» Классика» Преступление и наказание. Биография Федора Достоевского: творческий путь советского и русского классика, влияние каторги на его взгляды, великие произведения «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Идиот». 155 лет назад великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский приступил к работе над новой книгой, которую назвал «Преступление и наказание».
История создания романа «Преступление и наказание»
Его больное воображение рисует ему мрачные картины, и заставляет думать о себе как о боге, о вершителе судеб и давать разрешение на жизнь. В конечном итоге Раскольников убеждает себя перейти к практической части своих изощренных мыслей - он жестоким образом отнял жизнь у человека. Это деяние заставило его страдать от безнаказанности и грызения совести...
Оставьте меня!
Оставьте меня одного! Я так решил, еще прежде... Я это наверно решил...
Что бы со мною ни было, погибну я или нет, я хочу быть один. Забудьте меня совсем... Это лучше...
Не справляйтесь обо мне. Когда надо, я сам приду или... Может быть, всё воскреснет!..
А теперь, когда любите меня, откажитесь... Иначе, я вас возненавижу, я чувствую... И заботу о своей сестре Дуне и его матери поручил своему другу из петербургского университета, Дмитрию Прокофьичу Разумихину, ещё одному второстепенному персонажу романа, единственному, кого Родион близко подпустил к себе.
Разумихин введен в роман как антипод Раскольникова. Характеры героев противопоставлены. Например, Раскольников необщителен и высокомерен, избегает общества.
Разумихин общителен, прост нравом и деятелен, не склонен сгибаться под ударами судьбы, так что героя никак нельзя назвать «маленьким человеком». На прощание Раскольников грубо и отрывисто сообщает Разумихину: "Раз навсегда: никогда ни о чем меня не спрашивай. Нечего мне тебе отвечать...
Не приходи ко мне. Может, я и приду сюда... Оставь меня, а их...
Понимаешь меня? Со временем Дмитрий Разумихин сблизился с Авдотьей и вскоре женился на ней. Мать Дуни и Родиона Раскольникова, Пульхерия Александровна, вскоре тяжело заболела и умерла, предчувствуя неладное.
В «Эпилоге» романа сообщается, что Авдотья Романовна с мужем твёрдо решили через три-четыре года, скопив необходимый капитал, перебраться в Сибирь, в город, где отбывает каторгу Родион Раскольников вероятно — Омск, где отбывал каторгу сам Достоевский и «всем вместе начать новую жизнь». Ну, а мы вернёмся к главному герою произведения - Родиону Раскольникову. В черновых материалах Достоевского подчёркивается такая характеристика персонажа: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к обществу.
Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм — его черта…». Как уже сказано выше, Фёдор Михайлович Достоевский посредством описания черт характера Родиона рисует нам типичного мизантропа, склонного к скрытности, мстительности, чрезмерной подозрительности и подверженный различным приступам гнева и раздражения: «Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию.
Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий взор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал…».
Помимо психологического портрета, автор даёт нам и короткое описание внешности главного героя: «Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Несмотря на то, что персонаж был беден и ходил в лохмотьях, он не был лишён присущего ему высокомерия, с каким смотрел на окружающих, чувствуя своё превосходство над ними.
Тем не менее, это был, что называется, типичный "человек в футляре": «Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чём он как-то не принимал участия.
Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил». Единственным человеком, с кем Раскольников сошёлся более-менее, был Разумихин. И тот описал своего друга, как вечно мрачного и угрюмого ипохондрика.
Медицина в XIX веке, как и сейчас, понимала под "ипохондрией" чрезмерное внимание к своему здоровью и постоянные опасения за свою жизнь. Здесь скорее ближе к Раскольникову другой диагноз - нарциссическое расстройство личности, характеризующееся убеждённостью в собственной уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми. После совершения убийства примерно 9 июля 1865 года Родион становится более мнительным, подозрительным и подавленным.
Он ощущает физическую слабость, теряет аппетит, дело доходит до галлюцинаций и странных снов, порой перемежающихся с реальностью, откровенного бреда и «всех признаков белой горячки", то есть - настоящего помешательства. Угрызения ли это совести Родиона? Вряд ли.
Ведь за все шесть частей романа Раскольников так и не выказал никаких признаков раскаяния и жалости к убитым жертвам. Родион не просто убил старушку-процентщицу топором, но и ограбил ее после того, как фактически за бесценок продал Алёне Ивановне доставшиеся ему от отца серебряные часы. Да и сама ростовщица показана в произведении не с лучшей стороны: «Стоит только одним днём просрочить заклад, и пропала вещь», «глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка… », «Это была крошечная, сухая старушонка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом».
Введение в роман "Преступление и наказание" старушки - процентщицы напрямую отражало взгляды самого Достоевского на ростовщиков. В XIX веке выдача денег под залог была обыденным явлением. Испытывая финансовые трудности, писатель в первой половине 1840-х годов обратился за помощью к одному отставному унтер-офицеру, а тот оформил сделку с грабительскими процентами, едва не пустив Достоевского по миру.
После этой встречи Фёдор Михайлович ощутил «чувство глубокого и бесконечного отвращения» к ростовщику, которое и приписал к своему и без того отрицательному персонажу романа. Но не только одна лишь процентщица Алёна Ивановна попала под горячую руку мнительного и взбалмошного студента - вместе с ней погибла и её сестра Елизавета, ставшая невольным свидетелем убийства.
Итак, на дворе был 1865 год XIX века - то самое время, когда русское общество претерпевало значительные социальные изменения: четырьмя годами ранее упразднили, наконец, крепостное право, помещики разорились, появилось много свободной рабочей силы, нужно было как-то выживать в сложившихся суровых условиях, двигать прогресс науки и техники, развивать экономику, транспорт, медицину и иные жизненно важные сферы общества.
Понятие "знать" как происхождение сословия было заменено другим высоким статусом - у кого денег больше, тот и живёт лучше. И неважно, каким способом человеку досталось его богатство. Так что, заключения браков корыстных целей ради или воровство были в те времена обыденным явлением.
Также стоит обратить внимание и на то, что лето 1865 года, когда Достоевский начал писать свой роман, выдалось аномально жарким - по данным городских измерительных станций, 9 июля температура достигла максимума — 24,8 градуса по шкале Реомюра 31 градус по Цельсию , и дождя не было в Петербурге уже целую неделю. Именно с указания необычайно жаркой погоды 1865 года и начинается роман "Преступление и наказание": «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…». Родион Раскольников Фёдор Михайлович Достоевский вместе с декабристами был сослан на каторгу и освободился лишь в конце 1850-х годов.
Поэтому произведение "Преступление и наказание" изначально задумывалось как роман-исповедь о так называемой «сильной личности», не боящейся ни угрызений совести, ни людского суда. Осенью 1859 года Фёдор Михайлович сообщил в письме брату, что планирует в ближайшее время приступить к работе над романом, основные контуры которого сформировались у него «на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения». Также писатель всецело интересуется историей личности Наполеона Бонапарта и его войн, которая в те годы была особенно популярна, изучает хронику уголовных дел Петербурга.
Но вот реализация романа растянулась на долгие два года. Писателю пришла идея социального романа о вреде алкоголя и он придумал не броское и ироничное название - "Пьяненькие". Даже из-за возникших финансовых проблем обратился к двум издательствам с просьбой выдать ему авансом 3000 рублей.
Но судьба распорядилась иначе - Фёдор Михайлович Достоевский получил отказ, роман так и не был написан, зато зарисовки быта четы Мармеладовых, да и сами персонажи вошли в сюжет и состав других второстепенных героев "Преступления и наказания". При этом криминальная история Родиона Раскольникова стала для автора не только темой, но и поводом для размышлений о социальных обстоятельствах, толкающих человека на преступления, а также возможностью показать, какие сложные «химические» процессы происходят в душах людей. В произведении воссозданы узнаваемые приметы времени второй половины XIX века, воспроизведена петербургская топография.
Как и Чарльз Диккенс в "Рождественской песне", Фёдор Михайлович Достоевский осуждает тот образ жизни, который вел рабочий класс викторианской Англии и России в XIX веке, а именно - сложившуюся в обществе нищету, которая вынудила большинство людей той эпохи оказаться «на дне», выживать в жутких условиях и искать альтернативу. Титулярный советник - это высший дворянский чин, учреждённый ещё 24 января 1722 года императором Петром I. Пусть человек такого звания и рассматривался как кандидат в советники, но он не был лишён и определённых полномочий, например, права на потомственное дворянство, и то добиться такой роскоши удавалось далеко не каждому.
В самом начале "Преступления и наказания" титулярный советник Мармеладов оказался на самой низшей ступени в иерархии сословия тех лет. Он женился на Катерине Ивановне только ради того, чтобы повысить свой социальный статус, ведь 30-летняя женщина слыла «образованной особой и урождённой штабс-капитанской дочерью». У Катерины был муж, передовой офицер, но он оказался бесшабашным, хвастался своим происхождением и совершенно не умел тратить деньги.
Пристрастился к азартным играм, проиграл всё состояние, оказался за решёткой и потом скончался, оставив Катерину Ивановну вдовой с тремя малолетними детьми на руках. И тут Катерина встретила Семёна Захаровича, но и с ним ничего не поменялось в финансовом плане. Денег в семье не было, кормить детей нечем, сам Мармеладов ошивался в трактире, и эта крайняя нужда вынудила его дочурку - падчерицу Катерины Ивановны - пойти на панель и получить "жёлтый билет".
Сонечка Мармеладова Другими персонажами, оказавшимися "на дне", являются и родные Родиона Раскольникова. В своём письме сыну "Роде" Пульхерия Александровна пишет, что ее двадцатилетняя дочь Авдотья Дунечка работала гувернанткой в доме Свидригайловых, и хозяин поместья, воспылав к девушке страстью, сделал ей «явное и гнусное предложение, обещая разные награды». Есть предположения, что Свидригайлов сексуально домогался бедной Дуни.
Получив отказ, он с позором выгнал Авдотью из дома, и несчастная девушка вернулась в Петербург в крестьянской телеге, наполненной спешно брошенными вещами. Там речь шла про неназванную гувернантку, которой домогался барин и выбросил ее одежду на улицу. Но и в Петербурге Авдотье не повезло - к ней сватался Петр Петрович Лужин, надворный советник, персонаж тщеславный, скупой и самовлюблённый «до кокетства».
Ему нужна была девушка из бедной семьи исключительно для того, чтобы "привязать" её к себе, и чтоб та считала его своим благодетелем и являлась чуть ли не служанкой. Да и со стороны Дуни никакой любви к Лужину не было, чисто чувство долга, к тому же Пётр Петрович поставил девушке ультиматум - или он остаётся с ней, или её брат Родион. Но проницательный Родион Раскольников раскусил план Петра Петровича, с первых же страниц воспылал к нему лютой ненавистью и решился на отчаянный шаг - сперва убил старуху-процентщицу, дабы не допустить пустого самопожертвования своей сестры Дуни, а затем после семейного обеда выставил ушлого чиновника за порог.
Уязвлённый Лужин после жестоко отомстил Раскольникову - устроил провокацию с обвинением в воровстве Сони Мармеладовой. Кстати, в связи с отставкой характеристика этого персонажа дополняется и уточняется: «Главное дело было в том, что он, до самой последней минуты, никак не ожидал подобной развязки. Он куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти.
Убеждению этому много помогли тщеславие и та степень самоуверенности, которую лучше всего назвать самовлюблённостию. Пётр Петрович, пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собою, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале. Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его.
А между тем, сватаясь тогда за Дуню, он совершено уже был убеждён в нелепости всех этих сплетен, опровергнутых всенародно самой Марфой Петровной и давно уже оставленных всем городишком, горячо оправдывавшим Дуню. Да он и сам не отрёкся бы теперь от того, что всё это уже знал и тогда. И тем не менее он всё-таки высоко ценил свою решимость возвысить Дуню до себя и считал это подвигом.
Выговаривая об этом сейчас Дуне, он выговаривал свою тайную, возлелеянную им мысль, на которую он уже не раз любовался, и понять не мог, как другие могли не любоваться на его подвиг. Явившись тогда с визитом к Раскольникову, он вошёл с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. Давно уже, уже несколько лет, со сластию мечтал он о женитьбе, но всё прикапливал денег и ждал".
После того, как Лужин был изгнан из дома Раскольниковых с позором, Родион Раскольников покинул своих родных навсегда, сказав им: "Я хотел сказать... Я себя нехорошо чувствую, я не спокоен... Я вас помню и люблю...
Оставьте меня! Оставьте меня одного! Я так решил, еще прежде...
Я это наверно решил... Что бы со мною ни было, погибну я или нет, я хочу быть один. Забудьте меня совсем...
Это лучше... Не справляйтесь обо мне.
Помещик заявил, что он невысокого мнения о Лужине и против его с Дуней брака.
Он был готов избавить семью от нищеты, лишь бы девушка не жертвовала собой. Раскольников был против его помощи. Вечером Раскольников и Разумихин пришли на встречу Дуни с женихом.
Лужин повёл себя гадко и низко, произошла ссора, и Дуня разорвала помолвку. Планы дельца на брак с бедной, красивой и образованной девушкой расстроились, но сдаваться он не собирался. Реклама Раскольников тоже ушёл, заявив, что больше не придёт.
Он попросил Разумихина присматривать за матерью и сестрой. Покинув родных, Раскольников пошёл к Соне, позвал её с собой, и пообещал в следующий раз назвать имя убийцы. Разговор подслушал Свидригайлов, живший в соседней комнате.
После Раскольников пришёл в участок и потребовал у Порфирия либо арестовать себя, либо отпустить. Следователь, наигранно смеясь, уверял, что не имеет против Раскольникова подозрений. Когда же стали прощаться, в кабинет следователя ворвался ранее подозреваемый маляр и тут же на коленях признался в совершённом убийстве.
Шокированный Раскольников ушёл домой. Он решил бороться дальше. Часть 5.
Месть Лужина. Раскольников признаётся в убийстве Соне На следующий день после расторжения помолвки Лужин анализировал ошибки и рассуждал о случившемся с соседом по комнате, у которого жил. Оба были приглашены на поминки Мармеладова, но решили не идти.
Позвав Соню, Лужин пообещал помочь вдове и сиротам и незаметно подсунул ей в карман сто рублей. Сосед был свидетелем разговора. Реклама Никто из «солидных» гостей, кроме Раскольникова, на поминки не пришёл — за столом сидели пьяницы, бедняки, да хозяйка квартиры — немка.
В разгар поминок появился Лужин и обвинил Соню в краже, чтобы очернить её и отомстить Раскольникову.
Преступление и наказание (сериал 2024 – ...)
"Преступление и наказание" (1866) Фёдора Михайловича Достоевского (1821–1881) – это социально-психологический роман с ярко выраженным философским подтекстом. «Преступление и наказание» Достоевский решил написать во время пребывания на каторге, где ему приходилось находиться рядом с политическими преступниками, опасными убийцами и хитрыми ворами. «Преступле́ние и наказа́ние» — социально-психологический и социально-философский роман Фёдора Михайловича Достоевского, над которым писатель работал в 1865—1866 годах.
Достоевский Федор - Преступление и наказание
Романы Достоевского полны преступлений — но писатель не придумывал их сам, а брал из газетных криминальных сводок. Работа над романом «Преступление и наказание» проходила в условиях отчаянного безденежья. Читать бесплатно онлайн книгу «Преступление и наказание» полностью, автора Федора Достоевского, ISBN: 9785170438556, в электронной библиотеке Преступление и наказание слушать на видеосервисе Wink. » Классика» Преступление и наказание. Федор Михайлович Достоевский всегда доступна к прочтению онлайн.
Преступление и наказание (2024)
Из разговора Лизаветы с торговками, Раскольников узнает, что процентщица будет завтра в семь вечера одна дома. Юноша понимает, что теперь «все решено окончательно». Глава 6 Раскольников случайно слышит разговор студента и офицера о том, что старуха-процентщица недостойна жить, и если ее убить, то на ее деньги можно было бы помочь очень многим неимущим молодым людям. Родиона очень взволновало услышанное. Придя домой, Раскольников, находясь в близком к бреду состоянии, начинает готовиться к убийству. Юноша пришил с внутренней стороны пальто под левой подмышкой петлю для топора так, чтобы, когда пальто было надето, топор не был заметен. Затем достал спрятанный в щели между диваном и полом «заклад» — дощечку, величиной с папиросочницу, обмотанную в бумагу и перевязанную тесемкой, которую собирался дать старухе для отвлечения внимания. Закончив приготовления, Родион украл в дворницкой топор и отправился к старухе. Глава 7 Придя к процентщице, Родион переживал, что старуха заметит его волнение и не впустит, однако она берет «заклад», поверив, что это папиросочница, и пытается развязать тесемку. Юноша, понимая, что медлить нельзя, достает топор и опускает ей на голову обухом, старуха осела, Раскольников бьет ее второй раз, после чего понимает, что она уже умерла. Раскольников достает из кармана старухи ключи и идет в ее комнату.
Только он нашел богатства процентщицы в большой укладке сундуке и начал набивать ими карманы пальто и панталон, как неожиданно вернулась Лизавета. В растерянности, герой убивает и сестру старухи. Его охватывает ужас, но постепенно герой берет себя в руки, смывает кровь с рук, топора и сапог. Раскольников хотел уже уходить, но тут услышал на лестнице шаги: к старухе пришли клиенты. Переждав, пока они уйдут, Родион сам быстро покидает квартиру процентщицы. Вернувшись домой, юноша возвращает топор и, зайдя в свою комнату, не раздеваясь упал в забытьи на кровать. Часть вторая Глава 1 Раскольников проспал до трех часов дня. Проснувшись, герой вспоминает о содеянном. Он в ужасе пересматривает всю одежду, проверяя, не осталось ли на ней следов крови. Тут же находит взятые у процентщицы драгоценности, о которых совсем забыл и прячет их в угол комнаты, в дыру под обоями.
К Родиону приходит Настасья. Она принесла ему повестку от квартального: герою нужно было явиться в полицейскую контору. Родион нервничает, но в участке выясняется, что от него требуется только написать расписку с обязательством выплатить долг квартирной хозяйке. Уже собираясь уходить из участка, Родион случайно слышит разговор полицейских об убийстве Алены Ивановны и падает в обморок. Все решают, что Раскольников болен и отпускают домой. Глава 2 Опасаясь обыска, Родион прячет ценности старухи кошелек с деньгами и драгоценности под камень в безлюдном дворе, окруженном глухими стенами. Глава 3 Вернувшись домой, Раскольников пробредил несколько дней, а очнувшись, увидел рядом с собой Разумихина и Настасью. Юноше приносят денежный перевод от матери, приславшей деньги на оплату жилья. Дмитрий рассказывает другу, что пока тот был болел, к Родиону несколько раз заходил полицейский Заметов и расспрашивал о его вещах. Глава 4 К Раскольникову заходит еще один товарищ — студент-медик Зосимов.
Он начинает разговор об убийстве Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы, рассказывая, что в преступлении подозревают многих, в том числе красильщика Миколу, однако достоверных улик пока у полиции нет. Раскольников упрекает мужчину, что тот собирается жениться на Дуне только для того, чтобы девушка до конца жизни была благодарна за избавление ее семьи от нищеты. Лужин пытается это отрицать. Рассерженный Раскольников выгоняет его. Вслед за ним уходят и друзья Раскольникова. Разумихин переживает за друга, считая, что «у него что-то есть на уме! Что-то неподвижное, тяготящее». Глава 6 Случайно зайдя в распивочную «Хрустальный дворец» Раскольников встречает там Заметова. Обсуждая с ним дело об убийстве старухи, Родион высказывает свое мнение о том, как бы он действовал на месте убийцы. Студент спрашивает, что бы делал Заметов, если бы убийцей оказался он и почти напрямую говорит, что это он убил старуху.
Заметов решает, что Родион сумасшедший и не верит в его виновность. Гуляя по городу, Раскольников решает утопиться, но, передумав, в полубреду идет к дому убитой старухи-процентщицы. Там идет ремонт и студент заговаривает с рабочими о случившемся преступлении, все думают, что он сумасшедший. Глава 7 По дороге к Разумихину Раскольников видит толпу, собравшуюся вокруг случайно сбитого, совершенно пьяного Мармеладова. Пострадавшего относят домой, он находится в тяжелом состоянии. Перед смертью Мармеладов просит у Сони прощения и умирает у дочери на руках. Раскольников отдает все свои деньги на похороны Мармеладова. Родион чувствует, что выздоравливает и идет в гости к Разумихину. Дмитрий провожает его домой. Подходя к дому, Раскольникова, студенты видят в его окнах свет.
Когда друзья поднялись в комнату, оказалось, что к Родиону приехали мать и сестра. Увидев близких, Раскольников упал в обморок. Часть третья Глава 1 Придя в себя, Родион просит родных не беспокоиться. Беседуя с сестрой о Лужине, Раскольников требует, чтобы девушка отказала ему. Пульхерия Александровна хочет остаться присматривать за сыном, но Разумихин уговаривает женщин вернуться в гостиницу. Разумихину очень понравилась Дуня, его привлекает ее красота: в ее внешности сила и самоуверенность соединялись с мягкостью и грациозностью. Глава 2 С утра Разумихин навещает мать и сестру Раскольникова. Лужин пишет, что хочет навестить их, но просит, чтобы во время их встречи не присутствовал Родион. Мать и Дуня едут к Раскольникову. Глава 3 Раскольников чувствует себя лучше.
Студент рассказывает матери и сестре о том, как вчера отдал все свои деньги на похороны бедной семье. Раскольников замечает, что родные его боятся. Заходит разговор о Лужине.
Автор - Фёдор Достоевский. Аннотация: Неудивительно что по книге «Преступление и наказание» в США и в ряде других стран изучают психологию преступника. Мысли убийцы в совокупности с больной совестью всегда остаются наедине, что вызывает отвращение и одновременно сострадание, но и так же хочется понять логику этого больного тандема.
Достоевский терял авторские права на свои произведения. Получив аванс и погасив неотложные долги, писатель едет за границу. После крупного проигрыша в августе 1865 года в Германии в Висбадене , в маленькой комнатушке, без денег и света, «в самом тягостном положении» и «в совершеннейшем отчаянии» начинается работа над «Преступлением и наказанием». История Мармеладова уже является лишь его частью.
Пока роман задуман как «психологический отчёт одного преступления». План романа подробно был рассказан в письме М. Каткову сентябрь 1865 года : «Действие современное, в нынешнем году. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы, никаких подозрений на него нет и не может быть. Тут-то и развёртывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцей, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести.
На могильном памятнике писателя начертаны слова Христа из Евангелия от Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесет много плода». Достоевский родился 11 ноября 30 октября 1821 года в семье врача московской Мариинской больницы для бедных Михаила Достоевского. Писатель называл детство лучшим временем в своей жизни. Няня рассказывала детям сказки народов мира. Получив потомственное дворянство, Достоевские покупают имение Даровое под Тулой, где проводят лето. В 1834 году отец отдаёт Фёдора в пансион Л. Чермака на Новой Басманной, одно из лучших частных учебных заведений в Москве. В 1837 году, после смерти матери, Фёдор вместе с братом учатся в Главном инженерном училище Петербурга. Там он много читает, пишет драмы, переводит. Окончив училище, зачисляется в Петербургскую инженерную команду, но подаёт в отставку, так как решает посвятить себя литературе. В 1845 году выходит первый роман Достоевского «Бедные люди», получивший высокую оценку В. Белинского и Н. Следующая повесть «Двойник» была встречена прохладно. В 1847 году писатель посещает кружок Петрашевского и входит в радикальное тайное общество, целью которого было осуществление социального переворота в России. Это увлечение будет описано в романе «Бесы». В апреле 1849 года Достоевский арестован вместе с другими членами общества и приговорён к расстрелу. В момент перед расстрелом было объявлено о замене смертной казни каторгой. Достоевский переживает помилование как воскрешение из мёртвых. Писатель проводит на каторге в Омске 4 года, после чего служит рядовым в Семипалатинске, полностью «излечившись» от идей социализма. В 1856 году новый царь Александр II после коронации подписал помилование петрашевцев. По возвращении на родину Достоевский пишет «Записки из Мёртвого дома». Книга имела огромный успех и вернула писателю литературное признание. Выходят в свет «Униженные и оскорбленные» и «Записки из подполья» — как полемика с «теорией разумного эгоизма» Чернышевского. В 1860-е годы Достоевский с братом издают журналы «Время» и «Эпоха».
Каторжный роман
- Преступление и наказание. Федор Достоевский 2020 слушать онлайн
- Другие работы автора
- «Преступление и наказание» - книжный интернет магазин
- Преступление и наказание - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики»
- Фёдор Достоевский «Преступление и наказание»
- Преступление и наказание краткое содержание
Русская литература. 10 класс
Читать онлайн книгу «Преступление и наказание» автора Федора Достоевского полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. большой город второй половины XIX века, жизнь в котором полна конфликтов и драм.
Видеоанонс
- Преступление и наказание. Достоевский Ф М. Аудиокнига.
- "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский - Listen online. Music
- Две стороны Невского
- Поделитесь статьей с друзьями
Федор Достоевский: Преступление и наказание
На ней лежит обязанность заботиться о семье, так как отец-пьяница не может этого делать. Грабаря слева направо: Дуня Раскольникова, Аркадий Свидригайлов, Порфирий Петрович Дуня Раскольникова — младшая сестра Родиона, умная и добрая девушка, искренне любящая свою семью. Готова была выйти замуж за богатого, но подлого человека ради помощи семье. Аркадий Свидригайлов — жестокий, порочный и развратный персонаж. Мечтает взять в жену Дуню Раскольникову. Порфирий Петрович — следователь, занимающийся раскрытием убийства Алёны Ивановны.
Будучи человеком крайне сообразительным и знающим человеческую психологию, подталкивает Раскольникова к признанию в преступлении. Главной идеей произведения, безусловно, является то, что за каждое преступление следует неизбежное наказание, причём порой сам человек наказывает себя более жёстко, чем это может сделать закон. Так, после совершенного преступления Раскольников страшно мучается угрызениями совести, он сомневается правильно ли он поступил. Его мысли и страхи сводят его с ума. Каторга, предусмотренная законом, в данном случае служит скорее спасением, чем наказанием для героя.
Достоевский также размышляет о причинах, которые способны подтолкнуть людей на преступные действия. Социальное неравенство, бедность и несправедливость — всё это ожесточает людей. Поднимается также проблема ложных убеждений. Автор пишет о том, к чему может привести какое-либо неравноправное разделение людей. Он говорит о том, что порой теория, из-за которой совершается преступление, может быть страшнее самого преступления.
Интересные факты Роман целиком и полностью наполнен символикой, в том числе религиозной. Большое значение имеет символика чисел. Особым значением наделена цифра 3 — она часто встречается в романе. Родион совершает убийство на третий день после размышлений; он звонит в квартиру процентщицы трижды. В семье Мармеладовых трое детей; Соня после продажи собственного тела приносит домой 30 рублей; Мармеладов забрал у Сони последние 30 копеек на алкоголь.
Жена выкупила Свидригайлова из тюрьмы за 30000 серебренников. И это далеко не все упоминания священного числа. В христианстве оно символизирует Святую Троицу; Иисус погибает в возрасте 33 лет, а затем воскресает через 3 дня. Так как Достоевский был человеком глубоко религиозным, неудивительно, что он использует подобную символику. Имя главного героя тоже имеет смысл.
Действительно, Родион раскрывает себя в совершении жестокого, кровавого поступка.
Это очень петербургская книга. Сам Достоевский считал столицу фантастическим, «самым умышленным» городом в мире. Внимательный читатель найдет на страницах романа детальное описание улиц города, подробности быта его обитателей. Мрачноватое величие и угрюмые интерьеры не просто созвучны атмосфере, они формируют нужное настроение. А невыносимая сорокаградусная жара, действительно стоявшая в Петербурге летом 1865 года, способствовала угнетенному состоянию героя. Примечательно, что писатель использовал реальные петербургские топонимы: Столярный переулок, Кокушкин мост, Сенная площадь. Некоторое время сам Достоевский жил по тому же адресу, что и Родион Раскольников — ул.
Гражданская, д. Студент, одержимый идеей сверхчеловека и разделения людей на «тварей» и «властелинов», в первоначальном замысле писателя был персонажем куда более плоским, чем мы его знаем, и даже не имел фамилии. В самой первой версии «Преступления и наказания» главного героя зовут Василий.
Писатель не может остаться в стороне от этих проблем.
В черновиках «Преступления и наказания» Ф. Достоевский под словами «идея романа» записал: «Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе».
Сначала Ф. Достоевский работал над романом «Пьяненькие» — о семье чиновника-пьяницы, а в июне 1865 года предложил А. Краевскому напечатать его в «Отечественных записках», но редактор отказался, сославшись на отсутствие денег. А деньги писателю были нужны, поэтому он подписывает договор с издателем Ф.
Стелловским, обещая до 1 ноября 1866 года новый роман. В случае невыполнения контракта Ф. Достоевский терял авторские права на свои произведения.
Изменив концепцию, Достоевский отделил рассказчика от главного персонажа, сделал повествователя беспристрастным.
Внеся значительные правки, обрамляя дневник преступника сценами жизни семьи Мармеладовых, затем полностью уничтожив первый черновик и поменяв структуру рукописи, Достоевский работает над задуманным произведением около года. И приходит к роману, от построения которого будет отталкиваться в своих поздних «капитальных» работах. Работа с журналом «Русский вестник» План и первые главы еще не завершенной работы Достоевский отправил редактору «Русского вестника» Михаилу Никифоровичу Каткову. Тот взялся публиковать «Преступление и наказание» потому, что, по его словам, в тот год не было других значительных произведений — Тургенев не присылал ничего, а с Львом Толстым Катков конфликтовал.
Ни редактор, ни писатель тогда даже не предполагали, какой успех ждет новый роман, который принес «Русскому вестнику» 500 новых читателей. Для тех лет это было невероятное, практически недостижимое число. Безусловная удача как для журнала, так и для автора. Петербург как самостоятельный персонаж Фото: Илья Глазунов «Ф.
Белая ночь» «Желтый Петербург», олицетворяющий боль, отчаяние и психологический кризис главного героя, большинством исследователей признается не просто важным образом в произведении, но практически действующим лицом.