Москва-река – основная водная артерия нашего города.
Около 600 тонн мусора собрали с акватории Москвы-реки в 2023 г
Узел пяти морей. Как Москва-река стала судоходной | Президент РФ Владимир Путин во вторник запустил первый регулярный маршрут речного электротранспорта на Москве-реке, сообщил корреспондент РИА Новости. |
В Москве объявили начало навигации как внутри города, так и по междугородним маршрутам | Качество воды в Москве-реке в последние годы растет благодаря целому комплексу мер по ее очистке. |
Открытие сезона навигации по Москве-реке | Город использует воду рек, протекающих по Тверской, Смоленской и Московской областям. |
Около 600 тонн мусора собрали с акватории Москвы-реки в 2023 г | Статья автора «Сергей Михеев» в Дзене: Вчера в Москве запущен первый маршрут речного электротранспорта на Москве-реке. |
Как люди влияют на Москву-реку: промышленность против природы | Акватории 17 столичных причалов на Москва-реке очистят от бытового мусора и металлолома, сообщает сайт мэра и правительства Москвы. |
Путин поручил проработать вопрос использования автономных судов на реках Москвы
Вода из Москвы-реки используется для питья и бытовых нужд, расходуется на нужды промышленных предприятий и сельского хозяйства. Там происходит обводнение реки из Химкинского водохранилища и на выходе реки из города в районе Бесединских мостов. Владимир Путин и Сергей Собянин во время посещения Северного речного вокзала запустили первые электрические речные трамвайчики на Москве-реке. Интерфакс: Коммунальный флот ежедневно собирает мусор с поверхности Москвы-реки и судоходной части Яузы, сообщил заместитель мэра столицы Петр Бирюков.
Собянин: уникальный коммунальный флот столицы приступил к дежурству
Благодаря грамотной расстановке флота, вся акватория Москвы-реки и судоходный участок Яузы в пределах МКАД находятся под круглосуточным контролем", - сообщил заместитель мэра Москвы Петр Бирюков. Он напомнил, что подготовка к сезону началась заранее. В осенне-зимний период на судах был проведен комплекс ремонтных и пуско-наладочных работ, организовано обследование и ремонт двигательных установок, насосного оборудования и рулевых систем.
В столице за качеством воды следят специалисты лаборатории ГУП «Мосводосток», которые каждый месяц берут пробы около Спасского моста, где река входит в город, на Деривационном канале. Там происходит обводнение реки из Химкинского водохранилища и на выходе реки из города в районе Бесединских мостов. Затем воду проверяют на наличие загрязняющих веществ. Воду в реках очищают как механизированным способом, так и вручную. Ежедневно специальные судна «Мусоросборщики» МС ГУП «Мосводосток» убирают из реки бытовой мусор, который плавает на поверхности, с помощью ковша-сетки. То, что не может собрать ковш, вылавливают сачками и баграми.
Основные элементы электросудов — корпус, тяговый электродвигатель, климатическая установка, остекление, панели обшивки, автоматизированная аппарель, система управления освещением, бортовые двери и все программное обеспечение управления — полностью российского производства. В перспективе электросуда могут перейти на беспилотное управление. По маршруту будет ходить восемь электросудов. Такую концепцию поддержали жители столицы в проекте «Активный гражданин» еще в 2021 году. Суда около 22 метров в длину. Удобные кресла и столики создают комфорт и позволяют во время поездки пользоваться ноутбуком. Большие панорамные окна и остекленная крыша пассажирского салона дают возможность любоваться прекрасными видами на город. Перед выходом на регулярный маршрут электросуда прошли необходимые испытания, в том числе в зимний период. Одновременно с этим испытания проходила вся остальная инфраструктура речных перевозок — причалы, турникеты, билетная система. Использование электрических судов позволит улучшить экологическую ситуацию в городе — они станут хорошим примером для частных судоходных компаний. История водного пассажирского транспорта Москвы Культура речных пассажирских перевозок в ее нынешнем виде начала формироваться на Москве-реке в 1930-е годы. Первые речные трамвайчики появились в 1931-м. Уже к 1933 году по реке ходило более 50 судов, которые пользовались популярностью у горожан. С 1937 по 1941 год объем внутригородских речных пассажирских перевозок увеличился до четырех — пяти миллионов человек за навигацию. В дальнейшем речной флот в столице работал как полноценный общественный транспорт. Но в 1990-е годы он постепенно начал приходить в упадок. Одновременно перестали работать по прямому назначению Северный и Южный речные вокзалы, их здания находились в аварийном состоянии. Возрождение речного транспорта началось в последнее десятилетие. В 2020 году после грандиозной реставрации, благоустройства прилегающих парка и набережной открылся Северный речной вокзал. В 2023 году было реконструировано здание Южного речного вокзала, проведены работы по благоустройству части набережной и пространства перед вокзалом. Полностью работы по обновлению территории южных речных ворот столицы завершат к осени. Экологическая реабилитация акватории Москвы-реки Начиная с 2011 года Правительство Москвы реализовало ряд крупных проектов по благоустройству набережных и экологической реабилитации акватории Москвы-реки. Прежде всего акватория реки была очищена от незаконных плавучих объектов, не зарегистрированных в качестве судна. Всего убрали 50 таких объектов — дебаркадеров, загромождавших речное русло и представлявших реальную опасность для безопасности судоходства и экологии. Благодаря модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода, городских и локальных очистных сооружений, а также значительному уменьшению выбросов автотранспорта — основного источника загрязнения — удалось значительно улучшить качество воды в реке. За последние годы содержание аммонийного азота в нижнем течении сократилось на 70 процентов. В центральной части города содержание нефтепродуктов и металлов в Москве-реке снизилось в два раза. Благоустройство набережных Общая протяженность береговой линии Москвы-реки в пределах МКАД составляет около 170 километров. По состоянию на 2010 год ее набережные не отвечали современным требованиям доступности и комфорта. Классические центральные набережные из гранита использовались в качестве автомобильных дорог и были неудобны для пешеходов. Из-за изношенности инфраструктуры были некомфортны и немногочисленные пешеходные набережные. Значительная часть прибрежных территорий, особенно в нижнем течении, представляла собой обычные неблагоустроенные речные берега. Начиная с 2011 года Правительство Москвы реализует программу комплексного благоустройства набережных Москвы-реки. За это время привели в порядок около 40 общей протяженностью более 65 километров, включая практически все исторические гранитные набережные в центре города. Таким образом, сегодня около 33 процентов береговой линии Москвы-реки соответствует современным стандартам доступности и комфорта. В числе первых была благоустроена Крымская набережная, которая стала одним из главных променадов столицы. В центре города создан единый комфортный пешеходный маршрут от Москва-Сити до Таганской площади, включающий Краснопресненскую, Новодевичью, Кремлевскую, Москворецкую и другие набережные. Общая длина этих маршрутов — более 27 километров. В верхнем течении реки благоустроены парки и пляжи у воды — «Северное Тушино», Северный речной вокзал, парк «Фили», Строгинская пойма и другие. В нижнем течении созданы новые благоустроенные парки у воды — в районе Капотня, 850-летия Москвы, «Братеевская пойма» и другие. В планах до 2028 года — благоустройство еще 27 набережных общей протяженностью 104,8 километра, включая Воробьевскую — работы проводятся в 2023-м. Кроме того, в Москве начали строить новые набережные на ранее недоступных для горожан территориях, в основном в реорганизуемых промзонах.
В перспективе электросуда могут перейти на беспилотное управление. По маршруту будет ходить восемь электросудов. Такую концепцию поддержали жители столицы в проекте «Активный гражданин» еще в 2021 году. Суда около 22 метров в длину. Удобные кресла и столики создают комфорт и позволяют во время поездки пользоваться ноутбуком. Большие панорамные окна и остекленная крыша пассажирского салона дают возможность любоваться прекрасными видами на город. Перед выходом на регулярный маршрут электросуда прошли необходимые испытания, в том числе в зимний период. Одновременно с этим испытания проходила вся остальная инфраструктура речных перевозок — причалы, турникеты, билетная система. Использование электрических судов позволит улучшить экологическую ситуацию в городе — они станут хорошим примером для частных судоходных компаний. История водного пассажирского транспорта Москвы Культура речных пассажирских перевозок в ее нынешнем виде начала формироваться на Москве-реке в 1930-е годы. Первые речные трамвайчики появились в 1931-м. Уже к 1933 году по реке ходило более 50 судов, которые пользовались популярностью у горожан. С 1937 по 1941 год объем внутригородских речных пассажирских перевозок увеличился до четырех — пяти миллионов человек за навигацию. В дальнейшем речной флот в столице работал как полноценный общественный транспорт. Но в 1990-е годы он постепенно начал приходить в упадок. Одновременно перестали работать по прямому назначению Северный и Южный речные вокзалы, их здания находились в аварийном состоянии. Возрождение речного транспорта началось в последнее десятилетие. В 2020 году после грандиозной реставрации, благоустройства прилегающих парка и набережной открылся Северный речной вокзал. В 2023 году было реконструировано здание Южного речного вокзала, проведены работы по благоустройству части набережной и пространства перед вокзалом. Полностью работы по обновлению территории южных речных ворот столицы завершат к осени. Экологическая реабилитация акватории Москвы-реки Начиная с 2011 года Правительство Москвы реализовало ряд крупных проектов по благоустройству набережных и экологической реабилитации акватории Москвы-реки. Прежде всего акватория реки была очищена от незаконных плавучих объектов, не зарегистрированных в качестве судна. Всего убрали 50 таких объектов — дебаркадеров, загромождавших речное русло и представлявших реальную опасность для безопасности судоходства и экологии. Благодаря модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода, городских и локальных очистных сооружений, а также значительному уменьшению выбросов автотранспорта — основного источника загрязнения — удалось значительно улучшить качество воды в реке. За последние годы содержание аммонийного азота в нижнем течении сократилось на 70 процентов. В центральной части города содержание нефтепродуктов и металлов в Москве-реке снизилось в два раза. Благоустройство набережных Общая протяженность береговой линии Москвы-реки в пределах МКАД составляет около 170 километров. По состоянию на 2010 год ее набережные не отвечали современным требованиям доступности и комфорта. Классические центральные набережные из гранита использовались в качестве автомобильных дорог и были неудобны для пешеходов. Из-за изношенности инфраструктуры были некомфортны и немногочисленные пешеходные набережные. Значительная часть прибрежных территорий, особенно в нижнем течении, представляла собой обычные неблагоустроенные речные берега. Начиная с 2011 года Правительство Москвы реализует программу комплексного благоустройства набережных Москвы-реки. За это время привели в порядок около 40 общей протяженностью более 65 километров, включая практически все исторические гранитные набережные в центре города. Таким образом, сегодня около 33 процентов береговой линии Москвы-реки соответствует современным стандартам доступности и комфорта. В числе первых была благоустроена Крымская набережная, которая стала одним из главных променадов столицы. В центре города создан единый комфортный пешеходный маршрут от Москва-Сити до Таганской площади, включающий Краснопресненскую, Новодевичью, Кремлевскую, Москворецкую и другие набережные. Общая длина этих маршрутов — более 27 километров. В верхнем течении реки благоустроены парки и пляжи у воды — «Северное Тушино», Северный речной вокзал, парк «Фили», Строгинская пойма и другие. В нижнем течении созданы новые благоустроенные парки у воды — в районе Капотня, 850-летия Москвы, «Братеевская пойма» и другие. В планах до 2028 года — благоустройство еще 27 набережных общей протяженностью 104,8 километра, включая Воробьевскую — работы проводятся в 2023-м. Кроме того, в Москве начали строить новые набережные на ранее недоступных для горожан территориях, в основном в реорганизуемых промзонах. Их делают по современным правилам со значительным отступлением проезжей части от воды, что позволяет максимально использовать рекреационный потенциал прибрежных территорий.
«Уплывающие» миллионы: сколько стоит очистка московских рек и кто этим занимается
Москва-река ранее здесь была извилистой, что фактически ставило крест на судоходстве. Акваторию Москвы-реки освободят от затонувших и незаконно отстаивающихся судов. В столице России запущен первый регулярный маршрут электрического речного трамвая на Москве-реке. В столице России запущен первый регулярный маршрут электрического речного трамвая на Москве-реке. В этой программе "Сделано в Москве" пойдет речь об истории Москвы-реки.
Около 600 тонн мусора собрали с акватории Москвы-реки в 2023 г
На берегу Москвы-реки провели акцию "Вода России" | В частности, в акватории Москвы-реки были выявлены и убраны более 50 незаконных объектов (дебаркадеров), загромождавших речное русло и представлявших реальную опасность для безопасности судоходства и экологии. |
Как Москва-река превратилась в главную водную артерию столицы | Качество воды в Москве-реке в последние годы растет благодаря целому комплексу мер по ее очистке. |
Путин запустил первый регулярный маршрут речного электротранспорта на Москве-реке | Развитие речных перевозок прервала война, но после нее на Москве-реке водный транспорт расцвел пуще прежнего: появились десятки причалов, новые суда, в том числе «Ракеты» на подводных крыльях (они, как правило, вывозили москвичей за пределы города). |
Работы по очистке Москвы-реки от мусора
Работают суда-мусоросборщики, в зонах с небольшой глубиной - маломерные суда. На извлечении донных наносов песка и грунта задействуем плавкраны и несамоходные шаланды с буксирами", - сказал Бирюков. Глава комплекса городского хозяйства напомнил, что столичный коммунальный флот работает круглый год, даже после окончания сезонной навигации на воде остаются два судна с ледовым классом до 20 см.
Всего же на временное хранение в Южный речной порт и Бутаковский залив переместят более 25, со дна поднимут несколько затопленных объектов. А после подъема и перемещения владельцам будет направлено требование о компенсации затрат городского бюджета на проведение работ.
Президент также поручил разработать и реализовать программу реконструкции Канала имени Москвы, начиная с 2025 года и до 2035 года. Реконструкция и ремонт необходимы для обеспечения бесперебойного судоходства и водоснабжения столицы, а также безопасной эксплуатации судоходных сооружений.
Премьер-министр назначен ответственным за исполнение поручения, глава государства ждет его доклад до 1 июля 2024 года. Поручения даны по итогам совещания по вопросам развития речного судоходства, которое состоялось 20 июня этого года.
Реконструкция и ремонт необходимы для обеспечения бесперебойного судоходства и водоснабжения столицы, а также безопасной эксплуатации судоходных сооружений. Премьер-министр назначен ответственным за исполнение поручения, глава государства ждет его доклад до 1 июля 2024 года. Поручения даны по итогам совещания по вопросам развития речного судоходства, которое состоялось 20 июня этого года.
«Уплывающие» миллионы: сколько стоит очистка московских рек и кто этим занимается
Город будет развивать идеи использования Москвы-реки для купания, сказал РИА Недвижимость в кулуарах Московского урбанистического форума главный архитектор столицы Сергей Кузнецов. Москва-река – основная водная артерия нашего города. Акваторию Москвы-реки освободят от затонувших и незаконно отстаивающихся судов.
Около 400 т мусора убрали с поверхности Москвы-реки в период навигации
Такие реки, как Яуза, течением наносят в Москву-реку песок, который остается в устье соответственно, там меньше пропускная способность воды. Плав-краны и шаланды собирают песок, углубляют дно, поэтому пропуск воды в течение года обеспечивается в рамках нормативов», — рассказал «Московской газете» руководитель пресс-службы ГУП «Мосводосток» Евгений Лукашевич. По словам представителя «Мосводостока», технический флот работает на дизельном топливе. Часть флота ремонтируется силами «Мосводостока», часть уходит на судоремонтные заводы Московской области. Каждую зиму наши суда проходят ремонт, который позволяет поддерживать их в строю долгое время и работать без потерь в самое горячее время речной навигации», — пояснил Евгений Лукашевич.
В пресс-службе также отметили, что «Мосводосток» круглосуточно следит за акваторией Москвы-реки и принимает обращения через социальные сети и телефон центральной диспетчерской службы. Если граждане обнаружили какое-то пятно на Москве-реке, им нужно обращаться в «Мосводосток». Можно позвонить по телефону, написать репортаж в нашей либо в своей соцсети.
Россия 24 — это единственный российский информационный канал, вещающий 24 часа в сутки. Мировые новости и новости регионов России. Экономическая аналитика и интервью с влиятельнейшими персонами.
Email: [email protected]. Информация, размещенная на портале, а именно: текстовые материалы, элементы дизайна, логотипы, товарные знаки, фотографии, видео и аудио охраняются законодательством Российской Федерации и международными нормами права и не могут быть использованы без разрешения правообладателей. Согласно ст. Мнение редакции может не совпадать с мнением отдельных авторов и колумнистов.
Он напомнил, что подготовка к сезону началась заранее. В осенне-зимний период на судах был проведен комплекс ремонтных и пуско-наладочных работ, организовано обследование и ремонт двигательных установок, насосного оборудования и рулевых систем. Кстати В прошлом сезоне коммунальные суда собрали около 600 тонн плавающего мусора, ликвидировали почти 100 загрязнений, со дна было извлечено около 21 тыс.
Путин запустил первый регулярный маршрут речного электротранспорта на Москве-реке
Это лишь небольшой пример того, насколько важно для России речное судоходство. Речь идет не только о перевозке людей или грузов, но и о военной и геополитической составляющей. Они играют огромную роль в пассажирских и грузовых перевозках, в гидроэнергетике, в сельском хозяйстве, в обеспечении работы жилищно-коммунального комплекса. Совершенствование воднотранспортной системы во многом влияет на общий экономический рост в стране, на развитие промышленности, туризма, других отраслей». Эти слова Владимира Путина прозвучали на прошедшем не так давно совещании, посвященном развитию речного судоходства.
Совещание было приурочено к демонстрации запуска в Москве электрического речного трамвайчика. И вот теперь 6 июля мэр Москвы подвел первые итоги эксплуатации в Москве этого вида транспорта, полностью интегрированного в транспортную систему столицы. Всего за две недели восемь судов на первом маршруте по Москве-реке перевезли свыше 22 тысяч пассажиров. Конечно, значение водного транспорта в стране важнее и шире речных трамваев.
О масштабе говорит хотя бы количество речных судов, которые эксплуатируются в России прямо сейчас — 12 700. Кроме того, на реках работают более тысячи вспомогательных судов. При этом средний возраст речного флота достаточно большой.
Планируется, что в целом использование речного электротранспорта поможет улучшить экологическую ситуацию в Москве. Первый регулярный маршрут речного электросудна связал Киевский вокзал с причалом "Сердце столицы" в районе одноименного жилого комплекса на Шелепихинской набережной. Длина маршрута — 6,5 километра.
Второй регулярный маршрут речных электросудов "Автозаводский мост — Печатники". Длиной данного маршрута составит 13 километров, его планируется открыть в четвертом квартале текущего года.
Использовать этот уникальный опыт, масштабировать его, продолжать модернизацию коммунального флота наравне с модернизацией пассажирского флота будет задачей ближайших лет», — добавил Александр Козлов. По словам депутата Мосгордумы, в будущем роль речных перевозок будет расти: в Москве запускаются новые маршруты, обновляется флот. Это открывает новые возможности эксплуатации рек на территории столицы. По мнению депутата, также растет и интерес к самим перевозкам.
Познакомиться с ее обитателями можно на борту судна «Московский эколог». Привлекательной не только для человека Москву-реку делают городские службы. Чистоту воды и грунта ежедневно поддерживают коммунальный флот Мосводостока.
Прямо сейчас на столичных набережных идут работы по углублению дна. Уходя под воду, ковш достает на поверхность смесь ила и мусора. Уровень дна со временем поднимается на несколько метров. Чтобы не мешать столичной навигации, объемы грунта приходится снижать до приемлемых уровней. На реке в Москве всегда дежурят спасатели. На сборы у них всего несколько секунд. Спасательная операция не должна затянуться больше, чем на 5 минут. В зоне ответственности станции — Крымский мост и акватория в три километра: от Нескучного сада до Большого каменного моста. Расстояние немалое, ведь по нормативу до зоны ЧП нужно добраться максимум за 2—3 минуты.
Спасательную лодку в такие моменты разгоняют до 60 километров в час. Нормативы обусловлены физиологией.
Собянин: уникальный коммунальный флот столицы приступил к дежурству
используется как транспортная артерия люди в реке ловят лещей сомов окуней ещё для водоснабжения. Несмотря на то, что Москва – не портовый город, река в ее жизни всегда имела важное значение. Чтобы прогулки по реке были приятными и безопасными, ежегодно в апреле коммунальные службы тщательно готовят причалы, набережные и шлюзы Москвы-реки к открытию навигации. Владимир Путин и Сергей Собянин во время посещения Северного речного вокзала запустили первые электрические речные трамвайчики на Москве-реке.
Как Москва-река превратилась в главную водную артерию столицы
Как люди используют реку Москву | Работа в Москве экологичных электрических речных трамваев ледового класса «Экобас» на 80 пассажиров – уже привычное для России явление. |
Работы по очистке Москвы-реки от мусора | РИА Новости Медиабанк | Эксперты КБ Стрелка предложили сделать Москву городом 150 рек. Специалисты представили одноименный проект по возвращению речной системы столицы. |
Московская вода: что мы пьем и сливаем в реки | Чтобы прогулки по реке были приятными и безопасными, ежегодно в апреле коммунальные службы тщательно готовят причалы, набережные и шлюзы Москвы-реки к открытию навигации. |
Путин поручил проработать вопрос использования автономных судов на реках Москвы | Владимир Путин и Сергей Собянин во время посещения Северного речного вокзала запустили первые электрические речные трамвайчики на Москве-реке. |
Депутат МГД Козлов: Коммунальный флот улучшает экологию акватории Москвы-реки
Свадебная флотилия отчаливает от пристани каждые полчаса. Летом движение по главной столичной артерии оживленное. Хотя еще 100 с лишним лет назад Москву-реку использовали в основном в бытовых целях. Летом как прачечную, зимой как холодильник. Мария Калиш, старший научный сотрудник Музея Москвы: «Вырубали целые блоки, их развозили на санях. Ими забивали специальные ледники. Ледники были как деревянные, так и каменные подвалы.
Это была традиционная система хранения продуктов летом». Москва всегда была логистическим узлом. Через нее проходили торговые пути. Но частью инфраструктуры река стала благодаря ресторатору Крынкину — речными трамвайчиками бизнесмен возил посетителей своего трактира. Мария Калиш: «Он купил лодки, моторные лодки. Можно было с ними уехать на пикник.
А часть была действительно рейсовая».
Летом как прачечную, зимой как холодильник. Мария Калиш, старший научный сотрудник Музея Москвы: «Вырубали целые блоки, их развозили на санях. Ими забивали специальные ледники. Ледники были как деревянные, так и каменные подвалы. Это была традиционная система хранения продуктов летом». Москва всегда была логистическим узлом. Через нее проходили торговые пути.
Но частью инфраструктуры река стала благодаря ресторатору Крынкину — речными трамвайчиками бизнесмен возил посетителей своего трактира. Мария Калиш: «Он купил лодки, моторные лодки. Можно было с ними уехать на пикник. А часть была действительно рейсовая». Впрочем, богата Москва не только историей. В черте города в реке обитает свыше 30 видов рыб. Марина Седунова, методист эколого-просветительского центра «Московский эколог»: «К ним можно отнести плотву, карасей, лещей, щук, судаков.
До революции была приведена в порядок еще одна набережная: в 1880 году перед храмом Христа Спасителя по проекту инженера Николая Левачева было выстроено 516 метров набережной с лестничным спуском и купелью. В итоге на рубеже XIX—XX веков Москва имела всего 4 км благоустроенных набережных при общей длине береговой линии 40 км. Зато вдоль нее было размещено огромное количество заводов и фабрик, среди которых Оружейный завод Второва, вместо которого будет построено жилье, фармацевтическая фабрика Фридриха Байера, Даниловская мануфактура. Не до прогулок было, а вот камень, щебень и песок для строек социализма возить нужно было исправно и водный путь оказался самым коротким. Поэтому и спусков к воде стало меньше, зато появились лебедки и подъёмные механизмы. Архитектор и москвовед Борис Кондаков исследовал реку и изучал историю набережных Москвы-реки в составе группы института Генплана Москвы, сейчас возит по реке туристов.
У каждого из восьми прогулочных маршрутов есть свой цвет и оригинальное название. Например, «Исторический» проходит вдоль знаковых достопримечательностей столицы. Помимо прогулочных судов, в летний период от Северного и Южного речных вокзалов отчаливают круизные теплоходы. Реставрация вернула вокзалам былое великолепие. Только за прошлый сезон было 1 900 прибытий и отправлений от их причалов. Москвичи и туристы совершили более 2,2 млн поездок на прогулочном и круизном флоте. В новом сезоне круизные компании пойдут по новым туристическим направлениям. От московских речных вокзалов круизные теплоходы отправятся до почти 50 крупных городов и населенных пунктов страны.