Лицензия ФСТЭК на ТЗКИ дает право лицензиатам официально оказывать услуги по защите конфиденциальной информации, что позволяет на законных основаниях осуществлять установку сертифицированных СЗИ, направленных на защиту объектов информатизации.
Нужна ли лицензия ФСТЭК для защиты информации в АСУ ТП?
Оба документа предусматривают, что организационные меры должны обеспечивать защиту от: неправомерного доступа к информации, ее копирования или распространения для государственных ИС — и предоставления , исходя из принципа конфиденциальности; неправомерного уничтожения данных или их изменения принцип целостности ; неправомерного блокирования данных, ограничивающего доступ пользователей принцип доступности. Объектом защиты признаются не только данные, содержащиеся в ИС, но и оборудование, съемные носители, средства связи, средства расшифровки информации, программное обеспечение всех типов, операционные системы, технологии сохранения безопасности сведений и технические средства их защиты. Организационные меры призваны ограничить несанкционированное проникновение к этим объектам и разграничить доступ пользователей разных категорий компетентности, а также определить регламенты взаимодействия всех участников процесса защиты информации. Существенные различия между моделями регулирования От того, насколько федеральная служба может повлиять на владельца информационной системы, зависит глубина контроля. Среди основных различий в системе организационных мер для государственных организаций и частных компаний — операторов ПД: Государственная организация, при невозможности самостоятельно выстроить систему защиты информации, вправе привлекать для этой работы только лицензированные компании, на операторов ПД эти требования не распространяются. Формирование требований к охране информации для госорганизации может происходить только на основе строго определенных ГОСТов.
Частные операторы более свободны в выборе стандартов выстраивания архитектуры безопасности, могут опираться на ISO, иные стандарты, применять собственные решения, главное — использование сертифицированных программных и аппаратных средств. Критерии определения различаются, для оператора — это вид ПД и количество записей, для государственной организации — территориальный признак от федерального до муниципального. Модель угроз для госорганизации составляется только на основании документов и баз данных регулятора. Операторы должны лишь иметь в наличии оформленную модель угроз, ее содержание по большей части определяется на их усмотрение. Организационные меры для государственного органа Одной из основных организационных мер для всех участников процесса защиты информации ФСТЭК РФ признает разработку пакета организационно-распорядительной документации.
Для государственной организации это документы: определяющие регламент управления процессом обеспечения безопасности данных; устанавливающие порядок выявления и регистрации инцидентов информационной безопасности, реакции на них; определяющие регламент управления конфигурацией аттестованной информационной системы и системы защиты информации; устанавливающие методику мониторинга информационных систем. Для государственных ИС существуют свои правила внедрения системы и введения ее в эксплуатацию, осуществляется разграничение уровня доступа пользователей, проверка, насколько полно в регламентах описаны все нюансы работы с обеспечением безопасности данных. В обязательном порядке проводится отработка действий должностных лиц, отвечающих за организацию процесса защиты информации. Далее информационная система официально аттестуется, лишь после этого возможен ее ввод в эксплуатацию.
Срок действия лицензии ТЗКИ — бессрочно. В случае работы с гостайной — 5 лет. Срок действия лицензии СЗКИ — бессрочно.
Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 12 января 2023 г.
N 3 "Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в процессе лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации, и признании утратившими силу приказа ФСТЭК России от 17 июля 2017 г. N 134 и внесенных в него изменений" На основании части 2. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.
В случае если значимый объект критической информационной инфраструктуры функционирует в нескольких сферах областях деятельности или расположен на территории нескольких федеральных округов, второй и третьей группам цифр присваивается обозначение сферы области деятельности или территории, указанные субъектом критической информационной инфраструктуры первыми. Обозначение других сфер областей деятельности, в которых функционирует значимый объект критической информационной инфраструктуры, или территорий федеральных округов, на которых он располагается, вносится в графу Реестра, содержащую дополнительные сведения о значимом объекте критической информационной инфраструктуры. Записи о значимых объектах критической информационной инфраструктуры в Реестре ведутся последовательно в соответствии с датой включения в него сведений о значимом объекте критической информационной инфраструктуры. В случае внесения изменений в сведения о значимом объекте критической информационной инфраструктуры, регистрационный номер значимого объекта критической информационной инфраструктуры, включенного в Реестр, не изменяется. В случае изменения значимого объекта критической информационной инфраструктуры путем объединения нескольких значимых объектов критической информационной инфраструктуры, полученный значимый объект сохраняет регистрационный номер значимого объекта критической информационной инфраструктуры с наименьшим порядковым номером и более ранней датой включения в Реестр одного из объединяемых значимых объектов.
Регистрационные номера, ранее присвоенные остальным объединяемым значимым объектам, в дальнейшем не используются.
План мероприятий по выполнению требований закона № 187–ФЗ
Государственный реестр сертифицированных средств защиты информации СЗИ ФСТЭК России (Федеральная служба по таможенному и экспортному контролю Российской Федерации). В реестре средств защиты информации ФСТЭК содержится более 4000 сертифицированных. В последнее время достаточно часто зада-ется вопрос о необходимости получения оператора-ми персональных данных лицензии ФСТЭК Росси на деятельность по технической защите конфиденци-альной информации (Лицензия ТЗКИ) при организации защиты персональных. Чтобы получить лицензию ФСТЭК для технической защиты конфиденциальной информации необходимо выполнить ряд требований.
Что это такое и для чего нужна лицензия ФСТЭК
- Постановления Правительства РФ
- Общее описание и законодательная база
- C 1 января 2023 года вступили в силу новые требования Приказа 239 ФСТЭК России
- ГосСопка, ФСТЭК, НКЦКИ: все что нужно знать об оснащении КИИ. Часть 3
- Популярные материалы
Помощь в получении лицензии ФСТЭК ТЗКИ
Дела по ним заводят, составы квалифицируют, однако теперь куда активнее. Вдобавок, недавний Указ Президента Российской Федерации от 01. Если раньше речь шла о добровольно-принудительном переходе к «правильной ИБ-защите», то сейчас от добровольности окончательно отказались, остановившись на методе административного принуждения. Связано это, в первую очередь, с неторопливыми темпами перехода субъектов КИИ, а также с обострившейся внешнеполитической обстановкой. Если изначально сроки окончательного перехода были обозначены 2023 годом, то сейчас они сдвинулись на 2025, и, чтобы все участники точно отнеслись серьезно к процессу, введены достаточно жесткие меры с внушительными штрафами. Здесь имеет смысл упомянуть, что далеко не все упирается в нежелание субъектов кооперироваться с госорганами: в массе своей, они встречают вполне объективные препоны на своем пути. Да и постоянное изменение действующей базы нормативно-правовых актов НПА и появление все новых проектов НПА, не имеющих прямого отношения к обеспечению безопасности КИИ от компьютерных атак, серьезно демотивирует субъектов КИИ. При этом, вносимые изменения не направлены на решение проблем субъекта КИИ, а только создают дополнительную "бумажную" нагрузку.
Зато количество переписки между субъектом КИИ и регуляторами увеличивается в разы. Между тем, несмотря на неясности и назревшие проблемы в законодательном регулировании, выполнять требования все же необходимо, и быстро — до 2025 года времени хватает «впритык» чтобы перевестись на нужное ПО, реестровую технику и оснаститься должной защитой. Что будет, если не начать оперативно подстраиваться под требования закона? Вариантов последствий всего два - наказание административное и уголовное. Федеральным законом от 26 мая 2021 г. Если ч. Соответственно, максимальный размер штрафа для юридических лиц по ч.
При этом с толкованием ст. Так, ч.
N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. N 1085 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. N 957 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. N 79 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 11, ст.
Кроме того, многие компании попадают под действие закона о защите персональных данных 152-ФЗ , который обязывает использовать только решения из реестра сертифицированных средств защиты информации при работе с конфиденциальными сведениями. Поэтому при проведении закупок по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ необходимо проверять, внесены ли решения, которые планируется приобрести в реестр средств защиты информации.
Наши специалисты обладают богатым опытом поставок различных ИТ-решений и помогут вам подобрать оборудование и программное обеспечение, полностью соответствующее актуальному законодательству и удовлетворяющее вашим требованиям. Смотрите также:.
Основным нарушением была низкая квалификация специалистов. Все нарушения устранены в установленные в предписаниях сроки. Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обязательных требованиях при осуществлении лицензируемых видов деятельности, о порядке процедурах, сроках проведения контрольных мероприятий, правах и обязанностях подконтрольных субъектов, проверяющих должностных лиц ФСТЭК России, порядке обжалования результатов проверок проводилось в ходе методических сборов, рабочих встреч совещаний , при консультировании информировании по вопросам изменений в законодательстве Российской Федерации в области лицензирования деятельности по ТЗКИ, деятельности по СЗКИ, а также непосредственно в ходе проведения проверок. Результаты лицензионного контроля в целом позволяют сделать вывод о том, что должностные лица организаций-лицензиатов ФСТЭК России в достаточной мере информированы по указанным вопросам. Проблемных вопросов применения обязательных требований не имеется.
Устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований не выявлено. В отчетном году в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учётом изменений, внесенных Федеральным законом от 4 ноября 2022 г. N 427-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и во исполнение Плана-графика подготовки нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона от 4 ноября 2022 г. N 427-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ФСТЭК России внесены изменения в положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации. Основными изменениями явились. В соответствии с частью 2. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" деятельность федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, не является предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации на основе анализа правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России, в части лицензионного контроля, не имеется.
Получены лицензии ФСТЭК
Заместитель начальника 2 отдела Управления ФСТЭК России по Дальневосточному федеральному округу Чурсин Евгений Юрьевич. Порядок организации и проведения работ по аттестации объектов информатизации на соответствие требованиям о защите информации. ФСТЭК не волнует, что у заказчика услуг лицензиатов-нарушителей защита конфиденциальной информации не обеспечивается? должна ли организация, осуществляющая работы по защите информации в АСУ ТП в соответствии с требованиями ФСТЭК России быть лицензиатом ФСТЭК?
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России)
Решение Solar inRights сертифицировано ФСТЭК России на соответствие требованиям ОУД 4 (Новости). С этой целью в соответствии с п. 29 Порядка ФСТЭК России (территориальный орган ФСТЭК России) после внесения в реестр аттестованных ОИ проводит экспертно-документальную оценку документов, представленных органом по аттестации. Государственный реестр сертифицированных средств защиты информации СЗИ ФСТЭК России (Федеральная служба по таможенному и экспортному контролю Российской Федерации). В реестре средств защиты информации ФСТЭК содержится более 4000 сертифицированных. Техническая защита информации (ТЗКИ) Разработка средств защиты (СЗКИ) Защита государственной тайны Создание средств защиты гостайны Противодействие иностранным разведкам Оборудование ФСТЭК (КИО) Подбор кадров под лицензию ФСТЭК. Результаты категорирования отправляются во ФСТЭК России, где проверяются правильность порядка категорирования и корректность присвоения категории значимости, и в случае отсутствия замечаний полученные сведения вносятся в реестр объектов КИИ. Судя по отчетам ФСТЭК, ситуация с лицензиатами ТЗКИ находится с 2017 года на очень печальном уровне.
Реестр фстэк
Мы прекрасно понимаем, что клиенту нужна лицензия срочно, поэтому стараемся работать оперативно. Мы помогаем сделать лицензию за 45-ть рабочих дней. Счет ведется с того дня, когда были отправлены документы. Наши специалисты берут на себя все обязательства и освобождаются клиента от беготни по разным инструкциям, а также собирательства документов. И если человек смог получить лицензию, то ему не придется проходить повторную регистрацию. В случае, если работа ведется с гостайной, то продлевать документ придется каждые 5-ть лет. Мы можем помочь не только оформить лицензию и собрать документы, но и переоформить ее, если в этом есть необходимость. Если ведется переоформление, то готовый документ будет готов максимум через 10-ть дней.
Сертифицированные решения подразделяются на 6 классов обеспечения защиты, а также имеют различные уровни доверия от 6 до 1. Если компания производит те или иные средства защиты, ей необходимо пройти сертификацию ФСТЭК России и попасть в реестр сертифицированных средств защиты информации, иначе она просто не сможет реализовать свои разработки. Сертифицированные средства защиты информации В реестре средств защиты информации ФСТЭК содержится более 4000 сертифицированных программных и аппаратных средств для защиты информации от несанкционированного доступа, активной защиты информации, защиты каналов коммуникаций, программно-аппаратные комплексы средств защиты и серверные операционные системы. Эти системы применяются для обеспечения безопасности конфиденциальной информации, особо охраняемой государством. Кроме того, многие компании попадают под действие закона о защите персональных данных 152-ФЗ , который обязывает использовать только решения из реестра сертифицированных средств защиты информации при работе с конфиденциальными сведениями.
N 1085 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. N 957 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. N 79 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 11, ст. N 134 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации" зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2017 г.
N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Административным регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденным приказом ФСТЭК России от 20 июля 2012 г. N 89, Административным регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, утвержденным приказом ФСТЭК России от 20 июля 2012 г. Количество подконтрольных субъектов - лицензиатов ФСТЭК России, осуществляющих деятельность по технической защите конфиденциальной информации далее - ТЗКИ и деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации далее - СЗКИ в 2022 году, составляло 2902. Обобщение и анализ правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении лицензируемых видов деятельности проводились по двум направлениям: правоприменительная практика организации и проведения лицензионного контроля; правоприменительная практика соблюдения лицензиатами ФСТЭК России обязательных требований. Правоприменительная практика организации и проведения лицензионного контроля В 2022 году проведены выездные проверки 4 организаций-лицензиатов из 37 запланированных. Остальные проверки отменены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля надзора , муниципального контроля". Проблемных вопросов при подготовке предложений в проект плана контроля и их рассмотрении в органах прокуратуры не возникало. При подготовке плана контроля предпочтение отдано выездной форме проверок, поскольку выездные проверки позволяют объективно оценить фактические условия осуществления лицензируемых видов деятельности и подтвердить достоверность представляемой в лицензирующий орган информации. Оснований для проведения внеплановых проверок лицензиатов, в отношении которых требуется согласование с органами прокуратуры, за отчетный период не имелось. При этом территориальными органами ФСТЭК России использовались методические документы по подготовке проектов приказов о проведении проверок, актов проверок, внесению в реестр необходимой информации. Исчисление сроков проведения проверок осуществлялось в зависимости от объема работ и услуг по лицензируемым видам деятельности. Продолжительность проверок составила от 1 до 5 дней. Нарушения сроков проведения проверок и их продолжительности не было.