Новости лавр спектакль отзывы

В этой связи спектакль "Лавр" кроме художественных достоинств, имеет просветительское значение. После завершения спектакля с приветственным словом к зрителям и артистам обратился наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий. Громкая премьера спектакля «Лавр» по одноименному роману во МХАТе го получилась яркой в самом буквальном смысле этого слова.

Модно ли быть русским? Дискуссия о спектакле «Лавр» в Новом Театре

И что важнее — становится ли «большой стиль» подобного рода — родом театра…современного театра. В своё время Немирович-Данченко осмелился поставить «Братьев Карамазовых» и тоже решил сохранить в спектакле его литературную основу — с чтецом и в логике «монтажа» сцен. Но это была одна из сложнейших ролей Качалова Иван Карамазов в театральном значении этого понятия. Примеров адаптации прозы на отечественной сцене несть числа: и Додин, и Фоменко, и Женовач по-своему подходили к проблеме «перевода». Все это был театр прежде всего. На мхатовском «Лавре» в какой-то момент начинаешь забывать, на какой вид искусства ты пришел: ни один из элементов феерии не берет на себя функции локомотива.

И это при в целом достойных актерских работах — другое дело, что игра, существующая тут больше в виде трансляций и раскрашиваний текста, воспринимается добавкой к свето-декорационной основе. Режиссера прежде всего интересовало то прихотливое многообразие, которое он опрокинет на зрителя всей совокупностью выразительных средств, где «старец» Леонид Аркадьевич — такой же штрих, как потомственный волк, гусельный флажолет или испарина на женском плече с одной из видеопроекций. Мхатовский «Лавр» больше убеждает в том, что перед нами действо о боге и святых подвижниках, чем дает это осознать и прочувствовать. Суть вполне постмодернистская, но, кажется, достигающая не совсем тех целей, что положили себе создатели. В конце концов спектакль неминуемо толкает зрителя к сравнению с романом.

Однако последнего очень скоро начинает искушать внутренний голос: «Ты ж уже читал книжку, и она тебе представлялась куда более цельной! Нуждается ли Евгений Водолазкин и его без того культовый роман в подобной рекламе и, тем более, в подобной канонизации — вопрос из сферы какой-то другой компетенции, не театроведческой. Равно оставим в стороне и просветительскую сторону деятельности МХАТа, открыто взявшегося перевоспитывать русского человека, погрязшего во грехе ложных привязанностей и влияний.

Михаил Брацило Спектакль "Лавр" Нового театра, поставленный по одноимённому роману Евгения Водолазкина, возвращает зрителей к духовным истокам. Это Россия, которую мы потеряли, но обретаем с сияющими куполами церквей и крестами над ними. Через эту призму видится спектакль о духовном пути человека, совершим в молодости ошибку, но к старости ставшим святым. Широкомасштабное полотно режиссёра Эдуарда Боякова проводит зрителей от детства главного героя к его старости.

Исполнитель Лавра в старости Дмитрий Певцов сказал, что прочитав роман "Лавр" он думал, что его нельзя поставить на театральной сцене. Но Эдуард Бояков смог превратить этот сюжет в постановку, которая задевает сердце каждого, увидевшего её. Спектакль насыщен световыми и визуальными эффектами. Но, безусловно, одним из главнейших его черт является музыка в русском стиле, с использованием как маримбы с гуслями, так и современных электронных инструментов. А вокал Варвары Котовой уводит в исконную древнюю Русь. Но её а-капелла, с ближневосточными нотками в сцене странствия Лавра по пустыне просто сумасшедшее.

Было ли вам какое-то знамение, знак, что вы все делаете правильно? Почувствовали ли связь с русским Средневековьем? Почему была выбрана именно Оптина Пустынь и что вы там делали, расскажите, пожалуйста об этой погруженческой подготовке. Эдуард Бояков: Давайте очень жестко разделим: есть вопрос благословения, есть вопрос поездки в Оптину Пустынь. Это разные вещи. Мы ездили не как группа паломников, мы работали в театре. У нас достаточно многонациональная там была компания, мы не православный театр. Мы — городской театр, мы — театр для буддистов, для агностиков, для православных, для католиков, может быть разве что не для сатанистов… А с остальными надо разговаривать. Театр — искусство светское. Если бы мы ставили спектакль про немецких рыцарей, мы бы поехали в Нюрнберг, где Вагнер писал «Нюрнбергских мейстерзингеров», если бы мы ставили спектакль про Гаутама Будду, то поехали бы в Северную Индию или в Тибет. Теперь что касается благословения: это дело сугубое, дело личное. Да, я получал благословение, но это не значит, что я артистов по этому принципу привлекаю. Хотя, безусловно, отношение МХАТа к русской православной традиции, конечно, отличается от отношения к какой-то большой великой религии, к даосизму, например. Но да, даосизм есть, но мы же не даосы. Даже если мы не воцерковлены, мы все равно говорим на этом языке, мы дышим этим воздухом, мы находимся в пространстве этого орнамента, этой семиотической системы, и мы даже не догадываемся, насколько мы православные в культурном отношении. Даже невоцерковленные люди являются православными, потому что они дышат этим воздухом, потому что они слышали, как Варя Котова поет колыбельные — в нас этот код, музыкальный паттерн, он дается через пра-пра-пра, и у многих уже четыре, пять поколений уже закосили, убрали все традиции, но все равно остается эта генетическая память.

По масштабности своего звучания в контексте сегодняшних исторических событий "Лавр" является беспрецедентным и уникальным явлением в современной отечественной культуре. Потом была вынужденная пауза, во время которой стало понятно, что спектакль должен продолжить свою жизнь: этого хотели не только его создатели, этого требовала публика. И вот — новая редакция "Лавра", репертуарного спектакля Нового Театра под руководством Эдуарда Боякова появится 5 и 6 октября на сцене Театра Российской армии. Эдуард Бояков, режиссер-постановщик, художественный руководитель Нового Театра: Делимся с коллегами близкого круга о ближайшей премьере Нового Театра — "Лавр". Мы собираемся в непростом контексте, когда не вполне понятно, что происходит в театре, театральной критике, на информационном и культурном поле, в стране. Хочется серьезного, задушевного разговора. Мы посчитали возможным такой жанр. Для нас период волнующий — до премьеры Лавра всего две недели. Срок по театральным меркам интересный. За это время можно много сделать, переделать. Валентин Клементьев, народный артист России, исполнитель роли Христофора, воспринимает сегодняшнюю работу над "Лавром" как продолжение того состояния, в котором творческая группа, в особенности актеры, находились на старте знакомства с этим произведением: Мы находимся в стадии необычной. Потому что это не восстановление спектакля, а продолжение его жизни. Хотя некоторые герои появятся на сцене в исполнении новых артистов. Вспоминаю ощущения, которые возникли при первом прочтении: житие святого — нечастое для театра исследование. Оригинальным было и соседство языковой архаики с современной речью. Необычность связана и с тем, что это выдающаяся филологическая работа Водолазкина — ведь он здесь не только писатель, но и выдающийся ученый, воплотивший в романе свои знания русской истории, русского языка. Интереснейший, необычный вызов. Основой режиссуры Боякова стал подробнейший анализ текста. То, чем мало сегодня занимаются, воспринимая текст как повод для высказывания режиссера. Правильная работа с текстом сейчас раритетна. И это одно из важнейших достоинств режиссуры: погружение артиста вглубь текста. Это стало одним из важных залогов успеха спектакля. Возможно, потому у меня нет ощущения восстановления, хотя отличия новой редакции, очевидны и очень значительны, что вернулось состояние объединения команды вокруг общего смысла. Сейчас новое поколение артистов входит в новую редакцию спектакля. Я играю в нем Христофора, дедушку главного героя. Это дорогая для меня история — связь поколений. Передача знания, преданий, традиций, правильная система воспитания героя, потерявшего родителей в раннем детстве. Вот эта семейная духовная связь — важная тема. Эдуард Бояков подчеркнул, что огромную роль в спектакле играет музыка, которая является существенным кодом, раскрывающим глубинные истоки той истории, которая рассказана в "Лавре" очень современным и вполне модным языком. Варвара Котова и Сергей Гребстель, к которым присоединился Илларион Брусс — группа ЛАВРА, стилистика которой интегрирует корневую русскую музыку самых архаичных слоев с электронными звучаниями. Бояков заметил, что по мнению Тони Левина, бас-итариста группы King Crimson, музыканта, входящего в топ выдающихся басистов мира, Сергей Гребстель — бас-гитарист высочайшего класса. Продолжив тему изменений, который претерпел "Лавр" в новой версии, Бояков акцентировал внимание на новых актерских работах: молодые артисты внесли свежую струю в спектакль и создают собственные образы на основе своих индивидуальных черт и характеров. Выступление молодой артистки, которой доверили главную женскую роль Устины оказалось ошеломляюще исповедальным: "Лавр" — роман, который открыл мне мою собственную душу. Я родилась в Екатеринбурге в семье, где есть мусульмане, есть православные, а есть те, кто не причисляет себя ни к одной из религий. Чтобы никого не обижать я приняла для себя решение сохранить нейтралитет. Написала реферат по мусульманству, реферат по православию.

Новый Театр представил премьеру спектакля «Лавр» на сцене театра Российской армии

Если вы хотите окунуться в мир глубины смыслов и эмоций, тогда спешите купить билеты на спектакль «Лавр» в театре Российской Армии. самая громкая премьера во МХАТе им. Горького, при полном зале закрывшая прошлый сезон и также открывшая новый, - недавно перетек в музыкальный проект Lavra. 12 декабря на сцене Московского художественного академического театра им. М. Горького состоялась премьера спектакля «Лавр» по одноименному роману Евгения Водолазкина.

Лавровый пинок: премьера Театра "На Литейном"

12 декабря на сцене Московского художественного академического театра им. М. Горького состоялась премьера спектакля «Лавр» по одноименному роману Евгения Водолазкина. Спектакль по времени очень долгий, с одним антрактом, в котором я с удовольствием насладилась чашечкой кофе, пролетел как мгновение. МХАТ обычно не разочаровывает. И вот, вслед за премьерной серией спектаклей, явилась мысль провести 26 февраля на Третьей сцене МХАТ имени го концерт под названием «Лавр. «Лавр» — спектакль для тех, кто действительно готов вдумчиво и осознанно путешествовать по эпохам вместе с юным, зрелым и старым лекарем. Премьера спектакля «Лавр» по роману Евгения Водолазкина в драматическом театре – это одна из наиболее ожидаемых премьер театрального сезона 2021-2022 годов.

Консервативная революция или свето-представление. «Лавр» в МХАТ им. Горького

Я была 2 раза. Кто в Москве, сходите, не пожалеете. Потрясающий спектакль!!! Леонид Якубович играет священника в нем гениально! Билеты лучше покупать сейчас, потом не будет.

Второй раз. Сегодня сидела так, что видно было весь зал. Ликование появляется от каждого встающего для аплодисментов.

Она становится отправной точкой для размышления героя о вечности и бренности, а спасение жизней других — дорогой героя к бессмертию. Метафора бессмертия - в постоянном присутствии смерти: родители, дед, возлюбленная и, наконец, собственная смерть с новорожденным ребенком на руках — как символ христианской догмы о воскрешении Христа, о жизни вечной. Потому что жизнь побеждает смерть. По версии газеты Guardian , "Лавр" вошел в топ-10 лучших произведений о Боге. Евгений Водолазкин, писатель: Я теряю дар речи, потому что потрясен. Я сидел в зале и у меня текли слезы. Это совершенно удивительно: высшее искусство, когда актеры не играют, а живут на сцене. В спектакле была взята абсолютно точная тональность: современная музыка и машинерия мощнейшего театра, древнерусский и современный русский язык. Театр воздействует на все человеческие чувства: на зрение, слух, обоняние — в зале даже пахло ладаном, но еще и на шестое чувство. То чувство, которое называется душой. Моя благодарность Эдуарду Боякову и его команде. Грандиозная постановка. Сценография, которую создал Александр Цветной, воплощает принцип "жития в клеймах": декорация представляет собой "иконостас", где попеременно "оживают" ячейки. Вызов постановки еще и в том, что такого сложного спектакля МХАТ еще не ставил: задействована вся машинерия сцены, готовятся сложнейшие мультимедийные решения, свет построен на современной проекционной технологии. Художник по костюмам Алиса Меликова экс-арт-директор Vogue и AD придумала для героев спектакля яркие образы, в которых средневековый облик сживается с современными дизайнерскими деталями одежды. Спектакль наполнен музыкой. В музыкальной канве русские аутентичные напевы соединяются с электронным звучанием, с паттернами рока и хип-хоп. На сцене - известнейшая исполнительница старинной музыки и фольклора Варвара Котова с гуслями и колесной лирой, перкуссионист-мультиинструменталист Петр Главатских и один из лучших бас-гитаристов России Сергей Калачёв Гребстель. Дмитрий Певцов, народный артист России, исполнитель роли Лавра: Поучаствовать в сценической постановке романа я посчитал для себя обязательным, у меня просто не было других вариантов - великий роман, потрясающий современный писатель.

Спектакль, как гласит пресс-релиз, рассказывает «о нас, неизвестных», способных преодолеть духовный кризис и вернуться на путь веры и благочестия. Христианское покаяние как лейтмотив действа — явление на театральной сцене необычное. Кинематографу повезло больше: там уже есть «Остров» 2006 года, «Монах и бес» 2016. Несмотря на светский характер Московского художественного театра, религиозная тема возникала и здесь, колеблясь между ангельским и дьявольским полюсами вспомним «Жизнь человека» и «Анатэму» Леонида Андреева, «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского или «Аввакума» Владимира Малягина. Однако ближайшим пращуром «Лавра» видится сказочная феерия Мориса Метерлинка «Синяя птица», оптимистично завершившая в 1908 году эпоху сумеречного декаданса. Спектакль не только вывел из творческого кризиса театр и оздоровил столичное общество, но и дожил, до наших дней последняя реконструкция спектакля состоялась во МХАТ им. Горького в ноябре 2019 года. Сцена из спектакля. Фея Берилюна — М. Фото К. Разница — лишь в эпохах. На рубеже ХIХ-ХХ веков христианская традиция была прочно укоренена, но ее ритуалы сковывали, по мнению тогдашней интеллигенции, личный духовный поиск. И вот, по велению Феи, из лампы возникает Душа Света, напоминающая то ли королеву, то ли Святую Деву, и под ее предводительством души детей, а с ними души Огня, Воды, Молока, Сахара, Хлеба, Кота и Пса устремляются за птицей счастья. Напротив, в эпоху постмодерна традиция — лишь миф, и «Лавр» с его обращением к средневековой архаике и вероучительной дидактике, можно считать попыткой «катехизации» публики, используя приемы игры, постмодернистской деконструкции. Соответственно, Метерлинк отличается от Водолазкина как поэт от геймера, философ от коуча. Различие эпох сквозит в режиссерских мотивациях. Станиславский актерам. Боякова, для которого нравственный посыл важнее мистики, а актуальность темы дороже эстетики. Но обе сказки — «жития» о христианском подвиге любви и самоотречения. Душа Света — В. Житие «Лавра» свершается наяву, но оба жития — о бодрствовании в духе. И оба начинаются с языческого волшебства: «Не у вас ли трава, что поет, и вся синяя птица? В «Лавре» судьба героя — мальчика Арсения тоже начинается волшебным, райским, «поющим» сном. Из сна материализуется настоящий серый волк — друг и наставник, а в «Синей птице» одно время дух Кота появлялся взамен живой кошки. Чудеса в «Синей птице» «ветхозаветны»: они непредсказуемы и чреваты новым опытом, а в «Лавре» чудеса пронизаны пророчествами и назиданиями. В центре «Синей птицы» — Человек, в центре «Лавра» — христианин. Однако у обоих героев есть провиденциальные наставники. Роль Феи Берилюны берилл — сапфир, бриллиант — философский камень, владыка Света исполняет в «Лавре» дед Христофор-знахарь и мумификатор, аватар египетского Анубиса и славянского Волка, ипостась святого-псеглавца. Его сменяют старцы Никандр, затем Иннокентий. Ведут диалог имена главных героев: Тильтиль восходит к Теодорику, «властелину рода», «Божьему дару» и здесь пес Тило — его «варварская» пародия. Арсений же, в переводе с греческого — «муж», принятое им имя Амвросий означает «неумирающий». Перекликаются и названия пьес: «Синяя птица» — бесконечная глубина святости, а «Лавр» — триумф ее вечности.

Все это — свежо, ново и одновременно тонко, деликатно, без тени глумления. Сцена, гибридная, многоликая, органично соединяющая в себе неоновый свет и иконографию, «играла» вместе с актерами. А главными «жителями» ее «сот» были Устина Алиса Гребенщикова , отрок Арсений Никита Кашеваров — герои, которые после смерти были «вознесены» с помощью лифта на «небо», — сам рассказчик Дмитрий Певцов и представители духовенства, одного из которых, старца Никандра, сыграл Леонид Якубович. Устина, словно застывшая в одной из таких ячеек, проживет с Арсением всю его жизнь: именно она вместе с рассказчиком продолжит историю пути своего возлюбленного, именно к ней, как к живой, до конца жизни будет обращаться Арсений и с ней будет делиться своими переживаниями. Театральная сцена визуализирует главную христианскую идею: где есть любовь, там нет смерти. Авторы постановки оживили каждую деталь романа. Когда Христофор кадит у себя в доме-келье, мы чувствуем запах ладана, когда маленький Арсений гуляет по лугу, мы отчетливо ощущаем запах травы. В скобках оговорюсь, что мы видим и довольно откровенные, содержащие физиологические подробности эпизоды, поэтому спектакль рассчитан прежде всего на взрослую аудиторию. На протяжении трех с половиной часов на сцене звучали гусли, лира и бас-гитара, а голос солистки, Варвары Котовой, то погружал зрителя в молитвенное состояние, то пробуждал жгучее желание танцевать на псковских улочках XV века. Музыка — одно из главных достоинств спектакля, которая на своем собственном языке говорит с залом о грехе и покаянии, о цели и смысле жизни, о любви человеческой и божественной. Спектакль «Лавр» — это и высказывание, и эксперимент, и проповедь, и исповедь.

Спектакль «Лавр»

Стоило ждать экранизации или театральной постановки такой книги. Мнения о том, сложно или легко ставить классику, зачастую противоположны. Одни говорят, что невозможно: это великие произведения, ничто не приблизится к уровню мастерства автора. Другие считают, что это вполне осуществимо, тем более это столько раз случалось. Ставить современную литературу на сцене сложнее классики. Современный зритель — скептик, требовательный к форме и содержанию. И если к классическим произведениям он относится с почтением, ревностью, благоговением, то литературе нашего времени он ничем не обязан. Спектаклям — тем более.

Дмитрий Певцов назвал проблемой российского искусства отсутствие современного героя, притом что такие герои в обществе есть. Это современный герой, который воплощает наш русский дух", - сказал актер. Валентин Клементьев отметил, что мало кто в театре сейчас так бережно работает с текстом, как Бояков, и артистам было интересно погрузиться в роман Водолазкина. Леонид Якубович рассказал, что его дочь трижды посмотрела спектакль и хочет прийти еще. Все, что говорили до меня, резюмируется этим", - считает артист. В центре сюжета человек, прошедший путь от мальчика-сироты к врачевателю, от юродивого до отшельника и святого.

Продолжительность: 03 ч.

Это не только там, на сцене, в том времени, а тут с тобой, в настоящем. Это со-бытиЕ. Ты - свидетель тому, как умерший из земной жизни поднимается в Небеса; ты прямо сейчас наблюдаешь возрастной переход, и он зависит не от количества прожитых лет, а от того, как ты их прожил, каким ты вышел из своих страданий, смог ли ты допустить их влияние на себя или они прошли по касательной, и ты предпочел быстрее отмахнуться от боли душевной. Я не знаю, можно ли остаться прежним, сыграв такие мощные роли!? Якубович невероятно впечатлил! И это далеко не все, что еще хочется сказать, но пока больше не могу подобрать слова. Фотографий самого спектакля нет, потому что я забыла их делать, да и не хотелось отвлекаться.

Спектакль Лавр

У нас вы сможете купить билеты на спектакль Лавр в МХАТ им. Горького даже в том случае, если билетов уже нет в кассе театра! Премьера спектакля «Лавр» Эдуарда Боякова по роману Евгения Водолазкина была с успехом представлена на сцене театра Российской армии 5 октября 2023 года |. МХАТ обычно не разочаровывает. Про спектакль «Лавр» в театре на Литейном сказано следующее. масштабное сценическое воплощение романа «Лавр» Евгения Водолазкина о жизни средневекового монаха-схимника, прошедшего путь от мальчика-сироты к врачевателю, от юродивого к отшельнику, от бродяги к мудрецу.

Мы знаем, куда вас сводить!

Автор заглянул вглубь веков, в средневековую Русь, рассказал о православном миропонимании нашего народа и провел нить между нашими предками и нами, потому что время — относительно. Но самое главное, «Лавр» — рассказ о том, что такое праведный земной путь. Актерский состав постановки порадует зрителя. В спектакле играют такие звезды как Дмитрий Певцов, Леонид Якубович, Андрей Бледный, лучшие артисты мхатовской труппы и молодые артисты, которые стали открытием публики благодаря спектаклю «Лавр».

Дай Бог, чтобы как можно больше людей это увидели, и огромное спасибо всем. Очень здорово! Анисимов Никита Юрьевич, ректор ВШЭ: Мы сегодня приняли участие в удивительном творчестве, которое подарило ощущение единства для полутора тысяч зрителей с очень глубокой, чувственной мыслью, проходившей через все произведение, которое называлось коротким именем «Лавр». И мои ощущения после сегодняшнего спектакля я смог описать одним словом: мне было гармонично. Мне было гармонично ощущать себя единым с той эпохой, в которой начинается действие.

Мне было гармонично быть единым целым с той землей, которая сегодня была на сцене. Мне было гармонично переноситься и в какой-то момент оказаться вне времени и во всех временах одновременно, как это звучало со сцены. Мне было гармонично увидеть лицо ребёнка, смотревшего в свое будущее, и в этот момент я был очень рад, что вместе со мной то же самое ощущают все зрители прекрасного зала с глубокой сценой, талантливыми актерами, фантастической режиссурой и очень глубокой мыслью, которая дает возможность каждому задуматься, почувствовать и быть. И выходить из зала в молчании. Минтусов Игорь Евгеньевич российский политолог, председатель совета директоров компании «Никколо М»: Я оказался под сильным эмоциональным впечатлением от спектакля. В основе сюжета — история жизни человека, живущего в XV веке, судьба которого была тяжелой, который в молодости совершил грех и всю оставшуюся жизнь вымаливал прощения у Бога. Он при жизни был исцелителем, затем юродивым, а после смерти был канонизирован Русской церковью и стал святым. Раскрывая тему веры, всегда есть опасность, с одной стороны, сделать их вульгарными, а с другой — популистскими, на потребу широкой публике.

Мы усиливаем принцип парадоксальности сосуществования реалий разных эпох. В романе герои в XV веке идут по лесу, натыкаясь на пластиковые бутылки. В переводе на язык театра это может быть сочетание архаичных, «старомодных» атрибутов типа пучков настоящей соломы или обычного веника с самыми высокотехнологичным световыми и сценографическими эффектами, придуманными художником по свету Алексеем Наумовым и сценографо м Александром Цве тным, в творческом багаже которого оформление шоу «Алые паруса». Сегодня духовное послание «Лавра» приобретает особую внятность: еще больше испытаний, еще больше драматизма и боли выпало современному человеку. Еще острее звучит тема искупления роковых ошибок, преодоления фатума, поиска выхода. И тем больше человеку нужен единственно верный ответ, закодированный в «Лавре»: только работа с собственной совестью составляет истинный смысл жизни. Евгений Водолазкин один из несколь ких современных ру сских писателей, которым удалось вернуть в литературное поле жанр настоящего большого романа. Театру это дает возможность формировать слаженную труппу — то, к чему мы стремимся, создавая репертуарный театр.

В спектакле заняты: Пр одолжительность сп ек такля: 3 час а, с одним антрактом. Дата и время премьеры: 5 и 6 октября. Начало в 19:00.

К хорошему и актерской игре: Приятно удивил Леонид Якубович в роли старца Никандра- шагнувши из «Поля Чудес» на полянку выжженной травки, оставался в общих обстоятельствах убедительным и правдивым, хоть звезд с неба и не хватал.

Заметна старая актерская школа и опыт в самом наилучшем смысле уменее работать с выбранным приспособлением «монашеские четки» выше всяких похвал, не только защищали актера в сомнительные моменты, но и правильно направляли зрительское внимание, к внутреннему нерву образа. Довольная редкость впринципе. Мало кто сейчас уделяет подобным мелочам внимание. Так же приятно порадовал Валентин Клементьев в роли Христофора, являясь одновременно заложником и обладателем своеобразного голоса, по наитию или намерено смог интонационной перестройкой воплотить и передать зрителю переход от жизни к смерти своего героя.

Евгению Конаныхину в роли Устина хочется пожелать не прекращать свой творческий поиск. Очень старательный и способный артист, с отсутствием спокойствия и усталости, которая свойственна актерам старшего поколения. Хотелось бы увидеть творчество Евгения в другом театре, где бы он не был заложником концертных обстоятельств. Про Алису Гребенщикову в роли Устины сказать нечего, кроме явного отсутствия владения сценическим вниманием, работе с партнером и собственным голосом, важным инструментом актера.

Продолжает оставаться в тени славы талантливого отца. Далее: 10-летний Никита Кашеваров в роли отрока Арсения-очень обаятельный и способный маленький артист, к сожалению попал в плен неопытной взрослой команды, которая попросту замуштровала на постоянные повороты головы и нарочного направления текста в зрительный зал. Но как бы «плохие» взрослые не старались, обаяние и непосредственность задавить сложно. Ведь не спроста есть негласное правило: «Животных и детей переиграть невозможно».

Дмитрий Певцов в роли рассказчика Амвросия и Лавра - самый неоднозначный актерский момент в Лавре. И тут совершенно не понятный случай, толи постановочная часть боялась напрямую давать сценические задачи опытному артисту, расчитывая на его самостоятельность, толи это было некое угождение ,в виде его подавляющего непростроенного нахождения на сцене. Это ведь элементарные истины, что когда зрительское внимание направленно на основное действие, любое малейшее телодвижение выходящее за пределы фокуса,- является раздражителем, переключающим внимание смотрящего.

«Лавр» сделал свое дело

Это абсолютно новая сцена, это уникальная сцена с двумя кольцами, она совершенно другая, это другая картинка, другая энергия", - сказал журналистам Бояков, который выступил режиссером-постановщиком новой версии. По его словам, у спектакля новые команда и хореографические рисунки, более мобильная и совершенная система декораций, в постановке занято много молодежи. Например, кульминационная сцена в Иерусалиме приобретает 60 дополнительных лампад, опускающихся из-под колосников, отметили в театре. Дмитрий Певцов назвал проблемой российского искусства отсутствие современного героя, притом что такие герои в обществе есть. Это современный герой, который воплощает наш русский дух", - сказал актер. Валентин Клементьев отметил, что мало кто в театре сейчас так бережно работает с текстом, как Бояков, и артистам было интересно погрузиться в роман Водолазкина.

Трое участников прошлых спектаклей успешно играют в «Лавре». Лоскутное одеяло На сцене — минимум декораций.

