Президент РФ Борис Ельцин голосует на выборах Президента Российской Федерации на избирательном участке подмосковного посёлка Барвиха. По мнению большинства исследователей, историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. Решающие действия руководства России по наведению порядка на Северном Кавказе, подготовка к выборам нового Президента РФ. Итоговая явка на выборах президента России составила рекордные 77,49%.
История президентских выборов в России
Лидер «Яблока» Григорий Явлинский также не баллотировался. В итоге ЦИК зарегистрировал шесть кандидатов. Еще шестеро не смогли получить регистрацию: мультимиллионер, председатель общественной организации «Всероссийская партия народа» Анзори Аксентьев-Кикалишвили; бизнесмен Владимир Брынцалов; экс-глава Центробанка, выдвинутый Партией российских регионов сейчас «Справедливая Россия» , Виктор Геращенко; общественный деятель Иван Рыбкин; председатель общественного движения «За социальную справедливость» Игорь Смыков и одиозный бизнесмен Герман Стерлигов. Голосование состоялось 14 марта 2004 года. Владимир Путин был переизбран президентом России.
Он принес присягу 7 мая. Президентские выборы — 2008 Согласно Конституции России, Владимир Путин не мог больше баллотироваться на должность президента страны. Он официально поддержал выдвижение кандидата от «Единой России», премьер-министра Дмитрия Медведева на пост главы государства. Этот выбор поддержали партии «Справедливая Россия», «Гражданская сила», «Аграрная партия» и «Зеленые».
ЦИК зарегистрировал четверых кандидатов в президенты. Отказы получили 14 человек, в том числе лидер Российского народно-демократического союза и партии «Народ за демократию и справедливость» Михаил Касьянов. Не был зарегистрирован также чемпион мира по шахматам, один из лидеров коалиции «Другая Россия» Гарри Каспаров. Съезд инициативной группы, выдвигающей его, не состоялся.
Брынцалов , председатель Законодательного собрания Кемеровской области А. Почти за каждым из зарегистрированных кандидатов стояли партии, движения или блоки. Ельцина поддерживало Общероссийское движение общественной поддержки Б. Ельцина на президентских выборах, Г. Зюганова — Блок народно-патриотических сил, Г. Явлинского — «Яблоко», А. Лебедя — Конгресс русских общин, В. Фёдорова — Партия самоуправления трудящихся, М. Шаккума — Социалистическая народная партия России, М.
Горбачёва — движение «Гражданский форум», В. Брынцалова — Русская социалистическая партия создана в ходе избирательной кампании. О поддержке Ю. Власова объявил Координационный совет радикально-националистических партий Партинформ. Тулеев возглавлял созданный им в Кемеровской области региональный блок «Народовластие». Из зарегистрированных кандидатов Зюганова, Жириновского, Тулеева и Власова можно отнести к антиреформистскому лагерю. В качестве кандидата от «партии власти», поддержанного объединённым фронтом демократических и центристских организаций, выступил Ельцин. На роль «третьей силы» претендовали Явлинский, Лебедь и Фёдоров; по своим позициям к ним приближались Горбачёв и Шаккум. Брынцалов представлял по большей части самого себя.
Зюганова как единого кандидата от «народно-патриотических сил». В течение марта — апреля к документу присоединился ещё ряд объединений. В числе подписантов были Аграрная партия России , Социал-патриотическое движение «Держава», Российский общенародный союз, движение «Трудовая Россия» , Союз офицеров и др. Свои кандидатуры в пользу Зюганова сняли А. Руцкой «Держава» , В. Анпилов «Трудовая Россия» и др. Предвыборная платформа Г. Зюганова носила достаточно умеренный характер. Признавая необходимость реформ, она выдвигала требования самого общего характера — «гарантировать всем гражданам права на труд, отдых, жилище, бесплатное образование и медицинское обслуживание, достойную старость», «привести зарплаты, пенсии, стипендии и пособия в соответствие с реальным прожиточным минимумом», «обеспечить преимущество отечественным товаропроизводителям всех форм собственности», «стимулировать рост производства конкурентоспособной продукции путём реформирования налоговой, кредитной и таможенной политики, масштабных государственных заказов и инвестиций», «восстановить право общенародной, государственной собственности на землю и её недра, леса и водные пространства, континентальный шельф», «ввести государственную монополию внешней торговли на природные богатства и товары стратегического назначения» и др.
Вместе с тем платформа Зюганова допускала и многоукладность экономики: «Речь не о том, чтобы ликвидировать собственников, а о том, чтобы на деле превратить всех граждан в реальных совладельцев общенародного достояния». В свою очередь объединения либерально-реформистской и центристской ориентации в марте 1996 г. На прошедшем 24 апреля 1996 г.
В древнерусских городах — Новгородское вече , казачье и земское самоуправление, земская реформа Александра I и первые всесословные выборные органы местного самоуправления — земские учреждения , учреждение в 1906 году Николаем II Государственной Думы , где была тайная подача голосов, избирательная записка — аналог современного избирательного бюллетеня, заполнение избирательной записки либо заблаговременно, либо в помещениях, где проводятся выборы — в отдельных комнатах, противостояние правоохранительных органов насилию, наказание за нарушение выборного законодательства, в том числе за неоднократное голосование. Элементы выборности затрагивали даже такие сферы государственного управления, в которых традиционно господствовало единоначалие: например, в российской императорской армии существовали такие выборные органы, как офицерские собрания, суды офицерской чести, а у нижних чинов — выборы ротного артельщика. В результате реформ 1988—1989 годов выборы стали состязательными, с выдвижением нескольких кандидатов в депутаты на один мандат.
Осенью 1993 года российское государство столкнулось с определенными вызовами: отсутствовала необходимая законодательная база для проведения выборов и референдумов, они проводились на основе положений, утвержденных Указами Президента Российской Федерации. Система избирательных комиссий и их полномочия, правовая база выборов и референдумов фактически были созданы в течение одного-двух месяцев. Для справки: Указами Президента Российской Федерации были утверждены положения: о федеральных органах власти на переходный период, о правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы, о реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления, об организации государственной власти в субъектах Российской Федерации, о выборах в представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, о выборах в органы местного самоуправления. В Положении о выборах депутатов Государственной Думы были заложены основы современной избирательной системы, которые впоследствии уточнялись, развивались, совершенствовались или были преобразованы в иные.
Не забываем мы выбирать и тех, кто работает в органах местного самоуправления. В случае необходимости участвуем в референдуме — всенародном голосовании граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Участвовать в голосовании в России имеет право гражданин, которому к моменту голосования исполнилось 18 лет, который не признан недееспособным по суду и не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Это и есть избиратель, т.
Кто им обладает, тот имеет право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. А пассивное избирательное право — это право граждан РФ быть избранными в эти же органы. Разница между данными правами существенная. Пассивное избирательное право в большей мере, чем активное, подразумевает возрастной ценз например, в Государственную Думу может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года, а на должность Президента РФ — 35 лет и ценз оседлости Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Каждый из учеников — уже не просто ребенок. Он уже самостоятельная личность, которая может принимать решения, делать выбор и влиять на решение серьёзных вопросов! В жизни ребят будет ещё много выборов — маленьких и больших, простых и сложных. Будут ли они голосовать за кандидата в Президенты, или решать по какой дороге пойти —они будут делать выбор.
И от активности нашей молодежи, так или иначе, будет зависеть вся их дальнейшая судьба в следующие несколько минут или лет. И действительно все в наших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью. Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в стране. Хочется надеяться, что будущие молодые избиратели сделают мир лучше, добрее, разумнее.
История выборов президента России: даты, история всех прошедших выборов
Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. Очевидным поводом для ужесточения митингового закона стали массовые акции протеста после парламентских выборов 2011 года и президентских выборов 2012 года — самые массовые с середины 1990-х годов в России. Его Либерально-демократическая партия, образовавшаяся незадолго до выборов, не имела прецедентов в современной истории России, представлялась всем «темной лошадкой».
Выборы в России: История и современность
XVII веках. Сословно-представительная демократия. Земская и городская реформы второй половины XIX в. Выборы в Государственную Думу Российской империи. С 15 по 17 марта пройдут выборы президента Российской Федерации. Отдать свой голос за кандидата сможет каждый гражданин России, достигший ко дню голосования совершеннолетия, а также включенный в списки избирателей. "Первые всенародные выборы президента в новейшей истории России состоялись в июне 1991 года. Ровно 30 лет назад в нашей стране состоялись выборы президента России. Это первые у нас выборы главы государства, которые состоялись на основе демократических принципов всеобщего, прямого и тайного голосования. 30 лет назад, 12 июня 1991 года, в России впервые в истории состоялись президентские выборы. В голосовании приняли участие 79,5 миллиона человек.
Выборы Президента России: 1991—2018
Основными стадиями избирательного процесса являются: назначение выборов, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, установление итогов голосования на избирательных участках и определение результатов выборов в избирательном округе, их официальное опубликование. История организации избирательного процесса в нашей стране уходит далеко в глубь веков. Она тесно связана с историей государства Российского. Цель моего реферата — показать историю выборов в Росси, проследить процесс становления избирательного права. В своем реферате я использовала статьи из журналов «Закон и право» и «Государство и право». Из учебника «Право и политика» А. Никитина и учебного пособия «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» В. Журавлева мной были взяты основные понятия и определения по избирательному праву. О месте предвыборной агитации в современной избирательной системе я узнала из научного издания «Правовое регулирование предвыборной агитации» В.
Основная часть II. Вечевой строй и выборы в Киевской Руси Медленно, шаг за шагом вырастали на Руси государственные отношения из родовых обычаев. На Руси длительное время сохранялись политические черты общинного строя, оказавшие глубокое влияние на формирование институтов политической власти Киевского Древнерусского государства, где сочетались разные начала: княжеское, боярское, городское вечевое. Народное собрание — Вече — уходит корнями в родоплеменную эпоху. Вече собиралось в крупных городах, которые располагали определенной властью над сельской округой и пригородами. Занималось вопросами войны и мира, взаимоотношениями с соседями, распоряжалось княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы, обсуждало законодательные акты. Но в первую очередь вече избирало администрацию: князя, посадника, тысяцкого, главу местной церковной организации [1]. По летописным свидетельствам из пятидесяти киевских князей четырнадцать были приглашены по решению веча 1113,1132,1146,1154гг.
Характерны обстоятельства избрания на киевский престол в 1113г. В большинстве русских городов князя выбирали из местной династии, т. Но это не делало процедуру его избрания формальностью. Вече могло избрать наиболее подходящего для города представителя династии. Столицы русских земель имели свои атрибуты вечевой деятельности: особый колокол и специальную трибуну, которая возвышалась над площадью. К участию в вече допускались все свободные горожане. Возглавляя собрание, они не могли противостоять его воле. В спокойное время на таких собраниях соблюдался определенный порядок.
Инициатива созыва вече принадлежала князю или главе городского самоуправления. Возможно, существовала предварительная заспись для выступавших и протокольное оформление принятых решений. Но в переломные моменты истории, в годы стихийных бедствий и народных волнений собрание являло собой неуправляемую толпу, доходившую до кровопролития. На ранних этапах истории Киевской Руси институты вечевой демократии играли важную роль в жизни многих земель. Однако с установлением татаро-монгольского ига на Руси роль веча в избирании на княжеский престол была заменена системой выдачи ярлыков на княжение ханами Золотой Орды. Выборные начала общинной демократии были разрушены. Особенности вечевого строя и избирательного процесса в Новгородской республике Обычаи самоуправления в вольном Новгороде были очень давними. Он не заводил здесь владений, зная, что рано или поздно перейдет на отцовский престол.
По этому в Новгороде не сложилось прочной основы для княжеской власти. Это был центр ремесла и торговли между Европой и Востоком, крупнейший землевладелец. Этим определялась роль городской общины в политической жизни, значение развитых институтов городского самоуправления. Таких сотен в городе было десять. Кроме этого, город был разделен на пять концов — самостоятельных административных районов, которые выросли из самостоятельных в прошлом поселений. Первоначально здесь проживали бояре с зависимыми от них людьми. Управление концами осуществлялось выбранным из боярства посадником. Постепенно произошло совмещение сотской и кончанской систем.
Город делился на улицы, сотни и концы. Во главе их стояли избираемые уличанские и сотские страросты. В каждом новгородском районе собиралось кончанское вече. На нем обсуждались вопросы повседневной жизни и позиция жителей по общегородским проблемам, формировалось местное ополчение, избирались старосты и кончанская управа помощники старосты. По принципу выборности формировалась вся городская и земельная администрация: сотские, уличанские и кончанские страросты, посадник, тысяцкий, владыка и князь. В 1136г. Город приобрел независимость от Киева, а местная княжеская династия была изгнана. В 1157 г.
XII в - тысяцкого, т. К XIII в. В состав совета входило от 50 до 300 человек. При согласии веча за новым князем отправлялась представительная делегация горожан. Ожесточенной борьбой в Новгороде обычно сопровождалось избрание посадника. Это должность была ключевой в решении торговых, финансовых и земельных вопросов. Посадник председательствовал на вече, контролировал деятельность князя и делил с ним функции судебной власти. Он участвовал в военных походах, вел дипломатические переговоры, следил за правильностью взыскания податей.
К началу XIV в. Из них вече ежегодно выбирало главного — степенного посадника. При этом смена степенного посадника происходила каждые полгода. Вече избирало также тысяцкого. В его функции входило руководство новгородским ополчением, контроль над правильностью мер и весов на новгородском торжище, управление сотенной организацией. Из их числа избирался степенный тысяцкий. Особой сложностью отличалась в Новгороде процедура избрания владыки архиепископа. Он возглавлял одну из самых крупных и богатых епархий на Руси.
Владыка распоряжался не только богатой церковной казной, но и был хранителем городской казны. Он был единственный, чей двор размещался в Новгородском кремле. С 1156 г. До 1193г. Но на выборах 1193г возник острый спор между новгородцами. Вече стало избирать трех кандидатов на пост владыки. Их имена записывались на трех грамотках, которые помещались в Софийском соборе. В течение всей ночи отправлялась молитва, и после окончания службы посылали за первым встречным слепцом или ребенком, который выбирал одну из грамот.
Так новгородцы узнавали имя очередного владыки. Процедура общегородского веча начиналась с ударов специального вечевого колокола, звук которого отличался от церковных колоколов. Услышав его, участники собрания сходились на Торговую сторону к Ярославову дворищу. Для избрания владыки собирались у стен Софийского собора. Правомочность веча определялась присутствием на нем должностных лиц Новгорода, представителей всех частей во главе со своими выборными лицами, представителей всех сословных групп городского населения. Затем начинались прения. По их окончании от имени правителей города предлагалось решение. Участники веча посредством криков должны были его принять или отвергнуть.
В случае острых разногласий споры на вече могли перерасти в рукопашный бой на мосту через реку Волхов. Исход выяснения мнения новгородцев таким способом воспринимался как воля проведения и считался окончательным итогом голосования по спорному вопросу: большинство в буквальном смысле слова побеждало меньшинство. Иногда противостояние затягивалось на несколько дней. В случае равновесия сил сторон при посредничестве владыки вырабатывалось компромиссное решение. Хотя побоища и выглядят как нецивилизованные способы выяснения точки зрения жителей города, но свидетельствуют о неформальном характере выборов кандидатов на городские должности и о значительной избирательной активности новгородцев. По требованию одного из новгородских концов вече могло отстранить от власти и наказать любого избранного представителя власти в случае нарушения им общинных прав и обычаев. При смещении должностных лиц на вече обязательно предъявлялось обвинение от имени всего собрания. Поводом к обвинению могли служить не только злоупотребления или бездействие властей, но и стихийные бедствия, которые обрушивались на город.
Решение веча оформлялось в виде речевых грамот, которые подписывали и скрепляли своими печатями владыка, посадник, тысяцкий и кончанские старосты. Эти решения были обязательными для всех жителей Новгородской земли.
Президентские выборы в России в 2024 году пройдут в течение трех дней — 15, 16 и 17 марта. Голосование откроется в 8:00 в пятницу, 15 марта.
Граждане России могут отдать голос за того или иного кандидата вплоть до 20:00 воскресенья, 17 марта. Заполнить избирательный бюллетень можно не только привычным способом, лично придя на избирательный участок, но и онлайн. Граждане, желающие принять участие в дистанционном электронном голосовании ДЭГ , должны заранее подать заявление на портале госуслуг до 11 марта.
С утверждением у власти большевиков и роспуском Учредительного Собрания перспектива демократического развития России была утрачена. Установившаяся в стране жесткая однопартийная политическая система не допускала проведения свободных выборов. И хотя избирательное законодательство советской России включало демократические принципы проведения выборов, фактически выборы находились под жестким контролем властей и только в постсоветский период избирательное законодательство стало развиваться на демократических принципах. Активным и пассивным избирательными правами были наделены граждане РСФСР обоего пола, достигшие ко дню выборов возраста 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. Право избирать и быть избранным получили военнослужащие.
Однако и здесь был большой круг ограничений: не могли избирать и быть избранными: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход проценты с капитала и т. Помимо указанных ограничений действовал и квотный подход. В высший орган власти - Всероссийский съезд Советов формировался из представителей городских Советов и губернских съездов Советов. Первые поставляли одного депутата от 25 тысяч избирателей, вторые - одного депутата от 125 тысяч жителей. Следует отметить, что по Конституции 1918 г. Конституция СССР, принятая в 1936 г. Произошли изменения в процедуре проведения выборов: многостепенные выборы вышестоящих звеньев представительных органов власти были заменены прямыми. По Конституции прямому избранию гражданами на общегосударственном уровне подлежал состав Верховного Совета СССР, состоявший из двух палат, в союзных и автономных республиках избирался однопалатный Верховный Совет, на местном уровне гражданами избирались депутаты областных, краевых, городских, окружных, районных и сельских Советов.
Избранию граждан также подлежали народные судьи и народные заседатели районных городских народных судов, что было закреплено на уровне Конституции в ст. На всех уровнях выборы осуществлялись по мажоритарной системе абсолютного большинства. Выборы считались состоявшимися, если в них приняли участие большинство от внесенных в списки избирателей, а избранным считался тот, за кого проголосовало более половины всех зарегистрированных избирателей. В целом для избирательного права советского периода характерны следующие особенности: в Конституции были детально регламентированы не только принципы избирательной системы, но и порядок проведения выборов как на федеральном, так и на республиканском и местном уровнях. Эффективность выборов была достаточно высока, однако в то же время избирательные кампании проходили, как правило, формально, а итоги выборов зачастую были заранее предрешены. В числе новелл избирательной системы 1977 г. Конституцией ряда новых принципов. Прежде всего, принципа свободных выборов.
Часть вторая ст. Расширился круг субъектов, имеющих право выдвижения кандидатов: наряду с организациями КПСС, профсоюзами, комсомолом и кооперативами, это право приобрели трудовые коллективы и собрания военнослужащих по воинским частям. Вместе с тем сохранялась и прежняя практика выдвижения кандидатов по производственному принципу и голосования по территориальному принципу. Основная реформа советской избирательной системы началась в период перестройки. Один из важнейших этапов процесса выборов - выдвижение кандидатов в депутаты и обсуждение их деловых и личных качеств. В соответствии со ст. Заключительный этап развития избирательного процесса начался в 1993 году с апрельского референдума, суть которого заключалась в обсуждении двух проектов избирательной системы. Обсуждения продлились до 21 сентября, и спор был разрешен указом президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в РФ».
Указ Президента РФ от 01 октября «Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году» закрепил отредактированный проект Шейниса. В положении впервые был реализован принцип открытости и гласности выборов посредством установления института общественного контроля. После принятия Конституции началось ее дополнение и уточнение за счет принятия ФЗ. Этот закон послужил основой для формирования множества специальных федеральных законов о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и о выборах Президента РФ, а также, соответствующих ему избирательных законов субъектов РФ. Принятые ФЗ завершили первичное формирование федеральной подсистемы избирательного законодательства в Российской Федерации. Дальнейшее развитие было направлено на региональную систему избирательного процесса. Этот ФЗ закрепил законодательные гарантии назначения и проведения выборов в органы местного самоуправления, реализации избирательных прав граждан на этих выборах. В дальнейшем, система избирательного права была дополнена понятием «референдум», и развитие правовой системы шло именно по пути объединения и согласования этих схожих понятий.
К развитию избирательного процесса вернулись спустя 3 года. Оба ФЗ, по сути, незначительно дополнили предшествующие им юридические акты, регулирующие эти вопросы. Доклад ЦИК России «О развитии и совершенствовании законодательства РФ о выборах и референдуме», определил основные направления работы по дальнейшему совершенствованию системы правового регулирования выборов и референ- дума в России.
Дума второго созыва приняла 1036 законов, из них 749 вступили в силу. Государственная Дума третьего созыва, 1999-2003 гг. Выборы состоялись 19 декабря 1999 года. В восьми одномандатных избирательных округах выборы были признаны несостоявшимися. В этих округах повторные выборы в Думу состоялись 26 марта 2000 года. Всего в период третьего созыва состоялось 265 очередных, внеочередных и дополнительных заседаний Думы, на которых в общей сложности было рассмотрено в разных чтениях около 2100 законопроектов. Государственная Дума четвертого созыва, 2003-2007 гг. Выборы состоялись 7 декабря 2003 г. По трем одномандатным избирательным округам выборы были признаны несостоявшимися, так как большинство избирателей по этим округам проголосовали против всех кандидатов. Одной из главных отличительных черт Думы четвертого созыва является самый высокий по сравнению со всеми предыдущими созывами уровень преемственности состава ее депутатского корпуса. В 2003 году на следующий срок своих полномочий были избраны 207 депутатов Госдумы третьего созыва. Кроме того, после выборов 2003 года в Думу вернулись несколько депутатов первого и второго созывов, и общее число депутатов, уже имеющих опыт работы в ней, составило 224, то есть почти половину всего депутатского корпуса. За четыре года работы парламентарии рассмотрели 2712 законопроектов, из них приняты 1062 федеральных закона, одобрены 25 конституционных законов.
Выборы и избирательное право в истории России
Из утверждения историка вытекает лишь один вывод: народное вече с укреплением власти знати, как институт принятия решений, включая выборы, прекратило свое существование. На смену ему пришла другая форма управления, где управляла уже высшая часть административного государственного аппарата. В общепринятом понимании, скорее, представлении о вече, вечевые собрания предстают как некие митинги разгоряченной толпы, решения на которых принимаются по громкости крика. Однако, это не более, чем художественная фантазия. Вече, все же, было достаточно хорошо организовано, иначе подобные собрания и не назывались бы так — вече собрание. Вече — это не толпа, кричащая что попало, а совещание, проходящее по строгим правилам. Предполагается, что велись даже протокольные записи вечевых собраний.
Можно даже предположить, что вечевые собрания были вполне похожи на собрания современных парламентов. В свою очередь, А. Итак, говоря о социальном составе веча, следует заметить, что его народный характер не отрицает участия в собраниях и знати: князей, иерархов Церкви, бояр, купцов и прочих представителей знати. Выбирали и принимали окончательное решение именно простые горожане. Древнерусская знать, хотя и была сильной, но она не обладала необходимыми средствами для манипуляции мнением веча. Как и не выполнять его решения она тоже была не в силах.
Какие вопросы решались на вече? Вече, в первую очередь, ведало выборами князя - замещением княжеских столов. Например, есть классическое упоминание в Лаврентьевской летописи о вечевом собрании во Владимире 1176 года, где решался вопрос о выборе князя на престол после предательского убийства заговорщиками во главе с приемным сыном князя Андрея Боголюбского. После окончательного становления городов-государств, отношения князя и волости приобретают более систематический порядок. Принцип родового старейшинства при занятии княжеского стола, заменяется правилом всенародного призвания выбора князя. Например, Владимир Мономах был призван на княжение в Киев в обход родового старшинства.
Такой порядок устанавливается по всей Руси по мере укрепления и становления городов-государств. Исключения из правил — вынужденные посажения на княжество Юрия Долгорукова в Киеве и Изяслава во Владимире лишь подтверждают общее демократическое, общинное правило в древней и средневековой Руси. Срок правления князя был неопределенным. Так, с 1095 по 1305 гг. Остановимся на договорном опыте во взаимоотношениях народного собрания и князя в Новгороде. Вся волость считалась достоянием святой Софии и Великого Новгорода.
Таким образом, вече Великого Новгорода с помощью договора ограничивало князя во владении собственностью, денежными средствами, четко определяло его полномочия и контролировало его деятельность. Другим важнейшим вопросом, которое решало вече, был вопрос войны и мира. Основу военной мощи Руси составляли вовсе не княжеские дружины, напоминавшие больше личную охрану, а народное ополчение, которое напрямую подчинялось вечу, то есть не могло выйти в поход без санкции и согласия народного собрания. Вече могло так же заставить князя заключить мир или отменить намеченный поход. Вечевые собрания выступали как посредники между князьями, если распри между ними угрожали безопасности и миру городу-государству. Вече могло заставить враждующих между собой князей выступить заодно против общего внешнего врага.
Вече выступало в качестве инициатора сбора средств для военных походов, распоряжалось волостными финансами и государственным земельным фондом с работавшим на земле зависимым населением. Оно ведало вопросами войны и мира, санкционировало сборы средств для военных предприятий, меняло князей. Например, договор 1191 г. Новгорода с Готским берегом и 1229 г. Смоленска с Ригой составлялись князьями по совету с вечем. Подобная практика была обычным явлением для русских земель.
И это понятно, если учитывать, что князь — лицо временное, когда на смену одному князю приходит другой, а вече, земля, постоянны и неизменны. Важную роль играло вече в законодательной деятельности. По началу полномочия народных собраний в законодательной и судебной деятельности древнерусских земель были не очень большими. В знаменитой Русской правде нет упоминаний о вечевом законодательстве. В тоже время, в Новгороде и Пскове законодательство являлось исключительной прерогативой веча. В источниках отмечается, что имело место даже участие веча в политических судах над князьями и посадниками.
Иными словами, при необходимости, вече властно вмешивалось и в судебную и в законодательную сферу жизни общества, смещало неугодных представителей и княжеской и общинной администрации. Есть основания говорить и о том, что вече обладало правом выбирать церковных иерархов. Таким образом, народное собрание - вече принимало участие практически во всех сферах общественной жизни города-государства, хотя на практике это происходило именно по мере необходимости. Но и древнерусская знать не обладала соответствующими рычагами для подчинения народного собрания своей воле, и была не в силах саботировать решения веча. Достоинства и недостатки веча Вече, князь и другие институты власти Древней Руси на протяжении нескольких столетий находились в единстве, придавая стабильность и равновесие общественно-политической системе, обеспечивали социально-экономическое развитие земель. Общественный механизм регулирования был достаточно силен, чтобы обеспечить целостность и жизнеспособность системы.
Древнерусское народоправство давало свободному населению возможность непосредственного участия в управлении государством. В тоже время, гарантируя его права как представителя социальной группы, оно не гарантировало права отдельного человека, как личности, который оказывался беззащитным, стоило только ему выпасть из соответствующей системы социальных связей. По мере усложнения древнерусского общества вечевые институты как форма прямой демократии постепенно несли в себе возможность социально-политических конфликтов. Недостаток вечевых институтов заключался также и в том, что они не обеспечивали прочную защиту от агрессии как со стороны Востока, так и со стороны Запада. Вечевая культура народного самоуправления понесла огромный урон от азиатского нашествия, когда Русь столкнулась с деспотизмом власти ханов, заставившей подчиниться Золотой Орде. Монголо-татарское иго явилось страшным ударом не только по политическому институту прямой демократии, но и демографическому, экономическому и культурному, потенциалу Руси.
Ордынское иго вызвало к жизни процессы, которые ускорили падение волостного строя и становление феодальных отношений. Процесс феодализации изменил прежнюю социальную систему: народ — знать — дружина — князь на иную: князь — служилое сословие — тяглое население. Изменилась и военная организация. В политике деградировало народное собрание. Одновременно росла власть князя, которая все меньше ограничивалась контролем веча. В праве ограничивались имущественные и политические права ранее полноправного населения.
В духовной сфере осуществлялось оформление нового общественного порядка. В результате, вече как институт прямой демократии утратил свои позиции. В этих землях всем горожанам принадлежало право не только внутреннего управления, но и внешних отношений. Наиболее демократичным был вечевой уклад Псковской республики, где до XV века знать была вынуждена считаться с мнением народных масс. Что касается южнорусских и западно-русских земель, с XIII по XV век вошедших в состав Великого княжества Литовского, то там вечевой уклад сохранился до Люблинской унии 1569 года. Вместе с тем, как это видно по Полоцким актам, народное собрание фактически было подконтрольным знати, поэтому вече формально сохраняло всенародный характер.
Эволюция веча в XVI-XVII вв По мере формирования и развития сословий, а также расширения территорий, когда личное участие каждого в решении государственных вопросов становится невозможным, возникала необходимость появления новых политических институтов.
Все решения принимались посредством выборного принципа: присутствующим предлагалось высказаться "за" или "против" предложений, сформулированных исполнительной властью. Вече обладало также правом выбора призвания князя. Выборными были и главные должностные лица Новгорода — посадник, тысяцкий, архиепископ. Сложились демократические традиции: альтернативность выборов, строгий контроль за действиями выборных лиц, вплоть до смещения в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев. В 1497 г.
В первой половине XVI в. Земские соборы избирали царей, объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т. Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Выборы царей проходили в 1598 г. Выборы проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией. Порядок выборов царей не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборных заседаний, апелляций к мнению населения, достижения компромиссов между боярскими группировками.
На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. XIX — начало XX вв. Реформы коснулись и избирательного права. До реформ 60-х — 70-х гг. XIX в. Эти органы городские думы, дворянские собрания формировались на основе цензового представительства и возрастного, имущественного, социального ценза.
Выборное право в дореформенный период имело крайне узкую область применения. Во второй половине XIX в. Земская реформа 1864 г. Земства, как органы местного самоуправления, формировались при участии всех сословий тогдашнего российского общества. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям. Избиратели делились на три курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане-владельцы недвижимости.
Выборы были косвенными.
Он официально поддержал выдвижение кандидата от «Единой России», премьер-министра Дмитрия Медведева на пост главы государства. Этот выбор поддержали партии «Справедливая Россия», «Гражданская сила», «Аграрная партия» и «Зеленые». ЦИК зарегистрировал четверых кандидатов в президенты.
Отказы получили 14 человек, в том числе лидер Российского народно-демократического союза и партии «Народ за демократию и справедливость» Михаил Касьянов. Не был зарегистрирован также чемпион мира по шахматам, один из лидеров коалиции «Другая Россия» Гарри Каспаров. Съезд инициативной группы, выдвигающей его, не состоялся. По мнению представителей ПАСЕ, результаты выборов 2008 года отражают волю народа.
Избранный президент будет иметь солидный мандат большинства россиян», — констатировали наблюдатели от Парламентской ассамблеи Совета Европы. Инаугурация Дмитрия Медведева состоялась 7 мая 2008 года. Президентские выборы — 2012 4 марта 2012 года прошли очередные выборы президента России. Дмитрий Медведев принял решение не участвовать в выборах, основным кандидатом на должность главы государства стал Владимир Путин.
Всего Центральная избирательная комиссия зарегистрировала пять кандидатов. Отказы из-за нарушения процедуры получили, среди прочих, лидер незарегистрированной партии «Другая Россия» Эдуард Лимонов и член политкомитета «Яблока» Григорий Явлинский.
Президентские выборы в России в 2024 году пройдут в течение трех дней — 15, 16 и 17 марта. Голосование откроется в 8:00 в пятницу, 15 марта. Граждане России могут отдать голос за того или иного кандидата вплоть до 20:00 воскресенья, 17 марта. Заполнить избирательный бюллетень можно не только привычным способом, лично придя на избирательный участок, но и онлайн.
Граждане, желающие принять участие в дистанционном электронном голосовании ДЭГ , должны заранее подать заявление на портале госуслуг до 11 марта.
Десять любопытных фактов о выборах президента России 1996 года
Первые конкурентные выборы общенационального масштаба состоялись в России в 1989 г. Это были выборы народных депутатов СССР. Коллекция включает следующие разделы: история избирательной системы в России, избирательная система в современной России и учебно-методические ресурсы. В том или ином виде выборы в России проводились и раньше. В выборах участвовало 11 кандидатов (наибольшее число за всю историю президентских выборов в России), Владимир Жириновский был выдвинут Либерально-демократической партией России (ЛДПР), Элла Памфилова — общероссийским общественным движением «За.
Сколько раз в России проводились выборы президента?
- Выборы и избирательное право в истории России
- Выборы президента в лихие девяностые и сегодня. Как развивалась избирательная система?
- Краткая история выборов президента России
- История выборов президента России: даты, история всех прошедших выборов
Выборы Президента России: 1991—2018
3 июля 1996 года - первый президент страны Борис Ельцин был переизбран на второй строк. В российскую историю те выборы вошли как самые "грязные". Выборы в современной России проводятся регулярно. Граждане РФ выбирают президента страны (сроком на 6 лет) и депутатов Государственной Думы (сроком на 4 года). "Первые всенародные выборы президента в новейшей истории России состоялись в июне 1991 года.