курсы валют, кредитование - на сайте RT. Последние новости о Центральном Банке России, экономические прогнозы, приказы, изменения законодательства. Банки предложили продлить сроки импортозамещения зарубежного ПО и упростить включение продуктов в реестр Минцифры Статьи редакции. Банк Точка провел первую в России транзакцию между юрлицами по Системе быстрых платежей.
Судьба российских банков: 2023 год пройдем, а дальше видно будет
Эксперты тщательно анализируют деятельность российских банков, направленную на развитие инновационности, а также стремятся выявить новые тенденции в банковской отрасли в области цифровизации. Исследование по итогам I полугодия 2022 года проводилось по 18 критериям, которые были сгруппированы в шесть тематических блоков: «Инновационная оргструктура», «Венчурные инвестиции», «Сотрудничество со стартапами», «Инновационные мероприятия», «Инновационные сервисы», «Поддержка государственных инициатив в сфере инноваций». Для проведения анализа инновационности банков эксперты Sk Fintech Hub используют данные из открытых источников. В исследовании принял участие резидент «Сколково» Dsight. Компания предоставила данные по венчурным сделкам исследуемых банков, а также общему объему венчурного рынка России за первое полугодие 2022 года.
Лидером рейтинга по итогам I полугодия 2022 года стал ВТБ.
Под санкции попадают новые банковские институты. Это нужно мировому рынку. Ситуация двоякая. С одной стороны, говорятся разумные вещи. С другой стороны, упс, опять пакет санкций, и что-то отключают, отключают, отключают. Непонятно, - говорит Ян Арт.
До вчерашнего дня два западных банка — Райффайзен и Юникредит с доступом к Swift- ещё стояли. Теперь стало известно, Райффайзен продаёт свои российские активы Сберу. Само собой разумеется, не по доброй воле, считает Александр Разуваев: - Уход Райффайзена из России — самоубийство, потому что Россия — существенная часть их бизнеса. На фоне всего, что происходит в банковской системе Европы и Штатов, я бы на их месте не уходил. Политически опции «не уходить» у австрийского банка просто нет. Хорошо, если Райффайзену удастся получить хотя бы часть денег за свой бизнес. Сейчас есть немало примеров, когда компании просто списывали миллиарды долларов, и речь идёт не об одной или двух фирмах и не о паре перекупщиков автомобильных запчастей.
Кольцо вокруг России сжимается. Грузия и Армения закрывают трансфертные платежи. Есть, конечно, Азербайджан, есть Казахстан. Создаются новые инвестиционные механизмы. Сбер создает в Татарстане исламскую ипотеку с международной привязкой — президент Турции Эрдоган собирается построить в Стамбуле глобальный центр исламских финансов. Наши будут локальным филиалом. В 2016 году Блумберг писал, что если всё это запустить, Россия сможет получить порядка 11 миллиардов долларов исламских инвестиций, - рассказывает Александр Разуваев.
Есть только небольшое «но» - для этого Эрдогану нужно выиграть выборы в мае этого года. После проваленной операции по спасению граждан после землетрясения шансы его противников сильно выросли. Внутри страны также происходит перестройка банковского бизнеса. Долгие годы российские банки жили за счёт кредитов. Прибыль была так высока, что что все банковское обслуживание было бесплатным для клиентов, говорит Ян Арт: - Российские банки, в отличие от американских и европейских, готовы были сделать для клиентов всё бесплатно, лишь бы они кредитовались. Это было проблемной зоной, и вот уже лет 5 как она уменьшается. Комиссионный бизнес стал занимать большую долю в структуре доходов.
Этот бизнес менее прибыльный, чем кредитный, но куда более как надёжный. Это как парикмахерская, как массаж, это обслуживание, надёжные денежки. Это повышает устойчивость. По экспертным оценкам, на руках у населения находятся 85 миллиардов долларов.
В последние годы подобные иски получили все «бывшие владельцы» банков, которые ЦБ забрал на финансовое оздоровление: Алексей и Дмитрий Ананьевы, Вадим Беляев, Андрей Вдовин и другие. Общая сумма требований регулятора к банкирам превысила триллион рублей. Некоторые подобные судебные процессы уже успели состояться. Так, Центробанк взыскал 198 млрд руб. ЦБ отсудил эту сумму как убытки, потому что из Минбанка выводились деньги. В ответчиках — 19 бывших руководителей организации, которая сейчас проходит санацию. В их числе — экс-член совета директоров Абубакар Арсамаков и его сын Адам. Суд арестовал имущество топ-менеджеров в качестве обеспечительной меры. Если такое решение устоит в вышестоящих инстанциях, то бенефициары других санируемых банков явно получат еще немало подобных исков на колоссальные суммы, опасается Архипов. С четырех человек взыскали 290 млрд руб. Пытаться оспорить решение о санации тоже бесполезно. Они не согласились с тем, что ЦБ издал приказ, согласно которому уставный капитал санируемого банка превратился в 1 руб. Позже регулятор выпустил 66,4 млн обыкновенных именных акций, которые почти полностью выкупил санатор — Альфа-банк. С похожими сложностями столкнулись и акционеры Мособлбанка, который находится на оздоровлении уже седьмой год. Его санатором выступает СМП-банк, который летом прошлого года решил в принудительном порядке выкупить акции миноритариев Мособлбанка. Эти ценные бумаги в 2019—2020 годах торговались на бирже в диапазоне 2—3,5 руб. Но независимые оценщики из ООО «Мастер-Диалог» установили цену выкупа одной акции на сумму меньше одной копейки. Эксперты сделали это, опираясь на формально отрицательный баланс банка: минус 87 млрд руб. В итоге на выкуп ценных бумаг у 36 000 акционеров Мособлбанка инвестор затратил всего 360 рублей, рассказывает адвокат Александр Немов из АК Гражданские компенсации. Юрист представляет интересы одного из миноритариев Мособлбанка Олега Беззубова. Но две инстанции посчитали подход оценщиков корректным и отказали заявителю. Сам Немов уверен, что это ненормально, когда санируемый банк предприятие, которое по определению будет иметь отрицательные финансовые показатели оценивается просто путем сравнения долгов и прибыли. Чтобы не повторилась ситуация Мособлбанка, необходимо разработать методику проведения независимой оценки для подобных случаев, полагает юрист. По его мнению, в такой бумаге нужно указать на обязанность исследовать стоимость бренда, проверять возвратность выданных кредитов, учитывать сроки возврата имеющихся долговых обязательств и прочее. Акционеры в случае принудительного выкупа акций имеют право на справедливую компенсацию за выкупаемые акции, резюмирует Немов. Так кто выигрывает от санации?
Модель совместного обслуживания. Если компания уже прошла этап осознания важности цифровой трансформации и сделала первые шаги к реализации цифровой стратегии, то при относительно больших размерах банка можно использовать так называемую модель общих служб, основанную на передаче аналогичных функций одному централизованному отделу. Отдел, ответственный за выполнение определенных операций, становится центром общих служб. Эта модель аналогична аутсорсингу, при котором некоторые функции выполняются внешним контрагентом. Основные цели данной операционной модели — улучшение координации действий внутри банка и рационализация бизнес-процессов в связи с отсутствием стандартных повторяющихся видов деятельности, а следовательно, и снижение стоимости отдельных банковских операций. Модель центров стратегических компетенций. Следующим этапом развития операционной модели банка в условиях цифровой трансформации является формирование центров компетенций — структурных организационных подразделений, управляющих информационными системами и бизнес-процессами посредством сбора и анализа данных и выработки способов их максимально эффективного использования. Этот элемент организационной структуры позволит координировать реализацию цифровой стратегии, прогнозировать тенденции на рынке и позиционировать в этом сегменте рынка банк с целью повышения его конкурентоспособности. Цифровая операционная модель. Эта модель может быть реализована в банках, проходящих завершающие стадии цифровой трансформации; как правило, модель подходит для так называемых сетевых игроков, то есть моноотраслевых организаций. Отличительной чертой цифровой операционной модели является цифровая платформа для деятельности. В настоящее время эта модель используется либо в компаниях, предоставляющих услуги мобильных платежных систем, либо в банках, основанных на современной системе онлайн-банк. В целом банковский сектор нацелен на развитие операционных моделей, так как со временем все большее число клиентов осознает, что для получения разнообразных банковских продуктов и услуг необязательно идти в отделение банка, а человек может использовать достижения цифровых технологий. Внедрение цифровых финансовых инноваций в банковский сектор экономики делает актуальным создание общего пространства, объединяющего банковский бизнес и цифровую среду. Механизм, отражающий трансформацию российской банковской системы в условиях влияния различных факторов, представлен на рис. Эксперты выделяют три основных подхода к процессу цифровой трансформации банковского сектора. При этом цифровая трансформация осуществляется постепенно, на основе долгосрочного планирования и реализации пилотных проектов. Второй подход реализуется через создание дочерней компании, которая изначально была построена для удовлетворения потребностей цифровой экономики. Преимуществами такого подхода являются четкая ориентация на потребности клиентов в долгосрочной перспективе; создание команд внутри организации, включающих специалистов в различных областях информационные технологии, программное обеспечение, аналитика, маркетинг , благодаря чему достигается высокая гибкость организационной структуры; а также возможность опробовать новые направления деятельности без ущерба для существующих. Третий подход к цифровой трансформации банков основан на признании цифровых технологий главной ценностью организации. Этот метод можно сочетать с другими подходами, но он предполагает более полную реализацию цифровой стратегии через трансформацию всех внутренних и внешних процессов банка. По мнению экспертов, в банковском секторе цифровая трансформация может проходить пять основных этапов. I этап. Появление цифровых каналов: интернет-банкинга, мобильного банкинга, чат-ботов. Пользователь, который хочет взаимодействовать с банком по любым доступным каналам в удобное время, находится в центре экосистемы. II этап. Появление цифровых продуктов: большие данные, бесконтактные платежи, виртуальные карты, искусственный интеллект, техника. С помощью современного программного обеспечения создаются продукты E2E end to end , предназначенные для удовлетворения финансовых потребностей клиентов в течение 24 часов. III этап. Создание полного цикла цифровых услуг: банки не только добавляют цифровые услуги к традиционным продуктам, но и создают новые цифровые бизнесы, полностью меняют бизнес-модели, расширяют границы бизнеса. IV этап. Создание «цифрового мозга». V этап. Создание «цифровой ДНК» — новой системы координат для принятия стратегических решений на протяжении всего жизненного цикла банка [4]. Ключевыми технологиями цифровой трансформации в России являются анализ больших данных и прогнозная аналитика, искусственный интеллект, робототехника, машинное обучение и чат-боты, технологии распределенных реестров, открытые интерфейсы, оптическое распознавание, виртуальная и дополненная реальность. Более того, банки уже заняли лидирующие позиции по использованию чат-ботов в различных сферах деятельности. Новые технологии позволяют различным банкам снижать издержки и постоянно повышать качество предоставляемых услуг, осваивать новые сферы влияния. ВЫВОДЫ На основе анализа зарубежного опыта можно выделить основные перспективные направления использования финансовых технологий в банковском секторе. Реализация блокчейн-технологии в виде умного актива blockchain 2. Активы, право собственности на которые зарегистрировано в блокчейне, сделки с которыми о передаче права собственности на которые могут быть совершены с помощью смарт-контрактов. Блокчейнплатформа «Кредитное бюро» White Paper on the Development of China Blockchain Промышленность, 2018 — накопление и хранение данных о кредитной истории заемщиков позволит обмениваться информацией заинтересованным пользователям без посредников. Электронные счета выпускаются в виде смартконтрактов. В системе могут быть реализованы операции продажи векселей, передачи, акцепта, дисконтирования. Потенциальными пользователями являются центральный банк, фондовые биржи, коммерческие банки и другие организации, участвующие в вексельных операциях. Цифровизация имеет большой потенциал, но она связана с новыми рисками и угрозами, которые все еще требуют осознания. С другой стороны, финансовые технологии являются инструментами управления рисками в банках например, большие данные могут использоваться для минимизации кредитного риска, во внутреннем аудите, контроле и т. Главным драйвером развития банковского сектора в России является Сбер. Успех функционирования отражен в рейтинге Forbes: в прошлом году банк занимал 402-е место, а с тех пор поднялся до 51-го места в общем рейтинге компаний Global 2000 и до 15-го места в мировой банковской отрасли. Сбер уступает в основном государственным китайским банковским гигантам [7]. Сбер, помимо привычных банковских услуг, стремится предоставлять услуги в следующих областях: киберстрахование, консалтинг и образование. Поскольку актуальной проблемой все еще остается угроза информационной безопасности, Сбер прилагает значительные усилия для формирования среды коллективной информационной защиты. Одной из приоритетных задач банка является создание современного центра по борьбе с киберпреступниками, способного защитить клиентов банка. В недавнем докладе председатель Правительства России Михаил Мишустин предложил создать отечественную платформу для разработки ИТ-проектов. Премьер-министр напомнил, что в текущем году правительство утвердило второй пакет решений для ускоренного развития ИТ-индустрии. По его словам, это стимулирует внедрение отечественных технологий для бизнеса, офисного программного обеспечения и операционных систем. Таким образом, трансформация существующих цифровых платформ предполагает необходимость преобразования всех технологических планов, организацию новых финансовых и нефинансовых сервисов.
Системно значимые банки начнут применять ПВР для оценки рисков с 2030 года
Home Bank Logo horizont. Получите лучшие условия по кредиту наличными, кредитным картам, картам рассрочки онлайн. Не выходя из дома. До 5 миллионов рублей. Банк России оставил без изменений перечень системно значимых банков.
Самые популярные вклады с онлайн-заявкой
- Банки на грани самоуничтожения? Вторичные санкции грозят развалом системе расчетов
- Санация банков: кто от нее страдает и выигрывает
- Банки России
- Почему ЦБ сохранил ставку 16% и как это скажется на рубле, акциях, бондах
- Смотрите также
- В России может увеличиться число системно значимых банков
5 этапов эволюции цифровых экосистем банков
Ошибочно считать, что банки, которые входят в перечень значимых для банковской системы РФ получают неприкосновенность от Центробанка и не способны обанкротиться. Для какой цели нужен перечень системно значимых банков Во время кризиса в банковском секторе и массового отзыва лицензий у известных банков в 2014-2017 годах в среде юридических, физических лиц и зарубежных контрагентов возникло напряжение. Центробанк России среагировал на настроения рынка и сформировал перечень для оценки, по которым принимает решение отнести кредитную организацию к системно значимым или нет. Такой список можно условно считать базой для принятия решения о сотрудничестве с тем или иным банком. Частные клиенты и предприятия чаще рассматривают условия банков, которые входят в список системно значимых и только потом изучают предложения других кредитно-денежных организаций. Во всяком случае, именно эта цель и преследовалась при утверждении списка системообразующих банков. Но не стоит забывать, что страхование вкладов проводит гораздо больше банков , чем в вышеуказанном перечне. Если ваша задача, найти банк для оформления вклада , проверьте его участие в системе страхования. На 24 ноября 2021 в ней зарегистрировано 1014 кредитно-финансовых компаний РФ. В списке исключенных — 1004 компании. Обратите внимание на этот факт.
При хранении денег на счетах и вкладах в любой из организаций, которые участвуют в системе страхования вкладов, государство гарантированно вернет 1,4 млн.
Теперь и доллар, и европейская валюта называются токсичными. Остается юань и рупия. Особенно много головной боли с индийской валютой: - Когда у нас были резервы в долларах, за доллары можно купить всё, что угодно. В Америке на их биржах торгуется всё, любые ценные бумаги. Это интересно. Золото — тоже интересно. А что делать с рупиями, я не знаю. Можно инвестировать в Индию. И я не думаю, что индусы заморозят наши инвестиции, но это выгодно только индусам.
Банк получает ограниченную валюту и не знает, что с ними делать. Ян Арт вспоминает, что в последние годы СССР и первые годы России в расчётах с Индией применялась клиринговая рупия как промежуточный инструмент. Но сейчас он давно умер. То, на что раскачивались пять лет, чтобы уйти от доллара, приходится создавать в нуля в кратчайшие сроки, говорит Степан Демура: - Сейчас пытаются создать какой-то валютный рынок. Юань торгуется хорошо, более или менее, пытаются то же самое делать с рупиями, с турецкими лирами. Но это всё занимает время, будет функционировать, если будет тот же спрос на рупии. Вполне возможно, что он есть — импорт из Индии, Ирана, Турции увеличивается. Вопрос в том, что приход рупий и всего остального — нужны соглашения о продаже сырья в национальных валютах и тому подобное. Процесс это длительный, так называемый уход от доллара. Перестояв первый недетский санкционный год, в российской экономике и банковском секторе понимают, что может стать ещё хуже.
Давление на страны по периметру России растёт, как и на компании и банки, остающиеся в России. Под санкции попадают новые банковские институты. Это нужно мировому рынку. Ситуация двоякая. С одной стороны, говорятся разумные вещи. С другой стороны, упс, опять пакет санкций, и что-то отключают, отключают, отключают. Непонятно, - говорит Ян Арт. До вчерашнего дня два западных банка — Райффайзен и Юникредит с доступом к Swift- ещё стояли. Теперь стало известно, Райффайзен продаёт свои российские активы Сберу. Само собой разумеется, не по доброй воле, считает Александр Разуваев: - Уход Райффайзена из России — самоубийство, потому что Россия — существенная часть их бизнеса.
На фоне всего, что происходит в банковской системе Европы и Штатов, я бы на их месте не уходил. Политически опции «не уходить» у австрийского банка просто нет.
Клиенты доверяют таким учреждениям, понимая, что в любой кризисной ситуации государство поддержит организацию с помощью льготных кредитов. Еще один плюс госбанков — создание финансовой системы для тех отраслей экономики, которой не хотят заниматься частные лица. Яркий пример — сельское хозяйство. Однако, кредитование по низким ставкам создает нечестную конкуренцию на банковском рынке. Негосударственным коммерческим кредитным организациям становится сложнее работать. В европейский странах государственные кредитные организации выступают обычно в качестве регуляторов и не выходят на коммерческие рельсы.
Поскольку исторически мы сразу начали заниматься потребительскими кредитами, Homer очень быстро оброс функционалом расчёта кредитных продуктов наличными, кредитных карт и так далее.
Для работы с картами нужен ещё один отдельный сервис с отдельной логикой. Карточный продукт сам по себе намного более технологичная вещь, чем кредитный продукт. Например, потому что система завязана на много устройств, разные платёжные системы, интеграцию с ними. И карта очень специфический инструмент особенно для тех лет — нужен реалтаймовый процессинг, быстрые операции и т. Вы только вставили карту в терминал — а банк уже должен дать ответ, а не рассматривать заявление 10 минут. Запросы из POS-терминалов и банкоматов идут в карточный процессинг, который подтверждает возможность совершения операций. Соответственно, все карты и банкоматы Банка Хоум Кредит мы обслуживаем сами — процессинговый центр от Compass Рlus, на платформе TranzWare. Третий уровень: каналы взаимодействия Ядро делает сами банковские операции, продуктовый слой отвечает за логику, но ко всему этому ещё нужны фронты. Основных фронтов у нас как и у большинства других банков два.
Первый — софт для офлайн-обслуживания, по сути — рабочее место оператора отделения, которое также используется для контакт-центра. Второй — онлайн-банкинг, дистанционное обслуживание. Там поверх одной и той же логики взаимодействий лежит фронт в виде web-версии, iOS-приложения и Android-приложения. Вполне возможно, что к этим фронтам присоединится со временем и чат-бот, но пока он выступает, скорее, ассистентом оператора в контакт-центре. Фронты — это, по сути, интерфейсы к продуктовым системам, соединяются они с ними через шину. Естественно, в 2002 году про онлайн-банкинг никто не думал, а сейчас это фокусный продукт. Клиентам очень важно иметь приложение, банк в кармане. Причём это реальная точка конкуренции: если вдруг клиенты не могут разобраться или получить какую-то услугу, то очень быстро меняют банк. Россия — одна из самых требовательных стран по юзабилити и уровню сервиса в приложениях.
Тот уровень, который есть у нас, сильно выше привычного европейского. Причём у нас люди не медлят менять банк при неудобствах: сначала человек пробует приложение, если удовлетворяет базовую потребность — начинает разбираться дальше и дальше. Мы много сил тратим на то, чтобы наше приложение было максимально близко к текущим потребностям наших клиентов и отраслевым бенчмаркам, плюс сейчас я могу сказать, что в некоторых продуктах и сервисах мы лидируем на рынке. Также фронтами можно назвать интеграции со внешними партнёрами: тем же торговым сетям, которые выдают кредиты на покупку товаров, также предоставляются рабочие места операторов для оформления заявок на кредит. Часто — в их собственных торговых приложениях, то есть каждая сеть или каждое приложение — это своя отдельная интеграция. Их фронты работают по API с продуктами второго слоя, формируя заявки и передавая ответы. Ещё один относительно новый канал — это доставка. Раньше была одна модель, когда клиент приходил к нам за чем-то физическим, например, за деньгами, документами или картой. Сейчас всё чаще и чаще мы доставляем что-то клиентам домой или на работу.
Для такого обслуживания у нас есть отдельная система. Выездной сотрудник получает что-то вроде ограниченного по функционалу рабочего места оператора с возможностью построения маршрутов. Работа с данными Как я уже говорил, ИТ-ландшафт крупных банков в России, в принципе, практически одинаковый. Разница в кластеризации структура ИТ стремится к структуре организации и в более новых-старых решениях. У каждого крупного банка есть своя разработка, и каждый самостоятельно поддерживает свои решения. В современных финансовых организациях ИТ не живёт отдельно от бизнеса почти никогда, потому что это важный фактор бизнес-эффективности, то есть в конечном счёте конкуренции. Конкуренция, связанная с ИТ, идёт сейчас в двух основных направлениях: практической применимости анализа данных и удобстве речь как для юзабилити клиентов, так и для партнёров, а в случае партнёров ещё и удобстве интеграции. В первую очередь анализ данных — это умение работать с рисками. Финансовые организации ярко отличаются от всех остальных игроков ИТ-рынка как раз тем, что отлично понимают, какой риск сколько стоит.
Это буквально ядро банковского бизнеса. Например, та же выдача кредита должна сопровождаться скорингом клиента по внешним источникам, по известным платёжным и банковским событиям, по look-alike и другим моделям — чтобы за несколько секунд принять решение о том, какую сумму и с какой вероятностью он сможет выплатить.
Судьба российских банков: 2023 год пройдем, а дальше видно будет
К модели Open Banking подключается как традиционные банки и платежные системы, так и «челленджеры» (необанки) и многочисленные финтех-сервисы, в том числе из смежных индустрий, например, страхования и недвижимости. Получите лучшие условия по кредиту наличными, кредитным картам, картам рассрочки онлайн. Не выходя из дома. До 5 миллионов рублей. Из решения Банка России следует, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов Промсвязьбанка не вводится. Основное преимущество ПВР — возможность применения банком собственных моделей оценки кредитного риска, основанных на статистике дефолтов заемщиков (PD). Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий: технологические инновации, проекты внедрений, финансовая сторона бизнеса ИКТ-компаний, тенденции развития отрасли, последние научные разработки.
Системно значимые банки начнут применять ПВР для оценки рисков с 2030 года
3DNews Новости Software Новости сети Росфинмониторинг и банки научились отсле. Банки предложили продлить сроки импортозамещения зарубежного ПО и упростить включение продуктов в реестр Минцифры Статьи редакции. К модели Open Banking подключается как традиционные банки и платежные системы, так и «челленджеры» (необанки) и многочисленные финтех-сервисы, в том числе из смежных индустрий, например, страхования и недвижимости. А также будут рассмотрены антикризисные меры Центрального Банка, которые призваны обеспечить устойчивость банковской системы и экономики в целом.
Будущее банковской отрасли после 2023 года
Ozon в перспективе должен стать еще одним источником денежного потока для АФК «Система». Однако сейчас Ozon демонстрирует высокие темпы — и пока сохраняется такой рост, правильнее направлять денежные потоки на развитие, а не на дивиденды. Облигации продолжат оставаться основным инструментом привлечения финансирования для АФК «Система».
Крупнейшие российские банки объединят в один государственный Свою деятельность на российской территории на постоянной ежедневной основе осуществляют более чем 200 банков, все из которых предоставляют своим клиентам доступ к финансовым услугам. Однако в свете последних событий, связанных с антироссийскими санкциями, многие банки попали в неприятную ситуацию, потому что их внесли в «черный список», тем самым в полной мере отрезав им доступ к международному рынку и мировой экономике. На фоне подобного положения дел Банк России принял решение о том, чтобы сразу три крупнейших российских банка объединят в один единственный, а окажется он в полной мере государственным. Поскольку все три банка попали под блокирующие санкции США и Запада, смысл в их раздельной работе более просто нет.
В ближайшее время начнется процесс их объединения, который будет предполагать интеграцию фирменных продуктов и услуг в одно целое.
Год работы ушел для формирования понимания архитектуры. В это время шли и еще продолжаются разработки и испытания некоторых отечественных решений. По некоторым сложилось понимание, - добавляет Александр Шибаев. В этот срок необходимо подготовить проект, договориться с вендором, найти бюджет, разработать, протестировать, отладить, установить, адаптировать и, наконец-то, мигрировать. Каждый шаг - это время и деньги". Тем не менее, продолжает эксперт, процесс идет быстро. К активным процессам цифровизации можно отнести развитие новых платежных сервисов на базе СБП и карт "МИР", развитие веб-решений, роботизацию многих банковских операций.
С появлением и развитием СБП и параллельным переходом организаций на технологически независимые ИТ-решения - меняется архитектурный ландшафт банков. Развиваются российские сервисы. В обозримом будущем их станет еще больше. Вместе с тем развиваются технологии дистанционно обслуживания. Причем они переходят на работу уже со счетами клиентов. Платеж можно будет совершать каким угодно носителем, а не только банковской картой. Ожидается изменение платежных сервисов на стороне ритейла, следующий шаг - In-App сервисы", - говорит Александр Шибаев. После пандемии сохраняется тенденция на развитие онлайн-каналов и автоматизированных сервисов как для физических, так и для юридических лиц.
Здесь также будут использовать отечественные платформы - мессенджеры и соцсети. Один из крупнейших российских банков уже дает возможность через аккаунт в социальной сети "ВКонтакте" совершать более 80 процентов повседневных финансовых операций. Первые сессии показали отличные результаты онлайн-банка, скорость работы в два раза превышает привычные цифровые каналы", - отмечает Юрий Колбасин.
Функциональность была минимальной, но больше не нужно было искать банкомат, чтобы следить за тратами или пополнить карту. Это стало огромным конкурентным преимуществом. С помощью приложения клиенты смогли переводить деньги как между своими счетами, так и на счёт в другом банке, а позднее и по номеру телефона. Деньги стали цифровыми. Мобильные приложения Сбербанка Онлайн и Тинькофф Банка Развитие экосистем Четвёртый этап трансформировал всё это многообразие сервисов и приложений в единую экосистему. Стало понятно, что на пути к покупке клиенту неудобно авторизовываться в каждом отдельном сервисе банка. Например, если клиент хочет при оформлении ипотеки приобрести страховой полис, повторно вводить логин и пароль неприемлемо.
Банки увидели в этом возможность увеличить продажи дополнительных и сопутствующих услуг. Так, простой онлайн-сервис по оформлению ипотеки оброс дополнительными сервисами и функциями. Первую экосистему на рынке — платформу «ДомКлик» — представил Сбербанк. Все документы загружались в личном кабинете и отправлялись на одобрение без визита в банк. Вместе с этим у Сбербанка появилась собственная база недвижимости. При выборе объекта клиент получал дополнительную скидку на процентную ставку по ипотеке. После подключения всех участников сделки к платформе и интеграции с Росреестром заключить электронную сделку и оформить страхование можно онлайн. Экосистема замкнула в себе полный цикл услуг и сервисов для ипотеки и до сих пор продолжает обрастать новыми. Сейчас клиенты уже могут выбрать дизайн и ремонт для новой квартиры. Экосистема стала местом, где сконцентрировались потенциальные клиенты одной тематики.
Их нужно монетизировать, предлагая дополнительные сервисы и удерживая комиссию с подключённых партнёров. Пример — экосистема Тинькофф Банка в B2B-сегменте. Из-за высокой конкуренции при запуске проекта команде пришлось найти уникальное конкурентное преимущество, чтобы привлечь клиентов: банковское обслуживание расчётных счетов превратилось в сервис полного цикла, где можно отдать на аутсорсинг бухгалтерский учёт, колл-центр, получать кредиты для бизнеса и многое другое. В то же время к экосистеме подключили простые сервисы по созданию сайта и CRM. Сегодня банки развивают экосистемы, которые позволяют выбирать и покупать необходимые продукты в полном цикле. Банк Дом.