Новости кто придумал основные виды супружеских ролей

Основные особенности семейного воспитания. Долгое время считалось, что романтический поцелуй изобрели в Индии за 1500 лет до нашей эры. Смотреть что такое "СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ" в других словарях. Такой вид супружеских отношений как полиандрия в давние времена был популярным у многих народов Африки, Южной Америки, Азии и Океании.

ПСИХОЛОГИЯ РОЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ

  • Сорорат, цумидои, полигиния и еще 9 необычных вариантов семейных отношений
  • Роли в семье: кто лидер в семейных отношениях?
  • Ответы : А откуда пошло такое понятие как "Шведская семья"?
  • Студопедия — Супружеские роли и семейные мифы

Личная жизнь супружеской пары

Этот способ распределения ролей идеально подходит для двух сильных личностей, ни одна из которых не намерена отдавать бразды правления. Помимо основного типа семейных отношений, в современном мире существуют и другие разнообразные формы семей. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности.

Супружеские взаимоотношения

Сегрегированные супружеские роли существуют там, где муж и жена ведут относительно раздельную жизнь. Сегрегированные роли как внутри, так и вне дома, были строго разграничены: мужчины были кормильцами, но не покупателями, они починили бы детскую коляску, но не стали бы возить ее. Совместные роли существовали там, где мужья и жены проводили больше времени вместе, имея некоторые общие задачи, интересы и решения. В своем небольшом исследовании двадцати семей Ботт обнаружила, что совместные супружеские роли были характерны для семей из среднего класса, которые стали жить самостоятельно и поэтому должны были полагаться больше на поддержку друг друга. Это вписывалось в теории «прогрессивных шагов», которые определили признаки возникновения большего равенства между супругами, по мере того как нуклеарная семья становилась нормой. В «Симметричной семье» 1974 г.

Уилмотт и Янг представили теорию для объяснения изменяющихся отношений внутри семьи. Они провели исследование 1928 человек, живущих в Лондоне, и доказали, что сегрегированные роли большой семьи почти исчезли.

Выберите тот, который вам больше подходит. Немного позже у этой поговорки появилось продолжение о том, что женщина — шея: куда повернет, туда голова и смотрит.

В современных же отношениях роли могут распределяться совсем иначе: в семье иногда возникает один бесспорный лидер, иногда складываются партнерские отношения, а иногда совсем не понятно, кто же за все происходящее отвечает. По мнению психологов, можно выделить три основных схемы распределения ролей в любой семье. Авторитарный В такой семье есть один лидер, именно он задает вектор развития семьи, распределяет бюджет, занимается планированием отпуска, крупных покупок, переезда. Второй партнер становится исполнителем: на нем лежат бытовые вопросы, корректировка планов, выполнение заданий.

Уилмотом Young and Willmott, 1973 для обозначения формы семьи, которая, по их мнению, складывается в современной Британии. Три характерные черты симметричной семьи заключаются в следующем.

Каждому важно также осознавать свою ответственность за родственников. Важнейшие принципы этой отрасли права — «добровольность брачного союза мужчины и женщины» и равные права супругов в семейной жизни. Понятие брака более узкое, поскольку в его рамках регулируются прежде всего отношения между мужем и женой. Внутри семьи отношения развиваются не только между супругами, но и между родителями и детьми, а также другими родственниками. Семейными считают и отношения между усыновителями и усыновлёнными. Условия заключения и расторжения брака в РФ С точки зрения законодательства романтические отношения перерастают в семейные после регистрации брака. Сделать это можно, обратившись в органы ЗАГС — записи актов гражданского состояния.

Именно там звучит фраза: «Объявляю вас мужем и женой! Взаимное добровольное согласие вступающих в брак лиц. Наверное, вы знаете множество примеров из литературы и истории, когда женщин насильно выдавали замуж за нелюбимого человека. Родственники преследовали самые разные, зачастую прагматичные цели. Теперь стремление узаконить отношения должно быть взвешенным и добровольным. Недопустимо оказывать давление на человека или принуждать его к браку. Достижение брачного возраста. В соответствии с Семейным кодексом брачный возраст устанавливается в 18 лет. Однако в порядке исключения брачный возраст может быть снижен до 16 лет. Для этого у пары должны быть уважительные причины.

Решение принимают органы местного самоуправления. Вступление в брак — одно из оснований для обретения дееспособности до 18 лет. Отсутствие препятствующих обстоятельств. Перечень таких обстоятельств установлен статьёй 14 СК РФ. К ним относят: заключение брака между лицами, одно из которых уже состоит в гражданском браке; заключение брака между близкими родственниками — родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными или неполнородными один общий родитель братьями и сёстрами; заключение брака между усыновителем и усыновлённым; заключение брака с лицом, признанным недееспособным по решению суда. Для регистрации брака необходимо обратиться в органы ЗАГС с заявлением. Также понадобится оплатить государственную пошлину. Церемония бракосочетания состоится не раньше чем через месяц и не позже чем через 12 месяцев со дня подачи заявления. В особых случаях брак может быть заключён в день подачи заявления. Причины для такой оперативной регистрации брака: беременность, подтверждённая документально, наличие общего ребёнка необходимо предъявить свидетельство о рождении , служба в армии подтверждением послужит повестка или грядущая длительная командировка также потребует документальных свидетельств.

Узнать больше Сейчас очень распространена такая форма отношений, как сожительство — совместное проживание мужчины и женщины без официальной регистрации отношений. Такого рода отношения в народе называют гражданским браком, однако с юридической точки зрения это неправильно. Гражданский брак — это официальный брак, зарегистрированный в органах ЗАГС. Сожительство позволяет лучше узнать друг друга, проверить прочность своих чувств, но оно не порождает юридических прав и обязанностей, несмотря на длительность таких отношений и наличие общих детей. Например, если умирает один из сожителей, то второй по закону не сможет получить его имущество. Церковное оформление супружества или церковный брак например, через таинство венчания тоже не имеет юридической силы.

СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ

Семейные роли играют важную роль в динамике семейных отношений, влияя на взаимодействие между членами семьи. Это обмен сексуальными партнёрами в двух супружеских парах. Под семейной ролью подразумевается выполнение тех или иных обязанностей, которую выполняют члены семьи (а именно, роль матери, отца, сына или дочери, роль мужа и жены, бабушки и дедушки). Виды супружеских ролей традиционные товарищеские партнерские. Раздельные супружеские роли представляют собой ситуацию, в которой мужчина и женщина имеют совершенно разные сферы ответственности по отношению к семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе.

Пройдите тестирование "Технологии семейного воспитания"

Прежде всего, счастье в такой модели зависит от наличия прибыли в таких отношениях. Это может быть брак по расчету из-за денег, статуса, доступа к определенным ресурсам и благам. Партнерство подразумевает взаимовыгодное сотрудничество. Брак по расчету для одного партнера - это доступ к деньгам, для другого, например, брак со знаменитостью. То есть повышение статуса. Зачастую в прошлом дочери бедных аристократов выходили замуж за богатых купцов. Одни получали деньги, другие — принадлежность к аристократичной фамилии, один из способов войти в высшие слои общества. В данной паре влечение , как правило, имеет одностороннюю направленность.

Это не значит, что второй «вынужден» исполнять супружеские обязанности речь идет не только о сексе по принуждению. Просто сама инициатива, вектор развития романтических отношений и соблюдения этого баланса в дальнейшем принадлежит лишь одному человеку, когда как второй лишь следует в его границах, принимая условия «негласного» соглашения. Однако эти отношения нельзя считать «холодными», особенно, если интересы супругов пересекаются в сексуальной плоскости. И вот тут может быть животной страсти ничуть не меньше, чем у «любовников». Таким примером могут служить «однополые» браки и союзы людей, которые предпочитают «нестандартные» и «нетрадиционные» сексуальные отношения. Духовное влечение в таких парах совсем неоднозначное. С одной стороны, духовная и ментальная связь совсем слабая.

С другой стороны, в глубине каждого из них может лежать уважение, преданность и восхищение супругом. Подсознательно, оба супруга тяготеют к равным отношениям и всячески, иногда в ущерб себе, стараются их поддерживать. Однако определяющим будет являться стремление к сохранению некой независимости и «маленькой дистанции» между супругами. Эта дистанция в отношениях и выявляет отличие «партнеров» от «друзей». Данное отношение зависит от принятых договоренностей. Супруги сами определяют, кто их них в большой степени отвечает за «финансовую» политику семьи, и как правило, этот статус остается неизменным на протяжении всего цикла развития супружеских отношений. Это справедливо и в том случае, если «причиной» союза становится именно «денежная» составляющая.

Данный пункт аналогичен предыдущему. Разница лишь в «объекте». Какой бы не была причина образования семьи, работа будет носить «определяющий» характер, как гарантия сложившихся отношений. Прежде всего, это восхищение идеей или делом, если мы говорим об объективном влечении, или конкретным человеком субъективное влечение. В такой семье один из партнеров является доминирующим во всех отношениях , а второй — последователем. В этом случае один получает источник восхищения, мотивации и удовлетворение собственных мировоззренческих принципов и внутреннего эго, а второй получает доступ к объекту восхищения и получает удовольствие от осознания этого. Не является доминирующей функцией в семье.

Этому может в равной степени уделяться как много внимания как подтверждение власти доминирующей личности , так и не уделяться вовсе. Все ухаживания, свидания и подарки носят в достаточной степени условный характер, словно обыкновенное следование традициям. Является основным доминирующим фактором в отношениях. Во главу угла ставится преданность, прежде всего, духовная. Последователь обязан принимать все, что делает, произносит доминирующая личность. Это относится и к его мировоззрению, поступкам и ответным реакциям. Полное духовное подчинение одним супругом другого — смысл существования такой пары.

Нарушение данного принципа ведет к разрыву пары. В этой паре все определяется доминирующей личностью. Он решает куда, сколько, зачем и т. Его Слово закон и обсуждению не подлежит. При этом «последователь» относится к этому как само собой разумеющемуся. Все зависит от желания, мировоззрения доминирующей личности. Аналогично предыдущему пункту.

От начала проживания вместе или в браке до рождения первого ребенка. От рождения первого ребенка до рождения последнего. Семья с маленькими детьми. Фаза зрелого брака. Период воспитания детей, до того момента, когда первый ребенок покидает дом. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом. Супруги снова одни после отъезда всех детей. Фаза, в которой кто-то из партнеров остается один после смерти другого.

Существуют, однако, многочисленные семьи, которые не подходят ни под одну из схем. Например, семьи с детьми сильно отличающимися по возрасту, много раз вступавшие в брак и имеющие детей от предыдущих браков, семьи с одним из родителей, или семьи, проживающие совместно с родителями одного из супругов, и т. Тем не менее, такая периодизация является полезной, так как обеспечивает некоторый образец для сравнения и анализа отклонений. Некоторые переходы для семьи сделать легче, в то время как другие представляют проблемы. Например, для одних супругов приспособление к фазе рождения детей может быть достаточно болезненным, в то время, как другая молодая пара будет очень счастлива с появлением детей и сможет хорошо управлять их интегрированием в семью, но позднее может быть неуспешна в «разрешении уйти». Обычно, именно в переходный период семья ищет помощи у специалистов, так как не видит возможности приспособления к новой ситуации или даже не принимает ее. Для некоторых этот период чрезмерно затягивается. Но точно так же они могут стремиться к преждевременному браку, пытаясь освободиться от сковывающих их отношений с родителями.

В параграфе 2. Существует довольно много причин для выхода замуж без любви назло обидевшему возлюбленному; из-за низкой самооценки — «кроме него я никому не нужна»; как реализация программы, например, «выйти замуж до 20 лет»; из престижных соображений и т. Вообще, в этот период им надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам от ценностей до привычек. Супруги могут вдруг осознать, что они очень разные и испугаться различий между ними. Во-первых, они могут стараться их просто не замечать.

Обычно такие семьи отличаются максимализмом, категоричностью, резкими, полярными переживаниями: сумасшедшая любовь, страсть, сильная ревность, страшное горе. Часто такие люди помнят обиды, могут годами не разговаривать друг с другом.

Миф о "Спасателе" весьма распространен в нашей культуре, часто встречается в алкогольных семьях. Роли в этих семьях распределены так, что один из супругов гиперактивен, другой, наоборот, находится в пассивной позиции и пассивно сопротивляется любым переменам. Из этого мифа вытекают определенные правила: если ты спасаешь, то обязательно должен быть кто-то, кого нужно спасать. В такой семье всегда будет кто-то болен, кто-то будет демонстрировать "инвалидное" поведение. Семьи могут быть охвачены и другими мифами, такими как "смысл жизни - в детях", "семья с кумиром", "жизнь не может быть легка". Чтобы семья существовала долго, мифы у мужа и жены должны совпадать или не противоречить друг другу. Если супруги понимают, что получили определенные послания от родителей в виде таких "мифов", историй, то уже можно задуматься о том, стоит ли следовать такому сценарию или стоит изменить какие-то правила взаимодействия и отойти от негативного сценария.

Так, если у мамы была тяжелая судьба, не складывались отношения с мужчинами, и она постоянно встречала на своем пути алкоголиков, воров, психопатов, то она может передать дочери определенное представление о мужчинах, что все они ужасные, жить с ними нельзя, что хорошего человека трудно встретить. Став взрослой, девушка будет бояться повторить мамины ошибки и, хотя она будет выбирать вполне надежных и честных партнеров, она будет "под микроскопом" находить в них недостатки, будет бояться им доверять. В таком случае, можно хотя бы обратить внимание на противоположные примеры среди знакомых, друзей и родных, которые имеют вполне нормальные семьи, у которых мужья и отцы не пьют и не изменяют, а ведут вполне нормальный образ жизни. Люди, которые находятся внутри мифа, именно в категориях мифа и видят реальность. Обычно анализ семейных мифов и того сценария, который человек наследует от своих предков происходит в процессе психотерапии. Тогда появляется возможность изменить эти негативные послания на позитивные, изменить всю свою жизнь к лучшему. Семейные мифы Семейные легенды мифы представляют собой совокупность хорошо интегрированных, хотя неправдоподобных, убеждений, разделяемых всеми членами семьи.

Эти убеждения касаются их взаимоотношений и обычно не подвергаются сомнениям со стороны тех, кто в них вовлечен, несмотря на наличие искажений, которые они могут в себе содержать. Легенды — это своего рода гомеостатический механизм, их цель заключается в поддержании «устойчивого состояния». Семейная легенда служит для обоснования устойчивости взаимоотношений и защищает индивидуума от критического взгляда на реальность. Согласно В.

Функции семейной иерархии. Семейный бюджет.

Тема семейный бюджет. Доходы семьи презентация. Семейный бюджет Введение. Функции семьи социальная функция. Соципльнып функции семьи. Общественные функции семьи.

Этика семейных отношений презентация. Несовместимость людей. Психологическая несовместимость. Супружеские конфликты. Способы решения конфликтов в семье. Конфликты в семье и способы их разрешения.

Семейная конфликтология. Различия мужчин и женщин. Различия между мужчиной и женщиной. Мужчина и женщина отличия. Психологические различия между мужчиной и женщиной. Люди не состоящие в браке.

Человек не состоящий в браке и не владеющий. Состою в браке. Люди в счастливом браке живут долго. Патриархальный Тип семьи. Типы семей. Виды семей патриархальная.

Характеристики патриархальной традиционной семьи. Семейная Ролевая структура. Структура семьи. Функционально Ролевая структура семьи. Патриархат в отношениях. Соперничество супругами.

Мужчина главный в семье. Матриархальная семья. Семейные отношения схема. Отношения между членами семьи. Виды семейных отношений. Отношения между людьми в семье.

Проекты детей. Беседа ребенка с родителями. Общение детей в семье. Взаимоотношение в семье отношение к ребенку. Какие отношения регулирует семейное право. Какие отношения регулируются семейным правом.

Какие правоотношения регулирует семейное право. Какие правоотношения регулирует семейное законодательство?. Какие бывают виды конфликтов. Какие виды конфликтов существуют. Перечислите виды конфликтов с примерами таблица. Какие виды конфликтов различают.

Особенности семейного воспитания. Специфика воспитания в семье. Специфика семейного воспитания. Основные особенности семейного воспитания.

Сорорат, цумидои, полигиния и еще 9 необычных вариантов семейных отношений

Тогда же на экранах телевизоров очень кстати появилась восхитительная ABBA — две супружеские пары, певшие сладкими голосами о деньгах и о любви и один раз таки поменявшиеся партнерами. Самое интересное, что не только у нас Швеция считалась родиной раскрепощенности и вседозволенности. Похожие вопросы.

Со временем с изменением социокультурной ситуации понятие идентичности и комплементарности супружеских ролей стало подвергаться критике.

Оно стало рассматриваться как конструкт, созданный обществом для поддержания социальной и гендерной неравенства. Критики проводили параллели между супружескими ролями и сексизмом, дискриминацией и ограничением прав женщин. Постепенно начали возникать новые представления о том, что каждый человек должен иметь возможность выбирать свою роль в семье независимо от пола и что главное — взаимное уважение и поддержка между супругами.

На текущий момент понятие идентичности и комплементарности супружеских ролей продолжает развиваться и эволюционировать. В современных исследованиях акцент делается на значимости гендерного равенства в семейных отношениях и важности партнерства и взаимодействия между супругами. Теперь идентичность и комплементарность супружеских ролей рассматриваются не только в контексте традиционной модели семьи, но и в рамках различных семейных форматов, таких как однополые браки или семьи с несколькими родителями.

В целом, понятие идентичности и комплементарности супружеских ролей продолжает привлекать внимание исследователей, и его интерпретация становится все более разнообразной и включающей в себя различные культурные и социальные контексты. Философские концепции Пonятие идентичности и комплементарности супружеских ролей были введены в философии для объяснения взаимоотношений и взаимодействия между мужчиной и женщиной в браке. Понятие идентичности подразумевает, что мужчина и женщина обладают своими уникальными качествами и способностями, которые необходимо уважать и ценить.

Они могут быть разными по своим физическим, эмоциональным и психологическим особенностям, но в то же время они равны в своих правах и должны иметь равные возможности для самореализации и развития. Комплементарность супружеских ролей предполагает, что мужчина и женщина, будучи разными, дополняют и дополняют друг друга. Они имеют уникальные качества и способности, которые могут быть использованы для достижения общих целей и счастливой совместной жизни.

Взаимное доверие, уважение и поддержка являются неотъемлемой частью комплементарности супружеских ролей. Они помогают создавать гармоничные отношения и добиваться взаимного благополучия и успеха. Социологический анализ Социологи проводят исследования, чтобы выявить как социальные, исторические и культурные факторы формируют представления о ролях в семье.

Они изучают, как люди сопрягают различные роли мужчины и женщины, и как они взаимодействуют в рамках супружеской жизни. При анализе социологи учитывают нормы, ценности и ожидания общества, которые могут оказывать влияние на супружеские роли. Также исследуются экономические условия, политические факторы и социальные неравенства, которые могут ограничивать или поддерживать определенные роли и функции супругов.

Часто социологический анализ включает в себя количественные и качественные методы исследования. Исследователи анализируют статистические данные, проводят опросы, собирают и анализируют качественные интервью и фокус-группы, чтобы полностью понять и объяснить идентичность и комплементарность супружеских ролей. Преимущества социологического анализа Ограничения социологического анализа Объективность: социологический анализ основан на фактах и данных, что делает его более объективным и научным подходом.

По данным опроса юноши ориентировались на псевдотрадиционную модель семьи с главенствием мужа без его ответственности за материальное обеспечение семьи, а девушки придерживались псевдоэгалитарной модели, в которой было бы полное равенство в загруженности бытовыми работами и в то же время приписывали мужу традиционную обязанность содержать семью. Последние записи:.

Личные права супругов 1. Право на выбор профессии и рода занятий: ни один из супругов не имеет права запрещать второму заниматься тем видом трудовой деятельности, которая ему по душе и не противоречит законодательству. Право на выбор места проживания: каждый из супругов может самостоятельно выбрать место своего проживания, например, если один из них будет жить в Париже, а второй — в Москве, они не перестают быть законными супругами. Право на выбор фамилии: каждый из супругов может выбрать фамилию своего супруга муж может выбрать фамилию жены и наоборот , остаться при своей фамилии либо использовать двойную фамилию, образующуюся путём присоединения фамилии жены к фамилии мужа Иванова-Сидорова , однако, если у супруга уже двойная фамилия, к ней нельзя присоединить третью. Равенство в вопросах материнства и отцовства: и отец, и мать равны в отношении своих детей, ни один из них не занимает главенствующего положения, если иное не установлено судом. Равенство в вопросах образования и воспитания: каждый из супругов, как мать, так и отец, равны в воспитании и образовании своих детей и несут одинаковую ответственность за них.

Равенство в решении других вопросов жизни семьи: при решении любого семейного вопроса — как бытового, так и иного характера — оба супруга имеют одинаковые права. Законодательство также устанавливает обязанности супругов часть 3 статьи 31 СК РФ : 1. Выстраивание отношений в семье на основе взаимного уважения и взаимопомощи. Содействие укреплению благополучия семьи. Забота о благосостоянии и развитии детей. Брачный договор Выше мы рассмотрели личные неимущественные права и обязанности супругов. Семейный кодекс также устанавливает имущественные права супругов. Есть два режима регулирования имущества супругов: законный и договорной.

Договорной режим регулирования имущества основывается на брачном договоре. Законный режим вступает в силу, если между супругами не заключён брачный договор. Брачный договор — письменное соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности в браке и в случае его расторжения. Заключение брачного договора — необязательное условие заключения брака. Брачный договор может быть оформлен как до официального заключения брака, так и в любой момент после регистрации. Если брачный договор оформляется до регистрации, он вступит в силу только в момент, когда брак будет считаться заключённым. Брачный договор при взаимном добровольном согласии можно расторгнуть, изменить в любое время в период брака. Расторжение брачного договора не означает расторжения брака.

Но если супруги разводятся, то и брачный договор прекращает своё действие. Брачный договор составляется только в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному заверению. Брачный договор может быть составлен как в отношении имеющегося имущества, так и «на будущее». Супруги определяют в договоре права и обязанности, а также можно предварительно определить судьбу имущества в случае развода. Брачный договор регулирует только имущественную сторону жизни супругов, не затрагивая личные права. Иными словами, нельзя запретить мужу или жене общаться с неприятными вам людьми. Брачный договор не может регулировать личные права супругов: вопросы по ограничению правоспособности и дееспособности супругов эти вопросы решает суд ; права и обязанности в отношении детей например, супруги не могут решить, с кем останется ребёнок после развода, это определяет суд ; ограничение личных неимущественных прав например, в брачном договоре нельзя прописать, что муж имеет право запрещать жене ходить на работу, заставить её взять его фамилию, запретить ей выезжать в другой город ; условия разделения домашних обязанностей например, в брачном договоре нельзя прописать, что жена готовит еду в будни, а муж — в выходные. По общему правилу, если было решено не заключать брачный договор, имущественные отношения супругов регулирует законный режим.

По умолчанию всё имущество, которое нажито за годы брака, считается совместно нажитым. В случае развода его поделят пополам. Причём это не зависит от того, на кого записана квартира: на жену или на мужа.

Личная жизнь супружеской пары

К. Киркпатрик выделяет три вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские. Имея в виду, что в историческом плане общество было патриархальным, можно сказать, что идея супружеского долга скорее была инициирована мужчинами. Психологи выделяют три вида супружеских ролей в современной семье. Со стороны мужа: преданность матери своих детей; -экономическую безопасность и защиту семьи; -поддержание семейной власти и контроля; -принятия основных решений; -эмоциональную благодарность жене за принятия приспособленности к зависимости. Источники древности История возникновения основных видов супружеских ролей имеет свои корни в древности.

Понятие семейной роли в отечественной и зарубежной психологии

С течением времени супружеские роли в семье стали формироваться и изменяться, а значит, их возникновение имеет глубокие исторические корни. Смотреть что такое "СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ" в других словарях. br /> Наши роли в семье Существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские. сексуальный партнер - опекун - покровитель (материальное обеспечение и принятие наиболее важных решений). «По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские, партнерские.

Кто придумал основные виды супружеских

Неловко себя чувствуешь, дискомфортно, хотя я бы советовала смешно, конечно, но вы меня, надеюсь, простите за такие смелые рекомендации смириться. Смирись, гордый человек, перед этим Монбланом, который, как ни старайся, не одолеть: ну, любоваться же никто не мешает, задрав голову, не так ли? Так вот, фильм, о котором сейчас идет речь и полувековой юбилей которого наступил в этом году, то есть «Сцены из супружеской жизни», многими недопонятый и аттестуемый, как «занудство» и «психоложество» причем людьми довольно умными и чуткими , с виду более скромный, нежели другие бергмановские картины, - тоже чрезвычайно сложное произведение. Впрочем, несложных у него нет — поразительно, замечу в скобках, как работало его сознание, постоянно и всеохватно, не останавливаясь, динамо-машина какая-то: откуда, как у сердечной мышцы, постоянно идет импульс, неясно. Почти вечный двигатель, во всяком случае на полвека точно хватило в последнее время он, конечно, уже не работал, удалившись на остров Форё и почти ни с кем из внешнего мира не встречаясь. Просто диву даешься, как он в конце концов не сошел с ума или хотя бы не впал в тяжелую депрессию хотя вялотекущая, видимо, у всех гениев присутствует , подобно другому «сумрачному северянину», Ларсу фон Триеру. Кадр из фильма «Сцены из супружеской жизни» С виду «Сцены» - всего лишь шесть эпизодов, то бишь сцен задумывался как сериал для ТВ, чтобы заработать денег на следующую картину, «Шепоты и крики» супружеской жизни Марианны и Юхана, успешной буржуазной пары, которые, несмотря на видимое благополучие, без конца ссорятся — правда, тут же, надо отдать им должное, мирятся. Пожалуй, чаще ссорятся, чем мирятся, но их примирение какое-то неполное: мол, хорошо, оставим это то есть так и не выяснив, кто прав, а кто нет, если правые и виноватые в отношениях двоих существуют в принципе.

Собственно, в этом и состоит загвоздка: кто из нас не ссорится а потом, соответственно, мирится — живем же, и ничего. Иные, проведя друг с другом без малого полвека, сами не понимают, как это случилось: как говорил тот же Аллен, долгое сосуществование мужчины и женщины ему представляется бОльшим чудом, чем выход человека в открытый космос его родители прожили вместе более семидесяти лет. В конце концов Юхан все же бросает Марианну, увлекшись молодой студенткой ее мы не увидим, в кадре постоянно, кроме начальных сцен и еще одной короткой, с женщиной, пришедшей к Марианне по делу о разводе, - двое, Эрланд Юсефсон и Лив Ульман, два величайших актера и в своем роде ипостаси самого Бергмана , а через семь лет они встретятся вновь, сожалея о разводе. Оба имеют новые семьи, но, как пишут в женских романах, их «неудержимо» влечет друг к другу. Кадр из фильма «Сцены из супружеской жизни» Вечная любовь? Недопонятая обоими из-за …кстати, чего? Так называемого «благополучия»?

У нас любили обвинять в пустоте «буржуазного» существования, будто условный советский человек не может испытывать экзистенциального ужаса или охлаждения к партнеру. Может, из-за неумения любить? Говорит же Юхан, что «когда речь идет о чувствах, то мы с тобой здесь совершенно безграмотные». Но нас с тобой не научили единственному слову — «душа». Мы беспочвенные незнайки, когда речь идет о нас и о других». Не знаю… А кто тогда «знайки»? Те, кто проштудировал лучшие книги о любви — Стендаля, Кьеркегора или Ролана Барта?

Это навскидку.

Психотерапевтическая роль заключается в помощи, оказываемой супругами друг другу в решении проблем. Рекреационная роль — это обязанности по организации досуга семьи, деятельности, которой индивид занимается, прежде всего, для получения удовольствия. Роль сексуального партнера является «новой» для мужчин, по мнению Ф. Ная, именно как роль. Ролевая позиция жены уже давно включала в себя обязанность удовлетворения сексуальных потребностей мужа.

Появление роли сексуального партнера как части позиции мужа связано с изменением взглядов на природу женской сексуальности, с признанием способности и права женщины на получение сексуального удовлетворения. Один из отечественных подходов к выделению супружеских ролей демонстрирует Т. Яценко, когда упоминает четыре основные роли: сексуальный партнер, друг аналог эмоциональной функции и функции культурного общения , опекун воспитание детей , покровитель хозяйственно-бытовая роль. Фактически, модель Т. Яценко игнорирует функцию первичного социального контроля, так как термин «опекун» в русском языке имеет четкое значение отношений с детьми… Главным аспектом рассмотрения семейных ролей в зарубежной социальной психологии и социологии является их распределение по половому признаку. В этом случае они называются половыми ролями, полоролевой системой.

Половые роли — это система культурных норм, приписывающих представителям разных полов определенное поведение и личностные качества.

Со стороны мужа для сохранения гармонии семейных отношений в этом случае необходимы: экономическое обеспечение и защита семьи, поддержание семейной власти и контроля, принятие основных решений, эмоциональная поддержка жены, материальное обеспечение ее при разводе. Товарищеские роли требуют от жены сохранения внешней привлекательности, обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения, поддержания полезных для мужа социальных контактов, живого и интересного духовного общения с мужем и гостями, а также обеспечения разнообразия жизни и устранения скуки. От мужа требуется восхищение женой и рыцарское отношение к ней, ответная романтическая любовь и нежность, обеспечение средств для нарядов, развлечений, социальных контактов, образования в сфере досуга и, конечно же, проведение досуга с женой. Роли партнеров требуют и от жены, и от мужа экономического вклада в семью в соответствии с возможностями каждого, общей ответственности за детей, участия в домашней работе и распределения правовой ответственности. Но помимо этого общего, от мужа необходимо еще и принятие равного статуса жены и согласия с ее равным участием в принятии любых решений, а от жены —- готовность к отказу от рыцарства со стороны мужа вы ведь равны!

Роль жены В современной городской семье женщина гораздо чаще, нежели муж, является основным организатором семейной жизни. Доминирующая роль жены в хозяйственно-бытовых вопросах часто предполагает ее лидерство и в других сферах семейной жизни. Но оказывается, что такое распределение ролей в семье чаще всего по крайней мере в тех случаях, когда оба супруга работают не удовлетворяет ни жену, ни мужа. Жена страдает от чрезмерной нагрузки, муж от того, что в своем доме он на вторых ролях, что явно не согласуется с его представлениями о «настоящем мужчине, хозяине в доме». Семейный миф - определенное соглашение между членами семьи, которое может быть проговоренным, либо часто это негласное, неосознаваемое соглашение которое поддерживает семейное единство, формирует образ семьи, регулирует семейные правила, определяющие характер коммуникации. Семейные мифы существуют как в хорошо функционирующих, благополучных семьях, так и в плохо функционирующих - дисфункциональных семьях.

Семейный терапевт А. Варга [2] приводит следующие примеры распространеных мифов: 1. Миф "Мы - дружная семья"- призывает членов семьи к единству. Обычно такой миф возникает, когда семья переживает экономические, социальные трудности и вынуждена сплачиваться для борьбы с внешними стрессами. В такой семье могут существовать правила: "Дом - наша крепость", "Один за всех - все за одного", "Разлучаться нельзя", "Окружающий мир опасен, полон врагов". Варга пишет о том, что любой народ переживший геноцид считает, что выжить можно только вместе, и тогда миф про дружную семью становится очень популярным.

В странах, где много лет не было войны, этот миф исчезает. А в странах, где происходили социальные катаклизмы, он очень актуален. Если уже нет необходимости сплачиваться, преодолевая трудности, но эти правила все же продолжают существовать в семье и переходят в последующие поколения, то у членов семьи становится меньше свободы для самореализации, семья становится конфликтной, плохо функционирующей.

Оказывается, в мире существует и множество других видов супружеских отношений, причем иногда довольно необычных. Мы расскажем о 12 из них, хотя список вариаций гораздо более внушителен. Сакральный брак С глубокой древности люди наделяли человеческими качествами предметы, животных и природные явления. Благодаря этому появилось множество религий и всевозможных богов, часто с очень узкой специализацией.

Сообщество людей, чтобы задобрить божество или духа, вполне мог выдать за него замуж самую красивую девушку племени или отдать в мужья самого искусного охотника. Юную деву можно было выдать за финиковую пальму, чтобы лучше плодоносила, а парня женить на реке, чтобы та дарила рыбу. При этом вовсе не обязательно было убивать сакрального супруга — тот вполне мог жить при храме, посвященном божеству, совершая в честь него обряды и даже заниматься ритуальной проституцией. Полиандрия Такой вид супружеских отношений как полиандрия в давние времена был популярным у многих народов Африки, Южной Америки, Азии и Океании. Сейчас многомужество практикуют только несколько небольших племен Мьянмы. Полиандрия — это удел миролюбивых и благополучных народов, которые не знали войн. От хорошей жизни у них происходит гендерный перекос, связанный с тем, что девочек рождается всегда меньше чем мальчиков, а кроме этого женщины умирают еще и при родах.

Если войны или опасная охота не прореживают ряды мужчин, то количество женихов значительно превышает число невест. При полиандрии на одной женщине женятся мужчины, относящиеся к одной семье или близкие друзья. Левират Известная только у древних иудеев брачная традиция, при которой женщина становилась супругой сразу целой семьи. В случае смерти мужа жена не становилась вдовой, а переходила к его брату, отцу, дяде или племяннику. Независимо от того, чьи дети рождались в таком браке, они все равно считались отпрыском покойного. Отличным примером левирата можно считать библейскую историю Онана, изливавшего семя на землю, чтобы не зачать ребенка вдове умершего брата. Такие дети стали бы его конкурентами в получении наследства, как потомки старшего сына в семье.

Интересно, но в таких случаях у такого «исполняющего обязанности» мужа могла быть своя собственная супруга.

«Сцены из супружеской жизни»: Мужчина vs Женщина

А тем временем большую роль, считают психологи, имеет и расположение мужа и жены на постели. Помимо основного типа семейных отношений, в современном мире существуют и другие разнообразные формы семей. Давайте обсудим основные роли мужчины и женщины в семейных отношениях, а также почему нужно обращать на это внимание. Источники древности История возникновения основных видов супружеских ролей имеет свои корни в древности. сексуальный партнер - опекун - покровитель (материальное обеспечение и принятие наиболее важных решений). В итоге, история возникновения основных видов супружеских ролей связана с изменениями в обществе и подходом к семейным отношениям.

12. Сакральный брак

  • Структура семейных ролей
  • Супружеские роли
  • Распределение супружеских ролей между мужчиной и женщиной.docx
  • Распределение супружеских ролей между мужчиной и женщиной.docx
  • Кто здесь главный: у кого какие роли в отношениях и в семье?

Традиционная семья уже не та? Узнайте, что изменилось в роли мужчины и...

Можно также сказать они Муж и Жена как бы поменялись ролями. Ведь «по стандарту» женщина — домохозяйка, а мужчина — кормилец. В данном случае — наоборот и всех это устраивает в этой семье. Трансформация ролевых отношений в семье является важной стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе и ролевые, отношения, ставит перед семьями ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения процесс возникновения структуры семьи тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется прежде всего тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают. Мурстейн в теории «стимул-ценность-роль», представил ролевым соответствием соответствие друг другу взятых на себя членами пары межличностных ролей и наличие базы для совместного взаимодействия с другими людьми, социальными системами или предметным миром.

База эта видится в определенном сочетании личностных характеристик членов пары, например, потребность в доминировании одного из партнеров, сочетающаяся с потребностью в подчинении у другого. В зарубежной психологии рассмотрение семейных ролей составляют понятия половых ролей, полоролевой системы, полоролевой дифференциации. Под половыми ролями понимается система культурных норм, определяющих допустимые способы поведения и личностные качества на основе половой принадлежности. Полоролевые системы - это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, подходящих для мужчин и женщин. Основной линией дифференциации ролей мужчин и женщин является линия «дом-работа». От мужчины требуется, чтобы он был профессионалом, занимался хорошо оплачиваемой работой, обеспечивая семью, а женщина была ответственна за воспитание детей и ведение хозяйства. В последние годы полоролевые системы приобрели изменения, так женщина все чаще принимает на себя роль кормильца, а мужчина все больше уделяет внимание воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства. Данное распределение ролей в семьях связано напрямую с удовлетворенностью супругов своим браком.

В исследованиях Г.

Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх от ребенка — к родителям. Существует «симбиоз» ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации после поступления в школу. Супружеская демократическая семья характеризуется взаимным доверием, принятием и автономностью членов. Воспитательное воздействие — «горизонтальное», осуществляется посредством диалога равных — родителей и ребенка. В семейной жизни учитываются взаимные интересы.

Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности. Такие дети, поданным автора, адаптивны, уверены в себе и обладают эмоциональной устойчивостью. Вместе с тем у детей из демократических семей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям — они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу то есть практически ко всем социальным институтам, по замечанию Дружинина В. Психологические модели элементарной семьи, структуру которой образуют отец, мать и ребенок, В. Дружинин 1996 разделял по следующим основаниям: 1. Кто несет ответственность за семью: отец или мать или достигший дееспособного возраста ребенок? Если ответственность не несет никто — это «псевдосемья». Кто доминирует в семье? В патриархальной семье доминирует отец. В матриархальной — мать.

В так называемой «детоцентрической» семье реально психологически! В эгалитарной семье властные функции распределены, но их распределение — постоянная почва для конфликта. По мнению Г. Навайтиса 1999 , существуют противоречивые установки в отношении будущего уклада семьи молодых супругов, сформировавшиеся еще до брака. В ней из традиционной модели перенято главенство мужа, ограничения профессиональной карьеры жены например, пожелания, чтобы она работала неполный рабочий день и приписывание супруге большинства бытовых работ, присмотра за детьми. Но такая псевдотра- диционная модель, справедливо замечает Г. Навайтис, не предполагает свойственной для традиционной модели ответственности мужа за материальное обеспечение семьи упомянутые юноши высказывались за одинаковый вклад мужа и жены в семейный бюджет. Вероятно, такие псевдотрадиционные установки достаточно широко распространены и в России. Часто молчаливо предполагается, что за материальное обеспечение ребенка в молодой семье отвечают и члены расширенной семьи прародители со стороны матери , тем самым снижая ответственность отца молодого семейства за семейный бюджет. Поданным исследования Г.

Они высказывались за полное равенство мужа и жены в решении важных для семьи вопросов, за одинаковую их загруженность бытовыми работами, то есть как бы за современную семью равных партнеров, и в то же время приписывали мужу традиционную обязанность материально обеспечить семью. Следует отметить, что женщины достаточно часто смешивают качества традиционного брака ответственность мужчины за материальную базу семьи, в которую входит не только заработок, но и квартира, загородный дом с требованиями к мужу, предъявляемыми в партнерском браке, — проявление рыцарства и т. При этом забывается, что никто не может «объять необъятное», и если человек способен добывать средства на жизнь, полностью обеспечивая существование семьи, ему могут быть и не свойственны черты «заботливой бабушки» и поэтому, например, нежный уход за заболевшей женой ему явно не по силам. Таким образом, уже в добрачных установках на семью заложена опасность для ее стабильности. Дальнейшая жизнь в семье частично скорректирует свои ожидания, но это происходит не всегда. Хотя, по мнению Г. Навайтиса, псев- дотрадиционная и псевдоэгалитарная семьи явно конфликтны, в этом проявляется их своеобразное преимущество, так как явный конфликт легче осознать и, соответственно, понять, что нужны новые решения. По мнению автора, сложнее преодолеть более мягкий, но постоянный конфликт из-за несовпадения представлений о необходимом качестве выполняемых работ при сходном отношении к распределению ролей. Для успешности супружеских отношений очень важна согласованность представлений о характере и распределении семейных обязанностей. Часто в современных семьях можно наблюдать смешение различных видов супружеских ролей, которое выступает как несоответствие и закономерно вызывает напряженность.

Например, может существовать ожидание, что жена, выполняющая все традиционные функции — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми, еще и наравне с мужем будет участвовать в финансовом обеспечении семьи и в «выведении детей во внешнюю жизнь», отвечать за контакты с окружающими организациями — школами, институтами функция мужа в традиционном браке или обоих супругов в эгалитарном. Пример Софья Андреевна Толстая в своих воспоминаниях замечает: «Но как ни будь расположен, когда вокруг большая семья, то надо же что-нибудь предпринимать. И вот Лев Николаевич отправился в казенную гимназию у Пречистенских ворот и узнавал там все условия поступления мальчиков, Ильи и Левы. Лев Николаевич пошел к Поливанову в частную гимназию , все ему там очень понравилось, как и сам директор, и отдали туда Илью в пятый класс и Леву в третий Толстая С. Можно заметить, что в то время ни у кого не было сомнений в том, кто из супругов должен заниматься устройством детей в учебные заведения и, шире, — поддержанием контактов с внешним миром, социальным обустройством выросших детей. Если жена обеспечивает прочный тыл функция жены в традиционном браке , то она может рассчитывать, что судьбу детей обеспечит муж. И лишь оставшись без кормильца, матери занимались ходатайствами о зачислении детей в учебные заведения — это была вдовья участь. В настоящее время за женщиной прочно закрепилась обязанность поддержания отношений с внешними организациями хлопоты об учебе детей , при этом ожидается, что она также будет работать ради заработка и, конечно же, позор той женщине, которая не берет всю домашнюю работу на себя. Смешение различных ролей — характерных для традиционной и эгалитарной семьи а в результате — сложно соединяемых функций часто приводит к напряженности в семье, взаимному недовольству и непониманию.

Гурко, чаще, чем женщины, отстаивают традиционные взгляды, особенно в неуспешных браках. По наблюдению Т. Гурко, важный фактор стабильности молодых семей — согласованность мнений супругов о проведении свободного времени. Мужчины зачастую недовольны ориентацией жен на преимущественное проведение досуга вне дома, а женщины не соглашаются с раздельным с супругом проведением свободного времени и с установкой мужей на «закрытую» форму досуга. Автор подчеркивает также дестабилизирующую роль рассогласованности во взглядах на характер распределения хозяйственно-бытовых обязанностей и на тип главенства в семье. Дружинин рассматривал три «измерения» отношений в семье: доминирования-подчинения, ответственности и эмоциональной близости. Он полагал, что субъект доминирования и ответственности совпадают в одном лице. Вариант семьи, в которой доминирует один член семьи, а ответственность несет другой, он назвал «эксплуатирующей» семьей. Он отмечал, что, вероятно, наиболее стабильной является семья, в которой субъект ответственности и власти — одно и то же лицо, а члены семьи психологически ближе к нему, чем друг к другу. Впрочем, он подчеркивал, что речь идет лишь о теоретической конструкции и ни о чем более. Советскую семью он рассматривал как аномальную, поскольку ответственность в ней несет мать, она же зачастую и доминирует. Для стабильности брака имеет значение также согласованность так называемых межличностных ролей — своеобразной фиксации положения людей в системе групповых связей. Как и социальные роли, межличностные могут входить в противоречия и препятствовать семейной гармонии. Например, жена желает быть главой семьи, но с этим не соглашается муж, считающий, что ей больше пристала роль домохозяйки. Следовательно, в нормально адаптированной семье не только социальные, но и межличностные роли должны быть: а «узаконены» членами семейного союза, б одобряемы, поддерживаемы и дополняемы если муж — «домашний мудрец», то кто-либо из других членов семьи — «восторженный почитатель» Ковалев С. Межличностная адаптация супругов имеет три аспекта: 1. Аффективный эмоциональная составляющая отношений. Когнитивный степень их понимания. Поведенческий непосредственно реализующееся в них поведение. Процесс супружеской адаптации тесно связан с процессом семейной интеграции. Интеграция — это добровольное объединение, согласование позиций, представлений и мнений супругов по различным аспектам семейной жизни, Сюда относятся: стиль взаимных отношений, материально-бытовые проблемы, семейный бюджет, духовная жизнь и проведение досуга и отдыха, а также интимная жизнь, ожидание и рождение ребенка, взаимоотношения с родителями, отношение к профессиональной и общественной деятельности супругов, отношение к общественным ценностям. Социально-функциональными механизмами интеграции семьи Э. Эйде- миллер и В. Юстицкий 1990 называют совокупность психологических процессов, охватывающих членов семьи и их взаимоотношения, ведущих к формированию и развитию просемейных мотивов то есть мотивов, обусловливающих положительное отношение к семье, желание оставаться ее членом, стремление укреплять ее , которые способствуют снятию отрицательных, фру- стрирующих переживаний, тревоги, стрессов и разрешению внутренних и межличностных конфликтов. Действие этих механизмов проявляется в том, как та или иная семья реагирует на трудности, фрустрации. Если в семье не действуют или нарушены эти механизмы, то трудности выступают как фактор, разрушающий семью, ослабляющий ее прочность. Напротив, при эффективном действии описываемых социально-функциональных механизмов те же трудности становятся источником дальнейшей интеграции семьи, еще большего ее сплочения Эйдемил- лер Э. В 1980-х годах Ю. Олейником было проведено исследование уровней совместимости в молодой семье в рамках комплексной программы по изучению психологических аспектов семейно-брачных отношений лаборатории дифференциальной психологии Б. По рабочему определению данного исследования, молодой считается семья, супружеский стаж которой не превышает 3 лет, а возраст супругов 25 лет. По мнению Ю. Олейника, молодая семья проходит этапы своего развития: период подготовки к вступлению в брак, причем границами этого периода считаются, с одной стороны, подача заявления в отдел ЗАГСа о желании вступить в брак, а с другой — официальная регистрация брака. После первого этапа развитие семьи может пойти по пути упрочения отношений Ю. Олейник назвал его этапом благополучного молодоженства или по пути их дезорганизации, рассогласования, приводящего в результате к разводу этап конфликтного молодоженства, по терминологии автора. Изучались пары, подавшие заявление о желании вступить в брак всего 20 пар и две группы супружеских пар со стажем от 1 до 3 лет благополучные семьи и разводящиеся по причинам психологического характера супруги. В исследовании Ю. Олейника были получены следующие результаты: 1. При сходстве характеров партнеров в паре женщины более адекватно оценивают своего партнера. Психологическая удовлетворенность мужчин, вступающих в брак, выше, если характеры партнеров сходны. В благополучных семьях психологическая удовлетворенность одного из партнеров тесно связана с удовлетворенностью другого. Так как семьи благополучные, то подобная связь понятна: чем больше супруги удовлетворены друг другом, тем большим благополучием характеризуются их семейные отношения в целом. Знание характерологических особенностей супругов позволяет прогнозировать развитие их дальнейших отношений. В целом в исследовании были сделаны такие выводы: 1. При изучении супружеских взаимоотношений стоит учитывать не только совместимость на разных уровнях, но и стадии жизненного цикла семьи, так как каждый из уровней совместимости имеет свои особенности на разных этапах развития семьи. Молодая семья характеризуется сложным процессом адаптации супругов друг к другу, который затрагивает все уровни супружеской совместимости от переориентации жизненных ценностей до изменений в структуре характера. Различные этапы развития молодой семьи характеризуются разными ведущими компонентами взаимодействия в период выбора брачного партнера определяющим является аффективный, в период молодоженства — когнитивный и поведенченский. Была также установлена зависимость между стабильностью и удовлетворенностью браком в молодых семьях. Особый период жизни молодой семьи наступает после рождения ребенка-первен- ца.

Святые Еспер и Зоя — я писала о них — были рабами. Так же, как и их сыновья были усердными слугами своего господина. Но, когда хозяин-язычник приказал отречься от Христа, всей семьей приняли мученическую смерть. Что это значит в бытовом ежедневном плане? И отец, и мать, и дети — все работали, все жили исполнением воли господина. Не было здесь распределения обязанностей по дому, мужских и женских ролей и тому подобного. Не нравится мне такой образ жизни, но таковой была некогда реальность традиционного общества. Семья прачки, просто в качестве примера. Традиционное общество предполагает наличие огромного количества женщин, занимающихся специфической профессиональной деятельностью. Далеко не только в сфере «обслуживания», но в том числе и здесь. У прачки муж, конечно, есть, и он тоже работает, занимается каким-то своим ремеслом. Но вот прачка — у нее работа с утра до вечера, заказы, сроки, выяснение отношений с клиентами, исправление некачественно выполненной работы… В ее семье уклад совершенно не тот же, что в семье условной крестьянки или дворянки. Задумаемся: няньки, мамки, гувернантки, горничные, скотницы, кухарки — они все тоже могут быть мамами, женами, у них может быть много деток. Это — работающие мамы, и зачастую практически не хозяйки своих домов, даже не воспитательницы своих деток. Лично мне это совершенно не по душе, но и это — уклад традиционного общества. А семья царицы или княгини, жены правителя или правительницы? Совсем красиво-традиционно — семьи святых, образцовые семьи. Анна Новгородская, княжна Ингигерда? Помимо того, что она явно не готовила и уборкой не занималась: в ее ведении — огромное количество задач политика, дипломата, менеджера. Во время отсутствия мужа она брала на себя управление княжеством, вела переговоры, разрешала межнациональные конфликты — можем ведь примерно вообразить, сколь сложна эта занятость, сколько сил, физических и душевных, сколько времени все это отнимает?! А Милица Сербская?! А императрица Феодора?! Это женщины, формировавшие цивилизации. Жены, управлявшие войсками, нациями. И все это — реальность традиционного общества. А заодно еще очень коротко, совсем без подробностей: в наше время придумали еще и представление о том, что существуют мужские и женские «традиционные» занятости. Такие закрепленные занятости есть, но их крайне мало — например, вышивка. Но у большинства ролей, в последние десятилетия называемых якобы «мужскими» или «женскими», нет жесткой закрепленности в традиции! Ремесло портного, изготовление одежды — уже нет закрепленности. Или приготовление еды: в целом — да, это больше про женщину, но нет здесь «женщина обязана готовить» или «мужчина не готовит», здесь все всегда по ситуации. Женщина хоть немного состоятельная в традиционном обществе не готовила вообще. Святая Эммелия не готовила, ее старшая дочь, как подчеркивает ее родной брат, научилась готовить, когда была взрослой и создала монашескую общину — такой вот подвиг взяла на себя. Кухни в усадьбах строили отдельно, через окошко подавали еду в столовые — готовили черные кухарки, белые кухарки и повара. Готовили состоятельные женщины как и мужчины лишь в качестве развлечения. Про мужчину скажем? Готовить — вполне традиционное мужское дело. Исава и Иакова помните? Мама у них была, готовить она умела и делала это, но готовили еду и сами молодые люди: и похлебку чечевичную, и козленка — и все это мастерски. И поварские русские книги — все первые и главные — мужчинами написаны. Пирожники, кондитеры, повара — не женщины, а мужчины. Про денщиков уж не говорю. Готовили — и прекрасно! И не считали это бабьим делом. Привычно-обычные роли чего-то бытового-хозяйственного — конечно, бывали ассоциированы с мужчинами или с женщинами впрочем, еще больше — с сословиями. Но нет никакой жесткой закрепленности. Все — по ситуации. Итак, «традиционная семья» — это огромный разброс всевозможных традиций, укладов, бытов, вариантов. Можем ли мы сегодня создать и сохранить традиционную семью? Утверждаю категорично: можем. Если под традицией имеем в виду учение Матери-Церкви Можем ли мы сегодня создать и сохранить традиционную семью? Но здесь важно отделить основу, главное — от второстепенного и незначимого. Говорим о христианской традиции? Да все, что нам предлагает учение нашей Матери-Церкви вот уже больше двух тысяч лет, — все это применимо к любым культурам, эпохам, социальным положениям, к любому уровню материального достатка!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий