Новости пустой стул техника в психологии

Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения. Техника «Пустой стул» Ф. Перлза в психологии и её особенности.

Техника пустого стула

Что такое гештальт: техники, законы и примеры Гештальт-терапия: Техника «Пустой стул». Эта техника может использоваться для завершения каких-либо ситуаций из прошлого.
Гештальттерапия В этом видео мы поговорим про технику гештальт терапии, которая называется "Пустой Стул".
От «пустого стула» к «круглому столу» — техника работы с субличностями (1/2) | Пикабу он для значимого другого, который может тот стул занять.

Техника «Пустого стула» в гештальт-терапии: основы и практика

В своей простейшей форме техника пустого стула использует один стул. Техника пустого стула, или «горячего», по выражению Фрица Перлза, основателя психотерапии Гештальт — это одна из интервенционных техник, которую можно использовать в отношениях между психотерапевто. Для этого нужно действительно поставить пустой стул для воображаемого собеседника, к примеру бывшего партнера, отношения с которым закончились болезненным разрывом. В целом, техника «Пустой стул» остается ценным инструментом в гештальт-терапии, который способствует эмоциональному выражению, самопознанию и внутренней интеграции. Другой техникой является «пустой стул». В целом, техника пустого стула является ценным инструментом для клиентов, которые хотят работать с нерешенными эмоциями или проблемами.

Пустое кресло: методика гештальт-терапии

Нарушение границ провоцирует многочисленные проблемы, которые преодолеваются человеком. Когда формируется гештальт? Жизнь любого человека сопровождается разнообразными гештальтами разных масштабов - как мелкими, так и крупными. Среди них - взаимоотношения с родителями, детьми и друзьями, ссоры с любимыми и близкими людьми, разговоры с коллегами, ощущения влюбленности, дружба.

Гештальт возникает спонтанно и не по воле человека, а как следствие появления потребности, требующей скорейшего удовлетворения. Он начинается и заканчивается, последнее - в момент удовлетворения потребности. Абсолютно все желания человека не могут быть исполнены, в связи с чем цикл закрытия гештальта может отличаться по длительности.

Цикл гештальта Идеальный цикл выглядит следующим образом: Формирование потребности. Удовлетворение потребности. Завершение контакта.

Процесс может осложняться различными внешними либо внутренними факторами, что не позволяет завершить цикл, поскольку разрывается граница контакта. Гештальт остается в сознании в случае полного завершения процесса. Незакрытый гештальт мучает человека на протяжении всей его жизни, мешая удовлетворению прочих потребностей.

Зачастую он становится причиной сбоев в работе защитных механизмов психики. Какие механизмы защиты могут выйти из строя? Среди таковых следующие: Интроекция.

Внедрение оценок, установок и мотивов других людей во внутренний мир человека без критического отношения к ним. Интроекция играет огромную роль для становления психики ребенка, поскольку она позволяет ему стать личностью. Патологическая интроекция происходит из восприятия всех привычек, идей и принципов без их совмещения с накопленным жизненным опытом.

Тенденция переложения ответственности с человека на окружающий мир. К проекции люди чаще всего прибегают тогда, когда не могут справиться с собственными отрицательными эмоциями. Здоровые отношения с другими людьми строятся при помощи нормальной проекции.

Патологическая ее форма может подменить реальность. Слияние, или конфлюэнция. Состояние, характеризующееся отсутствием границ контакта.

В запущенном случае человек может утратить осознание самого себя. Временное слияние в нормальном состоянии наблюдается у матери и младенца или возлюбленных. Идентификация психики таких людей в большинстве случаев происходит за короткий промежуток времени.

Патологическое слияние сопровождается сверхконтролем других людей.

Клиенту предлагают прислушаться к себе - на душе становится легче! И со словами: "Побудьте в этом состоянии, поберегите свои открытия! В размещённом видео я провожу для вас представление этой техники. Добро пожаловать к ролику! Показать больше.

Психологи предлагают множество разнообразных техник для работы с проблемами, страхами и конфликтами. Одна из наиболее популярных и простых в исполнении — техника «пустого стула». Рассказываем про неё подробнее. Время чтения: 3 минуты.

Откуда эта техника? Техникой «пустого стула» часто пользуются в гештальт-терапии. Одна из главных задач этого раздела психотерапии — завершить незаконченное дело, которое гложет человека, освободиться от неактуальных эмоций, мешающих здоровому функционированию. Непрожитые и не осознанные до конца эмоции мешают нам реагировать на настоящее, провоцируют новые конфликты.

Для того, чтобы от них избавиться. С помощью этого упражнения можно проговорить и прожить эмоции в моменте, «здесь и сейчас». Поэтому обычно терапевт контролирует её использование, особенно в первые разы: направляет человека, помогает ему задавать нужные вопросы, чтобы прийти к пониманию корней конкретной эмоции или конфликта. В чём заключается это упражнение?

Это упражнение предполагает, что человек разговаривает с воображаемым собеседником, который сидит на пустом стуле, расположенным напротив него иногда стул ставится по диагонали — на случай, если человек не готов напрямую взаимодействовать со своим страхом. Во время этого упражнения говорящий должен высказать все мысли и чувства, которые вызывает этот воображаемый собеседник. В качестве воображаемого собеседника может выступать другой человек, ситуация, цель. Иногда практикуется диалог с самим собой: пациент задаёт вопросы, на которые он должен себе ответить.

В таком случае это выглядит так, словно отвечает другая часть собственной личности — это снимает внутренние конфликты, например, вечное противостояние того, что «нужно» и того, что «хочется». Если разобраться в этих двух аспектах, строить цели и нащупывать дорогу дальше станет проще. Цель этого упражнения — помочь человеку исследовать свои мысли, эмоции и отношения через визуализацию и диалог. Важно, чтобы не было сплошного потока обвинения: катарсис не наступит, если просто накричать на воображаемого друга.

После бурного проявления эмоций всегда нужно задумываться, откуда они взялись. Присутствующий рядом терапевт как раз нужен для того, чтобы подтолкнуть в сторону этого размышления и поиска источника внутреннего конфликта, связанного с проецируемым человеком или ситуацией. Сложности в использовании техники Возникают сильные эмоции — и это нормально. Но для непривычных к такой встряске людей сложно перестроиться и открыться самому себе.

При активном процессе взаимодействия с источником обиды могут возникать гнев, боль, грусть и другие сильные эмоции. Высокий уровень эмоционального дискомфорта под силу преодолеть не всем, особенно в одиночку. Смотрите курс-саммари «Гештальт-психология», чтобы узнать о действенных техниках работы с психологическими проблемами. А по промокоду BLOG15 вы сможете получить бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней — он действует до 25 июля при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.

Происходит столкновение с сопротивлением и защитными механизмами. Возможно, будут появляться мысли оправдания, отрицания или избегания работы с негативными эмоциями. Сопротивление — страх раскрыть свою уязвимость либо сопротивление изменениям, опасение, что после проживания эмоций будет непривычная пустота на их месте. Некоторые люди могут испытывать затруднения в визуализации или могут чувствовать дискомфорт при имитации диалога.

Негативные эмоции сложны и многогранны. Выполняющий технику «пустого стула» сталкивается с необходимостью исследовать свои собственные мотивы и переживания, а также причины обид. Этот процесс требует постоянного самонаблюдения и осознания собственных мыслей, эмоций и реакций. Он может быть интенсивным и требовать от человека навыков, которых у него пока нет — поэтому важно проводить первые эксперименты не самостоятельно, а совместно со специалистом.

Помощь в прощении и принятии Прощение — это сложный и важный психологический процесс. В его основе лежит способность осознать, принять и отпустить обиду, которую мы чувствуем по отношению к другому человеку. Прощение играет важную роль в наших отношениях с близкими людьми. Конфликты, обиды и нанесенные раны могут разрушать наши связи с другими, создавать напряжение и дистанцию.

Обиды, которые мы переживаем, часто имеют глубокие эмоциональные последствия — гнев, обида, страх, грусть или разочарование становятся постоянными спутниками. Эти эмоции становятся преградой, затрудняя нашу жизнь. Осознать причины таких чувств и позволяет рассмотренная нами техника. Глубокая саморефлексия предполагает понимание своих эмоций и готовность отпустить негативные чувства, связанные с произошедшим.

Прощение не оправдывает совершённые в нашу сторону действия, однако даёт возможность для исцеления и освобождает нас от их влияния, позволяя двигаться вперед. Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней по промокоду BLOG15. Он действует до 25 июля при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.

О том, как не поддаваться манипуляциям, рассказываем в нашем материале: Как не поддаваться манипуляциям? Рассказываем подробнее об идеях знаменитого психиатра в видео нашего проекта: 2023-05-30 17:48 Источник А вот техника чуда, стоящая на десятом месте этого хит-парада Продолжаем пересказывать серию статей Райана Хоуса «Десять крутых терапевтических интервенций» рассказом о технике, широко признанной среди гештальт-терапевтов, их клиентов и поклонников мебели во всем мире. Эксперт по гештальт-терапии Дэн Блум делится своими мыслями об этой мощной процедуре. Термин «гештальт» относится к целому, которое больше, чем сумма его частей.

Гештальт-терапия, разработанная Фрицем Перлзом 1893-1970 , основана на идее целостного существа, связанного со своим окружением, близкими и воспоминаниями. Терапия направлена на создание полного осознания того, что происходит здесь и сейчас, как внутри клиента, так и между клиентом и терапевтом. Пустой стул — это одна из многих интерактивных техник, используемых для вовлечения чувств, мыслей и поведения клиента. На протяжении многих лет над старым добрым пустым стулом изрядно поиздевались.

Благодаря этому простому инструменту клиенты поделились своим мнением с бесчисленными супругами, начальниками, лучшими друзьями и умершими родственниками. Но стул от этого не изнашивается, и в результате миллионы людей лучше понимают чувства и общение. Это определенно квалифицирует его как финалиста первой десятки крутых терапевтических техник. Для меня большая честь принимать Дэна Блума, нью-йоркского гештальт-психотерапевта и президента Ассоциации содействия развитию гештальт-терапии, международного сообщества.

Он осуществляет супервизию и обучает терапевтов в Нью-Йорке и за рубежом. Он любезно делится своими мыслями о пустом стуле: 1. Когда врач должен использовать технику пустого стула? Техника пустого стула характерна для некоторых стилей гештальт-терапии.

Это часто эффективно для облегчения интеграции клиентами различных аспектов или «непризнаваемых частей» их личности с целью дальнейшего психотерапевтического понимания. Это одно из множества вмешательств, которые помогают людям перейти от разговоров о чем-то к полноте непосредственного, настоящего опыта — ощущений, аффектов, познания, движения. Чем меньше люди «общаются», или «вербализуют», или абстрактно мыслят, тем больше вероятность, что терапевты будут использовать это как выразительную технику. Оно не используется для клиентов, чья эмоциональность уже драматична и которые, возможно, уже подвержены эмоциональному «наводнению».

На что это похоже? Как впервые популяризировал Фриц Перлз, один из основателей гештальт-терапии, пустой стул был обращен к клиенту. Клиент представлял кого-то или себя, себя или части себя в нем и говорил, жестикулировал или иным образом общался с «пустым стулом», который теперь не был таким пустым. Затем клиент садился на стул, продолжая разговор, на этот раз поменявшись ролями.

Вариации «пустого стула» развивались на протяжении десятилетий, чтобы соответствовать клиническим потребностям ситуации — и по мере развития гештальт-терапии. Клиент может участвовать в этой технике без «поддержки» в виде фактического пустого стула.

Обычно дело в транзакциях и эго-состояниях.

Когда человек научится управлять своим общением, поведением и реакциями, то сможет защитить себя от манипуляций и выйти из круга неприятностей. На самом деле человек сам выбирает таких партнеров, притягивает их своим поведением, а затем отыгрывает в отношениях с ними свой сценарий, подтверждает свои представления о себе, других людях и мире. Техника «Театр» С помощью одно из самых популярных техник транзактного анализа можно определить жизненный сценарий.

Вы можете выполнить ее прямо сейчас. Представьте, что сидите в театре и ожидаете начало спектакля. Он о вашей жизни.

Подумайте, как называется этот спектакль и каким он будет: Трагичным или комичным? А может быть, каким-то другим? Как бы вы описали главного героя?

Какой он? Сколько еще зрителей пришло на спектакль? Зал полный или пустой?

Как вы думаете, что почувствует публика? Например, будет грустить или веселится при просмотре спектакля? Досмотрит ли его до конца?

Спектакль начинается. Вы видите себя в младенчестве. Кто и что вас окружает?

Что вы чувствуете? Затем идет вторая сцена, теперь вам 3—6 лет. Кто и что окружает вас теперь?

Кто и что говорит вам? Что вы отвечаете?

Техники психодрамы

Техника пустого стула в психологии: основные принципы и методы 2. Техника диалога: пустой стул. Многие знакомы с этим психологическим приемом. Это хорошо известная и полезная техника очень хорошо представляет суть гештальта.
Техники психодрамы Техника «Пустой стул». Это пример регрессивной техники. Психолог предлагает клиенту сесть на стул, а напротив себя на пустом стуле представить человека, с которым связан неприятный опыт.
Эффект Зейгарник и незавершенный гештальт. - Психолог Елена Елизарова, Москва «Пустой стул». Ставятся два стула друг напротив друга — для себя и воображаемого собеседника.
Эффект Зейгарник и незавершенный гештальт. 2. Техника диалога: пустой стул. Многие знакомы с этим психологическим приемом. Это хорошо известная и полезная техника очень хорошо представляет суть гештальта.

Пустое кресло: терапевтическая техника гештальта

Я магистр психологии, сертифицированный гештальт-терапевт и семейный консультант. Более 7 лет я веду частную психотерапевтическую практику и специализируюсь на личностных расстройствах. Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама, техника «горячий стул» или «пустой стул». Техника пустого стула более эффективна, потому что в ней вы проговариваете вслух то, что осталось незавершенным. это одна из многих интерактивных техник, используемых для вовлечения чувств, мыслей и поведения клиента.

Техника «Пустой стул»

Методы и техники гештальт терапии в психологии это одна из многих интерактивных техник, используемых для вовлечения чувств, мыслей и поведения клиента.
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты Напротив сидящего на "горячем стуле" человека ставится пустой стул.
КРУТАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ 9. ПУСТОЙ СТУЛ одна из возможных техник, которые часто используются для преодоления такого рода переживаний, основанных на прошлом опыте.
Техника пустой стул в психологии инструкция по применению «Пустой стул» предлагает взглянуть на проблему со стороны, но далеко не каждый на это способен.

Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты

это одна из многих интерактивных техник, используемых для вовлечения чувств, мыслей и поведения клиента. Техника "пустого стула" используется как для интеграции "частей" личности, так и для диссоциации с интроектами. Техника «Пустой стул» состоит в том, что клиенту предлагается на пустой стул перед собой посадить воображаемого собеседника. Техника пустого стула, или «горячего», по выражению Фрица Перлза, основателя психотерапии Гештальт — это одна из интервенционных техник, которую можно использовать в отношениях между психотерапевто.

Техника пустого стула в психологии: основные принципы и методы

Данный метод гештальт-терапии (т.е. техника «Пустого стула»), предлагает клиентам вообразить себе значимого человека рядом с ними и напрямую обратиться к этой личности. Гештальт терапия – направление в психологии, которое помогает клиенту осознать и проработать непрожитые чувства, свои потребности, незавершённые ситуации, а также взять ответственность на себя за свою собственную жизнь. Используя технику двух стульев, люди могут достичь осознания своих отдельных сторон с помощью диалога, исполняя различные роли и меняя стулья с каждой сменой роли. это психотерапевтическая техника, обычно используемая в гештальт-терапии для изучения отношений пациентов с самими собой, с аспектами их личности, их концепциями, идеями, чувствами и т.д. Техника «пустого стула» используется как для интеграции «частей» личности, так и для диссоциации с интроектами.

Техника «Пустой стул» Ф. Перлза в психологии и её особенности

Важно записывать всю информацию, полученную в процессе работы с "пустым стулом", чтобы впоследствии проанализировать инсайты, полученные в процессе. Техника "пустой стул" - это метод, который часто используется в психотерапии, особенно в рамках гештальт-терапии, для работы с эмоциями, страхами и внутренними конфликтами. Она помогает человеку визуализировать свои чувства и идеи, а также взаимодействовать с ними на более глубоком уровне. Вот как это работает: 1. Подготовьте стул: Расположите два стула напротив друг друга. Один из них будет "вашим" стулом, а другой - "пустым" стулом.

Выберите свой страх или конфликт: Подумайте о страхе или проблеме, с которым вы хотели бы поработать. Это может быть страх перед чем-то, чувство вины, гнев и так далее. Сядьте на свой стул: Сначала сядьте на свой стул и представьте, что вы находитесь внутри своего страха или проблемы.

