Новости интересные факты про бажова

Одним из самых интересных и малоизвестных фактов из жизни Павла Петровича Бажова является его участие в Первой мировой войне. Интересно, что одна из дочерей Бажовых, Ариадна, вышла замуж за Тимура — сына другого замечательного писателя, Аркадия Гайдара. Самый знаменитый уральский писатель — Павел Петрович Бажов (1879-1950), автор известной книги сказов «Малахитовая шкатулка»! Павел Бажов в молодости, фото 1911 г. Каменный цветок и Хозяйка медной горы - изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы.

На Урале забыли про Бажова: в год писателя разруха даже на его могиле

Однажды попался в руки белых, но сумел бежать из заключения. Периодически устраивался работать учителем в селах, где занимался просветительской, политической деятельностью. Готовил участников для подпольной активности. После периода скитаний Павел Петрович остановился в Усть-Каменогорске.

В Казахстане он стал устанавливать советскую власть. Активно готовил подпольщиков, сотрудничал с местными партизанскими организациями. После прихода белогвардейцев, Бажов был вынужден какое-то время бездействовать.

Однако именно с его подачи большевистским силам удалось выдворить белогвардейцев во главе с Михаилом Козырем. Несмотря на серьезную роль, Павла Петровича неоднократно обвиняли в медлительности и чуть ли не подрывной деятельности. К счастью, до реальных действий и расправы не дошло.

Павел Бажов в молодости После установления в Усть-Каменогорске советской власти, Бажов стал активным политическим деятелем. Он занимал сразу несколько постов: руководил профсоюзной организацией, заведовал управлением народного образования, был создателем и редактором местной газеты и не только. Даже после успешного установления советской власти на Бажова шли многочисленные доносы от недоброжелателей.

В 1921-м году мужчина вернулся на родной Урал, где в основном занимался литературной деятельностью. В 1933-м Бажов был исключен из партии за приписывание стажа. Проступок был довольно серьезным.

Однако не прошло и нескольких месяцев, как его восстановили в числе участников большевистской партии. Хотя и объявили строгий выговор за махинации с цифрами. Творчество Творческая биография Павла Петровича Бажова началась в середине 20-х годов.

Длительное время до этого литератор собирал фольклорные сведения, копил информацию. В 1924-м в свет вышел первый сборник очерков «Уральские были». Книга стала ранним профессиональным опытом начинающего литератора.

Но далеко не последним, как продемонстрировало время. Павел Бажов. В разные годы он возглавлял редакторский комитет, который имел дело с книгами о строительства Камышловского бумажного комбината и не только.

Однако литературные произведения так и не вышли в печать, поскольку участники строительства подверглись репрессиям, а их имена стали нежелательными. В 1936-м году Бажов закончил работу над своим первым сказом. Он получил название «Девка-Азовка».

В будущие годы мужчина активно собирал и систематизировал фольклор. Еще до этого в начале 30-х на Урал приехали историки, которым дали важное партийное задание — собрать и описать колхозно-пролетарский фольклор. Однако они не нашли такого и зашли в тупик.

Тут на помощь пришел Бажов, который подготовил три истории по мотивам «рабочего фольклора». Писатель казался весьма убедительным. Павел Петрович Бажов Однако биографы и исследователи творчества Павла Петровича до сих пор не могут сказать однозначно, сколько в произведениях Бажова фольклора, а сколько авторской выдумки.

Тем не менее, легенды из-под пера писателя выходили очень правдоподобными и складными. В 1939-м году на свет появился сборник сказов за авторством Бажова. Цикл получил название «Малахитовая шкатулка».

Предлагаем вашему вниманию самые интересные факты из жизни Бажова. На протяжении всей жизни Бажов собирал сказки, которые слышал от деревенских жителей. Стоит отметить, что он стал родоначальником такого литературного жанра, как — «советский литературный сказ». Интересен факт, что в 20-летнем возрасте Павел Бажов успешно окончил Пермскую духовную семинарию, после чего несколько лет работал учителем русского языка в двух духовных училищах. Когда к власти пришли большевики, Бажов вошел в состав отряда «Красных орлов», которые преследователи как священников, так и простых верующих людей. Ряд своих произведений Павел Бажов издал под псевдонимом «Колдунков».

К слову, в детстве он имел именно такое прозвище.

Начиная с февральской революции помогал партии большевиков. Был видным деятелем Советской власти в Камышлове и даже городским главой. В Гражданскую войну, стал политработником и редактором газеты формировавшейся в Камышлове 29-ой дивизии. В армии официально вступил в РКП б. Отступая вместе с дивизией под ударами колчаковских войск на запад, в конце 1918 года оказался в Перми. После разгрома дивизии был арестован колчаковцами, но смог сбежать из тюрьмы, пробрался в Камышлов. Узнав, что его семья под наблюдением контрреволюционеры его не забыли , в начале 1919 года отправился в Омск, где выданная ему подпольем явка оказалась пустой. После некоторых скитаний с поддельными документами на фамилию Кирибаев он подслушал в Каинске разговор о нехватке учителей в школах уезда и к февралю смог устроиться земским учителем в глухой томской деревне Бергуль. Там он организовал из недовольных колчаковщиной партизанский отряд.

В июле под фамилией Бахеев перебрался в Семипалатинскую губернию, в город Усть-Каменогорск. Участвовал в подполье, сотрудничал с партизанскими соединениями «Красных горных орлов» в составе Народной повстанческой армии Алтая, работая по заданию красной Москвы. После проведения схода командиров краснопартизанских отрядов в ноябре 1919 года в селе Васильевка объединил их в одну силу. После установления советской власти в Усть-Каменогорске 15 декабря 1919 года и вступления в город повстанческой крестьянской армии М. Козыря и рот из объединенного отряда «Красных горных орлов», Бажов, выйдя из подполья, стал организовывать новый Совдеп. Какое-то время сохранялось двоевластие: в Народном доме заседал новый Усть-Каменогорский совдеп, а в бывшем управлении 3-го отдела Сибирского казачьего войска был штаб армии Козыря. Бажов передал информацию в Семипалатинск. Во второй половине января 1920 года в Усть-Каменогорск прислали три полка регулярных сил Красной Армии. Козыревская армия рассеялась фактически без боя, сам он бежал. Именно Бажов, действовавший тогда под псевдонимом Бахеев Бахметьев , организовал подавление подготовки восстания во главе с Козырем.

Во вновь образованном Ревкоме занял пост заведующего управлением народного образования, заведовал также профсоюзным бюро. Попутно стал редактором, а по существу организатором, выпускающим и метранпажем местной газеты «За власть советов». Вместе с ним работали будущие известные писатели Волков и Анов. Одновременно ему было вменено в обязанность «сохранить общее наблюдение за работой отдела народного образования». Он создал учительские курсы, организовал школы по ликвидации неграмотности, принял участие в восстановлении Риддерского рудника. В июле 1920 года в казахские волости были посланы 87 учителей, подготовленных с его участием. Калашникова в городе прошел Первый уездный съезд Советов. Осенью 1920 года возглавил продотряд на должности особоуполномоченного уездного продовольственного комитета по продразверстке. Осенью 1921 года перебрался в Семипалатинск, где возглавил губернское бюро профсоюзов. В конце 1921 года вследствие тяжелого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома возвратился на Урал, в Камышлов основная причина была в доносах в Губернском ЧК Семипалатинска на его бездействие в период власти Колчака , где продолжил журналистскую и литературную деятельность, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи.

В 1923-1931 годах работал в областной «Крестьянской газете». В 1924 году вышла первая книга очерков «Уральские были». Создание сказов т. В 1931 году в Москве и Ленинграде прошла серия дискуссий на тему: «Значение фольклора и фольклористики в реконструктивный период», по итогам которых была поставлена задача изучения «современного рабочего и колхозно-пролетарского фольклора». Вскоре было принято решение издать сборник «Дореволюционный фольклор на Урале»: сбор материала поручили В. Бирюкову, который должен был сдать сборник в декабре 1935 года. Однако В. Бирюков заявил, что «нигде не может найти рабочего фольклора». Редактор сборника Е. Блинова «через четыре месяца общения с Павлом Бажовым, в июне 1935 года, резко изменила направление работы и стала нацеливать В.

Бирюкова на собирание рабочего фольклора». Ставший после Е. Блиновой редактором сборника Бажов написал для него сказы «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка» и «Про Великого Полоза», объявив их фольклорными записями сказов В. Хмелинина, которые Бажов слышал в 1892-1895 годах. Хмелинин Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей» происходил с Полевского завода и выведен как рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это прием, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем. Сказы Бажова сочетают трудносовместимые установки сказочной и несказочной прозы. В 1933 году по доносу М. Кашеварова был обвинен в присвоении партийного стажа с 1917 года, исключен из партии. Через несколько месяцев после ходатайства был восстановлен в партии с началом стажа в 1918 году, за «приписывание» стажа ему был объявлен строгий выговор.

После этого Павлу Бажову поручили написать книгу о строительстве Краснокамского бумажного комбината. Но по мере написания главные герои исчезали в горниле репрессий, в результате книга не была опубликована. В 1936 году в 11-м номере журнала «Красная новь» был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка». Также ему было поручено подготовить книгу «Формирование на ходу. К истории Камышловского 254-го 29-й дивизии полка».

Они были созданы во второй половине 30-х годов, когда историку Владимиру Бирюкову было поручено собрать фольклор уральских рабочих. Бирюков долго общался с жителями Урала, но нужного материала для сборника не нашел. Тогда Бажов, редактор издания, предложил Бирюкову включить туда истории, которые он слышал в детстве. Позже тексты Бажова были напечатаны в журнале «Красная новь». Когда выяснилось их художественное происхождение, автора хотели наказать за фальсификацию.

Ситуацию спас поэт Демьян Бедный, ссылаясь на книгу Семёнова-Тян-Шанского, где есть примечание о горах Азова, поэт утверждал, что Бажов мог позаимствовать сюжеты оттуда. Писатель действительно заимствовал многое из народного фольклора. Так, его герои имеют мифологических предшественников. Мы попробовали определить архетипы некоторых из них. Дед Слышко — рассказчик, у которого был вполне реальный прототип — сторож заводского склада Василий Хмелинин. Тем не менее, образ деда можно соотнести со сказителем Баяном. Он единственный, кто знает весь описываемый им мир, он же выступает связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Всезнайство Слышко не выходит за пределы сысертских заводов. Чтобы понять, что происходило вне обозримого для него пространства, он нуждается в помощи.

Павел Бажов

— Герои видеороликов «Открой Бажова» признавались, что участие в проекте побудило их освежить в памяти произведения писателя. Интересные факты из жизни Бажова расскажут вам о главных качествах и достижениях талантливого писателя. Среди наиболее интересных фактов Бажова следует отметить его страсть к путешествиям, которые охватили весь Российский империйский простор. Бажов Павел Петрович (1879-1950) – русский писатель, фольклорист, журналист, публицист, революционер. «Хорошие новости» побывали в легендарном месте — доме-музее Павла Бажова. Факт 2. В биографии Павла Бажова отмечается, что он проучился в духовной семинарии целых шесть лет.

10 интересных фактов о жизни Павла Петровича Бажова: невероятные открытия

10 интересных фактов о жизни Павла Петровича Бажова: невероятные открытия Бажов-старший умел «оконфузить на людях» — любил выпить и был человеком трудного характера, заводские хозяева порой «проветривали» Петра Васильевича, по несколько месяцев не давая ему никакой работы.
Интересные факты о Бажове Бажов снова был брошен в тюрьму, но казнить арестованных банда не успела — их вышибли из города.
Интересные факты про бажова Павел Петрович Бажов Павел Петрович Бажов — дед по материнской линии политического деятеля Егора Гайдара, который в свою очередь является внуком Аркадия Гайдара и, соответственно, прадед политика Марии Гайдар.
Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова Самый знаменитый уральский писатель — Павел Петрович Бажов (1879-1950), автор известной книги сказов «Малахитовая шкатулка»!

Бажов: кровавый большевик, жертва режима или солнце уральской литературы?

Ее одолеть легко, а отдача тоже бывает, и неплохая, если коротышка сделана. Из письма Е. Бажова объединяет одна верная и счастливая народная идея. Эта идея заключается в том, что добро природы дается лишь в добрые, рабочие руки; в руках врагов и хищников народа это добро может находиться лишь временно и ненадежно. Природа и ее «магические» силы словно идут навстречу этому желанию добрых, то есть трудящихся людей, — в этом и состоит вся «сказочность» книги П. На самом же деле «магия» заключается в работе людей и в их воле к своему счастью и освобождению — в этом содержится правда сказочной книги «Малахитовая шкатулка». Если в его ранних произведениях еще можно обнаружить известные излишества в обыгрывании особенностей местного говора, в употреблении областных словечек и речений это относится к очеркам "Уральские были", к повести "Зеленая кобылка" и ряду ранних сказов "Малахитовой шкатулки" , то в дальнейшем писатель, отнюдь не порывая с народной речевой основой своих сказов, отходит от этих увлечений и упорно трудится, стремясь достичь все большей ясности и образной полноты слова. Бажов любил и хорошо знал живую русскую народную речь. Он рассматривал ее в движении, в непрестанном развитии, внимательно изучал, что и как в ней отсеивается или закрепляется великим художником - народом. Работе по расширению словарного состава сказов, по использованию всех речевых возможностей народного русского языка писатель придавал большое значение.

Как подобает супругу, мужчине и главе семьи, Павел Петрович озаботился самыми насущными вопросами. Оставаться на казенной квартире с перспективами все более увеличивающегося семейства было бы хлопотно — и, взяв ссуду, Бажовы купили участок земли в Екатеринбурге и начали строить просторное, поместительное жилище. Дом из крепких толстых бревен, с высокими потолками и большими окнами до сих пор стоит в Екатеринбурге, добротный, сработанный на совесть. Теперь там музей Бажова. Валентина Александровна после смерти супруга оставила там все в точности так, как было при нем, и передала его государству, переселившись в обычную городскую квартиру. Но, конечно, когда строительство началось, никто и представить не мог, сколько бед и потрясений придется испытать молодому семейству и как дело обернется. В Екатеринбурге в семье Бажовых появилось уже двое детей, мать Павла Петровича, почти слепая, сама нуждалась в постоянном пригляде и помочь невестке никак не могла, и было решено на время переехать в Камышлов: там жили Иваницкие, которые могли при случае оказать помощь. В Камышлове родился третий ребенок Бажовых, сын Алексей, там же, к великому горю всех домашних, скончалась Августа Степановна и была погребена на местном кладбище.

Во время Первой мировой отца троих малолетних детей, педагога, на фронт никто не призывал — и в добровольцы Бажов не торопился, хватало своих хлопот. К 1917 году Бажов был уже давно и крепко связан с большевиками, выполнял поручения партии, работал в местном партийном издательском органе — и автором, и корректором, и метранпажем. В своей автобиографии он довольно скупо описывает этот период так: «Работал в контакте с рабочими железнодорожного депо, которые стояли на большевистских позициях. С начала открытых военных действий поступил добровольцем в Красную армию и принимал участие в боевых операциях на уральском фронте. Основной работой была редакторская». После Февральской революции к педагогической деятельности Бажов не вернулся. Он с головой ушел в общественную жизнь: был даже городским головой, но выступал от эсеров. В РКП б вступил только в 1918 году.

В июле 1918-го ему и 28 солдатам Камышловского полка было выдано партийное поручение: отправиться в Пермь и сдать губисполкому экспроприированные банковские ценности. Возвратиться в Камышлов, к семье и беременной жене, он уже не мог, поскольку Камышлов оказался отрезанным. Там были белые — и оказаться в их руках заведомо красному было бы самоубийством. Бажов остается с Красной армией, становится секретарем парторганизации штаба дивизии, становится редактором газеты политотдела 29-й дивизии «Окопная правда». Газета вместе с типографией располагается в двух вагонах поезда. В качестве редактора боевого листка Бажов собирал информацию, встречался с бойцами, участвовал в боевых действиях. Дочь его Ариадна вспоминала, что не могла бы представить своего сугубо мирного отца в бою, но сам Павел Петрович, хоть и не любил рассказывать родным о боевом опыте, его не отрицал. И еще — он всегда был хорошим стрелком.

Обрабатывая информацию, редактор составлял политические сводки, фиксировал изменения на фронте, в том же вагоне доставляли на фронт почту. В декабре 1918 года эшелоны с частями Красной армии, отступавшие через Нижний Тагил на Пермь, попали в ловушку: 25 декабря в Пермь вошел Колчак. Отступать было некуда, разгром был колоссальный. Редактор получил приказ — уничтожить вагон с документы. Он не успел до конца выполнить поручение, его схватили, и Бажов оказался в колчаковской тюрьме. Впоследствии, оправдываясь за то, что попал тогда в плен, он писал: «Когда человек выбегает из зажженного им вагона и сразу попадает под удар прикладом, а потом после зверского избиения уводится в бесчувственном состоянии в тюрьму, то трактовать это как сдачу — значит, либо не понимать действительного смысла этого слова, либо злоупотреблять им в каких-то особых целях». Из тюрьмы он сумел выбраться через пять дней, его спасло лишь то, что он был в гражданской одежде — и никто его не знал. Свирепость обеих сторон стоила друг друга.

Жертв со стороны красных было не меньше — как и жестокости. В том же году среди тысяч и тысяч прочих жертв террора был казнен священник Петр Семенович Смородцев — красноармейцы увели его «на общественные работы», когда труп был обнаружен, его признали только по подряснику: голова Смородцева была разбита топором или кайлом, лицо изуродовано, переломаны рука и нога, имелись штыковые и огнестрельные раны. Отец Петр был родным братом Николая Семеновича Смородцева, когда-то сыгравшего такую важную роль в жизни большевика Павла Бажова. Чудом он сумел преодолеть почти 500 км, идя через Уткинский Завод к Екатеринбургу, а оттуда — дойти до Камышлова. Когда он наконец добрался до города, то встреча его с Валянушкой оказалась горькой. Бажов отыскал Валентину Александровну в холодном бараке, у нее была скарлатина. Новорожденный Константин умер почти сразу, его похоронили рядом с бабушкой. Племянника Бажова зарубили, часть близких родственников — сестру, тетку, зятя — арестовали: в городе все знали, что Бажов был красным.

Детей успела взять к себе вторая сестра, они уцелели. Оставаться в Камышлове было опасно не только для самого Бажова, само его присутствие стало бы смертным приговором для всех, с кем бы его захватили. Здесь из тюрьмы он бы не вышел. И хотя его, гладко выбритого, без обычной кустистой бороды и в синих «старорежимных» очках узнать было бы трудно, все же с отъездом затягивать не стоило. Выправили документы, и ошибка писаря стала для него бесценной: вместо «Бажев» тот написал «Бахеев», и это было удачей. Ему опять повезло: Павел Бахеев получил место учителя в селе Бергуль Каннского уезда сейчас — Новосибирская область , где и в самом деле учил детей, получив для этой цели бумагу, карандаши и какой-то примитивнейший раздаточный материал. Учил — и при этом устанавливал связь с партизанами. После чего продолжил конспиративную жизнь в качестве организатора подполья и связного.

Под видом страхового агента он, немолодой, невысокий, с густой пышной бородой, разъезжал по Алтаю и Сибири, устанавливая связь с партизанскими отрядами, координируя их действия. Наконец удалось связаться с семьей и послать им хоть какую-то весточку. Валентина Александровна, взяв детей, покинула Камышлов и отправилась к нему в Усть-Каменск Семипалатинской губернии. Теперь это Казахстан. Валентина Александровна с детьми жила в том же городке, но встречаться им было категорически запрещено — из конспирации. Задание Бажова было по возможности способствовать восстановлению партийной ячейки, разгромленной Колчаком. Надо было отыскать тех, кто поддержал бы повстанцев-антиколчаковцев. Власть в Усть-Каменске переходила из рук в руки — то Колчак, то Красная армия, то бандиты, вся политическая программа которых заключалась в грабежах и насилии.

Бажов снова был брошен в тюрьму, но казнить арестованных банда не успела — их вышибли из города. Так пишет про это время Н. Анов, писатель и очевидец: «Впервые тогда прозвучало никому не известное имя атамана Козыря. Он пришел в город с буйной вольницей анархистов. Козыревцы разъезжали по улицам верхом, и красные ленты, прикрепленные к их шапкам, ниспадали чуть ли не до земли. Показывая свою «революционность», они в первый же день вывели из домов протоиерея Дагаева, бывшего владельца типографии Горлова и городского голову Сидорова и «для острастки другим буржуям» зарубили всех троих шашками. Атаман Козырь, в прошлом царский поручик, командовал Четвертым крестьянским корпусом в армии знаменитого руководителя партизанского движения на Алтае Ефима Мамонтова. Одиннадцатый полк корпуса расположился в деревне Согра, в десяти километрах от города; он и поднял мятеж, подхваченный козыревцами.

Задача перед Бахеевым стояла чрезвычайно сложная. Он знал, что партизанский полк шемонаихинский в борьбе с колчаковцами выполнит любой его приказ. Но… ведь атаман Козырь привел с собой не белогвардейцев, а тоже партизан, успешно воевавших против Колчака. Надо было проявить большой такт при разоружении крестьянского корпуса. Павел Петрович решил устроить митинг. В нем приняли участие козыревские партизаны из армии Мамонтова и красные партизаны. Очевидцы митинга в Усть-Каменогорске, на котором председательствовал Бахеев, рассказывали мне, как искусно выступал Павел Петрович, затрагивая самые больные вопросы о власти, волновавшие партизан обоих лагерей. Против Колчака воевали не только бедняки, сочувствовавшие большевикам, но и зажиточные мужики, соблазненные программой эсеров.

Павел Петрович блестяще разоблачил авантюрную сущность бывшего поручика царской армии Козыря. Митинг закончился полной победой Бахеева. Крестьянский корпус принял решение отправиться на польский фронт, помогать Красной армии громить Пилсудского. Все обошлось без кровопролития». Гражданская война в России 1917-1922 гг. Запись добровольцев в Красную Армию. Выступления, пропаганда, работа в ЧК, истребление контрреволюции, организация типографии при отступлении колчаковцев Горлов утопил станки — и добыть их из реки и снова запустить было задачей более чем нетривиальной поглощали все силы Бажова. Занимался он и продразверсткой — оставив себе «подпольную» фамилию Бахеев, и культурой, и решением всяких возникающих вопросов.

После установления в Усть-Каменске советской власти Бажов был загружен работой полностью. Не обходилось без курьезов. Вот один из таких случаев, о котором вспоминает Николай Рахвалов, еще один свидетель той поры: «Вскоре после освобождения города Усть-Каменогорска от колчаковских банд была проведена регистрация коммунистов. Налицо оказалось всего 28 человек членов и кандидатов РКП б , включая руководящий состав советских и партийных организаций. Как распределить кадры?! Приходилось каждому активному партийцу занимать по нескольку ответственных постов, пока не были выявлены кадры сочувствующих, способных вести определенную работу. Коммерческим агентом этого общества был некий Н. Мелихов На пароходе, сразу же национализированном советской властью, имелось пианино.

Предвидя национализацию имущества, Мелихов снял с парохода инструмент и поставил его в квартиру своих приятелей. Про это узнал Николай Степанович Гавриленко — художественный руководитель самодеятельного драмколлектива водников, где, между прочим, принимала участие в качестве суфлера и Валентина Александровна Бажова. Гавриленко стал добиваться, чтобы пианино было отдано клубу водников. Мелихов укрыл пианино в другом месте — на квартире директора городского училища. Гавриленко, взяв в военкомате двух латышей-красноармейцев, явился к директору училища. Но тот заартачился. Латыши, не долго думая, — к председателю ЧК. Тот, конечно, предложил директору передать инструмент клубу, а самому явиться наутро в ЧК для объяснений.

У директора от страха, говорят, тряслись колени. Но все же он нашел в себе силы попросить предчека отсрочить возврат пианино и разрешить ему проконсультироваться у заведующего отделом народного образования, коему по службе подчинен. Предчека разрешил. Павел Петрович Бахеев, заведующий отделом народного образования, принял жалобщика приветливо, сказал ему, что и сам бывший учитель, понимает его с полуслова, но пианино, сказал он, клубу водников нужнее, чем супруге директора училища. Раздосадованный неудачей директор решил найти управу на Бахеева в профсоюзе. В то время явочным порядком было уже создано упрофсоюза работников просвещения. Директор очутился лицом к лицу с председателем упрофбюро… П. Директор был зол и настойчив.

Он решил обратиться к прессе. В Усть-Каменогорске с первых же дней восстановления советской власти стала выходить газета «Известия Усть-Каменогорского ревкома». Облачившись для солидности в парадный вицмундир, директор предстал наконец перед ясным взором редактора газеты — Павла Петровича Бахеева. Павел Петрович встретил его приветливо, с добродушной улыбкой.

Литература заинтересовала Павла Бажова только в возрасте 57 лет. Первый псевдоним Бажова звучал как Бахеев.

В период гражданской войны этот писатель был членом отряда «Красных орлов», который преследовал священнослужителей и гражданских лиц, которые не скрывали свою религиозность. После того как война завершилась, у Павла Бажова резко ослабло зрение, но он все же не прекратил писать для детей и взрослых, а также не забросил свою редакторскую работу. Практически 20 лет своей жизни Бажов преподавал русский язык. Павел Петрович души не чаял в детях, а они отвечали ему взаимностью и уважали его. На собственном уроке этот мужчина мог заинтересовать даже закоренелого двоечника. Детство и юность Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года в селе Сысерть в Пермской губернии в обыкновенной крестьянской семье.

В земской школе будущий писатель находился в числе самых лучших учеников. При этом он приводил в восторг своих преподавателей, потому как он обладал пытливым умом, замечательной памятью и стремлением учиться. Когда учеба Бажова завершилась в 1899 году, 20-летний будущий писатель получил место в духовной семинарии, что базировалась в Перми. Молодой человек тогда должен был расстаться с родителями, решившись на дальний переезд и прекрасные перспективы для будущей карьеры. Любимец детворы Павел Петрович Бажов сильно любил детей, а они отвечали ему такой же преданной любовью. Этот писатель говорил с детишками безо всякого сюсюканья, как со взрослыми людьми, потому что он был опытный и наблюдательный педагог.

Этот мужчина всегда с должным пониманием относился к детским проблемам и ему хотелось увидеть в глазах своих подопечных настоящее счастье. В знак особенного детского доверия на столе Бажова всегда находился пионерский галстук, который ему был вручен пионерами первой железнодорожной школы.

Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Фольклор или фейклор: В чём секрет популярности уральских сказок Павла Бажова Знакомые и любимые с детства уральские сказы Павла Бажова сформировали для миллионов читателей впечатление о культуре уральской земли, о ее прошлом, традициях и ценностях. Настолько гармонично вписаны истории о Даниле-мастере и Серебряном копытце в представления об этом горном крае, что приходится приложить усилия, чтобы поверить: все это — не народный эпос, а чистой воды художественный вымысел писателя. Детство, Урал и рассказы деда Слышко Павел Петрович Бажов по-настоящему Бажев родился в 1879 году на Урале, в Сысерти, городке Екатеринбургского уезда Пермской губернии, в семье горного мастера. Детство Павла было наполнено рассказами и наблюдениями за работой шахтеров, горнодобытчиков, и в родном городе, и в Полевском, куда семья перебралась в 1892 году. Мальчик с отличием окончил заводскую школу, после поступил в Екатеринбургское духовное училище, затем окончил семинарию. До революции 1917 года Бажов преподавал русский язык, состоял в партии эсеров, позже стал большевиком.

Бажов Бажов активно участвовал в становлении новой власти, руководил красными партизанскими отрядами во время Гражданской войны, а после посвятил себя журналистике и литературе. Требования были жесткие — никаких отсылок к религиозным темам, грубого просторечья, рассказов о крестьянской жизни.

Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова

Интересные факты. У Бажова были государственные награды — медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» и орден Ленина, а также Сталинская премия за сборник «Малахитовая шкатулка». Интересные факты из жизни Бажова. У биографов Бажова нет точных данных о первой любви публициста, хоть в мемуарах он отмечает факт, что первое романтическое увлечение случилось с ним в 15 лет. Человек позднего цветения, Павел Бажов, стал писателем в 60, а через 10 лет умер. У биографов Бажова нет точных данных о первой любви публициста, хоть в мемуарах он отмечает факт, что первое романтическое увлечение случилось с ним в 15 лет. Его жизнь полна интересных фактов, связанных не только с работой, но и личной жизнью.

57 интересных фактов о Бажове Павле Петровиче, авторе «Хозяйки медной горы»

Бажов активно участвовал в становлении новой власти, руководил красными партизанскими отрядами во время Гражданской войны, а после посвятил себя журналистике и литературе. Интересно, что одна из дочерей Бажовых, Ариадна, вышла замуж за Тимура — сына другого замечательного писателя, Аркадия Гайдара. русский советский писатель, журналист, краевед, живший в Екатеринбурге. При написании сказов Бажов руководствовался определенными установками, в ряде случаев отступая от исторических фактов.

Павел Петрович Бажов Некоторые факты биографии

Хозяйка Медной горы — дух или бог местности. Этот персонаж появляется перед героями или в виде прекрасной женщины, или в виде ящерки в короне. Как и любой дух, Хозяйка привязана к области своих владений и считает себя здесь полноправной правительницей. Ее не интересуют события, происходящие в поселке, но она не может простить нарушения границы: «Не любит будто она, как под землей в зоне ее господства, ред. Поэтому-то и погибает Северьян, герой сказа «Приказчиковы подошвы», поэтому-то «заграничной барыне», объявившей себя единственной хозяйкой горы, и предстоит узнать почем фунт лиха сказ «Таюткино зеркальце». Еще две ипостаси Хозяйки — персонификация «земли-матери» и персонификация рока. Женские персонажи в сказах Бажова вообще нередко выступают в качестве олицетворения судьбы. Гельгардт указывает на родство Хозяйки Медной горы с Царицей гор из новелл немецких романтиков «Руненберг» Л.

Тика 1804 и «Фалунские рудники» Э. Гофмана 1819. Великий Полоз — змей, образ которого восходит и к языческим змеям разных культур, символизирующим плодородие, бесконечность мира Уроборос , домашний очаг, мудрость, и к христианской культуре искушение. У Бажова полоз изначально предстает нейтральным существом, также, как и Хозяйка Медной горы, охраняющим свои владения: «Не любит, вишь, он, чтобы около золота обман да мошенство были, а пуще того, чтобы один человек другого утеснял». Полоз мудр, сразу распознает на что падок Костька, но суров и мстителен. Как и любому духу, ему чужды человеческие чувства, поэтому он и преследует одну из своих дочерей, Золотой волос, за то, что та посмела выйти замуж за башкирского богатыря Айлыпа.

За свою жизнь Павел Бажов попробовал свои силы в разных литературных жанрах. Однако, широкую известность ему принёс один из них — сказы. Некоторые свои сказы писатель от начала и до конца сочинил сам, хотя при этом он продолжал утверждать, что в детстве слышал, как их рассказывали старики. Некоторые персонажи сказов Павла Бажова были использованы зарубежными авторами в их фантастических произведениях. Образы из сказов Бажова - Каменный цветок и Хозяйка медной горы - изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы.

Позже тексты Бажова были напечатаны в журнале «Красная новь». Когда выяснилось их художественное происхождение, автора хотели наказать за фальсификацию. Ситуацию спас поэт Демьян Бедный, ссылаясь на книгу Семёнова-Тян-Шанского, где есть примечание о горах Азова, поэт утверждал, что Бажов мог позаимствовать сюжеты оттуда. Писатель действительно заимствовал многое из народного фольклора. Так, его герои имеют мифологических предшественников. Мы попробовали определить архетипы некоторых из них. Дед Слышко — рассказчик, у которого был вполне реальный прототип — сторож заводского склада Василий Хмелинин. Тем не менее, образ деда можно соотнести со сказителем Баяном. Он единственный, кто знает весь описываемый им мир, он же выступает связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Всезнайство Слышко не выходит за пределы сысертских заводов. Чтобы понять, что происходило вне обозримого для него пространства, он нуждается в помощи. Как и многие фольклорные персонажи, Слышко обладает целым рядом посредников, среди которых и живые герои, и неодушевленные магические предметы. Несмотря на заявленное авторство «Сказов», Слышко выступает в качестве alter ego самого Бажова, заменяя его в сознании читателей. Хозяйка Медной горы — дух или бог местности.

Редактор сборника Е. Блинова «через четыре месяца общения с Павлом Бажовым, в июне 1935 года, резко изменила направление работы и стала нацеливать В. Бирюкова на собирание рабочего фольклора». Ставший после Е. Блиновой редактором сборника Бажов написал для него сказы «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка» и «Про Великого Полоза», объявив их фольклорными записями сказов В. Хмелинина, которые Бажов слышал в 1892-1895 годах. Хмелинин Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей» происходил с Полевского завода и выведен как рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это прием, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем. Сказы Бажова сочетают трудносовместимые установки сказочной и несказочной прозы. В 1933 году по доносу М. Кашеварова был обвинен в присвоении партийного стажа с 1917 года, исключен из партии. Через несколько месяцев после ходатайства был восстановлен в партии с началом стажа в 1918 году, за «приписывание» стажа ему был объявлен строгий выговор. После этого Павлу Бажову поручили написать книгу о строительстве Краснокамского бумажного комбината. Но по мере написания главные герои исчезали в горниле репрессий, в результате книга не была опубликована. В 1936 году в 11-м номере журнала «Красная новь» был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка». Также ему было поручено подготовить книгу «Формирование на ходу. К истории Камышловского 254-го 29-й дивизии полка». Он уже работал редактором Свердловского книжного издательства. После того как в 1937 году командовавший дивизией во время Гражданской войны М. Васильев был репрессирован, по еще одному доносу М. Кашеварова Бажов был вновь исключен из партии и уволен из издательства. Целый год большая семья Бажова жила за счет огорода и маленькой зарплаты его свояченицы. В это вынужденно свободное время он написал много своих сказов. Через год исключавший его из партии И. Кабаков сам попал под репрессии и Бажов был восстановлен в партии и в издательстве хотя и с понижением в должности , после чего смог сполна расквитаться с Кашеваровым. В 1939 году вышло первое издание уральских сказов - «Малахитовая шкатулка». Эта книга при жизни автора неоднократно пополнялась новыми сказами. Мифологические персонажи сказов Бажова делятся на антропоморфных и зооморфных. Весьма образны персонификации природных сил. Хозяйка медной горы - хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой - в виде ящерицы в короне. Происхождение свое ведет, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь. Великий Полоз - ответственен за золото «он тут всему золоту полный хозяин». Его фигура создавалась Бажовым на основе поверий древних хантов, манси и башкир, уральских легенд и примет горщиков и рудознатцев. Фигурируют также многочисленные дочери Полоза - Змеевки или Медяницы. Одна из них - Золотой Волос - выведена в одноименном сказе. Бабка Синюшка - персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале и называли «синюшкой». Перед «гораздыми да удалыми» бабка Синюшка «красной девкой оборачивается»: именно такой ее видит Илья - герой сказа «Синюшкин колодец». Огневушка-поскакушка, «девчоночка махонькая» - танцующая над месторождением золота связь между огнем и золотом. Серебряное копытце - волшебный «козел», у которого на одной ноге серебряное копыто, там, где он этим копытом топнет - появится драгоценный камень. Голубая змейка - волшебная маленькая змейка, персонификация самородного золота: «Когда она этак-то бежит, вправо от нее золотая струя сыплется, а влево черная-пречерная… Наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла». Земляная кошка - персонаж сказа «Кошачьи уши», персонификация сернистого газа: по словам автора, «образ Земляной кошки возник в горняцких сказах опять-таки в связи с природными явлениями. Сернистый огонек появляется там, где выходит сернистый газ. Он имеет широкое основание и поэтому напоминает ушко». При написании сказов Бажов руководствовался определенными установками, в ряде случаев отступая от исторических фактов. Бажов при написании сказов изучал исторические документы, но если в исторических исследованиях по какому-то вопросу было разногласие, то писатель отвергал все, что, по его мнению, было не в пользу России, Урала, и не в интересах простого народа. Сказы оказали большое влияние на уральскую фольклористику, хотя сами по себе не являются фольклорным материалом. Павел Бажов собирал фольклор как писатель, не записывая того, что должен записывать ученый-фольклорист и не проводя паспортизации. Сказы и деятельность Бажова оказали значительное влияние на уральскую фольклористику, на десятилетия определив направление ее развития - сбор «рабочего фольклора». Немало способствовал этому сам Бажов, который часто посещал преподавателей и студентов Уральского государственного университета УрГУ , наставляя их на собирание рабочего фольклора, инициировал фольклорные экспедиции в города и поселки городского типа для сбора «рабочего фольклора», давал методические советы по его записи и называл населенные пункты, где его надо собирать. При этом отбрасывалась значительная часть фольклора населения Урала, прежде всего крестьянский фольклор. С 1940 года возглавлял Свердловскую писательскую организацию. Павел Бажов умер 3 декабря 1950 года в Москве от рака легких. Похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище 10 декабря 1950 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий