденды" из этой ситуации. Почему президент Токаев говорит об этом сейчас? Потому что прошли президентские выборы и решение о том, что именно Токаев должен руководить Казахстаном, уже принимал непосредственно электорат. Мне кажется, что те результаты, которые были получены Касым-Жомартом Токаевым на президентских выборах, вполне реально отвечали интересам электората. Сейчас он уже может говорить, поскольку его никто не назначал, его выбрали сами казахстанцы.
Именно тот кредит доверия, который есть у президента со стороны избирателей, населения Казахстана, и дает ему эти полномочия и право давать такие оценки. Как Вы прокомментируете это? Наш Центрально-Азиатский регион ассоциируется прежде всего с долгими сроками правления глав государств и нечастой сменой власти. Если возьмем недавнюю нашу историю Центрально-Азиатского региона, только лишь в Кыргызстане происходила смена власти где-то революционным путем, где-то президенты сами сменялись. Долгое время был Ислам Каримов в Узбекистане, Эмомали Рахмон до сих пор руководит Таджикистаном, произошла смена власти в Туркменистане, но опять же власть осталась в одной семье. Позиция Касым-Жомарта Токаева в том, что президент должен отработать один срок, не держаться за власть, а в первую очередь уделять внимание решению актуальных и насущных социально-экономических проблем в наше сложное экономическое время. Я думаю, что это историческое заявление, которое будет иметь важное значение для других постсоветских стран. В первую очередь, президент несет ответственность за народ и свою страну, а не за то, как продлить свои полномочия. Мы снова возвращаемся к теме коренных политических реформ, которые начал проводить Токаев еще с 2019 года, с момента, как стал президентом страны.
Типичный пример подобной информационной атаки.
Российская сетевая пропаганда: какой образ Казахстана она создает и кто за это платит». Все это сопровождается припиской на английском: funded by European Union «оплачено Европейским союзом». Спасибо, как говорится, за честность и откровенность. Но серьезные проблемы есть и по российскую сторону границы. Юрий Солозобов: «Для большей части российского экспертного и политического сообщества Казахстан просто неинтересен... Эта расхожая мифологема и политическая самонадеянность уже сыграли злую шутку в украинском кризисе... В случае их повторения с Казахстаном они могут стать просто фатальными». Я часто бываю в Казахстане. И могу с уверенностью сказать: стержнем отношений двух стран является что угодно, но только не фатализм. Но «аберрация близости», о которой говорит Юрий Солозобов, точно имеет место.
Как гласит формулировка в словаре, «аберрация» — это «искажение», «отклонение от нормы».
Популярное:
- Деликатная работа
- Читайте также:
- Главные новости
- Новое интервью Токаева о недавних событиях и будущем Казахстана – самое главное
- Интервью Президента Касым-Жомарта Токаева о январских событиях. Полное видео
"Предлагали уехать из Казахстана": Токаев дал интервью российскому СМИ
Считаю, что нам нужны новые соглашения, новые сделки, потому что мы не должны просто стоять на месте и ждать каких-то результатов. Мы должны приложить усилия для продвижения наших экономических связей в этом сложном мире. Я твердо привержен развитию сотрудничества и дружеских связей между молодежью обеих стран. Молодое поколение должно больше знать друг о друге», — сказал президент. В январе прошлого года по видеосвязи состоялся саммит между лидерами Китая и стран Центральной Азии. Затем, в феврале, Токаев вместе с четырьмя другими лидерами центрально-азиатских государств присутствовали на открытии Зимних Олимпийских игр в Пекине. В мае этого года состоится саммит Китай — Центральная Азия.
Токаева спросили, считает ли он, что Китай и Центральная Азия сближаются друг с другом не только экономически, но и стратегически, и, в частности, каковы его ожидания от предстоящего саммита, первого в своем роде? Китай играет все более важную роль в нашей части мира, в Центральной Азии, и это вполне естественно. Я думаю, что все мои коллеги в Центральной Азии согласились бы со мной в том, что мы извлекаем выгоду от наших отношений с Китаем. И мы будем делать все возможное, чтобы продвигать такого рода сотрудничество», — ответил Токаев. В диалоге речь шла и о независимости Тайваня.
В качестве стратегической цели обозначена задача удвоения ВВП к 2029 году. В скором времени состоится расширенное заседание Правительства, на котором мы подведем итоги социально-экономического развития и определим тактику дальнейших действий в этом направлении. Полезной площадкой для обсуждения вопросов идеологической сферы, формирования нового качества нации, обновления системы ценностей общества стали заседания Национального курултая.
Традиционно они проходили летом, но в этом году мы скорее всего проведем заседание весной. Таким образом, в течение первого квартала будет сформирована основная повестка страны в экономике, общественно-политической и гуманитарной сферах. Мы продолжим конструктивную и сбалансированную внешнюю политику с учетом национальных интересов государства. В 2024 году в нашей стране пройдет ряд представительных саммитов и форумов. Казахстан будет председательствовать сразу в нескольких авторитетных международных организациях: Шанхайской организации сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности, Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Организации тюркских государств, Международном фонде спасения Арала, Исламской организации по продовольственной безопасности. Большим событием станет проведение в Казахстане Всемирных игр кочевников. Они важны как для популяризации национальных видов спорта и здорового образа жизни, так и для расширения культурно-гуманитарных связей между братскими народами — наследниками номадической цивилизации Великой степи. Полезным с точки зрения укрепления общенациональной идентичности станет чествование выдающихся исторических деятелей нашего народа.
В этом году исполняется 125 лет со дня рождения знаменитого ученого Каныша Сатпаева и 100 лет со дня рождения прославленных героев Сагадата Нурмагамбетова и Рахымжана Кошкарбаева. Кроме того, по мнению историков, в 2024 году исполнится 800 лет с момента фактического образования Улуса Джучи. В связи с такой знаковой датой, показывающей многовековые корни нашей государственности, будет развернута большая исследовательская работа. В этом году завершится подготовка многотомника по истории Казахстана. Это обстоятельный труд, над которым работает более 200 отечественных ученых и около 60 привлеченных зарубежных специалистов. Помимо множества важных событий, будет еще больше рутинной каждодневной работы. От усилий всех граждан зависит, каким этот год останется в истории страны. В своем новогоднем обращении я сказал, что в следующем году мы станем свидетелями нового подъема нашей нации, но всем нам придется хорошо поработать для достижения этой цели.
В своих выступлениях и интервью Вы уже давали оценку тем трагическим событиям. Однако вопросы еще остаются. Имеют место различные интерпретации. Как сегодня, по прошествии времени, Вы можете охарактеризовать эти события? Какими видятся их основные причины и предпосылки? На мой взгляд, к трагическим январским событиям привели многолетние нерешенные социально-экономические проблемы и общий застой, перешедший в деградацию власти и общества. Это было видно, как говорится, невооруженным взглядом. После моего избрания Президентом в 2019 году был взят курс на демократизацию политической системы, либерализацию общественной жизни, демонополизацию экономики.
К разработке и реализации реформ активно подключились общественники, гражданские активисты, эксперты. Многие инициативы прорабатывались на различных диалоговых площадках, в том числе на заседаниях специально созданного мною Национального совета общественного доверия. Скажу откровенно: этот новый курс вызвал резкое неприятие влиятельных лиц, воспринявших его как угрозу глубоко укоренившемуся положению дел в стране и своему привилегированному статусу во властных структурах. С их стороны постепенно нарастало скрытое, а зачастую и открытое сопротивление реформам. В конце концов, чтобы повернуть вспять преобразования и восстановить прежние порядки, они решились на крайние меры. Эта группа высокопоставленных лиц имела огромное влияние на силовые структуры и криминалитет, поэтому был выбран вариант организации насильственного захвата власти. По данным следствия, подготовка началась примерно с середины 2021 года. Затем Правительство приняло непродуманное, неправомерное решение по резкому повышению цен на сжиженный газ, и в Мангистауской области подстрекаемые провокаторами люди вышли на демонстрации.
Правительство по моему поручению создало специальную комиссию, которая выехала в регион для встреч с представителями общественности и принятия компромиссного решения. Но протесты приобрели экстремистский характер, чем воспользовались заговорщики. Расследование Генеральной прокуратуры показало, что развитие январских событий носило «волнообразный» характер. Вначале были митинги в Мангистауской области, которые нашли продолжение в других регионах. Несмотря на все усилия центральной власти и акиматов, ситуация в стране приобрела характер дестабилизации, переговоры и диалог для нахождения компромиссных решений не находили поддержки организаторов волнений. Начались первые столкновения во многих регионах страны. Все это было на руку заговорщикам, которые через специально подготовленных людей всячески потворствовали нагнетанию обстановки. Но даже в такой сложной ситуации органы правопорядка избегали применения силы.
Это была вторая волна. Третья волна началась, когда в дело вступили криминальные банды, лидеры которых были подконтрольны заговорщикам и имели контакты с террористами, в том числе прибывшими извне. Используя специальные технологии, провокаторов, бандитов, они превратили мирные протесты в массовые беспорядки, сопровождавшиеся масштабным насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества. В условиях хаоса к происходящему подключились вооруженные бандиты, террористы, которые одновременно, по единой команде устроили атаки на здания органов власти, силовых структур, оружейные магазины, арсеналы сил правопорядка и воинских частей. Причем речь идет не только об Алматы, но и целом ряде областных центров. Напомню, во время январских событий было похищено более трех тысяч единиц оружия, в том числе автоматов, пулеметов и даже гранатометов. Кроме того, нападениям подверглись транспортная инфраструктура и объекты телекоммуникаций. Повторюсь: бандиты и террористы действовали организованно, в тесной координации друг с другом.
В попытке государственного переворота совместно участвовали экстремисты, криминалитет, религиозные радикалы. Они преследовали цель посеять страх среди граждан, дезорганизовать государственные институты, подорвать конституционный строй и, в конечном итоге, захватить власть. Ситуация тогда была крайне сложной и напряженной — страна была близка к тому, чтобы погрязнуть в хаосе. Чтобы не допустить этого, все меры контролировались мною лично, ежечасно и круглосуточно. По линии МВД поступали сведения о подготовке различных атак на Акорду, в том числе с использованием грузовиков. Мне неоднократно рекомендовали покинуть резиденцию, даже эвакуироваться, в том числе за рубеж, но я с этим решительно не согласился и в одном из телевизионных обращений заявил, что при любых обстоятельствах останусь на рабочем месте. В течение двух недель я находился в служебной резиденции Акорда. Оперативные совещания проходили и глубокой ночью, и ранним утром.
В те дни самая главная задача состояла в том, чтобы сохранить наше государство, восстановить в стране верховенство закона и порядок. В соседней стране много говорят о ее спасительной роли во время беспорядков в Казахстане. На момент обращения председателем организации была Армения, а в этом году председательство перешло Казахстану. Контингент ОДКБ был действительно миротворческим и сыграл роль сдерживающего фактора в вакханалии, разыгравшейся в те трагические дни. По договоренности со странами — участницами организации ее контингент покинул страну без каких-либо предварительных условий, к тому же досрочно. Миротворческий контингент ОДКБ не участвовал в контртеррористической операции и не произвел ни одного выстрела. Армянский контингент охранял горводоканал и хлебокомбинат «Аксай», белорусский — аэродром в Жетыгене, таджикский и кыргызский — соответственно ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 города Алматы, российский — ТЭЦ-3 и объекты телекоммуникаций. Были угрозы совершения терактов на объектах жизнеобеспечения, поэтому контингент был направлен именно туда.
Но самое главное — это позволило высвободить наши силы для проведения контртеррористической операции. Что тогда Вы скажете тем, кто утверждает, что это было народное восстание и чуть ли не революция? Разве на мирные демонстрации приходят с автоматами, пистолетами и холодным оружием? Разве там избивают и убивают военнослужащих, издеваются над ними, используют их в качестве живого щита во время нападений на административные здания? Разве после мирных демонстраций остаются разграбленные магазины и банки, сожженные автомобили? Я уже не говорю о нападениях на здания органов власти и полицейские участки. Общая сумма ущерба от этих бесчинств составила порядка трех миллиардов долларов. Скажу прямо: рассуждения о якобы народном восстании способствуют оправданию и обелению преступных деяний.
Такие безответственные, по сути, провокационные разговоры приводят к героизации настоящих бандитов, укоренению в обществе пагубной криминальной психологии. А значит, призывают к новым беспорядкам в ущерб национальной безопасности и благополучию народа. Это очень серьезная угроза. Поэтому государство и общество должны быть едины в осуждении беззакония — я в этом уверен. Граждане могут открыто говорить о существующих проблемах. В соответствии с концепцией «слышащего государства» я требую от государственных органов учитывать общественное мнение. У нас действует демократический закон о мирных собраниях. Недавно принят закон, регламентирующий порядок подачи и рассмотрения петиций.
Поэтому нужно предельно ясно понимать: мирные протесты допустимы, но массовые беспорядки неприемлемы и будут жестко пресекаться. В стране должен царить закон — это моя принципиальная позиция. Посмотрите, ведь в странах Запада, цитадели демократии, особо не церемонятся с теми, кто устраивает уличные беспорядки и нападения на здания органов власти. Полиция выявила организаторов январских беспорядков — всех тех, кто призывал сопротивляться законным требованиям властей, занимался доставкой и распространением оружия, нагнетал атмосферу агрессии, руководил толпой в ходе погромов, поджогов и актов насилия. При этом от бандитов были отделены рядовые и зачастую случайные участники беспорядков. Мною было принято решение амнистировать граждан, попавших под влияние провокаторов. Амнистия применена в отношении 1 095 граждан из 1 205 осужденных ранее. А организаторы беспорядков и лица, получившие сроки за теракты, государственную измену, попытку насильственного захвата власти и другие тяжкие преступления, в полной мере отбудут свое наказание.
После Вашего вступления на пост Президента в 2019 году в стране заговорили, что у нас сложилась система двоевластия. Кто-то сравнивал нашу политическую модель с иранской, кто-то — с сингапурской. И действительно, складывалось впечатление, будто в стране два центра власти. Это было так? Президент в соответствии с Конституцией определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, назначает и освобождает от занимаемых постов высших должностных лиц государства, высшее командование Вооруженных Сил. Глава государства является Верховным Главнокомандующим. Однако попытки навязать модель двоевластия действительно были, и, должен сказать, эти попытки отличались целенаправленностью и организованностью. В сложившейся политической ситуации «транзита власти» политические манипуляторы сформировали некий параллельный центр власти.
В нашей стране действовали Президент и Верховный Главнокомандующий, а также Председатель Совета Безопасности в лице экс-президента. Это, в конечном итоге, не могло не привести к властной коллизии. Скажу больше: эта ситуация стала одной из предпосылок январского кризиса. Потому что заговорщики пытались использовать в своих интересах изобретенную модель двоевластия или «тандема». Помните, наверное, заявления ряда должностных лиц, в том числе бывшего министра юстиции, что по своему статусу Елбасы стоит выше Президента. Некоторые чиновники бегали поочередно по кабинетам. Они играли на этом и в конце концов заигрались. Позже я прямо сказал Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, что политические игрища, прежде всего, его ближайших соратников чуть было не разорвали страну.
Считаю, что вообще не должно быть «старшего и младшего президентов». Это серьезный урок для будущего поколения руководителей, которое должно остерегаться таких вещей и всегда думать только об интересах государства и благополучии общества. К огромному сожалению, в решающие моменты внутриполитического кризиса свой непрофессионализм и даже предательство проявили руководители ключевых правоохранительных органов. Мы всем народом преодолели этот кризис, выстояли и стали еще сильнее. Мы предотвратили еще большую катастрофу и стабилизировали ситуацию в стране только благодаря сплоченности наших граждан и решительным действиям всей вертикали власти.
На мой взгляд, Токаев не пытался говорить дипломатическим языком, хотя он один из опытнейших дипломатов постсоветского пространства на сегодняшний день, он достаточно откровенно отвечал на вопросы, говоря о тех чиновниках, которые попытались извлечь для себя максимальные "дивиденды" из этой ситуации.
Почему президент Токаев говорит об этом сейчас? Потому что прошли президентские выборы и решение о том, что именно Токаев должен руководить Казахстаном, уже принимал непосредственно электорат. Мне кажется, что те результаты, которые были получены Касым-Жомартом Токаевым на президентских выборах, вполне реально отвечали интересам электората. Сейчас он уже может говорить, поскольку его никто не назначал, его выбрали сами казахстанцы. Именно тот кредит доверия, который есть у президента со стороны избирателей, населения Казахстана, и дает ему эти полномочия и право давать такие оценки. Как Вы прокомментируете это? Наш Центрально-Азиатский регион ассоциируется прежде всего с долгими сроками правления глав государств и нечастой сменой власти.
Если возьмем недавнюю нашу историю Центрально-Азиатского региона, только лишь в Кыргызстане происходила смена власти где-то революционным путем, где-то президенты сами сменялись. Долгое время был Ислам Каримов в Узбекистане, Эмомали Рахмон до сих пор руководит Таджикистаном, произошла смена власти в Туркменистане, но опять же власть осталась в одной семье. Позиция Касым-Жомарта Токаева в том, что президент должен отработать один срок, не держаться за власть, а в первую очередь уделять внимание решению актуальных и насущных социально-экономических проблем в наше сложное экономическое время. Я думаю, что это историческое заявление, которое будет иметь важное значение для других постсоветских стран. В первую очередь, президент несет ответственность за народ и свою страну, а не за то, как продлить свои полномочия. Мы снова возвращаемся к теме коренных политических реформ, которые начал проводить Токаев еще с 2019 года, с момента, как стал президентом страны. Это не красивые слова, а действительно системный подход к политическим переменам в стране.
Неслучайно у Токаева в интервью прозвучало, что модернизация системы власти должна отвечать тем внутриполитическим, внешнеполитическим, экономическим вызовам, которые сегодня стоят не только перед Казахстаном, а в общей мировой повестке. Мы видим, что идет смена мировой политической модели. Чтобы государство оставалось на плаву, чтобы страна могла преодолевать вызовы для государственной системы, для общественно-политической стабильности, экономической устойчивости, нужна модернизация власти не на словах, а на деле.
Токаев своими интервью задаёт хорошую политическую тенденцию, - Жумалы
Для того, чтоб снять интервью команда телеканала приехала в столицу Казахстана, город Нур-Султан. Вопросы были на самые разные темы и на все Токаев дал исчерпывающие ответы. Если у вас нет возможности посмотреть видео версию ниже в материале , можете ознакомиться с основными темами которые были затронуты: Январские события В России некоторые перевирают всю ситуацию, утверждая, что вот, мол, Россия "спасла" Казахстан, а Казахстан теперь должен вечно "служить и кланяться в ноги" России. Считаю, что это совершенно неоправданные рассуждения, далекие от реальности.
Он отметил, что в ближайшее время выйдет также большое интервью на казахском языке. Читайте также:.
И есть вероятность, что оно вновь будет использовано. Теперь перед государством стоит непростая задача: разобраться, кто преступник, а кто нет, говорит президент.
Дело в том, что мирные протестующие «попались на удочку террористов». И сейчас крайне важно защитить права именно этих граждан, считает Токаев. И, да, Глава государства знает о жалобах на пытки задержанных. Об этом я тоже знаю. Я дал конкретные поручения Министерству внутренних дел и Генеральной прокуратуре. Подобные действия недопустимы. Террористы пытались захватить не только Алматы, но и столицу. Некоторые эксперты сравнивают произошедшее в Казахстане с сирийским сценарием.
На помощь пришли войска ОДКБ. Комментируя это решение, Токаев ещё раз подчеркнул, что мы никому ничего не должны. Миротворческий контингент является общим для всех стран-участниц организации. Призывают казахстанцев «успокоиться» с этим вопросом и народные избранники. Мажилисмен Елнур Бейсенбаев считает, что Казахстан точно также готов в критический момент прийти на помощь союзникам.
На что Сталин ему сказал: «А у меня других писателей нет». И здесь тоже нужно искать подходящих министров. Можно, конечно, буквально с улицы людей назначать. И такие моменты в истории бывали, в мировой истории. Но это чревато дестабилизацией, разбалансированием всей ситуации, которая, прямо скажем, достаточно хрупка. Это не значит, что их нужно «консервировать». Естественно, в будущем будут изменения, но выверенные, продуманные. И нам, не затягивая, эту проблему надо решать. Реформы — это прежде всего изменение системы или, во всяком случае, внесение серьезных коррективов в дееспособность самой системы, ее функционирование. С этой точки зрения, отвечая на Ваш вопрос, как бы предугадывая некоторые события в будущем, я могу сказать, что серьезно думаю над реформированием парламентской системы в нашей стране и, конечно же, партийной системы. Поскольку как Глава государства, и я об этом сказал 28 января на съезде партии, я считаю, что я должен стоять несколько выше всех общественно-партийных и политических структур. Служить неким «магнитом» для того, чтобы привести различные общественно-политические силы к единому знаменателю с точки зрения их позиций, которые были бы продиктованы интересами нашего государства. А то ведь у нас, по-моему, это просто слова. Я с Вами согласен. Оппозиция имеется и в самой правящей партии. И партия, я об этом уже сказал, сама должна реформироваться с учетом потребности нашего общества. Считаю, что в Мажилисе должно быть несколько сильных партий. В крайнем случае они должны приходить к консенсусу, если нет конституционного большинства. В конце концов, находить общий язык с точки зрения формирования Правительства. Посмотрите, как в Германии все культурно происходит. Партии меняются. Люди выступают достаточно спокойно. Другие партии их выслушивают, приходят к каким-то соглашениям, рекомендуют своих людей на ключевые посты в Правительстве и так далее. Я думаю, со временем мы к этому придем. Во всяком случае, я хотел бы, чтобы в годы моего президентства это случилось. Общественность относится к Вам с таким большим доверием. Знаете, я сколько живу в этой стране, тоже может быть впервые это чувствую. Осознание того, что у нас есть Президент, который тоже может у нас что-то изменить и сделать. Понимаете, раньше такого не было. В конце концов, это уже наша история. Но моя миссия как Президента состоит в том, чтобы достичь положительных результатов трансформации всего общества и всей политической системы. И, естественно, экономики. Нельзя в наших исторических реалиях говорить о том, что мы будем сейчас заниматься экономикой, а политика подождет. И мы помним, что Маркс говорил на эту тему: «Основа — это экономический базис. Но есть политическая надстройка, которая посылает свои импульсы в сторону экономического базиса. А иногда политическая надстройка играет более важную роль, нежели экономический базис». Поэтому нужно заниматься одновременно и политической трансформацией общества, и экономическими преобразованиями. Это моя миссия. То есть никакого переделывания законов и тем более Конституции не будет. У нас будет какая-то реформа в этом вопросе? Сейчас эта реформа осуществляется. Как она осуществляется, какими темпами — это, конечно, вопрос дискуссионный. Но она осуществляется. Она специализируется на рассмотрении предпринимательских проблем, инвестиционных споров. Мы сейчас значительно усиливаем статус Высшего судебного совета, который должен играть определяющую роль при подборе судей. Мы направляем в судейский корпус людей, которые, возможно, не являются профессиональным судьями. Но не всегда ведь быть профессиональным судьей — гарантия, что он судит честно. И, конечно же, главный критерий — это добросовестность и честность. Если не ошибаюсь, чуть более 20 миллиардов тенге. Такое ощущение, что олигархи, похоже, не торопятся туда взносы вносить. Какие меры Вы будете предпринимать по отношению к ним, чтобы это было на регулярной основе. Как Вы видите работу этого Фонда и поступления финансов туда? Я лично сам не вмешиваюсь в деятельность Фонда. Руководителем этого Фонда был назначен бывший министр финансов Болат Жамишев. Есть попечительский совет. Я не участвовал в его формировании. Они работают на общественных началах. Мое дело — простимулировать поступление взносов в этот Фонд, и, по-моему, сигнал был очень четкий. Во-первых, это не налог. Это благотворительность. Но всегда нужно ставить какие-то параметры. Это вопрос попечительского совета. Он принял резолюцию по поводу событий в Казахстане и требует международного расследования. Ваше отношение к этому документу и к институту — Европарламенту? Если бы люди знали, во сколько он обходится государствам-членам, то, наверное, критическое отношение к этому институту было бы более сильным. Но я не хочу комментировать, потому что это дело Европейского Союза. Если они считают необходимым содержать такой институт за такие средства, то пожалуйста. Резолюция не носит обязательного характера. Это рекомендательная резолюция. Они уже второй раз принимают резолюцию по Казахстану. Поэтому мое отношение к этой резолюции абсолютно спокойное. Что касается международного расследования событий в Казахстане, я не считаю необходимым проводить такое расследование. Справимся сами. У нас есть люди честные, объективные. Они сами по своей воле решили создать подобного рода институт. Я сам заинтересован в том, чтобы мы получили истину, получили правду. Другое дело, что эта резолюция продиктована лоббистами. Лоббисты работают по заказу наших людей, которые в свое время покинули Казахстан, заработав серьезные, большие деньги в нашей стране, и сейчас тратят на то, чтобы организовывать те или иные демонстрации, стравливают людей, действуют по принципу «чем хуже, тем лучше». В этом плане я сравниваю богатых людей из Узбекистана, которые заработали большие деньги за пределами Узбекистана. Они приезжают на свою историческую родину и просят Президента Узбекистана дать им поручения: «Что мы можем сделать для узбекского народа, какую помощь оказать? В этом большая разница между узбекскими так называемыми олигархами и нашими олигархами, которые или здесь, или тем более за границей атакуют свою страну. Изменится ли характер сотрудничества с Китаем?
Полная версия: почему интервью Токаева китайскому CCТV вызвало интерес в мире
Путин с Токаевым поприветствовали друг друга рукопожатием и теплыми объятиями, что бывает не с каждым гостем. В конце прошлой недели Президент Касым-Жомарт Токаев дал агентству «Хабар» большое интервью – первое после потрясших страну январских событий. Токаев и Алиев посетили город Шушу в Азербайджане. Путин с Токаевым поприветствовали друг друга рукопожатием и теплыми объятиями, что бывает не с каждым гостем. Президент Казахстана Касым Жомарт Токаев рассказал в интервью "Известиям", что на встрече с российским лидером Владимиром Путиным 9 ноября будет обсуждаться широкий перечень. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о значительной роли России в мировой политике.
Стрельба на поражение по зачинщикам беспорядков была необходима
- Полная видео версия интервью Токаева телеканалу Россия 24
- Андрей Чеботарев обозначил ключевые моменты из речи Токаева на сессии АНК
- Популярные новости
- Казахстан боится стать жертвой токсичного "русского мира": мнение эксперта об интервью Токаева
Новое интервью Токаева о недавних событиях и будущем Казахстана – самое главное
– Президент Токаев в интервью откровенно ответил на вопрос о системе двоевластия, которая существовала в определенный период. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заверил, что его страна придерживается курса на сотрудничество с Москвой и не является анти-Россией. Газета Egemen Qazaqstan опубликовала интервью Касым-Жомарта Токаева генеральному директору "Қазақ газеттері" Дихану Қамзабекұлы.
Токаев рассказал о подробностях январских беспорядков в Казахстане
Позиция Касым-Жомарта Токаева в том, что президент должен отработать один срок, не держаться за власть, а в первую очередь уделять внимание решению актуальных и насущных социально-экономических проблем в наше сложное экономическое время. Я думаю, что это историческое заявление, которое будет иметь важное значение для других постсоветских стран. В первую очередь, президент несет ответственность за народ и свою страну, а не за то, как продлить свои полномочия. Мы снова возвращаемся к теме коренных политических реформ, которые начал проводить Токаев еще с 2019 года, с момента, как стал президентом страны.
Это не красивые слова, а действительно системный подход к политическим переменам в стране. Неслучайно у Токаева в интервью прозвучало, что модернизация системы власти должна отвечать тем внутриполитическим, внешнеполитическим, экономическим вызовам, которые сегодня стоят не только перед Казахстаном, а в общей мировой повестке. Мы видим, что идет смена мировой политической модели.
Чтобы государство оставалось на плаву, чтобы страна могла преодолевать вызовы для государственной системы, для общественно-политической стабильности, экономической устойчивости, нужна модернизация власти не на словах, а на деле. Нужна гибкость власти, чтобы она делала страну более сильной, а народ более благополучным. Я думаю, что это и вкладывалось в понятие демократической трансформации Казахстана, и в те примеры, которые действительно могут послужить моделью для стран ЦА и СНГ.
Если вспомним события в Кыргызстане, еще со времен Аскара Акаева, который позиционировался как президент-либерал и демократ еще той волны постсоветского периода, в отличие от более жестких Назарбаева и Каримова, Конституционный суд у нас, по сути, находился под управлением администрации президента. В 2010 году у нас вообще Конституционный суд был ликвидирован на революционной волне новой властью, которую возглавляло временное правительство. Конституционный суд был, скажем так, марионеткой в руках президента и его аппарата.
В своем интервью Касым-Жомарт Токаев, как мне кажется, достаточно четко разграничил полномочия властей, сказав о том, что суперпрезидентской страны нет, а есть исполнительные и законодательные органы и определенные контрольные функции. Возвращаясь к политическим реформам, которые проводит Токаев, одна из задач сегодняшнего дня — это сделать так, чтобы Казахстан был не суперпрезидентской страной, а страной с устойчивой экономикой и прозрачной системой государственной власти. С этой точки зрения можно сказать, опыт Казахстана и его внутриполитическая модель в определенном смысле являются ноу-хау для стран Центральной Азии.
Сейчас Центральная Азия занимает важную роль в формирующейся новой системе мирового порядка, эти саммиты как раз-таки это подчеркивают. Казахстан и Центральная Азия играют одну из ведущих ролей.
Китай превратился в технологически развитое государство, отношения с которыми чрезвычайно важны, а сотрудничество перспективно», — пишет Абишев. Эту же мысль в своем посте в Telegram развивает главный эксперт Казахстанского института стратегических исследований Адиль Каукенов. Он обращает внимание на стремление Токаева избавить казахстанское общество от сложившихся ранее стереотипов в отношении восточного соседа.
Скрин Telegram-канала "записки казахского китаеведа" Казахстанский политолог Данияр Ашимбаев увидел в интервью президента прозрачные укоры в адрес правительства, и рассуждает о судьбе кабинета министров. С другой стороны, заявил, что для него "макроэкономические показатели не являются первостепенными по своему значению", а "главное — это реальное благополучие граждан". Тут, безусловно, есть некое противоречие, которое можно понять как завуалированный намек на манипуляции со статистикой, процветающие в исполнительной власти. Взять, к примеру, данные по повышению доходов населения. По мнению правительства, они постоянно растут, статистика же говорит, что практически весь рост съела инфляция.
Президент в интервью ни словом не обмолвился о том, что правительство недавно отчиталось о выполнении его поручения по снижению инфляции вдвое. Очевидно, что у него несколько иное видение эффективности этой работы», — пишет Ашимбаев в своем Telegram-канале. По мнению президента, «правительство должно иметь детально просчитанный план действий с учетом всех возможных вариантов развития событий», однако ни расширенные полномочия, ни возросшая самостоятельность регионов пока не показали эффективную работу кабмина. При этом правительству под руководством Алихана Смаилова уже неоднократно пророчили отставку и в 2022 году, и в 2023 году, тем не менее, несмотря на сентябрьскую ротацию министров, очевидных намеков на кардинальную смену исполнительной власти пока не видно.
Дело в том, что организаторы и координаторы этих событий ввели себя настолько профессионально, что сумели замести очень важные следы, которые могли бы привести к большим разоблачениям. Мне предлагали некоторые «товарищи» сесть или в вертолет, или в самолет и покинуть Казахстан. Я этого, естественно, ни в коем случае не планировал и считал, что должен находиться здесь до конца. Также Глава Государства высказался о роли миротворцев ОДКБ, подтвердив, что ограниченный контингент ни произвел, ни одного выстрела и пробыл в Казахстане не больше 10 дней. Кроме того, Президент Токаев подчеркнул, что Правительства двух стран продолжают работать в учащенном ритме и достигают необходимых договоренностей, не нарушая при этом санкций, которые наложены на Россию.
Китайский журналист отметил, что Токаев не раз говорил о желании построить новый Казахстан, в центре которого будет справедливость по отношению ко всем. Новость «Это наша общая история» — Кошанов о поездке Токаева на парад в Москву «Я хочу, чтобы моя страна была в центре процессов, происходящих на евразийском континенте. Казахстан играет очень важную роль в налаживании торговых путей, международных отношений в этой части мира. Убежден, что будущее Казахстана должно быть светлым.
Интервью Касым-Жомарта Токаева: Мы, как дальновидная нация, должны смотреть только вперед
Сегодня 29 января на телеканале "Хабар 24" вышло интервью с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, передает «Диапазон» @gazeta_diapazon. Касым-Жомарт Токаев дал первое интервью после трагических январских событий. Смотрите онлайн Пресс-конференция Путина и Токаева 32 мин 47 с. Видео от 9 ноября 2023 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте!
Путин и Токаев обсудили санкции, энергетику и военное сотрудничество
- Пресс-конференция Путина и Токаева смотреть трансляцию бесплатно от 9 November
- Путин обсудил с Токаевым план сопротивления Западу
- Токаев: без России нельзя решить ни одну проблему в мире, это ясно и с Луны
- Токаев выразил надежду на скорое прекращение огня на Украине
- Интервью Касым-Жомарта Токаева о январских событиях ONLINE Видео