Психологи подчеркивают, что такие гештальты порой становятся источником тревожности, способствуют нерациональному поведению и заставляют человека бессознательно повторять одни и те же ошибки или модели поведения. Хорошая новость в том, что сформированный гештальт не значит, что он неизменен, так как психика вся целиком очень пластична и переменчива. Важным процессом в гештальте является постоянная ревизия его состояния и качеств Как закрыть гештальт Чтобы закрыть гештальт, для начала стоит попробовать самому справиться с проблемой. Самостоятельное решение, когда это возможно, — самый эффективный способ избавиться от незавершенной задачи. Конец всех бед может быть элементарным: например, покупка желаемого гаджета или путешествие. Но может быть и сложным, когда требуется восстановление потерянных связей с людьми или с собственным я.

Один из методов гештальт-терапии — это диалог с «пустым стулом». Этот метод применяют не только для работы с незавершенными делами, но и для помощи в самых разных ситуациях: от неуверенности до борьбы с тревожностью. Техника «пустого стула» позволяет выразить накопившиеся чувства, когда невозможно поговорить с человеком напрямую. Рекомендуется проводить ее под руководством терапевта, который поможет взглянуть на проблему под другим углом и обеспечит конструктивный диалог, а также не обращаться к умершим людям — для них лучше писать письма. Можно попытаться провести упражнение и самостоятельно. Для этого нужно поставить пустой стул напротив себя и представить, что ваш собеседник, с которым у вас остались неразрешенные вопросы, сидит на нем. Если описать его внешность и манеры, то удастся сделать образ более реальным. Затем начинайте говорить все то, что вы хотели бы ему сказать. Несмотря на кажущуюся странность ситуации, важно подходить к упражнению серьезно и откровенно выражать свои мысли.

Вложив в это чувства, можно достать из глубин подсознания беспокойство и покончить с ним раз и навсегда. Если самостоятельно справиться с проблемой не удается, всегда можно обратиться за профессиональной помощью. Необязательно искать именно гештальт-терапевта. Важно выбрать специалиста, чьи методы вам близки и понятны, будь то когнитивно-поведенческая терапия или любая другая подходящая методика. Критика гештальт-подхода 1. Недостаток эмпирической базы Один из основных блоков критики подхода — отсутствие строгих эмпирических исследований, подтверждающих эффективность гештальт-терапии. Критики указывают на необходимость более обширных исследований, проведенных с использованием современных научных методов, для оценки эффективности подхода. Субъективность методов Гештальт-терапия основывается на принципах интуитивного понимания и личного опыта как терапевта, так и клиента, что может привести к высокой степени субъективности в интерпретации и анализе психологических проблем. Это может затруднить стандартизацию подхода и его применение в различных условиях.

Отсутствие структуры Некоторые критики указывают на отсутствие четкой структуры в гештальт-терапии, что, по их мнению, может стать причиной недостаточной сфокусированности на конкретных проблемах клиента и непоследовательности в процессе лечения. Возможное пренебрежение историей клиента Поскольку гештальт-терапия сосредоточена на «здесь и сейчас», критики утверждают, что она может упускать из виду важность прошлого опыта клиента и его влияние на текущее состояние.

Состоит он в том, что клиенту предлагается на пустой стул перед собой посадить воображаемого собеседника, которым может быть его мама «внутренняя мама», потому что реальная, возможно, давно покинула этот мир , недовольный им «внутренний голос», мучающая его боль в ноге и т.

Затем организуется диалог между тем «я», которое сидит на первоначальном стуле, и посаженным на пустой стул «собеседником», причем роль этого собеседника исполняет, — пересаживаясь на пустой стул, — сам клиент. Известно, что техника эта возникла под влиянием психодрамы Морено, которая произвела на Фрица Перлза, — основателя гештальттерапии — большое впечатление. Различия, впрочем, очевидны.

Решающим, с нашей точки зрения, является то, что обе роли или больше, если необходимо исполняет сам клиент. Благодаря этому становится очевидным, что диалог ведут его собственные «части». Предполагается, что они наделены особым психологическим статусом: оказывается, что такая «часть» может говорить, думать, чувствовать, иметь свою точку зрения, отличную от точки зрения других «частей».

Может показаться, что это противоречит постоянно утверждаемому психологами-гуманистами принципу целостности психики. Однако же нетрудно заметить, что как основатель гештальттерапии Фриц Перлз, так и многие другие классики гуманистической психотерапии на деле придерживались лежащего за обсуждаемой техникой представления — что психика человека, как бы к этому ни относиться, разделена. Например, у основателя психосинтеза Роберто Ассаджоли мы обнаруживаем понятие субличности.

А вот цитата из книги еще одного из «отцов» гуманистической психотерапии Эрика Берна, где феномен субличности или «части» описывается с предельной отчетливостью хотя и под другим именем : «Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью... Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными. У каждого человека свой набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания.

А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных эго-состояний. На языке психологии эго-состояния можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем.

По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром эго-состояний, которые суть не роли, а психологическая реальность». Берн имеет в виду, разумеется, свою знаменитую триаду Р-В-Д именно их он называет «эго-состояниями» , но приведенная цитата фиксирует интересующий нас психологический феномен более обобщенно. Под берновское описание вполне подпадают и «части», и субличности.

От описанного представления возможны два направления движения: одно из них акцентирует интер-субъективные межличностные , другое — интра-субъективные внутри-личностные аспекты возникающей ситуации. Что касается первого, то практически полезно иметь в виду, что «ведет себя», участвуя в разнообразных социальных ситуациях, не «человек-как-целое», а различные субличности. Как замечает придерживающийся аналогичной концепции Г.

Гурджиев, одно «я» в человеке может подписать вексель, по которому и всем другим его «я» придется расплачиваться всю оставшуюся жизнь. Берновские схемы трансакций два столбика, состоящие из кружочков, и стрелки между ними также описывают эту, — межличностную, — сторону дела.

Может показаться, что это противоречит постоянно утверждаемому психологами-гуманистами принципу целостности психики. Однако же нетрудно заметить, что как основатель гештальттерапии Фриц Перлз, так и многие другие классики гуманистической психотерапии на деле придерживались лежащего за обсуждаемой техникой представления — что психика человека, как бы к этому ни относиться, разделена. Например, у основателя психосинтеза Роберто Ассаджоли мы обнаруживаем понятие субличности. А вот цитата из книги еще одного из «отцов» гуманистической психотерапии Эрика Берна, где феномен субличности или «части» описывается с предельной отчетливостью хотя и под другим именем : «Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью... Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными. У каждого человека свой набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных эго-состояний.

На языке психологии эго-состояния можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром эго-состояний, которые суть не роли, а психологическая реальность». Берн имеет в виду, разумеется, свою знаменитую триаду Р-В-Д именно их он называет «эго-состояниями» , но приведенная цитата фиксирует интересующий нас психологический феномен более обобщенно. Под берновское описание вполне подпадают и «части», и субличности. От описанного представления возможны два направления движения: одно из них акцентирует интер-субъективные межличностные , другое — интра-субъективные внутри-личностные аспекты возникающей ситуации. Что касается первого, то практически полезно иметь в виду, что «ведет себя», участвуя в разнообразных социальных ситуациях, не «человек-как-целое», а различные субличности. Как замечает придерживающийся аналогичной концепции Г. Гурджиев, одно «я» в человеке может подписать вексель, по которому и всем другим его «я» придется расплачиваться всю оставшуюся жизнь. Берновские схемы трансакций два столбика, состоящие из кружочков, и стрелки между ними также описывают эту, — межличностную, — сторону дела. Во втором направлении особый психотехнический и психотерапевтический интерес могут представлять взаимоотношения субличностей «внутри» человека.

Техника «пустого стула» занята тем, чтобы выявить, экстериоризовать те субличности, из бесконечных диалогов, конфликтов, схваток и клинчей которых подчас состоит внутренняя жизнь «здорового невротика». Рассмотрим несколько примеров, чтобы практически прочувствовать разделенность «частей» или субличностей в человеке. Вот одна из часто встречающихся проблем, с которыми сталкивается «здоровый невротик»: как заставить себя делать то, чего делать не хочется? Например, писать курсовую работу, учить английский язык, мыть посуду, гулять с собакой в плохую погоду… Попробуем разложить ситуацию на составляющие. Прежде всего, долженствование всегда имеет собственную коммуникативную структуру: кто-то должен кому-то. Адресатом долженствования тем, кому должны может быть внешний человек, а может быть собственная субличность: «Я должен сам себе», — говорит клиент. Таким образом, «исполнитель долженствования» оказывается разделенным на «собственно исполнителя» и «прораба» он же — надсмотрщик. В случае, если человек должен «сам себе», мы можем рассадить по отдельным стульям «самого» и «себя». Как очевидно из рассматриваемой ситуации, отношения между ними далеко не просты. Чаще всего, доводы, в соответствии с которыми человек должен нечто сделать, могут быть вполне понятны надсмотрщику, но совершенно непонятны исполнителю.

А работать-то нужно иметь последнему. То «я», которое знает, что нужно писать курсовую работу, — это совершенно не то «я», которое будет если будет реально ее писать. У того «я», которое должно это делать, в голове — отношения с преподавателем или мамой, или деканатом , а вовсе не формы английского герундия, о которых нужно писать. А у того «я», которому нужно было бы писать про формы герундия, в голове если не ветер, то приглянувшаяся студентка-однокурсница. Возможно, отношения между этими фигурами подобны отношениям известных перлзовских «собак» — собаки снизу и собаки сверху topdog и underdog. Одна приказывает, не очень рассчитывая на исполнение, другая чувствует себя виноватой, но не собирается ничего с этим делать. Впрочем, это уже интериоризованная то есть перенесенная «вовнутрь» берновская «игра», об этом у нас пойдет речь в другом месте. Так или иначе, для того, чтобы курсовая была или не была написана, то есть для того, чтобы субличности могли выйти из клинча, нужно наладить между этими фигурами реальное взаимодействие. Другой пример субличностного расклада — «и хочется, и колется». Наивному человеку может показаться, что это про реальную розу с шипами: дескать, с одной стороны, определенной вещи хочется, а с другой стороны это связано с какой-то опасностью в самой реальности.

Но чаще дело обстоит гораздо сложнее. Есть некое «я», которому чего-то хочется, — например, подарить розу замечательно красивой Маше из восьмого «б», и это порождает одно представление о реальности со своей линией рассуждений. И одновременно, в том же Васе из седьмого «а», есть другое «я», вполне солидарное с компанией сорванцов, готовых улюлюкать и вопить «тили-тили-тесто», что, как нетрудно догадаться, создает другое представление о реальности и другую линию рассуждений. Бедный Вася переживает при этом состояние, которое еще психоаналитики назвали «амбивалентным»: одна его субличность явно враждебно настроена по отношению к желаниям другой. Еще один пример, где проявляются разные субличности. Когда я уже совсем проснулся, пришел в свою наилучшую дневную форму, я начинаю думать, как хорошо было бы вставать пораньше, часов, допустим, в восемь, а не спать до десяти: как бы много я успел сделать. Но на следующий день, когда наступает этот момент, — восемь часов, — и звонит будильник, я открываю полглаза и обнаруживаю, что человек, который сейчас решает, вставать или не вставать, относится к этому совершенно иным образом. У него другая жизнь и другие доводы. Эта ситуация часто отрабатывается в виде представления о «состояниях»: я был в таком состоянии, я был в другом состоянии. Но можно сказать, что «состояния» — либо следствие, либо условие выхода на передний план той или иной субличности.

Совершенно бессмысленно здесь говорить о том, как «правильно» рассматривать этот пример, — в категории состояний или в категории субличностей. Достаточно сказать, что, если рассматривать его в категории субличностей, то это ведет к определенной психотехнической практике: субличности можно посадить рядом, попросить их обсудить подвопросную тему, и тогда, может быть, у той субличности, которая говорит, что хорошо бы мне вставать в семь часов утра даже еще лучше, чем в восемь поубавится энтузиазма, и она согласится, скажем, на девять, а у субличности, которой в момент пробуждения надо решать, встану я или посплю еще, поубавится негативизма. По форме это пример из Гурджиева-по-Успенскому, но на самом деле я рассказываю о своем личном опыте, потому что я так и сделал: посадил эти две на самом деле больше, как мы позже увидим субличности рядом, и им много чего нашлось сказать друг другу, а в результате моя ситуация по этому поводу сильно изменилась. Техника может показаться простой, но реально и с реальными людьми это не так просто.

«Пустой стул» в гештальте

Рекомендуется использовать технику "пустого стула" неоднократно, несколько раз в неделю, чтобы установить контакт со страхом и постепенно обнаружить смысл, который он несет. В связи с тем, что техника пустого стула работает, я ее использую. Технику пустого стула разработал Fritz Peris как один из способов внесения большей осознанности в терапевтическую работу. В целом, техника пустого стула является ценным инструментом для клиентов, которые хотят работать с нерешенными эмоциями или проблемами. Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. техника "Пустой стул" поможет решить эти вопросы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий