Новости учреждение академии наук год

С 1917 года организация называется Российской академией наук, с 1925-го — Академией наук СССР. Создание Академии наук В 1716-1717 годах наш государь Петр I совершил свой второй вояж по странам Европы. О судьбе Российской академии наук, об исторической роли президентов и их участии в развитии главной научной организации страны и ее переломных моментах беседуем с директором Архива РАН в 2013–2018 гг. Виталием Юрьевичем Афиани.

К 300-летию Российской академии наук

Но меньше, чем через год после опубликования указа о создании Академии, случилось несчастье. Петр переохладился, спасая севший на мель бот с солдатами, в результате чего обострились старые болезни — и ровно в первую годовщину Академии император скончался. И в воздухе повис вопрос: а дальше что? Что думает об Академии его супруга, теперь уже императрица Екатерина I? Но запрос его даже не успел дойти до Петербурга, личный врач Петра I, будущий первый президент Академии, Лаврентий Блюментрост, сразу же спросил об этом Екатерину. И та приказала: «удвоить усилия по ее Академии организации». Через месяц после смерти Петра императрица отправила Головкину и первому постоянному послу России за рубежом, князю Борису Куракину указ с требованием обнадёжить ученых с тем, чтобы они «по своим контрактам, без сумнения, следовали сюды», и что они будут находиться «у нас в особливом нашем призрении».

Уже 13 ноября нового стиля швейцарский математик на российской академической службе Якоб Герман, докладывал о математическом доказательстве того, что Земля сплюснута у полюсов. Это было первое документально зафиксированное заседание Петербургской академии наук. Она начала свою работу — и впереди было почти три столетия славной жизни, которая продолжается и поныне. О начале собственно академической науки в России мы расскажем во второй части этой статьи. Якоб Герман.

Современный логотип Российской Академии Наук Академия была основана 28 января 8 февраля 1724 г. Создание Академии имело очень важное политическое значение: оно демонстрировало стремление России соответствовать европейскому уровню не только в военно-технической области, но и в сфере просвещения. Академия открылась под президентством Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста. Первый президент Академии наук Лаврентий Блюментрост родился в Москве в 1692 году. Первоначальное образование ему дал отец — Лаврентий Алферович Блюментрост — ведущий специалист по медицине допетровского времени, реформатор и организатор Аптекарского приказа.

Отец занимался с ним греческим и латинским языками. Потом свои знания иностранных языков он оттачивал у немецких профессоров, проживавших и практиковавших в России. Школу он окончил, показав выдающиеся способности, так что уже в 15 лет слушал медицинские лекции в Галле и в Оксфорде. Затем Блюментрост отправляется в Голландию, где под руководством известного голландского ученого Германа Бургаве защищает диссертацию и получает степень доктора медицины. Петр Великий назначил его лейб-медиком при дворе, а также на него было возложено заведование Императорской библиотекой и Кунсткамерой.

Христиан фон Вольф 1679-1754 — немецкий учёный-энциклопедист, философ, юрист и математик, основоположник языка немецкой философии. Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост 1692 — 1755 — лейб-медик Петра I; первый президент Академии наук и художеств. В 1724 г. Блюментрост составил проект об учреждении Академии и докладывал об этом царю. Как только проект был утверждён, Лаврентий Блюментрост принялся за устройство Академии.

Он стал приглашать учёных из-за границы, и благодаря ему в Академии вскоре появились специалисты, которые уже снискали к тому времени определённую известность в Европе. Другие же обрели её, уже работая в Академии в России. Детально роль науки в Российской истории была описана в утвержденном русским царем Александром I Уставе Академии 1803 г. За свою долгую историю существования Академия знавала взлеты и падения, успехи и провалы, но, несмотря на различные политические, экономические и социальные изменения в стране, Академия наук остается главным научным центром России и одним из ведущих — в мировой науке.

Едва ли правильно приписывать в её основании большую роль Лейбницу , который, правда, уже давно, по-видимому в годы поездки Петра за границу 1698 , пропагандировал идею образования Академии наук, высших школ, научных исследований России, подавал в этом смысле записки и писал письма как самому Петру, так и его приближенным. Может быть, мысли Лейбница и отражались на окружающих, но самый ход дела не дает возможности проследить его участие. Лейбниц не играл в истории образования Петербургской академии той роли, какую он имел в основании Берлинской. Горячий поклонник Петра и цивилизации России, он являлся дружественной России и Петру силой в умственной и культурной среде того времени, и из близких к нему кругов вышли люди, реально помогшие осуществить идею Петра.

В 1712 г. Лейбниц после многих стараний был принят на русскую службу, чтобы нам, понеже мы известны, что он ко умножению математических и иных искусств и произыскиванию Гистории и к приращению наук много вспомощи может, его ко имеющему нашему намерению, чтоб науки и искусства в нашем государстве в вящий цвет произошли, употребить.... Едва ли правильно приписывать идею об Академии наук влиянию другого иностранца - Г. Фика, несомненно влиявшего своими знаниями при организации бюрократической системы Петра. Правда, на одном из его докладов в июне 1718 г. Однако эти слова ставят вопрос шире, чем проекты Фика, и неясно, какую академию имел в виду Пётр. Проекты об учёных коллегиях, библиотеках, музеях составлял ещё раньше, в 1713 г. Окончательное и решительное влияние, однако, несомненно, оказало посещение Петром Парижской академии наук.

В начале 1721 г. В связи с этой задачей в 1721 г. Блюментростом, братом упомянутого раньше исследователя Олонецкого края. Блюментрост был лейб-медиком Петра, заведовал Кунсткамерой ; очень возможно, что проект Академии был им написан по словесным указаниям самого Петра. При суждении об этом факте не раз в наше время останавливались в удивлении, что была образована Академия наук, а не университет, но при этом суждении забывали о том положении, какое существовало в начале XVIII века в истории университетов. Университеты находились в упадке, ещё не было ясно для современников, победит ли в них новый дух, или они замрут в старых рамках. И мы знаем, что только университеты Голландии - может быть, Копенгагена - в это время были более живыми; в Германии Вольф только что начал духовную реформу германских университетов. В истории человеческой мысли успех перерождения университетов немецкого языка - университетов мелких и крупных государств Священной Римской империи того времени, Швейцарии - сыграл крупнейшую роль.

Он дал новому точному знанию и науке новые орудия, которые явились более могущественными, чем созданная новыми потребностями Академия. Между 1725 г. Но это было несколько десятилетий спустя после смерти Петра Великого.

Долон Ломб добыл в Ливорно чертежи этих машин и привез их в Англию, а через два года брат его Томас открыл первую в Англии шелковую фабрику с количеством рабочих в 300 человек. Техническое изобретательство начинает пробивать себе дорогу.

Достигнув торгового преобладания, Англия решительно борется за его сохранение, провозглашая лозунг политического равновесия в Европе. Она умело заключает союзы с Голландией, Австрией и другими государствами против усиливающейся на континенте Франции. Такие решительные успехи экономического развития Англии обусловили собой не менее крупные успехи английской научной мысли, в которой новые методы решительно вытесняют старые. Мора и Кампанеллы вполне консервативная в области политической мысли, является настоящей хвалебной песнью в честь технического прогресса и изобретательства. Для нас, однако, самое любопытное в этом произведении — Дом Соломона, ученая корпорация, которой принадлежит и власть в стране.

Бэкон не только признает здесь необходимость объединения ученых сил, но и вручает им руководство управлением. Поэтому и вся работа этой утопической Академии наук носит практический, утилитарный характер. Здесь существуют: и башни для наблюдения небесных явлений, и огороды и сады для содействия растениеводству, и зверинцы для анатомических опытов, и заведения для усовершенствования кулинарного дела, и аптеки, и ремесленные мастерские, и математические кабинеты, и дома для изобретения и производства машин. Научное исследование здесь решительно подчиняется задачам технического прогресса. В Доме Соломона подготовляются и молодые научные силы.

Английские ученые общества Мысль утопии Бэкона об объединении ученых сил и распространении специальных знаний совсем не была утопической. Если первенство в создании Академии и ученых обществ принадлежало Италии, то Англия быстро последовала за ней и опередила ее. Например, профессор астрономии читал, кроме того, оптику, навигацию и космографию, а профессор геометрии, кроме математических наук, еще фортификацию и архитектуру. Таким образом колледж, очевидно, преследовал задачи обучения военному и морскому делу. На собраниях обсуждались вопросы физики, анатомии, математики, астрономии, навигации, статистики, химии, механики и естественных наук.

И здесь мы видим соединение математических, естественных и прикладных наук. В 1648 году некоторые участники собрания переехали в Оксфорд и таким образом общество как бы разделилось между этими двумя городами. Среди участников оксфордских собраний назовем известного физика д-ра Уоллиса, д-ра Ральфа Бетерста и доктора Уильяма Петти. Королевское общество естественных наук Уже в это время неоднократно возникали проекты организации правильно работающего ученого общества с определенным уставом, правительственной визой и средствами. Но годы революционной борьбы, по-видимому, не давали возможности приступить к этой организации.

Лишь в 1660 г. Тут же был принят проект устава. По проекту количество членов должно было быть 55 человек, кворум избирательных собраний — 21 человек. Основу общества составляла коллегия врачей, принимались в него и профессора математики, физики, философии и естественных наук лондонского и оксфордского университетов. Должностными лицами общества были: директор, казначей и регистратор.

Устав общества был утвержден королем Карлом I, и оно получило название Лондонского Королевского Общества для усовершенствования естественных знаний The Royal Society of London for improving Natural Knowledge. К началу работы общества медицина и биология сделали колоссальные успехи. Учение Гарвея 1578—1657 о кровообращении, долгое время встречавшее нападки и насмешки, стало общепринятым. Однако, в разработке интересовавших его вопросов общество, свято чтившее память Фрэнсиса Бэкона, с самого начала связывало свою работу с задачами технического развития. С 1665 г.

В 1703—1727 гг. Это особенно важно отметить для эпохи начала деятельности английского банка. Член общества Уильям Петти, врач по призванию, занимавшийся и математикой, и музыкой, и кораблестроением, способствовал своими трудами заложению основ статистики и экономической науки. Франция Несколько иначе обстояло дело во Франции. Борьба королевской власти с феодалами, ослабление их политического значения, превращение независимой аристократии в придворную знать, возвышение буржуазных дельцов, развитие торговли и крупных торговых компаний особенно в Леванте , наконец, создание крупной мануфактуры и экономическая политика Кольбера меркантилизм , покровительствовавшая промышленности в ущерб земледелию — такова одна сторона медали.

Другой стороной было: сохранение социального господства феодалов в полной мере, противодействие буржуазным стремлениям к изменению социального облика государства, яснее всего сформулированное в завещании кардинала Ришельё[5], наконец, королевский абсолютизм. Развитие производительных сил страны, двинутое вперед королевской властью при Кольбере, ею же было остановлено. Отмена Нантского эдикта о веротерпимости — мера по сути антибуржуазная — лишила страну промышленников, ремесленников и торговцев протестантского вероисповедания, а баснословная роскошь королевского двора и неудачная война за испанское наследство основательно подорвали финансы государства. Все эти противоречия французской действительности отразились на истории Академии наук. Первые Академии В 1635 г.

В 1663 г. Они образовали Академию надписей и медалей. Образование Академии наук В 1666 г. Это намерение, однако, не осуществилось, и Академия надписей и медалей и Французская Академия продолжали существовать отдельно [6]. А с декабря 1666 г.

Таким образом уже для Лавуазье, писавшего эти строки в 1785 году [7], было совершенно ясно, что учреждение Академии наук надо связывать с промышленной политикой Кольбера. Во французской науке этого времени особенно большие успехи сделала математика. Декарт 1596—1650 ввел в алгебру систему обозначений, употребляемую и в настоящее время, и положил начало аналитической геометрии. Блез Паскаль вступил на путь создания синтетической геометрии и сделал ряд крупных исследований в области циклоиды. В состав организованной в 1666 г.

Академии наук входили 3 астронома, 2 химика, 7 геометров, 1 механик, 3 физика и 1 ботаник. Обсерватория в Париже С 1667 года началась постройка обсерватории, в 1669 году французское правительство пригласило итальянского астронома профессора Болонского университета Джованни-Доменико Кассини для руководства обсерваторией. После открытия в 1672 г. Положение Академии наук после Кольбера Со смертью Кольбера в 1683 году положение Академии сильно изменилось к худшему. Если Кольбер, руководимый стремлением развить производительные силы страны, видел в науке мощное орудие такого развития, то господствующий класс Франции — феодальная знать, предъявляла к ученым весьма своеобразные требования.

В тот день, когда было решено устроить в Версале чудеса в виде водопадов и фонтанов, работы над картой, над меридиональной линией должны были быть оставлены, теперь занимались только водопроводами, трубами и чертежами бассейнов… Придворные спрашивали математиков о способах обеспечения верного выигрыша в тогдашних модных играх. Если таким образом академиков приспособляли к обслуживанию королевского двора, то практическое использование науки для государственных надобностей в эти годы частых войн между Францией, стремившейся к захвату рынков, и другими государствами, ограничилось военной сферой. Ученых посылали в крепости. Лишь Кассини оставался в своей обсерватории, так как астрономию считали нужной для флота [10]. Устав 1699 года Наконец в 1699 г.

Академия получила устав. По уставу она объявлялась состоящей под покровительством короля, приказы которого объявлялись через кого-нибудь из статс-секретарей. Президент назначался королем из состава почетных членов. Пенсионеры распределялись по специальностям: 3 геометра, 3 астронома, 2 механика, 3 анатома, 3 химика и 3 ботаника. Кроме того, к пенсионерам причислялись секретарь и казначей Академии.

Прикомандированных было 12 человек по 2 человека по тем же специальностям. Почетные члены избирались общим собранием по 1 кандидату на свободное место, пенсионеры — по 3 кандидата, прикомандированные — по 2 кандидата; ученики предлагались общему собранию пенсионерами и прикреплялись к последним. Все избранные общим собранием кандидаты поступали на утверждение короля. Монахи, члены религиозных орденов могли быть предлагаемы только в почетные члены. Пенсионерами или прикомандированными могли быть только лица, имеющие известный печатный труд, прочитавшие блестящий курс лекций, изобретатели машин или известные иными открытиями.

Почетные члены, пенсионеры и прикомандированные имеют право совещательного голоса в вопросах науки. Право голоса — решающего и совещательного — на выборах и при обсуждении академических дел имеют только почетные члены и пенсионеры. Все должны объявлять в начале года томы своих предстоящих работ и обязаны делать доклады на заседаниях. Помимо научно-исследовательской работы, Академия, по приказу короля, производит проверку и испытание всех машин и изобретений [11]. Одновременно с новым уставом Академия получила помещение в Лувре.

Зависимость Академии от королевской власти Как видим из этого изложения, Академия Наук была учреждением, находившимся в полной зависимости от королевской власти. К изложенному следует добавить, что президент и вице-президент Академии были большей частью люди придворные, лично близкие к королю. Таковы, например, маршал Вобан и аббат Биньон, духовник и библиотекарь короля. Несмотря на эту зависимость, вполне понятную в эпоху абсолютизма, французская Академия наук, неизменно отражавшая прогрессивные для той эпохи капиталистические тенденции жизни, шла по пути развития научной мысли и вела за нее борьбу с феодально-католическим миром. Так, она защищала принципы Ньютона и Лейбница против старых ученых и иезуитов, которые теперь пользовались учением Декарта, в свое время вызывавшим их нападки.

Особенно задерживали успехи наук и во Франции старые университеты, в которых господствовала средневековая схоластика. Естественные науки совсем не преподавались ни в школах, ни в университетах, и общество пребывало в этой области в состоянии глубокого невежества. В области этих наук, а также астрономии, геометрии, физики, анатомии и медицины, Франция уступала не только Англии, но и Голландии. Тем не менее геометрия и механика, науки, развитие которых связывалось с потребностями военного дела и промышленности, делали успехи и находили практическое применение в деятельности офицеров, инженеров и моряков. Можно отметить, например, премию, данную в 1727 г.

Германия Германия в эту эпоху находилась в особых условиях. Торговое значение ее стало падать еще с XVI века с перенесением мировых торговых путей. Политическое ослабление Германии после Тридцатилетней войны, ее раздробление на мелкие княжества способствовали торжеству в этой стране феодальной реакции. Тем не менее к концу XVII века общее развитие европейской торговли отразилось и в Германии, которая к моменту решительной борьбы между Англией и Францией за торговое господство переживает некоторый подъем в области торговли. Кроме того, на севере Германии в эту эпоху вырастает новое сильное государство Бранденбург, в 1700 г.

Сюда привлекали в большом количестве бежавших из Франции протестантов, с их помощью двигали развитие мануфактурной промышленности.

Мозг нации. Российская академия наук отмечает 295-летие

И в 1735 году по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа Ломоносов вместе с другими двенадцатью учениками «в науках достойными» был направлен в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук. [1] Российская Академия наук (РАН) была создана по распоряжению императора Петра I указом правительствующего Сената от 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года. Видео автора «МИР 24 | Новости» в Дзене: Учреждение стало волей первого российского императора – Петра I. Удовлетворить его не смогла ни одна из иностранных академий.

АКАДЕМИЯ НАУК

– Сегодня Академия наук активно участвует в экспертном и научном обеспечении государственной деятельности. Больше всего его впечатлила Парижская Академия Наук, по образцу которое он захотел создать похожее учреждение и в Российской империи. Как видим, решение об учреждении Российской Академии наук непосредственно сказалось на социально-экономическом развитии нашего края, глубоко затронуло интересы его жителей, сообщает Башинформ. Название Российская Академия наук (РАН) вернулось по указу президента России Бориса Ельцина от 21 ноября 1991 года, 17-20 декабря 1991 года в Актовом зале МГУ состоялось учредительное общее собрание РАН. И в 1735 году по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа Ломоносов вместе с другими двенадцатью учениками «в науках достойными» был направлен в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук. Подготовку проекта положения "Об учреждении Академии наук и художеств" Петр I поручил своему лейб-медику и по совместительству управляющему царской библиотекой и Кунсткамерой Лаврентию Лаврентьевичу Блументросту (1692-1755).

История создания Российской академии наук

Пример Парижской Академии наук, беседы со многими европейскими учёными, мнения соратников Петра из числа иностранцев убедили его в необходимости создать Академию и в России. Весьма символично, что первым президентом Академии наук и художеств стал врач и учёный — лейб-медик Петра I Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост 1692-1755 , выходец из немецкой семьи, родившийся в Москве его отец был организатором Аптекарского приказа в допетровской России. Медицинское образование Лаврентий получил в Европе, в 1713 году в Лайдене он защитил диссертацию и получил степень доктора медицины. На следующий год он вернулся в Россию и стал служить при дворе. Он же стал и одним из инициаторов и главным организатором Академии. По поручению императора именно Блюментрост пригласил на работу многих видных европейских учёных.

Официальное открытие Академии состоялось уже после смерти императора Петра I, при императрице Екатерине I 27 декабря 1725 года по старому стилю, то есть в современном летоисчислении 7 января 1726 года.

Учиться в Академии по указанию Петра дозволено было отрокам не только дворянского происхождения. За старания и успехи в учебе, искусстве и науке царь Петр жаловал своею милостью. Российская Академия наук и художеств организовывала и проводила исследования для получения новых знаний о законах развития природы, человека и общества, которые могут способствовать развитию экономики, технологии, социальному и духовному росту России. Неоценим вклад Академии в организации первого государственного музея «Кунсткамера» , а в настоящее время в ведении Академии наук 55 функционирующих музеев. Это исторические, литературные, мемориальные музеи.

При Академии наук были созданы Академический университет и Академическая гимназия.

Регламент Академии был утверждён в 1747 году. Первым президентом назначен Л. Первые академики АН математик Я. Герман, астроном Ж. Делиль, физиолог и математик Д. Бернулли и др.

Петр, всегда стремившийся к централизации в области управления, задумал создать могущественный департамент, который отвечал бы и за теоретическую, и за прикладную науку, и за искусства, и — в отличие от европейских академий того времени — за просвещение. К тому же император считал, что академию полностью должно поддерживать государство — чтобы ученые работали на благо России. Аналогов такому научному центру в мире не было. Известно, что даже ближайшие советники Петра в душе скептически относились к такой идее: слишком смелой она казалась. Многие считали, что всё ограничится приглашением в Россию нескольких крупных ученых, которые будут демонстрировать «научные чудеса» для развлечения царского двора. Император успел учредить академию, проект утвердили сенаторы. Вскоре при академии заработали гимназия и университет, рисовальная школа и некоторые другие образовательные учреждения. Не хватало учеников, а многие маститые академики с неохотой относились к учебной работе. Но все-таки это были первые в России светские и штатские учебные заведения — и их выпускники стали цветом отечественной науки. Многих академических гимназистов например, Михаила Ломоносова и основоположника производства фарфора в России Дмитрия Виноградова отправляли учиться в европейские университеты.

Основание Академии наук

  • Главное за день
  • О проекте учреждения Академии наук
  • История в лицах
  • История создания Петербургской академии наук
  • ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
  • Российская Академия Наук — ChronoWiki

Петр I подписал указ об образовании Российской Академии наук и художеств

Выставка «300 лет Российской академии наук: Вернадский Владимир Иванович – универсальный ученый – естествоиспытатель, мыслитель и организатор науки». Вскоре после создания СССР постановлением правительства в 1925 году Академия, переименованная в Академию наук СССР, была признана «высшим всесоюзным ученым учреждением». После постройки Академии наук и курьезных художеств получает статус "Академии" 24-го июля (4 августа) 1747 года.

Выбор цветовой схемы:

  • Рывок к науке
  • Сегодня исполняется 280 лет со дня учреждения Российской академии наук | Урал-пресс-информ
  • К 275 ЛЕТИЮ АКАДЕМИИ НАУК: ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
  • Настройки шрифта:
  • День в истории 7 января: создание Российской академии наук | - Новости СПб
  • В Петербурге основана Российская Академия Наук

Этот день в истории: 1724 год — по указу Петра I учреждена академия наук

Академия создавалась в комплексе с университетом и гимназиями. Её члены были обязаны вести преподавание и индивидуально вести одного-двух воспитанников, которые впоследствии смогли бы их заменить. Этим обеспечивалась ускоренная подготовка отечественных научных и преподавательских кадров для Академии, университета и гимназий. Перспективные молодые учёные направлялись на учёбу и стажировку в европейские университеты и академии. Прежде всего, это В. Татищев , а также узкие, но высококвалифицированные специалисты, такие, как геодезист и астроном Ф. Соймонов , адъюнкт по астрономии А. Одним из первых российских учёных начал работать в академии Михайло Ломоносов , который вернулся в 1742 году из заграничной командировки в Германию и впоследствии прославивший российскую науку. В числе первых четырёх российских учёных он был назначен профессором химии в Московском университете, позднее названный его именем, и возведён в ранг членов Академии.

Новый Устав Академии появился при императрице Елизавете Петровне в 1747 г.

Ковалевский, И. Научные исследования и работы академиков и сотрудников академических институтов текущего столетия вошли в золотой фонд мировых достижений. Только список сделанных ими и внесенных в Государственный реестр открытий занимает в справочниках свыше десяти страниц. Выдающиеся заслуги в области физики и химии академиков Н. Семенова, П. Капицы, Л. Ландау, П.

Черенкова, И. Тамма, И. Франка, Н. Басова, А. Прохорова отмечены Нобелевскими премиями. Сегодня в состав Российской академии наук РАН входят сотни научно-исследовательских институтов в 18 отраслевых отделениях и трех региональных - Уральском, Сибирском и Дальневосточном. Институты проводят и фундаментальные, и прикладные исследования в самых разных областях знаний. В эту организацию включены помимо академий бывших республик Союза АН Вьетнама и, в качестве наблюдателя, Словакии.

Патон, член редколлегии журнала "Наука и жизнь".

Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Гравюра П. Константинова 1830—1890 по литографии П. Источник: Wikipedia Первые шаги академии Первые члены Российской академии наук сразу приступили к работе по умножению научного и культурного богатства России. В качестве главных направлений академики выбрали три основных класса: математический, физический или естественный и гуманитарный.

В распоряжении ученых были коллекции Кунсткамеры, Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Минералогический кабинет и даже Ботанический сад. На благо российской науки трудились крупные ботаники И. Гмелин и И. Кельрейтер, основатель эмбриологии К. Вольф, знаменитый натуралист и путешественник П. В первые десятилетия в академии зарождались основы для развития горного дела, металлургии и других значимых для государства отраслей промышленности.

Ведущие географы и путешественники осваивали геодезию и картографию. Благодаря этим работам уже в 1745 г. Генеральная карта Российской империи, 1745 г. Источник: Wikipedia Одновременно проводились крупные исследовательские экспедиции, участники которых внесли вклад в освоение природных ресурсов России. Большое внимание академики уделяли этнографическим исследованиям территории страны. Ученые исследовали животный и растительный мир регионов, обнаружили месторождения полезных ископаемых, описали историю, этнографию и хозяйственную деятельность живущих на территории России народов и начали изучение их языков.

Спустя 12 лет после основания академии наук известный французский физик Дорту де Меран писал: «Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за 60 лет упорного труда». Не забывали академики и о популяризации науки. Культурная жизнь Санкт-Петербурга обогатилась публичными лекциями по математике, физике, химии и истории.

Согласно этому Указу, каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося юношества и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Кроме того, каждый из них должен был подготовить одного или двух воспитанников, которые со временем должны были заменить своего наставника. При этом император пожелал, «чтобы такие были выбраны из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». Это было принципиально важно уже в силу того, что первый состав Академии набирался из учёных из Европы, прежде всего немцев. Академики профессора должны были не только читать публичные лекции и составлять по своим наукам курсы для студентов, но и следить за научной литературой, публикуемой в Европе, делать по своим специальностям сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, готовить научные справки, проверять предлагаемые Академии новые открытия, организовывать научные экспедиции по стране. Было два принципиальных отличия российской академии от академий Западной Европы.

Во-первых, российская Академия с момента своего создания была государственным учреждением, финансируемым за счёт казны в то время, как европейские академии существовали за счёт частных взносов и спонсоров.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий