Режиссера Илью Хржановского, получившего всемирную известность после скандального фильма «Дау», теперь обвиняют чуть ли не в пытках детей. Минюст внес в реестр иноагентов писательницу Людмилу Улицкую и режиссера Илью Хржановского. Режиссер Илья Хржановский рассказал Даше Веледеевой, как превратить игру в реальность и почему пандемия – самый масштабный проект всех времен. Илья Хржановский дал интервью Катерине Гордеевой*. Во время беседы 48-летний режиссёр, прославившийся благодаря скандальному проекту "Дау", высказался о спецоперации, политике, своём творчестве, сложных временах и не только. Минюст РФ внес в реестр иностранных агентов писательницу Людмилу Улицкую и режиссера Илью Хржановского, которые проживают за пределами России.
Илья Хржановский — последние новости
Кинематографист добавил, что не ушел с поста ранее, поскольку «верил и знал, что сможет быть полезным Украине, сосредоточившись на международной деятельности». Я считал и считаю, что мои украинские еврейские корни давали мне право осуществлять долг перед памятью предков. Я делал свою работу честно и ответственно, с уважением к памяти павших в Бабьем Яру. Уверен, со временем станет ясно, как много нам удалось сделать для памяти места и погибших там».
Скажите, а как вообще младенцы попали на съёмочную площадку? В соответствии со всеми правилами. У нас были все разрешения. Снимались дети из детских домов. С каждым ребёнком были ответственные лица: нянечки и опекуны. Должен сказать — снимать детей из детских домов на порядок сложнее, чем из частных семей, поскольку это в разы больше документов и согласований, ответственности перед людьми, организациями и государством. Об этом, кстати, мои обвинители не пишут. Режиссер Илья Хржановский Вы работали над «Дау» в общей сложности 13 лет. За это время смысл проекта как-то изменился для вас? Смысл в том, что зритель может пережить и столкнуться с какими-то вещами, которых в обычной жизни не видит. Как и всякое столкновение с художественным продуктом, оно даёт человеку глубокое внутреннее переживание. Что делать тем, кого это переживание превратило в инвалида? Её влечет душа человека как таковая, её влекут переживания в реальной жизни. Я не думаю, что книги Достоевского или фильмы Германа способны инвалидизировать человека. Но я верю, что они могут активировать в нём осознание себя, и считаю это важной задачей искусства. Реальная жизнь жестче и беспощаднее любого искусства, и от неё, в отличие от искусства, не спастись. Её нельзя выключить, перемотать или отложить, как книгу. Жизнь случается. С ней приходится иметь дело по полной программе, и надо быть готовым и выстоять. А культура и искусство являются в этом очень важным подспорьем для человека. Кадр из фильма «Дау. Дегенерация» На съёмки вы приглашали не актеров, а обычных людей, у которых обнаруживалась склонность к неблаговидным поступкам. Как вы заставили их быть самими собой на съёмочной площадке? Например, Наташа — главная героиня фильма «Дау. Наташа» — каждый день приходила на работу, переодевалась в костюм, шла на грим и отправлялась в другую жизнь, которую она жила эмоционально по полной программе. Потом разгримировывалась, переодевалась в свою одежду и ехала домой. Она жила одновременно две жизни: одну — в институте 40—50-х годов, другую — в современном Харькове. Она развернула огромную и невероятно пронзительную историю и про себя, и про определенный тип личности. Это большой и сложный поступок.
Нора Сын", "ДАУ. Саша Валера" режиссер - Илья Хржановский ", - говорится в сообщении Минкультуры. Как уточнила "Интерфаксу" глава департамента кинематографии Ольга Любимова, прокатное удостоверение не выдано 4 фильмам из цикла фильмов об истории жизни советского физика Льва Ландау. Шесть из них абсолютно беспрепятственно получили прокатное удостоверение, четырем последним эпизодам огромного международного проекта, к сожалению, отказано в выдаче удостоверения", - сказала Любимова. В свою очередь представитель режиссера отказалась комментировать отказ в выдаче удостоверения. Биографическая драма рассказывает о жизни Льва Ландау - советского физика, лауреата Нобелевской, Ленинской и трёх Сталинских премий. Сценарий фильма основан на мемуарах Конкордии Терентьевны Дробанцевой, жены Льва Ландау, опубликованных в 1999 году в виде книги "Академик Ландау: Как мы жили". Авторами сценария выступили: Хржановский и писатель Владимир Сорокин. Съемки начались еще в апреле 2008 года в Санкт-Петербурге.
Точнее два фильма из него: "Дау. Наташа", который участвовал в основной программе и получил "Серебряного медведя" за операторскую работу, и "Дау. Времени для полноценного интервью было немного, не все вопросы были заданы, но мы благодарим Илью, который нашёл возможность пообщаться и с нами.
Минюст признал иноагентами Улицкую и Хржановского
— Одним из самых обсуждаемых российских режиссеров стал ваш сын Илья Хржановский. Минюст России включил писательницу Людмилу Улицкую* и режиссёра Илью Хржановского* в список иностранных агентов. Российский режиссер Илья Хржановский ушел с поста художественного руководителя Мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве.
Илья Хржановский — о «Дау», интимности и этике
Российский режиссер Илья Хржановский ушел с поста художественного руководителя Мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве. Байопик «Дау» о физике Льве Ландау режиссера Ильи Хржановского выйдет в российский прокат в 2019 году. Режиссёр Илья Хржановский планирует опротестовать в суде отказ Министерства культуры РФ выдать прокатное удостоверение четырём из 10 фильмов проекта «Дау» о советском физике Льве Ландау.
Минюст признал иноагентами Улицкую и Хржановского
В итоге режиссер попросил Мединского сформировать новую экспертную комиссию из «независимых высокопрофессиональных специалистов в области этики, культуры и искусства», которые дали бы новую оценку кинопроекту. О «Дау»: «Дау» — художественный многосерийный фильм, который рассказывает о жизни советского физика, лауреата Нобелевской, Ленинской и трех Сталинских премий Льва Ландау. Они были опубликованы в 1999 году в виде книги «Академик Ландау: Как мы жили». Авторами сценария стали Хржановский и писатель Владимир Сорокин.
Ученые, которые снимаются в проекте, в области науки звезды первой величины, как, например, Ди Каприо и Де Ниро в кино. В XX веке ученые ощущали себя богами, поскольку понимали, что вот-вот объяснят и изменят мир, что, собственно, они и сделали. Они поменяли мир гораздо значительнее, чем экономические реформы, тоталитарные режимы, войны. Самое острое впечатление на меня произвела книга Вернера Гейзенберга «Физика и философия», где он сравнивает квантовую физику и античную философию от Аристотеля до Платона.
Выясняется, что они очень тесно связаны. Когда философия и наука сходятся в общих точках, возникает интересное ощущение. Нужно впустить в свое сознание и душу знания о том, что существует и не существует, что есть пространство, причем впустить эти знания не на уровне формул, а на уровне ощущения. Тогда у вас будет совершенно другое представление о мире и другая степень ответственности в нем. Стремление человека к идеальному миру существует всегда. Сейчас все больше и больше людей занимаются различными духовными практиками, это показатель того, что человек стремится осознать и ощутить себя на некоем другом уровне. У людей стала возникать такая необходимость.
Определенные звенья фильма «Дау» рассказывают про этот увлектельный мир, в котором мы живем, который начал осознаваться в XX веке и до сих пор изучается. Вместе с тем этот фильм рассказывает о судьбах людей во времени, в частности о судьбе героя, который проходит через узловые этапы советского времени. Это время нам близко, оно связано с жизнью наших ближайших предков. Было бы гораздо сложнее рассуждать о Средних веках. А воздействие можно произвести только убедительностью, поскольку достоверным является то, что убедительно. Если вы смотрите фильм «Андрей Рублев», или «Чапаев», или даже «Звездные войны», то верите в происходящее на экране. Фильм «Дау» фактически о современности, потому что расстояние до 1940—1960-х годов крошечное, это время людей, которых мы помним.
Наша генетическая память имеет прямую связь с определенной культурой и местом, где жили наши предки, с тем, что они пережили. Прогулка Дау и Норы в левом нижнем углу по четырехкилометровой улице снималась с участием массовки в 1200 человек Чтобы перейти в реальность прошлого, вы погружаете зрителя в своего рода сон? Ваша реальность во сне и ваша реальность в реальности являются одним и тем же. Когда вы спите, то воспринимаете сон как реальность, а когда просыпаетесь, сон становится нереальностью.
Когда уборщице приходится два года чистить один и тот же унитаз, на плёнке это выглядит совсем иначе. Илья Хржановский, режиссёр «ДАУ» Журналист отметил, что созданная в Институте система с штрафами и реальными сотрудниками НКВД привела к тому, что люди — которых к этому, в общем, никто не обязывал — начали массово «стучать» друг на друга. И это, кажется, радовало Хржановского больше всего.
В тоталитарном режиме механизмы угнетения запускают механизмы предательства. Мне это очень интересно. Илья Хржановский, режиссёр «ДАУ» Так, близняшки-костюмеры, облачившие Идова в одежду советских времён, доложили режиссёру, что журналист был недоволен костюмом. Другой сотрудник «настучал» за то, что репортёру не показалась интересной галерея фотографий канализационных люков 30-50-х годов. Вскоре и сам Идов почувствовал на себе странную силу этого места, где люди начинали вести себя совсем не так, как привыкли во «внешнем мире». Когда приехавшего вместе с ним фотографа выгнали за то, что он заставлял работников Института позировать, сам журналист, чисто инстинктивно, начал объяснять — мол, я этого человека знать не знаю. Да, всего за дня я превратился в советского стукача.
Может, из-за костюма. Из-за штанов. Еды буфете. Не знаю. Внезапно, Хржановский улыбается. Я тоже. Это очень странный момент.
Мы оба знаем, что произошло. Он подарил мне аккуратно сделанный автопортрет тиранического гения. Я подарил ему удовольствие видеть моё полное самоунижение. Мы квиты. Михаил Идов, журналист, режиссёр, сценарист Кроме того, Идов рассказал, как на одной из встреч с режиссёром в Институте с ним познакомилась буфетчица Ольга и начала довольно навязчиво приглашать его «увидеться попозже». Поняв, что это, скорее всего, подстроенная Хржановским ситуация, журналист отказался. Похожую историю позже рассказывала девушка, недолго проработавшая на съёмках переводчиком.
По её словам, работодатели настаивали, чтобы она больше времени проводила с иностранным оператором — явно с целью сблизить их. И никого совершенно не волновало, что у этого оператора совсем недавно родился ребёнок. Методами Хржановского ещё тогда многие возмущались. Например, в его адрес было много обвинений в том, что он особенно внимание на интервью уделял молодым девушкам. Осматривал их с ног до головы и задавал странные вопросы. Иногда — интимного характера, иногда просто неприятные, вроде «Вы уже прикасались к трупу? На интервью постановщик быстро перешёл от темы искусства к вопросам вроде «Когда ты потеряла девственность?
Юлия дала понять, что ей разговор неприятен, и на следующий день её попросили со съёмочной площадки. Сказали, что «у вас с Ильёй слишком разные взгляды на жизнь». Другая работница, назвавшаяся Адель имя не настоящее , рассказала похожую историю. По её словам, «вопросы были туманные, иногда неприличные», а режиссёр её, кажется, вообще не слушал. По мнению Адель, Хржановскому нужны были не работники. Он собирал вокруг себя секту. При этом те, кто всё же попадал на работу в «ДАУ», часто жаловались на невыносимые условия.
Работать приходилось по ненормированному графику почти без выходных, и часто сложно было понять, чего от тебя вообще требуют. В итоге поселение Института постоянно обновлялось, и на долгий срок в нём оставались только самые стойкие. Или, может, безумные — авантюристы, которым, по словам анонимных работников «ДАУ», было «нечего терять», и они вскрывали перед камерой все самые потаённые комплексы. На площадке царил хаос по крайней мере, со стороны приезжих — постоянная текучка кадров, всеобщая неразбериха и море алкоголя, в котором Хржановский работников Института совершенно не ограничивал. Даже наоборот — одним из частых вопросов на интервью было «Любите ли вы выпить? Видимо, от пьяных людей проще добиться искомой «искренности». Не знаю, как точно назвать то, чем я занимался, потому что я носился по всей площадке и всё время решал самые разные вопросы, но это и не важно, потому что в должностной иерархии, как и во всём остальном, было своё безумие — кого угодно могли назначить кем угодно, тридцать седьмые ассистенты вдруг становились директорами и продюсерами.
Александр Григорьев, администратор на площадке «ДАУ» В Институт в те годы массово съезжалась российская интеллигенция, которая хотела стать частью «великого творения». Многие тогда считали, что режиссёр уже и не собирается снимать никакое кино — он просто построил себе маленький огорождённый мирок, где он сам демиург и вершитель судеб, а большего ему не надо. И «ДАУ» — уже не фильм, а его личная секта. Другие же защищали Хржановского, считая, что, создав на площадке атмосферу подлинной диктатуры, он всего лишь хочет достоверно показать то, до чего людей доводит тираническая власть. В пользу того мнения, что режиссёр всё-таки «заигрался», говорит один случай, о котором Хржановский сам, улыбаясь, рассказывает в одном из интервью. В один день ему в студию позвонила домработница, ухаживавшая за «старым Дау» — действительно больным и пожилым актёром, «игравшим» больного и пожилого физика. И сказала, что тот, мол, умирает.
И я понимаю, что это нельзя снимать — человек всё-таки умирает. А с другой стороны, а как это не снимать? Раз уж так складывается. Это мой долг в каком-то смысле. Илья Хржановский, режиссёр Кинематографисты, разумеется, вызвали скорую, но даже врачей к умирающему человеку они не собирались пускать в современной одежде. И начали быстро готовить для медиков соответствующие костюмы. Впрочем, всё обошлось: оказалось, что домработница напилась и решила подшутить над режиссёром — старик на самом деле не умирал.
Со временем авторов начали обвинять в невыполнении обязательств перед работниками. Около Института собирались пикеты из артистов массовки, которым не выплатили полагающиеся деньги. Часто специалистов «кидали», пользуясь, по мнению уволенных, тем, что в Харькове тех лет не было работы, и люди были готовы пойти на что угодно. Увольнение специалистов кино действительно происходило пачками, причем с неприятным киданием на деньги за уже сделанную работу. Если бы не всеобщий кризис и безработица, в Харькове, например, было бы трудно найти людей, согласившихся работать в картине. Олег Сильвестров, бутафор А ещё авторы «ДАУ» зачастую не возвращали людям «одолженный» на время реквизит, разные реликвии советских времён. Просто забывали о них или случайно а может и специально уничтожали.
Отношения с властями и жителями безвозвратно испорчены. Харьковские жители страшно злы. Это было всё-таки похоже на кино. Странное, но кино. А в Харькове этого не было сразу, и работать было очень сложно. Анастасия Матиборская, ассистент режиссёра по реквизиту В 2011 году Хржановский устроил спланированное «восстание» внутри Института и, руками Максима Марцинкевича и его банды неонацистов, разгромил здание. А на обломках устроил огромную опен-эйр вечеринку.
Такое насилие было необходимо. Илья Пермяков, философ, режиссёр монтажа трёх фильмов «ДАУ» Большинство тогда, кажется, вовсе не верило, что режиссёр когда-либо закончит свой проект. Некоторые полагали, что если Хржановский действительно выпустит фильм или фильмы , это только испортит таинственную ауру вокруг произведения. Мне уже тогда казалось, что законченного фильма, который пойдёт в кинотеатрах, и не будет. Этот «парк советского периода» был вполне самодостаточным явлением — стимпанк по мотивам сталинской эпохи.
Новый человек», «ДАУ.
Нора Сын», «ДАУ. Саша Валера». Обращение с просьбой о выдаче удостоверения поступило 31 октября. Отказ в министерстве объяснили тем, что фильм «содержит материалы, пропагандирующие порнографию». При этом шесть частей фильма получили прокатное удостоверение. Мировая премьера «Дау» прошла в январе 2019 года в Париже.
Илья Хржановский: «Человеку дан адский дар пандемии»
Вместе с тем этот фильм рассказывает о судьбах людей во времени, в частности о судьбе героя, который проходит через узловые этапы советского времени. Это время нам близко, оно связано с жизнью наших ближайших предков. Было бы гораздо сложнее рассуждать о Средних веках. А воздействие можно произвести только убедительностью, поскольку достоверным является то, что убедительно. Если вы смотрите фильм «Андрей Рублев», или «Чапаев», или даже «Звездные войны», то верите в происходящее на экране. Фильм «Дау» фактически о современности, потому что расстояние до 1940—1960-х годов крошечное, это время людей, которых мы помним. Наша генетическая память имеет прямую связь с определенной культурой и местом, где жили наши предки, с тем, что они пережили. Прогулка Дау и Норы в левом нижнем углу по четырехкилометровой улице снималась с участием массовки в 1200 человек Чтобы перейти в реальность прошлого, вы погружаете зрителя в своего рода сон? Ваша реальность во сне и ваша реальность в реальности являются одним и тем же. Когда вы спите, то воспринимаете сон как реальность, а когда просыпаетесь, сон становится нереальностью.
На самом деле где реальность, а где нереальность — неизвестно. Дальше вопрос касается обстоятельств, в которых вы находитесь: если вас взять и отправить в Афганистан, вам придется войти в обстоятельства жизни этой страны, они станут вашей сегодняшней реальностью. Восприятие связано непосредственно с человеком: насколько легко он впускает в себя другую реальность и насколько реалистично я как режиссер создал ему для этого условия. Мы построили невероятно сложную и самую большую на сегодняшний день декорацию в Европе. За целый год съемок на площадке не было людей в современной одежде и атрибутов современной жизни. Это накачивает пространство определенной энергией, обеспечивает необходимую атмосферу. Как вы работаете с непрофессиональными актерами? Мне для получения необходимого результата пришлось изобрести специальный метод бытового и психологического существования, он связан с погружением людей в определенные условия, чтобы в результате драматургические сцены казались документальными. С каждым артистом надо работать, чтобы он был внутри обстоятельств, в своем характере.
Методологически это репетиция, которая в данном случае устроена оригинально. Участники съемок ощущают себя не актерами в сконструированном мире, а реальными жителями этого нового мира. Лев Давидович Ландау, 1958 год Что для вас важнее: процесс или результат?
С невероятно яркими персонажами, которых невозможно забыть. С виртуозной операторской работой гениальный немец Юрген Юргес снимал для Фассбиндера и Ханеке. Да, оно состоит из огромного количества материала; пока смонтировано только 13 фильмов разной длины, будут и еще. Просто это такое кино, какого мы еще не видели. В «Дау» только одна актриса — Радмила Щеголева участница телешоу Верки Сердючки , которую долго и сложно «отучали» от актерства прежде, чем впустить в пространство Института. Гигантское здание, целая империя, построенная специально для фильма, конечно, не случайно носило такое название. Опыты здесь ставились и на участниках хочется надеяться, добровольцах , и на животных.
За исключением Щеголевой, все здесь играют более-менее себя. Ученые в кадре — настоящие ученые. Сотрудники спецслужб — настоящие гэбэшники. Дворники, уборщицы, буфетчики; интеллектуалы, художники, писатели, режиссеры, музыканты; студенты, пенсионеры, священнослужители всех религий. Все настоящие. И ненастоящие. Попав в иное пространство, обрядившись, вплоть до белья, в одежду 1940-х или 1960-х, получив свои ролиИногда для этого не приходилось менять имени, но грим все-таки требовался — многие персонажи прожили в Институте по сюжету целые 30 лет, от 1938 до 1968 года, они становились другими, продолжая быть самими собой. Таким образом, «Дау» — самый невероятный в истории кино альянс вымышленного с подлинным. Раскрепощаясь, персонажи позволяют себе многое. Отсюда трансгрессивные практики, заведомо угнетающие правозащитников, не смотревших фильм, от рукоприкладства до секса на камеру.
Нюанс в том, что крайне трудно понять, что делают актеры добровольно , а что — их придуманные герои иногда против воли. Вот радикальный на грани фола фильм о взаимоотношениях матери с взрослым сыном, к тому же, человеком «с особенностями» — его играет музыкант Николай Воронов, создатель нашумевшей « Белой стрекозы любви ». Сначала Дениса по сюжету, сына Дау — так зовут главного героя, прототипом которого послужил гениальный физик Лев Ландау соблазняет их домработница Аня; потом — собственная мать. Они занимаются сексом. Секс настоящий, сомневаться не приходится. Инцест в полный рост. Только в реальности Щеголева и Воронов — не мать и сын, они за время съемок и правда сблизились и стали любовниками. Есть ли в этом что-то недопустимое? Здесь уже каждый зритель решать будет сам.
Их реальные биографии были адаптированы под советские реалии. Для съемок было произведено и закуплено 40 000 элементов костюма [28]. Архитектура декорации, костюмы, предметный мир создавали фантасмагорическую реконструкцию советского времени 1930-х — 1960-х годов [29] , [30]. Съемки продолжались с перерывами до ноября 2011 года [12]. В течение всего периода, вне зависимости от съемок, на площадке не допускались современные предметы, современная речь, попасть туда можно было только в костюме и с исторической прической — таким образом любой посетитель площадки гость, член съемочной группы при попадании на нее становился персонаже [27] [24] [31].
Авторы просят отстранить скандального российского режиссера Илью Хржановского от художественного руководства центром. Почему режиссера настоятельно просят убрать, и что говорит он сам, рассказывает «360». После того, как в интернете начали появляться целиком скандальные фильмы серии «Дау» российского режиссера Ильи Хржановского, шумиха вокруг его творчества вышла из узких кругов кинематографистов на обозрение широкой публики. И сейчас, когда скандал уже не удастся загнать под полу, не выдержали украинские деятели культуры. Старикам тут не место Дело в том, что Хржановский еще в 2019-м был поставлен художественным руководителем Мемориального центра холокоста «Бабий Яр» в Киеве. Хотя официальное назначение произошло в конце года, сотрудники центра уверены, что активную работу режиссер начал уже осенью , после этого политика центра сильно изменилась. Так, в конце сентября без объяснения причин был распущен общественный совет мемориала, активно участвовавший в принятии различных решений о работе центра, покинули мемориал несколько ценных сотрудников. Как историк, я собираюсь придерживаться определенных ценностей, и для меня важно, чтобы те, с кем я сотрудничаю, их разделяли. Среди них ответственность, вежливость, благодарность, профессионализм, добродетель, надежность, командная работа, открытость и великодушие Карел Беркгоф В своем открытом письме деятели культуры Украины заявляют, что нельзя игнорировать прошлый опыт режиссера и претензии к нему и, что важнее, нельзя допустить повторного применения «творческого метода» в работе Мемориального центра холокоста.
Писательница Улицкая и режиссер Хржановский пополнили ряды иноагентов
В частности, в него включены писательница и сценарист Людмила Улицкая и режиссер, сценарист и продюсер Илья Хржановский. Писатель Дмитрий Быков взял большое интервью у режиссёра Ильи Хржановского, автора масштабного проекта «Дау», который в 2019 году также стал художественным руководителем мемориала Холокоста в Бабьем Яру. В свою очередь режиссер фильма «Дау» Илья Хржановский отказался показывать в кинотеатрах только те части картины, которые допустили в прокат.
Илья Хржановский режиссёр
Мы сочинили с Арабовым сценарий, который так и назывался: «Мейерхольд». Сценарий участвовал в двух питчингах, но оба раза был дан от ворот поворот. И там был отдельный эпизод, связанный с работой над оперой «Нос», которую Шостакович сочинял, живя у Мейерхольда в Москве. Отчасти от безвыходности нашего положения, отчасти потому, что я счел это неплохим поворотом в биографии и поводом для возврата к замыслу 1969 года, я попробовал сделать отдельный проект под названием «Нос». Эта работа длилась больше шести лет, была в высшей степени творческой не только по части воплощения уже задуманного, но и по части импровизаций и новых поворотов в драматургии, в изобразительном решении. Это меня вдохновило обратиться к Шостаковичу с письмом за разрешением сделать «Нос». Оперу я толком от начала до конца не слышал, и не было такой возможности, я просто знал какие-то отрывки, но не сомневался в том, что это выдающееся произведение. Шостакович тут же ответил мне согласием.
Вся переписка заняла всего три дня. Я посещал премьеры его сочинений, которые состоялись после моего возвращения из армии, в частности слышал Четырнадцатую и Пятнадцатую симфонии. В зале я видел Шостаковича, кланялся, но представиться ему и сказать, что я тот самый, с кем он переписывался по поводу «Носа», мне просто не приходило в голову. Композитор Дмитрий Шостакович. Однажды он пригласил ее посмотреть мои фильмы, в частности «Стеклянную гармонику», после чего мы познакомились, и она отнеслась ко мне весьма благосклонно. А в канун 100-летия со дня рождения Шостаковича она позвонила и обратилась с предложением: не мог бы я экранизировать оперу «Нос»? Самое интересно, что она не была в курсе моей переписки с Дмитрием Дмитриевичем.
Фото: Светлана Хохрякова Online-мероприятия создают атмосферу присутствия. Зрители попадают в дом, в котором при других обстоятельствах никогда бы не оказались. Илья сидел на фоне книжных полок, иногда курил некоторые запреты обстоятельствами места и времени теперь сняты. Библиотека за его спиной состоит из где-то лежавших и полузабытых книг дедушки и бабушки, которые извлечены на свет пару недель назад, когда Илья приехал из Киева, где работает над проектом «Бабий Яр», в Москву. В эти сложные дни он захотел быть поближе к родителям. Формат разговора был задан смелый: стоишь на мавзолее и говоришь перед всем советским народом. Мы живем в опасное и неожиданное время, когда непонятно, что будет с миром и кинематографом.
В тот вечер, пока мы слушали Илью и задавали ему вопросы, пришло сообщение о том, что одна из киносетей России а потом и другая , чтобы окончательно не погибнуть и поддержать сотрудников, запустила доставку еды. Почти два года дирекция Московского международного кинофестиваля безуспешно пыталась решить проблему его показа в России на большом экране. Теперь пандемия все расставила по местам. Мировая премьера 700-часового и наделавшего шума арт-проекта о советском физике и лауреате Нобелевской премии Льве Ландау Дау, как его называли , роль которого сыграл греческий дирижёр Теодор Курентзис, состоялась больше года назад в Париже. А в феврале на Берлинском кинофестивале представили два фильма из 16-ти. С них и начнется показ. Наташа» и «DAU.
Затем покажут все фильмы и сериал, 700 часов отснятого материала, по которому можно будет путешествовать, как это было в Париже. Но если там мы смотрели рабочий материал, то теперь зрители увидят его в законченном виде. Поскольку действие происходит в замкнутом пространстве на территории секретного института, специально построенного на харьковском стадионе, то все это окажется близко зрителю, как никогда. Мир сел под домашний арест» - сказал Хржановский. Как в таких условиях спасаться? Его рецепт - жить полной насыщенной жизнью и в радости, давать что-то другим, не погружаться в дегустацию депрессии. Оказаться в воронке мрачнейшего ощущения от мира легко.
Илья процитировал слова театрального режиссера Анатолия Васильева, сыгравшего роль директора секретного института Крупицы в реальности — Капицы , о том, как тяжело быть в радости, когда вокруг горе. Пока критики и первые зрители рассуждали весь год о фатальном насилии в этом проекте, исходившем от режиссера, он, оказывается, создавал «историю про счастье».
Параноидальный тиран? Большой души человек?
Итак, свершилось: в 2011 году завершились съемки самого одного из самых масштабных проектов за последние десятилетия в российском кино — фильма «Дау» по мотивам биографии Льва Ландау, советского физика, лауреата Нобелевской, Ленинской и трёх Сталинских премий, прославившегося также своей активностью на ниве секса, юмора и педагогики. Что же происходило в Харькове на протяжении трех с лишним лет? Это был поистине циклопический проект с монументальными декорациями и сотнями тысяч участников. Актёры и съемочная группа годами жили в «зоне» со своими законами.
Три года фантасмагории. Три года люди каждое утро переодевались в одежду конца 40-х годов и через кордон из "сотрудников НКВД" входили в машину времени — «физический институт» сталинской эпохи. На территории института ходили деньги того времени, звучала музыка того времени и действовал запрет на слова не из того времени. В кинопробах участвовали сотни тысяч человек.
Была проведена огромная работа по подбору реквизита для воссоздания 30-50-х годов. Молодой режиссер Илья Хржановский стремился к тому, чтобы люди не играли то время, а по-настоящему жили в нем. Профессиональные актеры в фильме практически не были задействованы. В то же время оператором картины был знаменитый немец Юрген Юргес, работавший с Фассбиндером, Вендерсом, Ханеке: многие отмечают «звездность» интернациональной съёмочной бригады.
Слухи Людей брали на работу и увольняли по малейшей прихоти режиссёра и его ассистентов. Бюджет проекта сильно превысил изначальную смету и зашкаливает за 10 миллионов долларов. На нарушителей правил поведения в «зоне» пронос на территорию сигарет, мобильника и т. Чекисты приходили с проверками и по ночам.
Харьков отходил от съемок, как после войны. Ценный реквизит, предоставленный горожанами, беспощадно уничтожался. В «институте» были оборудованы настоящие физические лаборатории, в которых настоящие физики со всего мира проводили настоящие эксперименты. Кроме того, в «институте» разводили свиней.
На съемках царила атмосфера истерии и всеобщей ненависти, источником которой являлся сам И. Непрерывно происходили пьянки, перераставшие в оргии. Приветствовались интимные отношения между участниками проекта. При приеме на работу главный вопрос режиссера к кандидату был таким: любит ли кандидат выпить.
Участники съемок сравнивают полученный опыт с пребыванием в концлагере, а режиссера - с Гитлером и Иваном Грозным. Говорит одна из участниц съёмок: «Я не знаю, какие могут быть съемки, когда тебя все ненавидят. Эту позицию — "всех используем и выжмем" — в России страшно уважают. Удивительно, что еще нет кольев с головами статистов вокруг офиса, мол, Хржановскому — респект!
Я видела такое, что заставляло меня задаваться вопросом, приемлемо ли такое для меня. Я знала, что нет. Но честолюбие не унималось. Я была в пылу работы и ничего не замечала. В фильме, который показывается на Берлинском кинофестивале, можно увидеть, как к проекту подключались настоящие неонацисты. Я спрашивала команду: люди, как вы на это соглашаетесь? Это действительно опасно.
И тогда тоже все только смеялись и не отвечали. Всем промыли мозги. Я спросила себя: неужели я единственная, кто это замечает? Они все знали Я не одобряю то, что происходит в отдельных частях фильма. Прежде всего это идет вразрез с моими принципами как женщины. Неясно, что реально, а что нет. Это не актеры.
Это нельзя оправдывать искусством, это по другую сторону добра и зла. После всего, что произошло, было важно сказать: я должна уйти. Я сказала, что все, с меня хватит. Тогда мне сказали, что дело во мне. Я — ошибка системы. Если ты с этим не справляешься, это место не для тебя. Меня разозлило, что эти фильмы оказались на Берлинском кинофестивале.
Берлинале делает вид, будто поддерживает права женщин и меньшинств. Это все болтовня, пиар. Все знают, что происходило во время съемок и за кулисами, какие были условия, как обращались с женщинами. Несмотря на это, фильму предоставляется такая большая площадка. Меня приводит в ярость, что такое возможно в Германии в 2020 году. Компания по поддержке СМИ и киноиндустрии Берлина и Бранденбурга софинансировала фильм, организацией руководит женщина.
Фильму "Дау" Ильи Хржановского частично отказали в прокате в России
Коротко рассказываем о том, что из себя представляет монументальный долгострой российского режиссера Ильи Хржановского. В Париже состоялся трехнедельный марафон проекта Ильи Хржановского «Дау», который был задуман как байопик физика Льва Ландау, а превратился в огромное и дорогое авторское высказывание. Режиссер Илья Хржановский Илья Хржановский: реакция на проект "Дау" во многом анекдотична. Мой первый собеседник – режиссер, продюсер грандиозных мемориальных проектов Илья Хржановский, с которым мы обсуждаем проблему памяти как терапии национальной травмы. Режиссер Илья Хржановский стал худруком мемориального центра «Бабий Яр».