Компания Dodo Brands («Додо Пицца», «Дринкит», «Донер 42») выйдет на рынок Объединенных арабских эмиратов (ОАЭ). Какую роль мы занимаем в жизни людей и какое место в быстро меняющемся мире? Мы решили ответить. Самим себе и всем вокруг в новом Манифесте Додо Оформите подписку на месяц с дополнительным предложением «Додо Пицца» и получите 2 промокода на вкусную ароматную пиццу! Dodo Pizza is a digital-first pizza delivery franchise and one of the world's fastest-growing QSR brands. In 2019, Dodo Pizza saw $313M in system sales (46% growth from 2018).
Dodo Pizza’s bold experiment
Трансляция съезда доступна на Youtube-канале Dodo Brands Russia. К своим обязанностям она приступит с 1 января 2024 года и займется развитием международных рынков, в частности в Дубае. Сам предприниматель останется акционером компании и будет входить в совет директоров. Он заявил, что хочет помочь с развитием стартапов Dodo, в частности сети кофеен «Дринкит» и сети «Донер 42». С первого дня моей целью было построить глобальную компанию. За эти 12 лет из небольшой пиццерии мы выросли в стабильный прибыльный бизнес. Теперь пришло время сделать квантовый скачок и войти в ряд крупнейших глобальных игроков — для этого нам нужно стать открытыми к следующему поколению лидеров», — сказал Овчинников в заявлении, переданном Forbes пресс-службой компании. Свой уход с поста гендиректора Dodo Brands Федор Овчинников анонсировал в январе 2023 года. Тогда он подчеркивал, что не уйдет из бизнеса, будет влиять на стратегию и культуру компании, но перестанет быть ее «действующим лидером». Федор Овчинников открыл первую пиццерию «Додо Пицца» в родном Сыктывкаре в 2011 году.
Сейчас сеть насчитывает 957 заведений собственных и открытых по франшизе в 18 странах мира, из них 11 открылись в июле, сообщается на сайте компании. Подробности от Ивана Тихова Большие планы В начале прошлого года возникла идея. Нормальная такая идея, интересная. Как я отнесся к этой идее?
Телевидение до сих пор является самым высокоохватным медиа, и я думаю, что таким еще останется несколько лет. Но, действительно, если вы общаетесь с молодой аудиторией, то молодая аудитория смотрит по-другому телевизор. Когда она смотрит телевизор, у нее в руке обычно еще смартфон, поэтому желательно общаться с этой аудиторией не только через телевизор, но обязательно догоняя или развивая ваше сообщение еще в цифровых каналах и особенно в маленьких каналах, в лентах в соцсетях и т. Поэтому если резюмировать, то наши инструменты — это тв, диджитал, радио, наружка, ну еще есть локальные инструменты — это контекст, промо-посты, BTL и промо. В чем особенности и отличие России от других стран в продвижении, в целевой аудитории? Первый кластер — это рынок Евразии, это рынок бывших стран СНГ. Сейчас мы присутствуем, кроме России, на рынке Казахстана, очень успешно, мы также являемся лидером на этом рынке и сетью номер один. И Казахстан очень похож на Россию с точки зрения и продуктового портфеля, и каналов. В Казахстане, как ни странно, гораздо более развит Инстаграмм, там так же соцсети есть и Фейсбук, и ВКонтакте, но Казахстан очень любит Инстаграмм. Там есть целая серия, если в России сейчас популярны блогеры, то в Казахстане очень популярны вайнеры. Но в целом сама методология и сам подход к маркетингу очень похож на российский. Также мы присутствуем на рынках Узбекистана, Киргизстана, и недавно мы запустились на рынке Белоруссии. Второй кластер — это рынок Восточной Европы. Сейчас мы присутствуем в Румынии, в Литве и в Эстонии. Это особенные рынки, там эффективно работает Фейсбук и Инстаграмм с точки зрения диджитал, неплохо работает Гугл с точки зрения контекста, и также работает собственный маркетинг, имеются собственные каналы ресторан, фасад и листовки тоже там работают. То есть там не сильное отличие. Есть отличие с точки зрения продукта, потому что европейский рынок, с одной стороны, более развит, а с другой стороны, там есть другие ингредиенты и другие пиццы. И у нас есть третий кластер — это так называемые стартапы, или венчуры. Там, честно, мы пока высадились и пытаемся ставить эксперименты с точки зрения и продукта, и маркетинга, и наша задача — это, с одной стороны, настроить бизнес-модель и систему маркетинга, которые бы работали на эффективное привлечение и на удержание клиентов в этих рынках. В чем отличие западных стран от России? Фундаментальное отличие заключается в том, что на Западе гораздо больше конкуренция, гораздо больше брендов и, как следствие, очень сильная идет конкуренция не только в продукте, в сервисе, но и гораздо более сильная конкуренция с точки зрения борьбы за внимание клиента. Поэтому даже посмотреть если на доли бюджетов, которые тратят большие проекты в Западной Европе или в Америке и в России, то там доля этих бюджетов гораздо больше. В этом есть фундаментальное отличие и один из вызовов для нас развития на других рынках. Для чего этот эксперимент? И наша задача — это как раз понять, с одной стороны, бизнес-модель, с другой стороны, как эффективно построить систему маркетинга. Одна из моих новых задач заключается в том, чтобы высадиться на рынок Британии и самому руками понять, какие есть инструменты, что делают конкуренты и как мы можем взломать этот рынок с точки зрения поиска новых инструментов либо использования тех инструментов, которые используют наши конкуренты, но по-другому и лучше. Почему такой эксперимент важен, потому что у нас есть внутри компании такая предпринимательская культура. Мы верим в то, что все наши люди и даже лидеры должны понимать бизнес изнутри, с низа. То есть любой человек, который, например, занимается продуктом, должен выйти в пиццерию, в розницу и сам руками делать продукт и знать, как это делается. Мне с точки зрения маркетинга, так как фокус будет международное развитие, очень важно понять в какой среде придется работать, какие есть инструменты, какие есть вызовы, что делают конкуренты, как реагирует наша аудитория, кто эта аудитория, чем эти люди отличаются от людей, с которыми мы работаем в России, какие каналы они потребляют, какие сообщения работают, а какие — нет. И только после этого я уже смогу уверенно строить систему для развития на европейском рынке, на международном рынке. Поэтому задача этого стартап-пути, или пути снизу — это как раз таки почувствовать землю и понять, как можно расти на другой территории. Это те тренды, в которые мы очень верим, в которые мы двигаемся. Первый — это персонализация. Сейчас массовая коммуникация уже не столь эффективна, тем более с развитием цифровых каналов или прямых коммуникаций с возможностью очень четко сегментировать свою аудиторию вы можете выстраивать персональные цепочки коммуникаций. Вы можете сделать так, чтобы ваша коммуникация не просто бомбила, не просто долбила человека о том, что купи, купи, нет. Вы можете быть полезным и релевантным для конкретного человека в конкретную минуту.
Это сложно», — добавил он. По состоянию на октябрь 2021 года, сеть включает 750 заведений в 15 странах, включая Германию и США. Большая часть точек «Додо» принадлежит франчайзи.
Впервые за всю историю компании мы закрыли на один вечер пиццерии, чтобы собраться вместе. Вот, такой фильм сняли наши менеджеры. Это Миссия нашей компании. Меня давно спрашивали, а где же ваша миссия? На, что я отвечал, что она — здесь, в голове, в моей и многих наших сотрудников, а то, что может быть на бумаге — это просто слова. Я был не готов написать что-то, что еще не вызрело до конца. Я действительно отношусь к такому документу очень серьезно.
О том, как разработчики пилят IT в Dodo
Где вы хотите оформить заказ? Head of international franchising и marketing manager «Додо Пиццы» в деталях рассказали, как компания развивает международный франчайзинг. Основатель «Додо Пиццы» Фёдор Овчинников опубликовал в своем Telegram-канале обращение к менеджерам и партнерам сети. предприниматель, основатель и совладелец «Додо пицца» – международной сети пиццерий, насчитывающей более 200 точек в 9 странах, самой быстрорастущей компании на российском рынке общепита. Оформите подписку на месяц с дополнительным предложением «Додо Пицца» и получите 2 промокода на вкусную ароматную пиццу!
Додо Пицца
Вы создаете бренд, вкладываете в него невероятное количество усилий, при этом до конца не можете контролировать его — сеть не ваша, а ответственность лежит на вас. Не было мыслей, в частности после истории с наркотиками, свернуть франчайзинговую историю и начать самим активно развиваться? Потому что эффективно управлять большой розничной сетью сложно. С другой стороны, те, кто смог и во франчайзинге выстроить систему контроля и добиться качества, получают преимущество. Мы решаем эту задачу с помощью уникальной информационной IT-системы. Что в ней уникального? Во-первых, мы создаем систему с нуля собственными силами внутри компании, поэтому она идеально приспособлена для нашего бизнеса. Во-вторых, наша система — это веб-сайт, у нас даже кассиры работают в браузерах.
Мы все процессы можем отследить в режиме реального времени, кроме того, все процессы оцифрованы — от ингредиентов и работы кухни до доставки. Например, если сейчас в туалетах заведений общепита каждый день вешается бланк для отметок об уборке, то мы уже оцифровываем и это. В будущем там будет висеть планшет или экран, на котором сотрудник будет нажимать кнопку для подтверждения факта завершения уборки, а мы будем это видеть онлайн. Федор Овчинников Основатель и совладелец «Додо пиццы» Родился в 1981 г. Окончил исторический факультет Сыктывкарского государственного университета 2003 начал карьеру дизайнером в рекламном агентстве «Север» в Сыктывкаре 2004 маркетолог гипермаркета «Город мастеров» в Сыктывкаре 2006 открыл книжный магазин «Сила ума» в Сыктывкаре, из которого выросла крупнейшая в Коми книжная сеть «Книга за книгой». Четыре года спустя сеть обанкротилась 2011 основал «Додо пиццу», открыв первую доставку пиццы в Сыктывкаре 2012 первое заведение «Додо пицца» заработало по франчайзингу в Ухте, втором по численности городе Коми — Какое сейчас соотношение собственных и франчайзинговых заведений? Наш бизнес — это франшиза, ядро которой — собственная информационная система.
Свои пиццерии нужны, чтобы чувствовать рынок, видеть клиента, показывать партнерам, как нужно работать, потому что франчайзи не используют все наши технологии на полную. Кто-то зарабатывает прибыль и больше не хочет, поскольку это требует усилий. Компания, которая управляет сетью, — отдельное юрлицо со своей командой. Они сами решают, когда и где им открываться и готовы ли они к этому. Тут важен баланс. Когда развиваешься слишком быстро, теряешь прибыль и уровень управления. Почему решили открыться на высококонкурентном американском рынке?
Что касается конкуренции, то чем она больше, тем больше рынок. В Оксфорде, штат Миссисипи, где открылась первая американская пиццерия Dodo Pizza, живет 30 000 человек и работает 168 ресторанов. Dodo Pizza там прибыльная. Есть два пути выхода на рынок. Но есть и второй путь: можно предлагать будущим франчайзи модель, которая успешно работает локально, без федерального маркетинга. По сути, мы даем предпринимателям лопату, которая поможет им управлять бизнесом, и они становятся успешными в конкретных локациях. Таких предпринимателей становится все больше.
Нарастив сеть, вы уже создаете федеральный бренд и тем самым еще больше повышаете эффективность бизнеса партнеров. Кстати, в Америке люди устали от больших брендов, и, когда появляется местная пиццерия с индивидуальным подходом и хорошим продуктом, она получает очень лояльную клиентскую базу. К тому же очень помогает наша открытость — как за рубежом, так и в России это стало лучшей рекламой. Ближе к ритейлу, а не к ресторанному бизнесу — Известные транснациональные бренды привычно заходят на ключевые рынки через большие города. Почему вы начали с регионов, где объективно население бедное? Речь прежде всего о России. В маленьких городах заказ пиццы на дом или поход в пиццерию — событие.
У нас не самая дешевая пицца — около 400—600 руб. На такое большое количество людей это очень маленький чек. К тому же не только спрос определяет предложение, но и предложение — спрос: бывают ситуации, когда на рынке чего-то нет просто потому, что этого никто еще не сделал, а не потому, что это не нужно. В маленьких городах, как правило, есть два типа заведений: старый советский ресторан, где проводят свадьбы, и пивная у рынка, а семейного демократичного заведения, чистого и безопасного, нет. Так же и с «Додо пиццей»: где-нибудь в Вельске Архангельской области заказать пиццу — праздник. Пицца же продукт национальный, его те же бабушки готовят дома. Выход в пиццерию — событие: ты наряжаешься, там красиво, при тебе готовят и пицца все равно другая.
Нам же нужно дать предпринимателю модель для заработка и чтобы потребители ходили. В пиццерии эти два фактора сходятся: модель простая, меню простое, но удовлетворяющее спрос. В Вельске 23 000 жителей — и наш партнер добился выручки в 1,2 млн руб. Не надо путать наш бизнес с ресторанным. Ресторанный бизнес — это скорее ручная работа, мы же ближе к ритейлу. Наш бизнес сетевой. Это не значит, что он хуже, просто другая логика.
Кроме того, пицца давно стала глобальным продуктом: пришла в каждую страну со своей технологией, и в каждой стране она своя. Что касается продуктов, здесь огромное значение играет логистика. Что касается нас, мы сначала выросли в разных частях страны, а потом к нам пришел крупнейший дистрибутор — компания «Восток-Запад» — и вместе мы начали строить систему поставок по стране, чтобы обеспечить наши пиццерии качественными ингредиентами. Мы полностью контролируем вкус и качество продукта, а «Восток-Запад» развозит ингредиенты по стране. У нас есть пиццерии в очень экзотических местах, например в Норильске. Туда первый соус вместе с сыром ехал ледоколом по Северному морскому пути. Как вы обеспечиваете качество продуктов, которые месяц едут ледоколом?
Тесто делается на месте. Мясные ингредиенты, сыр, пицца-соус мы развозим с помощью «Восток-Запада» по всей стране. Овощи партнеры закупают у местных поставщиков. Среди всех пиццерий в стране у нас самая протяженная логистическая система. Сейчас работаем над тем, чтобы и овощи поставлять централизованно.
На бумаге как раз было напечатано про дилерскую сеть наркоты. В углу стоял большой штамп из ФСБ, датированный 1 ноября 2017 года. Девушка смутилась и добавила, что это еще одно письмо, которое получили полицейские. О нем она просто забыла, - рассказал столичный коммерсант. Связаться с ней не может. Выходит, обращение в правоохранительные органы поступило в начале ноября. И вот интересное совпадение: 23 ноября 2017 года в одной из московских пиццерий «Додо» действительно нашли белый порошок! Наркотик случайно обнаружила официантка в туалете заведения. Пакет с веществом спрятали в технологическом лючке в стене около унитаза. На место вызвали полицию. Я рассказал в полиции, что большинство пиццерий работает по франчайзингу. То есть, коммерсанты могут пользоваться фирменным именем сети, технологиями, рецептурой. Но в оперативное управление конкретным заведением я не вмешиваюсь, это чужой бизнес, - объяснил ресторатор. По словам Овчинникова, в конце допроса следователь заявила, что в сети «Додо» много раз находили наркотики. И все это очень подозрительно. И вообще я не имею к этой истории никакого отношения, - заявил коммерсант. Уверен, что это не конкуренты. Я знаю все сетевые пиццерии, мы общаемся в рамках делового этикета. Не могу себе представить, что какая-нибудь компания из США попытается устранить конкурента в России, написав донос. В сети 300 заведений. Подавляющее большинство ресторанов мне не принадлежит. Я оказываю своим партнерами-франчайзи информационные услуги.
Естественно, возникает вопрос, зачем бы компании Федора Овчинникова тратить время на то, на чем нельзя зарабатывать. Как оказалось, монетизацию "Менюзы" компания все-таки планирует. Зарабатывать DoDo Brands хочет на дополнительных функциях приложения, которые еще только планируются. Например, как рассказывает Федор Овчинников, меню может быть интерактивным: владельцы кафе смогут создавать акции, предложения, комбо-наборы, которые будут действовать по времени. Мы дадим владельцам кафе аналитику, а меню из Menusa будем экспортироваться в другие сервисы", — добавляет Овчинников, но при этом оговаривается, что функционал будет добавляться только по просьбам пользователей, а также при условиях наращивания большой аудитории. Компания планирует интегрировать "Менюзу" и свой рекомендательный сервис GdeSha "Где Шаверма" , который расширят до всей уличной еды. В новом сервисе, по замыслу создателей, можно будет видеть не только кафе, рейтинги и отзывы, но и осуществлять поиск по самому меню, конкретным блюдам или, например, выгодным предложением в конкретное время.
Но на каждую из них находился покупатель. Менее, чем за год и благодаря блогу о Федоре узнали влиятельные люди, которые стали его партнерами. Сотрудничество с этими партнерами дало Федору следующие результаты: Официальное оформление книжного магазина, как бизнеса. Должность генерального директора в «книжной компании». Но пришел 2008, а с ним — кризис. Из-за него дела у Федора стали «не очень», он избавился от бизнеса продал свою долю за 600 000 рублей и поехал в Санкт-Петербург. Днем трудится на двух работах, а вечером ведет конспект с разными секретами, фишками и наблюдениями, полученными в процессе работы. Параллельно занимается зарисовкой зонирования оборудования на кухне. Коллеги смеются над этим, воспринимают Федора, как неудачника. А зря, ведь так началось создание «Додо Пиццы». Статья в тему: ТОП-10 курсов по запуску бизнеса с нуля Как появилась «Додо Пицца»— история создания Имея на руках 600 000, Федор добавил к ним собственные сбережения и открыл первую пиццерию в Сыктывкаре. Она стала приносить ему неплохой доход, идея «выстрелила». Ранее, еще до книжного магазина, Федор работал в нише общепита в Санкт-Петербурге , поэтому понимание и опыт в сфере у него были. Процесс запуска и развития своей пиццерии Федор освещал в личном блоге. Рассказывал буквально о каждом предпринятом решении, каждой шаге. Это и сделало его новый бизнес максимально доступным и прозрачным. Первомайская, дом 85. Вначале она функционирует как служба доставки пиццы, так как зала для посетителей в помещении нет. Открывается первый зал для посетителей, появляется еще одна точка продаж в Сыктывкаре. Маленькая пиццерия постепенно становится крупной полноценной компанией. Она улучшает коммуникацию и взаимодействие между работниками заведения, координирует поваров, обработку заказов, систему менеджмента, курьеров, а также маркетинговый и финансовый отдел. Федор не перестает активно вести свой блог, который тоже приносит ему прибыль. Он использует его для развития бизнеса. Некоторые из его подписчиков в будущем купят франшизу «Додо Пицца» и станут частью большой сети заведений общепита. Под конец 2012 года в Сыктывкаре полноценно функционирует уже 8 заведений Овчинникова. Ее начинают внедрять в свои бизнесы владельцы компаний из разных стран. Чуть позже Овчинников регистрирует компанию «Додо Систем», которой владеет единолично. Федор активно работает над привлечением крупных инвесторов, но ничего не получается. Никто не воспринимает концепцию его пиццерии, как нечто новое и выгодное для инвестирования. Поэтому Овчинников решает искать вкладчиков через интернет, что на конец 2015 года приносит ему более 150 частных инвесторов и вклад в его проект в размере 3 500 000 долларов. В октябре 2014 года открывается первая пиццерия «Додо» в Румынии.
От пиццерии в Сыктывкаре до международной сети: история компании «Додо пицца»
Выводы Для того чтобы участвовать в миссии в мобильном приложении Додо Пицца, необходимо выполнить несколько простых шагов. Сначала нужно зайти в раздел «Профиль», который находится в меню приложения. Затем выбрать интересующую миссию и нажать на нее. Далее следует выполнить поставленную задачу и дождаться ответа от модератора. Если задание выполнено правильно, вам будут начислены Додокоины — виртуальная валюта, которую можно потратить на оплату пиццы или получить призы.
Для органичного развития личности и социализации, у маленького человека должен быть взрослый, который окажет поддержку, выслушает, станет ориентиром и «ролевой моделью». Ребенок, у которого не формируется такая привязанность, испытывает множество трудностей в процессе взросления: проблемы в общении, самоопределении, эмоциональной и интеллектуальной сфере. Додо Пицца объединились с фондом «Старшие Братья Старшие Сестры» чтобы помочь детям-сиротам подготовиться к самостоятельной жизни, получить важный опыт в быту, научиться выстраивать отношения, поверить в себя, чтобы стать благополучным ответственным взрослыми.
Свой уход с поста гендиректора Dodo Brands Федор Овчинников анонсировал в январе 2023 года. Тогда он подчеркивал, что не уйдет из бизнеса, будет влиять на стратегию и культуру компании, но перестанет быть ее «действующим лидером». Федор Овчинников открыл первую пиццерию «Додо Пицца» в родном Сыктывкаре в 2011 году. Сейчас сеть насчитывает 957 заведений собственных и открытых по франшизе в 18 странах мира, из них 11 открылись в июле, сообщается на сайте компании. Подробности от Ивана Тихова Большие планы В начале прошлого года возникла идея. Нормальная такая идея, интересная. Как я отнесся к этой идее? Сначала неоднозначно. И такое было со мной впервые. До этого момента всегда, абсолютно всегда, когда у меня появлялась возможность расширить свою зону ответственности и взять на себя новые роли, проекты и перспективы — я соглашался сразу и автоматически. А в этот раз я задумался. Что это, зачем, как оно будет, как повлияет на компанию и на меня, пойдет ли на пользу всем? Да и мне самому сначала было сложно было представить Додо без Федора во главе. Но время шло.
Для перевода на другие языки мы разработали и используем собственную систему «Лингвини». Приложения: В любом мобильном приложении Додо Пиццы клиент может указать адрес доставки выбрать на карте или через строку поиска или выбрать удобную пиццерию для заказа в зале, увидеть актуальное меню, указать время доставки, оплатить заказ удобным способом, написать в чат с поддержкой и оставить отзыв о заказе, отслеживать статус приготовления и доставки. В случае, если курьер задерживается и не приезжает вовремя, клиент увидит соответствующее уведомление в приложении и получит сертификат на бесплатную пиццу при следующем заказе. На текущий момент в мобильном приложении Додо Пиццы можно разместить заказ в более чем 900 пиццериях в 17 странах. Решение: Разработали дизайн приложения и само мобильное приложение под iOS и Android. Повысили привлекательность приложения уникальным функционалом: сбор комбо в корзине, донер-встряска, программа лояльности с донер-коинами. Мобильные приложения написаны и поддерживаются на Swift и Kotlin Подробнее Приложение Донер 42 Задача: Создать мобильное приложение для заказа в сети донерных Донер 42, разработать для этого интерфейс, отличный от интерфейса приложения Додо Пиццы и привлекающий клиентов с целью развития нового стартапа. Мобильные приложения написаны и поддерживаются на Swift и Kotlin Административная часть: Мы адаптировали функциональность Додо ИС для реалий донерного бизнеса: в нем на то, чтобы отдать заказ, есть гораздо меньше времени, и все процессы из-за отсутствия например выпекания заказа происходят быстрее. В трекер заказов были добавлены новые этапы и убраны лишние. Была добавлена возможность подключения доставки через агрегаторы, а не только собственными курьерами, также впервые в истории нашей работы с Додо Брэндс. Была разработана функциональность для добавления Историй в мобильное приложение Донер 42, рассказывающих об обновлениях. Мобильные приложения: В мобильном приложении вне зависимости от операционной системы, и на iOS, и на Android, клиент может собрать заказ, добавить дополнительные ингридиенты в блюда, узнать о пищевой ценности продуктов, узнать время до готовности заказа, оставить отзыв. Также можно включить темную тему в приложении для комфортного заказа в темное время суток или в условиях слабой освещенности. В приложении реализованы Истории, рассказывающие в формате слайд-шоу о возможностях приложения или новых продуктах в меню. Также был разработан функционал донер-встряски: если потрясти приложение, автоматически сформируется предложенное комбо из продуктов, которое позволяет клиенту попробовать что-то новое, не задумываясь о выборе. И наконец мы разработали отдельную систему лояльность с донер-коинами, получаемыми с каждого заказа, за которые можно покупать продукты в будущих заказах. На текущий момент в приложении можно разместить заказ в 7 точках питания в 2 странах: в России и Казахстане.
Федор Овчинников: «Мой капитал — $50 млн, но я открыл бизнес фактически вопреки»
Кейс Dodo Brands (Dodo Pizza, Drinkit, Doner 42) «Гемба». Профиль деятельности компании: Dodo Brands – международная франчайзинговая компания, развивающая три бренда в сфере общественного питания: DrinkIt (кофейни), Doner 42 (донер-кебаб) и Dodo Pizza. Актуальные новости и статьи по теме: Dodo Pizza. Бизнесмен считает «Додо Пиццу» IT-компанией — ее ядром является облачная ERP-система «Додо ИС», которая координирует в пиццерии все процессы — и в борьбе за место под солнцем ориентируется не только на гиганта Domino’s Pizza, но и на корпорацию Amazon. Пиццерия «Додо» имеет репутацию не только одного из самых быстрых сервисов доставки еды, но и довольно-таки яркий образ бренда. «Додо Пицца» представила новый креатив — в ролике от агентства Yep сеть рассказала о главных победах и трудностях за время своего существования.
Dodo Pizza’s bold experiment
Федора Овчинникова, бизнес-модель стала очень популярна. Какую роль мы занимаем в жизни людей и какое место в быстро меняющемся мире? Мы решили ответить. Самим себе и всем вокруг в новом Манифесте Додо Пиццы. Поиск ответов. Полиция вызвала на допрос основателя "Додо Пиццы" Фёдора Овчинникова: в ресторанах сети якобы обнаружили закладки с наркотиками. Вторая пиццерия открылась в Саутхэйвене, после которого «Додо Пицца» планировала открыть заведения в Мемфисе и Джермантауне. «Додо Пицца» — крупнейшая сеть пиццерий в России. Наша бизнес-миссия — лучшая пицца и лучший сервис. Компания Dodo Brands, которая развивает три бренда («Додо Пицца», «Дринкит» и «Донер 42») планирует провести первичное публичное размещение акций в начале 2024 года.
Инспекция ЦДИ: проверяем пиццерию «Додо»
Притом одновременно это гайд по мотивации персонала и по лидерству, анализ эффективности бизнеса, лайфхак по повышению прибыли, ликбез по философии бережливого производства и в целом полезный кейс. Что символично, на Первомайской улице. В 2016 году это была крупнейшая сеть пиццерий в России. В «Додо» не делали суши, чебуреки, лапшу и вообще что-то, кроме пиццы, потому что Федор хотел делать пиццу качественно. Для этого необходимо было сосредоточиться на каждой детали — приоритетно на отменном тесте. На его вкус, например, кроме состава муки и жесткости воды, влияет даже температура в помещении, где месят. По этой же причине в «Додо» всегда используют свежие продукты. О том, как Федор приказал выкинуть 20 кг просроченной на 1 день пепперони и зачем, можно прочитать на первых страницах «Додокниги». Одним словом, свежесть и чистота продуктов были положены предпринимателем в основу качества продукции. И это была не единственная составляющая.
После случая с пепперони управление качеством претерпело изменения. В основу легли принципы производства Toyota. Организация пространства посредством 5S.
Там Федор занимался наукой, пока не начал подрабатывать в рекламном агентстве матери в роли продажника. Сеть книжных магазинов. Когда Федор сказал матери, что хочет открыть бизнес, та ответила: «Ты сошел с ума, ты разоришься. Ты же справку не можешь получить в поликлинике, а тут бизнес — надо уметь договариваться».
Федор мать не послушал и пошел за кредитом в банк. Там ему сразу отказали, когда узнали, зачем ему деньги. Федор открыл книжный магазин «Сила ума» в 2006 году. Денег на рекламу не хватило. Перед открытием он привлекал внимание к магазину с помощью блога: рассказывал, как искал помещение, закупал книги и строил финмодель бизнеса.
Я понял, что компания готова выйти на новый уровень, но я становлюсь ее тормозом на позиции СЕО. Компании нужна новая энергия и свобода от основателя. Для меня лидерство никогда не было властью.
Это было служение, ответственность и возможность создавать вместе. Вероятно, поэтому мне удалось объединить столько классных талантливых людей, а решение об уходе с лидерской позиции далось легко. Алена создала с нуля на очень конкурентном рынке успешный бизнес. В 2021 году Алена присоединилась к калифорнийскому стартапу, который разрабатывал роботов для пиццерий, и добилась успеха в продажах и установках в роботов в разных частях Америки. В начале этого года Алена приняла мое предложение стать новым СЕО нашей компании. Мой выбор, пожалуй, совершенно неожиданный для большой компании, но многие вещи в нашей истории мы делали необычно. Алена — удивительный человек, с которым свела жизнь и бизнес. Она обладает огромной энергией, энтузиазмом, харизмой, предприниматель и менеджер с продуктовым видением и стратегическим взглядом, с искренним вниманием к людям и любовью к продукту.
Я верю в Алену.
Илья: Пока только в Кыргызстане и Литве — мы в самом начале пути. От выбора страны предлагаю перейти к выбору партнера. По каким критериям вы оцениваете потенциальных франчайзи? Илья: Мы оцениваем потенциального партнера по трем критериям: Совпадение по ценностям и культуре. Когда знакомимся с партнером, смотрим, насколько он готов погружаться в детали, интересна ли ему наша культура и цифровизация а не только прибыль , готов ли он играть вдолгую, видит ли ценность в открытом и честном ведении бизнеса.
Важен также предпринимательский подход и реакция на изменения: у нас нет жестких регламентов. Эти требования не оцифровать — обычно на первом созвоне все интуитивно понятно. Опыт в схожем бизнесе. Это может быть любой сетевой бизнес, например ритейл или отели. Сфера не так важна — надо уметь нанимать людей, искать помещения, контролировать повторяющиеся операции, делать клиентов счастливыми. Например, недавно у нас были переговоры с нефтяной компанией в Кении — такие люди умеют строить системы, а недостающие компетенции в общепите могут развить, пригласив людей с опытом и пройдя обучение.
Наличие ресурсов. Большой бизнес не построить просто на ценностях и опыте — важен доступ к капиталу. Успех в стране коррелирует со скоростью завоевания рынка и покрытием доставки. Очень тяжело развиваться с одной-двумя пиццериями, даже если речь идет не про страну, а просто про большой город. Важна и частота контактов с брендом: если человек встречает «Додо Пиццу» в каждом районе, то она первой приходит на ум при выборе, куда бы пойти съесть пиццу или где заказать быструю доставку. Итак, вы выбрали партнера.
Что происходит дальше? Илья: Дальше мы вместе с партнером серьезно исследуем рынок. Выступаем в роли бизнес-консультанта: задаем правильные вопросы, объясняем, что делать, предоставляем шаблоны и таблицы, которые заполняет франчайзи. Сбор данных лежит на франчайзи, но в некоторых случаях бизнес-консультанты выезжают на место, чтобы помочь с определением product-market fit. Далее агрегируем и анализируем информацию, чтобы понять позиционирование на рынке, определить ценообразование, составить меню и разработать акции. Карина: Анализ рынка позволяет понять, что именно важно потребителям.
Например, мы предполагаем, что пиццу нужно доставлять за полчаса, а оказывается, что 45 минут — норма. Где-то пиццерия не может работать без риса и морепродуктов, где-то востребована сытная мясная начинка. Адаптацией меню занимается технолог партнера, но мы всегда готовы предоставить контакты наших сотрудников и франчайзи из соседних стран: возможно, кто-то уже сталкивался с похожими запросами. Кроме того, помогаем партнеру с поиском помещений: оцениваем варианты и создаем дизайн-проект. Во Вьетнаме, например, пришлось добавить лифт для пиццы: помещения часто узкие, в несколько этажей. И конечно, обучаем сотрудников франчайзи в действующей пиццерии.
Ориентируемся по ситуации — обычно франчайзи едет в соседнюю страну. От момента подписания договора до открытия пиццерии проходит примерно год. Вы говорили, что франшиза включает информационную систему Dodo IS. Расскажете подробнее? Карина: Dodo IS — это большая информационная система, которая объединяет все стадии работы: от выбора пиццы и оплаты до опроса после заказа. В ней же передается заказ на кухню и отслеживаются все этапы приготовления — от раскатки теста до упаковки.
Затем информация передается курьерам — система выдает адрес и время доставки, определяет порядок заказов. В компании считают Dodo IS главным конкурентным преимуществом франшизы — в офисе компании даже установили монитор с дашбордом, который обновляется в режиме реального времени Система единая для всех стран, но каждый раз ее приходится адаптировать: добавлять язык, геолокацию, подключать эквайринг и местного мобильного провайдера для авторизации. Это делается на нашей стороне — к моменту открытия все должно быть настроено. А с маркетингом вы франчайзи помогаете? Карина: Больше на уровне рекомендаций и системных решений: за какое время до открытия начинать подготовку, что именно делать. Можем посоветовать кого-то из партнеров с релевантным опытом или внедрить инструмент автоматизации маркетинга, как это было в некоторых странах, где рекомендовали Mindbox.
Также мы переводим сайт и мобильное приложение на язык страны франчайзи, делимся макетами рекламных материалов. Стандартные макеты рекламных материалов и для офлайна, и для digital готовятся силами управляющей компании «Додо Пицца» Вы сильно вникаете в местные особенности, например в законодательство? Или это больше забота франчайзи? Карина: Юридические ограничения отслеживаются партнерами — знаем о них только опосредованно. Например, в некоторых странах, включая Эстонию, запрещено проводить мастер-классы на кухне. Есть другие моменты, которые сильнее влияют на бизнес-модель.
В первую очередь это стоимость труда. В странах с низким labor cost мы можем позволить себе много сотрудников в пиццерии: один человек раскатывает тесто, второй работает кассиром, третий — курьером. На высококонкурентных и развитых рынках, где стоимость часа выше, один сотрудник совмещает несколько функций, а также приходится упрощать меню. Как контролируете качество работы франчайзи? Тем не менее отслеживаем отзывы в соцсетях, клиентских приложениях, работаем с тайными покупателями.