Сегодня днём SpaceX в третий раз попытается запустить Starship в космос Компания SpaceX в социальной сети X (бывший Twitter) сообщила, что Федеральное управление гражданской. Starship is the fully reusable spacecraft and second stage of the Starship system. Первый суборбитальный запуск корабля Starship на сверхтяжелой ступени Super Heavy должен был состояться около 16:00 по московскому времени со стартовой площадки в Бока-Чика. Starship считается самой большой системой, которую когда-либо создавали для запуска в космос. Хотя Starship спроектирована с многоразовой первой ступенью, в рамках теста SpaceX планировала жёстко приводнить компоненту в Мексиканском заливе.
Ответ кроется в деньгах
- SpaceX объявила, почему Starship не включил двигатели на торможение и сгорел - Телеканал "Наука"
- Маск сообщил о переносе запуска сверхтяжелой американской ракеты Starship - Ведомости
- Итоги третьего пуска Starship Илона Маска
- Что еще почитать
SpaceX запустила в космос тяжелейшую ракету в истории
Ответ кроется в деньгах Starship станет первой ракетой, все компоненты которой подлежат повторному использованию. Это поможет значительно снизить расходы на космические экспедиции: по некоторым расчетам, доставка одного килограмма груза на Луну на SLS стоит около 31 тыс. Это означает, что Starship позволит проводить более частые и эффективные операции по освоению космоса по сравнению с одноразовым носителем SLS. Свою роль сыграло и то, что на этапе производства Space Launch System возникло много проблем: подрядчики постоянно не укладывались в обозначенные сроки и превышали установленный бюджет. Проект Илона стал своего рода выходом из сложившейся тупиковой ситуации. Какова конструкция Starship? Ракета-носитель выводится на орбиту с помощью первой взрывной ступени Super Heavy, состоящей из 33 двигателей Raptor. Их совместной мощности достаточно, чтобы поднять на околоземную орбиту около 165 тонн груза. Космический комплекс оказался в два раза мощнее и на 10 метров выше, чем Сатурн V, который доставлял астронавтов на Луну в период с 1969 по 1972 год. Вторая ступень ракеты Starship состоит их трех управляемых двигателей Raptor и трех неподвижных Raptor Vacuum, которые предназначены специально для орбитального полета. Позже обе ступени возвращаются на Землю, благодаря чему ракету и можно будет использовать повторно.
Сообщалось, что сам старт и первая фаза полета прошли идеально, была отделена первая ступень, затем корабль продолжил набор высоты и успешно вышел на орбиту. Компания SpaceX планировала в течение чуть более часа протестировать работу двигателей и проверить различные параметры. Однако на 49-й минуте полета корабль был утерян. По сообщению компании, это произошло при входа аппарата в атмосферу на высоте 77 километров.
Также представители компании отметили, что была успешно реализована перекачка жидкого кислорода между двумя резервуарами внутри ракеты. Передача сотен тонн сверхохлаждённого топлива, дозаправка на орбите Земли сэкономит время и деньги при запуске. Тем не менее несколько целей остались невыполненными. Так, первая ступень Super Heavy упала в воды Мексиканского залива через 7 минут после старта. Система торможения не сработала должным образом, часть из 13 центральных двигателей вышла из строя. Ступень стала бесконтрольно вращаться, потеряла связь с управлением и разрушилась. Жёсткая посадка означает, что ступень Super Heavy больше невозможно использовать в будущих полётах. Придётся задействовать новую. Но её обломки отдадут специалистам для расследования причин неудачи, что поможет исправить ситуацию и не допустить подобной проблемы в будущем. Ещё одна из новых целей SpaceX, а именно перезапуск одного из двигателей в космосе, тоже не была достигнута. Хотя все 33 Raptor на ускорителе успешно запустились и работали в течение всего времени до момента разделения ступеней. SpaceX может отложить новый запуск Starship на стабильную низкоорбитальную орбиту с грузом спутников Starlink до тех пор, пока инженеры не продемонстрируют возможность перезапуска двигателей Raptor в космосе и контроля над аппаратом при входе в атмосферу. Если они не перезапустятся, то аппарат нельзя будет вернуть на Землю. В этом случае Starship останется на орбите планеты в качестве мусора, что создаёт угрозу для реализации других космических миссий. SpaceX уже в этом году планирует провести демонстрацию процесса космической дозаправки — обмен топливом между двумя космическими кораблями Starship на орбите. Однако для этого потребуется завершение строительства дополнительной площадки на космодроме Starbase в Техасе или во Флориде. Что бы ни задумали в SpaceX, ждать долго не придётся.
Носился Роскосмос с проектом сверхтяжелой ракеты, так она даже эскизный этап не прошла. Но не потому что Роскосмос не способен ее сделать, а просто потому что не нужна. В том смысле, что у государства совершенно иные потребности и приоритеты, а «Роскосмос» ориентирован прежде всего на него. Возможности Роскосмоса превышают потребности РФ в космической деятельности, поэтому он так зависел от международной кооперации. Ее больше нет. Мощности Роскосмоса превышали запросы Минобороны и Минсвязи — и поэтому возникали мегапроекты: давайте запустим группировку «Сфера» на 600-800 спутников, давайте на Луну полетим, давайте свою космическую станцию строить. Ему нужно загрузить людей, станки и не превратить это все в производство кастрюль или запорной арматуры для газовой промышленности. Как раз то, чем сейчас Роскосмос начинает заниматься. Ушли иностранные заказчики — это приведет к росту себестоимости продуктов Роскосмоса. Платить будут россияне из налогов. Мы в теории можем построить аналог Starship: конструкторы есть, сварщики есть, листовое производство железа есть. А потребности нет. Можем — а зачем? Будет же, как с «Бураном»: никто не сможет объяснить, зачем оно надо. У нас нет потребности, целеполагания, как у Маска. В принципе, даже если Роскосмос будет предлагать клиентам запуски бесплатно, к нему всё равно не придут, ни из Европы, ни из Америки, ни из Японии с Южной Кореей. С 2022 года он выключен из мировой конкуренции, Запад уже ничего не купит. У Китая своя космонавтика, хотя он тоже выключен из мирового рынка американскими санкциями. Россия и Китай могут только конкурировать друг с другом на рынке Африки, Ближнего Востока, Азии — вот Роскосмос запустил для Анголы «Ангосат» в 22-м году, запустил иранский спутник. А если у Китая будет свой Starship, то мы и тут не сможем конкурировать. Санкции не означают прекращение космонавтики вообще. В СССР же как-то летали. Мы, конечно, можем что-то сделать — будут ракеты на процессоре от сотового телефона, сейчас такое реально. Пока в России продают айфоны, возможность сделать такую ракету будет. Пока в Россию поставляют ноутбуки, есть стальной прокат и сварщики, можно делать свой Starship. Технологии — не фундаментальное препятствие. Это в России пропагандисты на них постоянно делали акцент: будто есть у нас такие волшебные технологии, до которых никто не может дойти. Это пускание пыли в глаза. Есть другие технологии, с помощью которых можно выполнять ту же задачу, и Маск показал, что можно это делать еще и гораздо дешевле. И он преуспевает. Изоляционизм России — крайне недальновидная политика, отсекающая возможности развития. Роскосмос сейчас обслуживает министерство обороны — он не для людей. Разговоры про 250 спутников в год, про группировку из 640 спутников «Сфера», которые должны конкурировать с Starlink, — это все говорится не про людей, не для того, чтобы дать новые возможности.
Прямая трансляция второго летного испытания «Starship» компании SpaceX
Непосредственно перед этим, по неподтвержденным пока данным, у корабля отключились все двигатели и с ним была потеряна связь. Носитель успешно взлетел и вывел корабль в космос, уверенно пройдя через три ключевых этапа запуска - зажигание двигателей и отрыв все 33 двигателя стабильно отработали свой участок полета , прохождение точки MAX-Q момент максимальной динамической нагрузки и «горячую» расстыковку ступеней, которая была выполнена успешно с первой попытки. Первый полет Starship 20 апреля также завершился неудачно, нотогда корабля не смог достичь космоса. Ракете удалось оторваться от стартового стола и подняться на высоту 39 километров, однако она потеряла устойчивость на третьей минуте полета и была контролируемо подорвана в воздухе. Тогда SpaceX сообщила, что причиной произошедшего стала неисправность двигателей.
За последними минутами его жизни можно было наблюдать онлайн благодаря закреплённой на корпусе камере и системе спутниковой связи Starlink. Эти задачи были выполнены. Несмотря на провалившуюся посадку, запуск уже можно считать реальным полётом в космос, поскольку 100-киллометровая линия Кармана была преодолена. Будет ещё не один тестовый полёт без экипажа, прежде чем SpaceX заявит о полной готовности системы.
Проще говоря, основные элементы оборудования не выбрасываются в море и не сгорают в атмосфере, как это происходит в большинстве других систем запуска, а возвращаются на Землю. Starship незадолго до запуска в апреле 2023 года Кроме того, обслуживание, как обещается, должно оставаться достаточно быстрым. Это снижает стоимость всего предприятия», — говорится в заключении. Насколько именно снижает? Вопрос открытый. Визуализация SLS от NASA Starship Маска как раз за счет теоретической возможности повторного использования «снизит затраты на орбитальный запуск самой ракеты и полезного груза с ней уже до миллионов, а не миллиардов долларов», утверждают эксперты. Видимо, в том числе благодаря этому в NASA заключили со SpaceX контракт на применение модификации Starship в проекте «Артемиды»: после определенных доработок Starship HLS Starship Human Landing System представит собой лунный посадочный модуль, который несколько раз доставит астронавтов с лунной орбиты на поверхность Луны и обратно. Несколько десятилетий назад такое казалось если и не невозможным, то трудноосуществимым. Как устроен Starship Журнал Time приводит достаточно точные обновленные спецификации «устройства». Так, ракета состоит из двух частей. Первая ступень, или ускоритель Super Heavy, составляет в высоту 70 метров и оснащается 33 двигателями. Верхняя ступень, возведенная для перевозки груза и экипажа по сути, именно она носит название Starship , равняется 50 метрам. В ее активе также находится шесть двигателей, аналогичных таковым на первой ступени. Фото: SpaceX Сами двигатели называются Raptor — они разрабатываются больше десятка лет и уже пережили несколько итераций.
При отделении первой ступени произошли технические неполадки, корабль взорвался. Starship — многоразовая сверхтяжёлая ракета высотой около 120 метров. Она состоит из двух частей: первой ступени — ускорителя Super Heavy и второй — космического корабля Starship. Её разрабатывали для будущих миссий на Луну и Марс.
Как прошел второй запуск «Старшипа»
- Как доработали «Старшип» после первых испытаний
- Зачем SpaceX уничтожила Starship
- CNN: вторая попытка — SpaceX вновь запускает мега-ракету Starship — ИноТВ
- Испытательный запуск корабля Starship перенесен
- SpaceX показала возвращение Starship в атмосферу Земли - Лайфхакер
Авантюра века или «скачок для всего человечества»? Про Starship Илона Маска и полет к Марсу
Совсем недавно, 14 марта, прошел третий испытательный запуск космической многоразовой транспортной системы «Старшип» (Starship). Американская компания SpaceX провела испытательный запуск ракеты-носителя Super Heavy с космическим кораблем Starship с площадки в Техасе. В субботу SpaceX провела второй запуск ракеты Starship со стартовой площадки Starbase компании в Бока-Чика на юго-востоке штата Техас. SpaceX уже установила новый Starship для испытаний перед следующим запуском. За весь 2024 год SpaceX может совершить до 10 испытательных запусков Starship. Космический корабль Starship компании SpaceX успешно стартовал с космодрома в Техасе, совершив третий и самый амбициозный на сегодняшний день испытательный полет в рамках.
Прямая трансляция второго летного испытания «Starship» компании SpaceX
SpaceX запустила самый мощный космический корабль — он взорвался в полёте - Чудо техники | крупнейший информационный сайт России посвященный компьютерам, мобильным устройствам. |
Прямая трансляция второго летного испытания «Starship» компании SpaceX - Ин-Спейс | О неудачных запусках Starship и других ракет компании рассказываем в материале РЕН ТВ. |
Запуск SpaceX Starship не состоится 10 апреля
Космический корабль Starship компании SpaceX успешно стартовал с космодрома в Техасе, совершив третий и самый амбициозный на сегодняшний день испытательный полет в рамках. Как сообщили в SpaceX, запуск должен состояться со стартовой площадки в Техасе. Компания SpaceX провела второй испытательный запуск космического корабля Starship, который разрабатывается для полетов на Луну и Марс. Запуск прошел успешно. Запуск и взрыв ракеты SpaceX Starship. Launches Events Starship Rockets Reuse Locations.
SpaceX в четверг предпримет новую попытку запуска сверхтяжелой лунной ракеты Starship
Последним будет запущен лунный посадочный вариант Starship, который состыкуется с топливохранилищем, перекачает топливо и отправится к Луне. Прямая трансляция запуска ракеты «Старшип» (Starship) начнется 17 апреля 2023 года, начало пуска ракеты запланировано на 15:00 по московскому времени. Cверхтяжелая ракета-носитель Super Heavy с кораблем Starship, запущенная 20 апреля, взорвалась через несколько минут после старта.
Четвертый тестовый полет Starship может состояться уже в мае
Стартовый стол не пострадал. Их нельзя назвать провалами — это все еще тестовый полет. После разделения ступеней ускоритель с выключенными «Рапторами» начал разворачиваться перед торможением. Двигатели ракеты должны были перезапуститься, но этого не произошло. Они включились на какое-то время, а затем выключились. Из-за того, что эта часть полета пошла не по плану, SpaceX пришлось активировать систему прекращения полета — ускоритель взорвали. Когда он достиг отметки 149 км над уровнем моря, произошла нештатная ситуация: на трансляции были видны вспышки. После этого все двигатели отключились, и корабль взорвался. Возможно, сработала автоматическая система прекращения полета.
Эту версию высказали во время прямой трансляции.
В минувшем году Компания SpaceX провела 61 запуск ракет, из них 27 — для сторонних клиентов, что сделало проект Илона Маска абсолютным мировым лидером по этому показателю. Большинство запусков SpaceX делалось с целью вывода на орбиту различных спутников включая оборудование для собственного спутникового интернета Starlink. Лента новостей.
Новый стартовый стол подтвердил свою надежность. Если апрельский пуск привел к серьезным разрушениям наземной инфраструктуры, то после этого пуска повреждения выглядят минимальными. Это важно, поскольку позволит ускорить дальнейшую программу летных испытаний. Кроме этого, SpaceX удалось успешно испытать новую, достаточно сложную систему разделения ступеней. И, наконец, все 33 двигателя Super Heavy отработали без сбоев на этапе подъема. Отказ Starship на финальном этапе выведения вряд ли вызван какой-то глубинной проблемой. Однако инженерам SpaceX придется разобраться с причиной отказа двигателей Super Heavy при повторном включении. Кроме того, многие обратили внимание, что теплозащитные плитки Starship сильно пострадали при старте ракеты, а значит, у него не было шансов выжить при повторном входе в плотные слои атмосферы, даже если бы он не самоуничтожился. Можно констатировать, что проблема теплозащиты Starship до сих пор не была решена Повторное использование обеих ступеней системы, включая Starship, является ключевой и, несомненно, очень сложной задачей для SpaceX.
В будущем её будут использовать для лунных миссий и колонизации Марса. Ракета стартовала с космодрома Starbase в Техасе. Тестовый полет должен был продлиться около 90 минут, однако на высоте 38 км началось неконтролируемое вращение и носитель взорвался вместе с кораблем.
Корабль Маска Starship взорвался, не долетев нескольких километров до океана
Ракета успешно запустила двигатели, прошла тесты при движении по суборбитальной траектории — больше, чем удавалось в предыдущих тестах. Ракета стартовала с базы компании в 16:25 по московскому времени. Ракета-носитель Super Heavy запустила все 33 двигателя и вывела первую ступень на орбиту Земли. Starship is coasting in space pic. Находясь в космосе корабль Starship открыл дверь отсека для полезной нагрузки, которая будет использоваться в регулярных запусках для развертывания спутников Starlink.
Тот доставит несколько астронавтов к Луне. На орбите вокруг нее корабль состыкуется с космической то есть с «посадочными ногами» версией Starship. Затем она опустит астронавтов на Луну, где те выйдут и прогуляются.
Астронавтов в американскую миссию на Луну возьмет SLS, на картинке в центре. Но вот дальше история пойдет совсем по другому сценарию. К моменту, когда NASA, наконец, сделает скафандры и прочее, Starship уже наберет приличную статистику полетов.
Это очень важный момент: пока ее нет, NASA никогда не рискнет отправлять на таком корабле людей с Земли. Однако Илон Маск статистику наберет, причем быстро. Это следует из опыта Falcon 9 Block 5: последняя модификация ракеты SpaceX на сегодня выполнила буквально сотни безаварийных пусков подряд.
Такой степени надежности не демонстрировала ни одна ракета в истории — даже семейство Р-7, не говоря уже об остальных. Причем громадную статистику Falcon 9 Block 5 набрал менее чем за пять лет первый полет состоялся в мае 2018 года. Как бы ни унизительно это было, но агентству придется отказаться от ракеты SLS и корабля Orion, несмотря на израсходованные на них десятки миллиардов долларов.
Потому что Starship сделает цену полета к Луне равной примерно 120 миллионам долларов. Примерно столько будет стоить дюжина пусков — сначала собственно космической версии Starship, а потом дюжины рейсов Starship-дозаправщиков, заливающих на «лунный Starship» метан и кислород для достижения спутника нашей планеты и обратной дороги. Что выберет федеральное агентство: полет на 400 километров, на низкую орбиту, или за те же деньги, но на 400 тысяч километров и с высадкой на Луну?
Разумеется, если бы NASA выбирало само, то предпочло бы первый вариант. Однако в таком случае сначала СМИ, а потом и политики разорвут агентство, поэтому после определенной борьбы оно неизбежно капитулирует и откажется от носителей собственной разработки. Важен еще один момент.
Все, что написано выше о преимуществе Starship над специализированной орбитальной станцией, автоматически можно перенести на «лунную почву». Любая попытка создания исследовательской базы на Луне будет выглядеть глупой на фоне использования в качестве такой базы севшего туда Starship. За один раз такая «летающая база» сможет доставить на Луну не пару астронавтов, как в 1960-х, а сразу десятки.
Не килограммы полезной нагрузки, а тонны. Буровые платформы, вездеходы для их транспортировки, тонны спелеологического оборудования для исследования колоссальных километровой ширины лунных пещер с водяным льдом.
Представители SpaceX заявляют, что метан возможно синтезировать на Марсе. Так что заправка Starship для обратного пути на Землю — при условии, что такой полет в относительно недалеком будущем все-таки состоится — с использованием марсианских ресурсов «даст определенный уровень самодостаточности, сделав путешествие более экономически эффективным». Ракета-носитель Super Heavy не менее интересна.
Она, судя по характеристикам, будет способна развить максимальную тягу более 70 меганьютонов, что даст возможность поднять на околоземную орбиту 100—150 тонн различных грузов. Это и делает установку «самой мощной в истории»: предыдущий рекордсмен, ракета Saturn V, использовавшаяся для миссий Apollo в 60—70-х годах XX века, таких показателей не достигала. С помощью огромной 140-метровой «Мехазиллы» — пары стальных рычагов, как бы «вытягивающихся» из пусковой башни. Эти «руки» пока только в будущем должны поймать первую ступень, обеспечив «контролируемое падение». Что с верхней ступенью — самим космическим кораблем?
Гипотетических вариантов несколько. Например, Маск и команда хотят вывести ее на «стояночную орбиту», чтобы суметь заправлять от другого корабля — да, прямо в космосе. Второй вариант, когда Starship нужно вернуть на поверхность планеты, — применение «точного контролируемого приземления» за счет ракетных двигателей и входа в атмосферу по одной из версий, под углом 60 градусов, после ступень двигается в горизонтальном положении. В целом, словить верхнюю ступень якобы также сможет «Мехазилла». Но опять же, все это в теории.
Blue Origin в пролете?
Даже если Маск не уложится в 10 миллионов долларов, а будет 100 млн — это все еще дешевле большинства тяжелых ракет, не говоря уже о грузоподъемности. Возможное несоответствие ожиданий реальности — главная проблема Starship — все равно блекнет на фоне достоинств, если все пойдет по плану. Только Китай всерьез осознает свою конкуренцию Starship.
Они копируют все, что видят, — на сегодня это самый целесообразный вид деятельности, так как весь мир сейчас строит ракеты, которые устарели до своего появления. Этим занимается в том числе и Роскосмос с «Союзом-5». У американцев Vulkan: ещё не полетел, а уже устарел. Все эти ракеты одноразовые, и даже не Starship, а Falcon 9 уделывает их всех.
Весь остальной мир для Маска уже не конкуренты — он делает быстрее, дешевле и качественнее, чем у кого бы то ни было. Клиенты переходят к нему. У него было 134 успешных пуска — и это было дорого, хоть он и был способен делать очень многое. Starship — додуманное его переиздание коммерческой компанией, добивающейся максимальной экономии.
Конечно, планы разработчиков могут не оправдаться, но мы сейчас наблюдаем за альфа-версией продукта, неудача в запуске которого неудивительна. Starship сейчас — это не итоговый продукт. Когда его доведут до ума, он станет революционным. Затраты будут колоссальны, процесс затяжным, а сам жест — по-советски символичным: раньше «Буран» был продуктом гонки между США и СССР, цель которого не совсем оправдывала средства.
Как SpaceX строит ракеты? По-умному: они не проектируют идеальную ракету десятилетиями, а делают быстро, много и постоянно тестируют, моментально учась на ошибках. Починили одну проблему — смотрим дальше. Американская космонавтика так не работает, это Маск поменял парадигму — и именно такой идеи придерживался Советский Союз в 50-е, 60-е годы.
А вообще-то идея проектирования Starship не уникальна: это big dumb booster, большой тупой ускоритель. Концепция предполагает, что ракета такая большая, что ее недочеты и ошибки компенсируются масштабом. Она такая здоровая, что все равно долетит. Даже Сатурн-5 долетел, хотя там кабели перепутали — ракета перестала понимать, где право, где лево.
Некоторые двигатели не сработали, но это не важно: ракета большая. Все элементы можно было задублировать. У Маска такая же идея: мы построим 120-метровую ракету, такую огромную и такую мощную, что она даже с ошибкой долетит, куда надо. Двигатели у него — самое передовое, что есть в ракете, система управления — мозг ракеты — тоже очень современная, но по сути что-то похожее уже есть в Falcon 9, надо просто поставить другие условия и параметры.
Но сама ракета примитивная. Грубые технологии: стальной корпус, обычная электродуговая сварка… В космонавтике такое вообще-то не применяется уже давным-давно, но Маск решил к этой технологии вернуться, потому что это дешево и просто. Сталь тяжелая, сварка портит материал, ухудшает прочность конструкции — и это все можно игнорировать, потому что у нее большой запас прочности. Starship просто вобрал в себя опыт всей предыдущей космонавтики: и советской, и американской, поэтому он будет гораздо перспективнее всего предыдущего.
А российская космонавтика не в состоянии даже Falcon 9 ничего противопоставить. Шли разговоры про «Союз-5» — он затягивается и уже провалил все сроки.