Возможно, Кощей Бессмертный олицетворяет собой процесс трансформации из одного состояния в другое. Актуальность моего исследования обусловлена тем, что Кощей Бессмертный является одним из загадочных персонажей в русских народных сказках. Образ Кощея Бессмертного полон загадок, а в исследованиях о его истории полно белых пятен. отрицательный персонаж славянского фольклора. Георгий Милляр в роли Кощея в кадре из фильма «Кащей Бессмертный» (1945).
Бог, колдун и раб: кем на самом деле был Кощей Бессмертный в фольклоре
Кощей Бессмертный это отрицательный герой из русской мифологии. Сейчас появилась надежда на то, что животворящий дух Кощея Бессмертного реанимирует-таки этот проект. как и почти все русские сказочные образы - именно собирательный образ, который обретал конкретную форму и наполнялся конкретными деталями в процессе народного КОЛЛЕКТИВНОГО творчества. Само слово «кощей» можно встретить в летописях XI–XII веков, оно означает там раба или пленника, скорее всего, являясь заимствованием из тюркского и этимологически не связано с могучим магом Кощеем. Существует ошибочное мнение о том, что Кощей Бессмертный являлся Богом, представляющим подземное царство.
Значение слова «кощей»
В русских сказках Кощей Бессмертный – злодей из злодеев. Ни единого положительного качества, а всё – от внешности и до самой его сущности персонаж неприятнейший. Кощей Бессмертный это отрицательный герой из русской мифологии. В рамках спецпроекта портала «» рассказываем, как возник сказочный образ Кощея Бессмертного, почему ему непременно нужна жена и как это связано с обрядом женской инициации. Кощей Бессмертный, персонаж восточнославянских волшебных сказок, реже русских былин и их поздних пересказов 17–18 вв., а также современных.
Легенды и мифы — Кощей (14.04.2024)
Я люблю русские народные сказки. На меня они производят очень сильное впечатление. Мне стал интересен сказочный персонаж — Кощей Бессмертный. Всегда ли он злой или может быть добрым? Где он живёт? Что означает его имя?
Яга — дочь Вия, принца Срединного царства мертвых Нави. В мифах она предстает вовсе не старухой, а прекрасной юной девой, воительницей, которая способна была победить в бою большинство знаменитых воинов-мужчин.
Именно так она нашла себе супруга: дала клятву, что выйдет только за того, кто сможет одолеть ее. Победителем оказался Велес, покровитель скота, диких зверей, воинов, странников, путешественников, охотников и колдунов. Она и жила, в основном, здесь, в глубоком лесу, в месте, скрытом от людских глаз особыми чарами узнаёте избушку, в которую без заклинания не войти? А еще Яга была очень мудрой. К ней за советом обращались иногда даже верховные боги.
Но задумывались ли вы над тем, что основой таких сказок становились древние мифы, известные нашим предкам? Кощей — одна из самых загадочных личностей в славянских верованиях.
Словом, вопросов возникает множество, а ответов однозначных нет. Может, все-таки прав был Афанасьев, когда возводил имя Кощея к кощунам, то есть называл его, таким образом, волшебником. Ну действительно, кто еще смог бы продлить свою жизнь настолько, чтобы люди стали его величать Бессмертным?
Конечно, всемогущий маг. Или человек, который обратился за помощью к демоническим силам, как, скажем, Фауст. Но Кощей в сказках вовсе не волшебник и не человек, он сам, скорее всего, относится к демоническому миру. Так что и объяснение Афанасьева страдает приблизительностью и неточностью. Быть может, самой интересной догадкой является предположение Л. Алексеевой, которая в «Полярных сияниях в мифологии славян» написала: «Несомненно, к единому миру мертвых и холода относится Карачун. Его предположительно считают зимним славянским божеством, сохранившим черты олицетворения смерти. При этом белорусские верования уточняют, что Карачун сокращает жизнь и является причиной внезапной смерти в молодом возрасте. Для нас важно, что этот образ связан с объективным и четким природным фактором: Карачун — не только имя злого духа, но еще и название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника. Для слежения за Солнцем нужна определенная научная квалификация если не всех, то хотя бы некоторых членов общества волхвов.
Кроме того, имя божества вводит нас в круг развернутых сюжетов восточнославянской волшебной сказки: Карачун — это одно из наименований Кощея Бессмертного». То есть, по Алексеевой, Кощей — это бог смерти от холода, и бог, или, скорее, демон, очень древний. Чтобы его одолеть, нужно как бы раскрутить колесо времен вспять, вернуться к самому началу мира, когда и появился на свет Бессмертный. Тогда понятно, отчего в сказке последовательно появляются: бурый медведь — властелин лесов, затем птицы — ястреб и утка, которую часто можно увидеть в северной тундре. Вслед ними, обитателями земли и воздуха, появляется водная жительница, рыба, в данном случае — щука. Может быть, когда-то давным-давно это была не щука, а совсем другая рыба? Скажем, белуха, живущая в приполярных областях. Если это так, то в сказке мы движемся не только в пространстве с юга на север, из зоны дремучих лесов через тундру в приполярные моря, но и вспять во времени — в обратном направлении по тому пути, которым когда-то прошли наши далекие предки, спасающиеся от наступления Великого оледенения. Проще говоря, сказочные животные указывают нам на север — туда, где некогда существовала прародина всех арийских народов, Арктида. Возможно, там отдавали дань жертвами злому богу лютой стужи Карачуну, который появился на свет в самом начале творения мира — из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой.
Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней, и пришло время, покинув родину, которая на глазах покрывалась льдами, уйти вслед за рыбами, вслед за птицами на далекий материк и идти все дальше, спасаясь от движущегося по пятам Карачуна-Кощея. Идти следовало в леса, под защиту деревьев, и южные поля, где мороз был не так силен. Это был исход с прародины, с крыши мира, где небо и земля едва не соприкасаются друг с другом, где зародился миф о Золотом Яйце. Поэтому поход с севера на юг означал еще и движение из далекого прошлого в настоящее и будущее. Наши предположения вовсе не так фантастичны, как может показаться на первый взгляд.
Кощей Бессмертный: кем он был на самом деле
Воспоминания о тех временах сохранилось в русском фольклоре в виде преданий о Кощее Бессмертном. Мой проект «Кто такой Кощей Бессмертный» посвящён личности Кощея Бессмертного в русском фольклоре. как и почти все русские сказочные образы - именно собирательный образ, который обретал конкретную форму и наполнялся конкретными деталями в процессе народного КОЛЛЕКТИВНОГО творчества.
Бог, колдун и раб: кем на самом деле был Кощей Бессмертный в фольклоре
Если очень повезёт — в птицу. Знаменитый фольклорист Владимир Пропп объясняет это тем, что в славянской мифологии умершим людям приписывали два мучительных голода, которые они уже не могли удовлетворить. Это обычный голод то есть желание поесть и половой голод — притяжение к противоположному полу. Неудивительно, что для любви старик выбирает живых девушек, но так от них и не получает взаимности. Спасти несчастную может только искренне любящий молодец, но ярость Кощея бывает сокрушительной, а жертвы — немалыми. Уже после первой битвы немощь и дряхлость колдуна не может ввести нас в заблуждение. Он очень силён благодаря магии, а бессмертие делает его неуязвимым перед любым оружием. Поэтому ни одному богатырю в честном бою с ним не справиться. На что способен властелин мёртвого царства? День деньской размахивать огромным мечом в 500 пудов. Это, на минуточку, восемь тонн.
Для его магии не нужны ни заклинания, ни волшебные палочки. Он превращает противника во что угодно только гневным взглядом. Сам легко оборачивается вороном или зверем. Рядом с ним всё теряет жизненную силу, даже растения. Как и другие стражи мира мёртвых, он не переносит запах живого человека и чувствует его очень остро. У него на службе находятся не только упыри и нечисть, но и силы природы. Обычно его появлению предшествуют буря, погружение мира во тьму, гром, град и прочие неприятности. Для пущего эффекта злодей возникает либо из ниоткуда, либо прилетает вороном и принимает человеческий облик. Но чаще всего у колдуна есть необычный конь. Он столь же ужасен на вид, могуч и способен мчаться быстрее ветра.
Есть у него и вторая страсть — сокровища, которые он собирает в несметных количествах. И тщательно оберегает от посторонних глаз. При чём здесь матриархат Архаичное устройство общества когда главными были женщины, матери , нашло отражение и в сказках. Например, в одной из самых популярных, где персонаж предстаёт во всей красе «Марья Моревна» , красавица вовсе не становится жертвой. Это мощная, удачливая воительница, жена бессмертного колдуна. Да такая, что одержала над ним победу и сумела приковать к скале мощными цепями. И помогают Ивану царевичу мужья его сестёр — то есть родственники по женской линии. А вот подводит молодца милосердие. Дав старику напиться воды, он возвращает колдуну силу и невольно освобождает из плена. Только в одной сказке мы можем наблюдать романтичную субличность этого злодея.
И Матвей читал. Сначала по слогам, медленно и трудно, потому уже быстрее и легче. Чтение его увлекло, да и жизнь Кощея оказалась интересной. В бытность свою ещё обычным человеком, Кощей был богатым и очень жадным купцом. Жаден он был настолько, что не хотел ни жениться, ни тем более обзаводиться детьми. Ел он только сухари, пил только воду - из экономии, отчего был худым, как ходячее пособие по анатомии. В городе, где жил этот субъект, его, конечно, не любили, так как обсчитать да обмануть всякого он считал своим долгом. Так он и жил - богатство копил, с соседями ссорился да экономил на всем. Однажды к дому Кощея тогда ещё Иннокентия, а попросту - Кешки пришёл древний старик и попросил приюта на ночь.
На удивление, Кешка пустил старика к себе ночевать, даже сухарями угостил. Утром старик спросил у хозяина: - Благодарствую за ночлег. Чём благодарить тебя? А вечной жизнью не одаришь? Да золотом? Будешь жить вечно, богатство своё копить, да в одиночестве! Зачем мне кто-то? С ними же делиться надо! Захочешь отказаться от моего дара - вот тебе ларец хрустальный, в нем ключ, по нему меня и найдёшь коли сильно надо будет.
А не найдёшь - значит и не надо, - и старик протянул Кешке хрустальную шкатулку. Как звать - то тебя? Вечность меня звать, - хихикнул старик и пропал с глаз долой. Спустя сотню лет Кеше прозванному Кощеем за жадность, пришлось уехать из родного городка, так как нестареющий сосед вызывал массу суеверных слухов и подозрений. Ещё сотню лет Кощей перемещался с места на место, пока не пришёл к выводу, что жить среди людей ему будет очень сложно. Он нашёл в глухом лесу пещеру и начал делать из неё себе удобное жилище, благо времени и денег у него было в избытке, так как ни от того, ни от другого он, при всем желании, не мог избавиться. Все попытки открыть хрустальный ларец были бесполезны - ларец не открывался и не разбивался. К тому времени, когда Кощей превратил свою пещеру в огромный дворец, он пришёл к выводу, что богатство не имеет ценности само по себе. Он давно стал нормально есть, но так и оставался худым как щепка, заводил себе животных, в том числе и диких, но все они убегали от него.
Кощей умирает, как только герой разбивает яйцо о камень, о лоб Кощея или сжигает его в печи. Секрет смерти Кощея выпытывает у него пленённая им женщина, которая и сообщает об этом герою. В редких случаях этот секрет герою открывает дочь Кощея, на которой он [герой] впоследствии женится. Меньше известен вариант сказок, где смерть Кощея происходит от волшебного коня, который сбрасывает его с себя или убивает копытом в лоб. В былине об Иване Годиновиче Кощей гибнет от собственной выпущенной стрелы. Часто герой сам открывает Кощею доступ к своей жене или невесте, нарушая некий запрет, например, сжигая до определённого срока кожу жены-лягушки, в результате чего она вынуждена уйти к Кощею.
В другом случае герой освобождает Кощея из заточения, в котором злой волшебник пребывает закованным в цепи, подвешенным за волосы или кипящим в котле. Получив свободу, Кощей уносит с собой жену героя. В сказках Кощей часто не имеет определённого облика иногда он может описываться как старичок или как карлик с большой бородой — «сам с ноготок, борода с локоток» , зато обладает характерными особенностями: неуязвимостью, огромной силой от его дыхания богатыри разлетаются как комары и волшебными свойствами: он может летать, оборачиваться ветром, вихрем, вороном, его появление сопровождается громом и градом. Он превращает в предметы других персонажей героя в орех или камень, царевну — в змею, целое царство — в камень. Он обладает необычным обонянием, по запаху ощущая присутствие героя, спрятанного в чулане, сундуке, шкафу. Царство Кощея дворец, замок, большой дом, избушка-вертушка расположено далеко за пределами человеческого мира в лесу, на стеклянной горе.
Чтобы туда добраться, герой изнашивает железные сапоги и железную шапку. В некоторых сказках упоминаются сокровища, которыми обладает персонаж мешки с золотом и серебром, богатый дом , однако мотив Кощея-скупца, чахнущего над своим богатством, в фольклорных текстах отсутствует и принадлежит литературе «Там царь Кащей над златом чахнет…», поэма «Руслан и Людмила», А. Пушкин , 1820. Из волшебных сказок образ Кощея был заимствован в былины с сюжетом «Муж ищет исчезнувшую или похищенную жену» былины об Иване Годиновиче и Михайле Потыке.
Купец вряд ли стал бы отказывать племяннику киевского князя Владимира. Такой поступок более уместен для князя, причем для князя равного по статусу князю киевскому. Иван Годинович, не смирившись с отказом, силой захватил Марью Дмитриевну и повез ее в Киев. Однако, по дороге его перехватил Кощей Трипетович, которому эта девушка была обещана ее отцом.
В ходе короткого поединка темный властелин одолел княжича, но не убил, а лишь связал, не желая, видимо, излишней кровожадностью шокировать свою возлюбленную. Далее влюбленная пара уединилась в шатре и занялась любовными утехами, которые был вынужден, кипя от гнева, слушать связанный Иван Годинович. Дело шло к кульминации, когда прилетел ворон и начал вещать о том, что Марье не суждено жить с Кощеем, и она никогда не будет его женой. Причем каркал ворон столь настойчиво, что вывел Кощея из себя. Трепетович решил расправиться с птицей и выстрелил в нее из лука, однако, стрела развернулась в воздухе и поразила его самого. Вследствие чего он потерял сознание и упал без чувств как мертвый. Интересно, что чувствительный мужчина, когда происходит зачатье сына, переживает это именно как мини-смерть. Причем на зачатье дочери такой реакции нет.
При этом отца своего он, скорее всего, не знал, ибо если бы о нем узнала бы Марья Моревна, то парень вряд ли долго прожил бы, учитывая то, кем была законная жена Кощея Бессмертного.