Новости масленичный пост

Когда отмечают масленицу в 2024 году, какие существуют запреты и наставления, какие приметы несет с собой масленичная неделя– читайте на Как и в любые другие дни, в Сырную седмицу перед постом, или Масленицу, как ее называют в народе, нельзя гневаться, нельзя обижать ближних.

Проводы зимы 17 марта: приметы и запреты последнего дня Масленичной недели

Понедельник — встреча. В этот день заканчивали постройку снежных гор, качелей, балаганов, из подручных материалов сооружалось чучело Зимы, которое насаживали на кол и возили по улицам. По традиции свекор со свекровью отправляли невестку к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости и обсуждали время и место гуляний, определялся состав гостей. В первый день уже начинали печь блины, первый испеченный блин в понедельник отдавался малоимущим и на помин усопших. Вторник — заигрыши. Многие масленичные обряды связаны со сватовством. Во вторник проводили смотрины. Если все складывалось удачно, то сразу после Пасхи, на Красную горку, игралась свадьба. Среда — лакомка. Третий день Масленицы отличался богатыми столами с угощением для гостей. По традиции в этот день зять приходил к теще на блины, которые она пекла.

У каждой хозяйки на Руси был особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Блины пекли из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки. Четверг — разгул.

Последний день Масленичной седмицы - Прощеное воскресенье.

Традиции - Хорошо попросить прощения у всех тех, кого вы могли специально либо случайно обидеть. Идеально - просить прощения у всех окружающих. Важно делать это именно искренне, как и прощать в Прощеное воскресенье своих обидчиков, окружающих вас людей, нужно тоже искренне. Считается, что это тоже является методом, чтобы смыть грехи.

Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков.

Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями. Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов , или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Читайте также — Как проводят Масленицу в семьях священников? От язычества к христианству, или Как провести Масленицу в 2024 году: Празднование Масленицы — древняя традиция на Руси, которая пришла из времен до Крещения Руси.

Важным элементом этого празднования обычно является и языческая традиция — сжигание чучела зимы. К христианству этот обряд не имеет никакого отношения. Сжигают чучело, чтобы отметить наступление весны, и это символизирует жертвоприношение. Но таких масленичных обрядов нет в христианстве, для верующих Масленица — это преддверие празднования Пасхи, которая в 2024 году выпадает на 5 мая. Сама же Сырная седмица праздником не является.

Ставрополе так же следует традициям и присоединился к празднику — студенты испекли блины и с улыбками встретили Масленичную неделю. Праздник проводов зимы — это древняя славянская и единственная языческая традиция, признанная православной церковью. Название Масленица появилось на Руси лишь в XVI веке, примерно на это же время приходятся первые упоминания о блинах, которые готовились в этот период. В церковном календаре Масленицу называли «Сырной» неделей — она предшествовала Великому Посту. За сведения, размещённые на внешних ресурсах, СКФУ ответственности не несёт.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Праздник Широкой Масленицы собрал в Прощёное воскресенье жителей округа на площади Ленина райцентра. Масленица символизирует образ обжорства, излишеств и скоромной пищи – всего того, что человеку и мило, и искусительно, и с чем предстоит расстаться, входя в Великий пост. Сегодня еще можно устроить себе гастрономический праздник — последний день Масленицы. Масленица 2024: традиции, как отмечать, что можно и нельзя делать в праздничную неделю.

О чем писать в блоге на Масленичной неделе?

Сегодня началась Масленичная неделя. Её отмечают в последнюю неделю перед началом Великого поста за семь недель до Пасхи. Переходным мостиком от шумной Масленичной недели к Великому посту и его первому дню, названному Чистым понедельником, станет Прощеное воскресенье. 7 марта начнется Великий Пост. Масленица относится исключительно к христианству, до его появления она существовать не могла. Так как на масленичную неделю выпадает День защитника Отечества, то некоторые акции будут связаны с участниками СВО.

Масленица-2024. Что можно и чего нельзя на неделе 11-17 марта 2024 года

Питер Брейгель. Битва Масленицы и Поста Рассказать о них мы попросили историка, археолога, а также преподавателя кафедры литургического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Никиту Гайдукова. Он раскрыл истинную суть поста, объяснил, для чего церкви на самом деле нужна Масленица и почему западные католики отказались от Великого поста. Это связано с тем, что Иисус 40 дней постился в пустыне после крещения? Или причина в другом? Прежде всего следует отразить такую простую и очевидную идею: пост — это, с одной стороны, время года, а с другой — довольно сложный литургический институт. Как время календарного года пост изначально возник как нехристианская традиция. Участие в различных обрядах, как правило, происходило натощак. И в этом смысле пост развивался из совсем небольшого «ядра» — поста длиной в несколько часов перед участием в пасхальной литургии, а потом разросся до большого, сорокадневного поста. А как литургический институт — это институт подготовки к крещению. Он включал в себя не только пост как таковой, не только невкушение пищи, но и определенные беседы, то есть это было похоже на образовательную программу.

Сначала пост продолжался несколько часов, потом растянулся на несколько дней, на неделю и продолжил развиваться дальше. Но тот пост, который мы имеем в виду, то есть привязанный к разным праздникам и датам, в древности был именно институтом подготовки к крещению, в котором принимали участие только те, кто крестит, и тот, кто крестится. Но постепенно это все слилось в одну традицию и переросло в сорокадневный пост. Христос в пустыне — Какую роль пост играет в жизни верующих сегодня? Это довольно сложная и многоплановая традиция. Только вот ровно 40 дней пост не длится, ведь есть еще Страстная седмица.

Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца. А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию! Протоиерей Димитрий Мерцев председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол» : — Несмотря на то, что в наше время масленица — уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет. Проводить масленичную а, вернее, Сырную, или мясопустную неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста. В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние допустим, балладу о Кудеяре — о двенадцати разбойниках. Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны. Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…». Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу». В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа — потому что было Прощеное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек — Божий, поэтому должно быть воздержание. По слову святых отцов, Великий пост — это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично. Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением «Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» , еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост. Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой — особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось.

Но после Крещения Руси какое-то время церковь не принимала эти обряды, хотя и не запрещала их. Православная церковь изначально не включила ее в святцы, но поскольку в Библии есть упоминание Сырной недели и Прощеного воскресенья, впоследствии они органично вошли в недельное празднование. Масленицу приурочили к Великому посту, перенеся примерно на две недели назад. Так этот праздник стал православным, сохранив и языческие черты. Когда начали отмечать масленицу? Некоторые люди до сих пор отмечают Масленицу в языческом стиле Праздник уходит своими историческими корнями далеко в древние времена, и отмечали его задолго до крещения Руси в 988 г. Во всей Европе есть аналоги Масленицы. Интересный факт: Вастлавьи или Скандинавский карнавал отмечается в Дании, Латвии, Норвегии, Эстонии, вместо блинов там вкусные булочки с начинками. В Словении есть Курентованье, когда изгоняют зиму, а в Хорватии — Звончары, на которых молодые ребята надевают на себя шкуры, маски и рога и «пугают» студеное время года. Сначала Масленица была только языческим праздником и имела огромный сакральный смысл. Земля воскрешалась, огонь приходил на Землю и будил богиню плодородия и любви — Лелю. Все было красиво, романтично и пользовалось огромной популярностью у народа. Для славян это и вовсе было празднованием Нового Года, ведь он начинался для них в марте. А в XVI веке и пришло нынешнее название праздника, именно тогда она стала православной, хотя и сохранила некоторые черты прошлого. Мясо есть было нельзя, но вот маслить блины и потреблять молочные продукты можно, поскольку Великий пост еще не наступил. Именно тогда праздник приобрел более современный облик и стал пользоваться большой популярностью и у простого народа, и у знати. Когда начинается и сколько длится? У Масленицы нет фиксированной даты, и празднуется она строго за 8 недель до Пасхи. За семь «седмиц» начнется Великий пост, а за несколько дней до него можно шумно повеселиться и вкусить земные блага, отдавая дань бренным интересам и маленьким человеческим слабостям перед предстоящим душевным и физическим очищением. По нынешним канонам длится она 7 дней, с понедельника по воскресенье. Теперь это не двухнедельные торжества до и после весеннего равноденствия, как это было у древних славян.

В этом году масленичная неделя начнется 11 марта, а завершится Прощеным воскресеньем, 17 марта. В начале недели принято доделывать все важные дела дома и наводить порядок. Особые дни в масленичную неделю Встреча понедельник : в прежние времена к этому дню уже было готово чучело Масленицы, его устанавливали в разукрашенных санях и возили по улицам. Заканчивали строительство снежных городков и горок. Сваты родители мужа и жены ходили друг к другу в гости на блины. Заигрыш вторник : время для забав и игр, встреч юношей и девушек. В этот день было принято устраивать смотрины невест. Если семьи договаривались о браке, то принято было играть свадьбу после Великого поста на Красную горку ее отмечают ровно через неделю после Пасхи. Лакомка среда : зять идет с родственниками и друзьями к теще на блины.

Масленичные гулянья прошли в Первомайском

Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу. Но есть интересная особенность. По определению М. Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни.

Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела.

В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания.

В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела.

Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках.

Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду.

В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое.

Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают?

Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится.

Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н.

Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц….

К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки».

А в XVI веке и пришло нынешнее название праздника, именно тогда она стала православной, хотя и сохранила некоторые черты прошлого. Мясо есть было нельзя, но вот маслить блины и потреблять молочные продукты можно, поскольку Великий пост еще не наступил.

Именно тогда праздник приобрел более современный облик и стал пользоваться большой популярностью и у простого народа, и у знати. Когда начинается и сколько длится? У Масленицы нет фиксированной даты, и празднуется она строго за 8 недель до Пасхи. За семь «седмиц» начнется Великий пост, а за несколько дней до него можно шумно повеселиться и вкусить земные блага, отдавая дань бренным интересам и маленьким человеческим слабостям перед предстоящим душевным и физическим очищением. По нынешним канонам длится она 7 дней, с понедельника по воскресенье. Теперь это не двухнедельные торжества до и после весеннего равноденствия, как это было у древних славян. Почему сжигают чучело на Масленицу?

Сжигание чучела на Масленицу Изначально сжигание чучела у язычников означало обновление, своеобразное очищение и гибель всего нехорошего, а затем и возрождение чего-то нового. Поскольку это был приход нового года, то это символический жест, когда все плохое оставалось в старом временном отрезке, а хорошее, вместе с весенним Солнцем, оставалось с празднующими. Можно сравнить такое чучело со сказочной птицей Феникс, которая проходила очищение огнем, чтобы возродиться заново и стать еще более сильной и привлекательной. И урожай после сожжения должен был стать хорошим, только пепел требовалось развеять по полям. Почему на Масленицу пекут блины? В древних традициях блин является поминальным блюдом, и именно так славяне почитали память усопших. Поэтому до сих пор является дискуссионным вопрос — кому отдавать первый из них?

Интересно, что символом самой Масленицы блин стал только в 19 веке, причем он обозначает Солнце. Светило и раньше присутствовало в языческих праздниках, ведь именно оно растапливало снега и пробуждало богиню Лелю. А внешне румяный и масленый блин, конечно, похож на жаркое весеннее Солнце. Блины на масленицу считаются главным лакомством Интересный факт: в Великобритании, где тоже отмечают аналог Масленицы, в 1994 году испекли рекордный по своим размерам блин. Но белорусы пошли еще дальше, и в 2016 году миру был явлен двухметровый в диаметре драник, на изготовление которого пошло 30 кг картофеля.

Масленичные забавы предполагают такие формы, которые позволяют вдоволь «поразмять плечи» без обиды для противника, шутейно. Все это к большой радости девушек, девочек и женщин, которым наконец-то представляется возможность посозерцать молодецкую удаль и воочию убедиться, как сильно отличаются мальчики от девочек и мужчины от женщин.

Это возможность развернуться мужской энергии, здоровому мужскому духу, храбрости, задору, силе, сноровке, ловкости, выносливости, крепости. Это замечательное зрелище для женской половины человечества. Это подводка с помощью традиционных забав к пониманию, какая бывает сила: сила рук, ног, всего тренированного тела, но главное, что определяет подлинную крепость человека — это сила духа. Разговор об этом мы обычно затеваем, отталкиваясь от традиции боев и поединков, на семейных вечерах, следующих за дневными раздольными гуляниями на природе. Семейные вечера проходят как интерактивная беседа, связанная с основной темой выезда. Каждый год мы берем новую магистральную тему, которая затрагивает те или иные пласты нашей культуры. В прошлые годы на одном из выездов магистральной темой были загадки.

То есть умение мыслить не плоско, а образно, метафорически, широко. На другом выезде главная тема звучала так: «Дрались, бились, пока ни помирились». Программа была целиком посвящена традиции молодецких забав. В этом году программа посвящена кухне и культурным традициям трапезы. Мы будем много говорить также о том, что такое подлинный пост. Для чего он нужен и как он связан с воздержанием в пище. Программа этого выезда подразумевает и знакомство с традициями национальной кухни, которые живы и с которыми нас будут знакомить мамы.

А для мужской части аудитории главной темой станет охота, как культурно закрепленная часть мужской общности. Для детей школьного возраста и подростков с родителями приготовлена интерактивная «охота» в лесу.

То соломенное чучелко, которое сейчас мы называем Масленицей, тогда называлось Морена Морана, Моржана, Мора и связывалось с зимней стужей, морозом, мраком, мором.

С позиции языческого мировоззрения человек должен был поспособствовать уходу всего этого олицетворения зимы и помочь тому, чтобы скорее пришла весна, чтобы сильнее, мощнее проявило себя солнце, пробудилась кормилица-земля, начался сев. В разных славянских областях были разные обычаи проводов Морены: ее и в проруби топили, и с обрывов сбрасывали, и на кострах сжигали. А чучелко именуется Масленицей.

Смена имени — знак того, что произошло переосмысление сути образа, что в него вкладываются новые смыслы. Название Масленица — от слова «масло». Ее нерасторжимая связь — только с Великим постом.

Масленица символизирует образ обжорства, излишеств и скоромной пищи — всего того, что человеку и мило, и искусительно, и с чем предстоит расстаться, входя в Великий пост. Сжигание Масленицы сейчас — это символ расставания с обжорством, символ добровольного отказа от излишеств. Какие традиции возрождаете?

Это так называемая «закваска к Масленице». Мы стараемся построить нашу масленичную программу так, чтобы дать возможность семьям с разновозрастными детьми, во-первых, отдохнуть, а во-вторых, подготовиться к правильному настрою на Великий пост, представить себе грядущий отрезок времени, помочь осмысленно перейти границу Великого поста. Для этого мы пользуемся устоявшимися формами, закрепленными в нашей культуре веками.

Они связаны с тем, что вступлению в Великий пост предшествовала неделя психологической разгрузки. В основе гуляний лежали молодецкие забавы, поединки, когда юноши, мужчины, мальчики могли поразмять плечи, стряхнуть груз повседневности, проявить удаль, померяться силой — короче, других посмотреть и себя показать. В традиции забав-поединков есть очень важное и необходимое для нашей культуры и для воспитания детей здравое зерно, сегодня вымываемое из культуры русской семьи.

В шутейном поединке важно проявить публично, на миру, мужские качества — инициативность, решительность, терпение, выдержку, умение переживать публично победу и поражение, терпеть физический дискомфорт. Масленичные забавы предполагают такие формы, которые позволяют вдоволь «поразмять плечи» без обиды для противника, шутейно.

"Масленица пришла"

12–13 июля состоится Всероссийский День поля масличных культур «Масличка 2023». Так как на масленичную неделю выпадает День защитника Отечества, то некоторые акции будут связаны с участниками СВО. После Масленицы у православных начинается Великий Пост. В Саратове, как и во всей России, сегодня, 1 марта, проходят традиционные масленичные гуляния. Официально масленичная неделя в високосном 2024 году стартует 11 марта, а народные гуляния продлятся до 17 марта. А с приходом христианства Масленица стала восприниматься как последняя сытая неделя перед Великим постом.

Открытки по темам

  • Дни Масленичной недели: названия и значения
  • ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
  • Масленица 2024: что можно и чего нельзя на неделе с 11 по 17 марта
  • МБУК «Объединение «Новомосковский историко-художественный музей»

Великий пост 2023: когда начинается, календарь питания по дням, что можно и нельзя делать

Ровно по завершении Прощеного воскресенья начнется семинедельный Великий пост, а семидневка перед ним получила название Масленица. новости / Масличные. первый день Великого поста и время прощания с Масленицей. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. За Масленичную неделю люди стараются наесться молочными продуктами, яйцами, рыбой и главным блюдом — блинами, чтобы затем были силы выдержать долгий пост. 12–13 июля состоится Всероссийский День поля масличных культур «Масличка 2023».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий