экономика Deutschland ТОП главная новость hot Энергетический кризис обходится каждому гражданину Германии в €2600 в год. Отсутствие экономического роста в Германии может вызвать недовольство граждан и привести к протестам. Новости Казахстана и мира на сегодня.
Главное сегодня
- Навигация по записям
- «Двигатель Европы» начал глохнуть: экономика Германии погрузилась в рецессию
- Изменения ВВП Германии
- «Двигатель Европы» начал глохнуть: экономика Германии погрузилась в рецессию // Новости НТВ
«Двигатель Европы» начал глохнуть: экономика Германии погрузилась в рецессию
В конце XIX века и до начала Первой мировой войны недавно объединенная Германия вступила в фазу бурного экономического роста, сделавшего страну одним из мировых лидеров по объему ВВП. Кроме того, резко выросшая индустриальная база позволила Германии во время Первой мировой войны на протяжении четырех лет вести успешные боевые действия на два фронта, обеспечивая армию всем необходимым.
В сентябре 2023 года почетный президент немецкого Института экономических исследований Ханс-Вернер Зинн заострил внимание на минусах перехода Германии к чистой энергетике. С одной стороны, это снижает ее зависимость от поставщиков газа и угля и делает экологию чище, но с другой — приводит к резкому росту стоимости энергии ввиду необходимости инвестировать в развитие альтернативных источников. Более того, ветряная и солнечная генерация не отличаются стабильностью, что вынуждает немцев поддерживать как зеленую, так и классическую энергоинфраструктуру одновременно, а это выливается в дополнительные расходы. Германия занимает первое место в ЕС по производству электроэнергии. В 2022 году на ветряные станции пришлась четверть объема в энергобалансе страны. И спрос на ее товары колеблется в соответствии с циклами мировой экономики: как только она замедляется, немецкий экспорт становится менее востребованным. Именно это происходит сейчас. Важным драйвером роста немецкой промышленности традиционно был высокий спрос со стороны Китая — важнейшего торгового партнера Германии.
Одна из причин — это проблемы в самом Китае, который никак не может преодолеть слабость внутреннего спроса. Но есть и более симптоматичный фактор, и его никак нельзя назвать временным. Китай для Германии теперь не столько потребитель, сколько конкурент, причем даже в отраслях, где немцы всегда были сильны, например в автомобилестроении. Именно Китай был основным рынком сбыта для немецких автоконцернов. Но теперь благодаря более низкой стоимости и росту качества китайские машины начинают вытеснять немецкие, в том числе на внешних рынках. Особенно это заметно в нише электромобилей — эту отрасль в КНР активно субсидирует государство, а в Германии, напротив, к ней долгое время относились пренебрежительно. В результате лидер китайского автомобилестроения BYD недавно впервые обошел Volkswagen по продажам на внутреннем рынке , а по мировым продажам автомобилей с электроприводом он уже второй год подряд опережает американскую Tesla. Не менее серьезным ударом по имиджу немецкого автопрома можно считать то, что BYD потеснил Volkswagen в качестве транспортного партнера европейской футбольной ассоциации UEFA. В 2024 году именно китайский, а не немецкий бренд будет красоваться на афишах матчей чемпионата Европы по футболу, который по иронии судьбы пройдет в Германии. В ассоциации такой выбор объяснили стремлением сделать предстоящее первенство более экологичным.
Для BYD же это может стать важным шагом к началу широкой экспансии на европейский рынок. Китайский автоконцерн представлен как официальный транспортный партнер чемпионата Европы по футболу в Германии. Учитывая, что многие годы европейцы жили с нулевой ставкой, удорожание кредита стало серьезным стрессом для еврозоны, включая экономику Германии. По немецким производителям это ударило с двух сторон: во-первых, немцы стали более бережливыми, что ослабило спрос на выпускаемую в стране продукцию, а во-вторых, высокие расходы по займам теперь сильно ограничивают инвестиционную активность. Немецкий Индекс экономических настроений ZEW , который составляется на основе опроса 350 экспертов, упал почти до уровня начала пандемии. Данные за февраль 2024 года. Источники: Trading Economics , Daily Shot Высокие кредитные ставки и замедление экономического роста приводят многие немецкие предприятия к банкротству. Во втором полугодии двузначные темпы роста показателя сохранились. Одна из важнейших для ФРГ отраслей, которая страдает от дорогих займов и высокой инфляции, — это жилищное строительство. После многих лет роста высокие процентные ставки и резкое удорожание строительства сдерживают развитие бизнеса», — отметили в Ifo.
Доходы населения падают, потребительский спрос сокращается. Растут лишь цены и государственный долг. Германия теряет энергию. К астеническому синдрому ее экономику привел переход со сбалансированного, доступного, полноценного рациона на основе российской нефти и газа на диету из дорогих сжиженных американских газов, с параллельным уклоном в зелено-веганскую повестку на основе бесплатных солнца и ветра. Ральф Шульхаммер, научный сотрудник, финансист: «Нельзя быть промышленно развитой страной при дефиците энергии. Любое производство требует энергии.
Это очевидная зависимость, с которой бесполезно бороться».
Затем, после происшествия на газопроводах системы «Северный поток», стоимость сырья возросла ещё сильнее, ведь теперь его приходится закупать у США и Норвегии, что обходится гораздо дороже. По словам экспертов, стремительное удорожание топлива и, как следствие, целого ряда других товаров привело к падению потребительского спроса, поскольку население стало больше экономить. На этом фоне промышленные предприятия начали закрываться или переносить своё производство в страны с менее дорогой энергией, прежде всего в Соединённые Штаты. В результате кредиты в Европе стали менее доступными, что привело к ещё большему ослаблению потребительского спроса и деловой активности. Есть проблемы в итоге с рефинансированием долгов: не все компании могут потянуть резко выросшие проценты по ставкам и обслуживать долги», — объяснил RT доцент Финансового университета при правительстве России Сергей Суверов. Кроме того, по его словам, определённую роль сыграло и непродуктивное расходование Берлином бюджетных средств на разжигание военного конфликта на Украине.
Причём даже на фоне всех обостряющихся проблем в немецкой экономике руководство ФРГ выступает за дальнейшее выделение средств Украине, одновременно урезая льготы для собственного бизнеса. Подобное поведение выглядит не совсем здравым, и это прямой путь к деградации Германии в качестве экономической силы ЕС», — добавил собеседник RT.
Германия теряет экономическое лидерство в Европе
Следите за макроэкономическими показателями в Германии на В сравнении с другими высоко развитыми экономиками Германия теряет потенциал для роста, считает Линднер. Германия — единственная из крупнейших экономик, где ожидается рецессия по итогам этого года. Сейчас правительство Германии обвиняет в истощении экономики Россию, будто бы антироссийские санкции ввела сама Москва, а не Вашингтон, как и устроила теракт на «Северном потоке». The Economist сообщил о рецессии в экономике Германии: мнение эксперта Свирина.
Экономические показатели — Германия
Оптимизация бюджета. Так что занимать много денег, чтобы вкладывать их в инфраструктуру, не получается. Вместо этого Германия оптимизирует свои расходы. В принятом на 2024 год бюджете власти обозначили свое намерение экономить на государственных субсидиях , в том числе на проекты по защите климата. Так, перечисления в климатический фонд, из которого финансируется декарбонизация промышленности, сократят на 12 млрд евро.
Уменьшаются социальные и пенсионные субсидии, а также компенсации сельхозпроизводителям на электроэнергию, газ и дизельное топливо. Эта инициатива уже привела к массовым протестам немецких фермеров, которые перекрывают техникой дороги и разбрасывают по улицам навоз. Протесты немецких фермеров на улицах Берлина в январе 2024 года. Получение разрешения на открытие бизнеса в Германии занимает 120 дней — в два раза больше среднего по странам ОЭСР.
И похожих примеров зарегулированности немецкой экономики много. Большое количество обременительных правил и нормативов исходит от ЕС, а еще — от «зеленых» в Германии, причем некоторые из них вступают в противоречие с самой зеленой повесткой. Например, в стране запрещено без специального разрешения перевозить турбины по автобанам , что усложняет строительство ветрогенераторов. Для борьбы с бюрократией власти Германии намерены совместно с Францией развернуть целую межгосударственную программу.
План действий в этом направлении весной должна представить правящая в стране коалиция во главе с канцлером Шольцем. Привлечение инвестиций. Власти Германии пытаются повысить деловую привлекательность страны и для этого привлекают крупнейшие технологические компании расширять здесь бизнес, в том числе с помощью крупных госсубсидий. Так, в 2023 году правительство договорилось с Intel об инвестициях в 30 млрд евро на строительство заводов по производству полупроводников.
При этом власти обещают выделить треть от этой суммы. Крупнейший в мире производитель чипов TSMC, также рассчитывающий на весомую поддержку немецкого правительства, хочет построить завод по производству микросхем в Дрездене стоимостью 10 млрд евро. Половину из них выделит государство. Microsoft анонсировала, что инвестирует в ближайшие два года 3,2 млрд евро в строительство в Германии дата-центров.
Их будут использовать для расширения европейской инфраструктуры компании, связанной с технологиями искусственного интеллекта. И здесь тоже не обошлось без поддержки со стороны властей. Прежде Германию нередко упрекали в недостаточной цифровизации экономики и слабых инвестициях в ИТ в сравнении, например, с США или Францией. Похоже, что власти в ближайшие годы намерены переломить этот тренд.
Много инвестиционных планов и в других сферах экономики. Кроме чипов в Германии будут наращивать производство аккумуляторов, автомобилей и фармацевтических препаратов, в том числе с участием иностранных денег. Крупнейшие инвесторы мира по-прежнему считают немцев надежными партнерами и доверяют государственной экономической политике ФРГ.
Энергоемкое промышленное производство еще не восстановилось после прошлогодних минимумов.
При этом немецкие потребители столкнулись с трудностями: реальная заработная плата только начала расти после того как, упала до уровня, который в последний раз наблюдался в 2015 году. Министры размышляют над ответными мерами. Со своей стороны СвДП хотела бы снизить налоги и стимулировать частный сектор к инвестированию, например, допустив более быстрое обесценивание основных средств. Оба плана привели бы к увеличению бюджетного дефицита и, таким образом, предполагали бы бухгалтерские уловки, позволяющие обойти строгие ограничения уровня дефицита в стране.
Какое бы решение в итоге ни приняли политики, проблемы, похоже, сохранятся в Германии еще какое-то время. Производственный индекс менеджеров по закупкам достиг минимума с начала Covid. Исследования, такие как индекс IFO, показывают, что руководители немецких компаний скептически настроены в отношении будущих перспектив. Ожидания относительно последующих шести месяцев продолжают снижаться.
Серьезные проблемы Первая проблема, с которой столкнулась Германия, связана с геополитикой. И Америка, и Европа хотят перестроить цепочки поставок, чтобы меньше зависеть от какого-то одного незападного поставщика, в частности от Китая. Зарождающийся новый мировой порядок принесет Германии некоторую выгоду. Фирмы, стремящиеся переместить производство важнейших материалов, таких как полупроводники, или построить заводы для производства новых продуктов, таких как электромобили, могут выбрать эту страну.
Производитель электромобилей Tesla уже построил завод недалеко от Берлина и планирует расширить его, чтобы создать крупнейший автомобильный завод в Германии. Тем не менее, эти инвестиции дорого обходятся немецким налогоплательщикам, поскольку политики участвуют в глобальной гонке субсидий. Между тем, сокращение торговых связей со странами за пределами Запада нанесет ущерб Германии, учитывая ее зависимость от глобальных цепочек поставок. По подсчетам, Германия и Нидерланды, вместе взятые показатели двух стран трудно разделить из-за общей зависимости от порта Роттердам , больше зависят от автократий, чем любая другая крупная европейская экономика.
Поэтому неудивительно, что в докладе МВФ за 2021 год указано, что Германия пострадала бы сильнее других стран ОЭСР в случае серьезного ограничения торговли высокотехнологичными товарами между богатыми членами клуба и Китаем. Зарождающиеся китайские конкуренты также представляют существенную угрозу, не в последнюю очередь для автопроизводителей. Известные немецкие бренды BMW, Mercedes, Porsche, Volkswagen рискуют оказаться в отстающих, поскольку потребители переходят на электромобили. Совокупная рыночная капитализация этих четырех компаний составляет менее половины от рыночной капитализации Tesla.
Как и экономика Германии в целом, их бизнес-модель работала слишком хорошо, чтобы ее можно было адаптировать. Сейчас они столкнулись с усилением конкуренции со стороны Китая, который наращивает экспорт электромобилей. Автопроизводители страны делают большую ставку на такие автомобили в ожидании повышения спроса. В результате в прошлом году Китай продал за рубежом 2.
Из них примерно две пятые — это электрические или гибридные автомобили. Действительно, немецкая фирма по прокату автомобилей Sixt недавно заказала 100000 автомобилей у китайского автопроизводителя BYD.
На ближайший год институты снизили прогноз с 1,5 до 1,4 процента. В результате замедления восстановления объем экономического производства тогда снизится более чем на 30 миллиардов евро. В прошлом году крупнейшая экономика Европы сократилась на 0,3 процента. Экономические показатели в настоящее время находятся на уровне, который едва ли выше, чем до пандемии. Производительность застопорилась.
В институтах есть позитивные новости для наемных сотрудников. Их реальная заработная плата, вероятно, увеличится как в этом, так и в следующем году, что, в свою очередь, делает частное потребление «самой важной движущей силой экономики». Помимо значительного повышения заработной платы, покупательная способность, вероятно, также укрепится за счет снижения инфляции. Ожидается, что в этом году уровень инфляции снизится до 2,3 процента, а в 2025 году — до 1,8 процента. В 2023 году он все еще составлял 5,9 процента. Европейский центральный банк ЕЦБ стремится к значению двух процентов в валютном союзе. Безработица в этом году немного вырастет, учитывая экономический спад, так как ожидается, что уровень безработицы составит 5,8 процента, но в следующем году ожидается, что он снизится до 5,5 процента.
Применить Экономика Германии подает признаки жизни, но промышленность испытывает трудности — Bloomberg Экономические перспективы Германии улучшаются после двух изнурительных лет почти нулевого роста. Однако оживление, вызванное потребителями, свидетельствует о длительном спаде промышленности. Данные на этой неделе показали, что начавшееся восстановление крупнейшей экономики Европы набирает обороты, особенно в секторах услуг— таких как туризм и гостиничный бизнес.
Экономика Германии подает признаки жизни, но промышленность испытывает трудности — Bloomberg
Самые последние, свежие и актуальные новости на сегодня по теме Экономика Германии. Ситуация в немецкой экономике в 2023 году ухудшилась. Инфляция в Германии выросла на 9,2%. Цены в Германии растут опережающими темпами. Как и экономика Германии в целом, их бизнес-модель работала слишком хорошо, чтобы ее можно было адаптировать.
Немецкий политолог Рар обрисовал экономические реалии жизни в ФРГ
Как и в экономике Германии в целом, их бизнес-модель работала слишком хорошо, чтобы ее можно было адаптировать. Экономика Германии увеличила темпы роста, несмотря на неблагоприятные летние условия. По словам министра экономики и вице-канцлера Германии Роберта Хабека, резкий рост цен на энергоносители и падение покупательной способности населения чреваты крахом социального мира в его стране.