Костюмы — условны. Действие романа сохранено, правда, сильно сокращено. Спектакль похож на лоскутное одеяло, но каждый «кусочек ткани» подобран со вкусом. Актёры играют не только на сцене, периодически они появляются из боковых дверей зрительного зала.

Фактически перед нами аккуратная, чуть ли не постраничная читка расфрагментированного романа в духе модных ныне новодрамовских «лабораторий». Любители аудиокниг, вероятно, останутся довольны, ценителям режиссерских трактовок и прозрений придется уйти ни с чем. Сценография Впечатляет масштабами, яркостью и эффектностью. От огромной мхатовской сцены оставлена только полоска метра два шириной, на которой артисты умудряются даже танцевать, удивляя ансамблевостью березковского уровня. Остальное пространство отрезано упирающейся в колосники массивной четырехуровневой конструкцией, словно срисованной со Стены плача. Собрана эта стена из кубических блоков в светодиодных рамах, свечение которых меняется в зависимости от накала эмоций, испытываемых заточенными в них персонажами.

Ассоциируется все это скорее с лабораторными вольерами, нежели с клеймами житийных икон, как на том настаивает Бояков. Призрачным светодиодным холодом сияют абрисы и средневекового Новгорода, и древнего Иерусалима. Там, где силы диодов постановщику не хватает, в действие вступает видеопроекция. Грамотно подобранная, разнообразная, динамичная — родившиеся с гаджетами в руках точно не заскучают. Те, кому дорог актерский театр, будут точно по системе Станиславского переживать за исполнителей, которые теряются на ее фоне. Музыка В спектакле ее много. Очень много. В основном — народные напевы, фантасмагория переплетений инструментов из разных эпох — колесной лиры с бас-гитарой или маримбы с гуслями. Голос известной фолк-исполнительницы Варвары Котовой трогает до глубины души. Но в любом случае музыкальной драматургией это назвать не получится, поскольку весь этот гармоничный «контент» существует как бы сам по себе, лишь изредка аукаясь с происходящим на сцене.

Музыкальные номера работают как отбивки для драматического действия, латая сюжетные расстыковки и давая передохнуть актерам, которым приходится ценой невероятных усилий пропахивать сложносочиненный романный текст, насыщенный церковнославянскими оборотами. Если существует концертное исполнение оперы, то почему в таком формате нельзя прочитать роман?

Попадая в "Лавре" в старое русское средневековье, мы оказываемся не в пространстве ряженого - лаптей, секир, калачей, сарафанов, - но в непривычном пространстве нравственного измерения истории, где человек, живущий праведно, похож на стоящего на камне, притом что все вокруг - и на сцене, и в зале, и в жизни - стоят на песке. И ты видишь на сцене нечто, встречаемое раньше разве что в житиях... И это внимание к стоянию на камне, обращение к святости, художественное исследование ее неожиданно не рождает диссонансов с театральной эстетикой. И показанное на сцене Причастие не профанируется, и актеры в священнических одеждах не выглядят карикатурно, наверное, впервые за последние 80 лет.

И еще одна необычная и новаторская вещь в спектакле: Бояков рискнул поставить на сцене текст. Его мотивы, энергию, элегию. Внутри текста, как в свитке, скручены герои - врачи, юродивые, калачники, монахи, князья, разбойники. И текст звучит так, будто он важнее Мальчика, Иустина, Лавра и того, что с ними произойдет. То, что Бояков это понял и сделал во времена, когда все чуть ли не поголовно заняты сугубым иллюстрированием прогноза Маклюэна о победе аудиовизуальной культуры над текстовой, очень важно. Сделать героем вроде бы объявленный устаревшим и одряхлевшим текст - особый поступок.

И когда ты слышишь "Все поправимо", это звучит, как выписанный лично тебе душевный рецепт. А знаменитый диалог купца Зигфрида с кузнецом Аверкием "Ты в нашей земле уже год и восемь месяцев, а так ничего в ней и не понял". Автор "Лавра" после премьеры признался в том же: "Я сидел в зале, и у меня текли слезы".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий