МС-21 — российский узкофюзеляжный самолёт, предназначенный для пассажирских перевозок на средние (в пределах 5—6 тыс. км) расстояния. Именно МС-21 должен стать самым массовым пассажирским лайнером в российском авиапарке.
Как российская авиация пережила 2023 год, и что ее ждет в 2024-м
А вот «тушки», говорит Гусаров, уже не актуальны. При всём модернизационном потенциале его не довести до уровня современного Airbus, а тем более до уровня МС-21, — считает авиаэксперт. Желание предприятия собирать по 3—5—7 «тушек» наш собеседник называет «очень амбициозной и сложной» задачей. Но в срыве сроков сборки и поставки Ту-214 Пядушкин не винит казанский завод.
Говорит, факторов несколько. Чтобы успеть всё сделать, заводу должны были поставить все компоненты самолета. Это целая цепочка поставщиков, и, чтобы всё заработало как надо, вся промышленность должна была ускориться, однако она этого не сделала, — высказал мнение наш эксперт.
Поэтому они готовы брать всё, что им смогут предложить авиазаводы. Вот, например, компания Red Wings в конце декабря 2023-го торжественно получает первый Ту-214. Самолет с бортовым номером RA-64518 выпустили в далеком 2009 году на казанском авиазаводе.
Для своих полетов его использовали сначала «Трансаэро», а затем и нынешний владелец, Red Wings. В конце 2017 года было решено убрать борт на хранение «из-за приобретения более выгодных машин» — Airbus А321. Для авиакомпании содержание Airbus было экономнее, ведь расход топлива был ниже, а экипаж состоял лишь из двух человек.
Для понимания, у «тушек» кабина рассчитана на трех членов экипажа: пилота, второго пилота и бортинженера. Но после длительного хранения «тушку», грубо говоря, по нужде поставили на крыло. Как объясняет эксперт, нет ничего удивительного или страшного в том, что появился «старый новый» Ту-214.
В условиях, когда российские авиакомпании не могут покупать иностранные самолеты, а выпуск новых российских откладывается, есть спрос на любые машины, которые можно достать. Но открытым остается вот какой вопрос. В мае 2022 года Казанский авиазавод показывает видео, на котором «работа идет» и собирают новую «тушку».
Он прогулялся по салону некоего Ту-214 и, судя по комментариям, остался доволен. Источник: правительство России Собственно, сам вопрос: а где вот эта «тушка», которую, кажется, всё же собрали и даже успешно презентовали? Кратко напомним.
Первую «тушку» собрали в Москве. Серийное производство запустили с 1992 года на Ульяновском авиастроительном заводе. Первыми «тушки» купила авиакомпания «Орел-авиа», за ними: «Кавминводыавиа», «Пермские авиалинии», KrasAir, «Трансаэро».
А вот «Аэрофлот» использовал Ту-204 так назывался самолет тогда только в грузовом варианте. В столице Татарстана самолеты получили название Ту-214. Но к этому времени российские авиакомпании активно пользовались импортными самолетами — Boeing и Airbus.
Нужды в «тушках» не было.
Насчет остальных комплектующих — шасси, деталей салона и прочего — для SSJ-New ничего не ясно. Как полагает Илья Шатилин, микросхемы и ЖК-экраны будут поступать из других стран: «В России производят мало современных электронных компонентов, и быстро нарастить выпуск не получится. С сырьем проблем нет, но не хватает оборудования, специалистов, заводов». Виктор Архангельский добавляет, что элементы навигации российские предприятия в одиночку сейчас выпускать не смогут. Процессоры и микроконтроллеры в России не производятся. На должном уровне их выпускают компании из стран, которые сейчас нам «недружественные». Без сотрудничества с ними никак, а наладить его пока не получится. Складывается сложная ситуация. Проблема вторая — катастрофы.
Почти 200 000 россиян подписали петицию, требуя запретить полеты на SSJ-100. Были и мелкие инциденты с «Суперджетом»: например, в Якутске сломалась стойка шасси и самолет упал на «брюхо». В итоге остро стоит вопрос безопасности и недоверия людей к SSJ-100. И даже если решить обе проблемы — с деталями и катастрофами — то, по мнению Ильи Шатилина, «Суперджетами» парк Airbus и Boeing заменить не получится. SSJ-100 и его новая версия — региональные самолеты, они предназначены для небольших расстояний. MC-21 МС-21 — это самолет, вмещающий до 211 пассажиров и летающий на средние расстояния. Его разрабатывают с 2016 года как аналог A320neo, а главная особенность MC-21 в крыле из композиционных материалов российского производства. Первый полет опытного образца МС-21 состоялся в 2017 году в Иркутске. Но только к концу 2021 года завершилась летная сертификационная программа, борт совершил рейс из аэропорта Жуковский в Иркутск — это больше 4000 км. Коммерческие поставки MC-21 могли начаться в 2022 году, но их отложили на год-два из-за санкций.
Менять нужно бортовое электронное оборудование и двигатель. Но шесть первых самолетов с ПД-14 авиакомпании получат только в 2024 году. А серийное производство начнется в 2025-м. Пока что с MC-21 все хорошо, и если планы реализуются как задумано, он составит конкуренцию Airbus и Boeing. Но не во всем: остается открытым вопрос дальнемагистральных лайнеров. То есть по маршруту Москва—Владивосток MC-21 без стыковок не долетит. Мог бы долететь Ил-96, но четыре двигателя вместо двух и повышенный расход топлива делают его экономически невыгодным вариантом. Избавить от этой проблемы может только постоянное субсидирование полетов на Ил-96 от государства. По словам Олега Пантелеева, исполнительного директора агентства «АвиаПорт», российская авиация показала свою устойчивость к санкциям. Уровень безопасности полетов не упал, объемы перевозок только немного не дотянули до запланированных 100 млн.
Массовой каннибализации самолетов не случилось, и на ближайший год их хватит, даже если увеличить количество направлений за рубеж. И даже расходных материалов и оригинальных запчастей достаточно. В декабрьском интервью глава «Аэрофлота» Сергей Александровский сообщил, что поставки запчастей идут, выстроены «по-разному» — это не только параллельный импорт. Сроки стали больше, цены выше, но ситуация не безнадежная. Но Boeing и Airbus не препятствуют этому, потому что санкции вводят политики, а бизнесу невыгодно ограничивать поставки запчастей. Тем более за безопасность полета отвечает не только компания-эксплуатант, но и производитель. Не дай бог, что-то случится с Boeing или Airbus в России, тень упадет на производителя». Если появятся новые проблемы, эксперты не исключают, что власти могут согласиться на каботаж — внутри России будет летать иностранная авиакомпания. Такие перевозки Кабмин РФ разрешил в 2019 году.
RU Сытник. RU самодостаточность производства самолетов Ту-214: — Всё до винтика в нем российского производства, включая, что важно, сердце самолета — двигатель ПС-90. Я на нем летал в составе экипажа и меня не смутило бы перевезти на нем свою семью, — заметил Березовский. Речь идет о двух бортах, которые хочет продать специальный летный отряд «Россия», который перевозит первых лиц государства в том числе президента. От «тушек» хотят избавиться, поскольку они отработали свой срок. На их восстановление придется потратить миллиарды.
Самолет оснащается системами и оборудованием ведущих российских разработчиков. Специально для северных регионов, где часто перевозятся большие объемы багажа, самолет может выпускаться с меньшим количеством пассажирских мест и с увеличенными багажными отсеками. В салоне можно установить медицинские модули, чтобы задействовать судно при оказании помощи людям или в санитарной авиации. Самолет сможет приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы, работать на аэродромах со слабой инфраструктурой, и в целом он обладает высоким уровнем автономности, рассказал главный конструктор ПАО «Ил» Сергей Гани Конструктивные решения, заложенные в самолёте, позволят сделать его безопасным и неприхотливым, своего рода «воздушной маршруткой» для регионов нашей страны, в том числе труднодоступных. А пассажиры, к примеру, Дальнего Востока или Сибири получат возможность быстрых и комфортных перелетов в масштабах своего региона. Сергей Ганин Главный конструктор ПАО «Ил» Фото: Объединенная авиастроительная корпорация Как отметил гендиректор ОАК Юрий Слюсарь, сейчас перед корпорацией стоит масштабная задача — в сжатые сроки осуществить импортозамещение и запустить в серийное производство новые российские гражданские самолеты. В России есть для этого необходимый потенциал. Мы формируем полноценную линейку комфортных, безопасных и эффективных пассажирских самолетов различной вместимости — от региональных до дальнемагистральных лайнеров. Это даст возможность авиакомпаниям покрыть все основные сегменты рынка российскими самолетами.
Возрождение авиации и "реинкарнация" Ту-144 — эксперт о перспективах РФ
На самолетах Группы пассажиропоток вырос на 4,1% к аналогичному периоду 2023 года. Турбина российского пассажирского самолёта МС-21-300. Россия имеет все необходимые наработки для создания нового сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, сообщил министр транспорта РФ Виталий Савельев в рамках "Транспортной недели 2023". В правительстве России уверены, что Ту-214 в ближайшие годы станет основным самолетом в пяти российских авиакомпаниях.
В России военные самолеты планируют переделать в пассажирские
В российских СМИ все чаще стали появляться новости о поломках самолетов, аварийных посадках и многочасовых задержках вылетов из-за технических причин. Ил-114-300 – полностью российский самолет, способный перевозить до 68 пассажиров. Пантелеев из «АвиаПорта» напоминает, что «в парке российских авиакомпаний по-прежнему остаются узкофюзеляжные самолеты Boeing 737 и самолеты семейства А–320 со старыми двигателями. Да, поскольку думаю, что сегодня это единственный проработанный проект российского пассажирского самолета.
Российский гражданский авиапром сделал шаг к реальному возрождению
Это почти в два раза меньше, чем планировалось в начале года. Также это самый низкий объём выпуска данного типа ВС с 2012 года. Поэтому желание ОАК выпустить даже два SSJ-New в 2023 году осуществимо, а строительство 20 таких самолетов в 2024 году находится под большим вопросом. Надежда российской авиации — МС-21 МС-21. Парк региональной авиации «предстоит создать фактически заново», отметил Борисов. МС-21 «Магистральный самолёт XXI века» — российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт. Программа семейства ближне- и среднемагистральных самолётов МС-21 разрабатывается корпорацией «Иркут» совместно с входящим в её состав ОКБ Яковлева. Разработка российского бортового радиоэлектронного оборудования должна быть завершена к концу 2023 года. До того используется оборудование компаний Thales, Honeywell и Rockwell Collins.
Планируется замена 80 агрегатов и элементов систем МС-21, в том числе вспомогательной силовой установки, механизма перестановки стабилизатора, топливной системы, гидравлических рукавов, шин, спасательных аварийных трапов и плотов, кресел пилотов, элементов интерьера пассажирской кабины. В ноябре 2020 года завершена постройка первого опытного самолёта МС-21-310. Авиадвигатель ПД-14. К сожалению, озвученные планы тоже плохо реализуемы. Невозможно за два года заменить 80 агрегатов и элементов систем МС-21, построить, испытать, сертифицировать их и так далее. Даже наши эксперты считают, что выход на внешний рынок для производителей МС-21 является крайне сложной задачей. Да, наш самолет дешевле. A320neo потянет на 110,6 миллиона, а В-737 MAX 8 — уже 121,6 миллиона.
Однако для МС-21 необходимо подготовить сервисную сеть за рубежом. Кроме того, могут быть проблемы с сертификацией самолёта за границей. Также установка двигателя ПД-14 может привести к росту стоимости эксплуатации для покупателей. Ту-214 — самолет прошлого века Ту-204 русский: Туполев Ту-204 — двухмоторный среднемагистральный узкофюзеляжный реактивный авиалайнер, способный перевозить 210 пассажиров, разработанный КБ Туполева и производимый «Авиастар-СП» и Казанским авиационным производственным объединением. Ту-214 представляет собой вариант Ту-204 с большим весом, оснащен дополнительными топливными баками. Впервые представленный в 1989 году, он должен был быть в целом эквивалентен Boeing-757, с несколько меньшей дальностью полета и полезной нагрузкой, а также иметь конкурентоспособные характеристики и топливную экономичность в своем классе. Он был разработан для «Аэрофлота» в качестве замены среднемагистрального самолета Ту-154. Комплексная программа развития авиаотрасли до 2030 года предусматривает производство 70 самолётов Ту-214.
Первый заказчик — «Аэрофлот» — ожидает поставку трёх лайнеров в текущем году. В 2024-м необходимо выпустить семь самолётов, и с 2025 года авиационный завод в Казани должен ежегодно строить по десять туполевских машин.
Поскольку там четыре двигателя вместо обычных для современных самолетов двух и соответствующий громадный расход топлива. Это в дополнение к средствам, которые авиакомпании в состоянии были потратить на это дело из собственной прибыли. Так хотя бы частично предполагается решить проблему с бортами для полетов за рубеж в дружественные страны. Которые в большинстве случаев предпочитают подчиняться международному законодательству и борты, объявленные «вне закона», к себе не пускать. Выкуп же позволит решить проблему и с возможным арестом этих самолетов в связи с требованиями лизинговых компаний, и с пресловутой «двойной регистрацией» - когда самолет числится и в российском реестре, и еще где-нибудь на Бермудах по международным правилам авиабезопасности так нельзя - за самолет должно отвечать одно государство. Но авиакомпаниям было предложено определиться, какие из этих самолетов им действительно нужны - с учетом их возраста, возможностей по обслуживанию в нынешних условия, сегодняшней маршрутной сети. А также самим провести переговоры с лизингодателями и ударить по рукам.
После чего зарубежная сторона должна еще получить разрешение на такую сделку в условиях санкций, - поясняет Роман Гусаров.
Сейчас планеры фюзеляж с крылом находятся в недавно построенном ангаре Летно-испытательного комплекса авиазавода. Планируется, что после поступления на Иркутский авиазавод ИАЗ бортовых систем отечественного производства с заводов-смежников, планеры будут возвращены в цех окончательной сборки для достройки авиалайнеров. Изготовление самолетов ведется с помощью автоматизированной линии сборки производства ФРГ. На машинах МС-21-310 РУС будут установлены следующие отечественные системы и бортовое оборудование вместо импортного: вспомогательная силовая установка, гидравлическая и противопожарные системы, аппаратура системы электроснабжения, топливная система, аварийно-спасательное и кислородное оборудование и др.
Где будет востребован самолёт Главными потребителями могут стать как российские, так и зарубежные авиакомпании. Подробнее о новом российском самолёте — в нашей инфографике Последние записи:.
Современные пассажирские самолеты российского и зарубежного производства
Есть у нас самолеты и с двойной регистрацией, что категорически запрещено», - говорит эксперт. Подписано даже постановление правительства РФ о выпуске 1000 самолетов. Но у меня большие сомнения, что эти 1000 самолетов будут построены. Ведь ни одна, подчеркиваю, ни одна программа по авиации в нашей стране не выполнена», - негодует Олег Смирнов.
Не начнется производство и в 2024-м. В лучшем случае производство начнется в 2025-м году. С Ил-114 разработка 80-х годов ХХ века, первый полет состоялся в марте 1990 года еще есть проблемы.
Кроме того, чтобы построить 1000 самолетов, надо изготовить 2000 двигателей. В данном случае возникает другая проблема — нехватка квалифицированных рабочих, так как разрушена система профтехобразования», - говорит Смирнов. Только в этом случае мы сможем созидать», - подчеркнул Олег Смирнов.
В дополнение к этому предприятие «ОДК-Пермские моторы» приступило к серийному производству новейших двигателей ПД-14, которые создавались для этого лайнера. МС-21 globallookpress. Стали производиться и первые отечественные образцы системы предупреждения столкновения в воздухе для МС-21 и SJ-100. В декабре МС-21 по результатам испытаний Росавиацией было выдано разрешение на перевозку максимального числа пассажиров — 211. Процедура импортозамещения оборудования на нём идёт полным ходом», — сказал Андрей Фомин. Этих испытаний — сотни. Некоторые уже проведены. Будем надеяться, что все оставшиеся работы и проверки удастся завершить в намеченные сроки», — добавил эксперт.
Возвращение Ту-214 В уходящем году на Казанском авиационном заводе имени С. Горбунова началось расширение производственных мощностей для выпуска пассажирских лайнеров Ту-214. Данный самолёт является модификацией среднемагистрального пассажирского лайнера Ту-204, созданного в 1980-х годах. Из-за экономических проблем 1990-х годов и наступившего после развала СССР кризиса в авиаотрасли производство самолётов Ту-204 и Ту-214 так и не стало массовым — эти машины применяются сегодня в основном в государственных организациях. Однако западные санкции, которые сделали невозможным покупку новых и обслуживание эксплуатируемых российскими компаниями самолётов Airbus и Boeing, подарили Ту-214 вторую жизнь. В 2022 году было решено увеличить объёмы производства Ту-214 для покрытия возникших у авиакомпаний потребностей в новых машинах. При этом лайнеры будут доработаны таким образом, чтобы в них не осталось иностранных деталей. Горбунова Согласно существующим планам, до 2030 года планируется выпустить порядка 115 самолётов Ту-214.
Контекст Под антироссийские санкции попала и авиационная отрасль. В частности, ЕС объявил о запрете продажи самолетов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям, а также о запрете на оказание им услуг по страхованию и техническому обслуживанию. Американский авиаконцерн Boeing заявил , что временно прекращает техническое обслуживание российских авиакомпаний и поставки им запчастей. Европейский авиапроизводитель Airbus также прекратил отправку запчастей в Россию и приостановил оказание услуг по поддержке российских авиакомпаний. Расклад сил Ожидается, что Ту-214, которые поступят в эксплуатацию первыми, заменят иностранные Boeing и Airbus. Однако основную ставку российские авиапроизводители делают на МС-21. Как отмечают эксперты, по ключевым параметрам новый российский лайнер не уступает самолетам Airbus и Boeing аналогичного класса, а по комфорту — существенно их превосходит. Еще одно из его преимуществ — «черное крыло» из российских композитных материалов. В «Ростехе» сообщили, что благодаря этой технологии крылья приобретают аэродинамические характеристики, недостижимые для металлических, кроме того, благодаря этому удалось расширить салон, чтобы пассажирам было комфортнее.
РБК подсчитал воздушные пассажирские суда 20 крупнейших российских авиакомпаний, почти все они используют машины иностранного производства. Например, у «Аэрофлота» из 185 самолетов — 176 иностранных, у «России» — 59 иностранных судов из 126, полностью из иностранных машин состоит авиапарк «Победы», S7 и Utair, исключительно российский авиапарк — у «Азимута». Часть Boeing и Airbus была арестована в рамках введенных санкций, но большинство остается в России, сообщил вице-премьер Юрий Борисов. Он добавил, что вопрос их эксплуатации в ближайшее время прорабатывается, пока в стране не будет в нужном количестве налажено серийное производство российских авиалайнеров.
Что еще могли построить, но не построили? То есть, про один и тот же самолет есть 2 новости — и что выкатили, и что передали.
Из трех обещанных НОВЫХ 214-х — один, с нового года, так и строит в цеху окончательной сборки, два других — на стадии агрегатной сборки С. Об этом 31 октября сообщил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Единственный летный экземпляр разбился 17 августа 2021 при пожаре двигателя. Проект закрыт в 2023. Ил-112 ПД-8 Ил-212 — рисуют. Полное перепроектирование крыла в результате замены двигателей, что может потянуть за собой вопрос «не многовато ли».
Ил-114 — сдвинут на 2026, но.
Взлетаем, но не сейчас. Что происходит с авиапарком в России?
Когда Россия пересядет на собственные самолеты, обретя полную авианезависимость?«МК» попытался разобраться в этом, опираясь на мнения ряда действующих специалистов отрасли, поэтому фамилии их не называем. Турбина российского пассажирского самолёта МС-21-300. Последние новости по теме Ту-214: Чемезов раскрыл планы "Ростеха" по производству новых пассажирских лайнеров.
Круглосуточная работа и двигатель ПД-8: как Россия справляется с импортозамещением авиации
Это делается для того, чтобы в случае необходимости компания могла переделать производство. Если же агрегат можно восстановить, то он отправляется на капремонт, ему присваивают новый номер. А если не вернуть старый агрегат компании, то она может наложить санкции и запчасти у нее заказать больше не получится. Поэтому в поставках деталей России отказывают иногда даже дружественные государства, которые искренне хотели бы помочь. Подобное утверждение оспорил Вадим Базыкин. Как указал пилот, американцы не такие ярые политики, они в основном бизнесмены, поэтому «эта лавочка вряд ли будет когда-нибудь полностью прикрыта». Заниматься чистой политикой им попросту невыгодно».
Стало ли больше поломок? Специалисты уверяют, что поломок лайнеров стало не намного больше, однако они стали серьезнее. Бывает, решить проблему получается сразу». Если проблема с самолетом произошла уже в воздухе, действует не MEL, а процедуры, которые предусмотрены при возникновении этой поломки. Все прописано, командиры всегда четко этому следуют». Каннибализм по-авиационному Несмотря на трудное для авиации время, России все-таки удалось сохранить парк воздушных судов.
Ранее в ноябре в Минтранспорта указали, что сейчас он насчитывает 1165 гражданских пассажирских самолетов — примерно столько же их было полтора года назад. С одного самолета снимается деталь, запчасть или даже целый блок и отдается на другие. В результате один лайнер бывает «раздет», а другие пять отправляются в рейсы Не исключено, что иногда таким самолетам-донорам приходится простаивать по полгода и даже по несколько лет. Потом их просто начинают списывать и утилизировать в полном объеме. Смысла восстанавливать их нет, поскольку у них, как правило, остается маленький летный ресурс. Именно так выглядит жизненный цикл авиационной техники.
На какой стадии находится производство российских лайнеров? В начале 2024-го стало известно , что «Аэрофлот» получит первые пять воздушных судов Ту-214 уже в декабре 2024-го — январе 2025-го. Всего до конца следующего года, согласно инвестпроекту льготного лизинга, национальный перевозчик пополнит парк 18 самолетами МС-21, 34 — SJ-100, и 11 — Ту-214. Новые Ту-214 будут рассчитаны на 170-175 пассажиров. Они будут иметь двухклассную компоновку салона: 12 кресел в бизнес-классе и 163 — в экономе. Шаг кресел будет составлять 96 сантиметров в бизнес-классе и 78 сантиметров — в экономическом.
Боле того, у сидений будут откидные обеденные столики, USB-разъемы и розетки, для бизнес-путешественников предусмотрены и коктейльные столики на подлокотниках.
По завершении этой работы в мае планируем отправить на завод делегацию конструкторов для подготовки машины к предъявлению независимой инспекции и передаче на лётно-испытательную станцию», — рассказал Анатолий Гайданский о планируемом июньском полёте лайнера. Как сообщает «ё-Пром», «Яковлеву» предстоит заменить на МС-21 36 систем западного производства российскими аналогами. Поставки серийных МС-21 российским авиакомпаниям начнутся в 2025-м или даже 2026 году.
Но у этих решений есть слабые места. Российские разработчики пока будут делать только мелкие комплектующие вроде деталей для салона. А на параллельный импорт Запад в любой момент может наложить санкции. Контрафакта точно не будет, как заявил министр транспорта Виталий Савельев, но где перевозчики возьмут оригинальные детали, он не уточнил. Некоторые авиакомпании еще прошлым летом начали разбирать часть бортов на комплектующие.
Это нормальная мировая практика, и в декабре Кабмин ее узаконил для России. Каннибализация так это называется части парка не должна повредить перелетам в ближайшее время: по расчетам Минтранса самолетов хватит на четыре-пять лет. А на крайний случай Кабмин разрешил использовать неоригинальные запчасти: вероятно, китайские или иранские. Фото: Gettyimages. Но в начале апреля 2022-го ЕС разрешил российским авиакомпаниям оставить себе борты, взятые в финансовый лизинг когда перевозчик выплачивает оговоренную сумму, он становится единственным владельцем самолета , после выплаты всей суммы контракта. Благодаря этому «Аэрофлот» выкупил восемь самолетов Airbus A330, а в декабре еще десять Boeing 777. Под конец года о выкупе лизинговых бортов кроме «Аэрофлота» задумались также S7 и NordStar. Удастся ли их выкупить, зависит от решения ЕС. Но большинство Airbus и Boeing, летающих в России, находятся в операционном лизинге.
Даже когда авиакомпания выплатит всю сумму лизингодателю, права на самолет будут у него. И он может в любой момент отозвать самолеты обратно. Чтобы сберечь авиапарк и прежние объемы перевозок, правительство запустило процесс регистрации иностранных бортов в России. Смысл в следующем. Лизинговые самолеты Airbus и Boeing российских авиакомпаний зарегистрированы на Бермудских островах и в Ирландии. В этих странах они проходят процедуру страхования и техосмотр и получают сертификат летной годности документ, согласно которому судно исправно и может выходить на рейс. А теперь сертификаты летной годности будет выдавать Росавиация, техобслуживание, страхование и перестрахование станут проводить российские компании. Оставшиеся находятся на ТО или в ремонте, поэтому их Росавиация проверит позже. То есть получилась двойная регистрация, которую Международная конвенция не признает.
Поэтому лизинговые самолеты летать могут только внутри России. Если какой-то борт вылетит в другую страну, лизингодатель может его изъять. К июлю прошлого года Россия по этой причине уже потеряла 76 бортов. А в ноябре Турция запретила полеты российских самолетов с двойной регистрацией через свое воздушное пространство — из-за этого увеличилось время рейсов в Египет. За рубеж летать могут только выкупленные «иностранцы» и отечественные лайнеры. К концу 2022 года таких набралось 300 бортов: из них 201 — Airbus, Boeing, Embraer, Bombardier и Gulfstream, которые раньше были закреплены за Бермудскими островами. Чтобы снизить риски арестов за рубежом, Россия работает над получением гарантий у иностранных партнеров, но результаты этой работы все еще неясны. Кроме того, после перерегистрации бортов в лизинге ICAO Международная организация гражданской авиации выразила опасения в безопасности полетов в России, поскольку теперь эти самолеты не получают международных сертификатов. По этой же причине ЕС внес 20 российских авиакомпаний в черный список, тем самым запретив им летать над небом ЕС.
Все принятые меры, касающиеся иностранных самолетов, временны. Поэтому уже в апреле 2022 года президент заявил, что нужно скорректировать стратегию развития авиации и вывести на первый план отечественные самолеты и разработчиков. На первый взгляд, все идет к возрождению российской авиации. Правда, опрошенные эксперты относятся к этой идее скептически, полагая, что реализовать ее быстро не получится. Есть у них и еще одно соображение: до мирового уровня дойти в одиночку невозможно. И в СССР часть самолетов мы делали с разработчиками из других стран.
Однако у перспективного лайнера пока нет нового экономичного двигателя, а его разработка не ведётся. Требования к агрегату предъявляются намного более высокие, чем к военным двигателям: пассажирский самолёт должен лететь на крейсерской скорости постоянно; это совсем иные требования к надёжности и ресурсу. Двигатели, которые ранее устанавливались на Ту-144 и на британо-французский «Конкорд», обладали крайне низкой топливной экономичностью. В результате полёт получался очень дорогим. Напомним, что идею создания нового сверхзвукового пассажирского лайнера вынашивает не только Россия, а проблемы у всех разработчиков идентичны. К примеру, проект Overture компании Boom Supersonic не смог заручиться поддержкой у поставщиков двигателей.
Россия профукала свой авиапром: удастся ли выбраться из ямы
цитирует вице-премьера РФ Юрия Борисова РИА Новости. Да, поскольку думаю, что сегодня это единственный проработанный проект российского пассажирского самолета. * * * Самолёт МС-21 допущен к перевозке 211 пассажиров: 26 декабря 2023 года Росавиация выдала одобрение главного изменения (ОГИ) к сертификату типа. По данным РИА Новости, заявление о возможности возрождения советского сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 министр транспорта РФ Виталий Савельев сделал в рамках «Транспортной недели 2023». Ил-114 — советский и российский турбовинтовой ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный в 1980-х годах в КБ Ильюшина.