Новости день ангела евдокия

День святой Евдокии в народе был большим праздником, отмечали его бурно и весело. В день памяти святой Евдокии — отмечаемый 1 (14 по новому стилю) марта – на Руси до 1492 года по византийской традиции начинался новый год. именины Александр, Александра, Анна, Антон, Антонина, Василий, Вениамин, Дарья, Евдокия, Иван, Михаил, Надежда, Ольга и Пётр. Когда Евдокия провела семь дней в посте и молитве, блаженный Герман пришел к ней и, отворивши двери, велел ей выйти из спальни.

Народный календарь. Что нельзя делать в день Евдокии Свистуньи, 14 марта

Именины у Евдокии В день почитания святой Евдокии ни в коем случае нельзя бездельничать, а, наоборот, этот день стоит сделать продуктивным и посвятить его работе.
14 марта православные празднуют день преподобномученицы Евдокии - МК Йошкар-Ола Когда Евдокия отмечает День ангела, поздравления Евдокии с именинами в стихах.

Имя Евдокия: значение и характеристика

Преподобная мученица Евдокия со дня своего крещения прожила 56 лет и приняла мученическую кончину чрез усечение главы в первый день марта при правителе Викентии (где-то около 160–170 г. по Р. Х.). именины Александр, Александра, Анна, Антон, Антонина, Василий, Вениамин, Дарья, Евдокия, Иван, Михаил, Надежда, Ольга и Пётр. Согласно православному календарю день святой Евдокии отмечается 14 марта. День ангела 17 августа. Смотреть позже. В день почитания святой Евдокии ни в коем случае нельзя бездельничать, а, наоборот, этот день стоит сделать продуктивным и посвятить его работе. Согласно православному календарю день святой Евдокии отмечается 14 марта.

Значение имени Евдокия

А охотники шли в лес добывать дичь. Чего делать не следует? Согласно поверьям задуманное в этот день не сможет исполниться. Помешают неожиданные обстоятельства. В старину в этот день старались не делать крупных покупок. Люди верили, что деньги будут выброшены на ветер.

Зато можно покупать одежду и обувь — покупки окажутся удачными, вещи будут носиться долго. Если вы сделали добрый поступок на Евдокию, не хвастайтесь им.

В народе даже появилась традиция встречать 14 марта свистульками. В день памяти Евдокии внимательно следили за погодой. В деревнях начинали подготовку к севу: «Пришли Евдокеи — мужику затеи: соху точить, борону чинить». Что нельзя делать на Евдокию Свистунью 14 марта нельзя ничего планировать.

Согласно поверьям, задуманное на Свистунью не сможет исполниться. Помешают неожиданные обстоятельства. Ни в коем случае нельзя рушить ласточкины гнезда — можно заболеть оспой. Лучше вообще не прикасаться ни к самой птице, ни к ее яйцам. В противном случае лицо покроется крупными веснушками. Нельзя отказывать в подаянии просящим милостыню, иначе тяжесть грехов умерших родственников падет на скупого.

На Авдотью старались не выходить из дома после захода солнца, чтобы не навлечь на себя неприятности. Что можно делать на Авдотью Весновку На Авдотью Весновку хорошо совершать покупки, в том числе крупные. Лучше всего приобрести что-то полезное для дома, например, бытовую технику. Любые траты вскоре окупятся с лихвой, пишет utro.

Милая Евдокия! В твои именины желаю тебе душевного комфорта и спокойствия при любых обстоятельствах. Желаю найти свой источник позитива и получать удовольствие от любой приятной мелочи в жизни.

Пусть счастье поселится внутри и греет тебя саму и всех окружающих! Читайте также: Святой Дэвид Валлийский 1 марта, 2021 День святой Евдокии 2021: что ни в коем случае нельзя делать 14 марта православная церковь почитает святую Евдокию, имя которой ассоциируется с покровительством земной природы и знаменует пробуждение жизненной силы земли. В народном календаре этот день называется Явдохой: он имеет свои традиции и запреты, передает «Обозреватель». История Евдокии Евдокия по происхождению была самарянкой, проживала в финикийском городе Гелиополе. По легенде, она была очень красивой и зарабатывала на жизнь самой древней профессией, ублажая мужчин. Но как-то раз она была обращена в христианство монахом Германом. Согласно житию, принятию ею крещения предшествовало явление Евдокии архангела Михаила, который вырвал её из лап сатаны.

Став христианкой, Евдокия отдала все своё состояние Гелиопольскому епископу Феодоту, а сама приняла постриг в женском монастыре, расположенном рядом с обителью в которой жил Герман. После смерти игуменьи монастыря Евдокия, прославившаяся добродетелями и аскетизмом, была избрана её преемницей. До местных властей дошли слухи что в монастыре сокрыто огромное сокровище и местный правитель направил воинов обыскать монастырь. По житию Евдокии, воины три дня не могли войти в монастырь, удерживаемые божественной силой, а затем на них напал огромный змей, уничтоживший почти весь отряд. Житие сообщает, что Евдокия имела видение, что ей суждено пострадать за Христа. Она взяла Святые Дары и добровольно отдала себя в руки воинов. Евдокию привели к наместнику Диогену, который был восхищен её красотой.

Евдокия исповедала себя христианкой и выразила готовность пострадать за Христа. После этого Евдокия продолжила жить в своём монастыре и претерпела мученическую смерть усечена мечом. Традиции Явдохи В народе этот день называют «Явдохи»: раньше он считался не только первым день весны, но и первым день нового года, ведь у наших предков год начинался с 1 марта 14 марта по новому стилю. Вплоть до XV века на Евдокии отмечали Новый год. Что надо делать на Явдоху С утра верующие поминают в своих молитвах святую Евдокию, просят у неё исцеления от болезней, лихорадки, молятся также за безнадёжных больных. В этот день прилетали ласточки. К этим пернатым отношение было особенно уважительное: считалось, что эта птица является символом домашнего очага, а также материнства и отцовства.

Читайте также: «Вечные муки» гностического «ада» В день 14 марта принято было угощать ласточек хлебными крошками, тем самым оказывать им почёт и признание. Так как этот день считался днём начала полевых работ, то принято было в народе и проводить особенный ритуал на приближение весны. С этой целью хозяйки с утра спешили в лес и набирали сучья. Считалось, что огонь, разведённый при помощи именно этих сучьев, способен ускорить приход весны. В этот день заносили в дом талую воду, омывали детей и сами умывались. Люди верили — как умыться на Евдокию молоком, будешь на лицо белым и красивым. А еще кропили водой стены — чтобы те дышали.

Давали эту воду курам, чтобы хорошо неслись, коровам — чтобы доились. В центральных регионах Украины женщины сеяли рассаду в горшках, надеясь, что, посеянная в этот день, она не пострадает от мороза.

Вся жизнь княгини Евдокии характеризовала ее как женщину мудрую, волевую, решительную и последовательную в своих решениях и поступках. Это вызывало со стороны окружающих искреннюю любовь и уважение, определив дальнейшее ее почитание задолго до канонизации». По окончании Литургии клириками монастыря был отслужен благодарственный молебен, после которого протоиерей Иоанн Гаврильчик от имени священнослужителей поздравил игумению Евдокию с днем памяти ее небесной покровительницы: «Сегодня Святая Церковь прославляет подвиги и труды преподобной великой княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии, которая здесь, на земле, стяжала благодать Божию и снискала Его любовь. Рано лишившись своего супруга, преподобная Евдокия не упала духом. Она искала утешения в общении с Господом, и часто ее княжеские покои превращались в монашескую келью, где она по ночам возносила к Богу свои молитвы. И Господь Своей благодатью укреплял ее, хранил ее, вразумлял ее, умудрял ее и вел ко спасению, к Своему Небесному Царствию. Являясь на различные торжества в пышных княжеских одеждах, она под этими одеждами прятала тело, изнуренное ношением вериг, строгим постом и другими трудами. Мы часто сетуем на то, что нам некогда лишний раз помолиться Господу из-за какой-то нашей занятости или обязанности, а преподобная Евдокия всегда стремилась к Богу.

И мы восхваляем ее мужество, выдержку и терпение. Несмотря на свои дела, искушения, лишения и другие препятствия, она все-таки находила время для молитвы. И сегодня, прославляя ее память, мы поздравляем сердечно Вас, матушка, с днем Вашей небесной покровительницы и желаем, чтобы преподобная Евдокия, великая княгиня Московская, действительно укрепляла Вас в том же мужестве и в том же терпении, а ее молитвы помогали Вам и вели по тому же пути, по которому шла и Ваша небесная покровительница.

Авдотья Весновка: почему 14 марта лучше провести дома

14 марта верующие чтят память преподобномученицы Евдокии Илиопольской. Характер: В раннем детстве Евдокия озорная и упрямая, мать и бабушку обычно не слушается, только отца, которого побаивается и уважает. Считается, что конкретно в День святой Евдокии 14 марта весна обретает полные права. В День Евдокии нельзя было хвалиться ни добрыми делами, ни успехами.

Евдокия 30.05 [День Ангела]

Что нельзя делать 13 марта, в День Евдокии Свистуньи День памяти преподобномученицы Евдокии отмечается православными верующими 14 марта.
Значение имени Евдокия В День Евдокии нельзя было хвалиться ни добрыми делами, ни успехами.
Евдокия-плющиха: приметы и традиции, что можно, что нельзя По народному календарю, 13 марта 2024 года отмечается день Евдокии Свистуньи, православная церковь вспоминает святую Евдокию Илиопольскую, раннехристианскую мученицу.

Авдотья Весновка: почему 14 марта лучше провести дома

14 марта православные празднуют день преподобномученицы Евдокии В день почитания святой Евдокии ни в коем случае нельзя бездельничать, а, наоборот, этот день стоит сделать продуктивным и посвятить его работе.
Значение имени Евдокия Список святых с именем Евдокия в месяцеслове (Святцах). Жизнеописание и дни памяти мученицы Евдокии в церковном календаре православном календаре.
Народные приметы на 13 марта 2024 года: что нельзя делать в день Евдокии Свистуньи - МК Улан-Удэ День памяти преподобномученицы Евдокии отмечается православными верующими 14 марта.
ЕВДОКИЯ ИЛИОПОЛЬСКАЯ Согласно народным поверьям, в день святой Евдокии нельзя отказывать в помощи нуждающимся, иначе проявивший равнодушие рискует потерять весь достаток.
Что можно и нельзя делать в Евдокиев день 14 марта, который называют Плющиха Считается, что конкретно в День святой Евдокии 14 марта весна обретает полные права.

Именины у Евдокии

Также в День памяти Евдокии прихожане РПЦ могут прочитать молитву святой. Смотрите видео на тему «поздравление с именинами евдокия» в TikTok (тикток). В день почитания святой Евдокии ни в коем случае нельзя бездельничать, а, наоборот, этот день стоит сделать продуктивным и посвятить его работе.

Церковь вспоминает преподобномученицу Евдокию

Некоторые обладательницы имени Евдокия в итоге находят счастье в объятьях спокойных, покладистых и очень галантных мужчин. Создание семьи станет ответственным шагом для каждой из них. Должность главы семьи Евдокия закрепит за собой, однако ей нужно пользоваться этой властью разумно, не перегибая палки в отношении мужа. Евдокия не фанатеет от домашней работы, но исполняет ее на должном уровне.

Ее семейное гнездышко всегда такое же ухоженное, как и она сама. Все просто сияет чистой, везде порядок и покой. Готовит Евдокия вообще отлично и всегда с любовью.

Для нее деньги не главное, но в безденежье она также жить не будет. Из профессии она сможет уйти только при условии высокого заработка мужа. Узнать Число имени Евдокия Число имени Евдокия по нумерологии — 4.

Подопечным четверки не занимать сосредоточенности и решительности, они — приверженцы методичности и практичности во всем. Как правило, четверки превосходно воспитаны, отличаются высокоморальными принципами, хорошими манерами и поведением. В общении они всегда и корректны, и тактичны, и очень внимательны.

Кроме того, у четверок очень тонко развиты интуиция и проницательность. Подопечные числа 4 — рациональные, очень умные, способные к аналитике люди.

Красное летичко! На крестьянских подворьях начинали подыскивать работников к весеннему севу. Охотники начинали подготовку к гусиной охоте. День обычно был ветреным, потому название получил соответствующее - Евдокия Свистунья. А еще день был шумным от птиц, которые постепенно начинают возвращаться в свои гнезда. Также день называли Плющихой, ассоциируя его с тем, что лед на реках трещит, "плющится", разламывается на части. Считалось, что талая вода в этот день обладает целебными свойствами.

На Руси говорили, что на этот день не надо планировать важные дела, не стоит начинать новых проектов, не следует подписывать важных бумаг. Даже думать о чем-то важном нельзя - все может обернуться в обратную сторону. Не рекомендуется делать важные покупки - технику, квартиры, дома, машины. Все быстро испортится, сломается, и придется покупать новое. А вот обувь и одежду в этот день покупать нужно - они будут носиться долго и радовать хозяина.

В душе же она очень ранима и обидчива. Имя Евдокия — редкое, в повседневной жизни девочку чаще зовут Дусей или Дуней, что для ребенка может показаться малопривлекательным. В итоге, девочка либо будет стесняться своего редкого имени, либо, наоборот, будет стремиться подчеркнуть его, имея в виду свою необычность. И та, и другая крайность одинаково плоха. Родителям надо будет постараться привести в равновесие эти два стремления, поскольку лучше всего, когда чувство уверенности в себе сочетается с потребностью в самоутверждении. Помочь в этом сможет развитие в девочке чувства юмора и доброй самоиронии. Евдокии свойственны подвижность и добродушие. Если ничто не тревожит самолюбие девушки, то ей в большой мере свойственен оптимизм. Логичность в меньшей мере присуща Евдокии. Девушки с этим именем больше живут сердцем, чем разумом. Евдокия верит, пока любит. В общении она искренна и добродушна, обладает неплохим чувством юмора. Евдокия обладает достаточным запасом прочности и энергичности, чтоб достигнуть успехов в выбранной профессии. Карьера, скорее всего, не окажется препятствием на пути к прочным внутрисемейным отношениям. В отношениях женщина, носящая имя Евдокия, чаще берет инициативу на себя.

Благодаря развитой интуиции и способностью собирать и анализировать информацию заключает в бизнесе выгодные сделки и легко решает возникшие проблемы в финансовом плане. Есть такое чувство, как зависть к тем, у кого лучше материальное положение. Может стать хорошим адвокатом, учителем, советником, бухгалтером, дипломатом, кондитером. К противоположному полу высокие требования. Из множества поклонников выбирает самого лучшего. Замуж выходит по большой любви, либо не выходит вообще. Она - лидер в отношениях, больше берёт, чем даёт. Она привлекательна и красива. Следит за своим внешним видом, умеет красиво одеваться, любит путешествовать, посещать различные мероприятия, читать, готовить, благоустраивать свой дом, заботиться о родных, близких, животных. Евдокия прекрасная хозяйка, верная жена и заботливая мать. Семья для неё - самое важное, поэтому она может оставить работу и стать домохозяйкой.

14 марта 2023 – Евдокия Свистунья, Авдотья Плющиха: Традиции и приметы

Она несколько дней постилась, молилась и каялась в совершенных грехах, а после приняла крещение. Раздав все имущество бедным, она ушла в монастырь. Ее покаяние было услышано, и в качестве прощения Евдокия Илиопольская получила дар исцелять и даже воскрешать людей — в житии святой описаны три подобных случая. Сила ее молитвы убеждала язычников обратиться в христианство. Со временем Евдокия Илиопольская была возведена в игуменьи обители, слава о ее бесстрашии и подвигах достигла императора Викентия, и тот велел казнить христианку. Преподобномученицу обезглавили в первый день весны. У каждого из них свое значение и приметы. Самое известное название праздника — Авдотья Весновка, так как раньше этот день приходился на самое начало весны, первое марта. Смене сезонов радовались, встречали с широкой улыбкой и большими надеждами. Никто не работал, устраивались праздничные обеды, люди гуляли и веселились. На Авдотью Весновку женщины, девушки и дети залезали на крыши амбаров или выходили на пригорки и кликали тепло: «Весна-красна!

Что ты нам принесла? Красное летичко! Женщины пекли печенье в виде ласточек или жаворонков, раздавали детям, а те привязывали к ним нитки и «запускали» птиц в небо.

Однажды в первый день Святой Пасхи в их доме выбили стекла.

Дуня пролежала в осколках, пораненная ими до крови, до тех пор, пока сестры не закончили читать правило. Только после молитвы она позволила убрать стекло со своей постели. Видя происходящую вокруг них духовную брань нечистой силы, Дуня постоянно ограждала все: и стены, и пищу, и воду — крестным знамением с молитвой: «Огради, Господи, силою Твоего Честнаго и Животворящего Креста». Одну из хожалок Дуни звали Марией.

По национальности она была мордовкой. До появления в Страховой Пузе она три года лежала в больнице с больной ногой. Ее соседка по палате, старушка, неустанно взывала в своих молитвах к помощи святого Николая Чудотворца. Повторяя за ней, стала и Мария молить его об исцелении и заступничестве перед Господом, обещая после выздоровления совершить паломничество по святым местам.

Наконец, Николай Угодник явился к ней во сне и исцелил ее ногу. Но когда Мария возвратилась домой, то забыла о своем обещании. Николай Угодник явился ей второй раз, вопрошая: «Ты что же, забыла обещание? Так, по воле Божией, после Сарова и Дивеева она пришла к Дуне, в ее келию.

Рассказывают, что она была смиренная и послушная, как ребенок. Совершенно иной была Аннушка — еще одна хожалка. Ее благословил ухаживать за Дуней духовник, отец Анатолий. Она пришла в келию из веселой мирской жизни, и поначалу ей было очень тяжело, ведь теперь она проводила свои дни у Дуни в духовных подвигах, посте и молитве.

С годами в дом к блаженной стало приходить все больше людей, они приносили сестрам различные гостинцы и подарки, чтобы Дуня за них помолилась. Но ели мало, и многие подарки так и оставались лежать. И вот однажды, поддавшись искушению, Аннушка, выкрав все припасы, убежала к родным в свою деревню. Прожила она год у родственников и затосковала.

Испытывая стыд за содеянное, она пошла к Дуне за прощением. Анна упала перед ней на колени и заплакала. Плакала и Дуня вместе с ней — слезами радости о том, чтобы Господь простил, видя ее покаяние. Последней из келейниц-хожалок пришла к Дуне Дарья Улыбина или, как ее прозвали крестьяне, Дарья Сиушинская она была родом из села Сиуха Нижегородского уезда, где находился небольшой скит Дивеевского монастыря.

Дарья непрестанно молилась Иисусовой молитвой. Еще живя дома, она каждый день стоя прочитывала всю Псалтырь. Она жила у Дуни последние шесть лет перед их мученической кончиной. Жили эти простые подвижницы и молитвенницы тихо и мирно.

Люди стали ходить к ним за советом, с просьбой помолиться об избавлении от бед и нужды, исцелить от болезни. Сухарики, которые давала Дуня, часто приносили людям исцеление и облегчение от различной хвори. Ходили и спрашивали ее и о бытовых крестьянских проблемах, например, в случае пропажи лошади или коровы. Силой своей молитвы Дуня могла лечить бесноватых людей; как говорят в народе — лечила порченых.

К Дуне приходили со слезами и горем, и никто не уходил от нее неутешенным. Господь заранее открыл Дуне ее мученическую кончину, и она очень переживала. Когда в церкви звонили в колокол, то Дуня лежала неподвижно, а иной раз говорила: «Это глас Господень, чтобы о рабах молились. Господи, какие люди счастливые!

Помрут — звонят, а меня, как скотину, в яму свалят». Но если греховные страсти побеждены, то враг будет действовать через других людей. Не мог сатана смириться с благочестивой жизнью пузинских подвижниц и воздвиг на них нечестивых людей. В соседнем селе Глухове жил молодой крестьянин Илья Немцов или Немков , который был с Дуней в родстве.

В юности он подолгу молился ночами, постился и старался вести благочестивую жизнь. Выстроил часовню. Затем уехал в паломничество на Святую гору Афон, где он, поговаривали, принял тайную схиму. Через два года он вернулся на Нижегородскую землю и привез с собой много различных святынь.

Крестьяне стали чтить Илью как большого богомольца и спрашивать у него совета, иные даже прозвали его «святым Ильюшей». Действительно, подвизаясь на святой афонской земле, он стяжал дары Святого Духа. Но не смог устоять, его сердце возгордилось, и он впал в искушения. Страсть к деньгам сгубила в нем благодать.

Он уехал в Москву, где распродал все свои святыни и завел на эти деньги собственное торговое дело. Нижегородский паломник Илья Немков в Иерусалиме Спустя три года Илья возвратился в дивеевские пределы, поселился в Пузе и стал вести распутный образ жизни. Местные крестьяне, его старые знакомые, думали поначалу, что это он так «блажит»… В годы Гражданской войны его призвали в Красную армию на военную службу. Приехав с фронта в отпуск, он решил не возвращаться обратно и остался жить в селе.

При этом ему стало ненавистно богоугодное житие Дуни и ее хожалок. Он стал приходить к ним в дом, мешать им молиться и всячески глумился над ними. Однажды его задержала у Дуни милиция, и он был отправлен в Ардатов, однако сбежал и опять пришел к блаженной. Когда же она сказала ему, что его опять арестуют, он заявил: «Я убегу».

После приезда Скоробогатова в августе 1919 года в Ардатов там был создан отряд численностью около ста человек, во главе которого стоял некий Кузнецов, сотенный инструктор для призывников в ряды Красной армии. Кроме этого, в 1919 году во всех уездах Нижегородской губернии были созданы оперативные Тройки, которые пользовались полномочиями военно-революционного трибунала и имели право накладывать на население денежные штрафы контрибуцию , конфисковать имущество, а злостных дезертиров даже расстреливать. Именно с появлением в селе Страхова Пуза этого отряда и приблизилось время принять мученический венец Дуне с ее келейницами. Устроив вокруг села облаву, Скоробогатов созвал вечером местных жителей на общий митинг и в своем выступлении перед ними сказал: «Мы приехали в село для того, чтобы наказать вас за укрывательство дезертиров».

Он ясно дал понять крестьянам, что к ним прибыл именно карательный отряд во главе с военно-полевым судом, который может судить и расстреливать. Затем пузинским жителям было заявлено, что на них налагается контрибуция: на первое крестьянское общество — 80 тысяч рублей, на второе — 70 тысяч. Деньги эти должны были быть собраны в течение восьми часов, а если крестьяне не уплатят в срок, то к ним-де будут применены самые суровые меры. После митинга крестьяне разошлись по своим сельсоветам.

Происходили эти события 16 августа 1919 года. Это известно из официального протокола составленного уже после всех кровавых событий , где изложена, разумеется, несколько иная картина происходящего. Временный штаб карательного отряда разместился в доме учителя, куда собрали сход местных активистов и где происходило заседание Тройки, на котором постановили произвести расстрел Дуни и ее хожалок. Скоробогатова и членов: тов.

Мусатова и тов. Слушали: п. О допущении гражданами села Пузы дезертирства в своем обществе. Постановили: 1.

За допущение и укрывательство дезертиров гражданами села Пузы: обложить граждан означенного села контрибуцией в сто двадцать восемь тысяч семьсот рублей 128 700 , которую внести не позднее 18 августа с. Об обнаруженных при обыске в селе Пузе золоте, серебре и меди, а также кредитных билетах и марках. Постановили: при облаве в селе Пузе у дезертира Ильи Немцова обнаружено золота на 225 рублей, серебра на 338 рублей 10 копеек и меди на 36 рублей 57 копеек. Об увеличении контрибуции на граждан села Пузы.

Постановили: в дополнение к наложенной контрибуции взыскать с граждан с. Пузы еще 21 300 рублей». Копия мандата Комиссии по борьбе с дезертирством, выданного Скоробогатову Во время пребывания отряда в Страховой Пузе красноармейцы размещались на постой и ночлег по домам самовольно, не спрашивая об этом даже в местном сельсовете. При этом постояльцы бесчинствовали в крестьянских хозяйствах: отбирали молоко, яйца и кур, не уплачивая их стоимости.

Некоторые жители по усмотрению самих красноармейцев либо по наущению односельчан были подвергнуты обыскам. Во время обысков солдаты вели себя с крестьянами очень грубо: запугивали плетьми и оружием, отбирали вещи. При этом, как потом установит следствие и подтвердят сами крестьяне, все это делалось отрядом без составления каких-либо протоколов и предъявления ордеров. Пришли с обыском солдаты и в дом к Дуне, ибо некоторые из ее соседей указали, что к ней ходил дезертир Илья Немцов и его надо искать именно здесь.

Солдаты стали стучать в дверь и окна. Поля еще одна хожалка за Дуней побежала к верующим крестьянам за помощью. Когда вернулась, прибежала к дому и Анна. Но красноармейцы их не пустили.

Отогнав их ударами плети, они заперли дверь. Поля видела в окно, как происходил этот обыск. Солдат бросил просфоры и елей в лицо Дуне, при этом обзывая ее скверными словами. Затем разбросал все иконы в красном углу.

После полез в чулан, где хранились различные съестные припасы, там его укусила за руку крыса. Тогда он буквально остервенел, стащил Дуню с лежанки и начал ее избивать. Издевательства над Дуней продолжались несколько дней. Красноармейцы били ее плетьми, топтали ногами.

Впоследствии в оправдание своих злодеяний в протоколе ими будет записано: «Слушали: п. Об укрывательстве дезертиров и провокационной антисоветской агитации со стороны гражданок с. Протокол Тройки о расстреле пузинских мучениц Имея все доказательства в злостном укрывательстве дезертиров и провокационной антисоветской агитации. Перед приведением приговора в исполнение один из карауливших ее солдат, имея сострадание к Дуне, позволил привести священника и причастить ее.

Батюшка сказал: «Вас убьют, Дунюшка! Хожалок же Дунюшкиных солдаты готовы были отпустить, говоря им: «Вы можете идти, мы вас отпустим». Но не ушли келейницы от своей родной Дуни, сказав: «И мы тоже с ней». Так, уподобившись первым христианским мученицам, они с верой в Господа и смирением добровольно пошли на смерть.

Выйдя из избы, женщины помолились на Успенский храм, затем к ним подъехал мужик на лошади. Беззащитную, болящую, истерзанную Дуню солдаты буквально выбросили у крыльца. Дарья подняла ее и взяла на колени. Мученица была вся высохшая, как дитя.

Ослепленные ненавистью и злобой солдаты били плетьми беззащитных мучениц. Но дивны дела Господа! Ангелы белыми крыльями закрывали те места на телах страдалиц, куда ударяли плети. Эти белые крылья над ними видели многие жители села.

Некоторые из них не побоялись вооруженных красноармейцев и попытались защитить невинных. Они говорили солдатам: «Дуня наша селянка, никаких дезертиров не пускала». Тогда стали избивать и их. Дунюшка сказала Дарье: «Смотри, как с них грехи сыплются.

Как с веника листья в бане». Как и во времена первых христиан, мученическая кончина страдалиц обращала к Богу множество очевидцев тех событий. Так, крестьянин Иван Анисимов, ранее неверующий, увидев происходящее заступничество сил небесных, уверовал и произнес: «Теперь бы я и последнюю корову отдал, только бы их не убивали». После издевательств женщин на подводе привезли на кладбище, к заранее приготовленной общей могиле.

Но многие красноармейцы, увидав болящую, иссохшую, избитую Дунюшку и почувствовав укор совести, отказались приводить приговор в действие. Был среди них и мусульманин, который сказал: «Хоть меня убивайте, руки не поднимаются! Прозвучало четыре залпа. Мария была только ранена и еще дышала: «А меня что же?..

Затем местных жителей заставили хоронить мучениц. При этом солдаты не отходили и не впускали других селян на кладбище. В могилу крестьяне постелили зипунок, а другим прикрыли тела убитых женщин. Когда хоронили, то увидели Дунюшкин подвиг ради Христа — вериги.

Всю жизнь она тайно несла добровольный крест страданий. Прозорливая Дуня заранее знала о своей смерти и, как уже говорилось, очень переживала, что ее «свалят в яму» без христианского погребения. Так оно и случилось. Но Господь и Святая Церковь прославляет Своих святых после смерти.

Как не смогут избежать наказания нечестивые ни в нашей короткой временной жизни, ни в вечности, так не останутся без награды и все, потрудившиеся и пострадавшие ради Христа Спасителя, наследуя вечное Небесное Царство. Когда весть о кончине пузинских мучениц разнеслась по селу и всей ардатовской округе, то начальник карательного отряда Кузнецов cообщил губернскому военкому в Нижний Новгород следующее: «Доношу, что 18 августа 1919 года мною в селе Пузе приведен в исполнение приговор Комиссии от 17 августа о расстреле 4 женщин: Авдотьи Шейковой, Дарьи Тимагиной, Марии фамилия не известна и Дарьи. Дом разобран и перевезен для отопления школы, а прочее имущество отправлено в Ардатов». В оправдание своих злодеяний и бесчинств уездная большевистская власть разместила на страницах местной газеты «Красный вестник» две статьи, в которых описывались страшные события красного террора с идеологически лживой позиции.

Одна статья вышла под заголовком «От слов к делу», другая называлась «Постом и молитвой». В первой статье сообщалось о том, что большевики бессчетное количество раз предупреждали крестьян и рабочих о необходимости бороться с дезертирами из рядов Красной армии и разъясняли, какое наказание ждет тех, кто укрывает беглецов. Отряд приехал в Ардатов, учредив для этой операции Оперативную Тройку Военно-революционного Полевого трибунала, и поехал по уезду». Далее в статье перечисляются все жертвы этого отряда по селам и деревням, всего по Ардатовскому уезду было расстреляно 10 человек, в том числе и пузовские мученицы, о которых были напечатаны эти лживые, омраченные злобой и ненавистью строки: «Село Пуза обложено в 150 000 рублей за злостное укрывательство дезертиров и за рассадник контрреволюции и антисоветской пропаганды, где обнаружено было гнездо разврата в келиях старых дев, проживающих в этом же селе, под названием «Святой души болящих» и дезертира, бежавшего из тылового ополчения, Ильи Немцова, тоже слывшего «Ильюшей святым», но скрывшегося неизвестно куда.

Оперативная Тройка постановила, кроме контрибуции, расстрелять этих гадов, которые проживали в этих келиях: Авдотью, Дарью Тимагину, Дарью Улыбину и Марию, неизвестной фамилии». До того как местные активисты растащили все имущество и разобрали дом Дуни на дрова, некоторые местные жители, любившие блаженную, взяли на память как святыню ее крест, Святое Евангелие, четки и другие вещи. Но были и те, кто решил поживиться на несчастье мучениц. С жадностью накинулись коммунисты на чужое добро и дары, принесенные для Дуни.

Те, кто растаскивал домой продукты, с удивлением потом обнаруживали вместо крупы — камушки, вместо меда — пчел. Три воза различного скарба сгрузили на склад в Ардатов. Из допросов некоторых граждан было выяснено, что виновницей дезертирства их села является та банда контрреволюционная и антисоветская, которая проживает в келиях под названием Святая Дуня болящая со своими послушницами, руководимая бежавшим из тылового ополчения дезертиром Ильей Немцовым, слывшим тоже святым…Вся эта теплая компания среди населения пользовалась большим авторитетом не только в селе, но даже за пределами уезда, и дезертиры являются плодом их работы. Решено было произвести тщательный обыск у этих святых, и мы узнали, как они постились и молились.

Обнаружено у них вот что: золота 225 рублей, серебряной звонкой монеты на сумму 345 рублей 65 копеек и разными кредитными деньгами на сумму 2 832 рубля 15 копеек, меди на 52 рубля. Все это сдано в Ардатовское казначейство. Затем дальше: 875 аршин холста, 45 штук полотенцев, носков шерстяных 22 пары, варег шерстяных 10 пар, шерстяных портянок 3 пары, несколько фунтов суровых ниток и два медных самовара, все это отправлено в Губкомдезертир. Много вещей сдано в Отдел социального обеспечения…[перечисляется различная женская одежда, ткани, одеяла].

Из съестных припасов: ржаных сухарей сушенных было несколько пудов, определить точно не представлялось возможным, но если бы они оказались хорошими, т. Просфор было пудов до 50-ти, но часть пуда с два было набрано хорошими и отдано отряду для своего потребления. Меду сотового было пудов 5, но весь абсолютно был негодный, яиц куриных было, наверное, несколько тысяч, но хороших оказалось не более как с 1000 штук, что пошло в пищу отряду». Успенская церковь села Суворово В данной статье приводится большой список продуктов, якобы обнаруженных в доме у Дуни, которые использовались на пропитание красноармейцев из карательного отряда.

Нашли в ее доме и растительное масло, часть которого раздали крестьянам «в битых худых бидонах и стеклянной посуде, а остальное сдано в Пузинскую церковь 5 пудов и кооператив 1 пуд 15 фунтов. Свечей церковных было приблизительно около 3 пудов, 1 пуд и 5 фунтов сдано было в Пузинскую церковь, а масло роздано крестьянам». Наказание за содеянное постигло сельчан сразу после убийства. Три страшных пожара пронеслись по селению — село Страхова Пуза выгорело до основания.

Горели дома не только тех, кто голосовал за расстрел мучениц, но и тех, кто хорошо к ним относился. В те страшные, кровавые годы, отступив от Веры и Закона Божиего виновны, очевидно, были все: одни убивали, другие одобряли убийство, третьи не заступились и не воспротивились злу. Расхищавших вещи Дуни также постигло страшное наказание. Одна женщина, которая, по воспоминаниям хожалки Поли, сняла с уже мертвой мученицы чулки, умерла затем мучительной смертью.

И дочь ее ничего не могла одеть на себя — у нее гнила кожа. Так и лежала она в избе на печи, накрытая куском толя. Еще тогда, в августе 1919 года, по распоряжению Губернского военкома Мордовцева отряд был отправлен в Нижний Новгород, а в Губернском ЧК было начато расследование деятельности сотрудников комиссариата по дезертирству. Руководители карательного отряда Кузнецов и Скоробогатов были арестованы в Выксе, куда они прибыли «наводить порядок».

Но арест их был недолгим. Даже находясь под следствием, оба обвиняемых оставались командирами Красной армии. Несмотря на показания свидетелей о бесчинстве и кровопролитии, совершенном солдатами по их приказу, 8-го мая 1920 года на заседании Нижегородского губернского революционного трибунала данное дело было прекращено, так как следствие пришло к выводу о законности их действий. Но бесспорно, что для всех живущих на земле людей будет суд Божий.

Наказание для солдат и командиров, устроивших казнь невинных мучениц, пришло уже в тридцатые годы, когда многие из них погибли в лагерях, а кого-то расстреляли. Дуня, зная о своей кончине, дабы оставить после себя молитвенницу о них, под неким предлогом накануне расстрела отправила хожалку Анну в скит к отцу Софронию Смирнову , основателю Софроньевой пустыни в Арзамасских лесах. Это был прозорливый старец, который, увидев Анну, сказал ей: «Беги обратно, а то их расстреляют». Аннушка успела вернуться, и солдат пропустил ее в дом к арестованным.

Она сказала Дуне: «Я тоже хочу с вами на страдания! Ведь все разорят! Уж к сороковым годам-то, так ты нас будешь поминать, все удивятся! Анна прожила долгую жизнь и всегда поминала мучениц.

Но не только она — многие в селе устраивали поминки — кормили односельчан, особенно в день памяти Дуни — 18 августа, когда она приняла мученическую кончину, ибо точного дня ее рождения уже никто не помнил. Поминали Дуню и в день ее ангела — святой мученицы Евдокии. В постные дни обязательно делали поминки по уставу, без спиртного и постной пищей. Живя в своем доме, Анна, несмотря на болезни, вела такую же строгую подвижническую жизнь, как и прежде у Дуни.

Из-за ее полноты местные ребятишки дразнили ее. Умерла она уже после войны. Раки с мощами пузинских мучениц Почитание Дуни и ее хожалок в селе никогда не прекращалось. Сразу же после расстрела на могилке Дунюшки стали совершаться чудеса и исцеления.

Многие слышали здесь ангельское пение, сами собой зажигались на могиле свечи и лампады. Ходили крестьяне к ним на могилку на кладбище и молились. Спустя годы поставили там крест и ограду. В память о них верующие люди сочинили и духовный кант, посвященный Евдокии.

Успенский храм в селе Страхова Пуза, как другие храмы по всей округе, был закрыт в 1939 году «по причине отсутствия служителей культа» которые были репрессированы и переоборудован под клуб. Позднее село было переименовано в Суворово. Но народ по-прежнему помнил и чтил память мучениц. Со временем молва о чудодейственной могилке на Суворовском кладбище распространилась далеко за пределы Нижегородской епархии.

Стали записывать и рассказывать многие чудеса и исцеления болящих людей, приходивших сюда за помощью с верою и состраданием к мученицам. В 2000 году святые мощи мучениц были обретены и перенесены для почитания в Успенский храм в селе Суворово, который был восстановлен. Ныне суворовские мученицы входят в сонм Дивеевских святых. Память мцц.

Евдокии, Дарии, Марии и Дарии 18 августа. Цитируется по книге «Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской». Значение праздника Святая раскаялась в своих грехах, уверовала во Христа и полностью посвятила себя Богу. Женщины в день ее памяти обязательно посещали храм, заказывали молебны перед иконой преподобномученицы.

В народе Евдокию представляли вдовой. Считалось, что рожденная в этот день девочка хлебнет горюшка сполна, но все же счастье ей выпадет. Память святой особо чтили замужние женщины. Они считали ее своей заступницей, которая поможет не стать вдовами и не оставить детей сиротами.

В некоторых деревнях женщины делали из веток березы куклу Ляльку или Веснянку и носили ее по деревне. Она помогала в получении счастливой доли. Когда личная жизнь налаживалась, Веснянку уничтожали, иногда это делали на Троицу. Люди шумно отмечали праздник, означавший начало нового года и пробуждение весны.

Они славили ее приход, ждали богатого урожая, благополучия и счастья в своих домах. К XIX веку праздник в честь Евдокии Илиопольской утратил прежнее значение и отмечался как второстепенный церковный. Не проходили торжественные богослужения в храмах, не было запрета на работу. Она обладала редкой красотой, которой пленяла многих юношей и мужей, приезжавших к ней из разных стран.

Ведя греховную жизнь, она собрала богатство, не уступавшее царской казне. Однажды, возвращаясь из паломничества по святым местам в свою обитель, через Илиополь проходил старец Герман и, по усмотрению Божиему, остановился в доме, отделявшемся одной стеною от жилища Евдокии. Ночью инок совершал положенные полунощные молитвы, пел псалмы и читал Священное Писание, в котором говорилось о Втором пришествии Христа и о Страшном Суде. Проснувшись от его голоса, Евдокия полностью прослушала молитвенное правило Германа и благодать Божия коснулась её очерствевшей души, участь грешников поразила и устрашила её.

Утром она пришла к старцу с просьбой рассказать ей о его вере. Слушая о Христе, в ней укреплялось желание исправить жизнь и послужить Богу. По совету Германа, она после 7-ми дневного поста и молитвы приняла Святое Крещение от епископа Илиопольского Феодота. После этого она большую часть своего состояния передала в дар церкви, а меньшую разделила между своими рабами, которых отпустила на свободу, а сама удалилась в монастырь, который ей указал святой Герман.

По прошествии тринадцати месяцев умерла игуменья этого монастыря, по имени Харитина, проводившая святую жизнь. Под ее руководством Евдокия значительно преуспела в подвигах, выучила наизусть псалтирь, и, просвещаемая Святым Духом, все священное Писание, прочитавши однажды со вниманием, хорошо уразумела. Так как она подвигом постничества превзошла всех сестер, то всеми единогласно была избрана в игуменьи. И Бог не замедлил засвидетельствовать ее достоинство и избрание её утвердить чудом.

Один юноша, из прежде её любивших, по имени Филострат, решил вернуть её к любодеянию. Одевшись в иноческие одежды, он пришёл к святому Герману с просьбой устроить ему встречу с Евдокией, чтобы из её наставлений почерпнуть силу для несения подвига и отражения дьявольских искушений. Старец поверил льстивым речам юноши и позволил пройти ему в женскую обитель. Увидев свою возлюбленную, Филострат поразился произошедшим в ней изменениям, но всё же начал её обольщать сладострастными речами.

Возмущенная до глубины души его поступком, Евдокия с гневом сказала ему: «Бог отмщений да запретит тебе! Господь наш Иисус Христос, Праведный Судья, Которого я раба, хота и недостойная, не допустит тебя, пришедшего сюда с злым умыслом, возвратиться к себе, потому что ты — сын диавола» и дунула в лицо, после чего мнимый инок упал мёртвым. Помолись коленопреклоненно близ мертвого тела посланного тебе диаволом искусителя, и Я повелю ему встать; и он восстанет и узнает, кто Я, в Которого ты веруешь, и преизобильна будет на тебе благодать Моя». Воскреснув, юноша уверовал во Христа и принял решение следовать за ним.

Прошло немного времени, как последовало другое испытание. Жители Илиополя донесли правителю страны — Аврелиану, что, приняв христианство, Евдокия якобы скрыла в монастыре свои богатства. Аврелиан послал отряд воинов, чтобы изъять эти мнимые сокровища. Однако в течение трех дней воины тщетно пытались приблизиться к стенам обители: невидимая сила Божия охраняла ее.

Аврелиан снова послал воинов к монастырю, на этот раз под предводительством своего сына.

К учебе у Евдокии неплохие способности, но она неусидчива и потому не всегда находится среди первых. Взрослая Евдокия добра и заботлива, она является хорошей хозяйкой. Евдокия старается избегать конфликтов, она довольно мягкая и уступчивая. Носительницы имени Евдокия всегда следуют зову своего сердца, из-за чего в жизни им порой приходится трудно. Из-за пережитых неудач Евдокия может замкнуться в себе и потерять доверие к людям. К слову, обычно у Евдокии мало друзей, зато к ближайшей своей подруге она сильно привязывается.

В любви Евдокия видит свое счастье, к ней она стремится всей душой.

Женщины верили, что ускорить приход весны и наступление тёплых деньков можно путём разжигания печи огня сучьями, которые были собраны в лесу ранним утром в день Явдохи. Также в этот праздник женщины избавлялись от негатива и просили у святой великомученицы счастья. Для этого ещё до восхода солнца они брали зеркало и высказывали в него всё плохое, что накопилось в их душе, плакали и жаловались на свою судьбу, после чего заворачивали его в тёмную ткань, разбивали и закапывали далеко от дома. Для богатого урожая в этот день в церкви святили зёрна пшеницы, которые высаживали в первую очередь. Также в горшках сеяли рассаду, ведь считалось, что морозы не повредят её.

Огородники обрезали сухие ветви фруктовых деревьев, чтобы те хорошо плодоносили в текущем году и их не смогли одолеть заболевания или вредители. Самым большим грехом на Явдоху являлось разрушить гнездо ласточки. Люди верили, что на того, кто осмелится навредить этим птицам в праздничный день, обрушатся несчастья. Народные приметы Люди верили в приметы дня святой Евдокии, по которым определяли, какой будет весенняя и летняя погода, урожайность и здоровье домашнего скота. Некоторые из них дошли и сегодняшних дней: солнечная погода в праздник Явдохи — к ранней, тёплой весне, а также к жаркому лету и хорошему урожаю; заморозки и метель предвещали холодную погоду вплоть до окончания года; густой туман или дождь 14 марта — к богатому урожаю хлеба и бобовых; небольшой тёплый ветерок — к холодному, дождливому лету; заморозков можно ожидать в том случае, если куры пьют талую воду; половодье предвещает домашнему скоту крепкое здоровье, а также много травы на лугах; услышать громкое карканье ворон — к скорому потеплению; поздно появится трава, если реки в день Евдокии не разливаются; звонкая капель сулит жаркое лето; если слышен свист сурка, то уже скоро потеплеет. Многие приметы по сей день помогают фермерам правильно выбирать день для начала сельскохозяйственных работ и выращивать богатые урожаи.

День памяти святой Евдокии: что нельзя делать 30 мая

Определитель именин. После принятия христианства языческий праздник стал днем святой Евдокии — в умах народа она стала символом Весны, жизни, обновления. Прикольные картинки с поздравлениями для Евдокии с днём ангела и с именинами.

Даты именин в 2024 году по православному календарю

  • Именины Евдокии
  • День святой Евдокии 2021: что ни в коем случае нельзя делать, Обозреватель
  • День Евдокии
  • Открытка с именем Евдокия С днем ангела картинки. Открытки на каждый день с именами и пожеланиями.

1 июня – день памяти святых благоверных князя Димитрия Донского и его супруги княгини Евдокии

У каждого из них свое значение и приметы. Самое известное название праздника — Авдотья Весновка, так как раньше этот день приходился на самое начало весны, первое марта. Смене сезонов радовались, встречали с широкой улыбкой и большими надеждами. Никто не работал, устраивались праздничные обеды, люди гуляли и веселились. На Авдотью Весновку женщины, девушки и дети залезали на крыши амбаров или выходили на пригорки и кликали тепло: «Весна-красна! Что ты нам принесла? Красное летичко! Женщины пекли печенье в виде ласточек или жаворонков, раздавали детям, а те привязывали к ним нитки и «запускали» птиц в небо.

Поэтому ее привечали и говорили: «Авдотья Весновка весну снаряжает», «Какая Авдотья, такое и лето». Еще одно прозвище Евдокии Илиопольской — Авдотья Плющиха — связано с тем, что на теплом солнышке снег и лед быстро сплющиваются, прессуются, тают и распадаются на кусочки. Полученная из такого снега талая вода считалась целебной. Свистуньей святую прозвали за то, что в марте обычно дули сильные весенние ветра, отчего создавалась иллюзия свиста. Второе объяснение — многие животные в этот период пробуждаются ото сна, лес оживает и наполняется свистом, тявканьем и другими звуками. В народе даже появилась традиция встречать 14 марта свистульками.

Святая долго молилась, и Господь снова сотворил чудо. У комита Диогена по имени Диодор скоропостижно скончалась супруга Фирмина. Святая Евдокия умолила Господа воскресить и ее, направив затем на путь покаяния.

Все свидетели этих чудес стали последователями Христа и, приняв крещение, уже сами начинали свидетельствовать о Великой Силе Божией, сотворившей такие дивные дела. Одним из последних чудес святой было чудо воскрешения отрока, который умер от укуса ядовитой змеи. Преподобная мученица Евдокия со дня своего крещения прожила 56 лет и приняла мученическую кончину чрез усечение главы в первый день марта при правителе Викентии где-то около 160—170 г. Всем нам, живущим сегодня, очень трудно представить себе такое обилие чудес, которые могли совершать святые первых веков. Однако каждый христианин, знакомый с текстом Священного Писания и доверяющий словам Спасителя о том, какие знамения будут сопровождать верующих Мк. Житие святой Евдокии как раз и свидетельствует нам о той силе веры, для которой, по словам Самого Господа: «Ничего не будет невозможного» Мф. Валентина Новикова Образ Евдокии у славян В народном праздничном календаре праздник, отмечавшийся 14 марта, — это день Авдотьи Весновки. Он связан со святой Евдокией Илиопольской и отмечается в ее честь. По славянским поверьям сам Господь отдал Явдохе ключи от весенних источников, разрешив воскрешать землю от зимней спячки.

Она решала, когда впускать весну. Для славян христианский праздник символизировал переломный момент, поскольку после него начиналась новая жизнь. Восточных Для восточных славян — это народный праздник встречи птиц. Хозяйки выпекали из теста фигурки жаворонков или ласточек. Их раздавали детям, которые привязывали их на нити и подбрасывали в небо, как бы приглашая, чтобы пернатые скорей прилетели. По первым мартовским дням судили, какой будет погода в течение последующих месяцев. Праздник отмечали весело, пели песни, водили хороводы. Люди устраивали большие обеды в домах, гулянье на улице. Девушки исполняли веснянки, в которых просили птиц прилететь поскорей и принести тепло.

Праздник означал окончание зимы и начало срока найма на работу. Читайте также: Именины, день рождения и день ангела — сколько это праздников? Балканских У балканских народов день был посвящен в основном очистительным обрядам. Мученицу именовали бабой Мартой. Люди окуривали и изгоняли из домов, дворов всякую нечистую силу, украшали ветками вход в дом, ворота и окна, изголовья постелей. В некоторых странах на Балканах праздник называли Летником. В селах эта традиция сохранилась и сегодня. Люди встают очень рано и начинают поздравлять друг друга, желая счастливого года, заходят в соседние дома. По пути они собирают веточки дуба, а затем бросают их в огонь.

Возвращаясь, желают всем окружающим благополучия и здоровья. Внимательно следят за тем, кто первый войдет в помещение. Считается, что от этого зависит благополучие всей семьи. Западных О празднике у западных славян известно немного. Сохранились сведения о том, что в ночь на 1 марта молодые девушки собирались вместе и гадали. Некоторые народы, например, поляки и чехи, в этот день поминали усопших. Еще до восхода солнца, ранним утром они собирались на кладбище, читали молитвы за всех умерших. На могилах оставляли жертвенные приношения. Житие преподобной В 1353 году в семье Суздальского князя Дмитрия и его супруги Анны родилась дочь.

Произошло это в самый разгар междоусобной войны Московского и Суздальско-Нижегородского княжеств. Последнее было довольно крупным, но не имело фактического статуса и не могло править Русью, поэтому долго боролось с Московскими правителями за статус независимости, не говоря уже о первенстве. Тем не менее, рождение дочери давало Дмитрию Константиновичу надежду на дальнейшее объединение двух территорий. Так и произошло. Святые князь Дмитрий Донской и Евдокия Московская Воспитанная в православной вере и получившая хорошее образование, в 13 лет Евдокия становится женой Московского князя Дмитрия, супругам на то время было 13 и 15 лет соответственно. Свадьба прошла в Коломне, а венчал молодых преподобный святитель Алексий. Несмотря на то, что брак этот был договоренным и политическим решением залогом для мира между Суздальским и Московским княжеством , он просуществовал долгих 22 года и подарил паре 12 детей. После свадьбы же Суздальский князь Дмитрий Константинович стал верным союзником и партнером Дмитрию Донскому. Объединившись, бывшие соперники стали вместе противостоять внешним угрозам — татарской Орде и Литовскому княжеству, которые постоянно посягали на территорию Руси.

Помимо постоянных внешних угроз, Русь страдала от эпидемии — люди погибали на улицах, скот умирал от болезни или голода. Помимо этого, в столице случился огромный пожар — город в те времена был весь из дерева, поэтому выгорел быстро и в больших масштабах. В 1368 году литовский правитель Ольгерд осадил Москву, которая вновь горела и только усилиями русских воинов удалось отбить город. Еще о святых князьях: Житие святых князей Бориса и Глеба Икона святого князя Владимира Уже тогда княгиня явила себя как милосердная правительница — она помогала сиротам, устраивала судьбы погорельцев и вдов. Она беспрестанно молилась за судьбу Руси и Москвы, в частности. Через пять лет после свадьбы князь Дмитрий собрался в Орду, чтобы хан решил конфликт его с князем Твери Михаилом о правлении. Супруга непрестанно молилась за своего мужа и по ее просьбам Бог воздал ей — князь Дмитрий вернулся с ярлыком на правление великим княжеством. Стоит отметить, что Евдокия и ее муж Дмитрий всегда полагались на Господа, их духовником был Первосвятитель Алексий, столичный митрополит, а также его ученики преподобный Сергий и святой Федор. Именно они благословляли Дмитрия Донского на его походы и сражения, наставляли пару и молились за них.

Преподобный Сергий крестил князя Дмитрия и его первенца Василия. Благодаря постоянному наставничеству супруга Донского укреплялась вере и была надежным тылом своему мужу. Войны В 1380 году паре предстояла новая разлука — борьба с Мамаем достигла кульминации, и Дмитрий повел свое войско сражаться с татаро-монголами. Преподобный Сергий предсказал князю победу, но это не уменьшило тревог княгине о муже — она все время проводила в келии в молитве за сохранение жизни великому князю. Именно тогда произошла великая Куликовская битва и, несмотря на большие потери, князь Дмитрий Донской сохранил княжество и освободился от ига Мамая. В честь этого события княгиня Московская построила храм Рождества Богородицы прямо внутри Кремля. Для росписи церкви были приглашены великие Феофан Грек и Симеон Черный. Церковь Рождества Богородицы Московского Кремля Однако мир в Москве царил недолго — в 1382 году хан Тохтамыш начинает свой поход, и Дмитрий Иванович вынужден вновь собирать войско. Вскоре после его отъезда Евдокия вместе с детьми и митрополитом Киприаном вынуждены бежать из столицы вслед за князем, поскольку появилась угроза захвата города — впоследствии татары захватили и сожгли Москву.

Через год после сожжения столицы княжеская семья вынуждена была отдать своего первенца Василия хану Тохтамышу в качестве залога выплаты дани. Сын Василий прожил в плену долгих два года и только после сумел сбежать. Великий князь Дмитрий скончался весной 1389 года передав право правления своему сыну Василию, но при этом сделав свою жену соправительницей. Вдова переживала уход мужа крайне болезненно, их брак, заключенный из-за политики, переродился в настоящую и горячую любовь. Страдания княгини записал летописец, создав «Плач великой княгини по умершем муже». Вдовство Дмитрий Донской желал предотвратить братскую вражду между своими детьми, поэтому Евдокия стала гарантом передачи власти к старшему сыну в случае его смерти к следующему по возрасту — именно она должна была делить между сыновьями удел. Помимо этого, Дмитрий передал в ее собственность более 30 волостей и 20 крупных сел, при этом 15 и 14 из них соответственно полностью принадлежали ей, что делало вдову экономически и политически независимой от детей. Преподобная Евфросиния Московская Фактически она не управляла княжеством, хотя могла бы это делать. Власть была отдана полностью в руки Василия, а сама Евдокия сконцентрировалась на служении Богу.

По свидетельствам очевидцем она носила каждый день вериги под платьем, постилась и ежедневно посещала храмы и монастыри. Как вдову ее не обошли людские слухи о распутной жизни, но они не имели никакого фактического подтверждения. Вдова Дмитрия Донского помогла также предотвратить войну с Тамерланом — в 1395 году хан подошел вплотную к границам Руси, и князь Василий собрал войско для сражения. Евдокия же посоветовала ему перенести для защиты чудотворную икону Владимирской Божьей Матери. Все это время она и все священники Москвы горячо молили Бога об избавлении от татаро-монголов, и Господь совершил чудо — Тамерлан повернул в сторону и ушел с Руси. По свидетельству некоторых, он в то самое время, когда икону встречали в Москве, увидел сон — «Светозарная Жена» была окружена множеством «молниеносных воинов» и он стал причиной его капитуляции. Монашество Дети уже были взрослыми, поэтому Евдокия начала задумываться о монашестве, но прежде решила устроить в Москве новую женскую обитель — в Кремле она закладывает Вознесенский монастырь прямо у Флоровских ворот. Именно тут она провожала и встречала супруга с похода на Куликово поле и тут же она построила монашеские келии. В 1407 году вдова Дмитрия Донского приняла постриг в монахини и получила новое имя — Ефросиния Московская.

Ефросиния была не только мудрой женой, но и верной христианкой. Благодаря ее стараниям в Москве и других городах было построено большое количество храмов и монастырей. Совершив многочисленные добрые дела, оставшись в памяти москвичей как добрая и верная жена, а также милосердная княгиня, Ефросиния Московская скончалась в мае 1407 года и была похоронена в месте закладки храма Вознесения Христова. Праздничные обряды и традиции Традиционно на Евдокию славяне шли кликать весну. Считалось, что этот обряд помогает приблизить весну, которая выдастся на редкость теплой. Все жители селения собирались на пригорке или возвышенности и устраивали массовое гулянье. Что делали на Евдокию С самого утра 14 марта, в православный праздник, женщины обычно просили Явдоху о здравии, исцелении от всех болезнях. Молились также о безнадежно больных людях. Особенно трепетно люди относились к ласточкам, поскольку считалось, что они являются символом материнства и отцовства.

Пернатые ассоциировались с хранителями семейного очага. В связи с такими поверьями в праздник принято было кормить птиц хлебными крошками, оказывая почет и уважение. Это время считалось началом полевых работ. Женщины собирали сухие ветки и разжигали в домах огонь, поскольку верили, что он ускорит наступление весны. Женщины в этот день сеяли рассаду в горшках. Считалось, что такие растения станут крепкими, будут стойкими к вредителям и весенним заморозкам. В церкви освящали пшеничные зерна, чтобы затем их посеять. В первый весенний день была традиция нанимать работников. По этому поводу народ придумал поговорку: «Нанялся с Евдокии по Петров день.

Там они пели обрядовые песни, которые называются «веснянки». Многие женщины верили, что святая великомученица их покровительница. Она поможет избавиться от негатива и одарит счастьем. Поднявшись еще до восхода солнца, женщины брали зеркала и усаживались напротив, высказывая все плохое, что накопилось в душе. Плакали и жаловались на свою тяжелую судьбу, после чего заворачивали предмет в ткань темного цвета и разбивали. После этого осколки закапывали в землю подальше от своего жилища. Особенное внимание на Евдокию уделяли снегу: его собирали и хранили в закрытых емкостях, подальше от людского глаза. Талая вода именовалась снежицей. Считалось, что она обладает целебными свойствами.

Люди омывали ею лицо и купали в ней маленьких детей. Все верили, что таким образом можно стать более красивым и здоровым. Воду давали пить не только заболевшим родным, но и животным: птице — чтобы несла много яиц, козам и коровам — чтобы доились. Снежицей поливали цветы, кропили окна, двери и ворота, чтобы не впустить злых духов в свой дом и во двор. Чего делать нельзя Наибольшим грехом считалось разрушить ласточкино гнездо. Люди верили, что человека, обидевшего эту птицу в праздничный день, ждет большое несчастье. Взрослые предостерегали детей от шалостей с пернатыми и говорили: «Кто возьмет в руки ласточку либо отложенные ею яйца, покроется веснушками, а разрушивших гнездо побьет оспой». XVI в. Впервые образ Е.

Димитрия Донского БАН. Бракосочетание в Лицевом летописном своде обычно иллюстрируется сценой венчания или брачного пира, здесь избран 2-й вариант — юный безбородый князь в княжеской шапке и Е. Слева и справа представлены гости: мужи — за князем, жены — за княгиней, действие происходит на условном архитектурном фоне. Евфросиния вел. Евдокия Димитриевна. Димитрия — Юрия Там же. Изображение, близкое к иконописным изводам рождества святых, разделено на 2 регистра: в верхнем — на фоне палат Е. Сергий Радонежский, справа от него — князь с княгиней, слева — группа людей. Иллюстрируя текст, художник точно следует за сообщением летописца о том, что в это время в Переяславле находились суздальский кн.

Димитрий Константинович с княгиней и «бяше съезд велик». В композицию рождения и крещения последнего сына блгв. Димитрия Донского — кн. Константина, появившегося на свет в 1389 г. Композиция следующей миниатюры — прощание князя с родными и его преставление — открывает цикл из 17 иллюстраций к повести «Слово о житии и преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Русскаго» Там же. Образ Е. Димитрием прославляется как пример христ. Оставив без иллюстраций ту часть повести, где автор воспевает мудрое правление, благочестие и ратное мужество св. Призывая бояр продолжить верное служение, он также на первое место поставил имя Е.

Исключительная роль Е. Лишь в 2 случаях она изображена иначе — там, где приходит на зов супруга, и в иллюстрации плача блгв. На одной из миниатюр Е. На миниатюре в конце цикла блгв. Димитрий и умерший вскоре его 5-й сын Иоанн изображены в гробницах в Архангельском соборе Кремля, вверху в палатах — сидящая на престоле Е. Царственная поза и скорбное выражение лица придают облику блгв. Изображения Е. Василия Димитриевича: показаны строительство ею ц. Рождества Богородицы в Кремле и закладка церкви Вознесенского мон-ря Там же.

В обоих случаях Е. Последний посвященный Е. В 1-й композиции блгв. Димитрий и Е. На др. Затем изображается явление Е. Михаила, возвестившего близкую кончину, написание образа архангела по видению, поставление его в ц. Рождества Богородицы. Следующая иллюстрация посвящена чуду прозрения слепого, исцеленного прикосновением к рукаву платья Е.

В верхней части миниатюры — мон-рь за деревянными стенами, внизу — процессия во главе с блгв. Пострижение Е. В сюжете преставления в центре гроб с телом святой, слева епископ и клир, справа монахини. Завершает цикл миниатюра, иллюстрирующая чудо о свечах, к-рые самовозгорелись у гроба Е. На фоне неск. Перед гробом — 2 горящие свечи в подсвечниках, за ним — молящиеся перед иконой духовенство и монахини. Миниатюры этого цикла отличаются достоверностью в изображении архитектуры, городские башни и стены соответствуют топографическому расположению Вознесенского мон-ря в Кремле. Сохранившиеся иконописные образы Е. XIX в.

Тексты иконописных подлинников под 6 июня описывают тип изображения святой, сложившийся в более раннее время, уподобляющий ее визант. XVIII в. Подлинник иконописный. Иконописный подлинник. В руководстве для иконописцев 1910 г. Руководство к писанию икон. Наиболее ранняя известная икона-пядница Е. Иконы св. Святая изображена в рост на фоне мон-ря, в монашеском одеянии и островерхом куколе, с четками в левой руке, в молении Казанской иконе Божией Матери, надпись: «Преподобная кня[г] Евдокий».

Над ее гробницей у юж. Афанасии была устроена бронзовая посеребренная чеканная рака с сенью, в сер. Особо чтилась икона Е. В 1872 г. Тогда же иконописец Н. Сафонов выполнил роспись храма, поместив над ракой композицию «Исцеление слепого преподобной Евфросинией», повторяющую в палехской стилистике эпизод из ее лицевого жития «Чудо о слепце». На сохранившихся единоличных иконах Е. ГММК , иногда на фоне Вознесенского мон-ря. Существовали небольшие паломнические иконки с прямоличным изображением преподобной в схиме, с десницей на груди и четками в левой руке, на золотом фоне с гравировкой кон.

XIX — нач. В надписях на иконах святая именовалась, как правило, монашеским именем Евфросиния с указанием княжеского происхождения. В 1907 г. Монахинями обители был выткан покров с ростовым изображением святой, по углам помещались образы свт. Алексия Московского, прп. Сергия Радонежского, блгв. На кайме покрова вышили слова: «Святая преподобная княгиня Евфросиния, чада обители твоея, тобою созданныя, и в пяти вецех прешедших молитвами твоими покрываемыя, ныне благодарно исповедающеся, благохваления Господеви приносят и святую твою память светло торжествующе, молебно ти взывают: и в грядущая времена и лета не престани покрывати нас молитвами твоими и помогати нам в жизни нашей и во исходе душ наших, и в будущем веце, аминь. По-видимому, во владимирских селах, где работали иконописцы, были заказаны небольшие памятные иконки с сюжетом «Исцеление слепого». На них Е.

На обороте таких работ, а также на поясных иконах, где Е. К юбилейной дате были выпущены также памятные медали с изображением Е. Очевидно, к этому времени относится создание ростового образа св. В кон. На них святая изображена в рост, в лиловой рясе и зеленой схиме, с прижатой к груди правой рукой, вполоборота влево, в молении Спасителю в облаках. Справа за преподобной — Спасские Фроловские ворота, слева — 5-главый Вознесенский собор и ц. Предположительно Е. Среди Московских чудотворцев Е. Гурьянова с иконы «Спас Смоленский с Московскими святыми» 2-й пол.

XVII в. Святые Др. ЦМиАР; на обороте одной из них — чернильный штамп мастерской: «1-я Московская Артель художественно-иконописная» ; на образе того же времени возле раки с мощами св. Василия Блаженного в соборе Покрова Пресв. Ранним образцом иконографии Е. Олсуфьева; см. Народные картинки. В 1853 г. Фёдоров по рис.

Смирнова ГЛМ создал эстамп — Е. На форзаце сказания о Е. Евдокии, во инокинях Евфросинии. Как представительница княжеской династии Е. Владимира в С. Романом Угличским и кнг. Вассой Нижегородской, названа Евдокией; в верхний ряд на иконе Божией Матери «Знамение» с собором блгв. Екатерины на Синае, ГЭ. Образ св.

Толстого наряду с изображениями царевича мч. Димитрия и св. Василия Блаженного и общей надписью: «Приближитеся Богу и приближится вам» Иак 4. В росписи 70-х гг. Александра Невского. В группе подвижников XV в. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре живопись кон. Ростовое изображение Е. Третьяковская галерея: Кат.

В 2005 г. Евфросиния Московская», выполненная ок. Нестеровым Собрание С. Кузьмина, Москва. В композициях Соборов Русских святых Е. XVIII — нач. МИИРК , 1814 г. Тимофеева из собр. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл.

На иконе нач. НКПИКЗ фигура святой помещена крайней справа в 1-м ряду, в княжеском одеянии, белом плате и венце, подписана «Ефросиния». На иконе 1-й пол. Евдокия, хотя произведение названо «Образ святых благоверных российских князей». Иулиании Соколовой келейный образ свт.

Другое название торжества, Евдокия Свистунья, связано с тем, что в этот день часто завывали и свистели ветра. По другой версии, в это время просыпались от зимней спячки животные, и лес наполнялся свистом, сопением, щелканьем и другими звуками фауны. По старому стилю праздник выпадал на 1 марта — первый день весны. С этого момента зажиточные хозяева начинали подыскивать работников на грядущий посевной сезон. Крестьяне очищали крыши домов от снега и наледи. Чтобы в доме до лета сохранялось тепло, мужчины приносили из леса сучья и растапливали ими печи. Женщины, девушки и дети забирались на возвышенности и пели песни, приветствуя весну. Рукодельницы брали сотканные за зиму полотна и несли их к водоемам. Считалось, что вода в праздник выбелит изделия и наделит их целебными свойствами. День памяти святой Евдокии Илиопольской в 2024 году — что можно и нельзя делать В день памяти святой Евдокии верующим рекомендуется посетить церковь или помолиться дома. Считается, что молитва у образа преподобномученицы помогает укрепить дух и обрести силы для борьбы с различными болезнями и жизненными трудностями. Кроме того, следует помнить, что с 11 по 17 марта длится Сырная седмица — период подготовки к Великому посту. В эти дни православным следует исключить из рациона мясо, при этом запрет на молочные продукты и жирную пищу еще не действует.

В старину это время считалось началом весны. Фото: Екатерина Иванова. RU Евдокия Илиопольская, о которой будут вспоминать 14 марта, родилась в I веке в Самарии, расположенной на западном берегу реки Иордан. Евдокия Илиопольская Известно, что девушка, отличавшаяся неземной красотой, в юности была блудницей. Она считалась невероятно богатой — деньги к ней текли рекой. Встреча с монахом, который читал вслух Священное Писание, изменила жизнь Евдокии. Услышав о Страшном суде и Втором пришествии Христа, она задумалась о своей грешной судьбе. Решение, которое приняла девушка, удивило горожан. Евдокия отдала свое состояние Гелиопольскому епископу Феодоту, много денег и имущества раздала бедным. А сама приняла крещение и стала монахиней. Фото: czerkovnyj. Через некоторое время Евдокию назначили игуменьей. Получив дар чудотворения, она исцеляла молитвами больных, которые приходили в монастырь издалека. Но недобрые люди оклеветали монахиню. По приказу властителя ее бросили в тюрьму, подвергли пыткам, заставляя признаться в том, чего она не совершала, а потом обезглавили. В Древней Руси эта дата считалась днем Нового года. Связывая с ним большие надежды, люди особое внимание уделяли приметам. RU Овдотья Плющиха считалась временем начала оттепели. Сугробы к 1 марта распадались на множество островков, которые наши предки называли «плюшками».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий