«Мой отец работал у «шурави» и приносил домой армейские пайки — такого шоколада, как советский, я в жизни своей не ел. афганец – 1. советский военнослужащий, воевавший в Афганистане, ветеран афганской войны 2. коренной житель Афганистана (афганцы же называли нас “шурави”). Он рассказал, что тогда воевал против «шурави», о чем сегодня сильно жалеет. так называли советских солдат, воюющих в Афганистане во время афганского конфликта в 1979-1989 гг. Слово происходит от арабского "совет" - " شورى", произносится как «шура», а также созвучно персидскому "شوروی, šouravī", тоже имеющему значение "советский". Случившейся здесь в годы присутствия в Афганистане шурави. Воздастся Небом тем, кто вспомнит дословно эти трагические даты.
Николай Стариков
- “АФГАНСКИЙ” ЛЕКСИКОН: военный жаргон ветеранов афганской войны в 1979-1989 гг.
- Евгений Сатановский: «Шурави» были лучшими врагами Афгана
- "Когда вернутся «шурави»?". К 30-летию вывода войск из Афганистана | Новости Таджикистана ASIA-Plus
- Шурави кто это такой
- Содержание статьи
- Что означают слова - Шурави, бача, дукан, кишмишевка. |
Самые опасные «шурави»: каких советских солдат больше всего боялись «душманы»
Достойный враг Участвовавшие на стороне моджахедов ветераны афганской войны признают, что если ранее прозвище «шурави» звучало оскорбительно, то сейчас оно превратилось в своём роде почётное звание. Говоря ныне о советских солдатах, афганцы восхищаются их достойным поведением. Объективно рассматривая врага, бывшие душманы признают в нём сильного и достойного соперника, способного сражаться до конца. Всё тот же Зия Бумия повествуя о смелости «шурави» говорил: «Вот встает русский солдат во весь рост, идет прямо на тебя и стреляет в упор. Вот это воин! В книге «Афган: русские на войне» написанной британским историком Родриком Брейтвейтом зафиксировано, что афганцы, оглядываясь назад, называли «шурави» честными, воинами, воевавшими с ними лицом к лицу. Такое же видение было у идейного врага советского контингента войск, Ахмад-Шах Масуда, уважавшего противника за мужество и ведение войны честными методами. Волчий взгляд Поразительную историю из поездки по Афганистану привёз таджикский публицист Абдуджабор Абдуджалилов, которую рассказал ему один из бывших полевых командиров.
Однажды он со своим формированием в сто пятьдесят человек должен был пересечь долину, доподлинно зная, что её с высоты контролируют пять советских военнослужащих.
Как вообще тогда виделись события в Афганистане? Для большинства людей основным фундаментом формирования мнения была газетная информация. Я не был исключением. Конкретики было мало. Знали одно — ситуация непростая, все идет к тому, что будет война. В Советском союзе не принято было отказываться от предложений командования. В Ташкенте, где располагался штаб, мне сказали: «Вы едете на место раненого офицера для политработы».
Вот и всё. Большинство тех, кого отправляли в командировки в подобные места, находились там два года. Я же пробыл там почти три, начиная с февраля 1981 года и по конец ноября 1984. За это время мне пришлось сменить несколько частей, работать с новыми людьми. В Советской армии эта должность была достаточно значимой. А что входило в Ваши обязанности? Прежде всего, передо мной, как перед политруком, стояла задача воспитания морального духа солдат. Много разговаривал с ними, развеивая сомнения в правильности нахождения здесь и выполнения боевой задачи.
Очень много времени с ними проводил. Доходило иногда до того, что некоторые офицеры пеняли меня за чрезмерную, по их мнению, заботу о солдатах. А я не мог поступать иначе, ведь большинство солдат — это совсем молодые парни, 18-19 лет. Многие даже не знали, куда и зачем они попали. Приходилось объяснять. В каких условиях приходилось жить? Жили в Кабуле мы в утепленной палатке. Первая ассоциация — землянка времен Великой Отечественной, приспособленная под другой климат.
Водой нас обеспечивали, привозили на специальной машине. Песчаные бури летом доставляли много неудобств. Бывали случаи, когда моджахеды закладывали в пыль мину и устанавливали взрыватель так, чтобы взорвалась не первая машина, а любая из последующих. Вы постоянно работали с ребятами 18-19 лет, самому было уже за 30. Была ли у Вас семья и как поддерживали связь с ней во время службы в Афганистане? На тот момент, я еще не был женат. Мама — вот и вся моя семья. Она, конечно же, сильно переживала.
Общаться можно было только за счет писем, каждое из которых шло минимум 2 недели. Когда я был в отпуске на родине, в Вологодской области, то перед самым отъездом, я заболел желтухой. Только со второго письма в части появилась информация, о моей болезни и мне надо остаться. Ваша родина — Вологодская область, а что связывает с Орлом? Супруга моя отсюда Солдат, побывавших в Афганистане, называют сейчас «воинами — интернационалистами». А чем для вас был интернациональный долг? Каким образом вы разъясняли это понятие солдатам? В длинных речах смысла не было.
Объясняли просто. Мы помогаем дружественной нам нации в борьбе с внутренними и внешними противниками. Одновременно с этим, говорили, что в нашу задачу входит защита южных рубежей. И если бы не мы, то в Афган пришли бы другие. Кто знает, пошли ли бы они дальше, уже к нам. И сами так понимали, и другим объясняли. Вы, так или иначе, должны были взаимодействовать с местными жителями.
Об этом сняты фильмы и написаны книги, песни и даже названы улицы, как например, в с. Чемодановка Пензенской области. Даже если в то время они были в числе их противников.
Аль-Каида, которая активно помогала и западному сообществу, и исламскому миру, и Китаю — поскольку на афганской войне мы ухитрились перессориться со всеми, потеряв цель, нашла новую — в лице США. Аль-Каида укрепилась и создала тот «зеленый интернационал» — суннитское революционное движение — которое сегодня с таким же успехом, как социалистическое движение в конце XIX — начале XX века — будоражит Ближний Восток. Моджахеды, которые укрепились на развалинах режима Наджибуллы, перегрызлись — как это всегда бывает — на дележе добычи, и создали все условия для прихода в Афганистан абсолютно средневекового режима талибов. Пакистан, который чем мог помогал сначала моджахедам, потом талибам, которых патронировали и Беназир Бхутто, и Наваз Шариф, в конечном счете оказался заложником этой ситуации. Сегодня Пакистан стоит на грани развала, более того, на грани радикальной исламизации — это в значительной мере следствие того, что происходило в Афганистане в 1980-е. Потому что достойные верующие люди, сражавшиеся с проклятыми советскими атеистами, оказались религиозными фанатиками, которым как мог помогал и президент Рейган, и королевский дом Саудовской Аравии. Теперь эти фанатики представляют угрозу не только для США, которых они атаковали 11 сентября, но и для самой Саудовской Аравии. Сегодня, когда Афганистан опять оккупирован, военная коалиция НАТО зеркально повторяет то, что было в Афгане в советские оккупационные годы. А как нужно было поступить? Что есть своя доля в этом у западного сообщества — может быть, у блока НАТО, — и у советского блока, у Китая и Японии. Это был бы гораздо более безопасный мир, чем мир, в котором нас победили за счет нашей собственной усталости, нашего собственного нежелания жить в той косной, замшелой, бюрократической советской парадигме, в которой мы все существовали тогда, зажатые, как в тисках. Мир изменился, потеряв стабильность и управляемость. Революционные, террористические, другие группировки вышли, что называется, в свободный поиск.
Виват, дорогие мои шурави
Связь понятия шурави с советской властью обозначилась еще в 1920, когда появилась Бухарская народная советская республика (тадж: Ҷумҳурии Халқии Шӯравии Бухоро). Сегодня «шурави» называют друг друга те, чьи судьбы опалила афганская война, в чьих душах и сегодня болью отзывается слово «Афган». Между тем в 1980-х годах, во время боёв с предшественниками нынешних боевиков — моджахедами или, по-нашему, душманами — в рядах шурави служили женщины из СССР. так называли советских солдат, воюющих в Афганистане во время афганского конфликта в 1979-1989 гг.
За что сражались «шурави»
Бача: столкновение смыслов А вот история термина «бача» гораздо более сложна. В ряде восточных культур есть традиция воспитывать мальчиков на манер девочек. Для Афганистана, не стряхнувшего с себя путы средневековой эпохи, характерна другая традиция. Здесь нередко воспитывают девочек так, как положено взращивать мальчишек. Все дело в том, что в этой азиатской стране дети мужского пола по-прежнему ценятся больше, чем девочки.
Чтобы как-то повысить свой социальный статус, родители в семьях, где рождаются только девочки, применяют уловку: одна из дочерей становится «бача пош». Что это значит? Отныне девочку станут одевать лишь в мужские наряды. Дословно термин можно именно так и перевести: «одетый словно мальчик».
Ставшие «бача» девочки имеют те же права и свободы, что и пацаны. Они посещают школу, могут заниматься спортом, путешествовать. И даже устраиваются на работу. Бача считается мужчиной не только у себя дома, но и за его пределами.
Сегодня это довольно частый мотив в воспоминаниях пожилых афганцев. Да и молодое поколение, недовольное ни американцами, ни талибами, нередко жалеет о том времени, в котором им жить не пришлось. Напоминает синдром ностальгии по СССР, который все ярче проявляется и у нас в стране. Действительно, с советскими солдатами в Афган как его тогда стали называть у нас в стране пришли и гражданские специалисты: архитекторы, строители, инженеры, учителя, специалисты по сельскому хозяйству… Советский Союз, поддерживающий левые режимы по всему миру, всерьез взялся за построение социализма в Афганистане.
Благо опыт был — на примерах соседних Туркмении, Узбекистана и Таджикистана, где также пришлось ломать феодальные устои, строить города и разбивать поля посреди пустынь. Шурави — значит неверный, враг Вообще «шурави» переводится с арабского как «советский». Сам термин появился еще в 1920-х гг. Изначально никакого негативного контекста это прозвище не несло.
Уже на рубеже 70-80-х гг. Впрочем, с приходом американцев в нулевых термин опять стал если и не положительным, то нейтральным.
Песни военных лет "Афганистан", "Время колокольчиков". Литература произведения о войне А. Проханова, В. Кононова и др.
Ветеранами афганской войны создаются клубы и музеи, где собираются и экспонируются материалы о "шурави". Это дань памяти всем, кто прошел через эту войну. И в наши дни слово "шурави" остается узнаваемым не только на постсоветском пространстве, но и в самом Афганистане. Оно является частью устной и культурной памяти о советском присутствии в этой стране. В современном русском языке "шурави" также может употребляться как синоним слова "советский" в историко-культурном контексте либо по отношению к ветеранам той войны. Историческое примирение России и Афганистана Несмотря на трагические страницы афганской войны, на государственном уровне сегодня происходит сближение и примирение между Россией и Афганистаном.
Американцы подобным никогда не страдали. Антисоветская пропаганда представляла шурави людьми без совести и понятий. Говорили, что они насильники, способные переспать с родной матерью или сестрой. Каково же было удивление моджахедов, когда они узнали, что в СССР не принято жениться даже на двоюродных-троюродных сестрах. Ушли, не попрощавшись Вывод советских войск в 1989 году для многих пожилых афганцев воспринимается предательством.
В 1991 году был положен конец экономической и военной помощи со стороны СССР. Без этого этого президент Наджибулы продержался у власти лишь 3 месяца. Началось смутное время: одни взращенные в Пакистане на американские деньги террористы сменялись у власти другими. А Наджибула с братом были жестоко убиты талибами после четырех лет безвылазного обитания в миссии ООН в Кабуле. Неудивительно, что виноватым в его свержении видят СССР.
Виват, дорогие мои шурави
Сейчас термином шурави там часто обозначают человека очень храброго, настоящего героя. Кто такие шурави и бача? Здания пережили и крах «промосковского режима» президента Наджибуллы, и бои между фракциями моджахедов в 1993–1994 гг., и даже власть талибов, уничтожавших любые следы пребывания «шурави» в Афганистане. В современном Афганистане назвать кого-то «шурави» – все равно что вручить ему медаль за отвагу и храбрость. О шурави — советских солдатах, воевавших в Афганистане, — сняты фильмы («Шурави»[2]), написаны книги[3], патриотические клубы создают музеи[4]. Кто такие шурави.
Происхождение афганского шурави от тотема
О шурави — советских солдатах, воевавших в Афганистане, — сняты фильмы («Шурави»[2]), написаны книги[3], патриотические клубы создают музеи[4]. многие слышали это приветствие или встречали на страницах интернета. Кто такие мальчики-бачи и какую роль они сыграли в истории Средней Азии. Главная» НОВОСТИ» Аналитика» Чеченские «шурави». Шурави это солдаты советских оккупационных войск в Афганистане,а про "Бача" впервое слышу. 25 декабря 1979 года лет по просьбе правительства Демократической республики Афганистан (ДРА) на её территорию был введен ограниченный контингент Советской Армии. За неполное десятилетие «через Афган» прошло около 620 тыс. человек, среди которых военнослужащие.